DOI 10.25588/CSPU.2019.153.7.006
УДК 378 ББК 74.480
Т. В. Жабакова
ORCID № 0000-0001-9947-5505 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ЭКСПЕКТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность внедрения экспектационного подхода к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения. Выстраивание собственной профессиональной Я-концепции требуют активности личности, реалистичности и гибкости экспектаций, активной самореализации. С позиции экспектационного подхода самореализация личности студентов в процессе обучения рассматривается как процесс реализации профессиональных представлений и ожиданий будущего педагога через конкретные учебные действия в настоящем времени.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной пробле-
§
| ме самореализации личности студентов в процессе обучения, а
vo
^ также диагностические методики, включающие многомерный
и;
^ опросник самореализации С. И. Кудинова, модифицированная
методика «Незаконченные предложения». Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону).
Результаты. В результате качественного анализа методики «Незаконченные предложения» выявлено, что большинство ожиданий респондентов связано с представлениями о самореализации в учебной деятельности. В качестве основных характеристик экспектаций выделены:
СС
— «стандартизированная» эмоциональная оценка; е
к
— недостаточная осознанность значимости учебной дея- I
к
тельности; ж
' ж
— нереалистичность в представлениях о себе и целях жизни;
— полярность представлений респондентов о себе.
Ж( Ж
о
х
о
Выявлена статистически значимая взаимосвязь между ^
о
ее е
личностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о будущем, о «Я» деятельностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления об учебе, о профессиональной деятельности, социальной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о семье.
Обсуждение. Выделены аксиологический (общенаучный уровень), акмеологический (конкретно-научный уровень) и ситуативный (методико-технологический уровень) компоненты „
ее
экспектационного подхода, которые определяют многоуровне- Н
ж о №
№ 3
о -к
е с с е о
о
к
е
л
а
I
ж
ж л
ж
ж
ж к
о
вый и иерархической характер проблемы.
Заключение. Делается вывод, что реализация экспектационного подхода к проблеме самореализации личности студентов
в процессе обучения позволяет актуализировать потенциальные Ч
е
н
возможности студентов и осуществлять «опредмечивание» в дея- |
тельности профессиональных ожиданий субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: процесс обучения; экспектационный подход; самореализация личности студентов.
Основные положения:
— определены возможности построения экспектационного подхода к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения;
— исследована взаимосвязь между личностной, деятель-ностной, социальной самореализацией и экспектациями;
— представлены результаты оценки эффективности аксиологического, акмеологического и ситуативного компонентов экспектационного подхода для описания самореализации личности студентов в процессе обучения.
1 Введение (Introduction)
В современном образовательном процессе понятия «субъ-ектность» [1], «самореализация» становятся системообразующим фактором деятельности педагога. Поэтому возникла объективная необходимость внедрения новых методологических «идеологий» в подготовку студентов педагогического вуза, отвечающих вызовам современности. По нашему мнению, объединить «самореализованность» и практико-ориентированность в процессе педагогического образования позволяет внедрение экс-пектационного подхода. Для нашего исследования экспектаций с позиции самореализации личности студентов в процессе обучения важна точка зрения Т. П. Борисовой [2], которая исследует
^ ожидания в социальном континууме вуза. Профессиональные е-; ожидания представлены, по мнению Т. П. Борисовой [2], прог-
нозируемыми изменениями социального статуса, происходящими под воздействием профессиональной деятельности. Поступление в вуз становится в представлениях молодого человека первым этапом реализации экспектаций [3].
Самореализация личности, протекающая на первом курсе педагогического вуза, определяется особенностями «вхождения» студента в «новые» отношения: однокурсники, педагоги и т. д., поэтому экспектации первокурсников в большей степени связаны
с контекстом реальности, чем с представлениями студентов о бус
дущей профессии и образами желаемого будущего. Однако фор- е
к
мирование ценностно-смыслового поля экспектаций, построение §
»К
о
смыслового поля профессионального саморазвития на старших нн
курсах детерминируют структуру самореализации личности. Выстраивание собственной профессиональной Я-концепции требуют активности личности, реалистичности и гибкости экс-пектаций, активной самореализации. Поэтому экспектационный подход позволяет рассматривать самореализацию личности студентов в процессе обучения как процесс реализации профессиональных представлений и ожиданий будущего педагога через конкретные учебные действия в настоящем времени.
2 Материалы и методы (Materials and methods) В эмпирической части при измерении параметров, характеризующих экспектационный подход к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения, применялись: Ж 1) в качестве психодиагностической методики исследова-
о е
у д
ния самореализации личности использовался многомерный о
опросник самореализации С. И. Кудинова [4];
2) модифицированная методика «Незаконченные предло- Ч жения» для исследования экспектаций.
Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке):
1) ожидания, связанные с самореализацией в учебной деятельности;
2) ожидания, отражающие представления о будущем;
3) ожидания, связанные с отношениями в семье;
4) ожидания, связанные с представлениями о взаимодействии с преподавателями;
5) ожидания, связанные с представлениями о взаимодействии с однокурсниками;
6) ожидания, отражающие представления профессиональной педагогической деятельности;
7) ожидания, отражающие представления о «Я». На втором этапе каждому утверждению необходимо поставить эмоционально-оценочный балл: +1, 0, -1 по следующей шкале:
— +1 — «положительные» ожидания, описание позитивно окрашенных переживаний, связанных с вопросами тематических блоков;
— 0 — нейтральная оценка и «безоценочность», стремление к рациональным высказываниям. Респондент не закончил предложение стимульного материала.
а --1 — негативные экспектации, описание негативного
50
8
^ сценария в экспектациях, ожидание переживания отрицательных ^ эмоций.
^ Для статистической обработки результатов измерений при-
менялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону). 3 Результаты (Results)
Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению экспектационного подхода к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения осуществлялась на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического уни- к
с
а
верситета. g
а
Качественный анализ методики «Незаконченные предло- и
ж
жения» показывает, что большинство ожиданий респондентов g
Ki
связано с представлениями о самореализации в учебной дея- д
тельности. В 47,5 % анкет при внешней положительной оценке №
№
о
ее е
категории «учеба» проявляется ригидность ожиданий: «учеба» рассматривается в категориях «хорошо» — «нехорошо» — «плохо». Одной из причин «стандартизированной» эмоциональной оценки экспектаций в категории «учеба», по нашему мнению,
о
о
е
е §
возможно, является недостаточная осознанность значимости ^
к к
«учебы». Нереалистичность в представлениях о себе и целях к
ч о
жизни проявили 56 % респондентов. 18 % респондентов прояви- с ли либо неопределенность в представлении о будущем («займусь какой-либо деятельностью», «хочу что-то оставить после себя»), либо формулировали цель, не связанную с процессом обучения, но соответствующую возрастным особенностям студенческого возраста («найти себя», «создать семью»). Однако более 20 % студентов четко сформулировав цель деятельности, указали на Ч потребность в саморазвитии, самопознании, систематическом
у д
е ж
S о №
№ о
-К
е
с с е о
духовном и физическом самосовершенствовании [5] («стремлюсь к достижению высоких результатов» и т. д.).
Ожидания, связанные со взаимодействием с однокурсниками, соответствуют психологическим особенностям интерактивного аспекта общения в группе студентов:
1) линия «Я и Другой» отражена в категориях «отношения», «любовь» и т. д.;
2) линия «Я и коллектив» проявилась в экспектациях, описывающих «Я в коллективе», например, «буду помогать однокурсникам», и экспектациях, связанных с моделями развития социальной группы в целом, например, «сплотимся», «хорошие отношения», «боюсь быть чужим».
В семантических категориях ожиданий, связанных с отношениями в семье, выделились две группы экспектаций: семья как «родительская семья» и семья как «собственная семья». Качественных анализ семантических единиц, экспектаций категории «родительская семья» в 7 % случаев отражает пассивный вид самореализации, что, возможно, является результатом воспитания, реакцией на давление среды, приспособление личности к окружению. Категория «собственная семья» отражает не только ценностные ориентации на создание семьи, но и представления о будущем, которые у 45 % респондентов реалистичные, гибкие, статусные, положительные по модальности.
При анализе семантических категорий, описывающих
ожидания, связанные с представлениями о взаимодействии с пре-
а подавателями, выявлены лексические единицы, отражающие сов ко
ак циально-корпоративные установки самореализации, активность,
^ оптимистичность, интернальность, конструктивность. Однако при
^ общей положительной оценке следует выделить и лексические
единицы, указывающие на социальные и личностные барьеры при взаимодействии с преподавателями у 12 % респондентов.
Анализ лексических единиц, отражающих представления о «Я», позволяет сделать вывод о полярности представлений респондентов о себе. «Активные» и «пассивные» экспектации, отражают прежде всего Я в самореализации. Активная самореализация появляется при высокой интернальности достижений или установке личности не только нести ответственность за собственные решения, но и экспектации профессиональных достиже-
с
ний. Активная самореализация в процессе обучения формирует- а
т
ся только при включенности в процесс, «энергичной инициации а
»К
событий», способности оказывать влияние на ситуацию [6]. При н
Й! а
о ^
о д
этом внешние стимулы, внешняя мотивация, ограничивая творческое преобразование действительности, как правило, не отражают экспектации субъектов образовательного процесса, поэто- а
р
о
му возникает пассивная самореализация. ^
е
Исследования взаимосвязи видов самореализации [7] и экспектаций отражает взаимосвязь между личностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о будущем, о «Я» (корреляция по Пирсону 0,383, значимая на уровне 0,01 и 0,344, значимая на уровне 0,01), деятельностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления об учебе, о профессиональной деятельности (корреляция по Пирсону 0,276, значимая на уровне 0,05 и 0,436, значимая на уровне н 0,01) социальной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о семье (корреляция по Пирсону 0,346, значимая на уровне 0,01).
у д
о в
в р о
-к
е
с с е о
4 Обсуждение ^¡зсиззшп) V
е
н и
¡о
Таким образом, эмпирически выявив связь между экспекта-
циями и самореализацией, в качестве теоретико-методологического подхода к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения мы выбрали экспектационный подход, который предполагает рассматривать процесс самореализации личности студентов в процессе обучения как процесс реализации потенциальных возможностей субъектов образовательного процесса на основе профессиональных ожиданий. Экспектации детерминируют мотивационный подтекст учебной деятельности и определяют степень значимости результата и ценности самореализации личности в процессе обучения [2].
В то же время понимая, что не все положения теории экс-пектаций могут быть экстраполированы на наше исследование, мы полагаем использовать аксиологическую, акмеологическую и ситуативную составляющие подхода, которые определяют многоуровневый и иерархической характер проблемы.
В качестве общенаучного компонента экспектационного подхода нами выбран аксиологический компонент [8], который является методологической основой исследования, поскольку прогнозирование процесса самореализации личности студентов на основе ожиданий основано на особенностях ценностного сознания, ценностного поведения, ценностного отношения. Ожидания «ситуация — результат» проявляются в убеждении, что цель самореализации значима с личной и общественной точек зрения и заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Экспектации в таком случае обусловлены ценностями-целями, ценностями-а нормами и отражают представление о результате самореализа-^ ции в процессе обучения.
N Акмеологический компонент отражает конкретно-
^ научный уровень методологии и представления о самореализа-
ции личности студентов как актуализации потенциальных возможностей студентов [1]. Поэтому в качестве «маркеров» самореализации на этом уровне методологии мы рассматриваем «стремление к успеху», «самосовершенствование», «личностный рост», «саморазвитие». Экспектации реализуются в представлениях о профессиональном росте, о карьере, о личностном совершенствовании, определяя не только направленность педагогической деятельности, но и отражая причинно-следственные отношения в системе самореализации.
кс
Методико-технологический компонент экспектационного а
к
т
подхода представлен ситуативным компонентом, который явля- а
»К
ио
ется методологической основой организации процесса обучения нн
студентов. В качестве цели обучения выступает самореализация личности студентов, а в качестве формы организации процесса обучения — «квазиситуционная» учебная деятельность [9],
первых, самореализация выступает как «движение» к актуализации и достижению личных целей и интересов в непосредствен-
п
о о д
р о
направленная на создание новых моделей самореализации. ле
о
амо
оре е
ал
Таким образом, выбранные нами компоненты экспектационного подхода относятся к общенаучному (аксиологический), конкретно-научному (акмеологический) и методико-технологи-
й
ческому уровням методологии, что определяет многоуровневость к
ли
и иерархический характер самореализации личности студентов в н
ос
процессе обучения. Кроме того, экспектационный подход позво- т ляет рассматривать содержание процесса самореализации лич- у
де
ности студентов в процессе обучения в нескольких планах. Во- |
о в
в п р о е с
ном соприкосновении с миром; во-вторых, самореализация поз- е
о
воляет выстроить интерсубъектный процесс обучения, опредме- уч
е
н
чивая индивидуальность через систему экспектаций. §
5 Заключение (Conclusion)
Экспектационный подход предполагает рассматривать самореализацию будущего педагога физической культуры как актуализацию потенциальных возможностей и опредмечивание в деятельности профессиональных ожиданий субъектов образовательного процесса. Мотивационный подтекст ожиданий проявляется в ожидании результата, ценности и валентности результата [2]. Таким образом, в соответствии с экспектационным подходом мы рассматриваем самореализацию личности студентов в процессе обучения как реализацию субъективных ожиданий достижения цели и достижения результата. Экспектации как фактор самореализации оказывают влияние на модальность отношений и установок, определяющих эффективность процесса обучения в вузе, поскольку формируют образ желаемого будущего через контекст восприятия реальности.
Библиографический список
1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М. : Школа-пресс, 1995. - 384 с.
2. Борисова Т. П. Социально-психологическая феноменология как методологическая основа профессиональных ожиданий // Вестник университета. 2012. № 1. С. 112-114.
3. Коростылева Л. А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997. - 172 с.
4. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности : учебное пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 270 с.
§ 5. Baumann S. (2000), Psychologie im Sport, Meyer &
§
Meyer, Aachen, 357 p. ^ 6. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы чело-
^ века // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева,
B. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. С. 176-177.
7. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации // Вестник РУДН. 2008. № 1. С. 28-36. (Серия «Психология и педагогика»).
8. Сизганова Е. Ю. Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2 (4).
C.842-845.
9. Вульфов Б. З., Иванов В. Л. Основы педагогики : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во УРАО, 1999. - 616 с.
Т. V. Zhabakova
ORCID Ш. 0000-0001-9947-5505 ^
л
о ^
о а
а
Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF STUDENTS'
3
a о
e
EXPECTIONAL APPROACH ^
SELF-REALIZATION IN THE LEARNING PROCESS ^
К d
Abstract I
Introduction. The article substantiates the relevance of the introduction of the projection approach to the problem of self-realization of the personality of students in the learning process. Building your own professional self-concept requires the activity of a person, realism and flexibility of projections,
e
e a
——i a
— 3
a
active self-realization. From the perspective of the projection 3 approach, it allows us to consider the self-realization of the personality of students in the learning process as a process of
realizing professional ideas and expectations of the future teacher through specific educational actions in the present time.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the problem of students self-realization in the learning process, as well as diagnostic methods, including a multi-dimensional self-realization questionnaire S.I. Kudinova, a modified method of «unfinished offers». For statistical processing of the measurement results, the SPSS v 17.0 software, descriptive statistics, and correlation analysis (according to Pearson) were used.
Results. As a result of a qualitative analysis of the «Unfinished offers» methodology, it was revealed that most of the respondents' expectations are associated with ideas about self-fulfillment in educational activities. The main characteristics of the projections were: «standardized» emotional assessment, lack of awareness of the importance of learning activities, unrealistic ideas about oneself and the goals of life, polarity of respondents about themselves. A statistically significant relationship was found between personal self-actualization and perceptions reflecting ideas about the future, about the «I» by active self-realization and perceptions reflecting ideas about learning, about professional activity, social self-realization and expositions, reflecting ideas about the family.
Discussion. The axiological (general scientific level), acmeological (concrete scientific level) and situational (methodological and technological level) components of the projec-
n tion approach are identified, which determine the multi-level ^ and hierarchical nature of the problem.
Conclusion. It is concluded that the implementation of the projection approach to the problem of self-realization of the personality of students in the learning process allows you to actualize the potential of students and carry out «objectifica-tion» in the activitie s of professional expectations of the subjects of the educational process.
Keywords: learning process, projection approach, self-realization of students personality.
Highlights:
Personality of students in the learning process were identified;
The relationship between personality, activity, social self-realization and experience is investigated;
The results of evaluating the effectiveness of the axio-logical, acmeological and situational components of the projection approach to describe the self-realization of the personality of students in the learning process are presenter.
References
3 e
c
i
o
n a 3 3
ro a
c h
a-
e
P ro
1. Slobodchikov V.I. & Isaev E.I. (1995), Psichologia che- ^
loveka. Vvedenie v psichologiu subyektivnosti [Human psycholo- e
a
gy. Introduction to the psychology of subjectivity]. Izdatel'stvo "Shkola-press ", Moscow, 384 p. (In Russian).
2. Borisova T.P. (2012), Socialno-psihologicheskaya fe-nomenologiya kak metodologicheskaya osnova professionalnyh ozhidanij [Socio-psychological phenomenology as a methodological basis for professional expectations]. Vestnik universiteta, 1, 112-114. (In Russian).
3. Korostylyova LA. & Kravchenko N.E. (1997), Pyti professionalnoy I lichnostnoy samorealizatsii [Ways of profes-
e lf-
re a
i
a
i
o
n
a-
e
L e a
rni n
g 3
ro c
e
sional and personal self-realization of a person]. St. Petersburg, 172 p. (In Russian).
4. Kudinov S.I. & Kudinov S.S (2012), Psichodiagnostika lichnosti (Uchebnoye posobiye) [Psychodiagnostics of personality (Training manual)]. Izdatel'stvo Tol'yattinskogo gosudarstven-nogo universiteta, Tolyatti, 270 p. (In Russian).
5. Baumann S. (2000), Psychologie im Sport, Meyer & Meyer, Aachen, 357 p.
6. Leontyev D.A. (1997), Samorealizatsiya i sushcnostny-ey sily cheloveka [Self-realization and the essential forces of man]. Psichologiya s chelovecheskim listom, Izdatel'stvo "Smysl", Moscow, pp. 176-177.
7. Kudinov S.I. & Krupnov A.I. (2008), Sistemnaya model samorealizatsii [System model of self-realization]. Vestnik Ros-siyskogo universiteta druzhby narodov, 1, 28-36.
8. Sizganova E.Yu. (2014), Transformaciya pedagog-icheskih cennostej v soznanii studenta sovremennogo vuza [Transformation of pedagogical values in the mind of a modern University student]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 16, 2 (4), 842-845. (In Russian).
9. Vulfov B.Z. & Ivanov V.L. (1999), Osnovy pedagogiki [Basics of pedagogy]. Izdatel'stvo Universiteta Rossiyskoy akad-emii obrazovaniya, Moscow, 616 p. (In Russian).
a £
a
-Q
a