Научная статья УДК 327
DOI 10.52070/2500-347X_2022_4_849_34
Экспансия как имманентное свойство цивилизации
С. Г. Киселев12
1Московский государственный лингвистический университет
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Москва, Россия
Аннотация. В статье исследуется экспансия как явление политической, исторической, культурной жизни на-
родов, государств, цивилизаций и человечества в целом. Данное явление рассматривается с по-лицивилизационной позиции. Автором, на основе анализа, подтверждается вывод классиков цивилизационной теории о том, что экспансия представляет собой неотъемлемое, имманентное свойство геоцивилизации, делается вывод о том, что оно проявляется в современных условиях в разных формах.
Ключевые слова: цивилизация, экспансия, контрэкспансия, межцивилизационное взаимодействие, соперничество и противоборство, экспансия западной цивилизации, геоцивилизационные вызовы, столкновение цивилизаций, линии цивилизационных разломов, трансформация мирового порядка
Для цитирования: Киселев С. Г. Экспансия как имманентное свойство цивилизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 4 (849). С. 34-38. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_4_849_34
Original article
Expansion as an Immanent Property of Civilization
Sergey G. Kiselev12
1 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article explores expansion as a phenomenon of political, historical, cultural life of peoples,
states, civilizations and humanity as a whole. This phenomenon is considered from a policivilizational position. The author, based on the analysis, confirms the conclusion of the classics of civilizational theory that expansion is an integral, immanent property of geocivilization, concludes that it manifests itself in modern conditions.
Keywords: civilization, expansion, counter-expansion, intercivilizational interaction, rivalry and confrontation,
expansion of Western civilization, geo-civilizational challenges, clash of civilizations, lines of civilizational faults, transformation of the world order
For citation: Kiselev, S. G. (2022). Expansion as an immanent property of civilization. Vestnik of Moscow State
Linguistic University. Social Sciences. 4(849), 34-38. 10.52070/2500-347X_2022_4_849_34
Политические науки
введение
Актуальность исследования вопроса, поставленного в теме статьи и рассматриваемого на основе полицивилизационного понимания хода мирового процесса, обусловлена возрастанием цивилизаци-онного сознания, роли геоцивилизаций как акторов международных отношений, расширением циви-лизационной интеграции, повышением значения цивилизационного фактора в международных делах и мировой политике. Сегодня система мировых цивилизаций всё более становится своего рода матрицей глобальной и региональной геополитики, определяющей фундаментально-ценностные конструкты и векторы развития стран и геоцивилизаций. В понимании характера происходящего процесса значимую роль играет знание и учет особенностей функционирования такого явления, как экспансия.
Автором проанализированы труды классиков цивилизационной теории Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также С. Хантингтона, Н. Н. Моисеева и современных исследователей по данной проблематике.
Автором применяется геоцивилизационный подход к исследованию международных явлений, позволяющий увидеть срез мировых процессов и событий, выявить «внутренние пружины» и фундаментально-ценностные основания конфликтов и противостояний, используются методы контент-анализа трудов классиков цивилизационной теории, контекстно-исторического анализа мировых процессов, сравнительного анализа, пространственно-культурного исследования процессов, связанных с взаимодействием цивилизационных общностей.
экспансия как принцип существования цивилизационных общностей
Британский исследователь А. Тойнби в своем фундаментальном 12-томном «Постижении истории» отмечал, что современная мировая политика -это постоянное политическое, экономическое, идеологическое состязание цивилизаций, и одна из основных форм участия цивилизации в этом состязании - экспансия [Тойнби, 1991].
Уместно отметить, что А. Тойнби не является первооткрывателем в этой области. До него подобную мысль сформулировал в XIX веке русский ученый Н. Я. Данилевский в фундаментальном труде «Россия и Европа», а затем немецкий философ О. Шпенглер в начале XX столетия.
В частности, именно Н. Я. Данилевскому, осуществившему первым в истории мировой науки попытку изучения истории, культуры и политики на гео-цивилизационной основе, ставшему основателем локально-цивилизационной теории поступательного развития человечества и «раскассировавшему» на цивилизационные общности (цивилизации или культурно-исторические типы) весь Земной шар и проживающие на нем народы, принадлежит первенство в постановке вопроса об экспансии цивилизации. Ученый обозначил экспансию явлением естественным, имманентно присущим любой цивилизации.Стремление одной цивилизации подчинить, завоевать другую, он назвал «проявлением экспансивной силы» [Данилевский, 2003]. Иными словами, экспансия, по Данилевскому, есть естественное желание, потребность в расширении своего влияния, чему подтверждением приведенные им исторические примеры экспансионизма греческой, римской, европейской цивилизаций.
Согласно О. Шпенглеру, продолжателю дела Н. Я. Данилевского по исследованию цивилизаций, каждой из них присущ «принцип экспансии» [Шпенглер, 1993].
механизм экспансии
Цивилизации в процессе своего существования взаимодействуют друг с другом. Если какая-либо геоцивилизация осознает, что соседняя геоцивилизация в данный момент слабее ее, она, как правило, не преминет воспользоваться ситуацией. А. Тойнби подчеркивал: «цивилизация, осознавшая свое превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе, пока эта сила есть» [Тойнби, 1991, с. ]. Иначе говоря, для цивилизации подобная ситуация представляет собой вызов, на который следует дать экспансионистский ответ. Вопрос только о форме этого ответа. Экспансия может быть мирной и не мирной, и проявляться в самых разных формах.
Если посмотреть на современную действительность, то можно убедиться, что и нынче цивилизации, особенно наиболее экспансивные, стремятся распространить свои ценности (наиболее яркий пример - либеральные западные ценности) на окружающий их мир. Если же цивилизация, в силу своей недостаточной мощи, не способна навязывать свои ценности соседям, она под воздействием чувства самосохранения пытается защитить свои ценности, свою культуру, а укрепившись, может быть способной на контрэкспансию.
Реалии демонстрируют, что несмотря на многовековое масштабное распространение западных ценностей, сопровождаемое сильным политическим,
экономическим и культурным давлением, конфуци-анско-буддистские, исламские, индуистские ценности смогли не просто сохранить себя, но и получают заметное распространение в современном меж-цивилизационном взаимодействии.
События последнего десятилетия XX столетия и первой четверти XXI века свидетельствуют, что состязание, противостояние и противоборство между цивилизациями не стихает, а напротив обостряется. Не случайно в научном лексиконе появился термин «столкновение цивилизаций». Данный термин ввел американский политолог Самюэль Хантингтон [Нап^пдЪоп, 1993].
цели и формы осуществления экспансии
Главной целью экспансии (наряду с другими - контроль территории, материальные блага и т. д.) представляется передача ценностей своей цивилизации другой цивилизационной общности - в результате влияния,давления,военных ударов,использования иных способов. Данилевский таковой целью считал насильственную передачу своей цивилизации другим, покоренным, народам [Данилевский, 2003].
Похожий подход у Тойнби. Культурное покорение, «культурная радиация» завоеванных народов стали лейтмотивом его «Постижения истории». Причем это «культурное облучение», по Тойнби, осуществляется насильственным путем.
Принципиально то же самое видим у Шпенглера, у которого цивилизации проводят экспансию в целях распространения своих духовно-культурных ценностей, а также подчинения материальных и людских ресурсов других обществ, но «не ради идеи» [Шпенглер, 1993].
Цивилизации могут осуществлять экспансию в следующих формах: территориально-географической; военной; демографической; политической; дипломатической; культурной; экономической; торговой; технологической.
какая цивилизация самая экспансивная?
В вопросе, какая цивилизация является основным источником экспансии в глобальном межци-вилизационном взаимодействии, классики цивилизационной теории Данилевский, Шпенглер, Тойнби практически едины - западная цивилизация - самая экспансионистская. Заметим, большинство из названных ученых являются представителями именно западной цивилизации.
Данилевский отмечал постоянное стремление европейской цивилизации на Восток, которое еще до сих пор живо в народах Европы [Данилевский, 1890].
Шпенглер выявил постоянную тенденцию расширения западной цивилизации, «притязание на власть», «намеренное воздействие на расстоянии» [Шпенглер, 1993].
Наиболее ярко данную тенденцию охарактеризовал Тойнби (напомним - апологет Запада): «Со времен португальских и испанских морских экспедиций XV века и в еще большей мере в результате британской промышленной революции XVIII века сущностью современного западного образа жизни стали постоянный экономической рост и территориальная экспансия» [Тойнби, 1991, с. ]. Или вот еще: «Современная западная экспансия в буквальном смысле имеет мировой масштаб» [там же, с. ].
Современная мировая действительность лишь подтверждает вывод классиков - западная цивилизация продолжает наращивать экспансионистскую практику в глобальном масштабе, используя для этого широкий арсенал форм и средств.
линии цивилизационных разломов
Геоцивилизационный подход к анализу глобальной действительности и международных отношений, включающий анализ межцивилизационной экспансии, позволяет увидеть и изучить линии цивилизационных разломов и порожденные ими взрывоопасные конфликты, чаще всего вооруженные.
Термин «линии цивилизационных разломов» ввел политолог Самуэль Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 г. в журнале «Foreign Affairs» [Хантингтон, 1994]. И этот термин не просто означает границы между цивилизациями. По Хантингтону, если раньше, до окончания холодной войны, серьезные конфликты возникали на политических или же идеологических границах между государствами или союзами государств, то отныне очаги кровопролития перемещаются на границы между цивилизациями. Хантингтон назвал их «линиями циви-лизационных разломов» или «линиями будущих фронтов» [Hantington, 1993].
По мнению советского и российского ученого академика Н. Н. Моисеева, «разнообразие цивилизаций - источник противостояний, способный привести к столкновениям, смертельным для homo sapiens, к "концу истории"» [Моисеев, 1995, с. ].
Таким образом, линии цивилизационных разломов - это границы / участки границы, чаще всего спорные, между странами / народами,
Политические науки
представляющими разные геоцивилизации, и являющимися ареной многолетней, упорной, и часто кровопролитной и непрекращающейся борьбы.
В современных условиях мы видим линии цивилизационных разломов, например, в Сирии, в Индии (Джамму и Кашмир), в Украине, в Нагорном Карабахе, в китайском Синьцзяне, в Косово и др. Они представляют собой арену противоборства сторон в острых конфликтах, причинами которых являются, как правило, межрелигиозные, межэтнические противоречия и разнообразные «исторические обиды» [Киселев, 2020].
заключение
цель проведенного исследования заключалась в определении значимости геоцивилизационной активности в мировом политическом процессе, геополитическом противоборстве и международных делах, в основе которой лежит принцип экспансии как имманентно присущее свойство циви-лизационной общности.
Потребность в изучении этого вопроса обусловливается современной активизацией цивилизацион-ного фактора на глобальном и региональном уровнях в условиях обострения геополитической конкуренции и формирования нового мирового порядка.
Анализ основных геоцивилизационных концептов и современной мировой действительности показывает, что экспансия действительно является атрибутом цивилизации, имманентно присущим ей качеством [Киселев, 2003].
список источников
Самой экспансионистской цивилизационной общностью на протяжении всей человеческой истории, и особенно нескольких последних столетий, продолжает оставаться западная геоцивилизация.
Примерами цивилизационной экспансии наших дней, с достаточной обоснованностью, можно назвать глобальную западную экспансию, Цезарем которой являются США, проявлениями которой являются военные интервенции в Югославии, Ираке, Афганистане, и в целом политика Pax America в масштабах практически всей планеты, а также события на линиях цивилизационных разломов в на-горнокарабахском конфликте, в районах конфликтов в индийских провинциях Джамму и Кашмир, в Сирии и других горячих цивилизационных точках. Эти случаи экспансии на виду во многом потому, что осуществляются с применением военной силы.
Кроме этого наблюдается немало примеров демографической экспансии (прежде всего, со стороны геоцивилизаций, страны которой испытывают высокую динамику, бум роста народонаселения), экономико-финансовой и технологической экспансии (в особенности, со стороны экономически богатых цивилизаций, стремящихся к рынкам сбыта товаров и рынкам дешевой рабочей силы, находящихся в менее экономически развитых геоцивилизациях), геополитической экспансии (прежде всего, исходящей от государств-участников глобального геополитического противоборства), информационно-культурной экспансии со стороны цивилизаций и их стран, обладающих мощными медиасетевыми ресурсами.
1. Тойнби А. Постижение истории. М. : Прогресс, 1991.
2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. : Известия, 2003.
3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. : Мысль, 1993.
4. Hantington S. If Not Civilization? What? Paradigms of the Post-Cold War World // Foreign Affairs, November -December. 1993. № 5. Vol. 72. P. 186-194.
5. Данилевский Н. Я. Сборник политических и экономических статей. СПб. : Н. Страхов, 1890.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис (Политические исследования). 1994. № 1. С. 33-48.
7. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Социально-политический журнал. 1995. № 5. С. 3-30.
8. Киселев С. Г. Евразия - пространство геополитического и геоцивилизационного противостояния // Евразийский союз: вопросы международных отношений. 2020. № 1 (31). Т. 9. С. 43-49.
9. Киселев С. Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М. : Известия, 2003.
references
1. Toynbee, A. (1991). Postizhenie istorii = Comprehension of history. Moscow: Progress. (In Russ.)
2. Danilevsky, N. Ya. (2003). Rossija i Evropa = Russia and Europe. Moscow: Izvestia. (In Russ.).
3. Spengler, O. (1993). Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii = The Decline of Europe. Essays on the morphology of world history. Moscow: Mysl. (In Russ.)
4. Hantington, S. (1993). If Not Civilization? What? Paradigms of the Post-Cold War World. Foreign Affairs, November - December, 72, 5, 186-194. (In Russ.)
5. Danilevsky, N. Ya. (1890). Sbornik politicheskih i jekonomicheskih statej = Collection of political and economic articles. St. Petersburg.
6. Huntington, S. A. (1994). Stolknovenie civilizacij? = Clash of civilizations? Polis (Political Studies), 1, 33-48. (In Russ.)
7. Moiseev, N. N. (1995) Sovremennyj antropogenez i civilizacionnye razlomy = Modern anthropogenesis and civilizational faults. Socio-political Journal, 5, 3-30. (In Russ.)
8. Kiselev, S. G. (2020). Eurasia is a space of geopolitical and geo-civilizational confrontation. Eurasian Union: Issues of International Relations, 1 (31), 43-49. (Vol. 9. ) (In Russ.)
9. Kiselev, S. G. (2003). Osnovnojinstinkt civilizacij i geopoliticheskie vyzovy Rossii = The Basic instinct of Civilizations and the Geopolitical challenges of Russia. Moscow: Izvestia Publishing House. (In Russ.).
информация об авторе
Киселев сергей Георгиевич
доктор философских наук профессор кафедры политологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
information about the author
Kiselev Sergey Georgievich
Doctor of Philosophy (Dr. habil)
Professor of the Department of Political Science
Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty) Moscow State Linguistic University
Professor of the Department of International Security and Foreign Policy
of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Статья поступила в редакцию 25.08.2022 одобрена после рецензирования 20.09.2022 принята к публикации 20.10.2022
The article was submitted 25.08.2022 approved after reviewing 20.09.2022 accepted for publication 20.10.2022