Слово - молодым ученым
Д.Н. МЯСОЕДОВ соискатель кафедры философии Липецкого государственного технического университет*
Исторические типы цивилизаций и их взаимоотношения
Современная цивилизационная теория признаёт наличие не одной развитой цивилизации, а нескольких самобытных цивилизаций, отличающихся друг от друга по религиозным, культурным, языковым признакам. Некоторые цивилизации погибли, а некоторые существуют и по сегодняшний день. Многообразие прошлых и настоящих цивилизаций предполагает деление их на различные исторические типы.
Русский философ Н. Данилевский был одним из первых, кто выделил различные «культурно-исторические типы», или цивилизации, и заявил о том, что кроме европейской цивилизации существуют другие самостоятельные цивилизации. Цивилизация, прогресс не составляют, по его словам, «исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой - исключительного клейма Востока, или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ. ...Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны... Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийс-кий, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский»1. В свою классификацию он не включил мусульманский мир, что, как показало дальнейшее развитие истории, оказалось ошибкой.
Н.Я. Данилевский широко рассматривает экспансии цивилизаций как естественные явления, присущие каждой цивилизации.
* Мясоедов Денис Николаевич, e-mail: [email protected]
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа // Классика геополитики XIX век. М., 2003, с. 356, 370.
Исторически примерами экспансионистской деятельности греческой (походы в Индию, на славянские земли), римской (на берега Атлантического океана, на земли германских племён, в Азию), европейской цивилизации, которые привёл русский философ, указывают на то, что действительно экспансия является атрибутом цивилизации, имманентно присущим ей качеством. Главная цель экспансии у Данилевского - насильственное навязывание цивили-зационных ценностей покорённым народам.
Особенно большое значение Данилевский уделяет экспансии европейской цивилизации, особенно на православный, славяногреческий мир. Философ считает борьбу европейской и славяноправославной цивилизаций продолжением борьбы римской цивилизации с греческой, Рима с Византией, поскольку наследниками Рима стали западные европейцы, а Византии - православные славяне: «В этих народах должна была ожить вековая борьба, которая велась всяким оружием между Грецией и Римом»1.
Весьма интересной также выглядит позиция русского философа конца XIX начала ХХ в. Владимира Соловьёва. Философ поднимает вопрос о неразрывности процесса развития цивилизаций с войной. Войну он считает проявлением конфликта культур, конфликта цивилизаций и, прежде всего, конфликта Востока и Запада. Завершение человеческой истории - последняя мировая война между цивилизациями. «Эта предстоящая вооружённая борьба между Европой и монгольской Азией будет, конечно, последнею, но тем более ужасною, действительно всемирною войною, и не безразлично для судеб человечества, какая сторона останется в ней победительницею»2.
Русские философы, представители культурного ренессанса начала XX в., в своих творческих поисках показали: возможность применения цивилизационно-культурного подхода к анализу войны; их понимание войны как конфликта различных культур, различных цивилизаций, лежащего в основе причин развязывания военных действий; отношение к такой войне, войне в интересах цивилизаций как к войне исключительно правой, имеющей свой сакральный смысл.
Следовательно, взаимодействие цивилизаций заключает в себе определённый конфликтообразующий потенциал, так как война, ведущаяся представителем какой-либо цивилизации против другой, может быть объявлена «священной».
Первым зарубежным философом, создавшим стройную теорию цивилизаций, был Освальд Шпенглер. Он продолжает развивать идеи Н.Я. Данилевского. Как и русский мыслитель, немецкий
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа, с.490.
2 Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1996, с. 349.
философ был убеждён, что роль цивилизаций в мировой истории очень велика.
Философия Шпенглера строится на истории самостоятельных культур, самостоятельных цивилизаций, а не на общечеловеческой культуре, под которой чаще всего подразумевают западную: «Цивилизация, охватившая ныне всю поверхность Земли, является не третьей эпохой, а всего лишь необходимой стадией исключительно западноевропейской культуры, отличающейся от всех
1
остальных только широтой распространения» .
Шпенглер выделяет следующие цивилизации в истории человечества: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийская, арабская, культура майя, мексиканская, русская (или как он называет, пробуждающаяся русско-сибирская). Греко-римская переходит в западноевропейскую, а арабская - в исламскую.
Каждой цивилизации присуще стремление к экспансии, полагает Шпенглер, но в большей степени западноевропейской. Именно в экспансии проявляется судьба Запада. Он считает, что экспансии не могут помешать ни сознательная воля отдельного человека, ни целых классов и народов. Она осуществляется ради захвата территорий и упрочения экономического могущества, т. е. Шпенглер называет целью экспансии приобретение, захват материальных ресурсов.
Стремление цивилизаций к экспансии находит воплощение в войнах, в том числе мировых, целью которых является завоевание территорий другой цивилизации и господство над ней. В этом О. Шпенглеру видится высший смысл существования цивилизаций. Таким образом, философ делает вывод, что история цивилизаций сопровождается «бесконечной чередой войн», ведущихся за мировое господство.
Во многом в оппозиции Шпенглеру развивает свою концепцию культурно-исторических типов английский учёный Арнольд Тойн-би. Он создал наиболее полную и проработанную концепцию цивилизаций. Вслед за Н. Данилевским и О. Шпенглером он видит содержание мировой истории в развитии цивилизаций, на которые «распадается» историческое существование человечества. Учёный выделил 21 цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (в 12-м т «Постижения истории» он был расширен до 23).
Одним из основных вопросов в концепции всемирной истории Тойнби предстаёт вопрос экспансии цивилизаций. Он, можно сказать, является стержневым, пронизывающим всю конструкцию «Постижения истории». Цивилизации имеют тенденцию к расширению путём подчинения и ассимиляции других обществ - главный постулат Тойнби. Более того, он считает экспансию одним из основных видов деятельности цивилизаций, что логически выте-
1 Шпенглер О. Закат Европы. Мн.- М., 2000, с. 717-718.
кает из его утверждения о том, что «расширение границ, пополнение рабочей силы и ассимиляция соседних варваров - эти виды деятельности свойственны любой цивилизации и, значит, они характерны для цивилизации как вида общества»1. Экспансия -одна из основных форм взаимодействия между цивилизациями.
Несомненно, Тойнби присуще понимание войны как конфликта цивилизаций. Война у него является одной из форм пространственного контакта между цивилизациями, контакта - конфликта. Причина, внутренний механизм этого перманентного конфликта заключается в следующем: когда две или более цивилизаций вступают между собой в контакт, они чаще всего обладают различными потенциальными силами, а поскольку «человеческой природе свойственно пользоваться превосходством», то цивилизация, «осознавшая своё превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе, пока эта сила есть»2. А поскольку цивилизации различны по своей мощи, то конфликт между ними есть величина постоянная.
Учёным, придавшим небывалое звучание цивилизационному подходу в анализе мировых процессов, стал С. Хантингтон. Он выделил следующие современные цивилизации: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую.
В своей книге он подробно рассматривает генезис и историю развития цивилизаций. Он выделяет три фазы взаимоотношения между цивилизациями. Первая фаза длится более чем 3 тыс. лет с момента, когда впервые появились цивилизации, примерно, до 1500 г. н.э. На этой фазе контакты между цивилизациями, за некоторыми исключениями, либо не существовали вовсе и были ограничены, либо были периодическими и интенсивными. Цивилизации были разделены временем и пространством. Вторая фаза взаимоотношений между цивилизациями начинается примерно с 1500 г. С этого времени случайные, непродолжительные и разноплановые контакты между цивилизациями уступили место непрерывному всепоглощающему однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации. Европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 35% поверхности суши в 1800 г., 67% - в 1878 г., 84% - к 1914 г.3. Таким образом, в XX в. взаимоотношения между цивилизациями перешли в третью фазу, характеризующуюся интенсивными, непрерывными и разнонаправленными взаимоотношениями между всеми цивилизациями.
Завершилась экспансия Запада и началось «восстание» против него. За последние 90 лет баланс военного и экономического
1 Тойнби А.Д. Постижение истории. Сб. / Пер. с англ. М., 2004, с. 105.
2 Там же, с. 224.
3 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003, с. 65.
могущества, а также политического влияния изменился. Запад продолжает оказывать значительное влияние на другие общества, но взаимоотношения между Западом и другими цивилизациями всё больше обусловливаются реакцией Запада на их развитие. В результате этих изменений международная система вышла за рамки западной цивилизации и стала полицивилизационной. Одновременно с этим конфликт между западными странами, которые доминировали в системе на протяжении столетий, угас. С. Хантингтон пишет: «Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям - столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это есть линии будущих фронтов»1.
По Хантингтону, наиболее вероятными являются следующие разломы. Главный разлом - это разлом между Западом и остальными цивилизациями. Американский политолог считает конфликт между западом и остальным миром центральным и создаёт новую биполярную геополитическую модель, где центрами силы выступают уже не США и СССР, а Запад и остальной мир.
Ведущие российские и зарубежные философы Х1Х-ХХ вв. отмечали, что экспансия присуща каждой цивилизации, каждая цивилизация вступит в конфликт с другой, «осознавая» своё превосходство. Цель любой экспансии - расширение «жизненного пространства», захват стратегических ресурсов и как итог, глобальное доминирование переходящее в мировое господство.
В древности контакты между цивилизациями были редки из-за несовершенных транспортных средств, не позволявших преодолевать большие расстояния от одной цивилизации к другой. Сдерживающим фактором была и относительно низкая плотность населения первых цивилизаций. Но по мере развития транспорта, в основном мореплавания, число контактов между представителями различных цивилизаций значительно увеличилось.
В настоящее время, когда глобализация «сжала» географическое пространство, можно говорить почти о всех вооруженных конфликтах в мире как о цивилизационных. В основном затяжные конфликты вспыхивают на «линиях разломов» между цивилизациями. Их примеров, к сожалению, очень много: и противостояние на юго-востоке Украины, и арабо-израильский конфликт. Цивили-зационные конфликты характеризуются тотальностью, вовлечённостью в конфликт широких слоёв населения, желанием со стороны агрессора полностью уничтожить противоположную сторону.
1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования, 1994, № 1, с. 33.
Мясоедов Д.Н. Исторические типы цивилизаций и их взаимоотношения. Даны классификация исторических и современных типов цивилизаций, анализ современных тенденций «конфликта цивилизаций», полицивилизационная модель мира, выделены фазы взаимодействия между цивилизациями, основные причины экспансии цивилизаций, рассмотрена проблема экспансии цивилизации в работах философов XIX-XX вв.
Ключевые слова: тип цивилизации, экспансия, «конфликт цивилизаций», глобализация, цивилизационные разломы.
Myasoedov D.N. Historical types of civilizations and their relationships. Classification of historical and contemporary types of civilizations, the analysis of modern trends "conflict of civilzations". Pre-civilization model of the world, the extraction Lena phase of interaction between civilizations, highlighted the main reasons for the expansion of civilizations, the problem of the expansion of civilization in the works of philosophers of the XIX-XX centuries.
Key words: type of civilization, the expansion, "conflict of civilizations", globalization, civilizational fault lines.