Научная статья на тему 'Экскурсия-урок как фактор повышения мотивации изучения иностранного языка'

Экскурсия-урок как фактор повышения мотивации изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЭКСКУРСИЯ-УРОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б.

В статье рассмотрены современные формы экскурсий: виртуальные экскурсии и экскурсии-уроки. Дана характеристика экскурсий-уроков и определены их возможности при повышении мотивации изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экскурсия-урок как фактор повышения мотивации изучения иностранного языка»

ЭКСКУРСИЯ-УРОК КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1 2 © Дашкова Е.В/, Ивушкина Е.Б.2

Чеченский государственный университет, г. Грозный Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты

В статье рассмотрены современные формы экскурсий: виртуальные экскурсии и экскурсии-уроки. Дана характеристика экскурсий-уроков и определены их возможности при повышении мотивации изучения иностранного языка.

Ключевые слова: экскурсия, виртуальная экскурсия, экскурсия-урок, информационные технологии в образовании.

Экскурсионная деятельность в России более века является неотъемлемой частью образовательной и просветительской работы. Экскурсия - это средство повышения интеллектуального уровня человека, она способствует расширению кругозора, совершенствованию когнитивных способностей. Познавательное содержание экскурсии неоспоримо. Экскурсионный метод в образовании использовали уже в XIX веке такие известные педагоги своего времени как К.Д. Ушинский, Н.П. Захаров. Экскурсия и по сей день является эффективным методом закрепления полученных знаний. Одним из ведущих принципов современного образования становится принцип куль-туросообразности. Это означает, что образовательно-воспитательный процесс основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями культуры различных народов. Приобщение к иной культуре, участие в диалоге культур и формирование способности к межкультурной коммуникации достигаются и в процессе обучения иностранному языку.

Использование экскурсионного метода с применением страноведческого материала, безусловно, повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. В рамках образовательного процесса масштабно используются активные методы познания, такие как игровые методы, основанные на использовании анимации при знакомстве с традициями и обычаями разных народов, виртуальные туры и экскурсии. Одним из наиболее доступных педагогических инструментов

1 Доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Чеченского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

2 Заведующий кафедрой «Информатика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, доктор философских наук, профессор.

являются экскурсии-уроки, которые выполняют существенную информативную функцию по ознакомлению со страноведческими материалами непосредственно в учебной аудитории. При этом, в рамках экскурсий-уроков, обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира обучающегося на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка.

К сожалению, не всегда возможен физический доступ обучающихся к культурно-историческому наследию той или иной страны, поэтому знакомство с ресурсами различных дестинаций могут стать объектами показа экскурсии-урока, проводимого в учебных аудиториях. Проведение экскурсий-уроков доступно даже в отдаленных районах. Проблему удаленности культурно-исторических объектов решают сейчас компьютерные технологии. Хорошо известны технологии использования виртуальной реальности для обеспечения образовательного процесса. Экскурсии-уроки с элементами виртуальной реальности эффективны для передачи информации. Экскурсии-уроки с элементами виртуальной реальности способствуют аттрактив-ности образовательного процесса, активизации креативной деятельности как педагогов, так и обучающихся, повышение мотивации к изучению конкретной дисциплины и эффективному освоению когнитивной информации.

В начале XX века Л.И. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов со специальным руководителем (экскурсоводом) [1, с. 9].

Характеризуя место экскурсионного метода в работе с детьми, ученые-экскурсионисты А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяли экскурсию, «как особую форму учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных условиях» [2, с. 22].

Теоретик и организатор экскурсионного дела в советское время Б.В. Емельянов определял экскурсию, как «целенаправленный процесс познания окружающего нас мира», связанный с заранее подобранными объектами показа [3, с. 51].

В настоящее время, когда технический прогресс вывел компьютерные технологии на одно из первых мест в образовательном процессе - современная экскурсия стала иметь свои специфические функции и признаки. В значительной степени современные экскурсии обогатилась по содержанию, формам проведения и методике показа и рассказа экскурсионных объектов. Экскурсии с использованием технических средств стали обычным явлением в экскурсионной деятельности: показ объектов экскурсионного интереса с

помощью слайд-шоу, видеороликов позволяют расширить возможности экскурсионного показа.

Современная экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т.е. она является частью процесса образования. Помимо новой информации экскурсионная деятельность выполняет и воспитательную функцию. Воспитывает сам представляемый экскурсионный материал, нравственно и эстетически влияя на сознание человека. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрение [4, с. 113].

В образовательном процессе используются различные формы экскурсий: от экскурсии-урока до виртуальных экскурсий или экскурсий с элементами виртуальной реальности. Виртуальная реальность - это «генерируемая» с помощью компьютера окружающая среда, создающая иллюзию присутствия в ней пользователя. Виртуальная реальность создается за счет использования обратной связи для различных органов пользователя: зрения, слуха, движения, иногда даже обоняния.

«Виртуальные экскурсии вошли в педагогическую практику по предметам художественно-эстетического цикла, истории, географии, литературы, биологии, иностранного языка. Учителя-предметники применяют виртуальные уроки-экскурсии на различных этапах изучения учебного материала -как при изучении нового, так и при закреплении и обобщении изученного» [5, с. 346].

Педагогический потенциал виртуальной экскурсии достаточно велик. Современные компьютерные технологии, Интернет-пространство и цифровая обработка изображений дают большие возможности для проведения таких экскурсий. В основе виртуальной экскурсии лежит фото экскурсионных объектов, фиксированное, подвижное или формирующее панорамную съемку (горизонтальную или на 360°, так называемый «пузырь»). В виртуальной экскурсии можно перемещаться от одного изображения к другому, посещать различные пространства, т.е. руководить навигацией. Текстовые материалы сопровождают изображение, для того, чтобы более полно представить просматриваемые экскурсионные объекты. Экскурсионные объекты могут быть представлены не только реальными объектами, но и реконструкцией уже не существующих объектов, вызывающих интерес современных. К этому иногда добавляются старые документы, преобразованные в цифровую форму, восстановленные в 3D, анимационные иллюстрации. В виртуальных экскурсиях используются фотографии и «интерактивные» карты, где можно перемещаться, непосредственно «щелкая» по выбранному месту. Другие визиты сопровождаются звуковым оформлением обстановки (места), или видео, которые представляет собой настоящее руководство для визита (экскурсии).

При разработке виртуальных экскурсий также, используют цифровые камеры (вебкамеры), которые дают возможность видеть те или иные места в реальном времени. Виртуальные экскурсии могут быть разных видов: простая демонстрация слайдов, представляющих коллекции мировых музеев или видеосъемка на улицах Парижа, Лондона, Токио и т.д. Также в образовательном процессе можно эффективно использовать экскурсии-уроки с использованием современных компьютерных технологий.

«Экскурсия-урок - это услуга по удовлетворению познавательных потребностей обучающихся, которая заключается в изучении определенных исторических, природных, культурных объектов с помощью преподавателя-экскурсовода, посредством мультимедийной презентации. Экскурсии-уроки всегда связаны с учебными программами дисциплин и предназначены для лучшего усвоения учебного материала. Экскурсии-уроки - это экскурсии с применением всех видов информационного восприятия - текста, звуков, графики, анимации, видео, символов - способствуют наиболее быстрому, качественному восприятию, запоминанию обучающимися представляемого материала [6, с. 44].

Экскурсия-урок обладает полидисциплинарностью. Здесь происходит интеграция таких областей знания как страноведение, информатика, лингвистика, музееведение.

Рассмотрим пример использования экскурсий-уроков при изучении дисциплины «Английский язык».

Основываясь на том, что экскурсия-урок - это особая форма сообщения знаний с учетом учебной программы того или иного образовательного заведения, представленный нами тематический цикл экскурсий-уроков «Лондон -столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» рекомендуем использовать в процессе подготовки обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм». Нами были разработаны пять экскурсий-уроков: 1 экскурсия-урок «История Лондона», 2 экскурсия-урок «Достопри-мечательнсти Лондона», 3 экскурсия-урок «Отдых и развлечение в Лондоне», 4 экскурсия-урок «Церемонии и традиции Лондона», 5 экскурсия-урок «Путешествие по Лондону».

Одной из основополагающих целей в изучении иностранному языку являются: приобщение обучающихся к культуре, традициям и обычаям страны изучаемого языка в рамках тем общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся; ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения иностранного языка и культур, в том числе с использованием информационных технологий; развитие мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации в современном мире.

Экскурсии-уроки проводятся, как правило, после изучения определенной темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие экскурсии-уроки проходят в нетрадиционной обстановке. Например, при проведении тематического цикла экскурсий-уроков «Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» аудитория может быть оформлена в виде экскурсионного автобуса; классная доска, куда проецируются поочередно изображения объектов показа, играет роль лобового стекла автобуса. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает другую атмосферу в аудитории, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку при высказываниях на иностранном языке.

При создании цикла экскурсий-уроков «Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» мы исходили из положения о том, что экскурсия-урок несет в себе синкретное начало. В ней сочетаются сразу несколько рядов: зрительный, звуковой, информационный и эмоциональный. Создание зрительного ряда предполагает демонстрацию слайдов («Художественные галереи Лондона», «Исторические здания Лондона», «Парки и сады Лондона», «Долина реки Темзы» и другие для демонстрации объектов показа тематического цикла экскурсий-уроков), фрагментов видеозаписей (фильм - туристский путеводитель по Лондону), использование плакатов (карта Лондона), буклетов и других наглядных пособий. Звуковой ряд представлен эмоционально окрашенными голосами педагога-экскурсовода и обучающихся, аудиозаписями. При создании информационного ряда необходим тщательный отбор объектов показа по выбранной теме.

На таких экскурсиях-уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль формируемых компетенций по способности к коммуникации в устной форме на иностранном языке;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, возможность толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиальные и культурные различия;

- активизировать деятельность обучающихся и мотивацию к изучению иностранного языка.

К примеру, экскурсия-урок «Достопримечательности Лондона» преследует следующие цели: формирование социокультурной компетенции сквозь призму восприятия достопримечательностей Лондона, как достояния Британской культуры, визуальное представление о достопримечательностях столицы Британии и др.

При подготовке к экскурсии-уроку педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию-урок может проводить

сам педагог. Он является организатором и руководителем познавательной деятельности обучающихся на протяжении всей экскурсии-урока. При проведении тематического цикла экскурсий-уроков «Лондон - столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» для обучающихся необходимо учитывать знание не только страноведческого материала по теме, но и знание иностранного языка, и, следовательно, данный цикл экскурсий-уроков может проводить преподаватель иностранного языка. Страноведческий аспект содержания тематического цикла экскурсий-уроков направлен на то, чтобы обучающиеся узнали, как можно больше интересных фактов об истории, достопримечательностях, традициях и церемониях в Лондоне, об отдыхе и развлечениях в столице страны изучаемого языка. Особенностью изучения культуры Лондона, заложенной в тематическом цикле экскурсий-уроков, является то, что из всего многообразия информации были отобраны те сферы, явления, события, факты, которые непосредственно связаны с жизнью британских студентов. Это закрепляет знания, полученные ранее. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Иными словами, имеет место своеобразный диалог культур.

Таким образом, экскурсии-уроки характеризуются более активной формой проведения: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории с целью сосредоточить внимание на определенной проблеме, метод исследования, приём заданий. Экскурсия-урок не должна быть перегружена большим количеством объектов показа, так как это при этом ослабевают интерес и внимание обучающихся. Продолжительность отдельной экскурсии-урока из данного цикла составляет 45 минут, при этом с интересом воспринимаются не более 15-20 экскурсионных объектов. Основные требования, которые должны быть учтены - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия каждой конкретной темы. Методика проведения тематического цикла экскурсий-уроков в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий-уроков. Методика проведения конкретной экскурсии-урока является программой действия экскурсовода-преподавателя по показу объектов, организации их наблюдения, использования определенных методических приемов показа и рассказа.

Список литературы:

1. Бархаш Л.И. Виды и формы путешествий и экскурсий / Л.И. Бархаш. -М.: Советский спорт, 1934. - 112 с.

2. Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети / И.А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8 - С. 22-24.

3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 308 с.

4. Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6 (49). - С. 113-116.

5. Дашкова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство современного педагогического процесса / Е.В. Дашкова, К.И. Стрюковская // Актуальные проблемы и перспективы развития туризма: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России - 2013», Екатеринбург, 5 апр. 2013 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2013. - С. 346-350.

6. Дашкова Е.В. Современные экскурсионные технологии: традиции и инноватика / Е.В. Дашкова // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по Материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Часть 19; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 43-45.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© Колдарь Л.Е.1

МБОУ«СОШ № 2 г. Строитель», Белгородская область г. Строитель

В статье рассматриваются вопросы современных педагогических технологий в преподавании курса математики.

Ключевые слова системно-деятельностный подход, технология развития критического мышления.

Стремительное развитие современного мира, не могло не отразиться на системе образования. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поэтому большое значение в подготовке людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, играет, отводится современной системе образования, а именно её содержанию. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений

1 Учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.