Научная статья на тему 'Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности "туризм"'

Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности "туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС И ОБСЛУЖИВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ / METHODS / METHODOLOGY / TOURISM / TOURIST SERVICE / EXCURSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушев И.Б., Заславский Г.А.

В статье рассмотрена методика организации и планирования учебных экскурсий для студентов, которые обучаются по направлению подготовки «туризм». Выделены основные формы, принципы и функции составления материалов для экскурсий на примере экскурсий по Крыму и г. Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL TOURS FOR STUDENTS MAJORING IN TOURISM

Excursions are an integral part of tourist services. Knowledge of the world, other countries, new places is most effective if it is carried out under the guidance of a specialist. Excursions are included in almost all tourist packages: one part of the tourist product, the other an additional type of service. In the national system of education excursions have found their place in learning both in secondary and higher education. Many theoretical aspects of the subjects are revealed in educational excursions conducted by teachers, in a new way, allowing more clearly identify the practical component of the course. Educational disciplines, which reveal the methods and technologies of excursions in the system of teaching students in the direction of "tourism", should be shown as an integrated scientific and system views and reflect the three important components: theoretical knowledge of excursion activities, methodological methods of excursions and practical application of acquired skills. In this regard, methodically correct educational excursion in any discipline will solve two problems at the same time: set by the tour itself and serve as an example for the organization and conduct of the tour for the students themselves. The purpose of the article is to analyze the methodology of educational excursions for students studying in the specialty "tourism". To do this, it is necessary: to consider the concept of "excursion", to identify common approaches to their organization, as well as to specify the specifics of excursions on this topic, discipline or type of tour. In conclusion, to make methodological recommendations and suggestions for improving learning with the use of the city.

Текст научной работы на тему «Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности "туризм"»

УДК 477.75

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ» Вахрушев И. Б., Заславский Г. А.

Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vakhb@inbox.ru

В статье рассмотрена методика организации и планирования учебных экскурсий для студентов, которые обучаются по направлению подготовки «туризм». Выделены основные формы, принципы и функции составления материалов для экскурсий на примере экскурсий по Крыму и г. Москве. Ключевые слова: методы, методология, туризм, туристический сервис и обслуживание, учебные экскурсии.

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсии являются неотъемлемой частью туристического обслуживания. Познание окружающего мира, других стран, новых мест является наиболее эффективным, если оно осуществляется под руководством специалиста. Экскурсии входят в состав почти всех туристических пакетов: одни — часть туристического продукта, другие - дополнительный вид обслуживания. В отечественной системе образования экскурсии нашли свое место и в обучении как в средней, так и в высшей школе. Многие теоретические аспекты читаемых дисциплин раскрываются в учебных экскурсиях, проводимых педагогами, по-новому, позволяя более отчетливо выявить практическую составляющую курса.

Учебные дисциплины, в которых раскрываются вопросы методики и технологии организации экскурсий в системе обучения студентов по направлению подготовки «туризм», должны быть показаны как интегрированные научно-системные представления и отражать три важные составляющие: теоретическое знание проведения экскурсионной деятельности, методические способы проведения экскурсии и практическое применение приобретенных навыков. В связи с этим методически правильно проведённая учебная экскурсия по любой дисциплине будет решать одновременно две задачи: поставленную самой экскурсией и служить примером для организации и проведения экскурсии для самих обучающихся.

Цель статьи - проанализировать методику организации учебных экскурсий для студентов, обучающихся на специальности «туризм». Для этого необходимо: рассмотреть само понятие «экскурсия», выделить общие подходы к их организации, а также указать специфику проведения экскурсий по данной тематике, дисциплине или вида экскурсии. В заключении составить методические рекомендации и предложения для улучшения обучения с использованием экскурсий.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

15

Подходы к формулированию понятия «экскурсия» отличались в зависимости от того, как развивалась экскурсионная деятельность в разные периоды времени. Различные определения не противоположны, а расходятся в отдельных аспектах: целях, задачах и формах проведения экскурсий [1].

В зависимости от характерных особенностей общественного развития определенного исторического периода использовались разные виды экскурсий. Кроме того, попытки улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской и учебной работы. Развитие туристической индустрии внесло свои коррективы в понимание экскурсионной деятельности как одной из составляющих туристических продуктов различных видов туризма, реализуемых на рынке.

Первое известное на сегодня определение понятия «экскурсия» принадлежит Николаю Анциферову. В 1923 году он отметил, что «экскурсия - есть прогулка, задачей которой является изучение определенной темы на конкретном материале, доступном для наблюдения». Позже, в 1934 году Лев Бархаш определил экскурсию как наглядный метод познания и получения определенных знаний, а также воспитания путем посещения определенных объектов со специальным руководителем [2]. Как видим, изначально экскурсия определялась как инструмент и средство обучения и познания мира. С тех пор содержание понятия почти не менялось, большинство специалистов объясняли экскурсию как метод или средство познания, воспитания, просвещения и т. д.

Сегодня специализированные словари определяют экскурсию по-разному, но все эти определения имеют общее: экскурсант сам непосредственно погружается в познание объекта созерцания, изучения, эстетического, духовного и другого восприятия (Рис. 1).

Понятие "экскурсия"

1) туристическую услугу, которая обеспечивает удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов; 2) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных]! исторических ситуаций, элементов быта и т.д., то есть памятников определенного города или региона - заранее отобранных объектов, которые изучаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения памятных объектов и местностей.

Рис. 1. Понятие «экскурсия»

16

Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности туризм предусматривает решение следующих задач:

• ознакомиться с теоретической и практической частью дисциплины, по которой проводится экскурсия;

• закрепить теоретические знания на практике;

• овладеть методикой организации экскурсионного обслуживания в индустрии туризма;

• сформировать понятийный аппарат экскурсионного дела;

• развивать умение применять различные приемы проведения экскурсий;

• изучить основные этапы подготовки экскурсии и сформировать навыки применения их на практике;

• определить место экскурсовода при проведении экскурсии;

• овладеть экскурсионным мастерством.

Специфика организации учебных экскурсий по разным дисциплинам, включенным в учебный план специальности «туризм» заключается в том, что каждая из них является профессионально-ориентированным направлением при подготовке специалиста экскурсионно-туристической отрасли, так как ему необходимы знания по физической и экономической географии, краеведению, туристическому страноведению, рекреационным комплексам, всемирной истории, истории туризма, экономике, этнографии, различным видам искусств и др.

Что же касается самой методики организации учебных экскурсий, то можем говорить о ее тесных междисциплинарных связях с другими науками. Знание географических наук, раскрывающих содержание объектов экскурсионного рассказа и показа (в т. ч. и до уровня научной экскурсии), является просто необходимым элементом подготовки профессионального экскурсовода. Знание экономической и социальной наук, культуры важно для качественного экскурсионного обслуживания [3].

В контексте обучения студентов специальности «туризм» учебные экскурсии выполняют рекреационную, коммуникативную, образовательную и воспитательную функции. Каждая конкретная экскурсия включает одновременно несколько функций:

• приоритетную роль играет функция расширения кругозора, образования и воспитания;

• функция формирования интересов и специализации будущих специалистов;

• функция накопления профессиональных знаний и методического опыта.

Методика организации учебных экскурсий для студентов туристических

специальностей представляет собой совокупность четких целей и задач, а также их корреляцию с темой дисциплины. Немаловажным фактором является владение педагогической техникой. Ее составными элементами являются:

• речевые умения — говорить грамотно, уметь выразительно интонировать речь;

17

• тематическая составляющая - точно и четко выделять теоретические знания по предмету и связывать их с точками и объектом показа;

• мимическая выразительность - демонстрировать жесты, взгляды, улыбку;

• умение управлять эмоциональным состоянием - демонстрация приветливости, управление группой;

• режиссерские, актерские умения - осуществлять активное речевое воздействие на аудиторию.

Основные функции учебных экскурсий приведены на рис 2.

Рис. 2. Функции учебной экскурсии

Функция расширения кругозора реализуется через распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Здесь стоит задача способствовать распространению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии излагается в соответствии со сведениями предмета, по которому она проводится, а также с теорией и практикой смежных дисциплин.

Функции получения практических знаний и ознакомления по специальности содержит конкретную информацию относительно определенной области знаний, по большей части по дисциплине, по которой проводится экскурсия. Кроме того, что экскурсия дает возможность получить значительный объем информации, формирует различные средства мыслительной деятельности, она выступает специфической формой общения и коммуникации. Реализуя познавательный потенциал студента, экскурсия является важным средством патриотического

18

воспитания. Как эффективная форма обучения, она должны активно использоваться в педагогическом процессе, способствуя задействованию максимальной умственной активности и самостоятельной познавательной деятельности студентов, вооружая их навыками самостоятельного наблюдения и анализа визуальной тематической информации.

Функция формирования интересов будущих специалистов определяет понятие, что экскурсии, которые являются важной составляющей рекреационной деятельности, не только удовлетворяют, но и формируют духовные потребности человека. Преподаватель, проводящий экскурсию, раскрывает не только узко специализированные знания по теме предмета, но дает информацию по истории, архитектуре, литературе и экономике. Общаясь с природным и культурным достоянием человечества, а также между собой, студенты расширяют кругозор.

По содержанию экскурсии делятся на:

• обзорные (многоплановые);

• тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, раскрывают несколько тем и могут проводиться по нескольким дисциплинам одновременно. Основывается такая экскурсия на показе различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов и т. д.). К примеру обзорная экскурсия для студентов специальности «туризм» по Южному берегу Крыма позволит раскрыть теоретико-практические знание по курсам «география», «рекреационная география», «краеведение», «рекреационные комплексы», «основы туризмоведения», «организация экскурсионной деятельности», «техника туризма», «технология туристической деятельности» и т. д.

Тематические экскурсии в классическом представлении делятся на: природоведческие, исторические, производственные, литературные и т. д. При организации учебных экскурсий тематика выбирается исходя из дисциплины и ученого плана, по которой она проводится.

Правильный отбор объектов для учебной экскурсии, их количество и последовательность показа непосредственно влияют на формирование профессиональных навыков будущих специалистов в области туризма [3]. Некоторые типы экскурсионных объектов для целей учебных экскурсий приведены на рисунке 4.

Для студентов крымских вузов специальности «туризм» весьма актуальна учебная выездная экскурсия «Москва - столица нашей Родины», которая включает в себя не только формирование профессиональных знаний, но и дает великолепный воспитательно-патриотический эффект.

Учебная поездка - выездная экскурсия представляет из себя мероприятие с организацией проживания, транспортного обслуживания и проведения нескольких общеобразовательных и тематических экскурсий. Учебный процесс должен сопровождать каждый этап поездки. К примеру, после оформления билетов и сдачи багажа в аэропорту рекомендуется рассказать о системе выдачи и типе билетов на

19

воздушный транспорт с использованием примера только что оформленного билета (хорошая иллюстрация читаемой дисциплины «организация транспортных услуг»). В самом городе Москве проводятся как общеобразовательные экскурсии в определённых музеях (Музеи Московского Кремля), так и тематические, привязанные к читаемым курсам «рекреационные комплексы», «история туризма», «туристическое страноведение» и т. д.

памятные места, связанные с историческими событиями

здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей

- -шедевры архитектуры и градостроительства

жилые и общественные здания промышленных предприятий, инженерные сооружения

здания культурного, культового назначения

природные объекты - леса, пещеры, парки, реки, озера. пруды, горные и приморские ландшафты_

национальные природные парки, парки-памятники садово-паркового искусства, заповедники, заказники_

экспозиции музеев, картинных галереи, постоянных и временных выставок_

памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы_

захоронения, земляные валы, дороги, святилища

памятники искусства - произведения изобразительного. декоративно-прикладного искусства_

Рис. 3. Объекты для проведения учебной экскурсии

После экскурсий рекомендуется подводить итог с разбором работы профессионального экскурсовода, его изложения материала с упором на теоретические представления, полученные при изучении курса «организация экскурсионной деятельности». Хорошим примером является пешеходная экскурсия по историческому центру Москвы. Здесь можно раскрыть знания и умения, полученные при изучении таких дисциплин, как «основы туризмоведения», «рекреационные и архитектурные комплексы», «технология туристической

20

деятельности», «туристские ресурсы России». Проводить экскурсию надо таким образом, чтобы каждые технические и стилистические моменты мероприятия пояснялись педагогом-экскурсоводом, исходя из теории таких дисциплин, как «организация экскурсионной деятельности», «технология туристической деятельности», «деятельность туристической самодеятельной организации».

Экскурсия по Москве не должна быть перегружена большим количеством объектов, потому что это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость студентов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии - 2-4 академических часа, при этом студенты с интересом воспринимают не более 10-15 экскурсионных объектов. Для такой учебной экскурсии можно предложить студентам следующий маршрут:

• «Манежная площадь» (фонтанный комплекс, памятник Г. К. Жукову, Государственный исторический музей);

• Красная площадь (ГУМ, площадь, башни Кремля, Никольская улица);

• ул. Тверская, Моховая, Волхонка;

• Храм Христа Спасителя, Музей изобразительных искусств.

По окончании экскурсии необходимо произвести анализ и подвести итоги, обратив внимания на ключевые моменты работы экскурсовода и собственного внимания студента.

Для проведения учебных экскурсий в Республике Крым рекомендуется использовать как пешеходные, так и автобусные экскурсии. К классической автобусной экскурсии можно отнести экскурсию «Через горы к Морю» с маршрутом от Симферополя до Ялты, при этом в Ялте можно провести обзорную экскурсию по набережной.

Для закреплений знаний и умений по курсу «организация экскурсионной деятельности» рекомендуется раздать задания студентам - подготовить экскурсионный рассказ на определенные участки маршрута - таким образом, чтобы каждому участнику достался отдельный участок. Студенты проводят автобусную экскурсию по ходу движения транспорта согласно ранее распределённому заданию. В конце маршрута педагогом подводится итог с разбором выступления каждого студента с участием студенческой группы. Обзорную экскурсию по Ялте необходимо провести самому педагогу с выделением и обращением внимания на те упущения, которые были выявлены в ходе подведения итогов по студенческим экскурсиям.

Для пешеходного маршрута в качестве примера предлагается проводить экскурсию от пгт Кипарисный до г. Алушты по побережью. Здесь располагается множество ключевых объектов показа, важных для курса «рекреационные комплексы» [4]. Тематическую часть учебной экскурсии в данном случае можно разделить на несколько частей: непосредственно теория и практика по технологии организации и проведения экскурсии на примере самого педагога; экскурсионный показ и анализ рекреационной инфраструктуры; рассмотрение систем берегоукрепления и системы формирования рекреационного пляжного

21

пространства; показ средств размещения и анализ их местоположения. Экскурсию надо строить не только на основе рассказа и показа, но и использованием диалога со студенческой группой, для напоминания и закрепления материала по курсу «рекреационные комплексы».

Таким образом, методика организации учебных экскурсий для студентов специальности «туризм» - комплекс учебно-педагогических мероприятий, в ходе которых закрепляется пройденный теоретический материал, повышается интеллектуальный кругозор студентов и происходит формирование необходимых профессиональных качеств. Все эти преимущества усиливаются при системном представлении знаний, умений и навыков разных дисциплин, что может дать именно учебная экскурсия.

Таким образом, учебные экскурсии для студентов специальности «туризм» являются важным и обязательным элементом профессиональной практики в ходе учебного процесса.

Список литературы

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб.: Изд. дом Герда, 2004. 448 с.

2. Квартальной В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.

3. Бутко И. И., Ляшко Г. И. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 260 с.

4. Вахрушев И. Б. Туристско-рекреационный паспорт городского округа Ялта Республики Крым // Туристско-рекреационные паспорта городских округов и районов республики Крым и города Севастополя / Под редакцией И. М. Яковенко. Симферополь: Ариал, 2017. С. 245-256.

METHODOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL TOURS FOR STUDENTS MAJORING IN TOURISM

Vakhrushev I. B., Zaslavsky, G. A.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russia E-mail: vakhb@inbox.ru

Excursions are an integral part of tourist services. Knowledge of the world, other countries, new places is most effective if it is carried out under the guidance of a specialist. Excursions are included in almost all tourist packages: one - part of the tourist product, the other - an additional type of service. In the national system of education excursions have found their place in learning both in secondary and higher education. Many theoretical aspects of the subjects are revealed in educational excursions conducted by teachers, in a new way, allowing more clearly identify the practical component of the course.

Educational disciplines, which reveal the methods and technologies of excursions in the system of teaching students in the direction of "tourism", should be shown as an integrated scientific and system views and reflect the three important components: theoretical knowledge of excursion activities, methodological methods of excursions and practical application of acquired skills. In this regard, methodically correct educational excursion in

22

Baxpywee H. E., 3acrnecKUU r. A.

any discipline will solve two problems at the same time: set by the tour itself and serve as an example for the organization and conduct of the tour for the students themselves. The purpose of the article is to analyze the methodology of educational excursions for students studying in the specialty "tourism". To do this, it is necessary: to consider the concept of "excursion", to identify common approaches to their organization, as well as to specify the specifics of excursions on this topic, discipline or type of tour. In conclusion, to make methodological recommendations and suggestions for improving learning with the use of the city.

Keywords: methods, methodology, tourism, tourist service, excursions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Birzhakov M. B. Vvedeniye v turizm (Introduction to tourism). St. Petersburg: Izd. dom Gerda(Publ.), 2004, 448 p.

2. Kvartal'nov V. A. Teoriya i praktika turizma (Theory and practice of tourism). Moscow: Finansy i statistika(Publ.), 2003, 672 p.

3. Butko I. I., Lyashko G. I. Turizm. Bezopasnost' v programmakh turov i na turistskikh marshrutakh (Tourism. Safety in the programs of tours and on tourist routes). Rostov n/D: Feniks(Publ.), 2005, 260 p.

4. Vakhrushev I. B. Turistsko-rekreatsionnyy pasport gorodskogo okruga Yalta Respubliki Krym (Tourist and recreational passport of the urban district of Yalta of the Republic of Crimea) // Turistsko-rekreatsionnyye pasporta gorodskikh okrugov i rayonov respubliki Krym i goroda Sevastopolya / Pod redaktsiyey I. M. Yakovenko. Simferopol': Arial (Publ.), 2017,pp. 245-256.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.