Научная статья на тему 'Учебные экскурсии в системе экономического образования школьников'

Учебные экскурсии в системе экономического образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3086
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСКУРСИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ECONOMIC EDUCATION / EXCURSIONS / SCIENCE AND EDUCATION CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зябкина Ольга Юрьевна, Попова Вера Ивановна

В статье раскрывается понятие «экскурсия», описывается место экскурсий в экономическом образовании школьников, приводится практика организации и методики проведения экскурсий в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational excursions in the system of schoolchildren’s economic education

The article reveals the concept “excursion”, determines the relevance of excursions in economic education of schoolchildren, provides the practice and methodology of organizing excursions in the ISEDT RAS Science and Education Centre of Economics and Information Technologies.

Текст научной работы на тему «Учебные экскурсии в системе экономического образования школьников»

УДК 371.335.7(470.12) ББК 74.200.54(2Рос-4Вол)

© Зябкина О.Ю. © Попова В.И.

УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается понятие «экскурсия», описывается место экскурсий в экономическом образовании школьников, приводится практика организации и методики проведения экскурсий в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН.

Экономическое образование, экскурсии, Научно-образовательный центр.

На современном этапе развития образования экономика стала одной из важных сфер школьных знаний, необходимой для решения задач социализации и подготовки молодого человека как полноправного члена общества. Обучающиеся должны не только хорошо владеть теоретическим материалом, но и уметь применять полученные знания на практике. Для этого в учебном процессе используются разнообразные формы работы: урок, деловая игра, встречи с различными деятелями науки и культуры, дискуссии и др. Большое значение также имеет проведение со школьниками экскурсий, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, а также помогают увидеть взаимосвязь теории и практики, что является главным фактором при освоении экономических дисциплин.

Для комплексного анализа такой формы обучения, как экскурсии, необходимо прежде всего раскрыть его понятийный аппарат, выделить основные задачи и функции. Слово «экскурсия» происходит от латинского «ехситао». В русском языке понятие появилось в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка» [15].

С развитием науки перед данной формой обучения ставились иные цели, происходило усложнение задач, менялись формы их проведения, поэтому общее понятие «экскурсия» расширялось, дополнялось и углублялось. Так, в педагогике сформировался отдельный термин «учебная экскурсия» (табл. 1).

В настоящее время учебная экскурсия выступает как нечто законченное,

Таблица 1. Подходы к понятию «учебная экскурсия»

Автор Определение

М.П. Анциферов (1923 г.) Экскурсия - есть прогулка, задачей которой является изучение определённой темы на конкретном материале, доступном созерцанию [2]

Л. Бархаш (1934 г.) Экскурсия - это наглядный метод получения знаний, воспитания путём посещений по заранее разработанной теме определённых объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом) [4]

А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский (1974 г.) Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [16]

Таблица 2. Функции и задачи учебных экскурсий

№ п/п Функция Задачи

1. Научная пропаганда Распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий

2. Получение информации Содержание информации по конкретному разделу знаний

3. Организация культурного досуга Удовлетворение и формирование духовных потребностей человека

4. Расширение культурно-технического кругозора Конкретизация знаний экскурсантов

5. Формирование интересов Привлечение внимания людей к определённой отрасли знаний

целостное, имеющее специфические функции и признаки, индивидуальную методику [12].

В зависимости от функций, которые выполняет учебная экскурсия, решаются определённые задачи (табл. 2).

Экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Если экскурсия проводится в рамках отдельного урока, целью которого является обобщить и систематизировать знания об изучаемом предмете, она осуществляет функции научной пропаганды, получения информации, расширения культурно-технического кругозора. Для старшеклассников, определяющихся с будущей профессией, через посещение предприятия или знакомство с вузом реализуется функция формирования интересов.

Экскурсовод воздействует на экскурсантов, помогая им:

- увидеть объекты, на основе которых раскрывается изучаемая тема;

- услышать об этих объектах необходимую информацию;

- ощутить значение события или объекта;

- овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (рис. 1) [3].

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания учё-ных-экскурсионистов. В настоящее время экскурсии группируются в соответствии с содержанием, составом и количеством участников, местом и формой проведения и др. Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности [7]. Рассмотрим значимые для учебного процесса классификации экскурсий (табл. 3).

Использование различных видов экскурсий в экономическом образовании школьников способствует эффективному усвоению теоретических знаний посредством закрепления их на практике. В подтверждение этому можно представить опыт использования экскурсий как сегмента экономического образования для школьников в Научнообразовательном центре экономики информационных технологий ИСЭРТ РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН).

Рис. 1. Схема экскурсионного процесса

Таблица 3. Классификация экскурсий

Классификация Компоненты Специфика, особенности

По содержанию Обзорные (многоплановые) Как правило, являются многотемными. События показываются крупным планом.

Тематические (исторические, производственные, искусствоведческие и др.) Посвящены раскрытию одной темы. По своему содержанию тематические экскурсии подразделяются на подгруппы, например, среди производственных экскурсий выделяют: - производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.); - производственно-технические; - профориентационные для обучающихся.

По форме проведения Экскурсия-консультация Даёт наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации.

Экскурсия-прогулка Совмещает в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.

Экскурсия-лекция Данный вид экскурсии отличается тем, что в ней рассказ преобладает над показом.

Экскурсия-демонстрация Наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.

Экскурсия-урок Представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.

Показательная экскурсия Форма учебной экскурсии, цель которой показать образец того или иного методологического приёма на конкретном объекте, раскрыть определённую подтему и т. д.

При организации учебного процесса в НОЦ ИСЭРТ РАН применяются различные формы работы с обучающимися для освоения ими как теоретических основ экономики (лекция, беседа, дискуссия и др.), так и практических навыков (деловые игры, Дискуссионные клубы, встречи с учёными-экономистами и др.). Значимым направлением образовательной деятельности в НОЦ ИСЭРТ РАН является проведение экскурсий на предприятия и учреждения г. Вологды.

Цель данных мероприятий - расширение и углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона, анализ полученных теоретических знаний путём непосредственного наблюдения, применения их на практике. Каждая из экскурсий решает комплекс задач: образовательных, воспитательных и развивающих, что обеспечивает многоступенчатый подход к организации и проведению подобных мероприятий (рис. 2).

Рис. 2. Задачи экскурсий в системе экономического образования НОЦ ИСЭРТ РАН

Воспитательные

Воспитание культуры поведения, аккуратности, ответственности

Содействие развитию у школьника внимательности, наблюдательности

Важным является то, что экскурсии, организуемые НОЦ, это не разовые мероприятия. В Центре разработана система экскурсий, охватывающая весь учебный год. Составляется план-график с учётом тематики учебных курсов (каждая экскурсия соответствует определённой теме урока).

Для обеспечения системности и комплексности в работе по проведению экскурсий разработана методика их организации. Она включает в себя следующие этапы:

1) Выбор предприятий/организаций для проведения экскурсий. Методист руководствуется такими критериями:

- безопасность производства;

- соответствие содержания экскурсии образовательной программе;

- доступность экскурсии для понимания;

- значимость данного предприятия, уровень технологии и технической оснащённости, его соответствие современным требованиям.

2) Составление графика экскурсий для обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН, согласование дат и времени проведения экскурсий с руководителями предприятий/ организаций.

3) Подготовка группы к экскурсии (краткая характеристика предприятия, изучение статистического материала по соответствующей сфере экономики, знакомство с правилами поведения и техникой безопасности). Как отмечалось ранее, каждая экскурсия соотносится с определённым разделом в учебно-тематическом плане.

4) Проведение экскурсии (она может быть организована как в очной форме (непосредственное посещение предприятия / организации), так и в заочной (просмотр фильма или встречи с представителями предприятия или организации).

5) Послеэкскурсионная работа (заполнение участниками экскурсии анкет, содержащих вопросы о полезности и важности полученной информации, которые позволяют оценить предприятие).

Для закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии, школьники выполняют различные задания контролирующего характера. Обучающиеся 5 - 7-х классов пишут мини-эссе, отображают свои впечатления в рисунках. Ребятам 8-11-х классов предлагаются специально разработанные задания, в ходе которых они анализируют предприятие (его организационно-правовую базу, направления деятельности, кадровый состав, уровень заработной платы, использование инновационных технологий, место предприятия в экономике региона).

Так, в 2011/12 уч. г. для обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН были организованы 23 экскурсии на различные предприятия и организации г. Вологды (табл. 4). Численность школьников, посетивших экс-

курсии, составила 370 человек (для сравнения: в 2010/11 уч. г. состоялось 17 экскурсий, на которых присутствовало 290 школьников).

Посещение предприятий и организаций соответствует не только тематике учебного курса, но и определённой возрастной группе обучающихся. Так, для школьников 5 - 6-х классов проводятся ознакомительные тематические экскурсии в рамках воспитательной работы (ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области) и читаются лекции, например, «История торговли Вологодской области» (Вологодский государственный историкоархитектурный и художественный музей-заповедник). В среднем звене преобладают показательные учебные экскурсии, раскрывающие специфику и особенности изучаемой проблемы. Школьники 7-х классов посещают СХПК «Тепличный» в рамках темы «Как организуется производство благ», в 8-м классе ребята знакомятся с деятельностью турфирмы «Белка-тур» на уроке «Производство. Виды современных фирм» и др. В 10 -11-х классах экскурсии носят профориентационный характер (филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, ОАО «Вологодский оптикомеханический завод» и др.; табл. 5).

Таблица 4. Экскурсии школьников НОЦ ИСЭРТ РАН в 2011/12 уч. г.

Место проведения экскурсии Количество экскурсий

Библиотека ИСЭРТ РАН 4

Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде 4

ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» 3

Турфирма «Белка-тур» 2

ОАО «Вологодский оптико-механический завод» 2

Вологодская областная детская библиотека 2

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 1

ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области 1

СХПК «Тепличный» 1

БУ ВО «Бизнес-инкубатор» 1

Экспозиция деревянного домостроения «Вологодская слобода» 1

Поездка в г. Ярославль 1

Всего 23

Таблица 5. Соответствие экскурсий для школьников темам учебного курса

Класс Предприятие, организация Предмет Место в учебном плане, направление работы

5 - 6 1. Вологодский государственный историкоархитектурный и художественный музей-заповедник «Введение в экономику» Экскурсия «История торговли Вологодской области» (тема: «Обмен»)

2. ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области «Введение в экономику» В рамках воспитательной работы группы социально-психологического сопровождения учебного процесса

7 3. Библиотека ИСЭРТ РАН «Введение в НИР» Тема «Знакомство с научными библиотеками. Работа с литературными источниками»

4. Вологодская областная детская библиотека «Экономика» Тема «В мире профессий и заработков»

5. СХПК «Тепличный» «Экономика» Тема «Как организуется производство благ»

8 6. ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» «Экономика» Тема «Производство. Виды современных фирм»

7. Турфирма «Белка-тур» «Экономика» Тема «Производство. Виды современных фирм»

9 8. Экспозиция деревянного домостроения «Вологодская слобода» «Экономика» Тема «Фирма и конкуренция»

9. БУ ВО «Бизнес-инкубатор» «Экономика» Тема «Предпринимательство»

10 10. Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде «Экономика» Профориентационная работа со школьниками

11. ОАО «Вологодский оптико-механический завод» «Экономика» Тема «Фирма. Производство и издержки»

11 12. Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде «Экономика» Профориентационная работа со школьниками

13. ООО Страховая компания «Артекс» «Экономика» Тема «Бюджетно-финансовая политика. Кредитно-денежная политика»

Анализ данных по количеству проведённых экскурсий для школьников НОЦ ИСЭРТ РАН за 2007/08 - 2011/12 уч. гг. свидетельствует о том, что число организованных мероприятий увеличилось в 4,6 раза (с 5 до 23). Если в 2007/08 уч. г. были организованы экскурсии только на 2 предприятия г. Вологды (ОАО «Вологодский оптико-механический завод», ОАО «Вологодский машиностроительный завод»), то в 2011/12 уч. г. перечень расширился до 12 организаций (ОАО «Вологодский оптико-механический завод», ОАО «Вологодский машиностроительный завод», БУ ВО «Бизнес-инкубатор», филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, турфирма «Белка-тур», Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области, библиотека ИСЭРТ РАН, СХПК «Тепличный», экспозиция деревянного домостроения «Вологодская слобода», Вологодская областная детская библиотека, ООО страховая компания «Артекс»; рис. 3).

В дальнейшем планируется расширять перечень предприятий г. Вологды для проведения экскурсий. Так, в график экскурсий на 2012/13 уч. г. включены 9 дополнительных организаций, изучение которых соотносится с определёнными темами уроков. Количество экскурсий увеличилось за счёт посещения таких предприятий, как ЗАО ВКФ «Снежинка» (в рамках темы «Товары массового потребления и уникальные товары» в 5 - 6-х классах), Сбербанк России (урок «Деньги и банковская система» в 10-х классах), Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (занятие «Бюджетно-финансовая политика» в 11-х классах).

Одним из компонентов методики организации и проведения экскурсий является 10-балльная оценка деятельности предприятий школьниками. Согласно данной шкале, наиболее высокие баллы в 2011/12 уч. г. были даны экскурсиям в СХПК «Тепличный» (9,5), филиал СПбГИЭУ в г. Вологде (9,3), экспозицию дере-

Рис. 3. Количество экскурсий, организованных для школьников НОЦ ИСЭРТ РАн за 2007/08 - 2011/12 уч. гг.

вянного домостроения «Вологодская слобода» (9,1). Данный факт может быть обусловлен спецификой работы предприятий, уникальностью объектов, разнообразием форм предоставления информации, а также содержательностью рассказа экскурсовода. Ежегодно задания и вопросы в рамках послеэкскур-сионной работы дополняются, расширяются и углубляются. Так, в 2012/13 уч.г. для дальнейшего совершенствования системы введён дневник экскурсий, в котором школьники отражают основную информацию по посещённым предприятиям за весь период обучения в НОЦ.

Для оценки эффективности существования в НОЦ ИСЭРТ РАН системы экскурсий приведём несколько отзывов и мнений обучающихся о данной форме организации учебного процесса:

• «В библиотеку ИСЭРТ РАН я буду ходить часто. Здесь всегда найдётся полезная, интересная и нужная информация. Также в библиотеке тихо, спокойно и уютно, что создаёт благоприятную обстановку для умственной деятельности» -

В. Одинцова, 6-й класс МОУ «СОШ № 1 с углублённым изучением английского языка»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «В рамках урока «Виды современных фирм» для нас была организована встреча с представителем туристического агентства «Белка-тур». В ходе проведённого мероприятия нам рассказали об удивительном мире путешествий, о том, как можно организовать свой отдых, какими качествами и способностями необходимо обладать, чтобы стать менеджером по продажам туристического агентства. После состоявшейся встречи я захотела создать собственный туристический бизнес» - Е. Маркелова, 8-й класс МОУ «Лицей № 32»;

• «9 февраля 2012 года мы посетили БУ ВО «Бизнес-инкубатор». Данное предприятие занимается поддержкой развития малого и среднего бизнеса Вологодской области. В нём есть помещения, в которых можно арендовать офисы. Нам рассказали о деятельности учреждения, о том, какая фирма и до какого момента можетподатьзаявкунаподдержкубизнеса,

на размещение в Бизнес-инкубаторе. В ходе экскурсии нам удалось пообщаться с представителем фирмы ООО «Мастер-Клининг», арендующей кабинеты в Бизнес-инкубаторе. В дальнейшем, когда я решу организовать собственное дело, я могу рассчитывать на поддержку данного учреждения» - Е. Красильников, 9-й класс МОУ «СОШ № 13»;

• «Экскурсия в филиал СПбГИЭУ в г. Вологде для меня является особенно актуальной, так как я планирую поступать в этот вуз. Мы получили достаточно полную информацию, узнали условия поступления и специфику работы учебного заведения. Нам предоставили возможность посетить и осмотреть здание университета, его техническое оснащение и оборудование» - А. Малкова, 11-й класс МОУ «СОШ № 7», в настоящее время учится на 1 курсе в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде.

Таким образом, представленный опыт использования экскурсий доказывает, что проведение данных мероприятий

занимает важное место в образовательном процессе НОЦ ИСЭРТ РАН и играет особую роль в освоении учебного материала школьниками.

Подводя итоги, следует сказать, что:

1. Системное использование экскурсий даёт школьникам возможность получить новый и конкретизировать усвоенный на занятиях по экономике учебный материал путём непосредственного наблюдения изучаемых процессов.

2. Результатом проведения такой работы является умение обучающихся соотносить полученные теоретические знания с их практическим применением.

Данная форма организации учебной деятельности положительно зарекомендовала себя в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН, поэтому в дальнейшем целесообразным представляется продолжение проведения и совершенствование работы в целях расширения и углубления знаний школьников об особенностях экономического развития региона и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы экскурсионного дела [Текст]: тезисы докладов науч. конф. -Сухуми: 1973. - С 17.

2. Анциферов, Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий [Текст] / Н.П. Анциферов. - Петроград, 1923. - С. 15.

3. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи [Текст] / А.В. Бакушинский. - М., 1981. - С. 119.

4. Бархаш, Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий [Текст] / Л. Бархаш. -М., 1934. - С. 9.

5. Воронкова, Л.П. История туризма и гостеприимства [Текст]: учеб. пособие / Л.П. Воронкова.

- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 с.

6. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело [Текст]: учеб. пособие / Г.П. Долженко. - 2-е изд. -Ростов Н/Д.: МарТ, 2006. - 301 с.

7. Емельянов, Б.В. В помощь экскурсоводу [Текст]/ Б.В. Емельянов. - М.: Профиздат, 1976. -49 с.

8. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

9. Королева, И.А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН] [Текст] / И.А. Королева, О.Ю. Зябкина // Молодой учёный. - 2012. - № 5. - С. 435-444.

10. Культурно-просветительская работа [Текст]: учеб. пособие. - М. : Профиздат, 1969. -

С. 309-316.

11. Леонидова, Г.В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодежью [Текст]/ Г.В. Леонидова, А.В. Куликова, М.В. Кукушина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - 60 с.

12. О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы [Текст]: Постановление Президиума ВЦСПС от 9 июля 1971 г. - М., 1971.

13. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 110.

14. Федина, А.И. Экскурсоведение [Текст]: учеб. пособие / А.И. Федина. - Краснодар: ЮИМ, 2002.

- 212 с.

15. Цыганенков, Г. П. Этимологический словарь русского языка [Текст]/ Г.П. Цыганенков. -К.: Радянська школа, 1970. - С. 556.

16. Экскурсионная работа по истории [Текст]: пособие для учителей. - М., 1974. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.