Естественно, что придворный бытовой и сценический танец, в котором синтезировались названные области, не мог не испытывать воздействия риторики. Поэтому очевидно, что перед исследователем танца барокко встает необходимость обращения к источникам, устанавливающим параллели между риторикой и хореографией, а также другими видами искусства, поскольку танец данного хронологического периода представлял собой целостное эстетическое переживание. Именно в таком ракурсе его следует изучать.
1. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
2. Компан Ш. Танцевальный словарь. М., 1790. С. 268.
3. Ranum P. Audible rhetoric and mute rhetoric: the 17th-century French sarabande // Early music. 1986. № 1. Р. 25.
4. Кванц И. Опыт истинного наставления по игре на поперечной флейте (фрагменты) // Дирижерское исполнительство. М., 1975. С. 28.
5. Пастернак Е. «Риторика» Лами в истории французской филологии. М., 2002. С. 159.
6. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости, национальные танцы. М., 1864. С. 39.
Поступила в редакцию 29.02.2008 г.
Pylaeva L.D. French baroque dances in the context of rhetorical epoch. The author considers dancing as a sociocultural phenomenon of the epoch. In the article a high status of the art of dance at the French court in the absolutism epoch is observed. Significance of correlations with related artistic spheres is shown. Among them the author emphasizes connection of the baroque dance with poetry and rhetoric. The role of words which comment the instructive sense of the baroque dance is especially accentuated. Here are also mentioned the issues of interpretation of dancing baroque music in the context of rhetorical traditions of art of 17th - first half of 18th centuries.
Key words: rhetoric, dancer as a «harmonic orator», choreography, belle dance, synthesis of arts.
ЭКРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В.Ф. Познин
Сегодня доминирующим явлением во всех сферах жизни становится экранная культура. В статье рассматриваются некоторые современные тенденции развития экранного творчества: внедрение компьютерных технологий; углубление пропасти между массовой культурой и артхаусом; стремление к созданию произведений, рассчитанных на многоуровневое восприятие; развитие интерактивных технологий; интеграция любительского аудиовизуального творчества в профессиональное; конвергенция всех видов аудиовизуальной информации.
Ключевые слова: экранная культура, кино, телевидение, Интернет.
Конец одного столетия и начало нового нередко сопровождаются радикальными изменениями во всех сферах человеческой жизни. Сегодня на очередном переломе веков мы являемся свидетелями нового витка развития средств коммуникации и информации, который уже привел к формированию «глобальной деревни» (М. Маклюэн), к реальному и виртуальному преодолению временных и пространственных преград, разделяющих страны и континенты. Мало того, на наших глазах формируется новая общественно-культурная и эстетическая парадигма. Доминирующим явлением во всех сферах жизни становится экранная культура. В до-
мах с утра до глубокой ночи светятся экраны телевизора; через экраны мониторов в нашу жизнь все активней входит Интернет; маленькие экранчики мобильных телефонов уже сегодня заполнены всевозможной аудиовизуальной информацией, а со временем эти приборы станут своего рода миниатюрным информационным комбайном, способным фиксировать и передавать любое изображение и звук. Возникло даже название этого явления - «принцип окна». То есть мы постоянно смотрим в окошко экрана, получая оттуда свежую аудиовизуальную информацию и нужные нам сведения.
Поиск традиционным кинематографом собственных ресурсов художественной выразительности, по мнение многих искусствоведов, к концу минувшего века достиг своего пика. И подобно тому, как немое кино, начавшее к концу 1920-х гг. минувшего века терять зрителя, вынуждено было внедрить звук, чтобы вернуть аудиторию в пустеющие кинотеатры, так и сегодня в опустевшие кинозалы публика была возвращена благодаря внедрению в кинопроцесс новых компьютерных технологий, создающих виртуальное изображение, которое трудно отличить от снятых реальных объектов и явлений. Благодаря ди-гитальной обработке (ID - Intermediate Digital) стало возможным осуществлять любую трансформацию отснятого изображения.
Что касается семантического аспекта, то нельзя не заметить, что сегодня, когда мир необычайно усложнился, искусство устремилось в область фантазийного, воображаемого, нереального. «Берусь предсказать, - писал Рудольф Арнхейм в 1930-е гг. минувшего столетия, - что кино достигнет совершенства других искусств только тогда, когда оно освободится от оков фотографического воспроизведения и станет чистым творением человека, как, скажем, рисованный фильм или живопись» [1]. Предсказание Р. Арнхей-ма сбывается на наших глазах. Компьютерные технологии достигли сегодня такого совершенства, что на экране можно создавать самые разнообразные зримые образы. Можно сказать, что сегодня завершается очередной, четвертый (после появления кино, внедрения в него звука, цвета и экспериментов с форматами экрана), этап аттракционности, привлечения публики зрелищностью за счет использования новейших технических средств и технологий. Следующий, пятый этап «аттрак-ционности» визуальных искусств, судя по всему, будет связан с появлением совершенно новых компьютерных систем, которые позволят видеть виртуальный мир более зримо и объемно, мало того, ощущать его тактильно, вестибулярно и даже чувствовать запахи, соответствующие изображению, а также участвовать в развитии сюжета.
При этом следует подчеркнуть, что внедрение новых технологий направлено прежде всего на привлечение в кинозалы широкой зрительской аудиторию и что сегодня как никогда четко обозначился водораздел между
так называемой «массовой аудиторией» и артхаусом. И если массовая культура в основном занимается тиражированием сюжетов и приемов, имевших успех у широкого зрителя, то в резко сузившемся секторе кино, которое можно назвать настоящим искусством, наблюдается поиск новых средств экранной выразительности: нелинейность построения сюжета, частое включение флэшбэков («Эффект бабочки», «Вавилон», «Искупление»); вариативность и коллажность («Беги, Лола, беги»); клиповость монтажа («Санса») и т. п.
Творческие поиски в кино ведутся сегодня в основном в двух направлениях. Одни режиссеры, желая вернуть в кино первозданную естественность и убедительность, используют портативную видеотехнику, имитируют почти любительские приемы съемки (с рук, с бесконечным панорамированием, без дополнительного освещения, без съемки в павильонах и т. п.), используют рваный монтаж, естественный звук (режиссеры «Догмы-95»). Другие, также обращаясь к первоистокам кинематографической эстетики, приближаются в своих работах к изобразительной стилистике фильмов периода немого кино с их однозначностью характеров-архитипов и протосюжетов близких к параболе («Стрелочник», «Эйфория»). Для режиссеров этого типа характерно повышенное внимание к ненарративным элементам фильма (выразительности изображения, включая композицию кадра; световому, цветовому и звуковому решению), к визуальной метафоричности.
Что же касается «массовой культуры», то здесь мы также наблюдаем повторение на новом витке феномена, характерного для самого первого случая использования «принципа окна», который в ту пору более походил на «принцип замочной скважины». Речь идет о кинетоскопе Т. Эдисона, в котором движущееся изображение (иногда сопровождавшееся даже синхронным звуком) надо было рассматривать, глядя в окуляр. Сегодня мы точно так же часто остаемся один на один с экраном телевизора, монитора, мобильного телефона. Начиная со второй половины ХХ в., люди все больше начинают потреблять массовые продукты в семье или в одиночку, постоянно множа ряды своего рода массовых отшельников. Но парадокс этого явления заключается в том, что, становясь
42б
информационным «надомником», зритель-слушатель с помощью потребления массового товара превращается в человека массы [2]. Благодаря возможностям быстрого создания и быстрого распространения, массовая культура решительно вытесняет высокую культуру, восприятие которой требует определенной подготовки реципиента, и постепенно превращает культуру в своего рода очередной гаджет [3].
Среди основных тенденций развития современной экранной культуры можно выделить также расширение сферы интерактивности, т. е. взаимодействия пользователя с произведением экранного искусства. Это самые различные виды компьютерных игр, познавательные и обучающие программы, сайты Интернета и т. п. Мало того, и в художественном экранном творчестве все чаще встречаются попытки подключить зрителя к более активному участию в развитии сюжета, выбору того или иного варианта финала, преодолению героем различных перипетий и т. п. Возможно, одной из причин этого является желание преодолеть присущий восприятию экранного искусства усеченный характер, ставящий реципиента в положение регрессии [4]. Можно предположить, что и форсирование визуальных и аудиальных средств эмоционального воздействия в современном экранном творчестве (особенно это касается ряда передач канала НТВ) также объясняется во многом желанием создателей такого рода аудиовизуального продукта усилить эффект партиципации.
Начало XXI в. ознаменовалось также интеграцией любительского творчества в профессиональное. Уже сегодня можно привести немало примеров т. н. «частичного доступа» аудиовизуальной информации, зафиксированной любительскими видеокамерами и мобильными телефонами и показанной по каналам телевидения. Появление мобильных телефонов способствовало еще большей глобализации информационных потоков. На наших глазах мобильный телефон становится универсальным средством информации, совмещающим в себе рацию, приемник, фотоаппарат, видеокамеру, компьютер, телеграф, телевизионный приемник. Мобильные телефоны, оснащенные фото- и видеокамерой, становятся сегодня оружием расширяющейся армии общественных кор-
респондентов. С помощью мобильных телефонов оказались снятыми катастрофа в ЮгоВосточной Азии 2004 г., террористические акты, произошедшие в Лондоне в 2005 г., катастрофа аэробуса в аэропорту Иркутска в 2006 г., взрыв упавшего под Донецком ТУ-154 в августе того же года. Сегодня многие новостные агентства принимают уникальные фотоснимки и видеоматериалы, снятые владельцами мобильных телефонов, а недавно проводился даже конкурс фильмов, снятых с помощью мобильных телефонов. Если учесть, что техническое качество миниатюрных видеокамер постоянно улучшается, то сеть общественных фото- и видеокорреспондентов будет расти с каждым годом.
Сегодня в различных самодеятельных студиях создаются учебные, инструктивные, презентационные фильмы. Собственные телестудии имеются в школах, институтах и даже в тюрьмах. Современные цифровые технологии позволяют осуществлять монтаж изображения и звука дома на персональном компьютере. Все более широкое распространение получает видео-арт. Франко-немецкий канал «Arte» давно использует нарастающий поток продуктов домашнего видеотворчества. Любительское видео в свои передачи уже более 15 лет включают телеканалы Бельгии и других стран. В России подобного рода самодеятельное творчество пока что практически не попадает на широкий экран, лишь в программу Д. Диброва «Ночная смена» (2003 г.) постоянно включались сделанные любителями мультфильмы и произведения видео-арта.
Что же касается Интернета, то он сегодня выполняет не только функцию банка данных, но и бесконечно огромного издательства, фото-, видео- и изостудии. И если раньше даже в кружки самодеятельности отбирались люди, имевшие хоть какую-то искру одаренности, то в Интернете каждый может проявлять все свои «таланты». «Прежде процесс «окультуривания» природы нес на себе всегда отчетливый отпечаток «автора-культиватора», - замечает по этому поводу Я. Иоскевич. - Новые технологии во многом деперсонализируют эти процессы. Быстро совершенствующаяся видеотехнология теперь уже не ограничивается созданием максимально изоморфных реплик природы, но рождает квазиприродные объекты - виртуальную реальность. Кроме того, это унифицирующая
обработка отдельных областей культуры: скажем активное стирание граней между художественным и нехудожественным» [5].
Случаи потребления достаточно широкой аудиторией игровых фильмов, созданных вне профессиональных студий, пока что единичны, но благодаря постоянному удешевлению видеокамер высокого технического качества независимое малобюджетное кино со временем вполне может найти свою нишу в современном аудиовизуальном творчестве.
Еще одна существенная особенность современной экранной культуры заключается в конвергенции всех средств создания и доставки пользователю аудиовизуальной информации, в частности, в тесном сближении технологии и эстетики кино и видео и в совмещении всех потоков аудиовизуальной информации в Интернете [6] .
1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.
С. 169.
2. Ball-Rokeach S.J., Rokeach M., Grube J.W. Influencing behavior and belief through television. N. Y., 1984.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
4. Мorin Edgar. Le cinema ou J'homme imaginaire // Essais d'antropologie sociologique. P., 1956.
5. Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. СПб., 2003. С. 76.
6. Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество: монография. СПб., 2006. С. 218-226.
Поступила в редакцию 29.02.2008 г.
Poznin V.F. Screen creation: modem tendencies. Screen culture became one of the characteristic features of our time. The article examines some aspects of development of modern screen creation: application of digital technologies; widening gap between mass culture and Art house; development of interactive technologies; integration of amateur screen creation into professional creation; convergence of all kinds of audiovisual information.
Key words: screen culture, modern cinema, Internet.