Научная статья на тему 'Экранная культура: творцы и потребители'

Экранная культура: творцы и потребители Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5160
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФ / ТВОРЕЦ И ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭКРАНИЗАЦИЯ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / AUDIOVISUAL WORK / CINEMA / CONSUMER OF AUDIOVISUAL WORKS / SCREEN CULTURE / SCREEN VERSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шигапова И. И.

В данной статье анализируются современные проблемы экранной культуры в контексте взаимоот-ношений творца и потребителя экранного продукта, возникших с развитием кинотехники и возможностей их использования в создании аудиовизуальных произведений. На современном этапе стало очевидно, что экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике анализа способов самоидентификации и взаимодействия творца и потребителя аудиовизуальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCREEN CULTURE: THE CREATORS AND THE CONSUMERS

This article analyzes the contemporary problems of screen culture in the context of the interconnection of creator and consumer of display product, associated with the development of cinetechnics and possibilities of their use in the creation of audiovisual works. On the modern stage it became apparent that at the present stage screen culture certainly needs a new theory and practice of methods of analysis and identity of the creator and consumer of audiovisual works

Текст научной работы на тему «Экранная культура: творцы и потребители»

УДК 791.43.067

И.И.Шигапова ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА: ТВОРЦЫ И ПОТРЕБИТЕЛИ.

В данной статье анализируются современные проблемы экранной культуры в контексте взаимоотношений творца и потребителя экранного продукта, возникших с развитием кинотехники и возможностей их использования в создании аудиовизуальных произведений. На современном этапе стало очевидно, что экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике анализа способов самоидентификации и взаимодействия творца и потребителя аудиовизуальных произведений.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, кинематограф, творец и потребитель, экранизация, экранная культура.

Shigapova I.I. SCREEN CULTURE: THE CREATORS AND THE CONSUMERS

This article analyzes the contemporary problems of screen culture in the context of the interconnection of creator and consumer of display product, associated with the development of cinetechnics and possibilities of their use in the creation of audiovisual works. On the modern stage it became apparent that at the present stage screen culture certainly needs a new theory and practice of methods of analysis and identity of the creator and consumer of audiovisual works.

Keywords: audiovisual work, cinema, consumer of audiovisual works, screen version, screen culture.

Экранная культура как понятие сформировалось сравнительно недавно. В целом, об экранной культуре стало уместно говорить после изобретения кинематографа в 1895 году.

Первые упоминания об экранной культуре, как о сложившемся понятии, относятся ко второй половине ХХ века (Е.В.Ищенко, ИА.Негодаев, П.К.Огурчиков, Ю.Н.Усов, Н.Ф.Хилько, К.Э.Разлогов и др.).

Менее чем за сто лет искусство кино и экранная культура, как социокультурное явление, пережили колоссальный художественно-технический прогресс, который связан с открытием звука, цвета, световых возможностей, широкого экрана, различных форматов и разрешений экрана, светочувствительности пленки, с изобретением цифровых технологий и переходом на цифровую съемку и видеомонтаж, 3D-реальностью кадра, анимации и других спецэффектов.

Сегодня мы живем в мире, где значительная часть нашего опыта и значительная часть наших предста-влений передается с помощью экранного общения. Само понятие «экран» представляет одну из ключевых категорий ХХ-ХХ1 веков, равнозначную таким эпохальным категориям, как «окно» Возрождения или «зеркало» маньеризма и барокко.

Под экранной культурой мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменность, а «экранность». Эта культура «основана не на линейном, то есть вытянутом в строку, письме, а на системе экранных (плоскостных) изображениях, или, иначе, не на письменной речи, а на так называемой «экранной речи»... При этом основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной и приближающим ее к изначальному типу человеческих культур - культуре личного контакта, является динамичный, ежесекундно меняющийся, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером [1].

Следует заметить, что сегодня экранная культура в своих возможностях влияния на сознание и поведение человека опережает все остальные виды искусства.

Данная ситуация породила новый круг вопросов и проблем, требующих изучения: каково будущее отечественной экранной культуры? Какие будут в будущем взаимоотношения творца и потребителя? Не превратится ли среда экранной культуры с развитием цифровых технологий и кинотехники в единую систему, в которой отсутствует четкая грань между творцом и потребителем, и каждый является и творцом и потребителем одновременно? И какое влияние окажет технический прогресс экранной культуры на художественность аудиовизуальных произведений?

Сложно предсказать какова будет роль режиссера, творца в создании и передаче аудиовизуального произведения зрителю, т.е. потребителю. В связи с общедоступностью в сетях Интернет аудиовизуальных произведений и других видов экранной культуры каждый человек имеет свободный доступ к аудиовизуальному произведению в любое время. Поэтому зачастую в сознании потребителя личность творца не отождествляется непосредственно с его произведением, поскольку взаимодействие с продуктом экранной культуры происходит через виртуального посредника. Интерес к режиссеру в данном случае возникает стихийно и/или вовсе не возникает.

Так, современная экранная культура породила еще одну проблему - снижение прямого взаимодействия творца и потребителя.

С одной стороны, техника расширяет диапазон коммуникативного пространства экрана, с другой - существенным образом отстает от развития изобразительно-художественных средств современного кинематографа. Результатом этого становится превращение современной экранной культуры в коммуникативный «сэконд-хенд». Трудно представить, каким будет дальнейший художественный уровень экранной культуры после того, как она превратится в перспективу «непосредственного экранного двустороннего и многостороннего общения» [2, с.116].

Киноведы и специалисты в области экранной культуры еще в 80-е годы ХХ века стали говорить о понятии экранной культуры, как о всеобъемлющем сложном явлении.

По мнению киноведа и культуролога К.Э.Разлогова, данное понятие достаточно многомерное: именно экран (в том числе и дисплей компьютера), вбирая в себя аудиовизуально-образные возможности кинематографа (а затем телевидения и видео), дополняя и трансформируя их, становится материальным носителем нового типа культуры во всех ее формах: информационной, художественной и научной [3, с. 14].

Экранная культура к концу ХХ-началу XXI века действительно превратилась в сложное социокультурное явление, в многоуровневую систему аудиовизуальной информации, включающей в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, Интернет, видеоигры, гаджеты и используемые в создании аудиовизуальных произведений 3D-эффекты, анимации, видеоинсталляции. Таким образом, экран и экранная культура прочно вошли в жизнь каждого человека и стали неотъемлемой частью его жизнедеятельности.

На современном этапе экранная культура - это новая культура, функционирующая наряду с письменной и имеющая такое же сильное влияние на общество. Применительно к киноискусству это - некая постлитература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения. Однако только авторское видение, текст, видоизмененный его взглядом, идейность, сверхзадача, традиции и новаторство позволяют считать продукт режиссера подлинным произведением искусства, то есть подлинным элементом экранной культуры.

Как совершенно точно отмечает А.В.Хартикова, вкладывая в текст необходимую информацию, автор придаёт ему целенаправленность, призванную стимулировать мыслительную деятельность читателя в определённом направлении. Создаваемая автором в художественном тексте система смысловых доминант когнитивного и прагматического свойства помогает читателю активизировать заложенные в тексте смыслы. При восприятии художественного текста читатель осмысливает и интерпретирует художественную картину мира творца и, тем самым, участвует в художественной коммуникации [4, с. 104].

Аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). Поэтому на авторах аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает события и поступки персонажей, запечатлевая их в своей памяти, которые впоследствии могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения. Поэтому сегодня одним из важных задач творцов становится формирование экранной культуры потребителя.

Основными критериальными признаками сформированности экранной культуры личности выступают: умение мыслить, анализировать, давать оценку, выбирать из огромного потока экранной информации самое нужное и необходимое с целью успешного присвоения общечеловеческих ценностей культурно-исторического опыта в коммуникативной деятельности [5, с. 34].

Однако в современной экранной культуре мы часто наблюдаем тенденцию сужения грани между творцом и потребителем. Появилась иллюзия, что каждый может стать творцом. Это вызвано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью, в котором эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его

потреблению; в-третьих, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием в противовес идее произведения. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере динамичному кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении, а также рождение новой среды любительских фильмов с перспективами развития любительского творчества и перехода его в профессиональное. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в до-машних условиях и собравшие в You ТиЬе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышая самооценку и понижая критическое восприятие.

Развитие техники содействует развитию творческих возможностей личности, открывая для нее новые возможности самореализации непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает экранную культуру, так как создает иллюзию «все возможности», «все доступности» и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю.

Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат. Экранная культура рождает мифы в широком и узком понимании этого слова; она не только искажает реальность в угоду тем или иным социальным и культурным запросам, но и порождает мифы социальной сопричастности, деформирующие представление о себе массового зрителя [6, с.131].

Учитывая сложившиеся на современном этапе положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике анализа способов самоидентификации и взаимодействия творца и потребителя.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению уникальной по своей структуре нового типа культуры - экранной, гармонично соединяющей возможности техники, искусства и личности творца. При наличии художественной идеи и сверхзадачи режиссера как творца, аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры. В этой связи формирование экранной культуры личности является сегодня одним из способов решения проблемы самоидентификации и гармоничного взаимодействия творца и потребителя аудиовизуальных произведений.

Литература

1.Киноискусство. Сценические и экранные виды. Характеристика экранной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atele16.com.ua/kino36/ Проверено: 12.05. 2014, 13.40.

2.Кириллова Н.Б. Кинометаморфозы. -Екатеринбург, 2002. - 488 с.

3.Разлогов К.Э. Книжность как феномен культуры. Выступление в рамках «круглого стола» // Вопросы философии. 1984. №7-8. - С.14.

4.Хартикова А.В. Художественная картина мира автора и текста// Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №4(128). -С.102-107. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/74385049.pdf Проверено: 27.05.2014, 19:30.

5.Усов Ю.Н. Основы экранной культуры / Ю.Н. Усов. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.

б.Огурчиков П.К. Традиции и проблемы

1. Kinoiskusstvo. Scenicheskie i jekrannye vidy. Harakteristika jekrannoj kul'tury. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.atele16.com.ua/kino36/ Provereno: 12.05. 2014, 13.40.

2. Kirillova N.B. Kinometamorfozy. -Ekaterinburg, 2002. - 488 s.

3. Razlogov K.Je. Knizhnost' kak fenomen kul'tury. Vystuplenie v ramkah «kruglogo stola» // Voprosy filosofii. 1984. №7-8. - S.14.

4. Hartikova A.V. Hudozhestvennaja kartina mira avtora i teksta// Vestnik AGU. Serija 2: Filologija i iskusstvovedenie. 2013. №4(128). - S.102-107. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/ download/74385049.pdf Provereno: 27.05.2014, 19:30.

5. Usov Ju.N. Osnovy jekrannoj kul'tury / Ju.N. Usov. - M.: Novaja shkola, 1993. - 90 s.

6. Ogurchikov P.K. Tradicii i problemy jekrannoj

экранной культуры в контексте современного коммуникативного пространства// Вестник удмуртского университета. 2010. Выпуск 1.

киПшу V kontekste sovremennogo kommunikativnogo prostranstva// Vestnik udmurtskogo universiteta. 2010. Vypusk 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.