ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
УДК 791.43; 791.45
Э. В. Алиев
НОВЫЕ «ЯЗЫКИ» КУЛЬТУРЫ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ,
ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КИНО
Изучается взаимовлияние интернет-технологий, телевидения и кино. Языки этих видов искусства все больше обогащаются средствами выразительности из Интернета. Во-первых, модифицирование композиционного решения делает экран многослойным. Во-вторых, использование полупрозрачных изображений и текстов углубляют сцену. Сегодня происходит активный процесс взаимодействия между Интернетом и аудиовизуальной продукцией. Размещенное в Интернете произведение представляет собой не законченный продукт, а продолжающийся процесс интерактивного общения.
Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, искусство, телевидение, кино, виртуальное пространство, постмодернизм
С созданием компьютера и новых коммуникационных технологий происходят динамические изменения процессов развития общества, которые вызывают соответствующую адекватную реакцию в культуре и искусстве. С этого периода принято начинать отсчет новой эпохи, получившей название постмодернизма [1, 2]. Помимо обозначения нового культурного явления постмодернизм понимается и как новый художественный стиль, и как новые направления во всех видах искусства, а также как художественно-эстетическая система, которая сложилась в ХХ веке [3].
Развитие информационных технологий и проникновение их во все сферы жизни общества способствует решению существующих проблем, но в то же время порождает новые. Происходят изменения в структуре и сущностных основах прежних ценностных парадигм искусства и возникновение совершенно новых. Искусство изменяет свой характер под влиянием новых информационных технологий и все больше обогащается средствами выразительности из Интернета, поскольку способ виртуализации, предлагаемый им, отличается высокой интенсивностью.
«Мы все больше погружаемся в мир, где господствуют электронные и цифровые образы», - так начинается статья «Образы информации» О. В. Аронсона [4], в которой автор проводит философский анализ формирования информационного общества и ищет ответ на вопрос: «Что сохраняется, а что утрачивается при переходе из реальности обыденного существования в компьютерный мир, в реальность, которая уже привычно называется “виртуальной”»?
Анализ научной литературы (см.: [4, 5]) показывает, что многие исследователи противопоставляют реальное и виртуальное пространство. Напри-
мер, канадский философ Герберт Маршалл Ма-клюэн считает, что вся история человеческого восприятия связана с постоянным изменением способа представления информации. Например, в основе многовековых традиционных тиражируемых образов реальности лежит книгопечатание, сформировавшее первую читательскую аудиторию, а сегодня это фотографические изображения, образы кино и телевидения, формирующие чувственность современного человека [6].
Одновременно происходит и параллельный, встречный процесс - искусство изменяет свой характер под влиянием новых информационных технологий. Если до наступления эпохи новых технологий искусство было именно технологией виртуализации реальности, то сегодня эта граница стирается.
По мнению Г. С. Кнабе [7], появление новых информационных технологий и Интернета позволило кинематографу перейти на другой этап развития. На протяжении своей истории кинематограф переживал многочисленные изменения, связанные с открытиями и новыми изобретениями. Революционными когда-то были монтаж, звук, цвет. Каждый этап усовершенствования техники принимался деятелями кино как закат киноискусства, но позднее понималось и принималось, что внедрение нового - это неотъемлемая часть художественного образа.
Действительно, за последние десятилетия в распоряжении творческих работников кино, телевидения, мультимедийной сферы появился арсенал новых средств экранной выразительности, основанных на применении компьютерных технологий. Ничто не рождается на пустом месте, и весь предшествующий кинематографический опыт заложил основу создания фильмов с фантастическими, не-
реальными элементами. Но то, что ранее достигалось огромным трудом, теперь благодаря новым информационным технологиям делается проще, оперативнее и эффективнее.
Доктор искусствоведения, профессор В. Ф. Поз-нин [8], соглашаясь с мнением Г. С. Кнабе, считает, что творческие возможности, которыми располагают сегодня кинематограф, телевидение, компьютер, во многом основаны на многовековом опыте создания и восприятия произведений живописи, театра, литературы, музыки. И все же восприятие фильма, в создании которого участвуют человек и техника, творец и совершенствующиеся с каждым десятилетием технологии создания аудиовизуального произведения, имеет существенные отличия от психологии восприятия любого другого продукта, созданного исключительно человеческими руками и человеческой фантазией. При этом следует подчеркнуть, что психологические и эстетические аспекты воздействия экранного произведения на зрителя теснейшим образом связаны с результатом творческо-технологической составляющей фильма.
Анализируя влияние новых информационных технологий на творчество кинематографистов, кандидат философских наук Е. И. Дерезюк [9] исследует динамику творчества известного английского кинорежиссера Питера Гринуэя. Его мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера» 2003-2004 гг. представляет собой кинематографический эксперимент по использованию и взаимодействию различных средств Интернета: текста, звука, видео, фото. Все эти средства переплетаются в одно целое посредством концентрирования возможностей цифровых технологий и образуют принципиально новый вид киноискусства.
Новые информационные технологии, и в частности интернет-технологии, способствуют преобразованию эстетики кино и телевидения. Можно выделить следующие особенности кино и телевидения, которые наиболее ярко проявляются в развитии художественного процесса этих направлений искусства.
Прежде всего, существенно модифицируются композиционные решения, метод организации кадра, который сложился под влиянием Интернета. На экране одновременно может находиться неограниченное количество окон и рамок, которые воспроизводят события по принципу полиэкрана. Рамки, или окна, способствуют расположению всех элементов на экране подобно системе организации ^^еЬ-страниц. Такое композиционное решение делает фильм многослойным и похожим на интернет-произведение.
Полупрозрачные изображения, фотографии, тексты, которые переплетаются во всевозможных вариациях, дополняют друг друга, зрительно воспринимаются одновременно и тем самым углубляют сцену. Подобная техника заменяет традиционный монтаж, метод наложения изображения на изображение становится возможным благодаря компьютерной графике. Углубление сцены и использование окон-рамок делает возможным визуализировать различные пространственно-временные области в фильме.
Но есть другая сторона медали. Анализ обширного материала о производстве фильмов и телепередач с использованием цифровых технологий приводит к выводу о том, что специфика этих технологий заключается в нелинейном монтаже и вытекающих отсюда языковых, образных и коммуникационных возможностях, в том числе - в возможности развивать в Интернете новое цифровое искусство, основанное на постоянном анонимном сотворчестве всех желающих пользователей Интернета. Это свидетельствует о взаимовлиянии Интернета, кино и телевидения.
Общим во всех анализируемых культурологических работах по кинематографии XXI в. является то, что творческий, а также технологический порыв, являющийся следствием внедрения в производство аудио-, видеопродукции новых технологий, состоит прежде всего в том, что компьютер предоставил пользователю возможность в одном аппарате применять все виды известных кинематографу технологий, в неограниченных возможностях воплощать практически любую творческую идею и любую фантазию сценариста, художника, режиссера. Внедрение компьютерных технологий обозначило радикально новый этап аудиовизуального творчества, максимально сблизив творческий замысел и его исполнение.
Наконец, уместно отметить, что благодаря новым информационным технологиям сегодня происходит активный процесс взаимодействия между Интернетом, кино, телевидением, видео, мультимедиа по самым различным параметрам. Все реальные достижения теории информации и гуманитарная сфера в различных ее проявлениях соединились сегодня в неразрывное целое в Интернете. Мы все чаще встречаемся с тем, что произведение представляет собой не законченный продукт, а постоянный процесс интерактивного общения. Данный феномен, который можно обозначить как новые «языки» культуры, нуждается во всестороннем осмыслении специалистами различных областей гуманитарного знания.
Список литературы
1. Гревцева А. А. Место и роль ценностей постмодернизма в «культурной глобализации» // Вестн. Орловского гос. ун-та. 2009. № 7. C. 17-22.
2. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск: Современный литератор, 2007. 816 с.
3. Абдуллаева Р. Г. Проблема художественного стиля в информационной культуре. Баку: Элм, 2003. 256 с.
4. Аронсон О. В. Образы информации // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М.: Ин-т философии РАН, 2004. C. 131-161.
5. Дубина Л. В. Тенденции развития русского языка в условиях интернет-коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 2. С. 177-181.
6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
7. Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя // Древо познания - древо жизни. М.: РГГУ, 2006. C. 331-344.
8. Познин В. Ф. Экранное творчество: современные тенденции // Вестн. Тамбовского ун-та. 2008. Вып. 7 (63). C. 425-428.
9. Дерезюк Е. И. Влияние цифровых технологий на развитие современного кино // Молодежь и наука: материалы 1Х Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2013. URL: www.conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s101/s101-003.pdf
Алиев Э. В., аспирант.
Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана.
Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ-1143.
E-mail: eliqo@mail.ru
Материал поступил в редакцию 12.12.2013.
E. V Aliyev
NEW “LANGUAGES” OF CULTURE: INTERACTION OF THE INTERNET TECHNOLOGIES, TELEVISION AND CINEMA
The article is devoted studying interaction between the Internet technologies, television and cinema. These art forms are more enriched with means of expressiveness from the Internet. First, modifying of the composite decision does the screen multilayered. Secondly, the use of translucent images and texts deepen a scene. Today there is an active process of interaction between the Internet and audiovisual production. The product placed on the Internet represents not finished product, and proceeding process of interactive dialogue.
Key words: Internet, information technologies, art, television, cinema, virtual space, post-modernism.
References
1. Grevtseva A. A. Place and role of the postmodernism values in “cultural globalization”. Orel State University Bulletin, 2009, no. 7, pp. 17-22 (in Russian).
2. Gritsanov A. A. The latest philosophical dictionary. Postmodernism. Minsk, Sovremenny literator Publ., 2007, p. 816 (in Russian).
3. Abdullaeva R. G. Problem of the art style in the information culture. Baku, 2003, p. 256 (in Russian).
4. Aronson O. V. Images of information. Influence of the Internet on consciousness and knowledge structure. Moscow, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences Publ., 2004, pp. 131-161 (in Russian).
5. Dubina L. V. Trends of developments of the Russian language in the context of internet-communication. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 2, pp. 177-181 (in Russian).
6. Maklyuen M. Understanding of media: external expansions of the person. Moscow, Kulikovo pole Publ., 2007, p. 464 (in Russian).
7. Knabe G. S. Problem of a postmodern and Peter Greenway's movie. The tree of knowledge - a life tree. Moscow, RGGU Publ., 2006, pp. 331344 (in Russian).
8. Poznin V. F. Screen creativity: current trends. Tambov University Bulletin, 2008, vol. 7 (63), p. 425-428 (in Russian).
9. Derezyuk E. I. Influence of digital technologies on development of modern cinema. Youth and Science. Materials IXAll-Russian scientific tech conference for students, graduate students and young scientists. Krasnoyarsk, 2013. URL: www.conf.sfu-kras.ru/sites/mn2
Institute of Architecture and Art, Azerbaijan National Academy of Sciences.
Pr. Javid, 31, Baku, Azerbaijan, AZ-1143.
E-mail: eliqo@mail.ru