Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельностный подход / личностно-деятельностный подход / системно-деятельностный / компетентностный подход / экосистемный подход / педагогическая практика / лингвисты / activity-oriented approach / personal-activity oriented approach / systemactivity oriented approach / competence-based approach / ecosystem approach / pedagogical practice / linguists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Георгиевна Ковалева

Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александра Георгиевна Ковалева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM APPROACH IN PRACTICAL TRAINING OF LINGUISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Changes in the economy, socio-cultural sphere, geopolitics and society as a whole require reforms in the approaches to teacher training. Graduates should be prepared for modern requirements of educational institutions. Traditional approaches to the organisation of pedagogical practice do not respond to all challenges, it is necessary to consider new approaches. The paper defines modern didactic approaches to the organisation of practice of linguists: competence-based, personal-activity oriented, system-activity oriented and ecosystem approaches. The main characteristics of the ecosystem are considered. The analysis of scientific literature, the experiment with the organisation of practices of UrFU linguists, the survey of participants and the results obtained make it possible to verify the effectiveness of the ecosystem approach. The methods of the organisation of educational scientific-research work and pedagogical practices linguists are defined. The research provides examples of various activities for the organisation of educational scientificresearch work and pedagogical practices of linguists in various educational institutions, provides statistics on satisfaction with the organisation of scientific-research work and pedagogical practices of all participants in the events. Statistics are provided on the evaluation of the experiment by all participants. The results demonstrate the effectiveness of the ecosystem approach to the organisation of students' pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

УДК 378.147.88.02 йО!: 10.17853/2686-8970-2024-2-149-164

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александра Георгиевна Ковалева

кандидат педагогических наук, доцент

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия

AG.Ko valeva@ urfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9066-6783

Аннотация. Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-дея-тельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.

Ключевые слова: деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, системно-деятельностный, компетентностный подход, экосистемный подход, педагогическая практика, лингвисты

Для цитирования: Ковалева А. Г. Экосистемный подход в практической подготовке лингвистов к профессиональной деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 149-164. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-149-164.

© Ковалева А. Г., 2024 INSIGHT. 2024. № 2 (18)

149

Original article

ECOSYSTEM APPROACH IN PRACTICAL TRAINING OF LINGUISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Aleksandra G. Kovaleva

Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Ural Federal University

named after the First President of Russia B. N. Ekaterinburg, Russia

AG.Kovaleva@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9066-6783

Abstract. Changes in the economy, socio-cultural sphere, geopolitics and society as a whole require reforms in the approaches to teacher training. Graduates should be prepared for modern requirements of educational institutions. Traditional approaches to the organisation of pedagogical practice do not respond to all challenges, it is necessary to consider new approaches. The paper defines modern didactic approaches to the organisation of practice of linguists: competence-based, personal-activity oriented, system-activity oriented and ecosystem approaches. The main characteristics of the ecosystem are considered. The analysis of scientific literature, the experiment with the organisation of practices of UrFU linguists, the survey of participants and the results obtained make it possible to verify the effectiveness of the ecosystem approach. The methods of the organisation of educational scientific-research work and pedagogical practices linguists are defined. The research provides examples of various activities for the organisation of educational scientific-research work and pedagogical practices of linguists in various educational institutions, provides statistics on satisfaction with the organisation of scientific-research work and pedagogical practices of all participants in the events. Statistics are provided on the evaluation of the experiment by all participants. The results demonstrate the effectiveness of the ecosystem approach to the organisation of students' pedagogical practice.

Keywords: activity-oriented approach, personal-activity oriented approach, syste-mactivity oriented approach, competence-based approach, ecosystem approach, pedagogical practice, linguists

For citation: Kovaleva A. G. Ecosystem approach in practical training of linguists for professional activity // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 149-164. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2024-2-149-164.

Введение. 24 июня 2022 г. была утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года1 (далее - Концепция). Необходимость ее разработки воз-

1 Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р. URL: government/docs/all/141781/.

Professor Yeltsin,

150

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

никла по нескольким причинам: дефицит педагогических работников в учебных заведениях, стремительно меняющиеся социальные, экономические, образовательные процессы в обществе в условиях циф-ровизации. Концепция определяет ряд обязательных требований к подготовке педагогических кадров, включая особенности организации практики будущих педагогов.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) объем практик в образовательных программах по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование составляет четвертую часть от объема всей программы (не менее 60 зачетных единиц из 240)1. В соответствии с Концепцией студенты должны получать практический опыт профессиональной деятельности не только в качестве педагога в школах, но и в качестве вожатых, волонтеров, организаторов дополнительного образования детей и молодежи. Таким образом, очевидна актуальность пересмотра традиционных подходов к организации практики обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Дидактические подходы определяют основные параметры, которые «настраивают» весь процесс обучения, устанавливают эффективные пути и способы обучения [1, с. 17]. Среди основных подходов в современном образовании выделяют компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный.

Дидактический подход с методической точки зрения рассматривается как «реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» [2, с. 314]. Таким образом, современные дидактические подходы должны отвечать требованиям стратегических целей в системе подготовки педагогических кадров.

Цель исследования - на основе анализа содержания экосистем-ного подхода систематизировать эффективные методы организации учебной и производственной педагогической практики студентов-лингвистов.

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22.02.2018 г. № 121. URL: base.garant.ru/71897858/.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

151

Объект исследования - практическая подготовка лингвистов к профессиональной деятельности с учетом положений дидактических подходов. Предмет исследования - экосистемный подход, составляющий концептуальную основу организации практик будущих учителей иностранного языка. Гипотеза исследования состоит в том, что определение содержания и компонентов экосистемного подхода позволит систематизировать эффективные методы организации учебной и производственной практик студентов-лингвистов и определит векторы дальнейшего формирования их профессиональных компетенций.

Материалы и методы. Основным методом исследования стал контент-анализ научных публикаций ученых, изучающих дидактические подходы к организации образовательного процесса, в том числе и практики студентов. Были использованы следующие эмпирические методы: апробация практик лингвистов Уральского федерального университета (УрФУ), анкетирование участников эксперимента и обработка полученных результатов.

Содержанием понятия «подход» является «определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления, процесса, например, процесса обучения» [3, с. 192]. В словаре, составленном О. С. Анисимовым, методологический подход определяется как «процедура, в которой при построении методов, проектов деятельности предварительно вводится "онтология", исходным основанием которой служит содержание понятия, соответствующего названию подхода» [4, с. 214].

Коренные преобразования в экономических, политических и социальных сферах общества привели к необходимости изменений и в системе образования, в том числе в подготовке кадров высшей квалификации. Особое внимание в обучении уделяется формированию трех групп компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. В рамках обсуждения проблемы повышения качества высшего образования возникла дискуссия о содержании компетентностного подхода. В начале 80-х гг. прошлого века речь шла не о подходе, а о «компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования» [5, с. 29],

152

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [6, с. 51]. Согласно Л. М. Митиной, «понятие "педагогическая компетентность" включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [7, с. 46]. Таким образом, можно утверждать, что компетентностный подход предусматривает практическое приобретение знаний и умений через педагогическую деятельность, общение со всеми участниками педагогического процесса и постоянное саморазвитие.

При подготовке лингвистов к профессиональной педагогической деятельности необходимо учитывать и формирование многокомпонентной иноязычной коммуникативной компетенции (межкультурный аспект) [8]. Принимая во внимание положения компе-тентностного подхода при организации практики студентов, следует планировать такие мероприятия, которые будут ориентированы на формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; формирование мотивации к обучению1. Студенты-лингвисты во время практики должны получить практический опыт решения вышеперечисленных задач.

Практическое приобретение знаний и умений педагогом связано с положениями деятельностного подхода, где первостепенное значе-

1 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н. URL: docs.cntd.ru/document/499053710.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

153

ние отводится проектированию педагогической деятельности, самостоятельной разработке учебных программ, субъектности собственной профессиональной деятельности. Согласно Д. Б. Эльконину, это «подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе. Поэтому на вопрос, каким же образом индивид должен включаться в образовательный процесс, я отвечу: действием!» [9]. При реализации деятельностного подхода в образовательном процессе обязательным условием становится постановка перед обучаемым такого рода задач, в которых он самостоятельно выполняет ряд последовательных действий (рис. 1) [10, с. 25].

Формулировка проблемы

-Л "V

с-\

Поиск решения проблемы

-Л "V

Решение проблемы

с-\

Контроль правильности решения проблемы

Рис. 1. Реализация деятельностного подхода в образовании: постановка учебных задач

При организации процесса прохождения практики студентами лингвистических направлений подготовки нужно учитывать особенности деятельностного подхода. Нет необходимости давать обучающимся готовые решения для выполнения задания учебной или производственной практики. Студенты самостоятельно могут выбрать иностранный язык, источники, способы решения поставленных задач, форму представления результатов своей деятельности.

Подчеркнем, что личностно-деятельностный подход предполагает субъектно-субъектные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса. В этой связи И. А. Зимняя справедливо замечает, что на самом деле речь должна идти не только об отношении педагога к ученику, важно, чтобы процесс взаимодействия был обоюдным, а это подразумевает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения -педагога» [11, с. 84].

154 ИНСАИТ. 2024. № 2 (18)

Применение личностно-деятельностного подхода в организации педагогической практики студентов - это взаимодействие сразу нескольких субъектов (рис. 2).

Рис. 2. Педагогическая практика студентов вуза: субъект-субъектное взаимодействие

Взаимовыгодными и взаимодополняющими будут отношения руководителей практики от вуза и от школы, студентов, учащихся. Взаимодействие должно учитывать интересы и требования к желаемым результатам каждого из участников практики. Руководители определяют направление и тематику практики, ставят педагогические задачи, которые должны быть решены в данный период обучения, они не должны диктовать студентам и школьникам, что и как нужно делать. Обучающиеся самостоятельно выбирают методы и инструменты достижения поставленных целей с учетом потребностей и интересов школьников, которые, в свою очередь, реализуют свои возможности в процессе учебы (проектной деятельности). Следует формулировать учебные задачи таким образом, чтобы студенты и учащиеся могли развивать собственные личностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, креативность, умение работать в команде и принимать решения.

В случае с организацией практики будущих педагогов-лингвистов ее руководители определяют тип мероприятий, форму отчета, студенты и школьники могут самостоятельно выбрать иностранный

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

155

язык, который будет использован для решения поставленных задач, тему и содержание проводимых мероприятий.

Все субъекты процесса (педагогической практики) становятся частью нескольких систем: системы образования, системы социально-культурных отношений, экономической системы. В этой связи нельзя не упомянуть системно-деятельностный подход, идея которого заключается в созидании нового знания в ходе деятельности субъектов в системе определенных координат. В рамках данного подхода образовательный процесс представляется как совокупность разнообразных взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности всех его участников. Реализуя системно-деятельностный подход, мы ориентируемся на «осознанность самоопределения студентов в условиях системного изучения учебных дисциплин и выбора занятий для профессионального роста с ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности» [12, с. 201-202]. Будущие учителя иностранного языка проходят учебную научно-исследовательскую и педагогическую практики в системах среднего и высшего образования, их деятельность связана и с системой социально-культурных особенностей различных стран (мероприятия практик нацелены на изучение культуры зарубежных стран).

Обобщая вышесказанное, определим основные требования к организации практики студентов-лингвистов: ориентация на личностные требования и интересы всех участников процесса (выбор иностранного языка, тематики и содержания мероприятий практики), их успешное взаимодействие (субъекты практики решают свои задачи с учетом интересов друг друга), проводимые мероприятия имеют целостный характер, системно организованы и направлены на формирование социально-профессионально-личностной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности (учебные, учебно-профессиональные, научно-исследовательские, внеучебные, социокультурные и другие функции).

Для выполнения всех перечисленных требований была разработана система практик будущих педагогов в тесном взаимодействии со школами и колледжами г. Екатеринбурга и Свердловской области. Основной задачей УрФУ стала организация мероприятий практик таким образом, чтобы студенты постепенно начинали педагогическую

156

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

деятельность в учебных заведениях, «наращивали» профессиональные компетенции. Такой подход был оправдан, поскольку основной проблемой адаптации к педагогической деятельности практиканты называли страх аудитории, вызванный не только отсутствием опыта, но и проведением занятий на иностранном языке. Задачами школ и колледжей стали привлечение молодых специалистов в учебные заведения и организация их внеучебной деятельности. Такое выгодное взаимодействие способствовало постепенному привыканию студентов к атмосфере профессиональной деятельности, а количество внеучебных мероприятий, проведенных на иностранном языке, позволило разнообразить самостоятельную работу обучающихся.

Рассмотренные положения компетентностного, личностно-дея-тельностного, системно-деятельностного подходов в отношении к организации практики студентов-лингвистов соответствуют и идеям эко-системного подхода. В образовании данный подход начал применяться в начале 2000-х гг. - в рамках распространения концепции «обучение в течение всей жизни» [13, с. 179]. Экосистемный подход подразумевает организацию обучения в экосистемах, представляющих собой «сеть участников, которые осознанно установили взаимозависимые, динамичные и эволюционирующие взаимоотношения, формирующие условия для создания новых и разнообразных возможностей образования участников на протяжении всей жизни» [14].

На рис. 3 представлены ключевые характеристики экосистем.

Рис. 3. Ключевые характеристики экосистемы

МЭЮНГ. 2024. № 2 (18) 157

Также среди важных характеристик экосистемы можно назвать многообразие участников, гибкие отношения между ними, горизонтальное взаимодействие, коллаборацию, самоорганизацию, открытость внешнему миру, способу и площадкам взаимодействия. Все участники и составляющие экосистемы устойчивы, эволюционируют одно-векторно и постоянно. Экосистемный подход усиливает современные подходы к организации практик следующими возможностями: системность мероприятий в поэтапной организации педагогической деятельности одних субъектов и образовательной деятельности других; взаимопонимание запросов участников экосистемы, учет всех интересов; взаимовыгодное сотрудничество - достижение практических целей студентов удовлетворяет учебные цели школьников (самостоятельная, внеклассная и внеучебная деятельность), определение профессиональных перспектив участников экосистемы.

Результаты исследования и обсуждение. В рамках образовательной программы 44.03.01 Методика преподавания иностранных языков для студентов Уральского федерального университета была создана система практик (учебная научно-исследовательская и производственная педагогическая практики) с учетом экосистемного подхода в образовании. Экосистема объединяет учебные заведения г. Екатеринбурга и Свердловской области: школы, колледжи, обучающие языковые центры и УрФУ. Все участники экосистемы равноправны, уважительны и лояльны в достижении поставленных целей в условиях совместной деятельности.

При разработке мероприятий практик принимались во внимание следующие принципы: принцип последовательности (постепенное развитие профессиональных компетенций студентов в процессе педагогической деятельности), принцип развивающего обучения, принцип доступности и посильности в преподавании иностранного языка (учет возрастных особенностей учащихся школ, колледжей, языковых центров и их уровня владения иностранным языком). Основная задача взаимодействия учебных заведений и УрФУ - определение таких мероприятий, которые бы отличались от традиционных форм организации внеучебной и учебной деятельности школьников: проекты, интерактивные лекции, викторины, квесты, тематические кружки и т. д. Такая организация практик усиливает мотивацию и студентов, и учащихся - участие в предлагаемых мероприятиях, как следствие - повышается эффективность результатов обучения.

158

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

На первом курсе студенты еще не адаптировались к учебе в вузе, пока еще живут традициями и укладом школы. Они могут выбрать учебные учреждения, которые закончили, или мы предлагаем школу-партнера. Студенты самостоятельно выбирают темы, организуют команды, готовят презентации, представляют проекты на английском языке. Темы проектов, как правило, связаны с особенностями межкультурной коммуникации в различных странах (подарки, мода, питание, система образования, юмор, традиции). В течение месяца студенты и школьники работают, готовят защиту проекта (практическая часть: интервью, опросы, видео). Большей частью взаимодействие происходит на уровне «студент - школьник».

Защита проектов проходит в УрФУ. Преподаватели вуза и школ выбирают лучшие работы. Студенты таким образом проходят учебную научно-исследовательскую практику, школьники выполняют учебные проекты, осуществляется профориентационная работа. Практикантам пока еще не нужно применять какие-то педагогические или методические знания, но это реальный опыт педагогической деятельности, студенты проявляют свои организаторские, коммуникативные и лидерские качества [15]. Такая организация практики решает множество задач, стоящих и перед УрФУ, и перед учебными заведениями, оба участника заинтересованы в проектной деятельности.

Вторая практика проходит в школе, колледже или языковом центре (расписание мероприятий согласовано). Студенты готовят интерактивные мини-лекции, викторины, квесты по различным темам, интересным школьникам всех возрастов. Мероприятия проводятся на русском языке для младших классов и на иностранном языке для старшеклассников. При организации практики принимаются во внимание и предложения учебных заведений. Как правило, мероприятия проходят в рамках дней иностранных языков в школах, колледжах или языковых центрах. В ходе данной практики взаимодействие студентов осуществляется уже не только со школьниками, но и с педагогами учебных заведений.

В рамках третьей практики обучающиеся вуза организуют кружки на иностранных языках в учебных заведениях. Студенты сами решают, какой именно кружок они будут вести, готовят его презентацию,

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

159

рассказывают, чем будут заниматься, каких результатов добьются к концу года. Школьники делают свой выбор, составляется расписание работы кружков, и начинается работа. В ходе данной практики взаимодействие студентов осуществляется со школьниками, их родителями и с педагогами учебных заведений.

С третьего курса практиканты посещают уроки в школах, а затем и сами ведут уроки иностранного языка, классные часы (воспитательная деятельность), выполняют функции волонтеров (сопровождение групп по аудиториям, встреча гостей, настройка технического оборудования, организация досуговых мероприятий).

Результаты своей научно-исследовательской работы студенты представляют на конференциях. Тематика соответствует практикам в школах: проектная деятельность, виды лекций, организация практических занятий, типы уроков, внеучебные мероприятия и т. д.

Подобная система организации практик соответствует принципам экосистемного подхода (рис. 4): многосторонность (проведение практик различного типа в разных учебных заведениях), сотворчество (взаимовыгодное сотрудничество учебных заведений и участников процесса обучения) и целенаправленность (решение поставленных практических задач всех участников процесса).

Многосторонность

Практики различного типа

Формирование различных компетенций

Сотворчество

Учебные заведения

Участники образовательного процесса

Решение поставленных задач

Рис. 4. Принципы экосистемного подхода в системе организации практик студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе практик соблюдается и принцип целей «3М» [14]: студенты работают на себя, выбирают темы и мероприятия, способы их

160 ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

реализации; практики организованы в тесном взаимодействии образовательных учреждений города и области; все мероприятия связаны с мировой культурой, а результаты исследований представляются на международных конференциях (рис. 5).

Мои цели

Местные цели

Работа на себя

Выбор тем и мероприятий практики

( Взаимодействие^ местных

учреждений

Рис. 5. Реализация целей «3М» в системе организации практик студентов

Таким образом, экосистемный подход к организации практик студентов выстраивает процесс взаимодействия школьников, студентов, учителей школ, языковых центров, колледжей и представителей УрФУ, что обеспечивает продолжительное, непрерывное функционирование системы образования. Результаты проведенных опросов показывают, что все участники оценивают мероприятия педагогических практик положительно (рис. 6).

Высокие показатели удовлетворенности студентов, школьников и руководителей свидетельствуют о том, что все участники понимали цели и задачи каждого этапа научно-исследовательской и педагогической практик и получили желаемые результаты от проводимых мероприятий, совместная работа различных учебных заведений организована хорошо, приобретен позитивный опыт, что соответствует основным характеристикам экосистемного подхода и принципу «3М». Данные результаты обусловливают необходимость учета положений рассматриваемого подхода в выборе методов организации практики студентов-лингвистов УрФУ. Отрицательные отзывы были в основном связаны с личностными и психологическими особенностями участни-

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

161

ков (страх перед публичными выступлениями, робость в общении с незнакомыми людьми, боязнь новых видов деятельности).

Проекты со школьниками

Мини-лекции Кружки

Проведение уроков

Мероприятия

Рис. 6. Оценка удовлетворенности студентов-лингвистов УрФУ, школьников и руководителей мероприятиями педагогической практики: И - студенты; - школьники; О - руководители практики

Формируемая экосистема (число участников должно увеличиться) для реализации научно-исследовательской и педагогической деятельности студентов-лингвистов имеет перспективы развития: к проектной деятельности можно привлечь родителей школьников и/или студентов в рамках определения социальной/патриотической направленности проектов, кружки могут быть организованы для взрослых/пожилых людей или для дошкольников, задействованы новые участники (библиотечные центры) и реализованы новые возможности (волонтерство, вожатская деятельность).

Заключение. Учебная научно-исследовательская и педагогическая практики будущих педагогов играют важную роль в формировании и развитии их профессиональных компетенций. Дидактические подходы (компетентностный, личностно-деятельностный и системно-деятельностный) к организации этих практик определяют основные направления деятельности студентов. Экосистемный подход гарантирует возможность оперативной адаптации всех участников: равноправие, стабильность устанавливающихся профессиональных и социальных связей, обмен опытом, определение перспектив взаимодействия

162

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

и профессиональной коллаборации, поиск новых векторов совместной системной деятельности. Это приведет к созданию стабильной экосистемы с большим потенциалом педагогической и просветительской деятельности, расширит разнообразие мероприятий для учебной научно-исследовательской и педагогической практик при подготовке лингвистов к профессиональной деятельности, гарантированно реализует основные положения Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.

Перспективность дальнейшего исследования заключается в расширении возможностей экосистемы, в частности - организация во-жатской деятельности студентов-лингвистов в летних оздоровительных или городских лагерях, разработка сюжетов тематических экскурсий, которые могут быть проведены на русском и иностранном языках для детской и взрослой аудиторий. Экосистемный подход повышает мотивацию студентов к педагогической деятельности, а школьников - к изучению иностранных языков.

Список источников

1. Си Чжэньсинь. Понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174). С. 15-19. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ponyatie-didakticheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedago-gicheskoy-nauke-soderzhatelnye-i-strukturno-funktsionalnye-harakteristiki.

2. Бекаревич Т. И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы 1-й Междунар. науч. конф., С.-Петербург, февр. 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. Т. 2. С. 314-316. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1507/.

3. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под общ. ред. М. К. Колковой. СПб.: Каро, 2007. 287 с.

4. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. М., 2004. Т. 2: Методологическая парадигма и управленческая аналитика. 364 с. URL: http://metodologika.ru/node/217.

5. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27-34.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

163

6. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: материалы 1-й Междунар. науч. интернет-конференции, Старый Оскол, 20-30 мая 2009 г. Старый Оскол: Роса, 2009. С. 50-53.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

8. Особенности электронных учебных курсов для развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки в УрФУ / А. Г. Ковалева [и др.] // Вестник педагогических наук. 2003. № 4. С. 145-151.

9. Эльконин Б. Д. Я - экстремист деятельностного подхода! // Школьный психолог. 2001. № 14. С. 11. URL: https://psy.1sept.ru/article.php? ID=200101414.

10. Приходченко Е. И., Кузьмичева А. С., Мотузенко Н. И. Дея-тельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 22-27. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-2.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 384 с.

12. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1.

13. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 175-189. https:// doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14.

14. Лукша П., Спенсер-Кейс Дж., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnyeekosistemy-voznika-yushaya-praktikadlya-budushego-obrazovaniya/.

15. Ермаков Д. С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. 2020. № 5 (1482). С. 165-172. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/gibkie-navyki-v-shkolnom-obrazovanii.

Статья поступила в редакцию 04.04.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 29.04.2024.

The article was submitted 04.04.2024; approved after reviewing 19.04.2024; accepted for publication 29.04.2024.

164

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.