Научная статья на тему 'Учебная практика как условие формирования профессиональных компетенций студентов'

Учебная практика как условие формирования профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / EDUCATIONAL PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH / ACTIVITY APPROACH / SYSTEM APPROACH / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Курочкина Людмила Валентиновна

Педагогическая практика занимает важное место в процессе обучения студентов. Являясь составной частью структуры основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) вуза, она направлена на закрепление теоретических знаний и формирование непосредственно на производстве профессиональных умений и навыков. Цель исследования определить роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций студентов-первокурсников, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование». Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование учебной практики будущих педагогов, наблюдение за практикантами в школе, изучение продуктов их деятельности в виде отчетной документации по практике и представление результатов практики на итоговой конференции, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета, вычисление элементарных статистик. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, имеет ознакомительный характер, является логическим продолжением процесса обучения студентов теоретическим дисциплинам, в том числе курсу «Педагогика». Реализуется с учетом компетентностного, системного, деятельностного и интегративного подходов. Системный подход предполагает взаимосвязь и единство цели, задач, структуры, содержания практики, планируемых результатов обучения студентов при прохождении практики. Деятельностный подход предполагает выполнение определенных заданий, направленных на формирование готовности будущих педагогов осуществлять профессиональную деятельность. Реализация компетентностного подхода представлена совокупностью разработанных и апробированных индивидуальных заданий, выполняемых студентами в ходе учебной практики, которые проверяются с помощью конкретных критериев оценивания результатов обучения бакалавров во время прохождения практики. Интегративный подход предполагает объединение и реализацию практикантами прогностического, проектировочного, организаторского, коммуникативного и рефлексивного видов педагогической деятельности, реализуемых ими в ходе выполнения индивидуальных заданий с целью закрепления полученных ранее теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Курочкина Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational practice as a condition for the formation of students’ professional competencies

Pedagogical practice takes an important place in the process of teaching students. As an integral part of the University's main professional educational program structure, it is aimed at consolidating theoretical knowledge and developing professional skills directly in the workplace. The purpose of the study is to determine the role of educational practice in the formation of professional competencies of first-year students studying in the areas of training “Pedagogical education”. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, pedagogical modeling of educational practice of future teachers, observation of trainees at school, studying the products of their activities in the form of reporting documentation on practice and presentation of practice results at the final conference, analysis of the results of questionnaires of students of the Mari State University, calculation of elementary statistics. Educational practice for obtaining primary professional skills, including primary skills of research activity is of an introductory nature, it is a logical continuation of the process of teaching students theoretical disciplines, including the “Pedagogy” course. It is implemented taking into account competence, system, activity and integrative approaches. The system approach involves the interrelation and unity of the purpose, tasks, structure, content of practice, planned results of training of students during the practice. The activity approach involves performing certain tasks aimed at forming the readiness of future teachers to carry out professional activities. The implementation of the competence approach is represented by a set of developed and tested individual tasks performed by students during the educational practice, which are checked using specific criteria for evaluating the results of undergraduate studies during practice. The integrative approach involves combining and implementing predictive, design, organizational, communicative, and reflexive types of pedagogical activities implemented by trainees in the course of individual tasks in order to consolidate their previously acquired theoretical knowledge and professional skills.

Текст научной работы на тему «Учебная практика как условие формирования профессиональных компетенций студентов»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 1. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 1. 2020

Педагогические науки

Pedagogics

удк 371.13, 37.048.45 й01: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-11-17

Учебная практика как условие формирования

профессиональных компетенций студентов Н. Г. Арзамасцева, Л. В. Курочкина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Педагогическая практика занимает важное место в процессе обучения студентов. Являясь составной частью структуры основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) вуза, она направлена на закрепление теоретических знаний и формирование непосредственно на производстве профессиональных умений и навыков. Цель исследования - определить роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций студентов-первокурсников, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование». Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование учебной практики будущих педагогов, наблюдение за практикантами в школе, изучение продуктов их деятельности в виде отчетной документации по практике и представление результатов практики на итоговой конференции, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета, вычисление элементарных статистик. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, имеет ознакомительный характер, является логическим продолжением процесса обучения студентов теоретическим дисциплинам, в том числе курсу «Педагогика». Реализуется с учетом компетентностного, системного, деятельностного и интегративного подходов. Системный подход предполагает взаимосвязь и единство цели, задач, структуры, содержания практики, планируемых результатов обучения студентов при прохождении практики. Деятельностный подход предполагает выполнение определенных заданий, направленных на формирование готовности будущих педагогов осуществлять профессиональную деятельность. Реализация компетентностного подхода представлена совокупностью разработанных и апробированных индивидуальных заданий, выполняемых студентами в ходе учебной практики, которые проверяются с помощью конкретных критериев оценивания результатов обучения бакалавров во время прохождения практики. Интегративный подход предполагает объединение и реализацию практикантами прогностического, проектировочного, организаторского, коммуникативного и рефлексивного видов педагогической деятельности, реализуемых ими в ходе выполнения индивидуальных заданий с целью закрепления полученных ранее теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: учебная практика, профессиональная компетентность, компетентностный подход, интегративный подход, деятельностный подход, системный подход, критерии оценивания.

Для цитирования: Арзамасцева Н.Г., Курочкина Л.В. Учебная практика как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 11-17. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-11-17

Educational practice as a condition for the formation

of students' professional competencies N. G. Arzamastseva, L. V. Kurochkina

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Pedagogical practice takes an important place in the process of teaching students. As an integral part of the University's main professional educational program structure, it is aimed at consolidating theoretical knowledge and developing professional skills directly in the workplace. The purpose of the study is to determine the role of

educational practice in the formation of professional competencies of first-year students studying in the areas of training "Pedagogical education". The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, pedagogical modeling of educational practice of future teachers, observation of trainees at school, studying the products of their activities in the form of reporting documentation on practice and presentation of practice results at the final conference, analysis of the results of questionnaires of students of the Mari State University, calculation of elementary statistics. Educational practice for obtaining primary professional skills, including primary skills of research activity is of an introductory nature, it is a logical continuation of the process of teaching students theoretical disciplines, including the "Pedagogy" course. It is implemented taking into account competence, system, activity and integrative approaches. The system approach involves the interrelation and unity of the purpose, tasks, structure, content of practice, planned results of training of students during the practice. The activity approach involves performing certain tasks aimed at forming the readiness of future teachers to carry out professional activities. The implementation of the competence approach is represented by a set of developed and tested individual tasks performed by students during the educational practice, which are checked using specific criteria for evaluating the results of undergraduate studies during practice. The integrative approach involves combining and implementing predictive, design, organizational, communicative, and reflexive types of pedagogical activities implemented by trainees in the course of individual tasks in order to consolidate their previously acquired theoretical knowledge and professional skills.

Keywords: educational practice, professional competence, competence approach, integrative approach, activity approach, system approach, evaluation criteria.

For citation: Arzamastseva N.G., Kurochkina L.V. Educational practice as a condition for the formation of students' professional competencies. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 1, pp. 11-17. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-11-17 (In Russ.).

Наряду с аудиторной и самостоятельной работой практика занимает важное место в процессе обучения студентов. Являясь составной частью структуры ОПОП вуза, она направлена на закрепление теоретических знаний и формирование непосредственно на производстве профессиональных компетенций студентов. В системе высшего образования различают учебную и производственную виды практик. В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» студенты 1 курса бакалавриата, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки) и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), проходят «Учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» непосредственно в школе. Практика проводится во втором семестре, когда студентами уже начато изучение разделов базового курса «Педагогика»: «Введение в педагогическую деятельность» и «Основы общей педагогики». Трудоемкость практики составляет 54 часа /1,5 зачетные единицы. Реализуется учебная практика с учетом компетентностного, деятельностного, интегративного и системного подходов.

С учетом компетентностного подхода в многоуровневом высшем образовании сформулирована цель практики - формирование у студентов следующих компетенций: развитие готовности будущих педагогов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1), овладевать основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5), взаимодействовать с участниками образовательного процесса (ПК-6)1.

Слово «практика» имеет несколько значений. Применительно к данной теме под практикой понимается приобретение студентами какого-либо профессионального навыка. Следовательно, учебная практика предполагает осуществление студентами деятельности, направленной на решение следующих задач: формировать знания о содержании учебно-воспитательной деятельности педагога; развивать умения наблюдать и анализировать деятельность обучающихся и классного

1 Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04 декабря 2015 года. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 20.11.2019).

руководителя, проводить самоанализ учебно-воспитательной работы в период практики; формировать организационно-коммуникативные умения в ходе осуществления внеклассной деятельности (игровой, спортивной, культурно-просветительской, творческой), навыки выполнения элементарных заданий учебно-исследовательского характера с целью усвоения приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенного практического исследования. Таким образом, в ходе практики реализуется деятельностный подход.

Учебная практика представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающих достижение цели, решение определенных задач, содержание деятельности, формы, методы и средства, предполагаемый результат в виде компетенций, которые необходимо формировать. Также практика имеет определенную временную и композиционную структурную организацию, состоящую из трех модулей (этапов): подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный (организационно-методический) модуль включает в себя проведение руководителем практики от вуза установочной конференции, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, сущностью заданий, инструктируются по технике безопасности.

Основной (производственный) модуль включает в себя: оказание студентом-практикантом помощи классному руководителю в воспитательной работе с классом, посещение вместе с классом уроков по различным предметам с целью наблюдения за работой и поведением обучающихся, анализа уроков по предложенным схемам, мероприятия по сбору, обработке и систематизации практического материала (наблюдение, опрос, диагностические методики и др.) для индивидуального выполнения студентами-практикантами исследовательских заданий, направленных на формирование вышеперечисленных профессиональных компетенций.

Заключительный (отчетный) модуль предполагает подготовку каждым студентом отчетной документации по практике, защиту отчета на итоговой конференции.

С учетом деятельностного подхода особое внимание в проведении практики уделяется выполнению студентами индивидуальных заданий. Так, в течение первой недели практикантам предстоит составление плана работы на период практи-

ки; изучение должностной инструкции классного руководителя и заполнение таблицы по содержанию данного внутреннего документа; составление визитной карточки школы по предложенному плану (это задание предполагает работу с сайтом образовательной организации и взаимодействие с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе с целью восполнения недостающей на сайте информации); составление визитной карточки класса на основе изучения и анализа плана воспитательной работы классного руководителя и в результате непосредственного общения с ним по вопросам организации воспитательной работы в классе; разработка и проведение совместно с учителем внеклассного мероприятия или классного часа в соответствии с планом воспитательной работы; сбор практического материала для составления педагогической характеристики обучающегося и педагогической характеристики класса и другое.

Вторая неделя практики также предполагает выполнение студентами большого объема заданий. В частности, первокурсники продолжают собирать материал для составления педагогической характеристики класса, наблюдая за коллективом класса в урочное и внеурочное время, выявлять уровень межличностных отношений в классе с помощью методики «Социометрия» и уровень развития ученического самоуправления с помощью одноименной методики, цен-ностно-ориентационного единства по методике «ЦОЕ», проводят внеклассное воспитательное мероприятие или классный час, анализируют результаты собственной деятельности в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия или классного часа, наблюдают за ходом уроков и анализируют учебно-воспитательную деятельность учителя на уроке, определяют стиль педагогического взаимодействия классного руководителя.

«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», рассматривается нами как условие для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов. В связи с этим в ней определены планируемые результаты: «знать», «уметь», «владеть» и критерии оценивания заданий. Задания разработаны с учетом компетентностного подхода. На формирование компетенции «сознавать социальную значимость

своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» (ОПК-1) направлены такие задания, как изучение должностной инструкции классного руководителя, плана воспитательной работы классного руководителя, разработка и проведение внеклассного мероприятия или классного часа, анализ результатов собственной деятельности в ходе подготовки и проведения воспитательного мероприятия или классного часа, оформление дневника практики, оформление отчетной документации по практике. Предполагается, что в результате прохождения практики студенты должны знать основные направления деятельности классного руководителя, технологии организации внеурочной деятельности обучающихся с учетом возрастных особенностей, особенности процесса воспитания и социализации школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации, методы, формы и приемы взаимодействия классного руководителя с членами педагогического коллектива, особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их замещающими); уметь планировать воспитательную работу с учетом социальных, возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, социальный контекст их развития при решении конкретных воспитательных задач; владеть навыками организации воспитательной деятельности в коллективе класса с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, методами оценки результатов и эффективности воспитательной работы в классном коллективе.

Студенты-практиканты овладевают основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5), составляя визитную карточку школы и визитную карточку класса (по плану), изучая стиль коммуникативной деятельности классного руководителя. К завершению практики студенты должны знать нормы профессионально-педагогического общения, способы установления взаимодействия с коллективом класса и отдельными обучающимися; уметь соблюдать в ситуациях педагогического взаимодействия нормы речевой культуры и профессиональной этики, определять стиль педагогического взаимодействия классного руководителя с обучающимися класса; владеть

навыками: оценки и самооценки уровня речевой культуры педагога и соблюдения им норм профессиональной этики, установления взаимодействия с классным коллективом и отдельными обучающимися класса.

Практиканты учатся взаимодействовать с участниками образовательного процесса (ПК-6), планируя работу на период практики, собирая материал для составления психолого-педагогической характеристики обучающегося (наблюдение за основными проявлениями личностных особенностей ученика на уроке, проведение и обработка результатов диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей обучающегося), собирая материал для составления психолого-педагогической характеристики класса (наблюдение за коллективом класса в урочное и внеурочное время, проведение диагностических методик и обработка их результатов для определения ценностно-ориентационного единства коллектива класса, выявления межличностных отношений в классе, уровня развития ученического самоуправления), наблюдая за ходом уроков и проводя анализ учебно-воспитательной деятельности учителя на уроке (по предложенной схеме и вопросам). В результате обучения при прохождении практики бакалавры должны знать нормы профессионально-педагогического общения, способы установления взаимодействия с коллективом класса и отдельными обучающимися класса; уметь соблюдать в ситуациях педагогического взаимодействия нормы речевой культуры и профессиональной этики, определять стиль педагогического взаимодействия классного руководителя с обучающимися класса; владеть навыками оценки и самооценки уровня речевой культуры педагога и соблюдения им норм профессиональной этики, установления взаимодействия с классным коллективом и отдельными обучающимися класса.

Принимая во внимание, что готовность личности к профессиональной деятельности есть инте-гративное качество, объединяющее мотивы деятельности, теоретические знания и практические умения и навыки, программа практики составлена с учетом интегративного подхода таким образом, что все задания предполагают закрепление знаний и формирование на практике профессиональных умений и навыков через реализацию студентом того или иного вида педагогической деятельности. Так, виды педагогической деятельности, изучаемые

студентами на занятиях по педагогике (раздел «Введение в педагогическую деятельность»), интегрируются на практике в единое целое. Например, прогностическая деятельность реализуется при целеполагании воспитательного мероприятия или классного часа, предвидении и прогнозировании его результатов, отборе оптимальных средств и способов достижения цели. Проектировочная деятельность осуществляется практикантами при конкретизации в характеристике классного коллектива воспитательных целей и задач в работе с классом, сделанных на основе диагностики уровня сформированности классного коллектива, а также целей и задач индивидуальной работы (взаимодействия) с обучающимся, обозначенных в психолого-педагогической характеристике личности обучающегося по итогам проведения диагностики личностных особенностей (потребностей, интересов, учебной мотивации, ценностных ориентиров и др.). Данный компонент деятельности также реализуется при проектировании воспитательного мероприятия или классного часа, разработки его сценария. Организаторский вид деятельности студентов наблюдается во время организации и проведения с обучающимися диагностик для включения их результатов в характеристики классного коллектива и обучающегося и формулирования дальнейших перспектив в работе с классом и отдельно с обучающимся. Также организаторская деятельность осуществляется во время проведения воспитательного мероприятия или классного часа, предполагающего наличие в его структуре интерактивного компонента (например, игры или соревнования и т. п.), требующего от студентов проявления умения организовать совместную деятельность и стимулировать активность обучающихся. Коммуникативный вид деятельности осваивается в процессе межличностного взаимодействия студента с обучающимися класса как в группе, так и отдельно с обучающимся, с классным руководителем, учителями-предметниками, завучем школы. Умение общаться, в основе которого должно лежать стремление к сотрудничеству и равноправию, необходимо студенту для установления контакта с обучающимися и педагогами и решения целей и задач практики. Для эффективной коммуникативной деятельности каждому практиканту предстоит воспринять психологическое состояние партнеров по общению и установить с ними психологический кон-

такт, управлять взаимодействием. Рефлексивный вид деятельности осуществляется прежде всего при написании самоанализа разработанного и проведенного воспитательного мероприятия или классного часа, заполнении анкеты по итогам практики. Таким образом, вся деятельность студентов во время практики подтверждает, что наиболее эффективно формирование профессиональных компетенций происходит непосредственно в ходе практики, объединяющей в единое целое все компоненты педагогической деятельности. По итогам практики предусмотрен дифференцированный зачет.

Однако опыт показывает, что у студентов с низким уровнем развития профессиональных компетенций часто возникают затруднения во время практики. С целью выявления типичных затруднений студентов во время практики на первом курсе нами проведено анкетирование. В эксперименте приняли участие 110 студентов 1 курса факультета иностранных языков и факультета общего и профессионального образования. Так, на предложение охарактеризовать трудности и проблемы, с которыми столкнулись студенты при работе с детьми, 78 респондентов (71 %) ответили, что испытывали трудности при организации дисциплины в коллективе обучающихся, 61 человек (55 %) столкнулись со сложностями в формулировании педагогических рекомендаций по результатам диагностических методик. На вопрос, ощущали ли практиканты трудности в общении с людьми разных возрастов, 73 человека (66 %) ответили, что не испытывали никаких трудностей, 28 студентов (25 %) иногда испытывали трудности в общении с людьми разного возраста. Все студенты (100 %) отметили, что удовлетворены условиями прохождения практики, в ходе которой они имели возможность познакомиться с разнообразными дидактическими и воспитательными методами и приемами работы учителей, документацией классного руководителя.

Нельзя отрицать существование проблемы педагогической мотивации среди будущих педагогов. Так, 12 студентов (11 %) признались, что не хотели бы связывать будущую профессиональную жизнь со школой. При этом каждый из них понимает, что практика «только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности, когда у самого студента есть желание, стремление стать хорошим

учителем, когда он осознает ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения» [4]. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что перед практикой необходимо дополнительно уделить внимание работе студентов с диагностическими методиками, в частности, анализу результатов и составлению на их основе педагогических рекомендаций. Также необходимо на семинарских занятиях по педагогике провести упражнения на общение, установление взаимодействия с обучающимися и педагогами школы, повторить правила делового этикета, настроить студентов на взаимодействие с субъектами образовательного процесса в школе.

Таким образом, можно утверждать, что организация и проведение учебной практики студентов -

сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие устойчивого интереса студентов-практикантов к профессионально-педагогической деятельности, закрепление знаний по педагогике, расширение представлений о функциях классного руководителя, знакомство с опытом работы учителей, формирование умений проектирования, организации и самоанализа взаимодействия с субъектами образовательного процесса, навыков педагогического общения. Опыт нашей работы, с одной стороны, подтверждает эффективность описанных выше форм организации учебной практики и формирования профессиональных компетенций студентов, с другой - указывает на необходимость постоянного поиска путей ее совершенствования.

Литература

1. Галеева Ж.Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции (г. Самара, март 2016 г.). Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 231-233.

2. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 360-364.

3. Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. Организация и проведение учебной практики студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

4. Козлова Е.Б., Буслаева М.Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 146-150. URL: http://e-koncept.ru/ 2015/95712.htm (дата обращения: 20.12.2019).

5. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 76-80. URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm (дата обращения: 25.03.2019).

6. Павлова Я.В., Сакович С.И. Организация педагогической практики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80120 (дата обращения: 25.03.2019).

7. Поставнева И.В. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 52-59.

8. Сериков В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования // Среднее профессиональное образование. 2000. № 7. С. 5-10.

9. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики // Образование и воспитание. 2015. № 2. С. 59-61.

References

1. Galeeva Zh.Sh. Rol' uchebnoi praktiki v formirovanii obshchikh i professional'nykh kompetentsii spetsialistov pedagog-icheskogo profilya [The role of educational practice in the formation of general and professional competencies of specialists of pedagogical profile]. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Samara, mart 2016 g.) = Actual issues of modern pedagogy: materials of the VIII International scientific conf. (Samara, March 2016), Samara, "Izdatel'stvo ASGARD" Publ., 2016, pp. 231-233. (In Russ.).

2. Zhirkova Z.S. Pedagogicheskaya praktika studentov - podgotovka k osnovnym vidam professional'noi deyatel'nosti [Pedagogical practice of students - preparation for the main types of professional work]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2012, no. 6-2, pp. 360-364. (In Russ.).

3. Kachalov N.A., Borodin A.A., Velsh A.V. Organizatsiya i provedenie uchebnoi praktiki studentov tekhnicheskogo vuza [Organizing and arranging educational training of technical learners]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 6. (In Russ.).

4. Kozlova E.B., Buslaeva M.E. Rol' pedagogicheskoi praktiki v podgotovke studentov nepedagogicheskogo profilya k pedagog-icheskoi deyatel'nosti [The role of pedagogical practice in preparing non-pedagogical students for pedagogical activity]. Kontsept = Concept, 2015, vol. 34, pp. 146-150. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95712.htm (accessed 20.12.2019). (In Russ.).

5. Kobysheva L.I. Teoriya i praktika samoopredeleniya studentov v usloviyakh vuza [Theory and practice of self-determination of students in higher educational institution]. Kontsept = Concept, 2014, no. 10, pp. 76-80. Available at: http://e-koncept.ru/ 2014/14276.htm (accessed 25.03.2019). (In Russ.).

6. Pavlova Ya.V., Sakovich S.I. Organizatsiya pedagogicheskoi praktiki v vuze [Organization of pedagogical practice in University]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern Scientific Researches and Innovations, 2017, no. 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80120 (accessed 25.03.2019). (In Russ.).

7. Postavneva I.V. Pedagogicheskaya praktika kak sredstvo formirovaniya professional'noi napravlennosti studentov pedagogicheskikh vuzov [Pedagogical practice as a means of forming professional orientation of students of pedagogical universities]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Vestnik of Moscow City University. Series "Pedagogy and Psychology", 2009, no. 1, pp. 52-59. (In Russ.).

8. Serikov V.V. Podgotovka uchitelei k professional'noi deyatel'nosti v usloviyakh lichnostnoi orientatsii obrazovaniya [Training of teachers for professional activity in the conditions of personal orientation of education]. Sredneeprofessional'noe obrazovanie = Secondary Vocational Education, 2000, no. 7, pp. 5-10. (In Russ.).

9. Khusaenova A.A., Nasretdinova L.M., Bogdanov R.R. Adaptatsiya studenta v periode prokhozhdeniya uchebnoi i proizvod-stvennoi praktiki [Student adaptation during the period of educational and industrial practice]. Obrazovanie i vospitanie = Education and Upbringing, 2015, no. 2, pp. 59-61. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 25.01.2020 г.; принята к публикации 28.02.2020 г.

Submitted25.01.2020; revised28.02.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, natta69@mail.ru

Курочкина Людмила Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, curochkinaludmila@yandex.ru

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, natta69@mail.ru

Lyudmila V. Kurochkina

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia,

curochkinaludmila@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.