ПЕДАГОГИКА
УДК 15.37(082)
Е. Н. Буклин
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Актуальность и цели. Рассматривается компетентностно-деятель-ностный подход в обучении студентов как основа развития их универсальных учебных действий. Предложена модель профессиональной подготовки студентов на основе данного подхода. Определены пути к решению проблем в реализации компетентностно-деятельностного подхода. Материалы и методы. Проанализированы требования ФГОС III поколения, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г., которые служат основанием для разработки цели, структуры, содержания и результатов профессиональной подготовки студентов на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода. Результаты. Эффективность процесса профессиональной подготовки студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода взаимосвязана с качественными характеристиками деятельности участников процесса профессиональной подготовки студентов; готовностью преподавателей и студентов вуза к реализации компетентностно-деятельностного подхода с четкой направленностью на результат, который предполагает реализацию модели взаимодействия преподавателей и студентов. Выводы. Компетентностно-деятельностный подход как основа универсальных учебных действий в образовательном процессе вуза обеспечивает: практико-ориентированный, прикладной характер учебно-воспитательного процесса; усиление воспитательной функции; повышение роли и объема самостоятельной работы студентов; разработку и внедрение диагностического инструментария оценки результатов образования, выраженных на языке компетенций.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетентностно-деятель-ностный подход, компетенции, развитие, личность, система, результат, качество, мотивация, диагностика.
E. N. Buklin
COMPETENCE AND ACTIVITY BASED APPROACH AS THE BASIS FOR DEVELOPMENT OF GENERAL LEARNING ACTIONS OF STUDENTS
Abstract. Background. The article analyses competence and activity based approach of students as the basis for their general learning actions development. We offer a model of professional training of students on the basis of the said approach and determine ways to solve the problems in competence and activity based approach realization. Materials and methods. The article analyses the IIIrd generation of Federal State Educational Standards and Law on Education of RF from 29.12.2012 on which basis we develop the aims, structure, content and results of professional students training according to competence and activity based approach. Results. The article
shows effectiveness of professional students training through competence and activity based approach, intention of professors and students to use competence and activity based approach. Conclusions. Using competence and activity based approach in the learning process provides the following results: practice oriented learning process; strengthening of pedagogical activity; popularization of self-directed learning; implementation of diagnostic methods estimating education results.
Key words: general learning actions, competence and activity based approach, competences, development, personality, system, quality, motivation, diagnosis.
Постиндустриальное развитие России предполагает становление инновационных основ деятельности всех социальных институтов, тем или иным образом влияющих на решение социально-экономических, культурных и других проблем, возникающих в процессе развития государства и общества.
Одним из основных социальных институтов общества является система образования, и в частности система высшего профессионального образования. Ее деятельность в значительной мере определяется совокупностью объективных требований, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте, представляющем собой «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].
Изменение структуры и содержания нормативно-правовых основ образования привело к инновационному пониманию структуры и содержания деятельности основных видов образования, в том числе профессионального как «образования, которое направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [1]. Профессиональное образование является подсистемой общего образования - «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Характерными особенностями реализации государственной образовательной политики являются обеспечение «свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания» [1]. Это позволяет рассмот-
реть возможности участников процесса профессионального образования в реализации компетентностно-деятельностного подхода в обучении студентов на основе развития их универсальных учебных действий.
Проблема реализации компетентностно-деятельностного подхода в обучении студентов на основе развития их универсальных учебных действий в современном психолого-педагогическом знании имеет достаточно полное концептуальное и технологическое обоснование.
Концептуальные основы развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода представлены в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова и др. Их исследования конкретизируют требования к результатам образования и дополняют традиционное содержание образования.
Так, в работах А. Г. Асмолова обоснована одна из важнейших задач системы образования, которой является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это, по его мнению, достигается путем активного присвоения студентам социального опыта и компетенций. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
А. Г. Асмолов считает, что термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия студента, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2].
Самостоятельное усвоение знаний возможно в том случае, если студент самостоятельно развивает способность к постановке учебных целей, поиску и использованию необходимых средств и способов их достижения, контролю и оцениванию процесса и результатов своей учебной деятельности; созданию условий для профессионально направленного развития личности и обеспечения успешного формирования умений, навыков и компетенций в избранном виде труда.
Реализация компетентностно-деятельностного подхода в аспекте развития универсальных учебных действий характеризуется обобщенными психо-лого-педагогическими знаниями и умениями, мотивационно-ценностными и эмоционально-волевыми личностными качествами, способностью применять их для решения разнообразных социально-профессиональных и личностных задач. Использование таких задач позволяет в учебном процессе моделировать будущую социально-профессиональную деятельность, что дает основание рассматривать их в качестве средств диагностики и средств формирования компетенций [3, с. 65].
Универсальный характер учебных действий проявляется в компетент-ностно-деятельностном подходе как обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса и лежит в основе организации и регуляции любой деятельности студента.
Универсальные учебные действия совместно с компетентностно-деятельностным подходом обеспечивают процесс усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация компетентностно-деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
1) определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от качества развития личностных качеств, компетенций и готовности к проявлению студентами универсальных учебных действий;
2) построение содержания учебных предметов и образования в целом;
3) определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий в компетентностно-деятельностном подходе;
4) определение учебных предметов для оптимального формирования вида универсальных учебных действий на основе компетентностно-деятель-ностного подхода;
5) проведение мониторинга готовности студентов к реализации универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и формируют профессиональную компетентность студента, усвоение учебного содержания и формирование психологических и профессиональных способностей студента на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода. Можно предположить, что компетентностно-дея-тельностный подход как основа универсальных учебных действий обеспечивает социальную и профессиональную компетентность студентов университета и воздействует на профессиональную подготовку студентов на основе развития их способностей.
Способность студентов самостоятельно усваивать новые знания, развивать основы компетентности в результате самостоятельной организации этого процесса обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают студентам возможность реализовать в ком-петентностно-деятельностном подходе субъектную позицию.
Эффективность процесса профессиональной подготовки студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода взаимосвязана с качественными характеристиками деятельности участников процесса профессиональной подготовки студентов; готовностью преподавателей и студентов вуза к реализации компетентностно-деятельностного подхода с четкой направленностью на результат, который предполагает реализацию модели взаимодействия преподавателей и студентов.
Выявленная структура компетентностно-деятельностного подхода как характеристики качества профессиональной подготовки студентов в вузе позволяет выделить ее внешние и внутренние факторы:
- взаимодействие педагогического коллектива вуза со студентами;
- преемственность целевого содержательного и результативного компонентов деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений высшего профессионального образования и среднего профессионального образования;
- функционирование образовательного процесса вуза на основе компе-тентностно-деятельностного подхода.
Взаимодействие педагогического коллектива вуза со студентами и представителями рынка труда определяет не только содержание профессиональной подготовки студентов, но и требований, которые рынок труда
предъявляет к выпускнику вуза. При этом преподаватель соотносит требования рынка труда с основными положениями, которые содержатся в образовательных стандартах по соответствующим специальностям и образовательном стандарте высшего и среднеспециального образования [4, с. 65]. В ФГОС требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в виде ключевых компетенций: академических, социально-личностных и профессиональных, которые раскрыты через обобщенные знания и умения, личностные качества [5]. Эти требования служат основанием для разработки цели, структуры, содержания и результатов профессиональной подготовки студентов на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода.
Рис. 1. Модель профессиональной подготовки студентов на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода
В соответствии с вышеназванными задачами в процессе проводимого исследования выявлены основные проблемы в процессе реализации компе-тентностно-деятельностного подхода, которые влияют на эффективность развития готовности студентов к проявлению универсальных учебных действий в учебной деятельности и в процессе различного вида практик. Исходя из результатов исследования И. А. Зимней были определены три группы социальных и профессиональных проблем [3]:
1) проблемы, связанные с познанием себя как личности, самообразованием и саморазвитием себя как субъекта социально-личностной и профессиональной сфер жизнедеятельности;
2) проблемы, относящиеся к сфере социального взаимодействия и коммуникации и связанные с культурой личностного и профессионального общения;
3) проблемы, обеспечивающие организацию успешной учебной деятельности в разных контекстах развития универсальных учебных действий студентов на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода.
Анализ исследований А. И. Кочетова, Л. И. Рувинского, А. В. Мудри-ка, О. П. Конопкина, В. И. Леви и других ученых позволяет высказать пред-
положение о том, что проблемы самопознания возникают в связи с недостаточностью общего уровня развития личности; отсутствием умений по постановке целей и внешней мотивационной обусловленностью соотнесения социального и профессионального необходимого опыта в процессе учебной деятельности.
Решение этой проблемы предполагает, с точки зрения Ю. А. Мислав-ского, побуждение студентов к управлению собой, что основано на готовности воспроизвести универсальные учебные действия на уровне установочного рефлексирования, и воспроизведение у студента социального опыта в учебной ситуации, имеющей профессиональную направленность.
Актуализация значимости самопознания способствует развитию у студентов новой совокупности ценностно-смысловых основ участия в процессе профессиональной подготовки. Студенты включаются в процесс самоидентификации и выходят на творческий уровень смыслообразования. Они самостоятельно осуществляют поиск новых информационных потоков, проводят их дифференциацию и воспроизведение в учебных действиях. Тем самым студенты реализуют готовность к самообразованию и использованию его результатов для личностного самоизменения в определении здоровьесберегающих технологий выполнения необходимых учебных действий.
Любое учебное действие выполняется студентом на коллективно-групповой основе, показывающей его готовность к коммуникации и проявлению определенного уровня культуры взаимодействия. В исследованиях А. А. Бе-лека, Я. М. Бергера, В. О. Ключевского, В. И Козлова, Ш. Монтескье,
Дж. Стьюарда установлена взаимосвязь и взаимообусловленность качества взаимодействия и уровня культуры коммуникации людей, участвующих в различных видах коммуникационных ситуаций. В нашем случае представляет интерес качество коммуникационной культуры профессиональной направленности, различные аспекты которой анализируются в исследованиях
H. С. Пряжникова и Е. С. Романовой. Они выделяют пять основных профессиональных типов личности, имеющих своеобразную совокупность компетенций, позволяющих не только совершать универсальные учебные действия, но и определять механизм их развития.
Таким образом, компетентностно-деятельностный подход как основа универсальных учебных действий в образовательном процессе вуза обеспечивает: практико-ориентированный, прикладной характер учебно-воспитательного процесса; усиление воспитательной функции; повышение роли и объема самостоятельной работы студентов; разработку и внедрение диагностического инструментария оценки результатов образования, выраженных на языке компетенций.
Список литературы
I. Закон об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г Асмо-лова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов / И. А. Зимняя [и др.]. - М. ; Уфа, 2004. - Кн. 2. - 101 с.
4. Буклин, Е. Н. Проблемы компетентностно-деятельностного подхода к процессу обучения студентов в современном научном знании / Е. Н. Буклин // Психоло-
гия и педагогика современного образования в России : сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. - 140 с.
5. Образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 031001 «Правоохранительная деятельность» : [утв. приказом РФ от 14 сентября 2010 г. № 924]. - 22 с.
References
1. Zakon ob obrazovanii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ. [Law of education from 29 December 2012 № 273 FZ].
2. Asmolov A. G. et al Kak proektirovat’ universal’nye uchebnye deystviya v nachal’noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to develop universal learning activity in elementary school: from actions to iseas: tutorial for teachers]. Moscow: Prosveshchenie, 2008, 151 p.
3. Zimnyaya I. A. et al Issledovatel’skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov [Research center of problems of specialist training quality]. Moscow; Ufa, 2004, Bk. 2, 101 p.
4. Buklin E. N. Psikhologiya i pedagogika sovremennogo obrazovaniya v Rossii: sb. st. VIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Psychology and pedagogy of modern education in Russia: proceedings of VII International scientific and practical conference]. Penza: Privolzhskiy dom znaniy, 2012, 140 p.
5. Obrazovatel’nyy standart srednego professional’nogo obrazovaniya po spetsial’nosti 031001 «Pravookhranitel’naya deyatel’nost’»: [utv. prikazom RF ot 14 sentyabrya 2010 g. № 924]. [Educational standard of vocational education in the specialty 031001 “Law enforcement”]. 22 p.
Буклин Евгений Николаевич
аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Buklin Evgeniy Nikolaevich Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: JB_lim@mail.ru
УДК 15.37(082)
Буклин, Е. Н.
Компетентностно-деятельностный подход как основа развития универсальных учебных действий студентов / Е. Н. Буклин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. - № 4 (28). - С. 170-176.