Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарзуманова Иннара Фаиковна, Копачева Александра Романовна, Бельская Татьяна Игоревна

Анализ существующей подготовки будущих преподавателей-лингвистов показал, что одним из ее недостатков является то, что процесс становления будущего преподавателя иностранных языков не моделирует профессионально-ориентированные аспекты педагогической деятельности по использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для конкретных отраслей экономики. Цель исследования заключается в изучении процесса организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования. В исследовании использованы универсальные и эмпирические методы научного познания. В итоге установлено, что применение предложенного комплекса рекомендаций по организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования способствует развитию профессионально-ориентированного компонента будущей педагогической деятельности при формировании лингводидактической компетенции студентов в высших учебных заведениях. Полученные результаты могут быть использованы в педагогических исследованиях по проблемам подготовки учителей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарзуманова Иннара Фаиковна, Копачева Александра Романовна, Бельская Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING OF TEACHERS-LINGUISTS FOR THE USE OF MULTIMODAL TECHNOLOGIES AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

An analysis of the existing training of future teachers-linguists showed that one of its shortcomings is that the process of becoming a future teacher of foreign languages does not model professionally oriented aspects of pedagogical activity on the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education, which is aimed at training specialists-practitioners and mid-level workers for specific sectors of the economy. The purpose of the study is to study the process of organizing the training of teachers-linguists for the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education. The study used universal and empirical methods of scientific knowledge. As a result, it was found that the application of the proposed set of recommendations for organizing the training of teachers-linguists for the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education contributes to the development of a professionally oriented component of future pedagogical activity in the formation of linguodidactic competence of students in higher educational institutions. The results obtained can be used in pedagogical research on the problems of training teachers of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Организация подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования

Тарзуманова Иннара Фаиковна,

доктор философии по филологии, доцент, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, АНОВО «Московский международный университет» E-mail: i.tarzumanova@mmu.ru

Копачева Александра Романовна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, АНОВО «Московский международный университет» E-mail: a.kopacheva@mmu.ru

Бельская Татьяна Игоревна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, АНОВО «Московский международный университет» E-mail: t.belskaya@mmu.ru

Анализ существующей подготовки будущих преподавателей-лингвистов показал, что одним из ее недостатков является то, что процесс становления будущего преподавателя иностранных языков не моделирует профессионально-ориентированные аспекты педагогической деятельности по использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для конкретных отраслей экономики. Цель исследования заключается в изучении процесса организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодаль-ных технологий на уровне среднего профессионального образования. В исследовании использованы универсальные и эмпирические методы научного познания. В итоге установлено, что применение предложенного комплекса рекомендаций по организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования способствует развитию профессионально-ориентированного компонента будущей педагогической деятельности при формировании лингводидакти-ческой компетенции студентов в высших учебных заведениях. Полученные результаты могут быть использованы в педагогических исследованиях по проблемам подготовки учителей иностранных языков.

Ключевые слова: подготовка преподавателей-лингвистов, мультимодальные технологии, уровень среднего профессионального образования, лингводидактическая компетенция, электронные образовательные ресурсы, профессионально-ориентированный компонент будущей педагогической деятельности.

Введение

В эпоху цифровизации высшего образования выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке преподавателей-лингвистов и их личностным качествам, определяющим профессиональные характеристики и интеллектуальное совершенствование. Именно эта ситуация диктует новые требования к подготовке преподавателя-лингвиста, что обуславливает актуальность темы статьи. Системообразующим фактором профессиональной подготовки преподавателя-лингвиста является его методическое мастерство, основанное на знаниях, умениях и навыках, обеспечивающих лингводидактическую компетенцию для реализации профессионально-ориентированного компонента будущей педагогической деятельности преподавателя-лингвиста. К сожалению, следует констатировать, что сейчас часто отсутствует система подготовки будущих преподавателей-лингвистов к осуществлению педагогической деятельности с использованием мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования, что также подтверждает актуальность нашего исследования. Под мультимодаль-ными технологиями в статье мы будем понимать инструменты цифровизации, функции и инновационные стратегии в обучении преподавателей-лингвистов в вузе. Лингводидактическая компетенция преподавателей-лингвистов рассматривается в исследовании как совокупность лингвистического, педагогического и технологического компонентов. Технологический компонент профессиональной подготовки преподавателей-лингвистов включает систему знаний, норм, ценностей и дидактические возможности к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования. По итогам исследования необходимо решить противоречие между насущной необходимостью формирования у студентов-лингвистов лингводидактической компетенции, позволяющий использовать профессионально-ориентированный компонент в будущей педагогической деятельности с одной стороны, и отсутствием новых условий для этого, - с другой.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

В исследовании процесса организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

профессионального образования в рамках статьи, мы использовали российские источники. Например, в работе О.В. Витченко исследована интегративно-креативная модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя [1, с. 73-78]. Л.П. Владимировой проанализировано дистанционное обучение иностранным языкам, где обозначены ключевые методы и приемы работы с образовательными платформами [2, с. 78]. В монографии М.Б. Ганачевской представлен современный подход к моделированию профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов [3, с. 112]. Интересен учебник М.О. Гузиковой и П.Ю. Фофановой по основам теории межкультурной коммуникации [4, с. 124]. Важным представляется учебное пособие Я.М. Колкер, Е.С. Устиновой и Т.М. Еналиевой по практической методике обучения иностранному языку, где описаны интерактивные приемы работы в дистанционном образовании [5,. с. 264]. В базовом курсе лекций Е.Н. Солововой рассматриваются теоретические и практические положения методики обучения иностранным языкам [6, с. 184]. Л.В. Сычевой обозначен инновационный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требований общеевропейских компетенций [7, с. 192]. С.Н. Татарницева интерпретирует методическую компетенцию учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов [8, с. 319]. А.Е. Ткачевой описано технологическое обеспечение автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке преподавателя-лингвиста [9, с. 196] Подготовка преподавателей-лингвистов к инновационной деятельности в рамках формирования лингводидактической компетенции с точки зрения технологического аспекта описана в исследовании Я.В. Шульги [10, с. 180].

Изучение вышеуказанных литературных источников позволило выявить и установить ключевые понятия и определения исследования в статье.

Материалы и методы

Опытной базой исследования стала кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации АНОВО «Московский международный университет» (далее АНОВО «ММУ») (г. Москва), всего в исследовании приняло участие более 100 студентов, оно проводилось в три этапа (поисковый, опытное обучение, итоговый).

По результатам исследования было установлено, что организация подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодаль-ных технологий на уровне среднего профессионального образования (СПО) может включать профессионально-ориентированный компонент будущей педагогической деятельности при формировании лингводидактической компетенции студентов из следующих составляющих: - персонализированное образование, рассматривающее внедрение мультимодальных технологий для адаптации учебного опыта буду-

щих преподавателеи-лингвистов в системе СПО на основе их потребностей;

- мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы (искусственный интеллект, системы управления обучением, мобильные приложения для специалистов-практиков и работников среднего звена для конкретных отраслей экономики, виртуальная реальность, классные технологии);

- прикладные исследования, проводимые в контексте подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне СПО, где предполагается проведение учебно-методических мероприятий совместно с образовательными учреждениями СПО (профессионально-ориентированные проекты, квесты, вебинары на иностранных языках и др.);

- модификация дидактических инструментов, адаптивных учебных материалов по иностранным языкам для специалистов среднего звена и методов их оценки;

- блок изучения форм и методов цифрового обучения иностранным языкам в системе СПО, точных подходов к обучению иностранным языкам и методам оценки специалистов-практиков и работников среднего звена для конкретных отраслей экономики.

При этом профессионально-ориентированный компонент будущей педагогической деятельности при формировании лингводидактической компетенции будущих преподавателей-лингвистов предполагает: овладение средствами, позволяющими создавать учебно-методический продукт, объединяющий в себе как статическую, так и динамическую учебную информацию, овладение умениями и навыками использования электронных образовательных ресурсов и «облачных» сервисов. Подчеркнем, что при проведении аудиторных занятий по иностранным языкам с использованием мультимодальных технологий на уровне СПО потенциал в области визуализации учебной информации с помощью новых информационных технологий заключается в: разработке серий тематических слайдов, которые дают возможность быстрого их корректирования в случае необходимости; использовании эффектов анимации, позволяющих оживить процесс обучения иностранным языкам; возможности воспроизведения аутентичных видео- и аудиоучебных материалов для специалистов-практиков и работников среднего звена для конкретных отраслей экономики; создании интерактивных учебных материалов по иностранным языкам, гипертекстов на иностранных языках. Например, в ходе опытного обучения, в АНОВО «ММУ», студентам, обучающимся по направлению подготовки 45.03.02«Лингви-стика» было предложено сгенерировать короткие профессионально-ориентированные тексты для обучения английскому языку студентов технических колледжей и техникумов, используя нейро-сеть GPT. В итоге были получены тексты, имею-

щие актуальное содержание для будущих специалистов среднего звена, которые возможно применять для чтения и перевода:

Measuring programming language popularity. Programming language and List of programming languages. Computer programming. Computer multitasking.

Computer program and Computer programming.

Additive Manufacturing Technologies. Additive Manufacturing Technologies: Cons.

Blockchain. History. Public blockchains, private blockchains, consortium blockchains and hybrid block-chains. Throwaway prototyping.

Alpha Unmanned Systems selected for the Inmarsat unmanned aerial vehicle (UAV) Pop-Up Lab.

Важно научить будущих преподавателей-лингвистов применять преимущества мульти-модального обучения иностранным языкам: наглядность представления профессионально-ориентированного материала; своевременная обратная связь, представляющая собой мониторинг качества усвоения студентами учебной дисциплины «Иностранный язык» при обучении в системе СПО; индивидуальный подход, который позволяет самостоятельно выбирать уровень сложности материала, последовательности выполнения коммуникативных заданий; актуальное содержание и цифровая форма подачи аутентичного профессионально-ориентированного материала, повышающие познавательный интерес у студентов техникумов и колледжей.

Заключение

В результате исследования процесса организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования получены определенные выводы: перспективность применения мультимодальных технологий на уровне СПО в обучении самих студентов-лингвистов в рамках изучения иностранных языков; значимость формирования теоретической модели реализации будущей профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста по внедрению мультимодальных технологий в учебный процесс на уровне СПО; обязательность применения квазипреподавания для практической апробации профессионально-ориентированного компонента в будущей педагогической деятельности преподавателя-лингвиста с использованием мультимодальных технологий на уровне СПО; обеспечение единства педагогической, практики и исследовательской подготовки студентов-лингвистов. Эффективность предложенной системы рекомендаций по организации подготовки преподавателей-лингвистов к использованию мультимодальных технологий на уровне среднего профессионального образования основана на: увеличении мотивации по применению мультимодальных технологий на уровне СПО в учебном процессе по иностранным языкам в техникумах и колледжах; важности применения профессионально-ориентированного

компонента будущей педагогической деятельности при формировании лингводидактической компетенции преподавателя-лингвиста; повышении уровня практической готовности к профессиональной деятельности с применением мультимодальных технологий на уровне СПО. Обозначенная выше эффективность обеспечивается посредством формирования лингводидактической компетенции будущих преподавателей-лингвистов на основе реализации профессионально-ориентированного компонента их будущей педагогической деятельности в системе СПО.

Литература

1. Витченко, О.В. Интегративно-креативная модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя / О.В. Витченко// Образование. Наука. Инновации. - 2010. - № 4. - С. 73-78.

2. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам /Л.П. Владимирова/. -Германия: Издательство «LAP Lambert Academic Publishing», 2017. - 78 c.

3. Ганачевская, М.Б. Современный подход к моделированию профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов: монография / М.Б. Ганачевская. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. -112 с.

4. Гузикова, М. О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / М.О. Гузикова, П.Ю. Фофанова. -Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 124 с.

5. Колкер Я.М., Устинова, Е.С., Еналиева, Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студ. филол. фак, высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. /Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 264 с.

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей, 4-е издание / Е.Н. Соловова. - Москва: Издательство «Просвещение», 2006. -184 с.

7. Сычева, Л.В. Инновационный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требований общеевропейских компетенций: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. на соискание ученой степени пед. наук /Л.В. Сычева. - Майкоп, 2004. - 192 с.

8. Татарницева, С.Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. на соискание ученой

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

степени пед. наук /С.Н. Татарницева. - Тольятти, 2003. - 319 с.

9. Ткачева, А.Е. Технологическое обеспечение автономности учебной деятельности в профессиональной подготовке преподавателя-лингвиста: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. на соискание ученой степени пед. наук /А.Е. Ткачева. - Ставрополь, 2005. - 196 с.

10. Шульга, Я.В. Подготовка преподавателей-лингвистов к инновационной деятельности в рамках формирования лингводидактической компетенции: технологический аспект: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. на соискание ученой степени пед. наук /Я.В. Шульга. - Ставрополь, 2006. - 180 с.

ORGANIZATION OF TRAINING OF TEACHERS-LINGUISTS FOR THE USE OF MULTIMODAL TECHNOLOGIES AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Tarzumanova I.F., Kopacheva A.R., Belskaya T.I.

Moscow International University

An analysis of the existing training of future teachers-linguists showed that one of its shortcomings is that the process of becoming a future teacher of foreign languages does not model professionally oriented aspects of pedagogical activity on the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education, which is aimed at training specialists-practitioners and mid-level workers for specific sectors of the economy. The purpose of the study is to study the process of organizing the training of teachers-linguists for the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education. The study used universal and empirical methods of scientific knowledge. As a result, it was found that the application of the proposed set of recommendations for organizing the training of teachers-linguists for the use of multimodal technologies at the level of secondary vocational education contributes to the development of a professionally oriented component of future pedagogical activity in the formation of linguodidactic competence of students in higher educational institutions. The results obtained can be used in pedagogical research on the problems of training teachers of foreign languages.

Keywords: training of teachers-linguists, multimodal technologies, level of secondary vocational education, linguodidactic com-

petence, electronic educational resources, professionally oriented

component of future pedagogical activity.

References

1. Vitchenko, O.V. Integrative-creative model of formation of information and communication competence of the future teacher / O.V. Vitchenko// Education. The science. Innovation. - 2010. -No. 4. - pp. 73-78.

2. Vladimirova L.P. Distance learning of foreign languages /L.P. Vladimirova/. - Germany: Publishing house "LAP Lambert Academic Publishing", 2017. - 78 p.

3. Ganachevskaya, M.B. Modern approach to modeling professionally-oriented foreign language training of students: monograph / M.B. Ganachevskaya. - Kazan: Kazan National Research Technological University, 2016. - 112 p.

4. Guzikova, M. O., Fofanova P. Yu. Fundamentals of the theory of intercultural communication: textbook / M.O. Guzikova, P. Yu. Fofanova. - Yekaterinburg: Ural Federal University, EBS DIA, 2015. - 124 p.

5. Kolker Ya.M., Ustinova, E.S., Enalieva, T.M. Practical methods of teaching a foreign language: a textbook for students. philol. fac, higher. ped. studies. establishments. 2nd ed., ster. /Ya.M. Kolker, E.S. Ustinova, T.M. Enalieva. - M.: Publishing Center "Academy", 2004. - 264 p.

6. Solovova, E. N. Methods of teaching a foreign language: a basic course of lectures: a manual for students of pedagogical universities and teachers, 4th edition / E.N. Solovova. - Moscow: Publishing house "Enlightenment", 2006. -184 p.

7. Sycheva, L.V. An innovative approach to improving the professional qualifications of a linguist-teacher within the framework of the requirements of pan-European competencies: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education": dis. for the degree of pedagogical sciences / L.V. Sycheva. -Maykop, 2004. - 192 p.

8. Tatarnitseva, S.N. Methodical competence of a teacher and its formation in the process of independent work of students: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education": dis. for the degree of pedagogical sciences / S.N. Tatarnitseva. - Tolyatti, 2003. - 319 p.

9. Tkacheva, A.E. Technological support of the autonomy of educational activity in the professional training of a linguist teacher: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education": dis. for the degree of pedagogical sciences / A.E. Tkacheva. - Stavropol, 2005. - 196 p.

10. Shulga, Ya.V. Preparation of teachers-linguists for innovative activities within the framework of the formation of linguodidactic competence: technological aspect: specialty 13.00.08 "Theory and methodology of vocational education": dis. for the degree of pedagogical sciences / Ya.V. Shulga. - Stavropol, 2006. -180 p.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.