Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКОСИСТЕМНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / экосистемный подход / тренд / рынок образования / education / ecosystem approach / trend / education market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Прокофьева

Актуальность статьи заключается в том, что создание согласованной образовательной стратегии, цель которой – укрепление экономического благополучия и инновационной независимости страны – являются актуальной темой исследований. Политические и исследовательские дискуссии по устойчивому развитию часто затрагивают два сложных вопроса – взаимосвязанные трансформации (а именно – социальные трансформации, или инновации в обществе) и трансформация в образовании. Для успешного сопоставления современных запросов экономики, связанных с инновациями, и цифровых технологий система образования требует не только персонализации, но и глубокой интеграции с бизнес-средой, акцентирования на научных исследованиях и формировании будущих навыков и компетенций. Образовательным учреждениям необходимо изменить свои подходы к функционированию, чтобы активно и конкурентоспособно участвовать в экономическом развитии. Благодаря активному взаимодействию с внешними факторами образовательные учреждения формируют управленческие модели, основанные на специальных подходах. Новым трендом в образовании является экосистемный подход, который представляет собой решение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Н. Прокофьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM AS A GLOBAL TREND IN THE EDUCATION MARKET

The relevance of the article lies in the fact that the creation of a coherent educational strategy that aims to strengthen the economic well-being and innovation independence of a country is a relevant research topic. Policy and research discussions on sustainable development often involve two complex issues – interrelated transformations, namely social transformation (or innovation in society) and transformation in education. In order to successfully match today’s economic demands of innovation and digitalization, the education system requires not only personalization, but also deep integration with the business environment, emphasis on research and shaping future skills and competencies. Educational institutions need to change their approaches to functioning in order to actively and competitively participate in economic development. Due to active interaction with external factors, educational institutions form management models based on specialized approaches. A new trend in education is the ecosystem approach, which represents a solution to this problem.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Glushak V.M., Myuller Yu.'E, Kovach M. Verbalizaciya intencij poricaniya i pohvaly v nemeckoyazychnom pedagogicheskom diskurse. Diskurs professional'noj kommunikacii. 2021; № 3 (3): 52-64.

3. Nusova A.A., Afanas'eva O.V. Specifika vzaimodejstviya uchitelya i uchenika na urokah inostrannogo yazyka v srednej shkole. Vestnik Moskovskogo informacionno-tehnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta. 2020; № 4: 97-102.

4. Aruun A. Media v obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Mezhdunarodnogo universiteta Kyrgyzstana. 2022; № 1 (45): 19-24.

5. Kurbanov A.K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of non-linguistic universities. Globus: Psychology and Pedagogy. 2021; Vol. 7, № 2 (42): 21-23.

6. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 371

Prokofieva E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Moscow, Russia),

E-mail: elena-kzn@list.ru

ECOSYSTEM AS A GLOBAL TREND IN THE EDUCATION MARKET. The relevance of the article lies in the fact that the creation of a coherent educational strategy that aims to strengthen the economic well-being and innovation independence of a country is a relevant research topic. Policy and research discussions on sustainable development often involve two complex issues - interrelated transformations, namely social transformation (or innovation in society) and transformation in education. In order to successfully match today's economic demands of innovation and digitalization, the education system requires not only personalization, but also deep integration with the business environment, emphasis on research and shaping future skills and competencies. Educational institutions need to change their approaches to functioning in order to actively and competitively participate in economic development. Due to active interaction with external factors, educational institutions form management models based on specialized approaches. A new trend in education is the ecosystem approach, which represents a solution to this problem.

Key words: education, ecosystem approach, trend, education market

Е.Н. Прокофьева, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, г. Москва,

E-mail: elena-kzn@list.ru

ЭКОСИСТЕМНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность статьи заключается в том, что создание согласованной образовательной стратегии, цель которой - укрепление экономического благополучия и инновационной независимости страны - являются актуальной темой исследований. Политические и исследовательские дискуссии по устойчивому развитию часто затрагивают два сложных вопроса - взаимосвязанные трансформации (а именно - социальные трансформации, или инновации в обществе) и трансформация в образовании. Для успешного сопоставления современных запросов экономики, связанных с инновациями, и цифровых технологий система образования требует не только персонализации, но и глубокой интеграции с бизнес-средой, акцентирования на научных исследованиях и формировании будущих навыков и компетенций. Образовательным учреждениям необходимо изменить свои подходы к функционированию, чтобы активно и конкурентоспособно участвовать в экономическом развитии. Благодаря активному взаимодействию с внешними факторами образовательные учреждения формируют управленческие модели, основанные на специальных подходах. Новым трендом в образовании является экосистемный подход, который представляет собой решение данной проблемы.

Ключевые слова: образование, экосистемный подход, тренд, рынок образования

Актуальность исследования определяется рядом обстоятельств. Вопреки многочисленным попыткам человечества сдержать распространение коронави-руса, его влияние глубоко затронуло различные аспекты жизни. Экономические сферы пострадали, ведь из-за роста числа инфицированных многие компании вынуждены были прекратить свою деятельность.

Во время пандемии коронавируса в большинстве стран мира были введены карантины, что привело к закрытию университетов. Около 220 миллионов студентов по всему миру пострадали от сбоев в преподавании в университетах, вызванных COVID. Преподаватели были вынуждены проводить занятия в цифровом виде с очень небольшим временем на подготовку. Это включало оцифровку учебных материалов и загрузку их на учебные платформы, запись лекций и их предложение в цифровом виде, а также проведение видеоконференций со студентами. Таким образом, влияние пандемического кризиса, вызванного корона-вирусом, повлияло на все сферы жизнедеятельности, причем образовательн ая сфера не стала исключением [1-9]. В этой связи стал вопрос об экосистемности как глобального тренда на рынке образования.

Цель статьи - анализ экосистемности как глобального тренда на рынке образования.

Задачи статьи:

- определение значимости экосистемного подхода в образовании на современном этапе развития;

- анализ развития экосистемности в сфере образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что экосистемный подход в образовании позволяет создать такое образовательное пространство, которое может сочетать в себе гибкость и междисциплинарность в предоставлении образовательных услуг с учетом технологий обучения, а также особенности развития личности, которое осуществляется через саморегуляцию и саморазвитие.

Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении существующей теоретической базы исследования в области развития экосистемного подхода в образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение данной темы позволит определить правильные направления развития экоси-стемных подходов в сфере образования.

Исследование осуществлялось при помощи следующих методов: теоретического изучения экосистемного подхода в сфере образования и практического

анализа тенденций развития экосистемности в образовании. Также использовались методы эмпирического исследования научных работ.

Последователи современного экологического метода в сфере образования твердо полагают, что его применение является катализатором для обновлений в социальной и культурной жизни. По мнению П. Луша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста [6], экосистемы в образовании открывают двери к устранению разнообразных форм дискриминации, предоставляя равные шансы и условия для всех.

Таким образом, по мнению Т.М. Ковалевой, они поддерживают активное участие граждан в жизни общества и воплощение их личных и общих стремлений, а также способствуют раскрытию творческих способностей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне [5].

Как отмечают учёные А.П Изотова, Е.С. Гаврилюк [3], в настоящее время концепция образовательных экосистем еще не полностью определена, и многие аспекты, такие как их роли, функции, структура и пути развития, продолжают оставаться предметом дискуссии, несмотря на то, что они уже начинают занимать свои позиции в образовательном пространстве.

Исследование научных работ, опубликованных в международных журна-лах,повазалорастущий интерес кэкосистемномуподходу в области бизнееа и финаниеа.Дляацтзки тиндтнций кылаиспользмusна0аза Бсо^ ["Ю], зокорая охватывает ризлииаыеваучнв1а изданияи вазвлншетгфакндить нейтдтинкый анализ. В каце нтнвва были оилбраны сннткв, содержащие в зтгвлаиве аыово «нхосиитттн», иофтинаенные вгматическими оЛанквиуи: бэ^хт^^^^с^т^^^т^^г^, учетные стандарты и экономические теории.

На рис. 1 представлено количество публикаций за период с 2013 по 2023

гид.

8ХХ 6ХХ 4ХХ 2ХХ Х

2Х13 2Х14 2Х15 2Х16 2Х17 2Х18 2Х19 2Х2Х 2Х21 2Х22 2Х23

Рис.1. Дииамнка квливаcдвaетатeй тж ижме кЭкосистема» в области бизнеса и экономики

В последнее десятилетие наблюдается значительный рост интереса к исследованиям в области бизнеса и экономических систем. Это хорошо видно на диаграмме. Анализ данных диаграммы показывает, что научные публикации по этой теме демонстрируют стабильный рост Если сравнить количество публикаций, зафиксированных в 2022 году, с данными за 2013 год, то увеличение числа статей впечатляет - более чем в пять раз. А показатели за неполный отчетный период 2023 года опередили статистику за предыдущие годы - с 2013 по 2017 гг

Хотя высшее образование рассматривается как «двигатель инноваций» и «катализатор устойчивого развития», его интеграция наилучшим образом отражена в вовлечении высшего образования в инновационные экосистемы [8].

На рис. 2 представлено количество публикаций по теме «Образовательная экосистема» и «Экосистема университета» за период с 2013 по 2023 год.

О Н—-1-1-1-1-1-1-1

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рис.2. Динамика количества статейпотема м «Экосистема уииверситета», «Образовательная экосатте ма»

Из представленных данных видно, что научные публикации, связанные с тем«ии ттввиттем вттттекстс тарчзавтния,зометнокттспа юр поттличсстмуаем, тмяванныо сэкасисеавеми б езмости аканомиаи.Однакч оСв оСоасов итслееева -имтдемсеттструюттаат: и 2О2т знау стличестио новтныв статей посс«щ«уных тмемистемтм в офатамснии и тзадемтческойсЩере, кветиеe2има ис«высныо гюказателн 2013 гада, ^чттчиишате ва,5 л2ттезк cooтвeтcезенна. «реме того, м пернаё солитиес ЧССтгода биlвеoпyбмпкееaнoCальш е п2тларовсчиP,иом ва 22ситрехлеаний петсод а 201 3 то С015 год.

На рис. 3 представлены ключевые процессы высших образовательных уч-реждесай ииaпpaвларзтyлучшенив оаих пк^(^1^^<^<^авсиамощью .^20156много подхода.

Поскольку высшее образование вступает в эпоху инновационной экосистемы с такими отличительными особенностями, как устойчивая трансформация общества, совместные инновации и транснациональный обмен знаниями, разрабатываются также новые требования общества к высшему образованию [9].

Рассмотренный подход экосистемы в области высшего образования может привести к значительным преимуществам для университетов, поскольку они становятся ключевыми игроками в экономике и инновациях.

Как отмечают М.В. Аргунова, Д.В. Моргун [1], участие вузов в создании новых технологий и проектов, которые могут быть коммерциализированы, не только улучшает финансовые показатели учебных заведений, но и обеспечивает рынок труда высококвалифицированными специалистами, отвечающими специфическим потребностям компаний. Это, в свою очередь, может способствовамь общему экономическому процветанию и инновационному развитию на уровне государства.

Образовательный процесс Прямое взаимодействие с представителями промышленности и бизнеса дает образовательной системе практико-ориентированную направленность: университет начинает готовить кадры с необходимыми компетенциями, которые соответствуют требованиям, необходимым непосредственно организации - работодателю и рынку

Инновационный процесс Повышение эффективности научно-исследовательской и предпринимательской функций напрямую влияет на инновационный уровень вуза. Увеличение количества исследований и рост числа проектов/технологий за счет использования внешних элементов экосистемы способствует повышению инноваций

Организационно-управленческий процесс

Отсутствие четкой иерархии и линейной структуры внутри экосистемы позволит оперативным образом выстроить в вузовской среде модель субъект-субъектных взаимоотношений, в которой обучающийся выступает не просто пассивным потребителем знаний, но и активным участником образовательного процесса

Рис.3.Влияниеэкосистемы наосновныепроцессыуниверситета

После изучения последних тенденций в различных областях, включая высшее образованиемкономикуь бизиеь, становится ясно, чао концегщия экосистемы прио°ретает все бооншую ыюеуляунотть.По мнечию АА^имова, Е.Ю. Тапыаклна, В.П. Отприяновсиого[Ю], ооитеоциа экоАбстем°1 ов/атаеаизуется такими аспектами, как интегративность, гибкость в построении и способность к самоуправлению и эволюции, что позволяет ей успешно противостоять постоян-намеияющтььявиешнаТ /роде.

Необходимо продолжать изучать роль высшего образования в развитии и акpeплаАТвмсциоиaлтиоlв и|сегеоналваыо нановиционныхекосавтем. °1оскольку ьесодовососытреапезатал тУйазоиотельныникосасиемввк бвонрамм продолжает привлекать внимание, следует обратить внимание на пробелы в системе и будущ^рабо^ ^оу°'^ть^ииивз) ча цтсб нее ию.

Научно-исследовательский процесс

Научные центры, институты и лаборатории, а также другие университеты, которые могут выступать элементами экосистемы, повысят количество научных публикаций и

качество проводимых внутри университета исследований путем использования материальной и технической базы научных учреждений и привлечения в исследовательские команды новых квалифицированных кадров

Предпринимательски й процесс Присутствие представителей бизнеса и промышленности способствует развитию в университете различных форм коммерциализации технологий и инноваций: заказные НИОКР/ОКР и создание стартапов. При этом возможно

более эффективное формирование различных площадок, направленных на разработку проектов и их последующую коммерциализацию

Библиографический список

1. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Экосистемный подход как новая парадигма образования. Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021: 19-24.

2. Григорьев С.Г, Сабитов РА., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования. Информатика и образование. 2020; № 5 (314): 15-23.

3. Изотова А.Г, Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования. Вопросы инновационной экономики. 2022; Т. 12, № 2: С. 1211-1226.

4. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019; № 4: 815-824.

5. Ковалева Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути. Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021: 25-31.

6. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. Available at: https://www.skolkovo.ru/ researches/obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktikadlya-budushego-obrazovaniya/

7. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем, и ее эволюция. Экономика, предпринимательство и право. 2021; № 6: 1497-1514.

8. Уткин А.В., Шевченко К.В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике. Вестник Череповецкого государственного университета. 2022; № 2 (107): 175-189.

9. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналитический доклад. Красноярск, 2020.

10. Scopus. Available at: https://www.scopus.com

References

1. Argunova M.V., Morgun D.V. 'Ekosistemnyj podhod kak novaya paradigma obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021: 19-24.

2. Grigor'ev S.G., Sabitov R.A., Smirnova G.S., Sabitov Sh.R. Koncepciya formirovaniya i razvitiya cifrovoj intellektual'noj 'ekosistemy smeshannogo universitetskogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2020; № 5 (314): 15-23.

3. Izotova A.G., Gavrilyuk E.S. 'Ekosistemnyj podhod kak novyj trend razvitiya vysshego obrazovaniya. Voprosy innovacionnoj 'ekonomiki. 2022; T. 12, № 2: S. 1211-1226.

4. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovskij V.P. O cifrovoj 'ekosisteme sovremennogo universiteta. Sovremennye informacionnye tehnologiiiIT-obrazovanie. 2019; № 4: 815-824.

5. Kovaleva T.M. 'Ekosistemnyj podhod v obrazovanii: nachalo puti. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021: 25-31.

6. Luksha P., Spenser-Kejs D., Kubista D. Obrazovatel'nye 'ekosistemy: voznikayuschaya praktika dlya buduschego obrazovaniya. Available at: https://www.skolkovo.ru/researches/ obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktikadlya-budushego-obrazovaniya/

7. Ovchinnikova A.V., Zimin S.D. Rozhdenie koncepcii predprinimatel'skih 'ekosistem, i ee 'evolyuciya. 'Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo. 2021; № 6: 1497-1514.

8. Utkin A.V., Shevchenko K.V. 'Ekosistemnyj podhod v obrazovanii: ot metafory k metodologii i praktike. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2 (107): 175-189.

9. 'Ekosistema nauki, obrazovaniya i innovacij Krasnoyarskogo kraya: ideya, perspektivy, proekty: analiticheskij doklad. Krasnoyarsk, 2020.

10. Scopus. Available at: https://www.scopus.com

Статья поступила в редакцию 05.03.24

УДК 378

Rudakova O.A., senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: grin-lief@mail.ru

ACME TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL. The article provides a scientific and theoretical analysis of the main features of the acmeological approach that affect professional activity. Motivational, cognitive, technological, reflexive and evaluative groups of factors aimed at achieving personal and professional success by teachers of secondary schools and forming a single acmeological space of an educational organization are highlighted. The article shows the possibilities of applying the acmeological approach as a significant criterion in designing the individual trajectory of teachers' professional development. The paper concludes that acmeology as a scientific knowledge is formed at the intersection of psychology, pedagogy and management theory, combining the basics of the humanities and natural sciences, which makes it possible to significantly shift the emphasis in the field of professional training of teachers to the formation of a creative, communicative, independently thinking person who has the ability to independently build a specific and individual model of professional and personal development. Acmeological techniques and technologies offer not only a practical solution to the issues of achieving personal success and professional creative growth, but acmeological support allows to fully realize the professional and psychological potential of the teacher as a unique personality and meet the needs of the teacher as one of the subjects of the educational activity.

Key words: acmeological approach, professional development, success, achievement, professional skills, teachers of secondary schools

О.А. Рудакова, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Ялта, E-mail: grin-lief@mail.ru

АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье проведен научно-теоретический анализ особенностей акмеологического подхода, влияющих на профессиональную деятельность. Выделены мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивно-оценочные группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности и образующие единое акмеологическое пространство образовательной организации. В статье показаны возможности применения акмеологического подхода как значимого критерия при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов. В статье сделан вывод о том, что акмеология как научное знание формируется на стыке психологии, педагогики и теории управления, сочетая в себе основы гуманитарных и естественно-научных дисциплин, что позволяет существенно сместить акценты в области профессиональной подготовки педагогов на формирование креативной, коммуникабельной, самостоятельно мыслящей личности, обладающей способностью построения конкретной и индивидуальной модели профессионального и личностного развития. Акмеологические приемы и технологии предлагают не только практическое решение вопросов в достижении личностного успеха и профессионального творческого роста, но и позволяют полноценно реализовать профессионально-психологический потенциал учителя как уникальной личности и достигать удовлетворения ведущих потребностей как одного из субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: акмеологический подход, профессиональное развитие, успешность, достижение, профессиональное мастерство, педагоги общеобразовательной школы

Актуальность исследования связана с рядом факторов. Современное общество России претерпевает сильнейшие социокультурные, политические и экономические преобразования, затрагивающие абсолютно все стороны жизни, в том числе интеграционные процессы международного значения. От сохранения культурной составляющей каждой личности зависят позитивные изменения развития общества в целом. Именно поэтому ведущим социокультурным звеном профессионального образования является высшее, за счет которого обеспечивается как увеличение духовного резерва развития каждого человека, так и развитие общественного культурного и интеллектуального потенциала российского государства. За счет роста объема и масштаба прогресса научно-технической мысли, значительного увеличения поступающего информационного материала возрастает необходимость оперативного и эффективного внедрения инновационных профессиональных видов деятельности, увеличения творческого характера деятельности педагогов общеобразовательных учреждений. Наиболее востребованной становится целевая направленность современного высшего образования на реализацию акмеологической модели, которая ориентирована на потребности современного общества в воспитании и образовании высокотворческой личности, обладающей не только новым типом критического мышления, но и способной к видению реальных проблем и достижению нетривиального решения в области профессиональной деятельности. Акмеология представляет собой фундаментальную науку о закономерностях достижения личностью вершины человеческой жизнедеятельности. Целевой ведущей установкой акмеологии высшего образования является обеспечение взаимодействующих субъектов процесса продуктивными технологиями в сфере творческой мобильности для осуществления различных видов деятельности, в том числе профессиональной. Современному педагогу необходимо соответствие определенным требованиям, по которым он должен обладать активной позицией в ситуации, когда потребуется сделать выбор модели поведения или принять самостоятельное взвешенное решение, поставить цель, проанализировать свои действия. Перед высшим образованием поставлена задача подготовить высококвалифици-

рованных кадров для общеобразовательных школ, в чьи возможности будет включена творческая профессиональная мобильность [1-6].

Цель данной статьи - на основе научно-теоретического анализа определить основные особенности акмеологического подхода, влияющие на профессиональную деятельность.

Основные задачи статьи видятся в следующем: с позиций акмеологической теории и практики определить группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе определено содержание акмеологического подхода, обозначены группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессио-нальной успешности и образующие единое акмеологическое пространство образовательной организации.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о факторах, направленных на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности.

Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию педагогов начальных классов.

Для переживающей реформирование российской системы образования особенно актуален акмеологический подход, который предполагает формирование у педагогов стремления к достижению высоких профессиональных и личностных достижений. Ведущими звеньями акмеологического подхода становятся созданные объективные и субъективные условия для формирования образовательного пространства, обеспечивающего позитивное воздействие для профессиональной мотивации и создания ситуации успеха в профессии, проявления не только мобильности и креативности в деятельности, но и возможное достижение вершин (акме) педагогов, создание условий для поддержания стремления к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. По мнению

27Э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.