Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

НАСТАВНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Шайхутдинова Галия Айратовна, Яковенко Татьяна Владимировна

Введение. В статье представлено исследование по теме наставничества в дополнительном профессиональном образовании на примере инновационного проекта «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» в 2019-2021 гг. в Республике Татарстан. Цель статьи заключается в отражении основных итогов реализации проекта, полученных в результате разработки системы сетевого профессионального взаимодействия педагогических и руководящих кадров в регионе на основе экосистемного подхода. Методология. Исследование строилось на системе традиционных и инновационных методологических подходов и диагностических методов. Для определения эффективности проекта использовался метод анкетирования педагогов и руководителей наставников с помощью гугл-формы, что позволило охватить более 500 участников проекта. Для проектирования региональной системы взаимодействия наставников использована методология экосистемного подхода. Результаты. В процессе реализации проекта авторами получены следующие результаты: - обоснована методология экосистемного подхода к становлению и развитию наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия; - разработано и внедрено научно-методическое обеспечение региональной системы становления и развития наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях сетевого взаимодействия на основе современной методологии образования; - доказано, что на современном этапе развития образования система сетевого взаимодействия педагогов - точка отсчета профессионального роста, а также мотивирующее образовательное пространство для самоактуализации и саморазвития. Заключение. Авторы отмечают, что региональная система сетевого взаимодействия педагогических и руководящих кадров - это инструментальная ресурсная модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Шайхутдинова Галия Айратовна, Яковенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN:RESULTS OF THE REGIONAL PROJECT IMPLEMENTATION

Introduction. The article presents a study on the topic of mentoring in additional professional education based on the example of the implementation of the innovative project called “Regional system of organization of mentoring of pedagogical and managerial personnel on the basis of network interaction” implemented in 2019-2021 in the Republic of Tatarstan. The purpose of the article is to reveal the main results of the project implementation, obtained as a result of the development of a system of network professional interaction of pedagogical and managerial personnel in the region based on an ecosystemapproach. Methodology. The research was based on a system of traditional and innovative methodological approaches and methods. To determine the effectiveness of the project, the method of questioning teachers and mentors’ supervisors using a Google form was used, which made it possible to reach more than 500 project participants. The methodology of the ecosystem approach was used to design a regional system of mentors’ interaction. Results. In the process of implementing the project, the authors obtained the following results: - the methodology of the ecosystem approach to the formation and development of mentoring activities of pedagogical and managerial personnel based on network interaction is substantiated; - the scientific and methodological support of the regional system of formation and development of mentoring activities of pedagogical and managerial personnel in the conditions of network interaction on the basis of modern educational methodology has been developed and implemented; - it is proved that at the present stage of education development, the system of teachers’ network interaction is the starting point of professional growth, as well as a motivating educational space for self-actualization and self-development. Conclusion. The authors note that the regional system of network interaction of pedagogical and managing personnel is an instrumental resource model for increasing the professional competence of pedagogical and managerial personnel in the education system.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

8. Proskurina T. L. Obrazovatel'nyjklaster kak regional'naya innovacionnaya strategiya [Educational cluster as a regional innovation strategy]. Educational Technologies, 2011, no. 3, pp. 53-63. (In Russian).

9. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2035 g. [Strategy for the socio-economic development of the Kemerovo region until 2035]. Order of the Government of

the Kemerovo region - Kuzbass from June 13, 2019. № 340-p. (In Russian).

10. Udyakova U. S. Primenenie klasternogo podhoda v razvitii nauchno-obrazovatel'nojdeyatel'nosti [Using the cluster approach in the development of scientific and educational activities]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2014, no. 1 (2), pp. 321-325. (In Russian).

УДК/UDC 371.213.3(470.41)

DOI10.54509/22203036_2022_4_45

EDN AHLMJT

Нугуманова Людмила Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, ректор, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Шайхутдинова Галия Айратовна

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Яковенко Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

ЕЖИВ

Nugumanova Lyudmila N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Rector of the Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

Shaykhutdinova Galiya A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Leading Researcher, Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

Yakovenko Tatyana V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Researcher, Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

НАСТАВНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

MENTORING IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: RESULTS OF THE REGIONAL PROJECT IMPLEMENTATION

Введение. В статье представлено исследование по теме наставничества в дополнительном профессиональном образовании на примере инновационного проекта «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» в 20192021 гг. в Республике Татарстан. Цель статьи заключается в отражении основных итогов реализации проекта, полученных в результате разработки системы сетевого профессионального взаимодействия педагогических и руководящих кадров в регионе на основе экосистемного подхода.

Методология. Исследование строилось на системе традиционных и инновационных методологических подходов и диагностических методов. Для

определения эффективности проекта использовался метод анкетирования педагогов и руководителей наставников с помощью гугл-формы, что позволило охватить более 500 участников проекта. Для проектирования региональной системы взаимодействия наставников использована методология экосистем-ного подхода.

Результаты. В процессе реализации проекта авторами получены следующие результаты:

- обоснована методология экосистемного подхода к становлению и развитию наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия;

- разработано и внедрено научно-методическое обеспечение региональной системы становления

и развития наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях сетевого взаимодействия на основе современной методологии образования;

- доказано, что на современном этапе развития образования система сетевого взаимодействия педагогов - точка отсчета профессионального роста, а также мотивирующее образовательное пространство для самоактуализации и саморазвития.

Заключение. Авторы отмечают, что региональная система сетевого взаимодействия педагогических и руководящих кадров - это инструментальная ресурсная модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в системе образования.

Introduction. The article presents a study on the topic of mentoring in additional professional education based on the example of the implementation of the innovative project called "Regional system of organization of mentoring of pedagogical and managerial personnel on the basis of network interaction" implemented in 2019-2021 in the Republic of Tatarstan. The purpose of the article is to reveal the main results of the project implementation, obtained as a result of the development of a system of network professional interaction of pedagogical and managerial personnel in the region based on an ecosystem approach.

Methodology. The research was based on a system of traditional and innovative methodological approaches and methods. To determine the effectiveness of the project, the method of questioning teachers and mentors' supervisors using a Google form was used, which made it possible to reach more than 500 project participants. The methodology of the ecosystem approach was used to design a regional system of mentors' interaction.

Results. In the process of implementing the project, the authors obtained the following results:

- the methodology of the ecosystem approach to the formation and development of mentoring activities of pedagogical and managerial personnel based on network interaction is substantiated;

- the scientific and methodological support of the regional system of formation and development of mentoring activities of pedagogical and managerial personnel in the conditions of network interaction on the basis of modern educational methodology has been developed and implemented;

- it is proved that at the present stage of education development, the system of teachers' network interaction is the starting point of professional growth, as well as a moti-

vating educational space for self-actualization and self-development.

Conclusion. The authors note that the regional system of network interaction of pedagogical and managing personnel is an instrumental resource model for increasing the professional competence of pedagogical and managerial personnel in the education system.

Ключевые слова: наставничество, региональный проект, сетевое взаимодействие, педагогические и руководящие работники, образование.

Keywords: mentoring, regional project, networking, pedagogical and managing staff, education.

Введение

В современных условиях система дополнительного профессионального образования переформатируется в соответствии с реформированием системы образования, связанным с глобальными и региональными вызовами и преобразованиями, происходящими во всех сферах жизни общества. Начавшийся процесс трансформации образовательной среды, внедрение профессионального стандарта педагога, ФГОС второго и третьего поколения, а также переход на индивидуально-дифференцированный и мета-компетентностный подходы особым образом актуализируют проблему подготовки компетентных педагогов, способных эффективно решать образовательные задачи, готовых к освоению новых инновационных образовательных технологий, в первую очередь цифровых, к реализации современных направлений деятельности, новейших проектов и программ.

Сегодня школьная образовательная среда активно наполняется цифровыми инструментами, инновационными идеями, концепциями авторских педагогических школ, что требует нового методологического обоснования, с одной стороны, и высокоинтеллектуальных педагогов, готовых непрерывно обучаться, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования, - с другой.

Современные тенденции развития системы дополнительного профессионального образования диктуют необходимость ее совершенствования одновременно в нескольких направлениях: обеспечение конкурентоспособности и продуктивного взаимодействия с работодателями и непосредственными потребителями образовательных услуг; создание новой экосистемы дополнительного профессионального образования, способной постоянно обновлять сложившуюся систему за счет новых форм и инструментов, создавая многомерное пространство с уникальными возмож-

ностями для персонального и коллективного образования, для профессиональной адаптации молодых специалистов, их непрерывного профессионального развития и совершенствования.

Одним из таких инструментов для Института развития образования Республики Татарстан является инновационный проект «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия», который реализуется с 2019 года. Основная идея проекта заключается в том, что наставническая деятельность в системе дополнительного профессионального образования обеспечивает качественное изменение традиционных форм повышения квалификации. В период реализации данного проекта осуществлялись поиск и внедрение оптимальных форм обучения наставничеству, развития творческого потенциала представителей педагогических и руководящих кадров.

Методология

Проект основан на методологии советской школы наставничества (С. Я. Батышев, А. А. Вайсбург, С. Г. Вершловский, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Н. М. Таланчук и др.), а также с опорой на современные методологические подходы и принципы: компетентностный (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Г. В. Мухаметзянова, А. В. Хуторской и др.), личностно ориентированный (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.), когнитивный (Эдвард Чейс Толмен, Е. Ю. Левина, А. Р. Камалеева и др.), экосистемный (А. М. Кондаков, А. В. Уткин, К. В. Шевченко, П. Лукша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста и др.). Разрабатываемый экосистемный подход [2] к становлению и развитию региональной системы наставничества обладает открытым характером и имеет потенциал развития.

Результаты

На современном этапе происходит сдвиг парадигмы образования в сторону понимания необходимости обучения на протяжении всей жизни. Учитель, директор школы могут и должны учиться всю жизнь, но, для того чтобы данный процесс был эффективным, необходимо понимание цели обучения и умение выстраивать личный образовательный маршрут.

В настоящее время дополнительное профессиональное образование становится непрерывным процессом и рассматривается как образовательная экосистема - это новая парадигма организации процесса профессионального развития на протяжении всей жизни. Предпосылками для перехода сложив-

шейся системы дополнительного профессионального образования на экосистемный уровень являются:

- рост сложности профессиональной деятельности учителя и руководителя школы;

- увеличение спроса на новые навыки и знания, например в области сквозных технологий;

- низкая готовность учителя и директора школы к личной трансформации и трансформации процессов осуществления профессиональной деятельности в условиях VUKA-мира;

- стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, которое диктует необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования, как содержательного, так и инструментального [3];

- создание цифровых образовательных экосистем, объединяющих республиканские ресурсы образовательных организаций и провайдеров в области образования.

Объединяющей основой цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования в республике является электронная площадка наставничества, позволяющая:

- в режиме реального времени ознакомиться с проблемами и результатами профессионального развития педагогов в контексте наставнической деятельности;

- осуществлять постоянное научно-методическое сопровождение наставничества;

- обеспечить соблюдение необходимых условий по обмену инновационным и авторским опытом педагогическими и руководящими работниками в области наставнической деятельности;

- изучить, обобщить и внедрить передовой опыт педагогов в области наставнической деятельности в образовании через СМИ, участвовать в научных конференциях, форумах, семинарах и др.

Для осуществления сетевого взаимодействия среди наставников, подопечных, партнеров и других заинтересованных лиц на сайте Института развития образования Республики Татарстан функционируют электронные площадки «Школа наставничества» и «Портал сопровождения развития профессиональных компетенций». Каждая площадка реализует свои цели. «Школа наставничества» обеспечивает организационное и научно-методическое обеспечение проекта, «Портал сопровождения и развития профессиональных компетенций» позволяет пройти диагностику, выявить профессиональные дефициты каждому педагогу-наставнику, выстроить индивидуальный образовательный маршрут для ликвида-

ции собственных дефицитов. В помощь педагогам разработаны практические семинары, тренинги, создан банк виртуальных стажировок и др. Экосистема республики сегодня насыщена профессиональными сообществами педагогов, которые не только позволяют оценить и разрешить свои профессиональные проблемы, но и вместе развиваться, реализовывать совместные сетевые проекты. Следовательно, экоси-стемный подход в дополнительном профессиональном образовании педагогов Республики Татарстан прежде всего позволяет:

- сочетать разные форматы взаимодействия (с одной стороны, учитель и директор школы могут сами выбирать время и место занятий, контролировать образовательный маршрут и темп развития, с другой - благодаря встречам лицом к лицу с преподавателями, экспертами и коллегами, происходит процесс мотивации, создается благоприятная среда для творчества и развития. Помимо новых знаний, смешанный подход помогает развивать soft skills: навыки планирования, самоконтроль, эмоциональный интеллект) [3];

- использовать опыт как инструмент обучения (учителя и руководители развиваются через профессиональные сообщества, практики, наставничество, работают в командах, реализуют проекты);

- реализовывать интенсивное обучение. Сегодня все большую популярность набирают форматы быстрого углубленного обучения: микромодули, акселераторы, мастер-классы. Все они основаны на практике, что и позволяет осваивать навыки в самые сжатые сроки.

Поскольку в экосистеме все объекты находятся в тесной взаимосвязи, она обладает многими преимуществами в сравнении с образовательными организациями и централизованными образовательными системами, например:

- экосистема обеспечивает высокое качество обучения при меньших издержках;

- экосистема высокоадаптивна - она способна быстро реагировать на запросы слушателей курсов повышения квалификации и изменения в институциональной среде;

- экосистемы масштабируемы - создаваемые конфигурации участников и ресурсов применимы в разных охватах, от небольших групп педагогических и руководящих кадров или отдельных учреждений до объемов всей республики.

Для дополнительного профессионального образования экосистемный подход позволяет достаточно быстрыми темпами отходить от традиционных (классических моделей образования), поскольку

неформальное образование предоставляет личности больше возможностей для развития широкого спектра компетенций, чем академическое образование. Кумулятивный характер изменений во всех сферах жизнедеятельности создает новую образовательную среду - «образовательную экосистему», которая, прежде всего, связана с изменением мышления, способов обучения и направлена на продвижение концепции «образование в течение всей жизни». Особую роль играет участие профессиональных сообществ в процессе обучения/воспитания/развития детей, опирающихся на прагматичную заинтересованность в социально-экономическом соответствии системы образования требованиям времени как приоритетному направлению ее преобразований» [1].

Внедрение методологии экосистемного подхода способствует интенсивному обновлению научно-методического обеспечения региональной системы становления и развития наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия [4].

В рамках научно-методического обеспечения разработаны: нормативная база (положения, локальные акты организации и др.); банк взаимодополняющих мероприятий, направленных на научно-методическую поддержку наставников, созданы электронная площадка для трансляции лучших педагогических и наставнических практик, методические материалы (модели наставника, настольная книга наставника, стратегии и формы обучения наставника), опубликовано более 10 научных статей по проблеме.

Как было указано выше, экосистема создает большее многообразие образовательных возможностей, по сравнению с традиционными образовательными системами, включает самые различные организации, активности и ресурсы.

Но при этом экосистема не заменяет существующие в республике образовательные форматы дополнительного профессионального образования, а «доращивает» сложившуюся образовательную систему за счет новых форм и инструментов связности, создавая многомерное пространство для непрерывного профессионального развития и совершенствования с уникальными возможностями для персонального и коллективного образования. Внедрение наставнических программ, лучших практик наставничества, работа общественной организации «Совет наставников», проведение научно-практических конференций и других мероприятий по проблеме позволили повы-

спыта работы

необходимо дополнительное обучение

времени (большая нагрузка в ОО)

материального стимулирования

помощи со стороны администрации

признания коллег

378 (79.7 %)

400

Рис. 1. Результаты опроса наставников

сить качество научно-прикладнои подготовки педагогов по всем планируемым показателям и достичь ожидаемых результатов.

Повысился охват педагогов-наставников и их подопечных, включенных в республиканскую базу, появились новые направления деятельности, которые включены в систему сетевого взаимодеиствия. Так, например, разработана и готовится к публикации Энциклопедия наставника, в которой будет представлен опыт ведущих наставников республики.

Повысился уровень нормативно-правовой и методической подготовки, определены зоны профессионального роста и профессиональных дефицитов, внедрены новые механизмы сетевого взаимодействия наставников и подопечных, содействующие развитию форм профессионально дополняющего сотрудничества наставников разных квалификаций с молодыми учителями и учителями, испытывающими профессиональные затруднения в различных сферах педагогической деятельности. Так, в рамках проекта с помощью гугл-формы было опрошено более 500 наставников, были выявлены профессиональные дефициты и зоны роста. Выяснено, что современному наставнику не хватает опыта работы, современных обучающих программ, времени, помощи и т. д. (рис 1).

Как зону профессионального роста наставники определяют:

- транслирование опыта работы наставников из соседних регионов;

- новые проекты;

- инновационный международный опыт;

- новые модели организации наставничества [5].

Одним из существенных преимуществ сетевого

взаимодействия наставников являются созданные стажировочные площадки, которые функционируют

реально и виртуально. Организация деятельности стажировочных площадок позволила:

- в режиме реального времени ознакомиться с проблемами и результатами профессионального развития педагогов в контексте наставнической деятельности;

- осуществлять постоянное научно-методическое сопровождение наставничества;

- обеспечить соблюдение необходимых условий по обмену инновационным и авторским опытом педагогическими и руководящими работниками в области наставнической деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучить, обобщить и внедрить передовой педагогический опыт в области наставнической деятельности в образовании через СМИ, участие в научных конференциях, форумах, семинарах и др.

Важнейшим достижением проекта стала ликвидация профессиональных дефицитов педагогов-наставников, благодаря проводимым как сетевым, так и очным мероприятиям. Глобальное исследование наставнического корпуса институтом запланировано в ноябре 2022 г., но отдельные результаты уже показывают эффективность проекта и реализуемых мероприятий.

Например, результат опроса педагогов-наставников показывает, что семинары, вебинары и тренинги, проводимые по развитию связанной с планированием своей деятельности и деятельности наставника управленческой компетенции наставника, рефлексивные способности, а также коммуникативные навыки при взаимодействии с коллегами (в первую очередь, умение слушать и слышать) формируют позитивную динамику развития вышеназванных профессиональных компетенций: в начале проекта на профессиональный дефицит в области управленческой компетенции указывали почти 40 % наставников, к концу

проекта на проблему в этой сфере указывают уже 19 %. Затруднения с рефлексией отмечали около 30 % наставников, тестирование 2022 года указывает на снижение данного показателя почти в 2 раза (17 %). Важно отметить, что наставники ответственно подходят к своему профессиональному развитию и отмечают эффект от проекта и мероприятий в рамках проекта.

Заключение

Таким образом, образовательная экосистема дополнительного профессионального Республики Татарстан, с одной стороны, локальна, она отвечает местным потребностям и объединяет педагогические и руководящие кадры республики, но вместе с тем в глобализованном мире у всех есть возможность обращаться к профессиональным онлайн-сообществам, онлайн-ресурсам, платформам и др.). Реальность образовательных экосистем является «глокальной» - они связывают глобальные и локальные (региональные, местные) модели «поставщиков» компетенций.

Образовательная система Татарстана показывает свою глокальность: с одной стороны, она успешно развивается в условиях региона, при этом в условиях перехода системы образования на инновационный путь развития педагогические коллективы готовы использовать глобальный опыт для обновления своих методологических, научно-методических, прикладных и технологических профессиональных компетенций. Поэтому создание системы сетевого профессионального взаимодействия педагогических и руководящих кадров в регионе на основе экосистем-ного подхода способствовало:

а) возможности освоения педагогами-наставниками новых профессиональных навыков и умений с использованием ресурсов наставников из муниципальных образовательных организаций, а также при необходимости с использованием наставнических ресурсов специалистов из других регионов Российской Федерации (глокальность экосистемы);

б) расширению круга профессионального общения и профессиональных контактов;

в) развитию современной модели обмена профессиональным опытом и реализации образовательных проектов и программ;

г) созданию единого научно-методического пространства для продвижения педагогического настав-

ничества как инновационной образовательной технологии профессионального роста педагога.

Литература

1. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 175-189.

2. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/ researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 22.07.2022).

3. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г А., Яковенко Т. В. Экосистемный подход к решению актуальных вопросов образования педагогов в рамках инновационной площадки РАО // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 100-104.

4. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 182-187.

5. Исланова Н. Н., Шайхутдинова Г А. Педагогическое наставничество и цифровая трансформация школьного обучения: границы взаимодействия // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 3. С. 204-208.

References

1. Utkin A. V., Shevchenko K. V. Ekosistemnyj podhod v obrazovanii: ot metafory k metodologii i praktike [Ecosystem approach in education: from metaphor to methodology and practice]. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 2 (107), pp. 175-189. (In Russian).

2. Luksha P., Spenser-Kejs D., Kubista D. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational ecosystems: Emerging practices for the future of education]. Available at: https://www.skolkovo. ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (accessed 22.07.2022). (In Russian).

3. Nugumanova L. N., Shaykhutdinova G. A., Yakovenko T. V. Ekosistemnyjpodhod k resheniyu aktual'nyh voprosov obrazovaniya pedagogov v ramkah innovacionnoj ploshchadki RAO [Ecosystem approach to solving urgent problems of pedagogical education within the framework of the innovation platform of the Russian Academy of Education]. Bulletin of Pedagogical Sciences, 2022, no. 5, pp. 100-104. (In Russian).

4. Nugumanova L. N., Shaukhutdinova G. A. Nastavnichestvo v povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov (na primere Respubliki Tatarstan) [Mentoring in the advanced training of pedagogical staff (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 182-187. (In Russian).

5. Islanova N. N., Shaykhutdinova G. A. Pedagogicheskoe nastavnichestvo i cifrovaya transformaciya shkol'nogo obucheniya: granicy vzaimodejstviya [Pedagogical mentoring and digital transformation of school education: boundaries of interaction]. Review of Pedagogical Research, 2021, vol. 3, no. 3, pp. 204-208. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.