Научная статья на тему 'АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеологический подход / профессиональное развитие / успешность / достижение / профессиональное мастерство / педагоги общеобразовательной школы / acmeological approach / professional development / success / achievement / professional skills / teachers of secondary schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Рудакова

В статье проведен научно-теоретический анализ особенностей акмеологического подхода, влияющих на профессиональную деятельность. Выделены мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивно-оценочные группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности и образующие единое акмеологическое пространство образовательной организации. В статье показаны возможности применения акмеологического подхода как значимого критерия при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов. В статье сделан вывод о том, что акмеология как научное знание формируется на стыке психологии, педагогики и теории управления, сочетая в себе основы гуманитарных и естественно-научных дисциплин, что позволяет существенно сместить акценты в области профессиональной подготовки педагогов на формирование креативной, коммуникабельной, самостоятельно мыслящей личности, обладающей способностью построения конкретной и индивидуальной модели профессионального и личностного развития. Акмеологические приемы и технологии предлагают не только практическое решение вопросов в достижении личностного успеха и профессионального творческого роста, но и позволяют полноценно реализовать профессионально-психологический потенциал учителя как уникальной личности и достигать удовлетворения ведущих потребностей как одного из субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Рудакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACME TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL

The article provides a scientific and theoretical analysis of the main features of the acmeological approach that affect professional activity. Motivational, cognitive, technological, reflexive and evaluative groups of factors aimed at achieving personal and professional success by teachers of secondary schools and forming a single acmeological space of an educational organization are highlighted. The article shows the possibilities of applying the acmeological approach as a significant criterion in designing the individual trajectory of teachers’ professional development. The paper concludes that acmeology as a scientific knowledge is formed at the intersection of psychology, pedagogy and management theory, combining the basics of the humanities and natural sciences, which makes it possible to significantly shift the emphasis in the field of professional training of teachers to the formation of a creative, communicative, independently thinking person who has the ability to independently build a specific and individual model of professional and personal development. Acmeological techniques and technologies offer not only a practical solution to the issues of achieving personal success and professional creative growth, but acmeological support allows to fully realize the professional and psychological potential of the teacher as a unique personality and meet the needs of the teacher as one of the subjects of the educational activity.

Текст научной работы на тему «АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

6. Luksha P., Spenser-Kejs D., Kubista D. Obrazovatel'nye 'ekosistemy: voznikayuschaya praktika dlya buduschego obrazovaniya. Available at: https://www.skolkovo.ru/researches/ obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktikadlya-budushego-obrazovaniya/

7. Ovchinnikova A.V., Zimin S.D. Rozhdenie koncepcii predprinimatel'skih 'ekosistem, i ee 'evolyuciya. 'Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2021; № 6: 1497-1514.

8. Utkin A.V., Shevchenko K.V. 'Ekosistemnyj podhod v obrazovanii: ot metafory k metodologii i praktike. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2 (107): 175-189.

9. 'Ekosistema nauki, obrazovaniya i innovacij Krasnoyarskogo kraya: ideya, perspektivy, proekty: analiticheskij doklad. Krasnoyarsk, 2020.

10. Scopus. Available at: https://www.scopus.com

Статья поступила в редакцию 05.03.24

УДК 378

Rudakova O.A., senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: grin-lief@mail.ru

ACME TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL. The article provides a scientific and theoretical analysis of the main features of the acmeological approach that affect professional activity. Motivational, cognitive, technological, reflexive and evaluative groups of factors aimed at achieving personal and professional success by teachers of secondary schools and forming a single acmeological space of an educational organization are highlighted. The article shows the possibilities of applying the acmeological approach as a significant criterion in designing the individual trajectory of teachers' professional development. The paper concludes that acmeology as a scientific knowledge is formed at the intersection of psychology, pedagogy and management theory, combining the basics of the humanities and natural sciences, which makes it possible to significantly shift the emphasis in the field of professional training of teachers to the formation of a creative, communicative, independently thinking person who has the ability to independently build a specific and individual model of professional and personal development. Acmeological techniques and technologies offer not only a practical solution to the issues of achieving personal success and professional creative growth, but acmeological support allows to fully realize the professional and psychological potential of the teacher as a unique personality and meet the needs of the teacher as one of the subjects of the educational activity.

Key words: acmeological approach, professional development, success, achievement, professional skills, teachers of secondary schools

О.А. Рудакова, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Ялта, E-mail: grin-lief@mail.ru

АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье проведен научно-теоретический анализ особенностей акмеологического подхода, влияющих на профессиональную деятельность. Выделены мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивно-оценочные группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности и образующие единое акмеологическое пространство образовательной организации. В статье показаны возможности применения акмеологического подхода как значимого критерия при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов. В статье сделан вывод о том, что акмеология как научное знание формируется на стыке психологии, педагогики и теории управления, сочетая в себе основы гуманитарных и естественно-научных дисциплин, что позволяет существенно сместить акценты в области профессиональной подготовки педагогов на формирование креативной, коммуникабельной, самостоятельно мыслящей личности, обладающей способностью построения конкретной и индивидуальной модели профессионального и личностного развития. Акмеологические приемы и технологии предлагают не только практическое решение вопросов в достижении личностного успеха и профессионального творческого роста, но и позволяют полноценно реализовать профессионально-психологический потенциал учителя как уникальной личности и достигать удовлетворения ведущих потребностей как одного из субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: акмеологический подход, профессиональное развитие, успешность, достижение, профессиональное мастерство, педагоги общеобразовательной школы

Актуальность исследования связана с рядом факторов. Современное общество России претерпевает сильнейшие социокультурные, политические и экономические преобразования, затрагивающие абсолютно все стороны жизни, в том числе интеграционные процессы международного значения. От сохранения культурной составляющей каждой личности зависят позитивные изменения развития общества в целом. Именно поэтому ведущим социокультурным звеном профессионального образования является высшее, за счет которого обеспечивается как увеличение духовного резерва развития каждого человека, так и развитие общественного культурного и интеллектуального потенциала российского государства. За счет роста объема и масштаба прогресса научно-технической мысли, значительного увеличения поступающего информационного материала возрастает необходимость оперативного и эффективного внедрения инновационных профессиональных видов деятельности, увеличения творческого характера деятельности педагогов общеобразовательных учреждений. Наиболее востребованной становится целевая направленность современного высшего образования на реализацию акмеологической модели, которая ориентирована на потребности современного общества в воспитании и образовании высокотворческой личности, обладающей не только новым типом критического мышления, но и способной к видению реальных проблем и достижению нетривиального решения в области профессиональной деятельности. Акмеология представляет собой фундаментальную науку о закономерностях достижения личностью вершины человеческой жизнедеятельности. Целевой ведущей установкой акмеологии высшего образования является обеспечение взаимодействующих субъектов процесса продуктивными технологиями в сфере творческой мобильности для осуществления различных видов деятельности, в том числе профессиональной. Современному педагогу необходимо соответствие определенным требованиям, по которым он должен обладать активной позицией в ситуации, когда потребуется сделать выбор модели поведения или принять самостоятельное взвешенное решение, поставить цель, проанализировать свои действия. Перед высшим образованием поставлена задача подготовить высококвалифици-

рованных кадров для общеобразовательных школ, в чьи возможности будет включена творческая профессиональная мобильность [1-6].

Цель данной статьи - на основе научно-теоретического анализа определить основные особенности акмеологического подхода, влияющие на профессиональную деятельность.

Основные задачи статьи видятся в следующем: с позиций акмеологической теории и практики определить группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе определено содержание акмеологического подхода, обозначены группы факторов, направленные на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессио-нальной успешности и образующие единое акмеологическое пространство образовательной организации.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о факторах, направленных на достижение педагогами общеобразовательной школы личностно-профессиональной успешности.

Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию педагогов начальных классов.

Для переживающей реформирование российской системы образования особенно актуален акмеологический подход, который предполагает формирование у педагогов стремления к достижению высоких профессиональных и личностных достижений. Ведущими звеньями акмеологического подхода становятся созданные объективные и субъективные условия для формирования образовательного пространства, обеспечивающего позитивное воздействие для профессиональной мотивации и создания ситуации успеха в профессии, проявления не только мобильности и креативности в деятельности, но и возможное достижение вершин (акме) педагогов, создание условий для поддержания стремления к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. По мнению

В.Н. Максимовой [4], направленностью акмеологического подхода является такое развитие образования и его субъектов, чтобы осуществление разных видов профессиональной и творческой деятельности было максимально эффективно и результативно. В рамках данного подхода достигаются позитивные изменения различных качеств самого педагога в плане положительных категорий как личностного, так и профессионального роста, что однозначно способствует достижению вершин в профессии. С одной стороны, это качества, предполагающие стремление к получению и освоению ранее неизвестного опыта деятельности, желание выработать наиболее оптимальные модели взаимодействия в профессиональном росте и деятельности. С другой стороны, сформированность адекватной и своевременной оценки собственных профессиональных амбиций и высокой мотивации к творчеству в профессии [3].

Как и другие теории образования, акмеологическая теория включает в себя целевые установки, технологические задачи воспитания и обучения, основное содержание, психолого-педагогическое сопровождение, в том числе диагностические процедуры, звено управления всем воспитательно-образовательным процессом. В данном контексте определяющими характеристиками профессиональной зрелости педагога школы выступает способность к восприятию инновационных изменений, наличие у педагога устойчивого и настоятельного стремления к профессиональной деятельности, а также высокая профессиональная творческая компетентность в решении учебных задач и наличие педагогического мастерства в осуществлении профессионального сотрудничества с учениками [4]. С точки зрения акмеологической науки личностная зрелость педагога определяется высоким уровнем самостоятельного и ответственного принятия не только профессиональных, но и жизненных решений, его способностью поддерживать непрерывный рост личностного и профессионального роста через выявление ближайших перспектив и стремления к расширению собственного объема и багажа саморазвития. Таким образом, гуманистическая направленность профессиональной деятельности педагога, связанная с акмеологической позицией, формируется через интеграцию ведущих процессов личностного становления, роста духовного потенциала и профессионального самосознания. В качестве акмеоло-гической категории профессиональной деятельности выступает компетентность учителя как составляющая личностных достижений. Аналогично профессиональная акмеологическая категория стимулирует повышение уровня личностного роста и качества педагогической деятельности, оказывая влияние на творческую эффективность.

С точки зрения акмеологического подхода образование можно рассматривать как систему всестороннего развития воспитанников, а содержание - как массив знаний о взаимодействии человека и мира. При этом в качестве основной цели акмеологического образования выступает изучение человека как объекта и субъекта жизни через его отношения с окружающим миром в отдельно взятой системе. Недопустимо вести образовательный процесс стихийно, без схемы и планирования, поскольку в основе лежит целостность и целенаправленность систематического обучения, что обеспечивается методологической компетентностью учителя, которая включает в себя умение последовательного применения научных теорий. Исходя из принципа разностороннего и целостного развития детей, акмеологическую концепцию можно представить единством взаимодействия критериев психофизиологического развития и соответствующих им качеств социокультурного развития. Таким образом:

- целостное качество образования можно представить как интегральные характеристики: с одной стороны, показатели обучения субъекта (ученика), с другой стороны, данные индивида и личности;

- уровень развития конкретного ребенка не может быть искусственно ограничен естественными задатками, поскольку потенциал получает закономерное обогащение и развитие в процессе обучения;

- проектирование образовательного процесса на основе технологий, предлагаемых акмеологией, позволят обеспечить повышение собственных возможностей ребенка, его творческого потенциала как уникальной личности, создать направленность на саморазвитие.

В сущности акмеологической технологии образования лежит поэтапная система организации обучения, за счет которой обеспечивается фактор достижения позитивного успеха и получение высокого уровня обучения [2]. Создается и сохраняется устойчивая мотивация достижений с ориентацией на саморазвитие через продуманное построение всего обучения в строгом соответствии с особенностями и психологическими законами развития успешной и активной познавательной деятельности. В профессиональной практике достижение вы-

Библиографический список

сокого уровня педагогического мастерства возможно только при возможности личностного развития учителя [5]. Рассматривая учителя как субъекта профессиональной деятельности в ракурсе акмеологической концепции, в первую очередь учитывается изучение прогрессивно и активно развивающей личности, которая способна реализоваться в профессии [1].

В акмеологии можно выделить следующие факторы личностной успешности в педагогической деятельности:

1. К мотивационным факторам относится личностно ориентированная позиция учителя и его творческая самореализация в плане выработки позитивных профессиональных стратегий: осознание ценности и значимости профессии для повышения уровня личностного и профессионального саморазвития, стремление к повышению педагогического мастерства и непрерывное самосовершенствование, потребность в признании в профессиональной среде.

2. Когнитивные факторы: умение анализа педагогических задач и развитая способность выполнения профессиональной деятельности с учетом диагностики конкретного состояния в точном соответствии с гуманистическими ожиданиями, сформированное умение организовать разнообразную деятельность с субъектами образовательного процесса (ученики и их родители, коллеги), умение эффективной коммуникации и рефлексии в личном плане.

3. Технологические факторы отражают как деятельностную основу педагога, так и его технологическую готовность к профессиональному взаимодействию: владение прогрессивными технологиями и средствами обучения, навыки профессиональной культуры в сфере коммуникации для обеспечения конструктивного сотрудничества с учениками, возможности тиражирования данных педагогического опыта.

4. Группа рефлексивно-оценочных факторов: осознание профессионального самоутверждения как главного условия для самоактуализации профессиональной педагогической зрелости, культуры и эрудированности, удовлетворения профессией и собственных достижений, понимание профессиональной деятельности как непрерывного процесса.

Данные группы объединяются в единое акмеологическое пространство для интегративного решения задач достижения педагогами общеобразовательной школы вершин профессионального мастерства в динамике - от адаптации через профессионализацию к мастерству. Вершины (акме) в каждом этапе уникальны и свидетельствуют о важных ступенях собственного развития и приобретения педагогом профессионального опыта, предполагают будущую смоделированную стратегию развития личности педагога. Таким образом, значимость акмео-логического подхода в проектировании педагогом индивидуальной траектории собственно профессионального саморазвития предопределяется системой педагогических личностных установок для самоуправления в сфере профессионального развития. Содействующим акмеологическим фактором в данном случае выступает удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью, а препятствующим фактором выступает отсутствие возможности дальнейшего саморазвития в сочетании с завышенной самооценкой, сравнительно низким уровнем удовлетворенности общим качеством жизни, включая недостаточную заработную плату и недостаток качества здоровья, малые ресурсы научно-методического образования. Авторами выделяют два направления акмеологического сопровождения - контроль и развитие профессиональной деятельности [1], поэтому становление педагога как субъекта образовательного процесса может быть полноценно сформировано через гуманитарно-методологическую ориентацию и акмеологическое сопровождение профессионального развития: акмеологиче-ской временно-ориентированной диагностики; тренинги личностного и профессионального роста; проведение акмеологического мониторинга профессионального и личностного развития.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что акмеология как научное знание формируется на стыке психологии, педагогики и теории управления, сочетая в себе основы гуманитарных и естественно-научных дисциплин, что позволяет существенно сместить акценты в области профессиональной подготовки педагогов на формирование креативной, коммуникабельной, самостоятельно мыслящей личности, обладающей способностью самостоятельного построения конкретной и индивидуальной модели профессионального и личностного развития. Акмеологическое сопровождение позволяет полноценно реализовать профессионально-психологический потенциал учителя как уникальной личности и удовлетворить ведущие потребности как одного из субъектов образовательной деятельности.

1. Деркач А.А., Степанова Л.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизмы развития. Москва; Воронеж, 2006.

2. Десятова А.В., Бичева И.Б., Хижная А.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования. Перспективы науки и образования. 2018; № 2.

3. Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. Санкт-Петербург, 2000.

4. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. Санкт-Петербург, 2007.

5. Плугина М.И. Сущностная характеристика психолого-акмеологического сопровождения становления личности и деятельности профессионала. Ставрополь: РИО ИДНК, 2006.

6. Шевченко Н.Н., Колесов В.И., Смолонская А.Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя. Вестник Череповецкого государственного университета. 2020; № 6.

References

1. Derkach A.A., Stepanova L.A. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti mehanizmyrazvitiya. Moskva; Voronezh, 2006.

2. Desyatova A.V., Bicheva I.B., Hizhnaya A.V. Akmeologicheskie osnovaniya professional'nogo razvitiya pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2018; № 2.

3. Maksimova V.N. Akmeologiya shkol'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2000.

4. Maksimova V.N. Akmeologicheskijpodhod vpedagogike: monografiya. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Plugina M.I. Suschnostnaya harakteristika psihologo-akmeologicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya lichnostii deyatel'nostiprofessional. Stavropol': RIO IDNK, 2006.

6. Shevchenko N.N., Kolesov V.I., Smolonskaya A.N. Akmeologicheskij podhod k professional'noj podgotovke buduschego uchitelya. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 6.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 371

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Department of Theory, History of General Pedagogy and Social Practices,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@eandex.ru

Grishina I.S., social teacher, Education Center of Stavropol n.a. Hero of Russia V. Dukhin (Stavropol, Russia), E-mail: grisheena@yandex.ru

Askerova M.R., specialist, Center for Development of Children and Adolescents "School of Life" (Stavropol, Russia), E-mail: milashka_19_98@mail.ru

FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION AND ACCUMULATION OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE IN ADOLESCENTS. The

article examines the concept of "social intelligence" from various scientific approaches - general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the study is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals of joint activities, the specifics of the socialization of the individual. The work reveals what are the problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization, highlights methods for the formation of social intelligence and the practical basis for implementing this process. The researchers demonstrate various approaches to its development. It is shown that social intelligence is considered as the ability to understand one's own behavior, one's inner world, the behavior of other subjects, participants in social interaction in order to achieve effective construction of the communication process. Methods are proposed for creating the necessary conditions to form social intelligence, which consist in the development of ideas about interpersonal relationships, in the development of cognitive structures, in the child's assimilation of social roles and in accepting a certain social role, in the presence of a positive social model, in the presence of joint activities, in motivation for activity. The authors reflect on the violation of the identified conditions that impedes the development of social intelligence. The conclusions summarize the results of the study, reflecting the high significance of the problem being studied, and highlight the need for further research in this area.

Key words: volunteering, socioculturel practices, socialization, communication, adolescents, social experience, volunteering

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик, ГБОУ ВО «Ставропольский

государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@eandex.ru

И.С. Гришина, соц. педагог МБВСОУ Центр образования г. Ставрополя имени Героя России В. Духина, г. Ставрополь, E-mail: grisheena@yandex.ru

М.Р. Аскерова, спец. Центра развития детей и подростков «Школа жизни», г. Ставрополь, E-mail: milashka_19_98@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов - общепсихологического, психометрического, структурно-генетического и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной деятельности, специфику протекания социализации личности. Представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации, а также способы формирования социального интеллекта и практико-действенная основа осуществления данного процесса. Отражены различные подходы к его развитию. Показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия для достижения эффективного построения процесса коммуникации. Предложены способы создания необходимых условий формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличии положительного социального образца, совместной деятельности, в мотивации к деятельности. Также отражено, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: социальное развитие, социальный интеллект, поведение, социальное поведение, социальный образец, совместная деятельность, мотивация к деятельности

Актуальность представленного исследования продиктована тем, что глобальные изменения последних лет обусловили изолированность и отчужденность отдельной личности в современном обществе. Трансформация общественных ценностей повлияла на социальные процессы, изменила сформировавшуюся поколениями «среду обитания», которая являлась пространством для осознания человеком своей уникальности.

Особую значимость на сегодняшний день приобретает формирование социального опыта подростков в период взросления. Социокультурные практики, служащие развитию и становлению социального интеллекта подростков, способствуют самореализации, созданию ценностного мировоззрения, формируют навыки социального взаимодействия.

Используя собственные навыки познания мира, подросток приобретает уникальный опыт, расширяет свой социальный интеллект. Необходимо учитывать особенности специфического периода взросления молодой личности, психологические нюансы юношества в период социализации, который накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу личности. Все вышеуказанное позволяет сделать вывсд о необходимости изучения воспитательных практик, используемых для приобретения социально-личностного опыта подростков с учетом особенностей взросления [1-10].

Цель статьи - изучение особенностей формирования социального интеллекта и возможностей, которые на сегодня представляются подросткам для накопления социально-личностного опыта.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть особенности научных подходов в вопросе изучения понятия «социальный интеллект»;

2) рассмотреть проблемы подростков в период социализации, их влияние на личность подростка;

3) определить факторы, влияющие на развитие личности, в том числе на формирование социально-личностного опыта подростков;

4) предложены педагогические условия формирования социального интеллекта, который в дальнейшем становится основой накопления социально-личностного опыта в подростковом возрасте.

Научная новизна статьи определяется обращением к вопросу специфики формирования социального интеллекта подростка как особому периоду в социализации и развитии личности; выявлению инструментов для приобретения социально-личностного опыта в период развития личности; способам для реализации инициатив подростка для накопления социального опыта, проявляющегося в коммуникативной деятельности.

Теоретическая значимость: рассмотрение особенностей подросткового возраста в период формирования социального интеллекта, а также предложенных средств и способов накопления социального и личностного опыта в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.