Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / образовательная экосистема / образовательная среда / коммуникационная среда / когнитивная парадигма образования / человекосообразность / university / educational ecosystem / educational environment / communication environment / cognitive paradigm of education / human conformity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова Ольга Вадимовна, Прокофьева Елена Николаевна

Университеты играют важную роль в обществе, обеспечивая выполнение задач высшего образования и проводя системные исследования, которые способствуют социальному и экономическому развитию образовательной сферы и страны в целом. Тренд «университет как экологическая экосистема» нацеливает университеты на решение организационно-управленческих задач расширения спектра образовательных траекторий и возможностей. Одновременно современное образование все больше осознает необходимость создания эффективных коммуникационных сред для успешной реализации учебных программ и достижения образовательных целей. Именно образовательная среда университета «отвечает» за экологичность не только разнообразием образовательных возможностей, но и качеством их реализации. В этой связи университеты постепенно превращаются в образовательные экосистемы, где коммуникация играет важную роль в организации и управлении образовательным процессом. Целью статьи является разработка модели и этапов создания коммуникационной среды университета как условия устойчивого развития целостной экосистемы. В работе представлена модель развитой коммуникационной среды университета, даны показатели оценки ее уровня, приведены результаты диагностики образовательный среды ряда педагогических университетов с позиций критерия коммуникационности. Дано обобщение основных содержательных характеристик развитой коммуникационной среды университета с позиций ее открытости и влиятельности на создание образовательной экосистемы. Экосистема рассматривается авторами как совокупность социокультурных организационно-педагогических условий, нацеленных на активное включение субъектов образования в процесс познания предметных профессиональных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукалова Ольга Вадимовна, Прокофьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY COMMUNICATION ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE CREATION OF AN EDUCATIONAL ECOSYSTEM

Universities play an important role in society, ensuring the fulfillment of higher education objectives and conducting systematic research that contributes to the social and economic development of the educational sphere and the country as a whole. The “university as an ecological ecosystem” trend aims universities at solving organizational and managerial tasks of expanding the range of educational trajectories and opportunities. At the same time, modern education is increasingly aware of the need to create effective communication environments for successful implementation of educational programs and achievement of educational goals. It is the educational environment of the university that is “responsible” for environmental friendliness not only by the variety of educational opportunities, but also by the quality of their implementation. In this regard, universities are gradually turning into educational ecosystems, where communication plays an important role in organizing and managing the educational process. The purpose of the article is to develop a model and stages of creating a university communication environment as a condition for the sustainable development of an integral ecosystem. This article presents a model of a developed university communication environment, gives indicators for assessing its level, and shows the results of diagnosing the educational environment of a number of pedagogical universities from the standpoint of the criterion of communication. A generalization of the main content characteristics of a developed university communication environment is given from the standpoint of its openness and influence on the creation of an educational ecosystem. The ecosystem is considered by the authors as a set of socio-cultural organizational and pedagogical conditions aimed at the active involvement of educational subjects in the process of cognition of subject professional areas.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ»

УДК 378.1 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.021

О. В. Стукалова, Е. Н. Прокофьева

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал), г. Казань, Россия

Благодарность

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»

Аннотация. Университеты играют важную роль в обществе, обеспечивая выполнение задач высшего образования и проводя системные исследования, которые способствуют социальному и экономическому развитию образовательной сферы и страны в целом. Тренд «университет как экологическая экосистема» нацеливает университеты на решение организационно-управленческих задач расширения спектра образовательных траекторий и возможностей. Одновременно современное образование все больше осознает необходимость создания эффективных коммуникационных сред для успешной реализации учебных программ и достижения образовательных целей. Именно образовательная среда университета «отвечает» за экологичность не только разнообразием образовательных возможностей, но и качеством их реализации. В этой связи университеты постепенно превращаются в образовательные экосистемы, где коммуникация играет важную роль в организации и управлении образовательным процессом. Целью статьи является разработка модели и этапов создания коммуникационной среды университета как условия устойчивого развития целостной экосистемы. В работе представлена модель развитой коммуникационной среды университета, даны показатели оценки ее уровня, приведены результаты диагностики образовательный среды ряда педагогических университетов с позиций критерия коммуникационности. Дано обобщение основных содержательных характеристик развитой коммуникационной среды университета с позиций ее открытости и влиятельности на создание образовательной экосистемы. Экосистема рассматривается авторами как совокупность социокультурных организационно-педагогических условий, нацеленных на активное включение субъектов образования в процесс познания предметных профессиональных областей.

Ключевые слова: университет, образовательная экосистема, образовательная среда, коммуникационная среда, когнитивная парадигма образования, человекосообразность

O. V. Stukalova, E. N. Prokofieva

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY COMMUNICATION ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE CREATION OF AN EDUCATIONAL ECOSYSTEM

Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Kazan Branch), Kazan, Russia

Acknowledgement

The article was prepared within the framework of State Task No. 0599-2021-0004 "The Problem of Modern Methodology for Studying Human Formation and Development in the Era of Digitalization"

Abstract. Universities play an important role in society, ensuring the fulfillment of higher education objectives and conducting systematic research that contributes to the social and economic development of the educational sphere and the country as a whole. The "university as an ecological ecosystem" trend aims universities at solving organizational and managerial tasks of expanding the range of educational trajectories and opportunities. At the same time, modern education is increasingly aware of the need to create effective communication environments for successful implementation of educational programs and achievement of educational goals. It is the educational environment of the university that is "responsible" for environmental friendliness not only by the variety of educational opportunities, but also by the quality of their implementation. In this regard, universities are gradually turning into educational ecosystems, where communication plays an important role in organizing and managing the educational process. The purpose of the article is to develop a model and stages of creating a university communication environment as a condition for the sustainable development of an integral ecosystem. This article presents a model of a developed university communication environment, gives indicators for assessing its level, and shows the results of diagnosing the educational environment of a number of pedagogical universities from the standpoint of the criterion of communication. A generalization of the main content characteristics of a developed university communication environment is given from the standpoint of its openness and influence on the creation of an educational ecosystem. The ecosystem is considered by the authors as a set of socio-cultural organizational and pedagogical conditions aimed at the active involvement of educational subjects in the process of cognition of subject professional areas.

Keywords: university, educational ecosystem, educational environment, communication environment, cognitive paradigm of education, human conformity

Введение. Перспективы развития высшего образования связаны с представлениями о приоритетности человекосообразности в развитии образовательных систем [5], [9], [15]. В контексте когнитивной парадигмы образования [4], [6] концепт человекообразности прежде всего акцентирует внимание научно-педагогического сообщества на развитие ценностной составляющей этой общественной институции при понимании значения интеграции универсальных учебных действий в разработке содержания и форм образовательного процесса, включая действия, направленные на формирование и развитие когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций и качеств личности будущего специалиста. Развитие человеко-сообразности поддерживается и трендом экосистемности образования, где «экологич-ность», как описано нами ранее, «предстает как необходимость сохранения целостности человека и окружающего мира при реализации процессов обучения, развития и воспитания во всем их многообразном спектре и на всех уровнях образования» [11].

Вышеуказанное предполагает комплексность реализации таких направлений, как:

- создание особой коммуникативной образовательной среды, основанной на принципах конструктивного диалога, полипозиционного общения;

- опора на принципы рефлексивного управления;

- поддержка и стимулирование всех субъектов образовательного процесса к «осознанному погружению в пространство культуры, которая осознается как высокая духовная ценность» [13], способствует развитию диалога времен, творческой и аксиологической наполненности образовательной деятельности.

Результаты создания образовательной экосистемы университета при этом постоянно сопоставляются с поставленными целями и задачами, обобщаются, а затем представляются основным стейкхолдерам - при этом не только раскрывается уровень качества образования, но и презентуются перспективы развития организации, оценивается ее реальная готовность к ответам на социальный заказ общества.

Целью статьи является разработка модели и этапов создания коммуникационной среды университета как условия устойчивого развития образовательной экосистемы.

Актуальность исследуемой проблемы. Образовательные экосистемы представляют собой новый пласт разнообразных социально-педагогических исследований [2], [3], [8], [10]. Обладая свойством устойчивости, разнообразия и приспособления к особенностям и потребностям региональной локации, каждый университет уже является экосистемой, объединяя субъекты и ресурсы в целях результативности образования [11].

Однако в соблюдении такого рода «экосистемности», на наш взгляд, отсутствует один из важнейших признаков образования нового типа - реальное вовлечение акторов образования в формирование собственных образовательных треков. Формирование образовательных программ, их вариативность, выбор средств и форм обучения пока еще остаются за университетом как провайдером образовательных услуг в силу особенностей стандартизации отечественных образовательных систем. В движении к экосистемности зачастую организационно-управленческие способы взаимодействия превалируют над че-ловекосообразностью, сводя глобальный культуросообразный и социосообразный потенциал к расширению спектра образовательных услуг, социо-экономическим отношениям, образовательному предпринимательству и проч.

Опираясь на когнитивную парадигму образования, подчеркивающую значимость образования и воспитания Человека будущего для устойчивого позитивного социокультурного развития государства и общества за счет опоры на осознанное включение в деятельность и социальные проявления личности, мы придерживаемся вектора человекоцен-трации в формировании образования нового типа. Именно ориентир на человека и понимание качества образования как глобального ориентира образовательной деятельности университета, значимого для всех акторов образования, позволяют с достаточной степенью достоверности и объективности говорить о перспективах развития образовательных систем и их готовности к ответам на социальный заказ общества.

В данном случае особое значение приобретает осмысление влияния на экосистему университета активно действующих регулятивных механизмов коммуникации. Формирование адекватной коммуникационной среды как части образовательной среды университета может служить первым шагом, ориентированным на развитие современного молодого человека, живущего в условиях вызовов глобального информационного общества. В связи с этим методологию развития образования необходимо рассматривать через призму концепта «образовательная экосистема», что подразумевает разработку понятия «образовательная экология» и анализ принципов реализации экосистемного подхода с позиций достижения качества образования и создания развитой коммуникационной среды университета (в дальнейшем - образовательной организации любого вида).

Материал и методы исследования. Данное исследование опирается на теоретический анализ материалов о состоянии современного высшего образования [7]. В исследование включены материалы педагогической документации, анализ программ и интервью студентов и преподавателей ряда ведущих педагогических университетов гг. Москвы, Казани, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Ульяновска.

Проведена диагностика образовательной среды данных университетов с точки зрения критерия коммуникационности (показатели - доступность, открытость, активность использования потенциала цифрового образования, гибкость, поддержка творческих самопроявлений и инициатив студентов, содержательность и перспективность социального партнерства). Также был изучен потенциал различных педагогических подходов и технологий высшего образования в области подготовки будущих педагогов. Проведена оценка данных технологий с позиций когнитивной парадигмы образования и открытости к созданию коммуникационной среды университета.

Определено, что базовой технологией опоры на концепт человекосообразности в образовании и создания развитой коммуникационной среды университета как следствия такого

подхода к образовательному процессу можно считать проблемно-диалогическую технологию, позволяющую выстраивать фасилитированную коммуникацию в процессе обучения и профессиональной подготовки будущих специалистов в университете. У каждого человека, имеющего осознанное отношение к жизни и развитию собственной личности, есть его собственное знание, отраженное в опыте и самосознании, стиле коммуникации и уровне социокультурной адаптации. Установлено, что такой подход к коммуникации, как доказывает практика, стимулирует порождение знаний самим обучающимся [5]

При подготовке исследования использовались методы научного анализа и синтеза, педагогического моделирования, педагогического наблюдения и интервью.

Результаты исследования и их обсуждение. Исторически доминирующая система образования построена на традиционной рационально-логической доктрине, что предполагает трансляцию прежде всего «подражательного» усвоения информации: прочитал -повтори, перескажи, в лучшем случае - дополни. Следовательно, содержание образования основывается на постоянном повторении не «чистых знаний», а уже накопленного социального опыта - опыта оценок, отношения, мировоззренческих позиций предыдущих поколений, не имеющих доступа к той информации, к которой имеют доступ современные люди, и не владеющих теми навыками, которыми обладают те, кто живет в XXI веке.

Отметим, что в ракурсе когнитивной парадигмы образования этапы восприятия информации и ее личного осмысления являются приоритетными в цепочке генерации знаний человеком.

Все это порождает ряд вопросов. Сформулируем наиболее важные:

• Где же в данном процессе остается место для осмысления и трансляции личного опыта обучающегося?

• Как создается возможность для его творческого самопроявления?

• На основе чего в данном случае учитываются цели, смыслы, личностные особенности того, кто воспринимает информацию?

• Что стимулирует создание активной развитой коммуникационной среды, предполагающей постоянное взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации?

Мы видим, что, к сожалению, места для креативности, гибкой адаптивности, развития критического мышления и формирования готовности к участию в вовлеченной конструктивной коммуникации не остается.

Отчужденность собственного опыта студентов от получаемого в монологически организованном образовательном процессе нового знания отрицает, прежде всего, самостоятельный, творческий характер познания. Отрицательное влияние монологизма на образование отражается и в том, что такой подход нарушает процессуальную сущность адаптации, не создавая условий для возможного самоизменения будущего специалиста, не поддерживая стремления студентов к оригинальному мышлению и нестандартному самопроявлению, развитию готовности принимать ответственность за собственные решения. Монологизация образования в целом не дает импульса к интериоризации стратегий жизнестроительства и продуктивной адаптации [5]. Обобщенно можно заключить, что монологичность отрицает наличие самого пути к самости человека.

Таким образом, мы подчеркиваем, что отсутствие направленности на создание коммуникационной среды университета приводит к усилению разрыва между субъектами образовательного процесса: в контексте высшего образования - между преподавателем и студентами, т. е. между тем, кто делится информацией, и теми, кто должен эту информацию осознавать, учиться пользоваться ею в личных и профессиональных целях, а затем транслировать в целях профессиональной результативности максимально эффективно и творчески.

Анализ образовательной среды крупнейших педагогических университетов показал, что, несмотря на достаточно высокий ее уровень по ряду показателей критерия ком-муникационности, ни в одной из этих организаций нет комплексно высокого уровня такой среды - это отражается в размывании принципа человекосообразности, подмене подлинного стимулирования самостоятельности и инициативности студентов мероприятий-ным подходом, отсутствии системного развития критического мышления и открытости к опоре на синергию социального партнерства.

Первым шагом на пути построения экосистемы университета, отвечающей задачам человекосообразности, может стать развитие коммуникационной среды, в которой:

- во-первых, создаются условия, стимулирующие возникновение творчески заразительной и насыщенной содержательно коммуникации, порождающей так называемую» «со-бытийную общность» будущих специалистов;

- во-вторых, реализуется комплекс системно организованных личностно и профессионально значимых «со-бытий бытия» (М. М. Бахтин [1]), что особенно ценно для поддержки социального партнерства и возникновения различных проектов и коллабораций, в работе которых студенты апробируют и совершенствуют свои профессионально значимые компетенции;

- в-третьих, фундируется подлинная опора на сущность концепта человекосообраз-ности, что содействует подготовке будущего специалиста как профессионала, готового к социокультурной адаптации в условиях вызовов современности, а в дальнейшем - к профессиональной и социальной самоактуализации [12], [14].

Создание коммуникационной среды, отвечающей указанным выше требованиям, возможно, прежде всего, на основе современных подходов и технологий, в т. ч. организации полипозиционного общения, что предполагает акцентирование на развитие навыков конструктивного и одновременно проблематизирующего содержание общения диалога.

Какие задачи возникают в этом контексте для преподавательского состава?

Обобщенно сформулируем так: педагогическая работа должна идти на высокопрофессиональном уровне, что означает активность преподавателя не только как организатора, но и как фасилитатора образовательной коммуникации - такую позицию можно обозначить и как позициию рефлексивного управляющего.

Рефлексивное управление - это, прежде всего, стимулирование партнера по коммуникации к самостоятельной оценке своего развития, роста когнитивных способностей, умения участвовать и, что особенно важно, решать возникающие спорные и даже конфликтные ситуации. Именно такая коммуникация помогает впоследствии продуктивной самореалиазции и укрепляет профессиональную устойчивость.

Кроме того, преподаватель в этом случае транслирует современные подходы и методы коммуникации студентам, поддерживая их готовность к самоопределению по поводу различных профессиональных проблем.

Коммуникационная среда университета - это своеобразный «прорыв» в иной контекст понимания смысла образования. В такой среде становится очевидным, что твое образование, твой профессиональный рост должны постоянно обогащаться за счет осмысления других взглядов, другого видения, других картин мира, при этом ты должен уметь одновременно обогащать окружающих людей собственными взглядами, собственным видением и пониманием мира и собственными решениями общих проблем.

Обобщение исследований показывает, что основными содержательными характеристиками развитой коммуникационной среды университета с позиций ее открытости и влиятельности на создание образовательной экосистемы являются:

1) интеграция всех компонентов, что предполагает гармонизацию обучающего и воспитательного направлений процесса подготовки будущих специалистов, многомерность, динамичность и гибкость среды и всех ее компонентов;

2) формирование образовательного контента, отбор педагогических форм и технологий с позиций метапринципов когнитивной педагогики, усиливающей их аксиологическую и антропоцентрическую составляющую;

3) отказ от мозаичности в проектировании образовательных траекторий и образовательных программ, переход к реально действующей образовательной вариативности в тесном взаимодействии с субъектами обучения;

4) движение к фундаментальности как единственно разумному способу передачи научного знания для собственной генерации знаний субъектами образования;

5) спектральность в организации образовательного процесса как расширение образовательной среды за счет профессионального и социокультурного потенциала всех акторов образования и организации когнитивного диалога всех участников образовательной деятельности;

6) итерационное движение образовательной системы, предполагающее учет и использование всех накопленных педагогических закономерностей с приращением необходимых для сегодняшнего дня условий и инноваций.

В исследовании разработана теоретическая модель динамической коммуникационной среды университета как условия формирования целостной образовательной экосистемы (рис. 1).

Цель: создание человекосообразной коммуникационной среды, способствующей развитию студентов как ценностно осмысляющих образование специалистов, поддержке образовательных инициатив, самореализации

L

создание безопасного интеллектуально-дискуссионного пространства —> организация педагогического эмоционального взаимодействия с высокой вовлеченностью субъектов обучения

развитие интеллектуально-творческой активности студентов —— создание когнитивного диалога в групповых формах занятий

Гармоническое взаимодействие сфер

Сфера духовного возвышения

Материально-предметная сфера — Гуманитаризация форматов и содержания занятий: тематика, проблемы, технологии —— Сфера социально ориентированной деятельности

.1.

.1.

Сферы коммуникации, в которых можно выделить: а) внутригрупповое общение между студентами; б) общение студентов и преподавателей; в) общение между преподавателями; г) общение с социальными партнерами и др.; д) сферу развития творческой активности и стремления к самопроявлениям в социально ориентированной деятельности; е) сферу конструктивного диалогового взаимодействия_

4

Коммуникация как сущностный стержень создания экосистемы университета, что предполагает: а) совместные исследовательские/творческие проекты; б) акцентирование в деятельности студентов и преподавателей тем, связанных с актуальными профессионально значимыми задачами; в) внимание к освоению сущности духовного роста и позитивных высоконравственных отношений; г) опору на ценности саморазвития и продуктивной социально ориентированной самореализации_

Рисунок 1 - Модель создания активной коммуникационной среды в университете

В такой среде происходит интеграция нескольких сфер: сферы личностного роста, духовного возвышения; материально-предметной сферы; сферы коммуникации, которая понимается как сущностный стержень создания экосистемы университета и предполагает усиление социального партнерства, воздействия на ценностное отношение студентов в социально ориентированной деятельности.

В чем заключается воспитательный потенциал такой среды в контексте идей когнитивной педагогики?

Отметим в первую очередь, что в такой среде знания интегрируются с профессионально значимыми компетенциями планомерно и продуктивно.

Как это раскрывается в реальной образовательной практике?

Педагогическое наблюдение, осуществляемое в опытно-экспериментальной работе, показывает, что у студентов, во-первых, создается целостная картина мира, во-вторых, отмечается достаточно высокий рост социокультурной рефлексии, освоения навыков саморегуляции и профессиональной устойчивости, в-третьих, диагностические методики выявляют развитие у студентов мотивации к самореализации.

Кроме того, преподаватели, которые участвовали в опросе (март-апрель 2023 г., опрошено 123 преподавателя гуманитарных университетов гг. Москвы, Казани, Оренбурга и Ульяновска), отметили, что студенты в ходе освоения знаний на основе активизации потенциала коммуникационной среды учатся переводить их содержание на уровень личностных смыслов.

Назовем наиболее значимые этапы создания активной коммуникационной среды университета:

- этап разработки стратегии функционирования: определение функционала, границ и правил коммуникационной среды, типологии и форматов взаимодействия субъектов образования;

- этап диагностики и мониторинга существующей среды: разработка маркеров анализа уровня коммуникаций среды; проведение мониторинга (внешней и внутренней экспертизы) показателей критериев коммуникационности (организация ряда интервью с субъектами образовательного процесса, возможно применение психологических методов диагностики уровня ценностного отношения, уровня коммуникативной культуры и др.); выявление слабых мест, проблем, пробелов и барьеров реализации задач коммуникационной среды;

- этап развития и коррекции коммуникационной среды: поиск и апробация организационно-педагогических условий эффективности функционирования коммуникационной среды с подключением возможностей цифровизации, включение в процесс анализа всех субъектов обучения;

- аналитически-рефлексивный этап: итоговая рефлексия деятельности, детальная аналитика полученных результатов мониторинга, получение выводных знаний и разработка педагогических рекомендаций.

Выводы.

1. Преобразование и расширение функций университета как важнейшего участника общественного развития должны опираться на незыблемые гуманитарные приоритеты: человекосообразность, природосообразность, культуросообразность и социосообразность. Человек в современном образовании должен остаться центральной фигурой при использовании широчайших возможностей цифровизации, а педагогическое управление, прежде всего, должно быть гуманитарно-мотивированным.

2. Идеи человекосообразности, безусловно, являются и основой проектирования коммуникационной среды современной организации высшего образования, когда моделирование содержания профессиональной подготовки будущих специалистов обусловливается

смысловым соединением следующих позиций: «культура - социальный заказ - заказ личности - образование на основе продуманной профессионально ориентированной подготовки с учетом достижений современного общества».

3. Образовательные экосистемы, по нашему мнению, должны опираться на мета-принципы когнитивной парадигмы образования и позиции гуманитарных измерений в личностном и профессиональном развитии человека и коллективов людей на протяжении всей жизни.

4. Развитие коммуникационной среды университета является важным шагом в движении к созданию образовательной экосистемы. Усиление и свобода коммуникаций субъектов образования определенно будут способствовать расширению участия агентов образования в построении собственных образовательных стратегий.

В целом, изучение потенциала влияния коммуникационной среды университета на создание образовательной экосистемы подтверждает наше предположение о том, что развитие и совершенствование такой среды должно стать постоянным приоритетом для современных университетов, поскольку эта среда активно стимулирует всех субъектов образования к совершенствованию и обеспечению высокого качества успешной подготовки будущих специалистов к самым сложным вызовам и продуктивной самореализации на основе ценностного отношения к миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. БахтинМ. М. К философии поступка // Собр. соч. : в 7 т. Т. 1. - М. : Русские словари, 2003. - С 7-68.

2. Богоудинова Р. З., Царева Е. Е. Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 6. - С. 50-57. -DOI 10.51379/^.2022.157.7.006.

3. Вильданов И. Э., Сафин Р. С. Возможна ли эволюция кластера в образовательную экосистему технического вуза? // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 2(157). - С. 27-34. -DOI 10.51379/^.2023.159.2.004.

4. Генезис когнитивной парадигмы образования : монография / Е. Ю. Левина, Р. Х. Гильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац, Л. Ю. Мухаметзянова, Е. Н. Прокофьева, О. В. Стукалова, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова ; под науч. ред. Е. Ю. Левиной. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - 232 с.

5. Король А. Д. Зачем и где «искать человека»: от монолога к принципу человекосообразности в образовании [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2015. - № 1. - Режим доступа : http://eidos-institute.ru/journal/2015/100 (дата обращения: 10.07.2023).

6. Левина Е. Ю., Камалеева А. Р., Стукалова О. В. Концептуальные основания когнитивной педагогики // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 1(156). - С. 27-35. - DOI 10.51379/^.2023.158.1.002.

7. Левина Е. Ю., Шибанкова Л. А. Старые новые тренды образования: конверсия университетов // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 4(36). - С. 18-29. - DOI 10.15393/j5.art.2021.7165.

8. Лукша П. В., Спенсер-Кейс Дж., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] // Доклад GEF&МШУ «Сколково». - 2020. - Режим доступа : https://drive.google.com/file/d/1_hS84J5u2LnwmrUs_TO KRa4wHFmkWgfy/view (дата обращения: 10.07.2023).

9. Мухаметзянова Л. Ю. Когнитивный диалог как человекообразующая стратегия образования // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2(145). - С. 34-40. - DOI 10.51379/^.2021.146.3.004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Петрова Е. В. Экология когнитивного образовательного пространства цифровой эпохи // Развитие образования. - 2019. - № 3(5). - С. 28-32.

11. Прокофьева Е. Н. Предпосылки развития образовательных экосистем // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 5. - С. 53-59. - DOI 10.51379ZKPJ.2021.149.5.006.

12. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М. : Смысл, 2002. - 527 с.

13. Стукалова О. В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. - М. : ИХО РАО, 2011. - 280 с.

14. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. : АСТ: Астрель, 2011. - 284 с.

15. Хуторской А. В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. - 2009. -№ 6(40). - С. 4-11.

Статья поступила в редакцию 14.07.2023

REFERENCES

1. Bahtin M. M. K filosofii postupka // Sobr. soch. : v 7 t. T. 1. - M. : Russkie slovari, 2003. - C. 7-68.

2. Bogoudinova R. Z., Careva E. E. Ekosistemnyj podhod v sisteme transformacii professional'nogo obra-zovaniya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2022. - № 6. - S. 50-57. - DOI 10.51379/KPJ.2022.157.7.006.

3. Vil'danov I. E., Safin R. S. Vozmozhna li evolyuciya klastera v obrazovatel'nuyu ekosistemu tekhnicheskogo vuza? // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2023. - № 2(157). - S. 27-34. - DOI 10.51379/KPJ.2023.159.2.004.

4. Genezis kognitivnoj paradigmy obrazovaniya : monografiya / E. Yu. Levina, R. H. Gil'meeva, A. R. Kamaleeva, A. S. Kac, L. Yu. Muhametzyanova, E. N. Prokofeva, O. V. Stukalova, T. M. Tregubova, L. A. Shibankova ; pod nauch. red. E. Yu. Levinoj. - Kazan' : Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2021. - 232 s.

5. Korol' A. D. Zachem i gde «iskat' cheloveka»: ot monologa k principu chelovekosoobraznosti v ob-razovanii [Elektronnyj resurs] // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. - 2015. - № 1. - Rezhim dostupa : http://eidos-institute.ru/journal/2015/100 (data obrashcheniya: 10.07.2023).

6. Levina E. Yu., Kamaleeva A. R., Stukalova O. V. Konceptual'nye osnovaniya kognitivnoj pedagogiki // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2023. - № 1(156). - S. 27-35. - DOI 10.51379/KPJ.2023.158.1.002.

7. Levina E. Yu., Shibankova L. A. Starye novye trendy obrazovaniya: konversiya universitetov // Nepre-ryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2021. - № 4(36). - S. 18-29. - DOI 10.15393/j5.art.2021.7165.

8. Luksha P. V., Spenser-Kejs Dzh., Kubista D. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Doklad GEF&MShU «Skolkovo». - 2020. - Rezhim dostupa : https://drive.google.com/file/d/1_hS84J5u2LnwmrUs_TO KRa4wHFmkWgfy/view (data obrashcheniya: 10.07.2023).

9. Muhametzyanova L. Yu. Kognitivnyj dialog kak chelovekoobrazuyushchaya strategiya obrazovaniya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2021. - № 2(145). - S. 34-40. - DOI 10.51379/KPJ.2021.146.3.004.

10. Petrova E. V. Ekologiya kognitivnogo obrazovatel'nogo prostranstva cifrovoj epohi // Razvitie obra-zovaniya. - 2019. - № 3(5). - S. 28-32.

11. Prokofeva E. N. Predposylki razvitiya obrazovatel'nyh ekosistem // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2021. - № 5. - S. 53-59. - DOI 10.51379/KPJ.2021.149.5.006.

12. Rodzhers K., Frejberg Dzh. Svoboda uchit'sya. - M. : Smysl, 2002. - 527 s.

13. Stukalova O. V. Kul'turno-tvorcheskoe razvitie i professional'noe stanovlenie budushchih specialistov v sfere kul'tury i iskusstva. - M. : IHO RAO, 2011. - 280 s.

14. Fromm E. Begstvo ot svobody. - M. : AST: Astrel', 2011. - 284 s.

15. Hutorskoj A. V. Nauchnaya shkola chelovekosoobraznogo obrazovaniya: koncepciya i struktura // Iz-vestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogicheskie nauki. - 2009. -№ 6(40). - S. 4-11.

The article was contributed on July 14, 2023

Сведения об авторах

Стукалова Ольга Вадимовна - доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund.ru

Прокофьева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Казанского филиала), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0416-1226, elena-kzn@list.ru

Author Information

Stukalova, Olga Vadimovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Leading Researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Kazan Branch), Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund. en

Prokofieva, Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Senior Researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Kazan Branch), Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0003-0416-1226, elena -kzn@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.