8. Попова, Е.П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа - детский сад»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Попова Екатерина Павловна; Костромской государственный педагогический университет. - Кострома, 1998. - 166 с.
9. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник / Е.О. Смирнова. - Москва: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: монография / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - 208 с.
11. Чернышева, В.Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В.Л. Чернышева. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции, февраль 2014 г. / ответственный редактор Г.А. Крайнова. - Москва: БукиВеди, 2014. - С. 75-78
Педагогика
УДК 377.44
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор, старший преподаватель, аспирант Петровский Александр Михайлович Дзержинский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО
«Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Дзержинск)
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье дано описание экосистемного подхода применительно к сфере образования. В публикации проанализированы определения экосистемного подхода, раскрыты сущностные характеристики образовательных экосистем. Представлены задачи образвательных экосистем как компонентов инновационного развития на уровне регионов. Определены трансформации образовательных систем, которые обусловлены изменением характера взаимоотношений участников при развитии образовательной экосистемы. Сделаны выводы о значительном влиянии экосистемного подхода на развитие системы образования.
Ключевые слова: экосистема, образование, подход, развитие.
Annotation. The article describes the ecosystem approach in relation to the field of education. The publication analyzes the definitions of the ecosystem approach, reveals the essential characteristics of educational ecosystems. The tasks of educational ecosystems as components of innovative development at the regional level are presented. The transformations of educational systems are determined, which are due to a change in the nature of the relationship between participants in the development of the educational ecosystem. Conclusions are drawn about the significant impact of the ecosystem approach on the development of the education system.
Key words: ecosystem, education, approach, development.
Введение. Изменения в социально-экономических отношениях, вызванные переходом к экономике знаний, сопровождаются трансформацией способов организации взаимоотношений между субъектами хозяйствования в направлении развития новых сетевых форм взаимодействия. В современных условиях все большее значение приобретает способность организаций выстраивать взаимовыгодные отношения нового типа, основанные на кооперации, коллаборации и сетевом взаимодействии. Первоначально появившиеся в бизнесе, экосистемы активно распространяются в другие сферы, в том числе в сферу образования.
Возрастание интереса к образовательным экосистемам определяется тем, что университеты постепенно становятся важнейшими участниками и «ядрами» развертывания инновационных процессов и сетевого партнерства, что выражается в трансформации отношений, связей, функций внутри самой системы образования. В связи с этим изучение экосистемного подхода к описанию деятельности образовательных организаций приобретает теоретическую и практическую значимость [8].
Целью статьи выступает структурирование подходов к определению образовательных экосистем в современных источниках.
Задачами статьи выступают:
- анализ публикаций, посвященных изучению экосистемного подхода в образовании;
- систематизация характеристик образовательных экосистем, выявление их отличий от традиционных образовательных систем;
- формулирование изменений образовательных систем, обусловленных распространением экосистемного подхода.
Изложение основного материала статьи. Понятие экосистемы проникло в сферу образования из бизнеса, где
изначально определялось как совокупность взаимосвязанных «ниш», которые могут быть заняты различными компаниями, ориентированными на развитие своих продуктов и услуг в рамках единой согласованной перспективы, производство взаимно поддерживающих разработок, получение синергетического эффекта от объединения инвестиций и усилий [11].
В образование экосистемный подход начал проникать в начале 2000-х годов, в рамках распространения концепции «обучение в течение всей жизни». [9, С. 179]. В настоящее время понятие «экосистема» достаточно размыто, отсутсвуют как единый подход к определению этого понятия, так и общий подход к описанию сущностных характеристик данного явления. В первую очередь, это связано с тем, что экосистемный подход к организации образовательной деятельности только формируется, и ограниченность примеров образовательных экосистем не позволяет пока делать проводить масштабные исследования.
Так, Лукша П. называет образовательной экосистемой сеть участников, осознанно установивших взаимозависимые, динамические и эволюционирующие взаимоотношения, формирующие условия для создания новых и разнообразных возможностей образования участников на протяжении всей жизни [5]. В материалах доклада «Образовательные системы для общественной трансформации» образовательную экосистема обозначают как динамически эволюционирующую и взаимосвязанную сеть образовательных пространств, состоящую из индивидуальных и институциональных «поставщиков» (провайдеров) образования, которые обеспечивают разнообразные образовательные ресурсы и опыты для индивидуальных и коллективных обучащихся на протяжении их жизненного цикла [6]. В таких трактовках экосистемность образования проявляется, в первую очередь, через объединение отдельных участников для формирования как можно более полных условий для развития.
Неоднозначность формулировок понятия «образовательная экосистема» приводит к необходимости уточнения её сущностных характеристик, отличающих образовательные экосистемы от традиционных образовательных систем.
В.С. Ефимов, анализируя возможности развития экосистемы науки, образования и инноваций Красноярского края, акцентирует внимание на организационно-инфраструктурных аспектах объединения независимых научно-исследовательских, образовательных, промышленных, социальных, культурных организаций в крупную территориальную экосистему научно-инновационной направленности. Автор указывает, что деловые и инновационные экосистемы характеризуются многочисленными и разнообразными участниками; множественными горизонтальными связями и способами взаимодействия между ними, разнообразием отношений (от сотрудничества и конкуренции до коллаборций и симбиоза и пр.), самоорганизацией и гибкостью по отношению к любыми средовым воздействиям, открытостью и динамической устойчивостью, а также коэволюцией участников и элементов экосистемы [10, С. 12].
Сходный набор характеристик образовательной экосистемы представлен в публикации А.В. Уткина, А.В. Шевченко, в которой авторы называют такие признаки последней как разнообразие участников, человекоцентричность, использование децентрализованного управления, наличие разнообразных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов, использование интегрирующих решений (платформ, центров знания), эффективное использование кооперации между участниками для получения синергетического эффекта [12, С. 182].
1. Масштабное исследование образовательных экосистем в всем мире, проведённое в рамках инициативы Global Education Futures, позволило описать базовые характеристики образовательных экосистем, среди которых многосторонность, сотворчество, целенаправленность экосистем. Авторы указывают, что основным принципиальным отличием образовательных экосистем от партнерств выступает ориентация всей экосистемы на потребности каждого обучающегося, а не решение задач образовательных организаций. Только в таких условиях возможна реализация принципа «win-win», то есть получение выгоды от сотрудничества и участия в деятельности экосистемы всеми участниками. Авторы исследования утверждают, что в быстро изменяющемся мире ценность традиционного образования будет падать, на его смену придут образовательные экосистемы, генерирующие новые возможности для обучения и развития за счет взаимозависимых, динамичных и эволюционирующих отношений.
За счет этого в образовательной экосистеме формируется синергетический эффект, что проявляется в возникновении новых преимуществ по сравнению с традиционными образовательными организациями. В частности, в условиях экосистем создаются условия для снижения издержек на обучение при повышении его качества (например, за счет более качественной практической подготовки, совместного использования технологчного оборудования и пр.), более высокой способности к адаптации к изменениям в институциональной среде, возникает возможность масштабирования полезных конфигураций участников экосистемы [2, 4].
Использование экосистемного подхода для развития университетов позволяет решать ряд стратегических взаимосвязанных задач, ориентированных на региональное развитие:
- принимать участие технологической модернизации промышленности, производстве конкурентоспособной продукции, совершенствовании производственных процессов;
- модернизировать образовательную систему для наиболее полного удовлетворения потребностей ключевых секторов экономики и социальной сферы;
- обеспечивать поддержку инновационной деятельности, в т.ч. через поддержку инновационных стартапов, развитие малого инновационного предпринимательства, формирование секторов «экономики знаний»;
- поддерживать сотрудничество с научно-исследовательскими, проектными, образовательными организациями, участвовать в инициативах, программах, проектах;
- способствовать научной и предпринимательской инициативе молодежи, поддерживать трансфер знаний, технологий, компетенций.
В результате выстраивания собственных образовательных экосистем университеты:
- развивают масштабную инновационную экосистему в регионе своего присутствия - в виде технопарков, индустриальных парков, технологичных компаний, объединенных специальными структурными подразделениями;
- поддерживают инновационную среду и предпринимательскую культуру преподавателей и студентов, в том числе за счет поддержки инициатив и культивирования предпринимательских сквозных компетенций на всех этапах образовательного процесса;
- формируют разноуровневые сети партнерств и взаимодействий, дающих возможности эффективно использовать ресурсы экосистемы для сбалансированного развития [3, 7].
Развитие образовательных экосистем сопровождается неизбежными трансформациями образовательной практики. В первую очередь, расширяется структура взаимодействия участников экосистемы в направлении роста уровней взаимодействия и кооперации. Так, в рамках экосистемного подхода образовательные организации будут принимать новые решения относительно взаимодействия своих участников в разных «измерениях», таких как:
- «человек-человек» / «человек-технология», когда часть образовательных процессов осуществляется в плоскости контакта с преподавателями, наставниками и ровесниками, а часть - в плоскости использования цифровых технологий, онлайн-ресурсов, симуляторов, тренажеров и пр.;
- «глобальность» / «локальность», что отражает соотношение и взаимодействие глобальных образовательных платформ с локальными форматами применения и использования знаний;
- «индивидуальность» / «коллективность», что подразумевает построение пространств непрерывного образования вокруг персонального образовательного опыта, как посредством применения высокотехнологичных решений, так и в форме коллективного взаимодействия и совместного творчества [6, С. 63-64].
Выводы. Можно с полным правом утверждать, что традиционная система образования трансформируется в направлении формирования образовательных экосистем. Такая трансформация будет неизбежно сопровождаться распространением разнообразного и разноцелевого сотрудничества, строящегося на принципах добровольности, открытости, взаимной выгоды, совместного развития. Новые способы организации сотрудничества в системе образования неизбежно приведут к новым способам и форматах взаимодействия заинтересованных сторон в организации обучения.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №2. - С. 1
2. Дагаев, А.А. Экосистема инноваций (региональные особенности формирования и развития) / А.А. Дагаев, А.Ю. Яковлева // Федерализм. - 2011. - № 4(64). - С. 55-64
3. Дорошенко, С.В. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях / С.В. Дорошенко, А.Г. Шеломенцев // Журнал экономической теории. - 2017. - № 4. - С. 212-221
4. Изотова, А.Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А.Г. Изотова, Е.С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 2. - С. 1211-1226. - doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.
5. Лукша, П. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования / П. Лукша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста. - URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.11.2021)
6. Образовательные системы для общественной трансформации: Доклад Global Education Futures. - М. - 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения: 16.11.2021)
7. Смородинская, Н. Инновационная экономика: от иерархий к сетевому укладу / Н. Смородинская // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2013. - №2. - С. 87-111
8. Трофимова, Л.А. Информационное сопровождение создания и развития инновационной экосистемы российских университетов / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов, А.Ю. Кулев // Вестник СибАДИ. - 2014. - Вып. 6(40). - С. 129-135
9. Уткин, А.В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике / А.В. Уткин, К.В. Шевченко // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. - № 2 (107). - С. 175-189. -https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14.
10. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 130 с.
11. Moore, J.F. Business ecosystems and the view from the firm / J.F. Moore // In: The Antitrust Bulletin. - 2006. - 51(1). -pp. 31-75
Педагогика
УДК 377.44
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Дубова Александра Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРСАЙТ-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ
МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация. В статье описан опыт использования форсайт-метода как инструмента профессионального самоопределения будущих менеджеров. Дано теоретические обоснование возможности использования форсайт-метода для развития аналитических, коммуникативных, прогностических навыков студентов. Описана последовательность проведения форсайт-сессии, раскрыто содержание этапов работы и конкретных заданий, предложенных участникам. Раскрыты педагогические условия реализации форсайт-сессии для обучающихся вуза. Проанализированы результаты участия студентов в форсайт-сессии, сделаны выводы о большом потенциале форсайт-метода для целей профессионального самоопределения студентов.
Ключевые слова: форсайт-метод, менеджеры, профессиональное самоопределение.
Annotation. The article describes the experience of using the foresight method as a tool for professional self-determination of future managers. Theoretical substantiation of the possibility of using the foresight method for the development of analytical, communicative, and prognostic skills of students is given. The sequence of the foresight session is described, the content of the stages of work and specific tasks proposed to the participants is disclosed. The pedagogical conditions for the implementation of the foresight session for university students are disclosed. The results of students' participation in the foresight session are analyzed, conclusions are drawn about the great potential of the foresight method for the purposes of professional self-determination of students.
Key words: foresight method, managers, professional self-determination.
Введение. Высокое качество профессионального образования невозможно без создания условий для полноценного профессионального самоопределения обучающихся. В процессе профессионального самоопределения у будущего специалиста формируется ценностное отношение к выбранной профессии, обеспечивается адаптация к реальным условиям профессиональной деятельности, развиваются необходимые личностные и профессиональные качества. Работа по профессиональному самоопределению обучающихся вуза, нося сопровождающий характер, обеспечивает комплексную поддержку и помощь последним в осмыслении перспектив личностного и профессионального развития, развитии требуемых качеств и навыков, формирование ценностного отношения к будущей профессии.
Значительными возможностями для создания условий профессионального самоопределения обучающихся вуза обладает такой способ совместной работы как форсайт-метод. Представляя собой специфический способ организации совместной работы по формирования образа будущего, форсайт-сессии в настоящее время используются для различных целей - от прогнозирования состояния целых отраслей и сфер деятельности до стратегического планирования деятельности отдельных компаний. Возможности использования форсайт-метода в рамках образовательных организаций обусловлены тем, что в процессе таких сессий появляется возможность описать будущее объектов, связанных с профессиональной деятельностью (например, самой профессии, технологий и пр.), систематизировать тенденции развития отрасли, расширить представление о возможных профессиональных траекториях, усилить мотивацию к обучению, выявить дискуссионные вопросы. Кроме того, такие характеристики форсайт-метода как системность, интерактивность, групповой характер, повышают его ценность с позиций интереса участников [2].
Для достижения целей профессионального самоопределения будущих менеджеров применение форсайт-метода педагогически оправдано и обладает большим потенциалом. Это связано, в первую очередь, со спецификой профессиональной деятельности менеджера - студенты должны видеть многообразие направлений и отраслей, в которых они могут найди свою профессиональную реализацию. Во-вторых, все без исключения виды профессиональной