Теоретические основы исследования экосистемного подхода к управлению образовательной деятельностью
Куклина Людмила Владимировна,
к.п.н., заместитель директора Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН E-mail: [email protected]
Куклин Сергей Яковлевич,
старший преподаватель Института гостиничного бизнеса
и туризма РУДН
E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным исследованиям современных авторов в области экосистемного подхода к организации и управлению образовательными системами. В ней рассматриваются сравнительные характеристики биологических и социальных экосистем, в том числе и экосистем образования. Анализируются различные концептуальные подходы, понятийный аппарат, модели, барьеры, критерии оценивания и факторы продвижения образовательной экосистемы. Особое место отводится инновациям, как ключевому драйверу развития образования. Результаты исследований, отчеты, положения теоретических разработок российских и зарубежных авторов относительно совершенствования современного состояния образования позволяют определить образовательные экосистемы как перспективный вектор развития образования в будущем. Материалы статьи могут быть использованы для разработки эффективных инструментов поддержки и развития образовательных экосистем в образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: экосистемный подход, образовательная экосистема, экосистема образования, управление экосистемами образования, инновационная образовательная экосистема, образовательное пространство.
Экосистемный подход в современных исследованиях становится ключевым при рассмотрении многих социальных систем, состоящих из различных акторов, взаимодействующих между собой особым нестандартным образом. Вместе с тем, данное взаимодействие, как правило, строится на естественных, природосообразных и адаптивных к данной среде принципах.
В самом широком смысле экосистемный подход - одно из базовых понятий биологической науки. Он подразумевает единый комплекс из живых организмов, неживых компонентов, среды обитания, функционирование которого происходит в условиях обмена веществ и энергии, одновременно в условиях автономности и взаимозависимости. Успешно функционирующая по горизонтали и вертикали экосистема способна обеспечить эффективную работу всей системы в целом.
Как концепция инновационного развития экосистемный подход применим к экономической, технической, финансовой, научной, производственной и даже государственной сферам деятельности. Акторы экосистемы в таком случае могут быть очень многообразны: предприятия, бизнес-процессы, стартапы, эксперты, проекты, сервисы, научные организации, частные инвесторы, фонды и т.д.
Управление технологическими инновациями в образовании, по мнению авторов, требует эко-системного подхода даже в большей степени, чем экономика. Он призван упорядочить, сделать естественными разнонаправленные попытки реформирования и преобразования современного образовательного пространства, определить критерии и условия эффективного сосуществования всех участников образовательного процесса.
Таксон эко - (от древнегреч. оТкод - жилище, местопребывание) рассматривается учеными прежде всего как аспект успешного существования и развития различных организмов в рамках определенного пространства. Образовательное пространство в этом случае не исключение. Например, А.А. Ниязова отмечает, что «экологический подход позволяет, в широком смысле слова, рассматривать гармонизацию человека и его социального и физического окружения, в более узком - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации» [11].
Экосистемный подход в образовании, как правило, предусматривает экологическое мышление, сознание, культуру и выполняет мировоззренческую, методологическую и аксиологическую функции. С.Н. Махновец и О.А. Попова полагают, что
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
«Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации...» [10].
В соответствии с векторами мирового развития новые экологические подходы к развитию образования должны опираться на общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Вместе с тем термин «экосистема образования», уже достаточно часто встречающийся в научной педагогической литературе, пока не имеет однозначного толкования.
П.О. Лукша дает следующее определение такой образовательной системе. «Образовательная экосистема - это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики». Автор считает, что «экосистемы - это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это - будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру» [9,10].
И.М. Федоров рассматривает образование будущего как образовательную экосистему социального, культурного и пространственно-предметного, архитектурного и природного окружения. Он считает, что образовательная экосистема - это сеть образовательных пространств, в которых провайдеры образования с помощью различных учебных ресурсов организуют обучение в течение всей жизни [16].
Ряд ученых из Великобритании выделяют следующие признаки, характерные для образовательных экосистем:
- наличие многочисленных взаимосвязей как внутри экосистемы, так и
между ними (networks);
- сложный характер (nested systems): одна экосистема входит в состав другой, более сложной, но в свою очередь, сама состоит из более простых;
- цикличность (cycles);
- постоянная энергозависимость (flows);
- постоянное развитие (development);
- динамическое равновесие (dynamic balance) [1]. Следует обратить внимание на то, что образовательная экосистема включает в себя все признаки классической системы, но ее функционирование и развитие зависит скорее от ее особенностей и отличий. Во-первых, акторы как систе-
5 мообразующие элементы такой системы очень S многообразны и многослойны (преподаватели, ° студенты, родители, работодатели и т.д.). Во-вто-5в рых, практически невозможно разделить внутрен-
ние системы на простые и сложные, они, в зависимости от обстоятельств, в ходе функционирования системы могут изменять статус, причем на разные промежутки времени и периоды (группа, научное студенческое общество, клуб испанского языка, волонтерский отряд). Также и цикличность может иметь постоянный режим (семестр, учебный год), а может изменяться под влиянием резко меняющихся внешних обстоятельств и факторов (дистанционное обучение, стажировка в другой стране, ремонт кампуса, назначение нового декана). Энергозависимость практически всегда балансирует между потребностями и реально имеющимися ресурсами. Постоянное развитие образовательной экосистемы и ее динамическое равновесие гарантируется не только объективными причинами, но и мотивационной, психологической составляющей ее участников.
Л.Г. Каранатова, А.Ю. Кулев обозначают особенности экосистемы профессионального образования, которая, по их мнению, представляет собой «сетевое сообщество», ориентированное на формирование и развитие профессиональных и управленческих компетенций обучающихся на основе применения практико-ориентированных инновационных образовательных технологий и методик с использованием современных цифровых ресурсов и высокопрофессионального состава преподавателей. Причем все составляющие функционирующей системы ориентированы на открытость, саморазвитие и обновление [7].
Действительно, экосистема профессионального образования центрируется вокруг профессиональных навыков и компетенций, приобретение которых должно идти по другой, отличной от обычного обучения, траектории. Вследствие этого появляется острая необходимость в использовании для достижения целей практико-ориентированных, инновационных, цифровых образовательных технологий, специально подготовленного педагогического состава и ресурсов. Открытость, саморазвитие, непрерывное совершенствование такой профессиональной экосистемы становится при этом обязательным условием.
Б.В. Олейников и С.А. Подлесный, как и многие другие исследователи, выстраивают свое видение экосистемы обучения в системе высшего образования как биологической системы, состоящей из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в экосистеме обучения понимается обмен информацией [13].
В настоящее время понятие «образовательная экосистема» часто связывают с цифровыми образовательными платформами и технологиями, социальными сетями, многочисленными видео и ау-диоконтентами, которые могут использовать обучающиеся и педагоги для организации учебного процесса. Вместе с тем, цифровые образовательные платформы и ресурсы следует рассматривать
только в качестве экосистем поддержки образования, педагогических технологий, способных определять форму и содержание учебного процесса в зависимости от требований и способностей конкретного обучающегося.
Авторами доклада «Global Education Futures» на тему «Образование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации» образовательная экосистема определена «как динамически эволюционирующая и взаимосвязанная сеть образовательных пространств, состоящая из индивидуальных и институциональных «поставщиков» (провайдеров) образования, которые предлагают разнообразные образовательные ресурсы и опыты для индивидуальных и коллективных учащихся на протяжении их жизненного цикла» [2, 4].
Б.С. Гершунский отмечает, «что в рамках новой экологической парадигмы образование является главным механизмом воспроизводства знания и, соответственно, интеллекта, что обеспечивает устойчивость его развития и конкурентоспособность». Особое внимание автор обращает на то, что качество жизни в современном обществе определяется не уровнем образования, а качествами личности. Систему образования Б.С. Гершунский определяет как «сложную многоуровневую чело-векоразмерную систему, внедрение системных новаций в которой требует, с одной стороны, координации на всех ее уровнях, а с другой, широкой самоорганизации, исключающей аппарат принуждения, который, вероятно, должен заменить аппарат долженствования». При этом подчеркивает, что экосистема образования на государственном уровне состоит из нескольких подсистем: образования, воспитания, ресурсного и кадрового обеспечения [5].
Комментируя следующие высказывания, следует согласиться с тем положением, что воспроизводство знаний в рамках образовательной экосистемы должно быть направлено на личность, ее конкурентоспособность и саморазвитие. А также в том, что «многоуровневая человекоразмер-ная система» не может управляться и развиваться в рамках ныне существующей управляющей вертикали, которая строго ограничивает и однозначно определяет полномочия каждого уровня управления образованием.
Под современной экосистемой образования С.Н. Махновец и О.А. Попова понимают «целостную многоуровневую самоорганизующуюся саморегулирующуюся и саморазвивающуюся открытую систему, нацеленную на формирование целостного мировоззрения обучающихся, основанного на духовно-нравственных ценностях». Авторы считают важным формировать у студентов навыки самообучения, самосовершенствования, самовоспитания в рамках индивидуальных траекторий развития. А в качестве результата такого образовательного процесса предполагают видеть креативную личность, живущую в гармонии с окружающим миром [10].
Следует подчеркнуть важность обращения данных авторов к теме формирования мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, креативности личности в рамках экосистемы образования. Причем приобретение новых социальных компетенций, по их мнению, возможно только в условиях саморазвития и самопродвижения данной личности по индивидуальной образовательной траектории.
Вместе с тем С.И. Богданов, В.В. Тимченко считают проблемой разрыв между текущими образовательными потребностями личности, социальных групп и общества в целом - и теми знаниями, навыками и компетенциями, которые понадобятся им в будущем. Они утверждают, что для современного поколения необходимо умение адаптироваться к изменяющимся потребностям времени, осваивать новый контент, образовательные технологии, информационные ресурсы [4, 12].
Изменяющиеся потребности времени в настоящее время являются главным вызовом для современной, строго иерархично выстроенной и не очень мобильной системы образования, настроенной на настоящее, а иногда даже и на прошлое. Экосистемный подход к образованию является возможно единственным механизмом, позволяющим следовать таким изменениям. Ориентироваться следует, как уже было сказано ранее, на то, как это происходит в природе, в живых биоценозах, где любое воздействие обязательно перестраивает всю систему.
Также В.В. Тимченко отмечает, что экосистемы обеспечивают следующие функции:
- разнообразие - множество участников выполняют много ролей, обеспечивая стабильность экосистемы;
- максимальная производительность и круговорот ресурсов в экосистеме: ресурсы, в том числе знания, оптимизируются и распределяются, поэтому ничто не тратится впустую;
- адаптивность - экосистемы могут адаптироваться и реагировать на потребности обучающихся и изменения в институциональной среде в отличие от более жестких подходов партнерства и сетевого сотрудничества; масштабируемость - экосистемы могут работать в различных масштабах: от групп обучающихся или конкретных образовательных учреждений до планетарного сообщества.
Среди перспективных подходов, обеспечивающих новый уровень образования, автор выделяет «экосистемную модель, которая ориентирована на разнообразие, гибкость и междисципли-нарность в предоставлении актуального контента, применение наиболее подходящих образовательных технологий, а также использование природо-сообразных механизмов саморегуляции и саморазвития, аналогичных тем, которые существуют в живой природе» [12,15].
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что образовательная экосистема обладает всеми присущими любой системе свой-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ствами и способна к самоорганизации, саморегулированию и саморазвитию. Вместе с тем для организации функционирования такой системы необходимы сообщество людей, объединенных общими интересами, направленными на совершенствование образовательного процесса, общие ресурсы и система связей, позволяющие обеспечить выстраивание индивидуальной траектории обучения и социального развития обучающихся.
В отчете WISE 2019 года представлены типология, принципы и следующие характеристики инновационных образовательных экосистем:
- позволяют разнообразить учебные ресурсы и образовательные маршруты для обучающихся;
- обеспечивают взаимный обмен образовательными ресурсами и новыми способами обучения;
- обеспечивают требуемую динамику обновления содержания;
- поддерживаются полезной инфраструктурой;
- включают формальные и неформальные образовательные институты, и ресурсы;
- привлекают традиционных и новых абитуриентов;
- имеют распределенное управление, основанное на взаимном интересе, поддержке сообществ, горизонтальных и восходящих связях;
- содержат механизмы мотивации обучающихся для своего будущего успеха и развития;
- поддерживают заинтересованность обучающихся участвовать в решении проблем окружающего мира, а не только в академических достижениях [3,15].
Данные характеристики отражают потребности образовательных систем в инновационном и экологическом подходе. Учебные ресурсы и образовательные маршруты студентов следует не просто обновлять, как это рекомендовано образовательным организациям в настоящее время, необходимо их разнообразить, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого студента. Кроме того, в отчете рекомендован взаимный обмен, некий круговорот образовательных ресурсов, технологий, методик и способов обучения как внутри системы, так и с внешней средой. Также важен акцент, сделанный на возможность использования контента неформальных образовательных институтов и нестандартные способы привлечения новых абитуриентов. В отчете фигурирует такое понятие как «распределенное управление», которое можно трактовать скорее, как системное и взаимовыгодное взаимодействие всех акторов системы для достижения общих и индивидуальных образовательных целей, что, в свою очередь, невозможно без мотивации студентов на успех и развитие.
На современном этапе такие исследователи g как А.А. Ниязова, Ю.М. Гибадуллина предприня-£ ли попытку классификации экосистем и выделили ° следующие их виды: психологическая, образова-5в тельная, социальная.
Психологическая экосистема представляет собой сосуществование людей в деятельности и взаимодействии друг с другом. Образовательная экосистема обозначена как комплекс образовательных технологий и ресурсов для личностного развития субъектов образовательной среды. Социальная экосистема представлена как совокупность социальных общностей и их связей между собой и с природой [11].
Также существует классификация образовательных экосистем по нескольким другим основаниям. По уровням образования их можно разделить на дошкольные, школьные, средние профессиональные, вузовские и послевузовские образовательные экосистемы. По спектру образовательных программ они подразделяются на «монопрограммные» образовательные экосистемы (образовательные организации, реализующие образовательные программы одного уровня) и «мультипрограммные» образовательные экосистемы (образовательные комплексы, реализующие образовательные программы разного уровня). По степени цифровизации образовательных процессов образовательная экосистема может быть представлена традиционными образовательными технологиями (аудиторное взаимодействие преподавателей и обучающихся), цифровыми образовательными экосистемами (построена на цифровых образовательных технологиях и платформах) или интегрированной моделью, сочетающей в себе обе экосистемы.
По открытости образовательные экосистемы следует подразделять на закрытые и открытые. К закрытой образовательной экосистеме можно отнести образовательную организацию, реализующую образовательную программу с использованием только своих ограниченных ресурсов. Если используются внешние ресурсы, то образовательная экосистема считается открытой. По признаку развития образовательные экосистемы могут быть стагнирующие и развивающиеся. Развивающимся образовательным экосистемам присуще использование инновационных образовательных технологий; эффективная интеграция с партнерами. По масштабности они подразделяются на локальные, региональные, глобальные (национальные, международные и в том числе сетевые). Все виды классификации интересны с точки зрения научных исследований и разнообразия подходов.
Образование - сложная многомерная система, взаимодействие акторов в которой происходит на уровнях разной сложности, в условиях многообразного психологического и педагогического пространства функционирующего долговременно. Такой системе недостаточно просто поддерживать функционирование, она должна развиваться, улучшаться, модернизироваться. Как правило, это возможно реализовать через инновации, но важно выбрать правильный вектор. Таким инновационным вектором можно определить экосистемный подход. Инновационный характер реорганизации образовательного пространства в образователь-
ную экосистему может стать ключевым драйвером ее развития. Необходимо обратить внимание на то, что большинство инноваций должны быть так называемыми внутренними инновациями, рождаться и формироваться внутри системы.
Ряд авторов поддерживают идею о необходимости инновационного экосистемного подхода. Т.Е. Хавенсон, Д.О. Королева, А.А. Лукина считают, что «активное развитие и улучшение системы образования нуждается в появлении и распространении инноваций. В данном случае речь не об инновациях «сверху», реализуемых посредством реформ, но о функционировании низовых инициатив (grassroots innovations) - проектов и стартапов, появляющихся по инициативе самих акторов» [17].
Л.Г. Каранатова, А.Ю. Кулев также в качестве перспективной представляют экосистему развития инноваций для разработки и реализации проектов и стартапов в образовании. Экосистему развития инноваций в данном случае авторы понимают как способность влиять на появление образовательных инициатив на разных уровнях образования, что содействует эволюции образовательной системы [6].
Экосистема развития инноваций в области образования действительно очень перспективная модель эволюции образовательной системы. Вектор таких эволюционных изменений должен быть направлен на реализацию образовательных инициатив в соответствии с внутренними потребностями и внешними вызовами системы.
Также необходимо определить уровни инфраструктуры, объекты и субъекты инноваций. Как правило, рассматриваются помещения, которые можно использовать для реализации проекта, телекоммуникационная инфраструктура - это мобильная связь и интернет. Важными составляющими инфраструктуры также следует считать человеческие ресурсы, правовую среду, финансовые возможности для реализации проектов [8,17]. Ключевыми направлениями, обеспечивающими развитие образовательных инноваций, прежде всего, следует назвать ресурсную поддержку, наличие специальных конкурсов, а также доступность площадок, которые можно использовать для реализации своих идей. Важным фактором также становится цифровизация образовательного процесса, наличие творческого и креативного кадрового потенциала, создание комфортной образовательной среды, а также возможности партнерства. На государственном уровне такими драйверами, способствующими появлению образовательных инноваций, могут стать повышение заработной платы педагогов, увеличение автономности образовательных учреждений, изменение качества управления образовательными учреждениями, благоприятная рыночная конъюнктура.
Не менее важным аспектом изучения инфраструктуры для инноваций являются барьеры -факторы, которые создают сложности для появления и развития экосистемных образовательных
инновационных проектов. Наряду с недостаточностью финансирования, нехваткой материальных ресурсов, кадровым дефицитом, бюрократизацией системы образования, недостаточностью необходимой квалификации и компетенции у педагогов, непрозрачности законодательной базы, следует обратить внимание на психологическую боязнь нового, желание сохранить фундаментальные процессы без изменений, отсутствие специалистов на пересечении бизнеса и образовательных процессов, нехватку времени и чрезмерную загруженность работников сферы образования. Все эти ограничения объективны, но при условии правильного целеполагания, высокой мотивации участников образовательного процесса они вполне преодолимы. Вместе с тем, понимая, что современная система образования базируется на принципах стандартизации обучения и централизованного управления, возникает необходимость сделать его максимально индивидуальным, организовать в соответствии с потребностями и способностями обучающихся. Также следует обратить внимание на то, что инновации не должны быть надуманными, они должны быть природосообразными, современными и соответствовать основным принципам экосистемного подхода.
Аналитики Boston Consulting Group определили вызовы XXI в. для системы образования. По их мнению, ими является:
- массовая уникальность - множество индивидуальных путей личностной и профессиональной реализации в экосистеме, создаваемой государством, работодателем, системой образования и работником;
- подготовка к новым видам деятельности - формирование навыков будущего, необходимых для работы в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений на рынке труда;
- постоянное развитие человека по персональной траектории, чтобы сохранить востребованность и эффективность работника в условиях постоянных технологических изменений [14]. Следует обратить внимание на трактовку понятия как «массовая уникальность», которая очень четко отражает инновационный подход к возможностям образовательной экосистемы. Речь, скорее всего, идет об общих методах и технологиях, позволяющих реализовать индивидуальную траекторию обучения и развития личности обучающегося, направленную на его профессиональное самоопределение и социальную компетентность в будущем.
В настоящее время образование часто рассматривается как сфера экономической деятельности, площадка для предоставления образовательных услуг. По мнению авторов, это неверный, ошибочный подход. Образовательная экосистема гораздо более широкое и многообразное понятие, предусматривающее совместное творчество, активное взаимодействие всех участников по созданию новых знаний и компетенций.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
По аналогии с биологическими экосистемами в образовательной экосистеме можно выделить два типа саморегуляции: резистентная - способность сохранять структуру и функции при негативном внешнем воздействии и упругая - способность восстанавливать структуру и функции при утрате части компонентов экосистемы. Например, в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. многие образовательные учреждения вынужденно перешли на дистанционный формат обучения, продемонстрировав стабильность и жизненную устойчивость.
В феврале 2020 г. в Северо-Западном институте управления РАНХиГС (СЗИУ) принята Концепция цифровой трансформации образовательной экосистемы СЗИУ. В ней образовательная экосистема СЗИУ определяется как «динамичное, развивающееся сообщество для обеспечения качества обучения и эффективности управления образованием, в том числе путем цифровизации и автоматизации образовательных технологий». На основе экосистемного подхода также разработана модель образовательной экосистемы СЗИУ. На каждом уровне образования определены образовательные пространства (сеттинги), в которых происходят разнообразные действия, имеется определенный набор институтов и условий (правила, нормы, обычаи, договорные положения, информационно-телекоммуникационные системы и сети и т.п.). Пересечения между сеттингами обозначают области взаимных интересов и взаимодействий участников. Данная методология стратегического планирования развития образовательных экосистем может быть рекомендована и практически использована образовательными организациями для построения собственных инновационных моделей развития.
В заключении следует отметить, что экосистем-ный подход к образованию, в том числе и ориентация непосредственно на особенности биологических экосистем идеально подходит для требований к изменениям в современном образовании. Более того, такой подход становится наиболее перспективным.
В рамках образовательной экосистемы присутствует разнообразие, множество участников исполняют множество ролей, причем эти роли определяются потребностями участников, стратегией общественного и личностного развития. Изменения в такой системе определяются в основном внутренними инновациями, круговорот ресурсов, в том числе знаний, оптимизируется и распределяются рационально. Адаптивность образовательной экосистемы гарантируется возможностью эффективного и своевременного реагирования на запросы участников и изменения в среде.
Экосистемных подход к образованию предпо-5 лагает многообразие провайдеров образования, § низкие барьеры для доступа к образовательным ^ ресурсам, постоянную динамику обновления со° держания, формирование естественных механиз-ав мов мотивации обучающихся, предоставляет воз-
можности индивидам и сообществам для инновационного развития.
Таким образом, экосистемный подход к управлению образовательной деятельностью может быть реализован только в рамках вышеизложенных базовых принципов, таких как природосо-образность, многообразие акторов, замотиви-рованных на положительные изменения, самоуправление и саморегулирование на всех уровнях взаимодействия, наличие необходимого образовательного контента, технологий и ресурсов, позволяющих реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, получение ими необходимых перспективных профессиональных навыков и социальных компетенций. В целом инновационная образовательная экосистема становится ключевым драйвером развития образования будущего, его гарантом.
Литература
1. Ecological Literacy in Design Education: A Foundation for Sustainable // Design J Boehnert, Design learning for tomorrow, 2013.
2. Educational Ecosystems for Societal Transformation. Global Education Futures Report, 2018. Retrieved from.
3. Local Learning Ecosystems: Emerging Models / World Innovation Summit for Education (WISE) report // Valerie Hannon, Louise Thomas, Sarah Ward, Tom Beresford.
4. Богданов С.И., Тимченко В.В. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики», Санкт-Петербург, ноябрь, 2019.
5. Гершунский Б.С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
6. Каранатова Л. Г., Кулев А.Ю. Современные подходы к формированию инновационных экосистем в условиях становления экономики знаний. Управленческое консультирование. 2015. № 12.
7. Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Трансформация экосистемы дополнительного профессионального образования под влиянием инновационных технологий // Управленческое консультирование. 2020. № 12. С. 120-129.
8. Королева Д. О., Хавенсон Т.Е., Андреева А.А. Ландшафт образовательных инноваций: содержание и структура // Факты образования. № 5 (14). М.: НИУ ВШЭ, 2017.
9. Лукша П.О. «Экосистемный переход»: будущее инновационно-образовательных систем. Сколково.2018.
10. Махновец С.Н., Попова О.А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология.2017. № 4. С. 141-149.
11. Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М. Экосистемный подход как один из эффективных факторов социального развития детей // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (52). С. 58-64.
12. Образование 20.35. Человек / АСИ. - Екатеринбург: Издательские решения, 2017. - Т. 7. - 152 с. Образование в эпоху цифровой экономики», Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 19-21 ноября 2019 г.
13. Олейников Б. В., Подлесный С.А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91.
14. Пермяков О. Е., Китин Е.А. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 119-129.
15. Тимченко В.В. Создание инновационных образовательных экосистем для регионального развития. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики», Санкт-Петербург, ноябрь, 2019.
16. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме / И.М. Федоров. // Молодой ученый. - 2019. -№ 28 (266). - С. 246-250.
17. Хавенсон Т.Е., Королева Д.О., Лукина А. А. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация // Факты образования. № 6 (21). М.: НИУ ВШЭ, 2018.
THEORETICAL BACKGROUND FOR THE ECOSYSTEM RESEARCH APPROACH TO THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
Kuklina L.V., Kuklin S. Ya.
RUDN University Hotel Business and Tourism Institute
The article is devoted to the current research of modern authors in the field of the ecosystem approach to the organization and management of educational systems. It examines the comparative characteristics of biological and social ecosystems, including education ecosystems. Various conceptual approaches, conceptual apparatus, models, barriers, assessment criteria and factors of promoting the educational ecosystem are analyzed.
A special place is given to innovations as a key driver of education development. The research results, reports, the provisions of the theoretical developments of Russian and foreign authors regarding the improvement of the current state of education make it possible to determine educational ecosystems as a promising vector for the development of education in the future. The materials of the article can be used to develop effective tools for the support and development of educational ecosystems in educational institutions of higher education.
Keywords: ecosystem approach, educational ecosystem, innovative educational ecosystem approach, educational space.
References
1. Ecological Literacy in Design Education: A Foundation for Sustainable // Design J Boehnert, Design learning for tomorrow, 2013.
2. Educational Ecosystems for Societal Transformation. Global Education Futures Report, 2018. Retrieved from.
3. Local Learning Ecosystems: Emerging Models / World Innovation Summit for Education (WISE) report // Valerie Hannon, Louise Thomas, Sarah Ward, Tom Beresford.
4. Bogdanov S. I., Timchenko V.V. Ecosystem model of education development in the digital economy. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference "Management of the XXI century: education in the era of the digital economy", St. Petersburg, November, 2019.
5. Gershunsky B.S. Philosophy of education: textbook. manual for stud. higher. and Wednesday. ped. study. institutions. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 1998.432 p.
6. Karanatova L. G., Kulev A. Yu. Modern approaches to the formation of innovative ecosystems in the context of the formation of the knowledge economy. Management consulting. 2015. No. 12.
7. Karanatova L. G., Kulev A. Yu. Transformation of the ecosystem of additional professional education under the influence of innovative technologies // Management consulting. 2020. No. 12. P. 120-129.
8. Koroleva DO, Khavenson TE, Andreeva AA Landscape of educational innovations: content and structure // Facts of education. No. 5 (14). Moscow: NRU HSE, 2017.
9. Luksha P.O. "Ecosystem transition": the future of innovation and educational systems. Skolkovo. 2018.
10. Makhnovets S.N., Popova O.A. A new ecosystem of education as a system-forming vector of the quality of life. TvSU Bulletin. Series: Pedagogy and Psychology. 2017. No. 4. S. 141-149.
11. Niyazova A.A., Gibadullina Yu.M. Ecosystem approach as one of the effective factors of social development of children // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2018. No. 1 (52). S. 58-64.
12. Education 20.35. Human / ASI. - Yekaterinburg: Publishing solutions, 2017. - T. 7. - 152 p. Education in the era of the digital economy ", St. Petersburg, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, November 19-21, 2019
13. Oleinikov BV, Podlesnyy SA On the concept of "learning ecosystem" and directions of development of informatization of education // Knowledge. Understanding. Skill. 2013. No. 4. P. 8491.
14. Permyakov OE, Kitin EA Methodology of strategic planning for the development of educational ecosystems // Management consulting. 2020. No. 11. P. 119-129.
15. Timchenko V.V. Creation of innovative educational ecosystems for regional development. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference "Management of the XXI century: education in the era of the digital economy", St. Petersburg, November, 2019.
16. Fedorov IM Transition from the educational environment to the educational ecosystem / IM Fedorov. // Young scientist. -2019. - No. 28 (266). - S. 246-250.
17. Khavenson T.E., Koroleva D.O., Lukina A.A. Actors of educational innovations: values and motivation // Facts of education. No. 6 (21). M.: NRU HSE, 2018.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со