Научная статья на тему 'ФОРСАЙТ-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ'

ФОРСАЙТ-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ-МЕТОД / МЕНЕДЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Краева Ирина Андреевна, Дубова Александра Игоревна

В статье описан опыт использования форсайт-метода как инструмента профессионального самоопределения будущих менеджеров. Дано теоретические обоснование возможности использования форсайт-метода для развития аналитических, коммуникативных, прогностических навыков студентов. Описана последовательность проведения форсайт-сессии, раскрыто содержание этапов работы и конкретных заданий, предложенных участникам. Раскрыты педагогические условия реализации форсайт-сессии для обучающихся вуза. Проанализированы результаты участия студентов в форсайт-сессии, сделаны выводы о большом потенциале форсайт-метода для целей профессионального самоопределения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Краева Ирина Андреевна, Дубова Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORSYTH METHOD AS A TOOL FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE MANAGERS

The article describes the experience of using the foresight method as a tool for professional self-determination of future managers. Theoretical substantiation of the possibility of using the foresight method for the development of analytical, communicative, and prognostic skills of students is given. The sequence of the foresight session is described, the content of the stages of work and specific tasks proposed to the participants is disclosed. The pedagogical conditions for the implementation of the foresight session for university students are disclosed. The results of students' participation in the foresight session are analyzed, conclusions are drawn about the great potential of the foresight method for the purposes of professional self-determination of students.

Текст научной работы на тему «ФОРСАЙТ-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ»

4. Изотова, А.Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А.Г. Изотова, Е.С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 2. - С. 1211-1226. - doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.

5. Лукша, П. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования / П. Лукша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста. - URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.11.2021)

6. Образовательные системы для общественной трансформации: Доклад Global Education Futures. - М. - 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения: 16.11.2021)

7. Смородинская, Н. Инновационная экономика: от иерархий к сетевому укладу / Н. Смородинская // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2013. - №2. - С. 87-111

8. Трофимова, Л.А. Информационное сопровождение создания и развития инновационной экосистемы российских университетов / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов, А.Ю. Кулев // Вестник СибАДИ. - 2014. - Вып. 6(40). - С. 129-135

9. Уткин, А.В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике / А.В. Уткин, К.В. Шевченко // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. - № 2 (107). - С. 175-189. -https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14.

10. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 130 с.

11. Moore, J.F. Business ecosystems and the view from the firm / J.F. Moore // In: The Antitrust Bulletin. - 2006. - 51(1). -pp. 31-75

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Дубова Александра Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРСАЙТ-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. В статье описан опыт использования форсайт-метода как инструмента профессионального самоопределения будущих менеджеров. Дано теоретические обоснование возможности использования форсайт-метода для развития аналитических, коммуникативных, прогностических навыков студентов. Описана последовательность проведения форсайт-сессии, раскрыто содержание этапов работы и конкретных заданий, предложенных участникам. Раскрыты педагогические условия реализации форсайт-сессии для обучающихся вуза. Проанализированы результаты участия студентов в форсайт-сессии, сделаны выводы о большом потенциале форсайт-метода для целей профессионального самоопределения студентов.

Ключевые слова: форсайт-метод, менеджеры, профессиональное самоопределение.

Annotation. The article describes the experience of using the foresight method as a tool for professional self-determination of future managers. Theoretical substantiation of the possibility of using the foresight method for the development of analytical, communicative, and prognostic skills of students is given. The sequence of the foresight session is described, the content of the stages of work and specific tasks proposed to the participants is disclosed. The pedagogical conditions for the implementation of the foresight session for university students are disclosed. The results of students' participation in the foresight session are analyzed, conclusions are drawn about the great potential of the foresight method for the purposes of professional self-determination of students.

Key words: foresight method, managers, professional self-determination.

Введение. Высокое качество профессионального образования невозможно без создания условий для полноценного профессионального самоопределения обучающихся. В процессе профессионального самоопределения у будущего специалиста формируется ценностное отношение к выбранной профессии, обеспечивается адаптация к реальным условиям профессиональной деятельности, развиваются необходимые личностные и профессиональные качества. Работа по профессиональному самоопределению обучающихся вуза, нося сопровождающий характер, обеспечивает комплексную поддержку и помощь последним в осмыслении перспектив личностного и профессионального развития, развитии требуемых качеств и навыков, формирование ценностного отношения к будущей профессии.

Значительными возможностями для создания условий профессионального самоопределения обучающихся вуза обладает такой способ совместной работы как форсайт-метод. Представляя собой специфический способ организации совместной работы по формирования образа будущего, форсайт-сессии в настоящее время используются для различных целей - от прогнозирования состояния целых отраслей и сфер деятельности до стратегического планирования деятельности отдельных компаний. Возможности использования форсайт-метода в рамках образовательных организаций обусловлены тем, что в процессе таких сессий появляется возможность описать будущее объектов, связанных с профессиональной деятельностью (например, самой профессии, технологий и пр.), систематизировать тенденции развития отрасли, расширить представление о возможных профессиональных траекториях, усилить мотивацию к обучению, выявить дискуссионные вопросы. Кроме того, такие характеристики форсайт-метода как системность, интерактивность, групповой характер, повышают его ценность с позиций интереса участников [2].

Для достижения целей профессионального самоопределения будущих менеджеров применение форсайт-метода педагогически оправдано и обладает большим потенциалом. Это связано, в первую очередь, со спецификой профессиональной деятельности менеджера - студенты должны видеть многообразие направлений и отраслей, в которых они могут найди свою профессиональную реализацию. Во-вторых, все без исключения виды профессиональной

деятельности сегодня подвергаются цифровой трансформации, то значительно сказывается на требованиях к умениям и навыкам будущих специалистов. В таких условиях форсайт-метод позволяет целенаправленно создать образ будущего и способствует более полному осознанию студентами требований рынка труда. В-третьих, форсайт-метод позволяет организовать эффективную командную работу, направлен на развитие не только аналитических навыков, но и умения договариваться и принимать общие решения, что составляет важный навык работы будущих специалистов [5].

Цель статьи - описать опыт реализации форсайт-сессии в рамках работы по профессиональному самоопределению для обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Задачи статьи:

- раскрыть возможности применения форсайт-метода для профессионального самоопределения студентов-будущих менеджеров;

- описать методику проведения форсайт-сессии на тему «Профессия менеджера в условиях цифровой экономики»;

- представить результаты участия студентов в форсайт-сессии;

- сформулировать выводы о перспективах использования форсайт-метода для профессионального самоопределения обучающихся вуза.

Изложение основного материала статьи. Форсайт-метод оформился около 30 лет назад и первоначально предназначался для формирования технологических и бизнес-стратегий государств, отраслей, крупных компаний. В дальнейшем форсайт-метод стал использоваться в образовании как для управленческих (разработка стратегии развития как системы образования в целом, так и образовательных организаций, в частности), так и для педагогических (развитие разнообразных навыков участников) целей. В качестве примеров можно привести широко известные форсайт-проекты Сколково, Агентства стратегических инициатив и др. [6]. Опыт успешной реализации форсайт-метода в профессиональной подготовке будущих специалистов представлен в публикациях В.М. Панфиловой, Р.А. Долженко, Е.Л. Крутий, А.В. Соколова [з, 4, 7, 9].

Использование форсайт-метода в образовательном процессе позволяет достичь сразу нескольких взаимосвязанных целей:

- продемонстрировать возможные будущие состояния объекта прогнозирования, структурировать информацию из разных источников и сформировать на этой основе проблемно-ориентированное содержание обучения;

- развивать познавательный интерес к объекту прогнозирования, направить обучающихся на формулировку новых запросов, смыслов, ценностей;

- создать условия для развития аналитического и критического мышления участников, умения работать с информацией, оценивать её, делать выводы;

- организовать совместную командную работу, распределить роли и ответственность участников за общий результат;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, способности обучающихся договариваться, вырабатывать общие решения.

Организация форсайт-сессии была осуществлена со обучающимися очнойформы обучения по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (профиль подготовки «Управление человеческими ресурсами»). Тема форсайт-сессии была обусловлена профилем подготовки обучающихся и сформулирована как «Управление человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики».

Предварительная методическая подготовка форсайт-сессии состояла в адаптации методики Rapid Foresight, подробно описанной в методических рекомендациях Агентства стратегических инициатив, к потребностям и специфике образовательной практики подготовки будущих менеджеров [6].

В результате проведение форсайт-сессии с обучающимися осуществлялось в три этапа.

Первый - аналитический - этап форсайт-сессии имел целью подготовку обучающихся к совместной работе по формулировке образа будущего.

В ходе этого этапа обучающиеся собирали, отбирали и структурировали информацию о тенденциях в области управления человеческими ресурсами, знакомились с нормативными документами стратегического характера, статистическими данными и пр. Задание было представлено следующим образом:

«Подготовьте подборку аналитических материалов на тему «Трансформация управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики».

Для подготовки материалов используйте источники в свободном доступе, приоритет необходимо отдавать официальным источникам информации. Ориентировочные вопросы для поиска информации:

- какие основные тенденции существуют в сфере управления человеческими ресурсами?

- какие новые профессиональные функции и профессии в этой сфере появятся, а какие - исчезнут?

- какие профессиональные навыки будут цениться в соискателях?

- какие инновации будут внедрены в вашей профессиональной деятельности?

- как изменится ваша профессиональная деятельность в будущем?».

В ходе первого этапа работы была проведена групповая дискуссия, в результате которой:

- обсуждены и отобраны наиболее актуальные и интересные источники и материалы, касающиеся будущего профессиональной деятельности;

- актуализированы правила работы с источниками информации, проверки их достоверности и качества;

- сформировано представление о тенденциях развития и проблемах будущей профессиональной деятельности;

- сформулированы требования к профессиональным навыкам и личностным качествам, которые необходимы специалисту по работе с персоналом в условиях всеобщей цифровизации.

Второй этап - коллективная работа, или форсайт-сессия.

Цель этапа - развитие представлений о будущего профессиональной деятельности путем коллективной работы по разработке образа будущего. Для этого была организована непосредственная работа со стандартными инструментами форсайт-метода - мозговым штурмом, картой времени, дискуссией. В рамках этой работы обучающиеся формулировали возможные тренды, события, форматы, технологии, законы, объединяли их в тенденции, оценивали временной горизонт появления и осмысливали их влияние на будущую профессиональную деятельность.

Результат форсайт-сессии получил отражение в «Карте времени», которая представляет собой инструмент визуализации коллективной работы участников и позволяет структурировать результаты прогнозирования.

При проведении форсайт-сессии особое внимание было уделено создаю условий для совместной продуктивной работы студентов, что осуществлялось через особый способ организации хода работы с картой времени и большое количество уточняющих вопросов, направленных на уточнение позиции участников относительно выдвигаемых ими предложений и вовлечение других студентов в дискуссию относительно данного вопроса. Например, в ходе сессии были заданы такие вопросы: «Если все функции традиционного отела кадров будут автоматизированы посредством цифровых технологий, то

чем будет заниматься специалист по управлению человеческими ресурсами?», «Можно ли оценивать опыт, навыки, мотивацию соискателей только с использованием искусственного интеллекта?» и пр. Использование подобных приемов активизации мышления студентов позволило, на наш взгляд, обеспечить проблемную ориентацию совместной работы и значительно расширить первоначальные «заготовки» ответов студентов, получение на первом этапе данной работы.

Педагогически значимыми результатами данного этапа стали:

- структурированная и визуализированная информация о наиболее важных трендах, событиях и технологиях, с которыми потенциально встретится выпускник;

- созданные условия для продуктивной командной работы, критики, аргументации;

- сформированное проблемное поле для активной дискуссии, сопровождаемой высоким интересом со стороны участников сессии.

Третий этап - осмысление результатов форсайт-сессии.

Целью последнего этапа являлось развитие ценностного представления о будущей профессиональной деятельности посредством интерпретации результатов форсайт-сессии под личностные профессиональные потребности и интересы. Участники форсайт-сессии должны были сформулировать и выразить собственное отношений к инновациям в своей профессиональной деятельности в «Стратегической карте профессионального развития специалиста по работе с человеческими ресурсами». Задание выполнялось индивидуально. Стратегическая карта содержала следующие важные с точки зрения профессионального самоопределения обучающихся пункты:

- перспективные направления дополнительного формального и неформального образования;

- требуемые «мягкие» и «жесткие» навыки;

- целенаправленное освоение новых социальных практик и форматов;

- владение технологическими и организационно-управленческими инновациями;

- расширение социальных контактов и участие в мероприятиях.

Результатом последнего этапа выступали:

- созданные условия для анализа собственных потребностей и дефицитов в профессиональных умениях и навыках обучающихся;

- сформированная база источников для профессионального самоопределения и планирования профессионального саморазвития.

В целом результаты проведения форсайт-сессии демонстрируют высокий интерес студентов к подобным формам учебной работы. В ходе итогового обсуждения в конце третьего этапа работы путем опроса было выявлено, что 92% узнали о новых, ранее неизвестных трендах (технологиях, проблемах, практиках) в профессиональной деятельности, 75% увидели новые перспективы в будущей профессии, 83% ознакомились с неизвестными им ранее стратегическими нормативными документами, обзорами, источниками информации, 67% отметили высокую ценность полноценной дискуссионной работы и выработки совместных решений (студенты могли выбирать несколько вариантов ответа).

О ценности форсайт-сессий для образовательных целей свидетельствует также результат анализа направлений профессионального развития, которые выбрали студенты. Так, в стратегических картах профессионального развития участников лидируют освоение прикладных цифровых решений для работы с человеческими ресурсами (67%), самостоятельное изучение открытых курсов на образовательных платформах (58%), подписка на профессиональный сообщества и каналы (42%). Примечательно, что изучение иностранного языка в качестве направление профессионального развития выбрано только 25% студентов, поскольку в ходе форсайт-сессии было спрогнозировано развитие технологических решений, обеспечивающих «стирание» языковых барьеров, в ближайшей перспективе.

Выводы. Можно с уверенностью утверждать, что форсайт-метод является эффективным инструментом профессионального самоопределения будущих специалистов. Отличаясь от традиционных форм проведения занятий, он позволяет эффективно и ненавязчиво активизировать внимание обучающихся на проблематику их профессионального развития, заставить задуматься о соответствии будущей профессии и расширить представление о возможностях профессионального и личностного роста. Форсайт-сессии позволяют обучающимся как совместно творить образ будущего, так и совершать совместные ошибки, что делает этот формат работы ценным инструментом для профессиональной подготовки.

С другой стороны, с помощью подобных сессий можно частично преодолеть противоречие между устареванием содержания образования и стремительным обновлением профессиональной практики, поскольку обучающиеся самостоятельно участвуют в подборе источников и материалов для совместной работы.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №2. - С. 1

2. Данилюк, А.Я. Образовательный форсайт в современной России / А.Я. Данилюк, И.Э. Куликовская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 10. - С. 13-21

3. Долженко, Р.А. Форсайт по развитию школ Екатеринбурга: формулировка проблем и поиск решений / Р.А. Долженко, А.А. Сальцев. - Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 22-29. - DOI: 10.26170/po20-05-02.

4. Крутий, Е.Л. Инновационная «форсайт-игра» в практике подготовки будущих учителей начальных классов / Е.Л. Крутий // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 44-1. - С. 25-31

5. Манаева, Н.Н. Использование образовательного форсайта при формировании информационной мобильности студентов вуза / Н.Н. Манаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23089 (дата обращения: 28.10.2022).

6. Методология Rapid Foresight 0.4 / Rapid Foresight Metodology. (Электронный ресурс). - URL: https://asi.ru/upload/iblock/345/Forsight_0.4_2017.pdf. (дата обращения: 28.10.2022).

7. Панфилова, В.М. Формирование форсайт-компетенции будущего учителя / В.М. Панфилова, А.Н. Панфилов, А.И. Газизова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 7. - С. 210-214. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37615 (дата обращения: 28.10.2022).

8. Сигова, С.В. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России / С.В. Сигова, А.Г. Серебряков, П.О. Лукша // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 1. - DOI: 10.15393/j5.art.2013.1946

9. Соколов, А.В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт / А.В. Соколов // Вопросы образования. - 2004. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.