Научная статья на тему 'Экоотель как принцип организации туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги (ст. Култук – ст. Байкал)'

Экоотель как принцип организации туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги (ст. Култук – ст. Байкал) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экоотель / органическая архитектура / озеро Байкал / Кругобайкальская железная дорога / туризм / база отдыха / eco-hotel / organic architecture / lake Baikal / Circum-Baikal Railway / tourism / recreation center

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — С.А. Трифоненкова

В статье рассмотрены особенности и проблемы туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги и предложен вариант организации туристических баз с учетом основных ландшафтно-визуальных и историко-архитектурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — С.А. Трифоненкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eco-hotel as a principle for organization of the tourist environment along the Circum-Baikal railway (Kultuk station-Baikal station)

The article considers the features and problems of the tourist environment along the Circum-Baikal railway and suggests an option for organizing tourist bases based on the main landscape-visual and historical-architectural features.

Текст научной работы на тему «Экоотель как принцип организации туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги (ст. Култук – ст. Байкал)»

С.А. Трифоненкова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0035

S.A. Trifonenkova

Экоотель как принцип организации туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги (ст. Култук - ст. Байкал)

Eco-hotel as a principle for organization of the tourist environment along the Circum-Baikal railway (Kultuk station-Baikal station)

Ключевые слова: экоотель, органическая архитектура, озеро Байкал, Кругобайкальская железная дорога, туризм, база отдыха.

Keywords: eco-hotel, organic architecture, lake Baikal, Circum-Baikal Railway, tourism, recreation center. Аннотация: В статье рассмотрены особенности и проблемы туристической среды вдоль Кругобайкальской железной дороги и предложен вариант организации туристических баз с учетом основных ландшафтно-визуальных и историко-архитектурных особенностей.

Abstract: The article considers the features and problems of the tourist environment along the Circum-Baikal railway and suggests an option for organizing tourist bases based on the main landscape-visual and historical-architectural features.

Озеро Байкал в Восточной Сибири - важный объект российского и мирового туризма. Кругобайкальская железная дорога расположена вдоль западного берега в южной части озера от порта Байкал до города Слю-дянка. КБЖД построена в два этапа в период с 1902 по 1911 год. На данный момент территория КБЖД граничит с Прибайкальским национальным парком, а сама дорога представляет собой комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник федерального значения. Она получила название «золотая пряжка» Транссибирской магистрали, частью которой была до 1956 года. Когда возможности техники позволили преодолевать горные хребты между Иркутском и Слюдянкой, была построена ныне действующая часть Транссибирской магистрали через Олхинское плато, а КБЖД превратилась в тупиковую дорогу местного значения. В результате наполнения Иркутского водохранилища дорога от порта Байкал до Иркутска, проходящая по берегу Ангары, была затоплена. Так территория КБЖД приобрела современный вид. Незатопленная часть имеет протяженность 89 км.

В начале 1980-х годов поднимался вопрос о закрытии дороги или строительстве на ее месте автомобильного шоссе для доступа к еще существующим населенным пунктам. Во второй половине двадцатого века постепенно пустели поселки, безработица и ограниченность ресурсов и доступности вынуждала людей покидать дома. Практически единственным средством связи с «большой землей» для жителей стал ходящий раз в несколько дней паровоз, а в наше время тепловоз с пассажирскими вагонами и продуктовой лавкой сообщением Слю-дянка - Култук - Байкал и обратно. Местные жители называют тепловоз Мотаня, так как он мотается туда-сюда по железной дороге. На дороге сейчас имеется четыре действующие станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд на 137-м км.

К основным особенностям территории вдоль КБЖД можно отнести:

1. Уникальные ландшафты - мощные мысы, пади, долины рек, скальные и лесные утесы.

2. Насыщенность инженерными сооружениями на 1 км пути. Подобного места в России нет, а в мире оно

по данному параметру занимает одно из первых мест. Всего на КБЖД 40 тоннелей, 57 галерей, в том числе 3 железобетонные (рис. 1). В проектах значились и металлические галереи, но построены они не были, от них остались только подпорные стенки, самая известная из которых - Итальянская стена. Многие галереи пристроены к тоннелям, из-за чего в различных источниках можно встретить разнящиеся данные об итоговом количестве. Из инженерных сооружений нужно еще отметить мосты и виадуки, различные подпорные стены. Мосты как каменные, так и железобетонные, с использованием в том числе и металлических ферм. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

3. Сохранившиеся образцы архитектуры начала XX века - станционные, жилые и путевые постройки.

4. Около 20 археологических объектов.

5. Уникальные геологические объекты. Одно из самых известных мест - Белая выемка.

6. 6. Наличие эндемичной флоры и фауны. Стоит отметить, что некоторые мысы представляют собой ботанические музеи, например мысы Толстый и Половинный. Вдоль всей КБЖД есть возможность наблюдать байкальских нерп.

Все вышеперечисленное, а также транспортная доступность к началу маршрута от города Иркутска на автомобильном транспорте через поселок Листвянка, из которого есть возможность добраться до порта Байкал паромом, или на железнодорожном транспорте через поселок Култук, позволяет развивать на территории КБЖД как культурно-исторический, экологический, так и активный туризм. Территория вдоль КБЖД подходит для таких видов активного туризма, как:

- трекинг;

- скалолазание;

- конный туризм;

- рыбная ловля (спортивно-промысловый туризм);

- водный туризм;

- туры на снегоходах;

- велотуризм.

176

Практика

Трекинг - вид туризма, который доступен людям разного возраста и активно набирает популярность. Природные ландшафты и уникальность КБЖД делают это место интересным для трекинга. Скальные утесы позволяют заниматься скалолазанием, здесь проходят тренировки и соревнования по спортивному горному туризму. Водный туризм (морской каякинг, туры на байдарках, туры на катерах) и туры на снегоходах позволят рассмотреть дорогу и ландшафты с уровня воды, с которого открываются нестандартные виды.

Территория имеет потенциал для всесезонного посещения. Всесезонный туризм позволит частично решить проблему безработицы среди местного населения. Появится работа на всесезонных базах, кроме того, сформируется рынок сбыта рыбной и сувенирной продукции.

Началом туристического освоения территории вдоль КБЖД можно считать 1970-е годы. В это же время началось активное изучение КБЖД со стороны историков, археологов и архитекторов. Первые туристические базы стали появляться в 1990-е годы.

В данный момент для «культурного» туриста есть возможность посмотреть КБЖД на туристическом поезде (экскурсия занимает день). Поезд делает остановки в основных туристических местах, что не позволяет ознакомиться со всем многообразием достопримечательностей КБЖД. Если захочется задержаться для прогулок и изучения, то добираться придется самостоятельно -частным водным транспортом либо местным поездом, который ходит раз в несколько дней.

Туристическая среда вдоль КБЖД представлена двумя видами возможного отдыха: дикий туризм и культурный туризм (турбазы).

Первый вид - это дикий туризм. Вдоль КБЖД расположены стоянки для палаток. Но об организованных кемпингах по типу туристических троп стран Скандинавии говорить не приходится. Это приводит к загрязнению территории вдоль Байкала продуктами жизнедеятельности человека. Все зависит от осознанности конкретной группы туристов. Комфортных стоянок немного и в пик сезона почти все они будут заняты.

Второй тип - турбазы. Сейчас они расположены на 80 км (база «Серебряный ключ»), 98 км (база «Хвойная»), 102 км (база «Шумиха»), 110 км (база «Лесная сказка»), 137 км (база ЦДС ВСЖД - «Царское подворье»), 138 км (база «Шарыжалгай»), 149 км, база в поселке Байкал.

Стоит отметить, что развитие туризма сдерживается в первую очередь неразвитостью сети туристических баз, а также малой приспособленностью существующих баз к круглогодичному проживанию. Из проблем стоит выделить фактические отсутствие мест общепита и продуктовых магазинов, что является следствием трудности доставки продуктов. Существует проблема вывоза мусора и загрязнения Ба-кала сточными водами.

С организацией Прибайкальского заповедника некоторые проблемы начинают решаться. Например, поставлены контейнеры для мусора, организованы места стоянок для туристов. Но если туристы забывают за-

крыть крышку мусорного контейнера, то чайки растаскивают мусор и разбрасывают его вокруг.

Рис. 1. КБЖД. Вид с воды

Рис. 2. Landscape Hotel в природном заповеднике над рекой Валльдёла, Норвегия (Jensen & Skodvin Architects)

Рис. 3. Туристический комплекс из отдельных объемов. Предложение автора

КБЖД повезло больше, чем расположенному рядом поселку Листвянка, с точки зрения архитектурных решений. Существующие базы отдыха в основном возводились на старых фундаментах, строились по старым царским проектам, хорошо адаптированным к байкальским ландшафтам. Проекты сохранились в архивах и использовать их будет несложно. Это один из вариантов решения архитектуры туристической базы на данной территории. Но стоит отметить, что переизбыток историзма может разрушить архитектурный ансамбль КБЖД. Бесконечное копирование образа исторических зданий недопустимо. Восстановление исторических зданий возможно, но только на старых фундаментах, где они проектировались изначально.

Актуальным решением туристической среды вдоль КБЖД может служить эко-отель, спроектированный, опираясь на принципы органической архитектуры. Задача, которую нужно решить архитектору - это максимально вписать новые сооружения в существующий ландшафт, не нарушая архитектурный комплекс КБЖД, подчеркнуть красоту и уникальность природно-куль-турных ансамблей. При этом создать комфортную среду, удобную для круглогодичного использования.

Наиболее удобными местами для расположения отелей могут стать долины рек и места близ существующих населенных пунктов. Возможное расположение: в районе поселка Култук, в долине р. Б. Крутая Губа, падь Соколовская (р. Шарыжалгай-1), в долине р. Ша-бартуй, пос. Маритуй, в долине р. Ивановка, в долине р. Каторжанка, падь Лиственичная (р. Б. Баранчик).

По структуре это отдельные коттеджи для проживания с общественным отдельным корпусом. Лаконичные объемы коттеджей гармонично вписываются в окружающую местность, учитывая уникальные условия среды, в которых они существуют, не нарушая ландшафты.

Интересные примеры подобных решений можно найти в странах Скандинавии. Например, Landscape Hotel в Норвегии в природном заповеднике над рекой Валль-дёла (рис. 2).

К основным принципам проектирования можно отнести:

1. Использование панорамного остекления, подчеркивающего целостность внутреннего пространства с природой.

2. Применение в строительстве и отделке природных материалов, характерных для данной местности, таких как дерево и камень.

3. Создание разноуровневого пространства отеля из-за сложного рельефа и важности бережного к нему отношения.

4. Использование, по возможности, свайного фундамента как основного, с минимальным вмешательством в природный ландшафт.

5. Энергоэффективность здания, учитывая суровый климат и ограниченность ресурсов (при условии обязательного круглогодичного функционирования отеля).

6. Возможность применения модульных объектов, работающих на максимальном самообеспечении энергетическими ресурсами.

7. Возможность трансформации для адаптации отелей к различным нуждам отдыхающих.

8. Наличие причала, который должен стать обязательным элементом комплекса таких отелей. КБЖД совсем по-другому смотрится с воды, а полноценной возможности для подобного изучения сейчас не представлено. Более или менее активное движение есть на участке мыс Половинный - порт Байкал, но и там есть проблемы со швартовкой.

9. По планировочной структуре отель должен представлять собой комплекс из отдельных объемов коттеджей и корпусов общественного назначения (рис. 3).

10. Все аспекты проекта должны гармонировать между собой и работать на общий образ.

Необходимо развивать и «дикий» туризм. Организовывать кемпинги возможно как раз в зоне «влияния» экоотелей, что позволит решить вопрос мусора, питания, гигиены и тем самым сохранить природу. Стоит продолжить обустройство отдельных стоянок вне кемпингов непосредственно на берегу озера, так как они удобны для использования с воды туристами на морских каяках и байдарках. Байкал - суровая стихия; не всегда есть возможность добраться до кемпинга или отеля.

Стоит рассматривать туристическую среду вдоль КБЖД как единый комплекс, а не как разрозненные элементы. В таком случае будет возможность организовать здесь музейно-туристический комплекс мирового уровня.

Библиография:

1. Чертилов А.К. Кругобайкальская железная дорога: краткий путеводитель / А.К. Чертилов. - 3-е издание. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2008.

2. Jensen & Skodvin Architects: [official website]. - URL: https://jsa. no/ (date of access: 09.10.2020).

3. Juvet Landscape Hotel / Jensen & Skodvin Architects // Arch-daily.com: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily. com/8600/juvet-landscape-hotel-jsa (date of access: 09.10.2020).

4. Juvet Landscape Hotel / juvet.com: [official website]. - URL: https:// juvet.com/ (date of access: 09.10.2020).

5. Landscape Hotels World Congress: [official website]. - URL: https://www.landscapehotels.com/ (date of access: 17.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.