Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ И ОТКРЫТИЯ РАЗЪЕЗДА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ'

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ И ОТКРЫТИЯ РАЗЪЕЗДА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
232
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кругобайкальская железная дорога / путевое развитие станции / проектирование разъезда / пропускная способность / принятие решений / Circum-Baikal Railway / track development of the station / siding design / capacity / decision-making.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Протасов Н.М., Перелыгина А.А.

Приведены результаты исследования по проектированию путевого развития станции и открытию разъезда для увеличения пропускной способности Кругобайкальской железной дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Протасов Н.М., Перелыгина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING A DESIGN DECISION TRACK DEVELOPMENT OF THE STATION AND OPENING OF THE SIDING TO INCREASE CAPACITY OF RAILWAY LINE

The results of a study on the design of the station's track development and the opening of a siding to increase the capacity of the Circum-Baikal Railway are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ И ОТКРЫТИЯ РАЗЪЕЗДА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ»

https://www.wired.com/story/billion-records-exposed-online/

7. Over 1,900 breaches reported in the first three months of 2019, a new Q1 record. Risk Based Security, 2019. URL: https://www.riskbasedsecu-rity.com/2019/05/07/over-1900-breaches-reported-in-the-first-three-months-of-2019-a-new-q1-record/

8. Wang Chun, Jan Steve T.K., Hu Hang, Bossart Douglas & Wang Gang. The Next Domino to Fall: Em-

pirical Analysis of User Passwords across Online Services, 2018. URL: https://peo-ple.cs.vt.edu/gangwang/pass

9. Report: Data Breach in Biometric Security Platform Affecting Millions of Users. vpnMentor, 2021. URL: https://www.vpnmentor.com/blog/report-bio-star2-leak/

10. Hedera: A Public Hashgraph Network & Governing Council. Hedera Hashgraph, LLC, 2018-2020. URL: https://hedera.com/hh_whitepaper_v2.1 -20200815.pdf

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ И ОТКРЫТИЯ РАЗЪЕЗДА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ

Протасов Н.М.,

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»,

аспирант Перелыгина А.А.

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»,

аспирант

MAKING A DESIGN DECISION TRACK DEVELOPMENT OF THE STATION AND OPENING OF THE SIDING TO INCREASE CAPACITY OF RAILWAY LINE

Protasov N.,

Irkutsk State Transport University, postgraduate student

Perelygina A.

Irkutsk State Transport University, postgraduate student

Аннотация

Приведены результаты исследования по проектированию путевого развития станции и открытию разъезда для увеличения пропускной способности Кругобайкальской железной дороги.

Abstract

The results of a study on the design of the station's track development and the opening of a siding to increase the capacity of the Circum-Baikal Railway are presented.

Ключевые слова: Кругобайкальская железная дорога, путевое развитие станции, проектирование разъезда, пропускная способность, принятие решений.

Keywords: Circum-Baikal Railway, track development of the station, siding design, capacity, decision-making.

Введение Протяженность участка Култук - порт Байкал

В ближайшее время Кругобайкальская желез- составляет 84 км, с одной стороны дорогу прижи-ная дорога (КБЖД) Култук - Порт Байкал будет мают скалы Прибайкальского хребта, а с другой включена в границы особой экономической зоны стороны - воды озера Байкал (рис. 1). (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на территории Иркутской области «Ворота Байкала» [1].

Култук

Рисунок 1 - Схема Кругобайкальской железной дороги до предлагаемой реконструкции

Принимая во внимание большой туристический потенциал дороги, рассматривается возможность включения КБЖД в транспортный каркас Иркутской агломерации в качестве туристической эколого-познавательной железной дороги с организацией маршрутов выходного дня [2, 3].

План линии сложный. Протяженность кривых составляет 73 %. Много кривых малого радиуса, составных кривых, минимальная величина радиуса на участке составляет 176 м.

При эксплуатации железнодорожной линии с таким сложным планом, характеризующимся кривыми малого радиуса, малыми прямыми вставками между кривыми, при отсутствии специальной ре-перной сети, съёмка плана железнодорожного пути для проектирования его реконструкции должна выполняться с учетом рекомендаций, изложенных в работе [4].

В то же время дорога идет по берегу озера Байкал и продольный профиль не имеет значительных уклонов, в отличие от главного хода Транссиба -горно-перевального участка Большой Луг - Слю-дянка, где применяется уклон кратной тяги - 18 %о. Средняя величина уклона на КБЖД небольшая - 2 %.

На участке в эксплуатации находятся более 200 искусственных сооружений, в их числе: мосты, трубы, лотки, галереи, тоннели, селеспуски. По данным службы пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры на участке Култук - Порт Байкал находятся 55 искусственных сооружений в дефектном состоянии. Верхнее строение пути также требует ремонта. В такой ситуации предлагается использовать предложения по управлению жизненным циклом верхнего строения пути, изложенные в работе [5].

КБЖД испытывает воздействие опасных природных процессов: скальных обвалов, снежных лавин, селевых потоков, волновое воздействие озера Байкал.

Рекомендации по проектированию защитных сооружений от снежных лавин, селевых потоков и скальных обвалов предложены в работах [6-8].

Ранее авторами была рассмотрена задача реконструкции плана КБЖ/

которой удалось повысить скорости движения поездов до 40 км/ч и сократить время хода по КБЖД: в направлении Култук - Порт Байкал - на 126 минут; в направлении Порт Байкал - Култук - на 66 минут.

Также авторами было установлено, что для обеспечения продолжительной стоянки пассажирских поездов или рельсовых автобусов в период проведения экскурсий, и обеспечения при этом возможности скрещения поездов необходимы дополнительные разъезды.

При развитии туристического потенциала КБЖД для организации экскурсионных маршрутов различных туристических групп необходимо обеспечить путевое развитие на станции Шарыжалгай (136 км ПК 8 + 07), уложив два дополнительных приемоотправочных пути, а также построить три новых разъезда: Крутая Губа (140 км ПК 7 + 30); Киркирей (123 км ПК 6 + 86); Половинный (110 км ПК 1 + 50).

В данной статье рассматривается задача проектирования развития станции Шарыжалгай (в настоящее время Шарыжалгай - остановочный пункт без путевого развития) и разъезда Крутая Губа (в настоящее время остановочный пункт 139 км без путевого развития) (рис. 2) [9].

Кругобайкальская железная дорога относится к линиям IV категории (линии с малоинтенсинсив-ным движением поездов) [10]. При проектировании раздельных пунктов необходимо соблюдать нормы проектирования [11].

Проектирование путевого развития для увеличения пропускной способности КБЖД

Располагать раздельные пункты необходимо на прямых участках пути. Лишь в трудных топографических условиях местности, к которым относятся условия КБЖД, на линиях IV категории при соответствующем обосновании допускается располагать их на кривых. Согласно нормам проектирования железных дорог размещение разъездов на обратных кривых, допускается лишь в исключительных случаях на линиях III, IV категории при соответствующем обосновании в проекте.

L в результате решения F "'IMTHIl HI ЫНЯ

-.«.»-л-:

Прибайкальский национальный парк

ШШШШ

Ст. Шарыжалгай (ОП 136 км)

П

Озеро Байкал

Рисунок 2 - Схема КБЖД на участке Шарыжалгай - Крутая Губа [9]

Участок проектирования сложный, так как в его пределах находится большое число искусственных сооружений, переустройство которых весьма затратно, да и все земляное полотно дороги расположено на небольшой полке искусно вырубленной в скалах, кроме небольших долин рек, впадающих в Байкал.

Вследствие этого проектирование раздельных пунктов выполнено по допускаемым нормам в особо трудных условиях.

Полезная длина приемо-отправочных путей, обеспечивающая стоянку состава из 8 вагонов и локомотива (8 х 23 + 34 = 218 м), принята длиной не менее 220 метров.

Проектирование путевого развития станции Шарыжалгай

На станции Шарыжалгай (136 км ПК 8 + 07) ранее существовал приемоотправочный путь длиной 96 метров (рис. 3).

Главный путь КБЖД

Приемо-отправочный путь, полезная длина пути 96 лл {в настоящее время путь демонтирован)

Рисунок 3 - Схема КБЖД на станции Шарыжалгай (в настоящее время - остановочный путь Шарыжалгай)

В настоящее время путь демонтирован, прием и остановка составов туристических поездов осуществляется на главном пути (рис. 4) [12].

Рисунок 4 - Фото главного пути КБЖД на станции Шарыжалгай (в настоящее время - остановочный пункт Шарыжалгай) [12]

Для решения задачи на станции Шарыжалгай (136 км ПК 8 + 07) предлагается произвести укладку двух приемо-отправочных путей (рис. 5).

Рисунок 5 - Предлагаемое путевое развитие ст. Шарыжалгай

Вследствие сложности плана стрелочные переводы попадают на кривые участки пути. В четной горловине - на кривой с радиусом R = 344 м, с возвышением наружного рельса 15 мм, а в нечетной -на составной кривой R = 1500 м и R = 900 м с возвышением 10 мм. Переводные кривые в переводах совпадают по направлению с круговыми кривыми.

Стрелочные переводы запроектированы марки 1/11 типа Р65. Общая длина дополнительных путей составляет: LОд-1 = 387 м и LОд-2 = 320 м.

Полезная длина приемоотправочных путей определена по формуле:

1 ПО = LОД n х c,

(1)

где Loд - общая длина запроектированных путей раздельного пункта, м;

п - количество стрелочных переводов, шт.; с - длина от остряка стрелочного перевода до предельного столбика, принято с = 50 м.

Тогда для первого и второго пути, запроектированных на ст. Шарыжалгай, полезные длины

приемоотправочных путей, рассчитанные по формуле (1) будут равны:

\П0Л = ЬДО-1 - п х с = 387 - 2 х 50 = 287м. /я0_2 = £д0_2 - п х с = 320- 2 х 50 = 220м.

Расчетный поезд длиной 218м из 8 вагонов и локомотива сможет разместиться в пределах запроектированных путей, не мешая проходу подвижного состава по соседним путям. Следовательно, на станции Шарыжалгай появляется возможность осуществлять скрещение и обгон поездов. Для каждого пути предусмотрена платформа (низкая) длиной 180 метров, достаточной для посадки-высадки пассажиров из 8 вагонов. Запроектированы две платформы: одна со стороны оз. Байкал, а вторая - со стороны скального подножья. При укладке двух запроектированных путей потребуется перенос нескольких строений на станции.

Проектирование разъезда Крутая Губа

Общий вид на остановочный пункт 139 км показан на рисунке 6 [13].

Рисунок 6 - Фото главного пути КБЖД на площадке предлагаемого размещения разъезда Крутая Губа (в настоящее время - остановочный пункт 139 км) [13]

На снимке с сайта GoogleКарты видно, что площадка Крутая губа представляет интерес как место расположения разъезда, есть спуск к озеру Байкал и достаточно широкая долина реки Большая Крутая Губа (см. рис. 2 и 6).

При анализе расположения искусственных сооружений, размещенных на площадке, пришли к выводу - разместить разъезд Крутая Губа следует на участке 140 км ПК5+55 - 140 км ПК8+25 (рис. 7).

Р03

Kpy,

гУ60

Рисунок 1 - Предлагаемое путевое развитие разъезда Крутая Губа

Вследствие сложности плана два стрелочных перевода запроектированы на кривых: четный - на кривой радиусом R = 466 м с возвышением наружного рельса 10 мм, нечетный - на кривой R = 1550 м с возвышением 10 мм. Переводные кривые совпадают по направлению с круговыми кривыми.

Стрелочные переводы запроектированы марки 1/11 типа Р65. Общая длина разъезда составляет 320 м.

Полезная длина приемоотправочного пути определена по

1П0 = - п х с = 320- 2 х 50 = 220м.

Для приемоотправочного пути предусмотрена платформа (низкая) длиной 180 метров. Платформу запроектировали с нагорной стороны.

В качестве одного из доводов в пользу туристической привлекательности распадка Крутая Губа можно продемонстрировать фото арочного каменного виадука, построенного по схеме 6 х 8,6 м (рис. 8) [14].

Рисунок 8 - Фото арочного каменного виадука по схеме 6 х 8,6 м [14]

Предложенная методика использовалась в ис- Перспективная схема КБЖД после рекон-

следовании и при проектировании разъездов Кир- струкции, предлагаемая авторами статьи по резуль-кирей и Половинный. татам проведенного исследования, приведена на

Заключение рисунке 9.

Порт Байкал

Киркирей Шарыжалгай Крутая Губа

Маритуй

Половинный

Уланово

Култук

Рисунок 9 - Схема Кругобайкальской железной дороги (перспективная, после предлагаемой реконструкции, открываемые разъезды обозначены красным цветом)

Таким образом, предлагаемые два дополнительных пути на станции Шарыжалгай и три вновь открываемых разъезда: Крутая Губа, Киркирей, Половинный, совместно с предложенными ранее мероприятиями по реконструкции плана линии с переустройством кривых (рассмотрены ранее) позволят увеличить пропускную способность на КБЖД с 3 до 7 пар поездов в сутки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончательное решение по выбору варианта, представляющего набор реконструктивных мероприятий, должно основываться на дополнительных расчетах с применением современных методов многокритериального принятия проектных решений [15-17].

Список литературы

1. Иркутская область предлагает расширить ОЭЗ ТРТ за счет включения в неё железной дороги 1912 г. постройки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/report.asp?id = 342038/- Загл. с экрана (дата обращения: 12.07.2016).

2. Подвербный, В.А. Проектирование скоростного пассажирского рельсового транспорта Иркутской агломерации [Текст] / В.А. Подвербный, В.В. Казарина, О.В. Подвербная // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. под ред. В.С. Шварцфельда. - Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2016. Вып. 4. - С.308-326.

3. Подвербный, В.А. Проектирование линии легкого рельсового транспорта по направлению «Аэропорт Иркутск-аэропорт Иркутск-Новый («Усть-Орда») [Текст] / В.А. Подвербный // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС. - 2012. -№ 1 (33). - С. 215-223.

4. Мамитко, А.А. Комбинирование стреловых и координатных методов съемки железнодорожного пути с целью повышения точности определения пространственных очертаний плана пути [Текст] / А.А. Мамитко, В.А. Подвербный // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС. - 2012. - № 1 (33). - С. 274-278.

5. Ковенькин, Д.А. Этапы жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути [Текст] / Д. А. Ковенькин, В.А. Подвербный // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. под ред. В.С. Шварцфельда. - Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2015. - Вып. 3. - С. 151157.

6. Подвербный, В.А. Проектирование проти-волавинных сооружений на Восточно-Сибирской железной дороге [Текст] / В.А. Подвербный, Е.В. Филатов, Б.П. Мухаров и др. // Особенности проектирования и строительства железных дорог в условиях Дальнего Востока: межвуз. сб. науч. тр.; под ред. В.С. Шварцфельда. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. - С. 245-255.

7. Подвербный, В.А. Проектирование защитных сооружений на Восточно-Сибирской железной дороге [Текст] / В.А. Подвербный, Е.В. Филатов //

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС. - 2012. -№ 1 (33). - С. 236-243.

8. Подвербный, В.А. Принятие решения при проектировании противообвальных сооружений для защиты железнодорожного пути [Текст] / В.А. Подвербный, А.А. Перелыгина, Л.Ю. Гагарин // Наука и образование транспорту: материалы XII Международной научно-практической конференции, 6-7 ноября 2019 г., г. Самара. - Самара: Сам-ГУПС, 2019. - Т.2 - C. 159-163.

9. Google Карты. Кругобайкальская железная дорога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/maps/@51.7490296,103.96605 33,730m/data=!3m1!1e3?hl=ru - Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2021).

10. СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования. [Текст] - введ. 01.07.2015. - М: Минтранс РФ, 2014. - 58 с.

11. СП 225.1326000.2014 Станционные здания, сооружения и устройства. [Текст] - введ. 02.12.2014. - М: Минтранс РФ, 2014. - 117 с.

12. GoogleКарты. Кругобайкальская железная дорога. Фото Кирилла Артемова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.m/maps/place/Шарыжалгай/ -Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2021).

13. GoogleКарты. Шарыжалгай. Панорама. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://yandex.ua/maps/org/stantsiya_sharyzhalgay/92 108338860/panorama/- Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2021).

14. Кругобайкальская железная дорога. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tuda-suda.net/2014/02/krugobajkalskaya-zheleznaya-doroga/ -Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2021).

15. Перелыгина, А.А. Пример принятия решения в области проектирования железных дорог [Текст] / А.А. Перелыгина, В.А. Подвербный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы Девятой международной научно-практической конференции, 10-13 апреля 2018 г., Иркутск. - Иркутск: ИрГУПС, 2018. - Т.1 - C. 606-611.

16. Благоразумов, И.В. Предпроектные соображения по строительству железнодорожного пути по направлению «Окино-Ключевское месторождение угля - Гусиноозерская ГРЭС» [Текст] / И.В. Благоразумов, К.А. Кирпичников, Е.В. Непомнящих и др. // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013.- Вып. 1.- С. 39-42.

17. Гавриленков, А.В. Многокритериальная оптимизация множества вариантов железной дороги методом идеальной точки [Текст] / А.В. Гавриленков, Ю.А. Быков, В.А. Подвербный, Е.А. Ши-варева // Транспортное строительство. - 1992.- № 6.- С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.