Научная статья на тему 'Новые формы архитектурной идентичности на берегах Байкала'

Новые формы архитектурной идентичности на берегах Байкала Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
349
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТОСООБРАЗНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРИРОДНОГО ОБРАЗА / АУТЕНТИЧНОСТЬ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / ФРАКТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОГО ХАОСА / LANDSCAPIDITY / IDENTITY OF THE NATURAL IMAGE / AUTHENTICITY OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / FRACTAL STRUCTURES / THE PRINCIPLE OF DYNAMIC CHAOS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Глебова Н. М., Большаков А. Г., Нарантуяа Нямдорж

ЦЕЛЬ. Формирование архитектурной среды в поселениях на побережьях великого озера Байкал в настоящее время имеет достаточно стихийный характер: нет четкой упорядоченной планировочной структуры, соотнесения с особенностями ландшафта; нет подчинения единой художественно-эстетической концепции, не прослеживается ансамблевость архитектурных кластеров, нет единой стилистики, цельного архитектурного образа. Особенно это касается большинства новых объектов, предназначенных для туристов, за исключением единичных туристических комплексов. В статье рассматривается концепция освоения и ревитализации территории населенных участков территории побережья озера Байкал по принципу фрактальных структур. Цель проанализировать данный принцип и применить его в качестве гармонизации существующей и вновь создаваемой архитектурной среды на побережьях. Методы. Рассмотрены проектные методы освоения подобных природных территорий, исследованы вопросы: какие структуры расположения архитектурных объектов и какова сама форма архитектурных объектов наиболее целесообразны в структуре природных ландшафтов; как соотносятся традиции и инновации в градостроительстве в условиях особо охраняемых территорий и устойчивого развития. Были проведены обсуждения в рамках международной конференции в ИРНИТУ «Градостроительное развитие поселений на побережье озера Байкал». Результаты. Показана важность сохранения природного ландшафта побережья Байкала, его рельефа, характера и растительности как главной составляющей своеобразия и идентичности природного образа. Неизбежность возникновения архитектурной среды в силу туристического освоения и существующих исторических поселений заставляет прибегнуть к принципам ландшафтной сообразности с целью достижения гармонии архитектурной среды и природного комплекса. Выводы. Приняты паллиативные приемы сохранения характера и образа ландшафта Байкальского побережья, деликатного внедрения в него архитектурной среды благодаря принципам фрактального размещения архитектурных объектов на рельефе и использовании фрактального формообразования самих архитектурных объектов с учетом ландшафтосообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF ARCHITECTURAL IDENTITY ON THE BAIKAL COAST

AIM. The formation of the architectural environment comprised by settlements along the coast of Lake Baikal currently has a rather spontaneous character. No clearly ordered planning structure or correlation with landscape features is observed, let alone conformity with a single artistic and / or aesthetic concept. Moreover, ensembles of architecture clusters are not perceptible. In other words, there is neither a uniform style nor an integral architectural image. This is especially true of the most of the new facilities intended for tourists, with the exception of certain isolated tourist complexes. The article discusses the concept of development and revitalisation of the territory of inhabited coastal areas of Lake Baikal using the principle of fractal structures. The aim is to analyse this principle and apply it as means of harmonising the existing and newly created architectural environment on the Baikal coast. Methods. Design approach methodologies for the development of such natural areas are examined. The following questions are clarified: what structures of the location of architectural objects and forms of architectural objects are the most appropriate in the structure of natural landscapes and how do traditions and innovations in urban planning correlate under the conditions of specially protected areas and sustainable development? Discussions have been held in the framework of the international conference “Urban development of settlements on the Lake Baikal coast” held at the Irkutsk National Research Technological University. RESULTS AND DISCUSSION. The importance of preserving the natural landscape of the Baikal coast, its relief, nature and vegetation as the main identity component of its image, is demonstrated. The inevitability of the emergence of a built environment due to the touristic development and existing historical settlements requires adherence to principles of landscape consistency in order to achieve harmony between the architectural complex and the natural environment. Conclusions. In order to preserve the character and image of the Baikal coastline and accomplish the sensitive introduction of the architectural environment into it, palliative techniques are proposed. These techniques, in turn, are based on the principles of fractal placement of architectural objects across the relief and the use of fractal shaping of the architectural objects themselves.

Текст научной работы на тему «Новые формы архитектурной идентичности на берегах Байкала»

Оригинальная статья / Original article УДК 711, 712

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-3-155-169

НОВЫЕ ФОРМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА БЕРЕГАХ БАЙКАЛА © Н.М. Глебова3, А.Г. Большаковь, Нямдорж Нарантуяас

a b

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. сМонгольский Университет Науки и Технологии,

14191, Монгольская Республика, г. Улан-Батор, подрайон 8, ул. Бага Тойру, 34.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Формирование архитектурной среды в поселениях на побережьях великого озера Байкал в настоящее время имеет достаточно стихийный характер: нет четкой упорядоченной планировочной структуры, соотнесения с особенностями ландшафта; нет подчинения единой художественно-эстетической концепции, не прослеживается ансамблевость архитектурных кластеров, нет единой стилистики, цельного архитектурного образа. Особенно это касается большинства новых объектов, предназначенных для туристов, за исключением единичных туристических комплексов. В статье рассматривается концепция освоения и ревитализации территории населенных участков территории побережья озера Байкал по принципу фрактальных структур. Цель -проанализировать данный принцип и применить его в качестве гармонизации существующей и вновь создаваемой архитектурной среды на побережьях. МЕТОДЫ. Рассмотрены проектные методы освоения подобных природных территорий, исследованы вопросы: какие структуры расположения архитектурных объектов и какова сама форма архитектурных объектов наиболее целесообразны в структуре природных ландшафтов; как соотносятся традиции и инновации в градостроительстве в условиях особо охраняемых территорий и устойчивого развития. Были проведены обсуждения в рамках международной конференции в ИрНИТУ «Градостроительное развитие поселений на побережье озера Байкал». РЕЗУЛЬТАТЫ. Показана важность сохранения природного ландшафта побережья Байкала, его рельефа, характера и растительности как главной составляющей своеобразия и идентичности природного образа. Неизбежность возникновения архитектурной среды в силу туристического освоения и существующих исторических поселений заставляет прибегнуть к принципам ландшафтной сообразности с целью достижения гармонии архитектурной среды и природного комплекса. ВЫВОДЫ. Приняты паллиативные приемы сохранения характера и образа ландшафта Байкальского побережья, деликатного внедрения в него архитектурной среды благодаря принципам фрактального размещения архитектурных объектов на рельефе и использовании фрактального формообразования самих архитектурных объектов с учетом ландшафтосообразности.

Ключевые слова: ландшафтосообразность, идентичность природного образа, аутентичность архитектурной среды, фрактальные структуры, принцип динамического хаоса.

Информация о статье. Дата поступления 30 мая 2018 г.; дата принятия к печати 10 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Глебова Н.М., Большаков А.Г., Нямдорж Нарантуяа. Новые формы архитектурной идентичности на берегах Байкала // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 155-169. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-155-169

аГлебова Наталья Моисеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]

Natalya M. Glebova, Associate Professor of the Department of Architectural Design, е-mail: [email protected]

ьБольшаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]

Andrey G. Bolshakov, Doctor of Architecture, Professor of the Department of Architectural Design, e-mail: [email protected]

сНямдорж Нарантуяа, магистр архитектуры, преподаватель-исследователь, e-mail: [email protected]

Narantuia Niamdorzh, Master of Architecture, Researcher, e-mail: [email protected]

NEW FORMS OF ARCHITECTURAL IDENTITY ON THE BAIKAL COAST N.M. Glebova, A.G. Bolshakov, Niamdorzh Narantuia

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

Mongolian University of Scince and Techmology,

34, BagaToiruu St., 8th khoroo, Sukhabaatar district, Ulaanbaatar, 14191, Mongolian Republic

ABSTRACT. AIM. The formation of the architectural environment comprised by settlements along the coast of Lake Baikal currently has a rather spontaneous character. No clearly ordered planning structure or correlation with landscape features is observed, let alone conformity with a single artistic and / or aesthetic concept. Moreover, ensembles of architecture clusters are not perceptible. In other words, there is neither a uniform style nor an integral architectural image. This is especially true of the most of the new facilities intended for tourists, with the exception of certain isolated tourist complexes. The article discusses the concept of development and revitalisation of the territory of inhabited coastal areas of Lake Baikal using the principle of fractal structures. The aim is to analyse this principle and apply it as means of harmonising the existing and newly created architectural environment on the Baikal coast. METHODS. Design approach methodologies for the development of such natural areas are examined. The following questions are clarified: what structures of the location of architectural objects and forms of architectural objects are the most appropriate in the structure of natural landscapes and how do traditions and innovations in urban planning correlate under the conditions of specially protected areas and sustainable development? Discussions have been held in the framework of the international conference "Urban development of settlements on the Lake Baikal coast" held at the Irkutsk National Research Technological University. RESULTS AND DISCUSSION. The importance of preserving the natural landscape of the Baikal coast, its relief, nature and vegetation as the main identity component of its image, is demonstrated. The inevitability of the emergence of a built environment due to the touristic development and existing historical settlements requires adherence to principles of landscape consistency in order to achieve harmony between the architectural complex and the natural environment. CONCLUSIONS. In order to preserve the character and image of the Baikal coastline and accomplish the sensitive introduction of the architectural environment into it, palliative techniques are proposed. These techniques, in turn, are based on the principles of fractal placement of architectural objects across the relief and the use of fractal shaping of the architectural objects themselves.

Keywords: landscapidity, identity of the natural image, authenticity of the architectural environment, fractal structures, the principle of dynamic chaos

Information about the article. Received May 30, 2018; accepted for publication July 10, 2018; available online 2018.

For citation. Glebova N.M., Bolshakov A.G., Niamdorzh Narantuia. New forms of architectural identity on the Baikal coast. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 155-169. (In Russian). DOI: 10.21285/22272917-2018-3-155-169

Хаос — это порядок, который нужно расшифровать.

Жозе Сарамаго, «Двойник»

Введение

Как должны выглядеть современные пристанища для туристов, приезжающих со всего мира, чтобы насладиться красотами великого Байкала? Обязаны ли они быть аутентичными архитектурными объектами, обладающими особой идентичностью, историчностью и «духом места» [1, 2]? Или же они должны сливаться с ланд-

шафтом, деликатно внедряясь в него, не нарушая идиллии дикой природы? А если им надлежит быть временными и мобильными, чтобы исчезать вместе с туристами, не оставляя за собой следов, давая возможность природе регенерировать участки, где побывали люди? Или, может, совсем запретить доступ людей в заповедную зону уникального озера? (Рис. 1).

На международной научно-практической конференции, прошедшей в мае 2018 года в ИРНИТУ под названием «Градостроительное разви-

тие поселений на побережье озера Байкал», обсуждались эти вопросы. Организатором мероприятия выступил коллектив кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ. Участвовали в конференции ученые, исследователи в области экологии и природопользования, географии и гидрогеологии, архитектуры и градостроительства, представители администрации Ольхонского района, специалисты туристического бизнеса, а также студенты, магистранты и аспиранты из Иркутска, Улан-Удэ, Улан-Батора. Были представлены проекты и сообщения зарубежных коллег из Германии. Высказывались разные мнения, которые можно подразделить

на три основополагающие направления градостроительного развития на побережье озера, учитывающие интересы природы, местного населения и туризма:

1. Большая часть побережья озера Байкал должна быть неприкосновенна как заповедная зона;

2. Существующие поселения должны сохранять и приумножать исторически сложившуюся аутентичность архитектурной среды;

3. В существующих поселениях и вблизи них с течением времени и с появлением новых технологий могут появляться элементы новой формы архитектурной идентичности.

Рис. 1. Современная существующая архитектурная среда на Байкале. Туристические

постройки в близи поселка Сахюрта. 2017 Fig. 1. The current architectural environment on Lake Baikal. Tourist buildings

near the Sakhiurta village. 2017

Роберт Адам, английский архитектор, а также другие исследователи темы идентичности и идентификации разделяют термины «идентификация людей с местами их проживания» и «идентичность места» [З]_

В этой статье мы будем рассуждать в рамках понятия «идентичность архитектурной среды» как свойства психики людей узнавать место по его имеющимся определенным свойствам и их комбинациям. Именно такую архи-

тектурную среду можно назвать аутентичной. Как отмечается в [1], «аутентичность архитектурной среды необходима для решения множества проблем. Она нужна историческим поселениям, пропускающим через себя мощные туристические потоки. Нужна для устойчивого развития, для обеспечения психического здоровья жителей».

Идентификационные свойства (или коды) архитектурной среды -это характерные признаки, определенные метрические параметры, по которым мы узнаем те или иные места и отличаем их от других мест или аналогичных мест других поселений. Такими кодами, или символами идентичности, могут быть природные формы ландшафта, отдельные объекты архитектурной среды или даже архитектурные детали [4], а также комбинации объектов, или целых архитектурных ансамблей, или кластеров в природной среде, которая также имеет свои идентификационные признаки в соответствии со своими географическими параметрами. Но «идентификация - это не что-нибудь застывшее, это, скорее, то, что надо постигать снова и снова» [5]. А значит, с течением времени появляются все новые и новые формы, которые, наслаиваясь друг на друга, создают новые элементы идентичности [6].

Методы

В ходе знакомства с разными исследованиями в области

идентификационных свойств

архитектурной среды были обозначены и зафиксированы все факторы, создающие и усиливающие уникальный образ пространства, населенного людьми, его

«идентичность», критерии оценки архитектурной среды и принципы соблюдения их идентификационных свойств [7].

В частности, рассматривается фрактальный метод размещения архитектурных объектов в ландшафте,

а также архитектурные формы и структуры, образующиеся по принципам фрактальности.

Итак, по мнению экспертов, присутствующих на конференции «Градостроительное развитие поселений на побережье озера Байкал», большая часть побережья должна быть неприкосновенна как заповедная зона.

Но в существующих поселениях, скорей всего, мы должны сохранять и приумножать исторически сложившуюся аутентичность архитектурной среды, опять-таки для обеспечения психического здоровья жителей, а также в целях устойчивого развития [7].

Результаты и их обсуждение

«Geschichte bewaren - zukunft gestalten», - гласит немецкая пословица, что значит: «Сохраняя старое, мы формируем будущее». Поэтому обратимся к истории. Какими были первые строения на берегах Байкала? Освоение северной части озера относится к XVII веку, когда в 1643 году в устье реки Верхняя Ангара казаками-первопроходцами было поставлено ясачное зимовье, а в 1646 году - Верхнеангарский острог.

Проживали здесь русские, эвенки, киндигиры, буряты, тунгусы, позднее здесь появились ссыльные из Архангельской и Вологодской земель. Именно сюда в XVIII веке устремились крупные «рыбопромышленники преимущественно из Иркутска (Власов А.Ф., 2015), отправляя суда на рыбный промысел. Первыми строениями стали «рыбоделы» - пункты по обработке и засолке рыбы [8].

По словам историка Н.В. Кириллова, главным и самым видным звеном рыбодела был навес, стоящий всегда фасадом к берегу. Под навесом, посередине его, располагался ряд ларей, в которые сваливалась добытая рыба. Борта у этих ларей делались из бревен или досок; далее, позади навеса, помещались хлебопекарня и поварня. Поварня, или чайная, представляла собой дощатый сарайчик с отверстием

в крыше. Еще дальше стояли «жалкие лачуги, старые, со щелями, с разбитыми окнами, сплошь заставленные нарами. Окна домишек редко бывали больше квадратного аршина (71 кв. см). Наконец, за этими строениями стояли амбары, бани, почти все «курные» (по-черному), столярни, а на отдельном месте - кузница. Таков был типичный рыбодел (рис. 2). Постепенно селения разрастались, простые избы и навесы стали дополняться более сложными постройками, на деньги русских купцов возводились православные церкви.

Со строительством Кругобай-кальской железной дороги здесь появились станции, архитектура которых выглядит еще более выразительной за счет декоративных деталей.

«В XX веке турбазы вдоль ж/д строят на старых фундаментах, с применением царских проектов.... Все, что возводилось в соответствии с ними, полностью адаптировано к

байкальским ландшафтам», -отмечает архитектор-исследователь Алексей Чертилов [9].

Становится очевидно, что стилистика и формообразование архитектурных объектов для туристов с эффектом погружения в аутентичную среду прибайкальской истории должны соотноситься с архитектурой исторических построек.

И это первый правильный принцип формо- и стилеобразования архитектурной среды (рис. 3).

Однако имеет место и другое направление развития стилистики архитектурной среды: когда формообразование складывается по принципу ландшафтосообразности, т.е. сообразно ландшафту, его структуре, контексту, характеру [11]. Суть этого понятия выразил русский геохимик Б.Б. Полынов в 1915 году.

Согласно его учению, характер ландшафтообразующих процессов зависит от особенностей рельефа.

Рис. 2. Типичные постройки на Байкале в населенных пунктах в XIX в. Иллюстрации из книги Гольдфарба С.И. «Мир Байкала» [10] Fig. 2. Typical buildings on Baikal in the settlements in the XIX century. Fig. from the book

by S. Goldfarb «The World of Baikal» [10]

Рис. 3. Станция «Шарыжалгай» на Кругобайкальской ж/д. Современное состояние.

Архитектор Шматков В.П. Fig. 3. Station "Sharyzhalgai" on the Circum-Baikal railway. Current status. Arch. V.P. Shmatkov

Развивая этот принцип в исследованиях и проектировании, мы систематизируем его в соотношении с архитектурной средой [12]. В ходе визуального и геологического анализа ландшафта и рельефа берегов Байкала явно проявляются его выраженные фрактальные структуры. Фракталы представляют собой математические модели сложных структур, пространственное изображение которых представляется в виде сломанных, морщинистых и нечетких форм, и обладают следующими характерными свойствами, отображающими их иррегулярную сущность [13]:

ея же

1. Самоподобие (иерархический принцип организации);

2. Способность к развитию (принцип непрерывности формообразования);

3. Дробная метрическая размерность (принцип сингулярности меры);

4. Размытость, нечеткость контуров (принцип неопределенности границ);

5. Геометрическое представление хаотической динамики (принцип динамического хаоса).

Фракталы мы видим повсюду в естественной среде - в природе, в микро- и макромире (рис. 4-6).

ч'сеть наземНВД поверхности ?Т.фрактйг1ъиуго сеть

Рис. 4. Природные фрактальные структуры на поверхности земли. Космический снимок Fig. 4. Natural fractal structures on the earth surface. A space images

Рис. 5. Фрактальная формы. Слева-направо: кочан капусты сорта Романеско (Brassica oleracea). Фрактальное расположение ветвей деревьев Fig. 5. Fractal form. Left to right: the cabbage of Romanesco type (Brassica oleracea).

Fractal arrangement of tree branches

Надо заметить, теорию фрактальной геометрии и понятие дробной размерности создали математики: Л.Ф. Ричардсон (1881-1953), Феликс Хаус-дорф (1868-1942), А.С. Безикович (1891-1970), Б. Мандельброт (19242010). Феликс Хаусдорф был одной из главных фигур в развитии идеи фрактальной размерности. Б. Мандельброт предложил использовать в качестве такой характеристики определение размерности, введенное Ф. Хаусдор-фом в 1919 году. Его идеи были развиты в работах А.С. Безиковича, поэтому размерность носит имя Хаус-

дорфа - Безиковича. Бенуа Ман-дельброт продолжил эти исследования, много раз подчеркивая заслуги обоих предшественников - Хаусдорфа и Безиковича - в создании понятия дробной размерности, важнейшего во всей фрактальной науке [14]. Однако истоки теории, как бывает очень часто, лежат в античности. Пифагор, доказывая свою знаменитую теорему, построил фигуру, где на сторонах прямоугольного треугольника расположены квадраты. Получившееся дерево и есть ни что иное, как фрактальная структура.

Рис. 6. «Дерево Пифагора» - разновидность фрактала, построенная Пифагором Fig. 6. «The Pythagoras Tree» - type of fractal constructed by Pythagoras

В искусственной среде, а именно в архитектуре, мы снова наблюдаем фрактальные структуры.

Б. Мандельброт первым написал о фрактальности архитектуры, указав для сравнения форму здания Парижской оперы. Он приводит ряд примеров

фрактальных форм в архитектуре: это самоподобие форм в архитектуре зданий Исторического музея в Москве; Особняка Второва в Иркутске; индийских храмов (комплекс в Кхаджурахо); фрактальные прообразы и архитектура пирамидальных фасадов (ступенчатые пирамиды), колоколен, фасадов готических зданий Германии и множество

др. (рис. 7). Архитектура, начиная с планировки, фрагментов, деталей и заканчивая пространством города в целом - это система, обладающая фрактальными свойствами [15, 16].

Фактически любой фрагмент градостроительной структуры будет являться также фрактальным (рис. 8).

Рис. 7. Фасады с фрактальными структурами: а) Храмовый комплекс Кхаджурахо в Индии; б) Особняк Второва в Иркутске; в) Гэтический кафедральный собор в Кельне, Германия;

г) Исторический музей в Москве Fig. 7. Facades with fractal structures: а) Khadzhuraho Temple Complex in India; б) Vtorov's Palace in Irkutsk; в) Gothic cathedral in Cologne, Germany; г) Historical Museum in Moscow

Основными свойствами фрактальных структур в архитектуре и градостроительстве можно считать: самоподобие или иерхаичность (много-слойность); способность к развитию и непрерывному движению (генетич-ность); дробную размерность, непрерывность, принадлежность одновре-

менно к хаосу и порядку. Фрактал может быть как отдельным объектом, так и системой объектов. И в природе, и в искусственной среде мы видим как четко упорядоченные структуры, так и достаточно хаотично сформированные (рис. 9).

Рис. 8. Градостроительные фрактальные структуры. Космические снимки городов Fig. 8. Town-planning fractal structures. Space images of cities

v- №ziOrWÊDUL^

moi

Рис. 9. Природные фрактальные структуры Fig. 9. Natural fractal structures

Но структуры, первоначально идентифицируемые как хаотичные, оказывается, имеют свой определенный порядок. Такой порядок, например, имеет принцип построения композиции на основе разбиения Вороного -Дирихле, (рис. 10), [11].

Суть разбиения (плоской решетки) следующая.

1. На плоскость наносится произвольное множество точек. Они все находятся друг от друга на разных и случайных расстояниях.

2. Из множества точек попарно группируются те, которые находятся ближе друг к другу. Полученные пары точек соединяются отрезками прямых. Затем эти отрезки делятся пополам. И

в середине этого отрезка к нему вос- 3. Построенные для всех смеж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

станавливается перпендикуляр. ных точек перпендикуляры соединяют-

ся между собой.

Рис. 10. Разбиение поверхности решеткой по методу Вороного - Дирихле Fig. 10. Mesh-work on a surface by the Voronoi - Dirichle method

В результате описанных построений возникает сложная плоская решетка, или, правильнее сказать, сеть, обладающая свойством как большого разнообразия, так и вполне уловимого порядка. Развитие такой структуры не имеет определенной начальной или конечной точки. Однако принципов построения фрактальных решеток может быть великое множество.

Прежде чем начать работу над архитектурным или градостроительным проектом, создается «сценарий» развития конкретного места. Такой сценарий не пишется от начала до конца, как в кино, где исход событий задан заранее режиссером. В сценарии проектирования архитектор не может в точности знать, как будут развиваться события. Осуществляя его, архитектор открывает новые подробности реальности и, реагируя на это, не-

прерывно изобретает новые подходы, варьирует возможные комбинации.

Такой подход к процессу проектирования является, в сущности, фрактальным - отражает принцип динамического хаоса, поскольку исходные условия задачи инициируют ход развития архитектурного пространства (или городской среды) [15].

Такой фрактальный подход актуален и в поэтапном планировании туристических объектов на побережье Байкала - с учетом соответствующих экономических и экологических условий: т.е. постепенное, пошаговое освоение территории, когда архитектурный кластер появляется не единовременно, а постепенно, пошагово, путем приращения к одному объекту дополнительных, но по заданному определенному принципу, вырастая в сложные фрактальные композиции, рис. 11.

Рис. 11. Схема размещения объектов в ландшафте в соответствии с фрактальной сетью рельефа. Схема автораa Fig. 11. The placing objects scheme in the landscape in accordance with the relief fractal network.

Scheme of the authof

Кроме фрактальной структуры размещения объектов на рельефе, с успехом можно применить фрактальную структуру и к самим архитектурным объектам, что поддерживает ту же концепцию формообразования.

Для примера: в рамках реального проекта в 2008 году одним из авторов статьи, Глебовой Н., было сделано предложение по устройству туристиче-

ской базы на Ольхоне, где дома представляют собой фрактальную конструкцию - так называемый геодезический купол Фуллера.

Проект демонстрировался на девятом Международном Фестивале «Зодчество Восточной Сибири - 2009» и был отмечен Поощрительным дипломом Регионального Союза Архитекторов (рис. 12).

Рис. 12. Проект турбазы на острове Ольхон на Байкале, отмеченный дипломом Регионального Союза Архитекторов на девятом Международном Фестивале «Зодчество Восточной Сибири - 2009». Архитектор Гпебова Н. Fig. 12. The project of a tourist complex on Olkhon island on Lake Baikal, marked by the diploma of the Regional Union of Architects at the 9th International Festival "Architecture of Eastern Siberia - 2009". Arch. Glebova N.

Заключение

С тех пор архитекторами ООО «Динамика» было спроектировано и построено несколько домов с аналогичной конструкцией [17] в разных регионах РФ, в том числе жилой дом в Калининграде, который также был выставлен и отмечен Поощрительным дипломом Регионального Союза Архи-

текторов в 2016 году на XVI Межрегиональном Фестивале «Зодчество Восточной Сибири - 2016», рис. 13-15.

Наглядным и очень удачным примером использования аналогичных архитектурных форм в природной среде является парк-отель «Вайтпод» в Швейцарии (рис. 16).

Рис. 13. Жилой дом в Калининграде. Реализация 2015 г. Арх. Глебова Н., Журавлев А. Fig. 13. Residential building in Kaliningrad. Implementation of the year 2015. Arch. Glebova N., Zhuravlev A.

Рис. 14. Проекты с использованием конструкции в виде геодезической сферы. Слева - направо: проект гостевого дома на Камчатке; дома для туристов в районе Малого Моря оз. Байкал. Реализация 2017 г. Арх. Глебова Н., Журавлев А. Fig. 14. Projects using a geodetic sphere construction. Left to right: project of a guest house in Kamchatka; houses for tourists in the Small Sea of Lake Baikal area, the implementation of the year 2017. Arch. Glebova N., Zhuravlev A.

Рис. 15. Дом для проведения концертов для туристов, о. Ольхон. Реализация 2017 г.

Арх. Глебова Н., Журавлев А. Fig. 15. House for concerts for tourists, Olkhon Island. Implementation of the year 2017.

Arch. Glebova N., Zhuravlev A.

Рис. 16. Отель «Вайтпод». Швейцария. 2017 г. Fig. 16. Hotel «Whitepod». Switzerland. 2017

Мы видим деликатное внедрение в природный ландшафт целой системы сферических объектов, перекликающихся с фрактальной структурой рельефа, холмов и растительности. Для усиления идеи слияния с природой цвет и фактура архитектурных

объектов подобраны к окружающему природному контексту [18]. И это еще один правильный принцип формо- и стилеобразования архитектурной среды, который может быть применим на побережье Байкала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Daniel A. Bell, Avner de-Shalit. The Spirit of Cities: Why the Identity of a City Matters in a Global Age. Published by Princeton University Press, 41 William Street. Princeton, New Jersey 08540. In the United Kingdom: Princeton University Press, 6 Oxford Street Woodstock, Oxfordshire 0X20 1TWpress.princeton.edu. 2011.

2. Норберг-Шульц Кристиан. Жизнь имеет место // Архитектон: известия вузов. 1995. № 1-2 [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/ (02.05.2018).

3. Robert Adam. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World, pp. 176-193. Hernan Casakin, Fatima Bernardo. The Role of Place Identity in the Perception, Understanding, and Design of Built Environments», eISBN: 978-1-60805-413-8, 2012.

4. Меерович М.Г. Шесть стилей деревянного Иркутска. Часть I: Сибирское барокко, классицизм, модерн, неатрибутированные формы // Архитектон: известия вузов. Июнь

2013. № 42 [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/ (02.05.2018).

5. Кламер М., Глебова Н.М., Дружинина И.Е. Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Том 7. № 3. С. 132-144. D0I:10.21285/2227-2917-2017-3-132-134

6.Глебова Н.М. Критерии отбора уникальных объектов архитектурной среды городских пространств Иркутска с идентифицируемыми свойствами // сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции «International scientific news 2017». Москва, 2017. С. 802-806.

7. Глебова Н.М. Роль архитектурной идентичности в условиях глобализации // Сборник статей III международной конференции «Наука в эпоху дисбалансов». Киев, 2017. С. 56-62.

8. Власов А.Ф., Кузнецова М.В. История поселений северного побережья озера Байкал

// Известия Лаборатории древних технологий. 2016. № 4 (21). С. 50-57. DOI: 10.21285/24158739-2016-4-50-57

9. Чертилов А.К. Кругобайкальская железная дорога - «Золотая пряжка» Транссиба. История создания. Объект культурного и природного наследия. (История архитектуры и градостроительства Сибири). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015. 128 с.

10. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. Иркутск: Репроцентр А1, 2010. 630 с.

11. Большаков А., Суродина А., Максимова Э. Принцип ландшафтной конгруэнтности в градостроительстве // Проект Байкал. 2016. № 49. С. 54-59.

12. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства и районной планировки. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. 214 с.

13. Елена Чернова. Хаос и порядок: фрактальный мир // Природа. 2015. № 5. С. 34-44.

14. Трубецков Д.И., Трубецкова Е.Г. Фракталы и время (от Ричардсона и Ман-дельброта до Поллока). Фрактальная геометрия. М.: Российская академия наук, Отделение физических наук, 2017. 47 с.

15. Бабич В., Кремлев А. О фрактальных моделях в архитектуре // Архитектон: известия вузов. Июнь 2010. № 30 [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/ (02.05.2018).

16. Поморов С.Б., Филиппов А.А. Фракталы и их участие в архитектурном проектировании // Ползуновский вестник. 2014. № 1. С. 141-147.

17. Архитекторы ООО «Динамика» [Электронный ресурс]. URL: www.dynamica-domes.ru (02.05.2018).

18. Hotel «Whitepod». Available at: www.whitepod.com (accessed on May 02, 2018).

REFERENCES

1. Daniel A. Bell, Avner de-Shalit. The Spirit of Cities: Why the Identity of a City Matters in a Global Age. Published by Princeton University Press, 41 William Street. Princeton, New Jersey 08540. In the United Kingdom: Princeton University Press, 6 Oxford Street Woodstock, Oxfordshire OX20 1TWpress.princeton.edu. 2011.

2. Norberg-Shul'c Kristian. Zhizn' imeet mesto [Life takes place]. Arhitekton: izvestiya vu-zov [Architecton: news of higher education institutions], 1995, № 1-2. Available at: http://archvuz.ru/ (accessed on May 02, 2018).

3. Robert Adam. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World, pp. 176-193. Hernan Casakin, Fâtima Bernardo. The Role of Place Identity in the Perception, Understanding, and Design of Built Environments», eISBN: 978-1-60805-413-8, 2012.

4. Meerovich M.G. Shest' stilejderevyan-nogoIrkutska. Chast' I: Sibirskoebarokko, klassi-cizm, modern, neatributirovannyeformy [Six styles of wooden Irkutsk. Part I: The Siberian baroque, classicism, a modernist style, not attributed forms]. Arhitekton: izvestiyavuzov [Architecton: news of higher education institutions], Iyun' 2013, № 42. Available at: http://archvuz.ru/ (accessed on May 02, 2018).

5. Klamer M., Glebova N.M., Druzhinina I.E. Identifikacionnye kody arhitekturnoj sredy gorodskih prostranstv [Identification codes of the architectural environment of city spaces]. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, no. 3, pp. 132-144. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-132134

6. Glebova N.M. Kriterii otbora unikal'nyh ob"ektov arhitekturnoj sredy gorodskih prostranstv

Irkutska s identificiruemym isvojstvami [Selection criteria of unique objects of the architectural environment of city spaces of Irkutsk with the identified properties]. Cbornik statej XXVIII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «International scientific news 2017» [Collection of articles XXVIII of the International scientific and practical conference "International scientific news 2017"], Moscow, 2017, pp. 802-806. (In Russian)

7. Glebova N.M. Rol' arhitekturnoj iden-tichnosti v usloviyah globalizacii [Role of architectural identity in the conditions of globalization]. Sborni kstatej III mezhdunarodnoj konferencii «<Nauka v ehpohu disbalansov» [Collection of articles III of the international conference "Science during an Era of Imbalances"], Kiev, 2017, pp. 5662. (In Russian)

8. Vlasov A.F., Kuznecova M.V. Istoriya poselenij severnogo poberezh'ya ozera Bajkal [History of settlements of the northern coast of Lake Baikal]. Izvestiya Laboratorii drevnih tekhnologij [News of Laboratory of ancient technologies], 2016, no. 4 (21), pp. 50-57. (In Russian). DOI: 10.21285/2415-8739-2016-4-50-57

9. Chertilov A.K. Krugobajkal'skaya zheleznaya doroga - «Zolotaya pryazhka» Trans-siba. Istoriya sozdaniya. Ob"ekt kul'turnogo I pri-rodnogo naslediya. (Istoriya arhitektury i grados-troitel'stva Sibiri) [The Circum-Baikal railroad - "A gold buckle" of the Trans-Siberian Railway. Creation history. Object of cultural and natural heritage. (History of architecture and town planning of Siberia)]. Irkutsk, Izd-vo IrGTU Publ., 2015, 128 p. (In Russian)

10. Gol'dfarb S.I. Mir Bajkala [World of Baikal]. Irkutsk, Reprocentr A1 Publ., 2010, 630 p. (In Russian)

11. Bol'shakov A., Surodina A., Maksimova Eh. Princip landshaftno jkon-gruehntnosti v gradostroitel'stve [The principle of landscape congruence in town planning]. Proekt Bajkal [Baikal Project], 2016, no. 49, pp. 54-59. (In Russian)

12. Bol'shakov A.G. Osnovy teorii grados-troitel'stva I rajonnoj planirovki [Bases of the theory of town planning and regional planning]. Irkutsk, Izd-vo IrGTU Publ., 2004, 214 p. (In Russian)

13. Elena Chernova. Haos I poryadok: fraktal'nyjmir [Chaos and order: fractal world]. Pri-roda [Nature], 2015, no. 5, pp. 34-44. (In Russian)

14. Trubeckov D.I., Trubeckova E.G. Fraktaly I vremya (ot Richardsona I Mandel'brota do Polloka). Fraktal'naya geometriya [Fractals and time (from Richardson and Mandelbrot to Pollock). Fractal geometry]. Moscow, Rossijskaya

akademiya nauk, Otdelenie fizicheskih nauk Publ., 2017, 47 p. (In Russian)

15. Babich V., Kremlev A. O fraktal'nyh modelyah v arhitekture [About fractal models in architecture]. Arhitekton: izvestiya vuzov [Archit ecton: news of higher education institutions], Iyun' 2010, no. 30. Available at: http://archvuz.ru/ (accessed on May 02, 2018).

16. Pomorov S.B., Filippov A.A. Fraktaly i ih uchastie v arhitekturnom proektirovanii [Fractals and their participation in architectural design]. Polzunovskij vestnik [Polzunovsky News], 2014, no. 1, pp. 141-147. (In Russian)

17. Arhitektory OOO «Dinamika» [Architects of LLC Dinamika]. Available at: www.dynamica-domes.ru (accessed on May 02, 2018).

18. Hotel «Whitepod». Available at: www.whitepod.com (accessed on May 02, 2018).

Критерии авторства

Глебова Н.М., Большаков А.Г., Нямдорж На-рантуяа имеют равные авторские права. Глебова Н.М. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Glebova N.M., Bolshakov A.G., Niamdorzh Naran-tuia have equal author's rights. Glebova N.M. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.