Научная статья на тему 'Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств'

Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1154
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ / IDENTIFICATION CHARACTERISTIC / CITY IDENTITY / CITY SPACES / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / GLOBALIZATION IN THE ARCHITECTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кламер М. К., Глебова Н. М., Дружинина И. Е.

Цель. Приводится обзор исследований в области уникальных свойств архитектурной среды городских пространств, их характерных признаков, определенных метрических параметров и символических маркеров, помогающих людям идентифицировать (распознавать) конкретные места города, основных принципов соблюдения идентификационных свойств архитектурной среды. Методы. В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы: анализа и синтеза знаний, полученных в результате обзора литературы по данной теме; метод наблюдения и фиксации всех факторов и критериев, создающих и усиливающих уникальный образ городского пространства, его «идентичность». Результаты. Показана важность сохранения природного и историко-культурного наследия как одного из главных идентификационных кодов городского пространства. Выводы. Выдвинуты предположения о постепенной трансформации модернистских явлений в традиционалистические с течением времени, рассмотрены паллиативные приемы сохранения идентичности городских пространств в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION CODES OF ARCHITECTURAL AREA OF CITY SPACES

Purpose. We give the survey of researches in the sphere of unique capacities of city spaces, their characteristic features, special metrical parameters and symbolic markers which help people to identify (recognize) particular places of the city, of main principles of following identification capacities of architectural area. Methods. During the research we used theoretical and empiric methods: of analyses and synthesis of knowledge, received as a result of the survey of literature on this topic; method of observation and fixation of all factors and criteria which create and force a unique image of a city space, its «identity». Results. We showed the necessity to keep natural, historical and cultural heritage as one of the main identification codes of city space. Conclusions. We made suggestions about step-by-step transformation of modern events into traditionalistic ones with the course of time, considered palliative ways to keep identity of city spaces in the period of globalization.

Текст научной работы на тему «Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств»

Оригинальная статья / Original article УДК 711, 712

DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-132-144

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ КОДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

© М. Кламер3, Н.М. Глебоваь, И.Е. Дружинина0

Технический университет Вены,

Австрия, Е280/5, 1040, Вена, площадь Эрцгерцога Йохана, 1. ^Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Резюме. Цель. Приводится обзор исследований в области уникальных свойств архитектурной среды городских пространств, их характерных признаков, определенных метрических параметров и символических маркеров, помогающих людям идентифицировать (распознавать) конкретные места города, основных принципов соблюдения идентификационных свойств архитектурной среды. Методы. В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы: анализа и синтеза знаний, полученных в результате обзора литературы по данной теме; метод наблюдения и фиксации всех факторов и критериев, создающих и усиливающих уникальный образ городского пространства, его «идентичность». Результаты. Показана важность сохранения природного и историко-культурного наследия как одного из главных идентификационных кодов городского пространства. Выводы. Выдвинуты предположения о постепенной трансформации модернистских явлений в традиционалистические с течением времени, рассмотрены паллиативные приемы сохранения идентичности городских пространств в эпоху глобализации.

Ключевые слова: идентификационные признаки, городская идентичность, городские пространства, историко-культурное наследие, глобализация в архитектурной среде.

Формат цитирования: Кламер М., Глебова Н.М., Дружинина И.Е. Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 3. С. 132-144. DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-132-144

IDENTIFICATION CODES OF ARCHITECTURAL AREA OF CITY SPACES

© M. Klamer, N.M. Glebova, !.Е. Druzhinina

Technical University of Vienna,

1 square of Archduke Johan, Е280/5, Vienna 1040, Austria Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation

Abstract. Purpose. We give the survey of researches in the sphere of unique capacities of city spaces, their characteristic features, special metrical parameters and symbolic markers which help people to identify (recognize) particular places of the city, of main principles of following identification capacities of architectural area. Methods. During the research we used theoretical and empiric methods: of analyses and synthesis of knowledge, received as a result of the survey of literature on this topic; method of observation and fixation of all factors and criteria which create and force a unique image of a city space, its «identity». Results. We showed the necessity to keep natural, historical and cultural heritage as one of the main identification codes of city space. Conclusions. We made suggestions about step-by-step transformation of modern events into traditionalistic ones with the course of time, considered palliative ways to keep identity of city spaces in the period of globalization.

Keywords: identification characteristic, city identity, city spaces, historical and cultural heritage, globalization in the architectural sphere

For citation: Klamer M., Glebova N.M., Druzhinina I.E. Identification codes of architectural area of city spaces. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 132-144. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-29172017-3-132-144

Введение

Отсутствие культуры ансамблевой застройки, бережного отношения к среде и доминирование коммерческих интересов при создании архитектурных объектов приводит к утере своеобразия архитектурной среды -

городской идентичности, т.е. узнаваемости, неповторимости, индивидуальности

городского образа [1]. Смена эпох, поколений, смешение стилей, функций, технологий, типовая застройка и глобализация наслаиваются друг на друга и

создают порой неконтролируемую среду, лишенную стилистической и смысловой целостности. В результате исчезает индивидуальный уникальный образ города. Горожане не отождествляют себя с местом своего обитания, город не интересен туристам [2]. И тем не менее каждая эпоха оставляет за собой новые маркеры идентичности, которые, в свою очередь, несут с собой идентификационные коды, порой меняющиеся со временем в восприятии людей [3-5]. Обнаружение идентификационных кодов объектов и пространств Иркутска помогло бы усилить аутентичность города и гармонизировать его архитектурную среду. «Аутентичность города необходима для решения множества проблем. Она нужна историческим городам, пропускающим через себя мощные туристические потоки. Нужна для устойчивого развития, для обеспечения психического здоровья горожан» [2].

Идентификационные коды городских пространств - это характерные признаки, свойства и определенные метрические параметры, по которым мы узнаем те или иные места города и отличаем их от других мест или аналогичных мест других городов. Такими кодами, или символами, идентичности могут быть как отдельные объекты архитектурной среды или даже архитектурные детали, так и комбинации объектов или целые ансамбли или кластеры. «Идентификация -это не что-нибудь застывшее, это, скорее, то, что надо постигать снова и снова» [6].

Материал и методы исследования

В ходе знакомства с разными исследованиями в области идентификационных свойств архитектурной среды были обозначены и зафиксированы все факторы, создающие и усиливающие уникальный образ городского пространства, его «идентичность», критерии оценки архитектурной среды городских пространств и принципы соблюдения их идентификационных свойств.

Известный специалист по когнетив-ному восприятию города, Кевин Линч, еще в 60-х годах XX столетия предложил теорию восприятия города по 5-ти элементам (рис. 1)

[7]:

1. Пути - это траектории, по которым перемещается человек.

2. Границы (края) - это все, что препятствует движению.

3. Районы - это крупные участки города с единым характером.

4. Узлы - пересечение путей и стратегические «оживленные» места (общественные пространства).

5. Ориентиры - ключевые точки навигации внутри города (доминанты, акценты).

Дополнением к такой структуре стал элемент skyline - «очертание на фоне неба», описанный в начале 1990-х Дмитрием Сергеевичем Лихачевым (выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор).

Гутнов Алексей Эльбрусович, советский архитектор, теоретик архитектуры и градостроительства, в 1970-е годы описал такие понятия, как «знаковая фактура», «мегатек-стура» и «медиатектура» города [8].

Салмин Леонид Юрьевич, кандидат искусствоведения, профессор (1980-е), добавил такие элементы, как ворота - точки входа-выхода, углы - точки перемены направления границы. Его последователь, П.А. Путин-цев, делает попытку выявления структурных элементов городского образа и установления связей между реальным и виртуальным в феноменологии города [9].

Глазычев Вячеслав Леонидович, доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института, использует понятие «кадр» как некую форму для «чтения» городской среды [10].

Семенцов Сергей Владимирович, доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, в 2007 году в своей диссертации «Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703-2000-е годы» впервые сформулировал такую обобщающую характеристику, как «градостроительный генетический код Санкт-Петербурга», т.е. неповторимые индивидуальные признаки, характеризующие город.

аКламер Михаэль, доктор технических наук, профессор Института систем транспортного планирования, тел. +43 1 58801-280515, e-mail: michael.klamer@tuwien.ac.at

Michael Klamer, Doctor of Technical Sciences, Professor, Institute of transport systems planning, tel.: +43 1 58801-280515, е-mail: michael.klamer@tuwien.ac.at

ьГлебова Наталья Моисеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: + 7 (3952) 40-51-56, e-mail: nita12@yandex.ru

Natalia M. Glebova, associate professor of the Department of Architectural Design, tel.: + 7 (3952) 40-51-56, е-mail: nita12@yandex.ru

Дружинина Инна Евгеньевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com

Inna E. Druzhinina, Associate Professor of the Department of Architectural Design, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com

Яргина Зоя Николаевна, доктор архи- Роберт Адам, английский архитектор, под-

тектуры, профессор Московского архитектур- тверждает эту мысль, разделяя термины

ного института, исследовала социальные ос- «идентификация людей с местами их прожи-

новы градостроительного проектирования и вания» и «идентичность места» [12].

отмечала, что жители и туристы воспринимают одни и те же места города по-разному [11].

Рис. 1. Центральный район города Иркутска. Космический снимок. Обозначения элементов восприятия города: красный цвет - пути; оранжевый - район; желтый - границы; зеленый - узлы; розовый - ориентиры Fig. 1. The central district of the Irkutsk city. Space photo. Elements of city perception, designations: red - ways; orange - area; yellow - border; green - nodes; pink - landmarks

Перов Федор Викторович, кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой архитектурного проектирования Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, в 2015 году сформировал принципы соблюдения идентификации архитектурной среды [13]:

1. Сохранение традиций застройки городской среды, сложившейся плотности застройки.

2. Сохранение силуэта застройки улиц как признака идентификации городской среды.

3. Модульность городской застройки, использование традиционных параметров жилых зданий.

4. Сохранение архитектурных приемов, связанных с типологическими особенностями жилых зданий.

5. Определенное цветовое решение уличной застройки (рис. 2, 3).

6. Использование характерных архитектурных деталей (рис. 4, 5).

Еще одна важная составляющая, которая усиливает и подчеркивает уникальность «места», определяя его идентификационные признаки - это природно-ландшафтный комплекс. Профессор, доктор архитектуры Большаков Андрей Геннадьевич исследует города, сформированные в четкой взаимосвязи с ландшафтной основой, провозглашая идею ландшафтной сообразности и гармонии архитектуры с природно-климатическими особенностями территории (рис. 6, 7) [16].

Кроме всех физически ощущаемых элементов существует такой идентификационный фактор, как культурно-исторические коды места. Эти коды могут распознаваться когнитивно, а могут представлять из себя информацию, «витающую в воздухе», и тогда на этих местах возникают памятники или целые градостроительные ансамбли [17-21].

ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)

Этот феномен называют «дух места». Данная концепция - на латинском genius loci (гений места) - была придумана римлянами. Согласно древнему римскому поверью, каждая независимая сущность имеет свой дух, «дух места» служит основой для развития архитектуры и культурно-исторической неповто-

римости городского пространства (рис. 8, 9). Кристиан Норнберг Шюльц, норвежский архитектор, историк и теоретик архитектуры, последователь гештальтпсихологии, наиболее глубоко исследовал эту тему в 60-х годах XX века [1, 6].

Рис. 2. Типичное цветовое решение для Иркутска. Трехэтажный дом Я.Я. Тышковского с гостиницей «Гранд-отель». 1906 г. Фото А.Д. Ермакова [14] Fig. 2. A typical color solution for Irkutsk. 3-storey house of Ya.Ya. Tyshkovsky with the "Grand Hotel". 1906. Photo by A. Ermakov [14]

Рис. 3. Типичное цветовое решение для Иркутска. Дом Я.Я. Тышковского. Фото Н. Глебовой, 2017 г. Fig. 3. A typical color solution for Irkutsk. The house of Y.Ya. Tyshkovsky. Photo by N. Glebova, 2017

Рис. 4. Оконные наличники деревянных домов Иркутска [15] Fig. 4. Window frames of wooden houses in Irkutsk [15]

Рис. 5. Декоративные детали ворот дома № 21 по ул. Ф. Энгельса, представленного в списке мирового наследия ЮНЕСКО. Гостиница «Дом Европы». Фото 2017 г. Fig. 5. Decorative details of gates of house № 21 F. Engels Street, presented in the list of the world heritage of UNESCO. Hotel «House of Europe». Photo of 2017

Рис. 6. Вид на место, где сливаются 3 реки Иркутска - Ангара, Иркут и Ушаковка.

Фото С. Степанова, 2016 г. Fig. 6. View out at the place where 3 rivers in Irkutsk fuse - Angara, Irkut and Ushakovka.

Photo by S. Stepanov, 2016

Рис. 7. Сквер Кирова зимой. Иркутск, 2016 г. Fig. 7. The Kirov square in winter. Irkutsk, 2016

Рис. 8. Сохранившаяся труба первой Иркутской ТЭЦ напоминает о временах, когда в городе зажглась первая электрическая лампочка, а позднее появилось централизованное отопление. Сейчас труба является историческим кодом и символом.

Фото Н. Глебовой, 2017 г. Fig. 8. Salvaged tubing of first Irkutsk TPP resembles the times, when the first electric bulb lit in the city, and later the central heating appeared. Now the tube is a historic code and a symbol.

Photo by N. Glebova, 2017

Рис. 9. Знаковое место города Иркутска - место его основания и строительства

острога. Фото Н. Глебовой, 2017 г. Fig. 9. Significant place of Irkutsk - place of its foundation and building of prison. Photo by N. Glebova, 2017

Результаты исследования и их обсуждение

В основе всех принципов соблюдения идентификации архитектурной среды лежит сохранение природного и историко-культурного наследия. Исторический центр Иркутска находится в числе кандидатов на

включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. 1099 памятников архитектуры и культурного наследия насчитывается на территории Иркутска. Их исследованию посвятили себя многие ученые, архитекторы, такие как В.Т. Щербин, Е.Ю. Барановский, Б.И. Оглы, Б.Т. Литвинов, Н. Красная,

В.Г. Распутин, С.И. Медведев, А.В. Корзун, М.Г. Меерович, А.А. Ляпин, Э.Г. Павлюченкова, Н.М. Полунина и др. [15, 22, 23].

В.И. Литвина, кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Иркутского государственного университета, составила библиографический справочник, включающий 4 500 источников, вышедших с 1918 по 2006 гг., посвященных истории Иркутска: монографии, очерки, отдельные учебные пособия, статистические материалы, воспоминания; статьи из сборников, журналов; материалы конференций, энциклопедии, справочники, атласы, планы, карты, буклеты, библиографические пособия [24]. Эти источники дают представление об уникальных и богатейших памятниках истории, культуры и архитектуры Иркутска, что должно являться основой и контекстом для проектирования новых архитектурных объектов и элементов архитектурной среды.

Хотелось бы остановиться на одном выдающемся исследователе, авторе первого опорного историко-архитектурного плана Иркутска, Валерии Трофимовиче Щербине (28 февраля 1941 г. - 8 августа 2013 г.) [22], который был абсолютным знатоком сибирской архитектуры, основателем отрасли изучения и реставрации архитектурных памятников Приангарья. В 1970-х годах московские архитекторы начинают создавать проект нового генерального плана Иркутска. В эскизных разработках они предлагают радикальную модернизацию центральной части города, снос большей части деревянной исторической застройки. Основанием для такого подхода являлось то, что в Иркутске не существовало документации на архитектурные памятники. Высокая профессиональная квалификация искусствоведа позволяет Валерию Щербину понять масштаб и значение возникшей угрозы для культуры и исторического облика Иркутска. Он предлагает разработать историко-архитектурный опорный план, где будет отражена вся важная историческая застройка. Детальное исследование территории площадью почти 4 тысячи гектаров является действительно грандиозным. Труд В.Т. Щербина получает высокую оценку в Институте искусствознания и в Министерстве культуры в Москве. План признают образцовым и рекомендуют использовать методику его создания в других городах России. В Иркутске этот документ изменяет всю стратегию градостроительного развития исторического центра города, план продолжает оставаться актуальным и сегодня (рис. 10) [22].

Владимир Плужников, кандидат искусствоведения, архитектуровед, историк искусства, науки и техники, руководитель Центра документации наследия (ЦДН) Российского научно-исследовательского института

культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Института наследия) в Москве, также считает архитектуру исторического центра Иркутска уникальной и отмечает конкретные отличительные особенности [26]. Он также является составителем и научным редактором сборников «Архив наследия», профессором Академии реставраций. В. Плужников пишет: «Один известный красноярский критик и историк как-то воскликнул: "Сибирь - это не Россия!"». В Иркутске острее, чем в других сибирских городах, чувствуется значительная независимость от России, находящейся к западу от Урала. Даже в несложных бревенчатых сооружениях ощутимы отклонения и в породе деревьев, и в плотницких приемах, и в объемах. Деревянная Тихвинская церковь конца XVII в., стоявшая на территории Вознесенского монастыря и снесенная в 1930-е гг. при строительстве мясокомбината, была похожа не на избу, а на башни сибирских острогов, как и диспетчерские здания конца XIX в. на Транс-Сибирской железнодорожной магистрали. Сильно вытянутый вверх четверик храма (как в острожных башнях) стал ядром и первого каменного восточносибирского храма - уцелевшей Спасской церкви в Иркутске. Строил ее с 1706 г. московский мастер М.И. Долгих. Не только в пропорциях здания, но и в фасадных формах он отклонился от столичных прообразов. Колокольня при этом храме уже типично иркутская: с мощными и в то же время нарядными восьмигранными ярусами. Ее возводили на полвека позже, когда своеобразие местного барокко стало несомненным. Издавна самым ярким произведением этого регионального стиля называют Крестовоз-движенскую церковь. В отдельных деталях прослеживается влияние соседского ламаизма, а также казанских татар, подобного декора нет в архитектуре к западу от Урала. Богатое архитектурное наследие Иркутска - подтверждение неформального статуса этого города как главного культурного центра Восточной Сибири.

Памятники архитектуры советского модернизма, главным представителем которого в Иркутске был Владимир Азарьевич Павлов (рис. 11, 12), несомненно, также являются теперь уникальным архитектурным наследием города и, соответственно, определяют идентичность места. Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, в своей статье об Иркутске пишет: «главным признаком 70-х и их иркутской версии модернизма является размах, обусловленность каждого шага крупным градостроительным замыслом, а также отношение к природному и градостроительному контексту, построенное не на буквальном его прочтении и обязательном уподоблении, но на следовании существу и духу места; Иркутск 70-х существо-

вал в одном времени с британскими брутали-стами, японскими метаболистами, голландскими структуралистами и великими американцами Л. Каном и П. Рудольфом. Но, живя теми же настроениями, что и известные миру

современники, иркутская школа тех лет умудрилась сохранить отчетливо видимую сегодня независимость, оригинальность и специфику, что определяется словом "регионализм"» [27].

Рис. 10. Фрагмент опорного историко-архитектурного плана Иркутска, автор В.Т. Щербин. На плане обозначены все исторические постройки, их стилистические и временные характеристики. Отдельно отмечены характеристики типологии деревянной застройки, показаны образцовые (типичные для Иркутска) и уникальные здания [25] Fig. 10. Fragment of the basic historical architectural plan of Irkutsk. Author Shcherbin V.T. The plan indicates all historical buildings, their stylistic and temporal characteristics. And also the characteristics of the typology of wooden buildings are separately noted, exemplary (typical of Irkutsk) and unique buildings are shown [25]

Рис. 11. Жилой дом на проспекте Жукова в г. Иркутске. Архитектор В.А. Павлов.

Фото Н. Глебовой, 2017 г. Fig. 11. Residential house in Zhukov prospect in Irkutsk. Architect V.A. Pavlov.

Photo by N. Glebova, 2017

Рис. 12. Дворец профсоюзов в г. Иркутске. Архитектор В.А. Павлов. Фото Н. Глебовой, 2017 г. Fig. 12. Mansion-house in Irkutsk. Architect V.A. Pavlov. Photo by N. Glebova, 2017

Иркутский регионализм выстраивался как на материале российского наследия, конструктивизма и супрематизма, так и под влиянием «бед» вроде сурового климата, официальных требований сборности, модульности и индустриальности, скудости материальной базы и выразительных средств, которые остроумно трансформировались в достоинства.

Выводы

Модернизм был основан на идее интернационализма и окончании традиции. Как сказал Эрик Мендельсон в 1919 году, «все тенденции представляются необходимыми для достижения цели, и, следовательно, ведут к решению проблемы новой архитектуры...». Также за последние 20 лет были отмечены значительное расширение границ и либерализация международного капитала и основных достижений в области коммуникаций, в результате чего возникло явление, известное как глобализация, что еще больше усилило позиции интернационального архитектурного стиля в новой архитектуре. Казалось бы, это должно противоречить идее сохранения историко-культурного наследия [12]. Но следует ли всегда новаторству быть в оппозиции к традиционализму? Возможно, их мирное взаимодействие и создает синергию старого и нового. Модернизм 50-х постепенно перетекает в традиционализм. Новое (то с положительным, то с отрицательным знаком) и традиционное, устоявшееся сосу-

ществуют от сотворения мира. И архитектурная среда городских пространств - это именно та целостность, integrity, в которой все должно органично взаимодействовать. Возможно, порой, традиционализм и регионализм оказываются своеобразным контрастным фоном для проявления модернизма, и вполне успешно можно балансировать между этими диаметрально противоположными направлениями [5].

Поскольку социальная идентичность оспаривается последствиями глобализации, географически стабильная идентичность места может быть паллиативным (временным, смягчающим) средством сохранения идентичности [12]. Внимательное отношение к ландшафтным особенностям места, его историческим кодам и смыслам, обличенным в символы и архитектурные объекты, сохранение и приумножение аутентичного ландшафта и растительности, а также соблюдение геометрических параметров и пропорций, сложившихся в конкретных городских пространствах, и создают систему уникальных идентификационных признаков.

Использование своего культурного наследия, традиционных методов строительства и моделей создания искусственной среды может и должно соответствовать современным потребностям. Региональная идентичность выражается через архитектурные формы и элементы архитектурной среды и не только устанавливает связь между людьми и

местом, которое они населяют, но и способствует сохранению окружающей среды и укреплению привязанности людей к месту. И местная традиция может быть адекватно ин-

тегрирована с глобальной модернизацией, в то же время обеспечивая чувство уникальности места [28].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лидин К.Л. Я, город // Проект Байкал. 2014. № 42. С. 50-55.

2. Bell D.A., de-Shalit A. The Spirit of Cities: Why the Identity of a City Matters in a Global Age. Princeton; Woodstock: Princeton University Press, 2011. 360 p.

3. Ross C., Clark J. London: The Illustrated History. Penguin Books Ltd., 2011. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kusch C.F., Gelhaar A. Venice Architectural Guide: Buildings and Projects After 1950. DOM Publishers, 2014. 280 p.

5. Rem Koolhaas: National identity in architecture [Электронный ресурс]. URL: http://architectureau.com/ (11.04.2017).

6. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место // Известия высших учебных заведений. Architecton. 1995. № 1-2. С. 24-31.

7. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

8. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. М.: Стройиздат, 1977. 126 с.

9. Путинцев П.А. Феноменология города и его образа // Архитектон: известия вузов. 2011. № 33. С. 4.

10. Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011. 400 с.

11. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. 366 с.

12. Robert Adam. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World // The Role of Place Identity in the Perception, Understanding, and Design of Built Environments. 2012. P. 176-193.

13. Перов Ф.В. Влияние морфологии архитектуры исторического города на проблемы идентификации городской среды // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2015. № 6. С.10-18.

14. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках. Историко-библиографический альбом-каталог. 1899-1917. М.: Галарт, 1996. 646 с.

15. Меерович М.Г. Шесть стилей деревянного Иркутска. Часть I: Сибирское барокко, класицизм, модерн, неатрибутирован-ные формы // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42. С. 8.

16. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства и районной планировки:

1. Lidin K.L. Me, the City. Proekt Baikal [Project Baikal], 2014, no. 42, pp. 50-55.

учеб. пособ. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. 214 с.

17. Кламер М., Глебова Н.М. Общественные парадные пространства Венского ринга - из истории в современность // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 228-243.

18. Pfundner Hg.M. Wien Wird Weltstadt // Ausstellungskatalog. Wien: Metroverlag, 2015. 256 s.

19. Der ring. Pionierjahre einer prachtstrasse / Wien Museum // Oktober Ausstellungskatalog. 288 s.

20. Ringstrasse. Ein jüdischer Bulevard / Jüdisches Museum Wien // Ausstellungskatalog. 341 s.

21. Vienna's Ringstrasse. Ostfildern: Hatje Cantz Verlag Zepellinstrasse, 2015. 228 s.

22. Ляпин А.А. Искусствовед Валерий Щербин и формирование Иркутской школы истории архитектуры // Вестник ИрГТУ. 2014. № 10. С. 318-322.

23. Корзун А.В. Планировочная структура Иркутска: факторы устойчивого развития (ретроспективный анализ) // Вестник ИрГТУ. 2011. № 2 (49). С. 79-83.

24. Иркутск. Библиографический указатель / [сост.: В.К. Пешкова, Г.Ф. Ямщикова, Н.В. Инешина, О.Ю. Митина; науч. ред.

B.И. Литвина]. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2009. 487 с.

25. Семенцов С.В. Значение территорий Приневья и Приладожья в общественном сознании Древней Руси и Скандинавии // Скандинавские чтения 2000 года. СПб., 2002.

C.91-145.

26. Плужников В. Иркутск глазами москвича // Земля иркутская. 2001. № 16.

27. Боков А. Владимир Павлов // Проект Байкал. 2010. № 26. С. 29-31.

28. Orozco J.C. A comparative analysis of Kenneth Frampton's critical regionalism and William J.R. Curtis's authentic regionalism as a mians for evaluating two houses by Mexican architect Luis Baragan // A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree master of science in architecture. Manhattan, Kansas, 2011.

2. Bell D.A., de-Shalit A. The Spirit of Cities: Why the Identity of a City Matters in a

Global Age. Princeton; Woodstock: Princeton University Press, 2011. 360 p.

3. Ross C., Clark J. London: The Illustrated History. Penguin Books Ltd., 2011. 352 p.

4. Kusch C.F., Gelhaar A. Venice Architectural Guide: Buildings and Projects After 1950. DOM Publishers, 2014. 280 p.

5. Rem Koolhaas: National identity in architecture. URL: http://architectureau.com/ (11.04.2017).

6. Norberg-Shul'ts K. Life takes place. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Archi-tecton [News of high educational establishments. Architecton], 1995, no. 1-2, pp. 24-31. (In Russian)

7. Linch K. Obraz goroda [City image]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1982. 328 p.

8. Gutnov A.E., Lezhava I.G. Budushchee goroda [Future of the city]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1977. 126 p.

9. Putintsev P.A. Phenomenology of the city and its image. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education], 2011, no. 33, p. 4. (In Russian)

10. Glazychev V.L. Gorod bez granits [City without borders]. Moscow: Territoriya budushchego Publ., 2011. 400 p.

11.Yargina Z.N. Estetika goroda [Aesthetics of the city]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1991. 366 p.

12. Robert Adam. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World. The Role of Place Identity in the Perception, Understanding, and Design of Built Environments, 2012, pp. 176-193.

13. Perov F.V. The influence of the morphology of the historical architecture of the city on the problem of identifyingthe urban environment. Arkhitektura, gradostroitel'stvo i dizain [Architecture, Urbanism and Design], 2015, no. 6, pp. 10-18. (In Russian)

14. Medvedev S.I. Irkutsk na pochtovykh otkrytkakh. Istoriko-bibliograficheskii al'bom-katalog. 1899-1917 [Irkutsk in post cards. Historian and librarian album-catalogue. 1899-1917]. Moscow: Galart Publ., 1996. 646 p.

15. Meerovich M.G. The six styles of wooden Irkutsk. Part I: Siberian baroque, classicism, modernism, unattributed forms. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education], 2013, no. 42, p. 8. (In Russian)

16. Bol'shakov A.G. Osnovy teorii gra-dostroitel'stva i raionnoi planirovki [Basis of the-

Критерии авторства

Кламер М., Глебова Н.М., Дружинина И.Е. имеют равные авторские права. Глебова Н.М. несет ответственность за плагиат.

ory of town-planning and district planning]. Irkutsk: Irkutsk State Technical University Publ., 2004. 214 p.

17. Klamer M., Glebova N.M. Public parades of a Space Ring - from histrory to modern. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2016, no. 2 (17), pp. 228-243. (In Russian)

18. Pfundner Hg.M. Wien Wird Weltstadt. Ausstellungskatalog. Wien: Metroverlag Publ., 2015. 256 p.

19.Der ring. Pionierjahre einer prachtstrasse. Oktober Ausstellungskatalog. 288 p.

20. Ringstrasse. Ein jüdischer Bulevard. Ausstellungskatalog. 341 p.

21. Vienna's Ringstrasse. Ostfildern, Hat-je Cantz Verlag Zepellinstrasse, 2015. 228 p.

22.Lyapin A.A. Art historian Valery Shcherbin and Irkutsk school of history of architecture formation. Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2014, no. 10, pp. 318-322. (In Russian)

23.Korzun A.V. Irkutsk planning structure: factors of sustainable development (retrospective analysis). Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2011, no. 2 (49), pp. 79-83. (In Russian)

24. Irkutsk. Bibliograficheskii ukazatel' [Irkutsk. Bibliographical guide]. Irkutsk: Irkutsk State Technical University Publ., 2009. 487 p.

25. Sementsov S.V. Value of territories of Prinebie and Priladozhie in the public conscious of Ancient Rus' and Scandinavia. Skandinavskie chteniya 2000 goda [Scandinavian readings of 2000]. St. Petersburg, 2002, pp. 91-145. (In Russian)

26. Pluzhnikov V. Irkutsk through the eyes of citizens of Moscow. Zemlya irkutskaya [Irkutsk land], 2001, no. 16. (In Russian)

27. Bokov A. Vladimir Pavlov. Proekt Baikal [Project Baikal], 2010, no. 26, pp. 29-31.

28. Orozco J.C. A comparative analysis of Kenneth Frampton's critical regionalism and William J.R. Curtis's authentic regionalism as a mians for evaluating two houses by Mexican architect Luis Baragan. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree master of science in architecture. Manhattan, Kansas, 2011.

Contribution

Klamer M., Glebova N.M., Druzhinina I.E. have equal author's rights. Glebova N.M. bears the responsibility for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила 20.05.2017 г.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 20 May 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.