Научная статья на тему 'Город - лаборатория идентичности'

Город - лаборатория идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
561
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / ГОРОД / ДИЗАЙН / КРЕАТИВНОСТЬ / "СИБИРСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ" / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / IDENTITY LABORATORY / CITY / DESIGN / CREATIVITY / "SIBERIAN IDENTITY" / URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Железняк О. Е., Корелина М. В., Мурашова С. В., Эрдур Эмре

ЦЕЛЬ. Статья посвящена актуальному для современной цивилизации дискурсу пространствам идентичности и культурного самоопределения, существующим в рамках дихотомии глобальное локальное в мультикультурном мире «кросс-территориальных» связей и взаимодействий, повышения мобильности и разрушения идеалов автохтонности. Целью работы является осмысление города как «места» экспериментов с идентичностью, с индивидуальными характеристиками (кодами) среды, раскрытие и описание происходящих процессов отождествления. МЕТОДЫ. Объектом исследования служит город как лаборатория идентичностей. Обращение к проблеме идентичности и городу в таком контексте представляется наиболее целесообразным и перспективным сегодня, учитывая смещение акцентов на практическую работу и эксперименты с идентичностью и важность города/городской среды для жизни общества и культуры в целом. В качестве основного исходного материала, пространства изучения и эксперимента выбран Иркутск. РЕЗУЛЬТАТ. Город-лаборатория при этом представляется в трех разных ракурсах: 1. Город «место жизни» идентичностей, лаборатория их порождения, сохранения и «собирания» (подразумевает осознание самобытности «сибирской идентичности»; интерпретацию города в виде лаборатории креативности; отображение особенностей виртуальных образов города и пр.). 2. Город объект исследования идентичностей, лаборатория изучения специфики различных дискурсов темы (включает анализ уникальных черт и стереотипов среды Иркутска, определение образов идентичности и дизайн-кодов во взаимодействии материальных составляющих и внематериальных компонентов). 3. Город пространство экспериментов, лаборатория проявления и создания идентичностей, превращения их в дизайн-коды места (реализуется в ходе проектирования креативной авторской среды, аутентичной конкретному месту, создания индивидуальной городской мебели и оборудования, стрит-арта и суперграфики). ВЫВОДЫ. Итогом являются авторские разработки образов/дизайн-кодов «места» и объектов городского дизайна для Иркутска, которые воплощают результаты проведенных обследований города, теоретических изысканий и экспериментов с идентичностью, демонстрируют актуальность выбранного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Железняк О. Е., Корелина М. В., Мурашова С. В., Эрдур Эмре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY AS THE LABORATORY OF IDENTITY

AIM. This paper highlights the discourse relevant for modern civilisation about spaces of identity and cultural self-determination that exist within the framework of the “global-local” dichotomy in the multicultural world of “cross-territorial” connections and interactions, increasing mobility and destruction of the autochthonous ideals. The aim of the work is to understand the contemporary city as a “locus” of experiments with identity, with individual characteristics (codes) of the environment, as well as to disclose and describe the ongoing processes of identification. METHODS. The object of the research is a consideration of the contemporary city as a laboratory of identities. Considering the emphasis on practical work and experiments with identity alongside the importance of the city / urban environment for society and culture in general, a consideration of the problem of identity in this context seems to be the most appropriate and promising today. The city of Irkutsk is chosen as the primary source material and space for study and experiment. RESULTS. In this connection, the laboratory city is presented from three different angles: (1) The city as a “place of life” of identities, as well as the laboratory of their generation, preservation and “gathering” (implying an understanding of the originality of “Siberian identity”, the interpretation of the city as a laboratory of creativity and a display of the features of the city virtual images); (2) the city as an object of identity research, a laboratory for studying the specifics of various topic discourses (including an analysis of the unique features and stereotypes of the Irkutsk environment, the identification of images of identity and design codes in the interaction of material and non-material components); (3) the city as a space of experiments, a laboratory of manifestation and creation of identities and transformation of them into design codes of a place. This is realised in the course of designing a creative author's environment authentic to a specific place, as well as the creating individual urban furniture and equipment, street art and super-graphics. CONCLUSION. The result of this work is the authoring of images / design codes of “locus” and objects of Irkutsk urban design, which embody the results of the city’s investigation, theoretical studies and experiments with identity and demonstrate the relevance of the chosen discourse.

Текст научной работы на тему «Город - лаборатория идентичности»

Оригинальная статья / Original article УДК 7.012

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2018-3-179-197 ГОРОД - ЛАБОРАТОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

© О.Е. Железняк3, М.В. Корелинаь, С.В. Мурашова0, Эмре Эрдур0

а,ь,сИркутский национальный исследовательский технический университет,

664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

d34370, Турецкая Республика, г. Стамбул, дизайн-бюро «ERDUR DESIGN STUDIO»

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Статья посвящена актуальному для современной цивилизации дискурсу - пространствам идентичности и культурного самоопределения, существующим в рамках дихотомии глобальное - локальное в мультикультурном мире «кросс-территориальных» связей и взаимодействий, повышения мобильности и разрушения идеалов автохтонности. Целью работы является осмысление города как «места» экспериментов с идентичностью, с индивидуальными характеристиками (кодами) среды, раскрытие и описание происходящих процессов отождествления. МЕТОДЫ. Объектом исследования служит город как лаборатория идентичностей. Обращение к проблеме идентичности и городу в таком контексте представляется наиболее целесообразным и перспективным сегодня, учитывая смещение акцентов на практическую работу и эксперименты с идентичностью и важность города/городской среды для жизни общества и культуры в целом. В качестве основного исходного материала, пространства изучения и эксперимента выбран Иркутск. РЕЗУЛЬТАТ. Город-лаборатория при этом представляется в трех разных ракурсах: 1. Город - «место жизни» идентичностей, лаборатория их порождения, сохранения и «собирания» (подразумевает осознание самобытности «сибирской идентичности»; интерпретацию города в виде лаборатории креативности; отображение особенностей виртуальных образов города и пр.). 2. Город - объект исследования идентичностей, лаборатория изучения специфики различных дискурсов темы (включает анализ уникальных черт и стереотипов среды Иркутска, определение образов идентичности и дизайн-кодов во взаимодействии материальных составляющих и внематериальных компонентов). 3. Город - пространство экспериментов, лаборатория проявления и создания идентичностей, превращения их в дизайн-коды места (реализуется в ходе проектирования креативной авторской среды, аутентичной конкретному месту, создания индивидуальной городской мебели и оборудования, стрит-арта и суперграфики). ВЫВОДЫ. Итогом являются авторские разработки образов/дизайн-кодов «места» и объектов городского дизайна для Иркутска, которые воплощают результаты проведенных обследований города, теоретических изысканий и экспериментов с идентичностью, демонстрируют актуальность выбранного дискурса.

Ключевые слова: лаборатория идентичности, город, дизайн, креативность, «сибирская идентичность», городская среда.

Информация о статье. Дата поступления 19 мая 2018 г.; дата принятия к печати 29 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Железняк О.Е., Корелина М.В., Мурашова С.В., Эрдур Э. Город - лаборатория идентичности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 179-197. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-179-197

эЖелезняк Ольга Евгеньевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина, e-mail: olgaej1@yandex.ru

Olga E. Zheleznyak, Candidate of Art History, Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, e-mail: olgaej1@yandex.ru

корелина Мирья Вячеславовна, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина, e-mail: miria84@mail.ru

Mirya V. Pelina, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, e-mail: miria84@mail.ru

сМурашова Светлана Валерьевна, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина, e-mail: 691971@mail.ru

Svetlana V. Murashova, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, e-mail: 691971@mail.ru

^рдур Эмре, дизайнер, владелец дизайн-бюро «ERDUR DESIGN STUDIO», e-mail: erdur@gmail.com Emre Erdur, Designer, Owner design-bureau «ERDUR DESIGN STUDIO», e-mail: erdur@gmail.com

THE CITY AS THE LABORATORY OF IDENTITY

O.E. Zheleznyak, M.V. Korelina, S.V. Murashova, Emre Erdur

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

Design-bureau «ERDUR DESIGN STUDIO», Istanbul, 34370, Turkish Republic

ABSTRACT. AIM. This paper highlights the discourse relevant for modern civilisation about spaces of identity and cultural self-determination that exist within the framework of the "global-local" dichotomy in the multicultural world of "cross-territorial" connections and interactions, increasing mobility and destruction of the autochthonous ideals. The aim of the work is to understand the contemporary city as a "locus" of experiments with identity, with individual characteristics (codes) of the environment, as well as to disclose and describe the ongoing processes of identification. METHODS. The object of the research is a consideration of the contemporary city as a laboratory of identities. Considering the emphasis on practical work and experiments with identity alongside the importance of the city / urban environment for society and culture in general, a consideration of the problem of identity in this context seems to be the most appropriate and promising today. The city of Irkutsk is chosen as the primary source material and space for study and experiment. RESULTS. In this connection, the laboratory city is presented from three different angles: (1) The city as a "place of life" of identities, as well as the laboratory of their generation, preservation and "gathering" (implying an understanding of the originality of "Siberian identity", the interpretation of the city as a laboratory of creativity and a display of the features of the city virtual images); (2) the city as an object of identity research, a laboratory for studying the specifics of various topic discourses (including an analysis of the unique features and stereotypes of the Irkutsk environment, the identification of images of identity and design codes in the interaction of material and non-material components); (3) the city as a space of experiments, a laboratory of manifestation and creation of identities and transformation of them into design codes of a place. This is realised in the course of designing a creative author's environment authentic to a specific place, as well as the creating individual urban furniture and equipment, street art and super-graphics. CONCLUSION. The result of this work is the authoring of images / design codes of "locus" and objects of Irkutsk urban design, which embody the results of the city's investigation, theoretical studies and experiments with identity and demonstrate the relevance of the chosen discourse.

Keywords: identity laboratory, city, design, creativity, "Siberian identity", urban environment

Information about the article. Received May 19, 2018; accepted for publication June 29, 2018; available online September 26, 2018.

For citation. Zheleznyak O.E., Korelina M.V., Murashova S.V., Erdur Emre. The city as the laboratory of identity. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 179-197. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-179-197

Введение

Интерпретируя региональную культуру и городскую среду [1-4] в контексте «ресурса воображения», можно проследить процессы создания «ценности места», опирающиеся на «смыслы традиционной или современной культуры. В конечном счете, именно они рождают местное своеобразие, которое жизненно необходимо в мире, где города походят друг на друга» [4, с. 34], а идентичность становится определяющей линией развития городов, «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни».

Идеи самоидентификации в современном мультикультурном мире, в рамках дихотомии глобальное - локальное, важны не только как пространство культурного самоопределения жителей/горожан, но, прежде всего, для формулирования общей идеологии и направлений развития территории и как «рычаг», основная тенденция социально-политического и экономического развития «места». Об актуальности дискурса идентичности для современного города и территории в целом свидетельствуют также получившие широкое распространение в последние годы проекты дизайн-кодов среды, разработки брендов городов и территориальных образований. Ряд

исследований посвящен «сибирской идентичности», формам и сценариям ее проявления, осознанию как специфического ресурса развития территории Сибирского региона.

Город, особенно исторический, в его современном состоянии может рассматриваться как своеобразная лаборатория идентичности, где происходят непрерывные процессы порождения, сохранения, мутаций и «собирания» идентичностей. Будучи сложным организмом, погруженным в мульти-культурное взаимодействие и транскультурные тренды, региональные традиции и современные инновационные процессы, город служит объектом исследования идентичности и представляет собой многослойную и неоднородную реальность изысканий и опытов с проявлением существующих идентичностей, созданием новых идеалов и превращением их в дизайн-коды места. Соответственно, целью работы является осмысление города как пространства экспериментов с идентичностью, с индивидуальными характеристиками (кодами) среды, выявление и описание особенностей происходящих процессов.

Город - «место жизни» идентичностей, лаборатория их порождения, сохранения и «собирания»

Современные интерпретации городской идентичности, специфика ее исследования, проявления и сохранения, во многом определяются общими процессами глобализации, усилением «кросс-территориальных» взаимодействий; повышением мобильности и разрушением идеалов автохтонности, веками складывающихся представлений о необходимости укорененности, «привязки» человека к «месту»; становлением «наднациональных образований» и транскультурного пространства, ведущих одновременно к «актуализации» локальных культур и образов жизни в ответ на вызовы глобализации, к креолизации, усреднению и гиб-ридности культур.

Все большее значение в реалиях современного мира приобретает «смещение фокуса исследовательского интереса от теорий идентичности макроуровня к изучению процессов конструирования идентичности на уровне повседневности. Города превращаются «в лаборатории, разрабатывающие технологические, концептуальные и социальные решения проблем» [4, с. 16], идентификации в пространстве глобальных экономик, культур и сообществ. Разрыв между теорией идентичности и практикой, «жизненными реалиями» идентичности вызывает необходимость «полевых», натурных исследований и экспериментов, ориентированных на конкретную территорию и специфику ее идентичности и жизни (в Неаполе, например, для контроля за этими процессами даже введена особая должность - «советник по городской идентичности»); «пограничные» города современной Европы -Берлин, Будапешт, Варшава, Прага и др. - активно позиционируют себя, свой имидж и основания идентичности как «ворота в Европу»; многие города называют себя «городом фестивалей», предлагая разнообразные фестивальные программы («Алые Паруса» и Фестиваль светового дизайна в Санкт-Петербурге, Марди Гра в Новом Орлеане, Бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро, Фестиваль верблюдов в Би-канере, фестиваль огней Дивали, кинофестиваль в Каннах и пр.); Палермо выстраивает свой имидж на обращении к культурным ценностям арабского периода и т.д.

Своеобразное состояние «Places in the Making» становится актуальной тенденцией развития городской среды и жизни городских сообществ, которая подразумевает не простое планирование, но непрерывный «акт создания чего-либо», и в этом видится основная сила городской жизнедеятельности и процессов формирования средовых идентичностей [5-9]. «Place making» превращается в достаточно публичное

движение, ориентированное на исследование и создание уникальных общественных пространств города, «умного городского дизайна», эксклюзивных «ландшафтов для яркой уличной жизни», «местных городских инноваций» и пр.

Проявление «особости» территории, ее способности «собирать» присущие ей одной смыслы и порождать на этой основе реалии уникальной средовой жизнедеятельности, пронизанные мифами и легендами, сопровождает процессы идентификации «места» и отличает значимые и знаковые пространства города, культурно освоенные и обладающие индивидуальными образными характеристиками и специфическими правилами обжива-ния. Способность «освоителей» (в т.ч. и проектировщиков) считывать архетипы/коды и эйдос места, инициировать их воплощение и развитие в различных формах жизнедеятельности, архитектурно-градостроительных структурах и средовых системах, либо генерировать новые тенденции и траектории преобразования территории, во многом определяет перспективы жизни города, его будущее. Осознание сущности места, его внутренних, индивидуальных свойств необходимо для нахождения адекватных профессиональных средств распознавания кодов среды, формулирования авторских языков и стилей проявления «Задуманного» или «Присущего» (по Лиотару), создания новых образов с заложенными в них «ресурсами идентичности» [3].

Одним из подобных ресурсов является региональная культура. Активно исследуемая в последнее время «сибирская идентичность», будучи попыткой рассмотреть процессы становления, формы и способы проявления сибирской идентичности региона и обозначить контексты реализации ее потенциала, становится достаточно важным основанием, информационной базой для современных разработок, проводимых по городу.

В рамках исследований сибирской идентичности выделяется специфическая «природосообразность» жизненного уклада, образов и мифов, обусловленная большей доступностью и близостью к природе, что существенно отличает мироощущение сибиряка от жителей мегаполисов и трактуется как значительное преимущество жизни в Сибири, а также определяется как серьезный «вклад в формирование сибирской идентичности» [1]. При этом наряду с самоценностью природы учитывается и ее погруженность в культуру, культурная и духовная связанность территории с ценностью «своей земли», с природой и особым климатом.

«Сибирская культура» как неизменная часть сибирской идентичности определяется многими авторами через дихотомию «традиционное - современное», несколько формально соотнося традиционную культуру с «русской, деревенской» (на основе мнения респондентов), фиксируя особый уклад жизни, отличающийся «спокойствием, многонациональностью, «микроклиматом» свободы» и духом «бунтарства».

Кроме того, важной чертой сибирской идентичности является толерантность жителей, что в целом формирует «специфическую общность», с характерной для нее терпимостью и «привычкой к многообразию» образов жизни и предметно-пространственного окружения, «предрасположенностью к свободе», «возможностями и контекстами «встреч» и обменов между укладами и культурами, и сопутствующими процессами ассимиляции, гибридизации и обособления».

Еще одной существенной характеристикой сибирской идентичности служат «пространственные» предпосылки, связанные с масштабами, доступностью, возможностью освоения и преодоления пространства, что особенно важно в ситуации обращения к городу, к проявлению его идентичности.

Личная мобильность горожан, становясь серьезным основанием для осуществления своеобразной рефлексии уникальных особенностей и региональной специфики территории (как позитивных, так и негативных качеств), наряду с другими факторами обеспечивает проведение всеобъемлющего сравнения Сибири с другими регионами, более глубокого и аутентичного осознания себя в дихотомии «мы -они».

Важным сюжетом, определяющим становление и развитие культурной идентичности города, является интерпретация города как креативного пространства, представление его своеобразной лабораторией креативности, где креативность выступает формой проявления идентичности места. При этом, по мнению Лэндри Ч., «для каждого города может быть найдена своя форма креативности, которая уникальна. Сама природа города поспособствует развитию креативности, которая обусловлена как имеющимися в нем нишами, так и гибридными идеями, возникающими на этой основе». Создаваемая среда и общая атмосфера пространства городской жизни позволяют «городу быть креативным во всем, что бы он ни делал».

Креативность становится частью города, способом создания его индивидуальности, превращает город в произведения искусства, наделяя новой жизнью старые вещи, творчески эксплуатируя базовые ценности и культурные ресурсы города, рассматривая «"чувственные" характеристики города: его цвет, звук, запах, образный ряд», совершая экскурсы в самобытные традиции «места» и ритуалы [4, с. 31; 46]. Важным условием становления «Творческого Города» являются инновационные городские проекты. В качестве объекта исследования и позитивного примера проявления идентичности Лэндри Ч. приводит ряд творческих проектов: японский проект в помощь слепым горожанам «Фактура покрытия

мостовых»; креативную разработку «Как создать нечто из ничего: Хей-он-Уай - город книг» (Великобритания); проект восстановления связи поколений путем использования свободного времени пенсионеров «Бабушка напрокат» (Берлин, Германия); «История в знаках» Монпелье (Франция); инновационный дизайн в современном образовании «Школа для детей из трущоб» (Охала, Нью-Дели, Индия); «Архитектура как живое произведение искусства: Дом Хундертвассера» (Вена, Австрия); «Новая жизнь пространств для творческих связей: Центр искусств и медиа-технологий» (Карлсруэ, Германия); «Художественные сети в Кёльне: Креативность - навсегда?» и пр.

Креативное отношение к городской среде и созданию ее идентичности влияет на конкурентоспособность города, его позитивный имидж, позволяет найти и творчески использовать автохтонные свойства «места», возможности его «уникальных ниш», которые отличают города друг от друга. Особое значение приобретают те свойства территории, «которые делают ее источником креативности, а в первую очередь - ее способность служить отличительным знаком места».

Реновация исторической среды, обустройство площадок для творческих проектов и «интеллектуальных индустрий» (дизайнерские и художественные фирмы, различные интернет-компании и молодые предприниматели и пр.) формируют в городе «лабораторные пространства» совместных экспериментов «с новыми продуктами и услугами и создают самобытную атмосферу, важную для развития города» [4, с. 11-12; 34; 69]. «Двигателями» творческих инноваций и предпринимательства, раскрытия и культивирования креативных возможностей нередко выступают местные рынки и общественные пространства (например, Zuidas в Амстердаме, привязанный к Всемирному торговому центру, или

среда Международного центра управления и безопасности в Гааге) [8].

Еще одним «лабораторным пространством», неизбежным сегодня при обсуждении проблем идентичности, оказывается виртуальное пространство, «аЬегсКу», которое так или иначе влияет на различные аспекты идентификации городской среды и жизнедеятельности. Дигитализация современного мира и распространение идеалов номадизма трансформируют традиционные представления об оседлости, о природе «места» и качестве жизни, размывая значимость, весомость материальных оснований привязанности к конкретной территории, субъективного, личностного «переживания» специфики места, и превращает «место -среду» в нечто «эфемерное и подвижное».

Бренды, имиджи и дизайн-коды среды являются неотъемлемой частью этого виртуального мира. Бренды территории как виртуально-визуальное выражение идентичности сегодня приобретают необычную популярность.

Актуальным примером брендирования территории можно считать разработку бренда России. В отличие от существующих у иностранцев стереотипных ассоциаций России с матрешками, караваями, балалайками, медведями, кокошниками и пр., в новом бренде авторы обращаются к русскому авангарду как основанию российской идентичности. Через призму авангардных аллюзий авторы представляют Россию «как территорию непрерывного взаимодействия прошлого и будущего, которое всегда открывает что-то новое каждому, кто с ней знакомится. И это знакомство никогда не может завершиться. Потому что здесь каждый день, каждое место и каждый взгляд дарят новые открытия. И не важно, снаружи направлен этот взгляд или изнутри» (Денис Шлесберг, исполнительный креативный директор брендинго-вого агентства «Артоника») [6]. Складывается очень красивая, «полиморфная» и эксклюзивная «графическая история», отражающая уникальный характер и многоликость России (рис. 1).

Рис. 1. Разработка бренда России Fig. 1. Brand development of Russia

Город - объект исследования идентичностей, лаборатория изучения специфики различных дискурсов темы

Как объект исследования идентичности город представляет собой идеальное пространство взаимодействия материальных и внематериальных компонентов, включающих реалии предметно-пространственной среды, различные формы и способы ее освоения и обживания, «метафизику города» с ее идеалами и мифами среды; виртуальные образы города, бренды и симулякры. Исследованию этих компонентов посвящаются курсы, научно-исследовательские и художественно-проектные разработки и программы в рамках образовательной и творческой деятельности направлений «Дизайн» и «ДПИ» в ИРНИТУ.

В процессе работы анализируются современные объекты дизайна городской среды - отдельные компоненты и способы их «собирания» в интегральные пространства, существующие дизайн-коды среды, отражающие специфику «сибирской идентичности» и соответствующие многообразию жизненных укладов иркутян и природо-сообразному средовому окружению.

Изучение городской среды Иркутска позволяет выявить традиционные (и/или стереотипные) и нестандартные, порою эпатажные или экстравагантные объекты, решения и эксперименты по организации предметно-пространственной среды города, в то же время отражающие ее идентичность, индивидуальные, аутентичные характеристики «места».

Обращение к проекту комплексного благоустройства улицы К. Маркса в Иркутске как опыту разработки дизайн-кода среды показывает, что, наряду с позитивными результатами создания единства и цельности среды, появляется весьма существенный минус - утрата средой индивидуальности и неповторимости, которой она обладает благодаря своей исторической

погруженности, особой метафизике каждого отдельного фрагмента улицы. Авторской интерпретации регламентов работы с исторической средой, начиная с предпроектных исследований и заканчивая проектными концепциями, посвящены разработки систем предметно-пространственной идентификации для «130 квартала», трактующие его территорию как эксклюзивное для города «место», «уникальную нишу» креативного города, собирающего присущие «сибирской идентичности» толерантность к разнообразию, декларирование ценности территории как «своей земли» и самобытной природы, осознание себя в противопоставлении и соотнесении с «другими».

Индивидуальные обра-

зы/представления о городе выявляются в процессе определения характерных черт Иркутска, нахождения роли города в идентификационном пространстве «мы - они», создания своеобразных авторских средовых маршрутов, показывающих город с необычной точки зрения, как особую среду, соответствующую различным укладам жизни, культурным ценностям и ресурсам города.

Проявление наиболее значимых для интерпретации города имиджей, объектов, архитектурных зданий/сооружений и фрагментов среды позволяет не только зафиксировать существующие стереотипы идентичности, но и показать отклонения от общих тенденций, воспроизвести личностное видение образа города. Для этого описываются индивидуальные образы города и стереотипы, выделяются знаковые объекты и территории города, формулируются личностные «видения» города, отраженные в форме «средовых маршрутов».

Индивидуальные образы города и стереотипы:

• Иркутск - это деревянный город; Иркутск - это город двух берегов; Иркутск - это резкое сочетание старого и нового; Иркутск - это церкви и хра-

мы; Иркутск - это деревня, переходящая в город; Иркутск - это реки и мосты; Иркутск - это старинная архитектура; Иркутск - столица Сибири; Иркутск

- ребенок Питера; Иркутск - историческая архитектура, деревянный хаос, точечные новостройки; Иркутск - кольцевые микрорайоны (ДИб-11, студент 1, 2014 г.).

• Иркутск - город, в котором хочется жить; Иркутск - от старого к новому; Иркутск - из прошлого в будущее (ДИб-11, студент 2, 2014 г.).

• Иркутск - город загадок; Иркутск - город секретов; Иркутск - город мечты; Иркутск - город исторический; Иркутск - город дворов (ДИб-13, студент 1, 2016 г.).

• Иркутск - духовная столица Сибири; Иркутск - интернациональный; «Брутальный» Иркутск; Иркутск - архитектурный (ДИб-13, студент 2, 2016 г.).

• Иркутск - город исторический; Иркутск - город, требующий реставрации; Иркутск - середина земли; Иркутск - город деревянного зодчества; Иркутск - город, спрятанный за рекламой; Иркутск - город театральный (ДИб-13, студент 3, 2016 г.).

• Иркутск - город солнца; Иркутск - город искусства; Иркутск - город возможностей; Иркутск - город, где рождаются мечты (ДИб-13, студент 4, 2016 г.).

• Иркутск - город начинающий; Иркутск - развивающийся город; Иркутск - город старта; Иркутск - культурный город; Иркутск - город открытий (ДИб-13, студент 5, 2016 г.).

• Иркутск - город купцов; Иркутск - город уютных улиц; Иркутск -зеленый город; Иркутск - город перспектив (ДИб-13, студент 6, 2016 г.).

• Иркутск - центр Земли; Иркутск

- город влюбленных; Иркутск - город контрастов; Иркутск - от старого к новому (ДИб-13, студент 7, 2016 г.).

• Иркутск - это традиции; Иркутск - это мороз; Иркутск - это ворота Байкала; Иркутск - это по-домашнему;

Иркутск - это зима (ДИб-14, студент 1, 2017 г.).

• Иркутск - это будущее Китая; Иркутск - это историческая архитектура; Иркутск - город истории; Иркутск -бурятская земля; Иркутск - это Байкал (ДИб-14, студент 2, 2017 г.).

• Иркутск - город художников; Иркутск - маленький Санкт-Петербург; Иркутск - город молодежи; Иркутск -окно в прошлое (ДИб-14, студент 3, 2017 г.).

Знаковые/имиджевые объекты территории города:

• Центральный парк Культуры и Отдыха; о. Конный; Верхняя Набережная; Байкальское кольцо; Сквер Молодежи (ДИб-11, студент 1, 2014 г.).

• Казанская церковь; Аптека им. Писарева; 130-й квартал, Прогулочная зона в Академгородке; Собор Непорочного Сердца Божией Матери (ДИб-11, студент 2, 2014 г.).

• Внутридворовые пространства центральной части города; ул. Киевская; ул. Карла Маркса (ДИб-13, студент 1, 2016 г.).

• Фонтан перед Домом Художника; Иркутское художественное училище; Нижняя Набережная; Бульвар Гагарина; Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского (ДИб-13, студент 2, 2016 г.).

• Академгородок; Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова; Памятник А.В. Вампи-лову; Памятник В.П. Гуркину; Памятник Л И. Гайдаю (ДИб-13, студент 3, 2016

г.).

• Казанский собор; Пешеходный мост (р-н ТЦ «Фортуна»); Памятник Якову Пахабову; Фонтан перед Домом Художника; Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова (ДИб-13, студент 4, 2016 г.).

• Улица Урицкого; улица Карла Маркса; Бульвар Гагарина; остров Юность; роща «Звездочка» (ДИб-13, студент 5, 2016 г.).

• Галерея В. Бронштейна; галерея «Революция»; Музей истории г.

Иркутска им. А.М. Сибирякова; «Дом художника»; ресторан «Читатель» (ДИб-13, студент 6, 2016 г.).

• Московские ворота; Сквер им. Кирова; 130-й квартал; Фонтан (дворец спорта Труд) (ДИб-13, студент 7, 2016

г.).

• Ул. Урицкого; 130-й квартал; Здание Детского Мира; Верхняя набережная; Видовая площадка (Ерши) (ДИб-14, студент 1, 2017 г.).

• Ледокол «Ангара»; Московские ворота; ул. Карла Маркса; Нижняя набережная; 130-й квартал (ДИб-14, студент 2, 2017 г.).

• Арт-завод «Доренберг»; Творческий центр «Перцель»; Галерея «Революция»; Усадьба Сукачева; ул. Карла Маркса (ДИб-14, студент 3, 2017 г.).

Личностное представление города, интерпретируемое в форме средовых маршрутов:

• Иркутск Театральный (Театр Юного Зрителя им. А. Вампилова; Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова; Дом актера; Театр Пилигримов; ОГАУК Иркутский государственный музыкальный театр им. Н.М. Загурского; Театр кукол; Молодежный камерный театр; Иркутский театр народной драмы) (ДИб-11, студент 1, 2014 г.).

• Иркутск - город красивых силуэтов (Казанская церковь; Церковь Успения Девы Марии; Собор Непорочного Сердца Божией Матери; Памятник Александру III; Спасская церковь; Часовня на Соборной площади (возле Спасской церкви); Часовня-памятник (на месте разрушенного кафедрального собора Казанской Божией Матери); Московские Триумфальные ворота; Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского; «Дом Европы»; Особняк купца А.Ф. Второва; Собор Богоявления; Здание Русско-Азиатского банка (ныне Поликлиника № 2); Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова; Памятник Л. Гайдаю; Памятник «Бабр») (ДИб-11, студент 2, 2014 г.).

• Иркутск - город религиозный (утраченные сооружения: Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Церковь Благовещения пресвятой Богородицы - часовня Спасителя - часовня Иверской Божьей Матери - часовня Святителя Иннокентия - церковь Св. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев) (ДИб-13, студент 1, 2016 г.).

• Иркутск в параллели веков (Дом на набережной, на пересечении улиц 5-ой Армии и Российской - Жилые дома для работников Иргиредме-та, ул. Горького - Здание ЦНТИ (Центр научно-технической информации) -Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского - Жилой комплекс на проспекте Маршала Жукова (Солнечный) - Здание школы на берегу Ангары (Солнечный) - Внутридворо-вые пространства (Солнечный)) (ДИб-13, студент 2, 2016 г.).

• Иркутск - город театральный/театров (Иркутский областной театр кукол «Аистенок» - Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского - Иркутский областной театр юного зрителя имени А.В. Вампилова - Дом актера - Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова) (ДИб-13, студент 3, 2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Иркутск - город огней («Зимний» маршрут: Крестовоздвиженская церковь - Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского - Плотина ГЭС с видом на ледокол «Ангара» -«Пик Любви»; «Летний» маршрут: «Пик Любви» - Плотина ГЭС с видом на ледокол «Ангара» - Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского -Крестовоздвиженская церковь - бульвар Гагарина с видом на ж/д вокзал) (ДИб-13, студент 4, 2016 г.).

• Культурный Иркутск (Маршрут «Зима» - живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: Галерея В. Бронштейна, Галерея «Революция», Студия керамики «Белая ворона», Салон-магазин «Художник»; Маршрут «Весна» - фотоискусство, литература, киноискусство: Дом Кино, Библиотека -

Лермонтова, 301, Библиотека им. Мол-чаново-Сибирского, Научная библиотека им. В.Г. Распутина; Маршрут «Лето» - скульптура, граффити: граффити (подземный переход ост. Университетский), граффити (подземный переход ост. Технический университет), граффити (Студгородок 90/1), граффити (здание Комитета по архитектуре и градостроительной политике Иркутска, ул. Ленина 8), Макет исторического центра г. Иркутска, сквер им. Кирова), памятник Л.И. Гайдаю, памятник В.И. Ленину, памятник «Турист» на ул. Карла Маркса, «Солнечные часы», граффити (ул. Карла Маркса, 6); Маршрут «Осень» - архитектура, театр, музыка: ул. Урицкого, ул. Карла Маркса, ул. Грязнова, Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского, Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова) (ДИб-13, студент 5, 2016 г.).

• Иркутск - сердце культуры Сибири (ДИб-13, студент 6, 2016 г.).

• Купеческий Иркутск (Усадьба Казариновой (1890 г.), Усадьба Очере-дина, Художественная мастерская, Школа искусств) (ДИб-13, студент 7, 2016 г.).

• «Космический» Иркутск (Сквер Космонавтов, Бульвар Гагарина, Краеведческий музей, Музей Ноосфера) (ДИб-14, студент 1, 2017 г.).

• Иркутск для гурманов (Кондитерская фабрика «Ангара», Ресторан в отеле «Европа», Авторский коктейль-ный бар «Молчанов», Кондитерская фабрика «Мария») (ДИб-14, студент 2, 2017 г.).

• «Модный» Иркутск (ODS, ATMAN, SEREDKINA, BEKAREVA) (ДИб-14, студент 3, 2017 г.).

Представленные материалы отражают наиболее характерные примеры студенческих интерпретаций идентичности Иркутска (все материалы публикуются в авторских редакциях) и демонстрируют как индивидуальное, персонализованное видение имиджа города, так и стереотипные (нередко ставшие уже брендовыми) образы среды.

Не менее важным способом проявления идентичности можно считать специфическое, профессиональное «рассматривание» среды как системы «Алфавита» или городских масок-образов и создание своеобразных каталогов, иконографии «места» (рис. 2, 3).

Рис. 2. «Алфавит» города (авторы Корниенко Ю., Кобец А., Хамчук А., Полянская А., Якунина С., Кирилова Е., Короткина И. и др.; руководители Дейкун В.В., Мурашова С.В.) Fig. 2. «Alphabet» city (authors Kornienko Y., Kobets A., Khamchuk A., Polyanskaya A., Yakunina S., Kirillova E., Korotkina I., etc.; the leaders of V. Deykun, S. Murashova)

Уникальность среды города оказывает влияние на формирование особого видения и способов восприятия городского пространства. Раскрытие способности к «визуальному» счи-

тыванию информации, образное восприятие существующего объекта являются прекрасным тренажером для развития навыков креативного мышления.

Рис. 3. Городские «маски-образы» (авторы Полянская А., Потапова Е, Кирилова Е, Карпукова Е., Потапова И., руководитель Мурашова С.В.) Fig. 3. Urban "mask-images" (authors Polyanskaya A., Potapova E., Kirillova E., Karpukova E.,

Potapova I., the leaders of S. Murashova)

Подобные исследования не только учат внимательно и профессионально видеть окружающую среду как объект порождения образов и становления профессионального сознания будущих специалистов, но и «складывать» образные картины «места», формируя нестандартные представления о жизни городской среды, собственно метафизике города.

Город - пространства экспериментов, лаборатория проявления и создания идентичностей, превращения их в дизайн-коды места

Художественно-проектные эксперименты с идентичностью как частью имиджа включают попытки формирования уникальных образов городской среды средствами дизайна, разработку индивидуального оборудования, а также создание фирменных /корпоративных стилей предприятий, городских праздников и ключевых мероприятий, проектирование бренда города. Порождение городских идентичностей происходит через проектирование целостных региональных образов, уникальных туристических и рекреаци-

онных маршрутов по городу, индивидуальных, авторских остановок, светильников, скамеек и др. элементов комплексного оборудования, через «выстраивание» имиджевых, жизненно важных и комфортных сред. Формирование целостных средовых пространств как имиджевой составляющей города можно представить на примере сложения нового образа, новой идеологии жизни одной из центральных территорий города - бывшей Сенной/Арсенальной площади, а ныне -Центрального рынка. Авторская версия, предложенная в проекте А. Груздевой1, не только задает новую концепцию комфортной организации пространства, развивающую подземную урбанистику и систему общественных пространств в наземном уровне, но и имеет выразительные образы и стильный дизайн, соответствующие «месту», отражающие метафизику «места», его внутреннюю сущность и авторское видение, которое построено на игре исторической романтики и современных сюжетов, урбанизированных систем и природных мотивов (рис. 4).

''«Комплексное обустройство территории Центрального рынка и прилегающих территорий (г. Иркутск)». Автор А. Груздева, руководители О. Железняк, М. Корелина / «Complex development of the territory of the Central Market and adjacent territories (Irkutsk)». Author A. Gruzdeva, the leaders of Supervisors O. Zhelezniak, M. Korelina_

Рис. 4. «Комплексное обустройство территории Центрального рынка и прилегающих территорий (г. Иркутск)» (автор А. Груздева. руководители О. Железняк, М. Корелина) Fig. 4. «Complex arrangement of the territory of the Central market and adjacent territories (Irkutsk)» (author A. Gruzdeva, the leaders of O. Zheleznyak, M. Korelina)

К опыту «порождения идентич- так называемой Торговой оси г. Иркут-

ностей» также можно отнести создание ска, формируемой как часть современ-

аутентичных гостиничных и художест- ной структуры города (рис. 5). венно-ремесленных кварталов вдоль

Рис. 5. «Торговая ось» в городе Иркутске: реорганизация среды улицы Пролетарской»

(автор Е. Антонова, руководители О. Железняк, М. Корелина) Fig. 5. «Trading axis» in the city of Irkutsk: the reorganization of the environment of the street Proletarian» (author E. Antonova, the leaders of O. Zheleznyak, M. Korelina)

Виртуальное представление города, современные системы навигации все больше разрушают в сознании горожан реальные структуры города как системы материальной предметно-пространственной среды. Одной из

частей этой реальности являются городские остановки. Будучи обязательной составляющей современной городской среды, они непроизвольно включаются в системы городской идентичности и могут служить спосо-

бом специфической «кодировки» города, фиксации элементов городской структуры. Эксперименты с превращением сугубо функциональных объектов в знаковые места города позволяют предложить цикл дизайн-объектов,

уникальных по формообразованию и образам, соответствующих специфике конкретной площадки, «пространственным предпосылкам» и природному контексту (рис. 6, 7).

Рис. 6. Остановка (авторы Завьялова И., Жагарина Т., руководители Дейкун В.В., Мурашова С.В.) Fig. 6. Bus stop (authors Zavyalovf I., Gagarina T., the leaders of V. Deykun, S. Murashova)

Рис. 7. Остановка (авторы Груздева А., Балашова В., руководители Корелина М.В., Мурашова С.В.) Fig. 7. Bus stop (authors Gruzdeva A., Balashova V., the leaders of M. ^relina, S. Murashova)

Формируя окружающую предметно-пространственную реальность и визуальную среду города, уникальные остановки общественного транспорта и городская мебель отражают опыты поиска новой смысловой реальности города, «того, что может и должно быть»

как степень удобства и способ проектного осмысления. Создание необходимого комфорта смещается от процессов чисто функционального наполнения к выстраиванию индивидуального облика, что является важным фактором современности города (рис. 8).

Рис. 8. Знаки-указатели городской среды (авторы Полянская А., Евстафьева П., Устинова В., Кириллова Е., Мартынова А, руководитель Мурашова С.В.) Fig. 8. Signs-pointers of the urban environment (authors Polyanskaya A., Evstafieva P., Ustinovа V.,

Kirillova E., Martynova A., the leader of S. Murashova)

Интерес к проблемам организации городского пространства ведет к необходимости создания иной обыденной реальности, когда городская среда становится сферой не только функционального проектирования, но и игрой с определенными образами, со смысловым значением «места», его метафизикой, дизайн-кодом среды и природными особенностями территории. Решение вопросов ориентации в городе, построения систем визуальных коммуникаций задают новые формы идентичности и комфортности городской среды, предусматривающие взаимодействие, непрерывный диалог человека и города. Смыслы и значения предлагаемых образов, нестандартных и, казалось бы, далеких от прямой, од-

нозначной трактовки темы, возникают в связи со стремлением изменить, нарушить стереотипы повседневного, обыденного прочтения средовых сюжетов, уходя от стандартизации и клишированных шаблонов. Воплощение авторских замыслов позволяет создать креативную среду, аутентичную конкретному место-пространству, проявляя его идентичность (рис. 9-15).

Стрит-арт и суперграфика, как одна из форм поиска индивидуального образа среды, также обладают большим потенциалом идентификации, играя роль смысловой доминанты и/или акцента, вписываясь в городской ландшафт, обогащая пространство дополнительными смыслами (рис. 16).

Рис. 9. Знаковые места города (авторы студенты Байбородина Е., Топрикова А., Пляскина Е., руководители Дейкун В.В., Мурашова С.В.) Fig. 9. Significant landmarks (authors students Bayborodina E., Toprikova A., Plyaskina E.,

the leaders of Deykun V., Murashova S.)

Рис. 10. «Иркутск - пространство для отдыха» (автор Просверинникова Л., руководители Железняк О.Е., КорелинаМ.В.) Fig. 10. «Irkutsk is a space for rest» (author Prosverinnikova L., the leaders of O. Zheleznyak, M. ^relina)

Рис. 11. «Иркутск - город фонтанов» (aвтор Сороковикова С., руководители Железняк О.Е., Корелина М.В.) Fig. 11. «Irkutsk - a city of fountains» (author Sorokovikova S., the leaders of O. Zheleznyak, M. ^relina)

Рис. 12. «Иркутск - спортивный» Рис. 13. «Иркутск - город огней»

(автор Потапова Е., руководители (автор Полянская А., руководители

Железняк О.Е., Корелина М.В.) Железняк О.Е., Корелина М.В.)

Fig. 12. «Irkutsk - sports city» (author Potapova Fig. 13. «Irkutsk - the city of lights»

E., the leaders of O. Zheleznyak, M. Korelina) (author Polyanskaya A., the leaders

of O. Zheleznyak, M. Korelina)

Рис. 14. «Иркутск - чайный путь» (автор Лялина Д., руководители Железняк О.Е.,

Корелина М.В.)

Fig. 14. «Irkutsk - tea way» (author Lyalina D., the leaders of O. Zheleznyak, M. КогеНпа)

Рис. 15. «Культурный Иркутск» (автор Рубцова А.О., руководители Железняк О.Е.,

Корелина М.В.)

Fig. 15. «Cultural Irkutsk» (author Rubtsova A., the leaders of O. Zheleznyak, M. Korelina)

Рис. 16. Городской стрит-арт (авторы Рубцова А. [и др.], руководители

Дейкун В.В., Мурашова С.В.) Fig. 16. Urban street art (authors Rubtsova A., et al., the leaders of V. Deykun, S. Murashova)

Эксперименты с идентичностью в «виртуальной лаборатории» города включают работу с корпоративными стилями и брендами, с мирами порождения и реальной жизни виртуальных симулякров. Опыты по созданию уникальных систем идентификации места, фирмы, предприятия, события и пр. закладывают фундамент формирования имиджа места, визуального сопровождения знаковых мероприятий террито-

рии, показывают истоки «креативности города» и места.

Выводы

Таким образом, учитывая актуальность дискурсов идентичности и перенос акцента с исследования теоретических аспектов на практическую работу и эксперименты с идентичностью, обращение к городу как лаборатории идентичности представляется наиболее целесообразным и перспективным. Го-

род-лаборатория при этом рассматривается в трех разных ракурсах: как место «собирания и жизни идентично-стей», во-первых; объект наблюдения и осмысления, во-вторых; и пространство экспериментов с идентичностью, в-третьих.

Трактовка города в качестве места «жизни» идентичностей, лаборатории их порождения, сохранения, мутаций и «собирания» отображает «осо-бость» территории, присущие ей смыслы и способность порождать реалии самобытной средовой жизнедеятельности; осознание «сибирской идентичности» в дихотомии «мы - другие» с учетом природосообразности и разнообразия сред и образов жизни; интерпретацию города в виде уникальной лаборатории креативности, в которой креативность становится своеобразным способом проявления идентичности среды, формирования ее индивидуальности. Город-лаборатория также представляет специфику виртуального образа города и процессы его переосмысления и раскрытия в пространстве «аЬегсКу». Город как объект исследования идентичностей, лаборатория изучения самой темы включает анализ городской среды, оп-

ределение образов идентичности во взаимодействии материальных составляющих и внематериальных компонентов, которые прорабатываются в рамках научных и образовательных программ освоения курсов дизайна и ДПИ в ИРНИТУ. Результаты отражают различные формы работы с городской идентичностью (на примере Иркутска), показывают авторское видение имиджа города и стереотипные образы среды. Представление города пространством экспериментов, лабораторией проявления и создания идентичностей, превращения их в дизайн-коды места складывается на основе проектирования креативной авторской среды, аутентичной конкретному месту, раскрывающей и/или порождающей городские идентичности через создание целостных региональных образов и комфортных знаковых сред, уникальной городской мебели и оборудования, стрит-арта и суперграфики, через интерпретацию функциональных объектов как имиджевых мест города. Эксперименты в виртуальных пространствах также влияют на становление образов идентичности города.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Анисимова А.А., Ечевская О.Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaimka.ru/amsimova-echevskaya-identity/ (19.12.2017).

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

3. Железняк О. Идентичность: парадигма культуры и профессиональное пространство // Проект Байкал. 2015. № 41. С. 54-61.

4. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. 399 с.

5. Суховская Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в xXl веке [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16592/ (09.01.2018).

6.Туристический бренд России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.russia-brand.com/ (02.03.2018).

7. Placemaking Leadership Council Inaugural Meeting. Available at: http://www.pps.org/ article/placemaking-leadership-council-inaugural-meeting (accessed on 05 February, 2018).

8. Placemaking Week 2017, Amsterdam. Available at: http:// www.pps.org/article/placemaking-leadership-council-inaugural-meeting (accessed on 05 February, 2018).

9. Silberberg S. Places in The Making: How Placemaking Builds Places and Communities. Boston, US: Massachusetts Institute of Technology, 2013. 72 р. Available at: http://dusp.mit.edu/

sites/dusp.mit.edu/files/attachments/project/mit-dusp-places-in-the-making.pdf (accessed on 22 January, 2018).

REFERENCES

1. Anisimova A.A., Echevskaia O.G. Sibir-skaia identichnost: predposylki formirovania, kon-teksty aktualizatsii [Siberian identity: formation background, actualization contexts]. Available at: http://www.zaimka.ru/anisimova-echevskaya-identity/ (accessed on 19 December, 2017).

2. Bauman Z. Individualizirovannoe ob-shchestvo [Individualized society]. Moscow, Logos Publ., 2005. 390 p. (In Russian)

3. Zhelezniak O. Identichnost: paradigm kultury I professionalnoe prostranstvo [Identity: culture paradigm and professional space]. Proekt Baikal [Baikal Project], 2015, no. 41. pp. 54-61. (In Russian)

4. Lendri Ch. Kreativnyi gorod [Creative city]. Moscow, Publishing House "Klassika XXI", 2011, 399 p. (In Russian)

5. Sukhovskaia D.N. Filosofskie problemy funktsionirovania poselenii i ikh kreativnykh pros-transtv v usloviakh urbanizirovannogo sotsiuma v XXI veke [Philosophical issues of settlements functioning and their creative spaces under urbanized society conditions in the XXI century]. Avail-

able at: http://www.moluch.ru/archive/87/16592/ (accessed on 09 January, 2018).

6. Turisticheskii brend Rossii [Tourist brand of Russia]. Available at: http://www.russia-brand.com/ (accessed 02 March, 2018).

7. Placemaking Leadership Council Inaugural Meeting. Available at: http://www.pps.org/ article/placemaking-leadership-council-inaugural-meeting (accessed on 05 February, 2018).

10. Placemaking Week 2017, Amsterdam. Available at: http:// www.pps.org/article/placemaking-leadership-council-inaugural-meeting (accessed on 05 February, 2018).

8. Silberberg S. Places in The Making: How Placemaking Builds Places and Communities. Boston, US: Massachusetts Institute of Technology, 2013. 72p. Available at: http://dusp.mit.edu/

sites/dusp.mit.edu/files/attachments/project/mit-dusp-places-in-the-making.pdf (accessed on 22 January, 2018).

Критерии авторства

Железняк О.Е., Корелина М.В., Мурашова С.В., Эрдур Э. имеют равные авторские права. Железняк О.Е. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Zheleznyak O.E., Korelina M.V., Murashova S.V., Erdur Emre have equal author's rights. Zheleznyak O.E. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.