Научная статья на тему 'Дизайн: имидж города и жизнепригодность урбанизированных территорий'

Дизайн: имидж города и жизнепригодность урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
476
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ГОРОД / ЖИЗНЕПРИГОДНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ/СРЕДЫ / ДИЗАЙН / ИМИДЖ ГОРОДА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КАФЕДРА «ДИЗАЙН» НИ ИРГТУ / LIVABILITY OF TERRITORY/ENVIRONMENT / DEPARTMENT OF "DESIGN" OF NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY / CITY / CITY IMAGE / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Железняк Ольга Евгеньевна, Мурашова Светлана Валерьевна, Корелина Мирия Вячеславовна

Исследуется роль и возможности дизайна в формировании и сохранении жизнепригодности города. Важной проблемой обеспечения жизнепригодности среды сегодня является инвестиционная привлекательность и положительная репутация места, одним из факторов создания которых выступает имидж. Использование средств дизайна при формировании жизнепригодного пространства позволяет повысить качество среды, с одной стороны, и спроектировать позитивный бренд территории/города, предложить формы его продвижения – с другой. В связи с этим на кафедре «Дизайн» НИ ИрГТУ ведутся теоретические исследования и художественно-проектные разработки жизнепригодной и конкурентоспособной среды, брендов территории и отдельных фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN: CITY IMAGE AND URBAN AREAS LIVEABITY

The article studies the role and possibilities of design in creating and maintaining city liveability. Today when ensuring environmental liveability there is an important problem consisting in the investment attraction and the positive reputation of the place. And image is one of the factors conditioning their creation. The use of design tools in the formation of livable space allows on the one hand to improve the quality of the environment, and on the other hand to design a positive brand of the territory\city suggesting the methods of its promotion. In this connection, the “Design” department of the National Research Irkutsk State Technical University is conducting theoretical studies and art-design developments of livable and competitive environments, brands of the territory and individual firms.

Текст научной работы на тему «Дизайн: имидж города и жизнепригодность урбанизированных территорий»

Существенным преимуществом расчета, выполненного в программе МаШсаС, является его наглядность. На всех этапах расчетного алгоритма присутствуют комментарии. Основные блоки расчета можно выделить, используя цветовую гамму (определенный цвет для входной и выходной информации и т.д.), либо обводить соответствующие записи рамкой. Присутствующие при подобных расчетах матричные опера-

ции также наглядны и компактны. Кроме того, алгоритм вычислений студент пишет сам. В качестве образца ему дается не электронный вариант расчета в программе Mathcad, а листинг программы в текстовом редакторе Word. Таким образом, студенты индивидуально решают, какие вычислительные операции выполнять в Mathcad-программе, а какие - при помощи ручного счета.

Библиографический список

1. Бате К., Вилсон Е. Численные методы анализа и метод конечных элементов / пер. с англ. А.С. Алексеева и др.; под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Стройиздат, 1882. 448 с.

2. Бахвалов Н.С. Численные методы. М.: Наука, 1978.

3. Безделев В.В., Буклемишев А.В. Программная система COMPASS. Руководство пользователя. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. 120 с.

4. Бертяев В.Д. Теоретическая механика на базе Mathcad. Практикум. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 752 с.

5. Дарков А.В., Шапошников Н.Н. Строительная механика. М.: Высш. шк., 1986. 607 с.

6. Дмитриева Т.Л. Программный комплекс «OPTIDEST» и

его использование в задачах расчета и оптимизации стальных конструкций // Вестник МГСУ. 2011. № 1. Т. 1. С. 100-105.

7. Дмитриева Т.Л. Алгоритм автоматизированного проектирования ферм минимального веса // Известия вузов. Строительство. 2010. № 3. С. 98-105.

8. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975. 541 с.

9. Зенкевич О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация / пер. с англ. М.: Мир, 1986. 318 с.

10. Макаров Е. Инженерные расчеты в Ма^саС. СПб.: Питер, 2007. 592 с.

УДК 7.012

ДИЗАЙН: ИМИДЖ ГОРОДА И ЖИЗНЕПРИГОДНОСТЬ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

© О.Е. Железняк1, С.В. Мурашова2, М.В. Корелина3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуется роль и возможности дизайна в формировании и сохранении жизнепригодности города. Важной проблемой обеспечения жизнепригодности среды сегодня является инвестиционная привлекательность и положительная репутация места, одним из факторов создания которых выступает имидж. Использование средств дизайна при формировании жизнепригодного пространства позволяет повысить качество среды, с одной стороны, и спроектировать позитивный бренд территории/города, предложить формы его продвижения - с другой. В связи с этим на кафедре «Дизайн» НИ ИрГТУ ведутся теоретические исследования и художественно-проектные разработки жизнепригодной и конкурентоспособной среды, брендов территории и отдельных фирм. Ил. 10. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: город; жизнепригодность территории/среды; дизайн; имидж города; качество жизни; кафедра «Дизайн» НИ ИрГТУ.

DESIGN: CITY IMAGE AND URBAN AREAS LIVEABITY O.E. Zheleznyak, S.V. Murashova, M.V. Korelina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article studies the role and possibilities of design in creating and maintaining city liveability. Today when ensuring environmental liveability there is an important problem consisting in the investment attraction and the positive reputation of the place. And image is one of the factors conditioning their creation. The use of design tools in the formation of livable space allows on the one hand to improve the quality of the environment, and on the other hand to design a positive brand of the territory\city suggesting the methods of its promotion. In this connection, the "Design" department of the National Research Irkutsk State Technical University is conducting theoretical studies and art-design developments of livable and competitive environments, brands of the territory and individual firms. 14 figures. 9 sources.

1Железняк Ольга Евгеньевна, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой дизайна, тел.: 89148746790, e-mail: olgaej@hotbox.ru

Zheleznyak Olga, Candidate of Art Criticism, Professor, Head of the Department of Design, tel.: 89148746790, olgaej@hotbox.ru

2Мурашова Светлана Валерьевна, доцент кафедры дизайна, тел.: 89149092576, e-mail: 691971@mail.ru Murashova Svetlana, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89149092576, e-mail: 691971@mail.ru.

3Корелина Мирия Вячеславовна, старший преподаватель кафедры дизайна, тел.: 89148778999, e-mail: miria84@mail.ru КогеНпа Miria, Senior Lecturer of the Department of Design, tel.: 89148778999, e-mail: miria84@mail.ru

Key words: city; livability of territory/environment; city image; life quality; department of "Design" of National Research Irkutsk State Technical University.

Ключевым сюжетом, злободневным для современного развития и выживания каждой территории становится формирование и сохранение жизнепри-годной среды, основной характеристикой которой является качество жизни сообщества, обусловленное суммой факторов, в том числе состоянием городской и природной среды, степенью экономического процветания и социальной стабильности, образовательными

возможностями, культурным и рекреационным потен-

2

циалом территории.

Переводной терминологический словарь «Культурное планирование и развитие территорий и местных сообществ» определяет городскую «жизнепригод-ность» и пригодные для жизни города (Livability and Livable Cities) как концепцию, вмещающую «аспекты территориального планирования и управления, связанные с созданием безопасного, легкодоступного и вовлекающего в себя участие многих граждан средо-вого окружения, причем, вне зависимости от различий людей по уровню дохода, полу, возрасту, этнической принадлежности, социальным или физическим дисфункциям». При этом вопросы безопасности, доступности и реального участия различных групп населения в развитии урбанизированных и малонаселенных территорий оказываются чрезвычайно взаимосвязанными и непосредственно влияют на отношение людей к месту проживания, к способам его освоения, оценки и мифилогизации. Подходы к постановке и решению проблем в разных городских сообществах существенно отличаются, на что немаловажное воздействие оказывает месторасположение каждого конкретного сообщества в пределах города [1].

Проводимый ежегодно рейтинг "The Most Livable Cities Index" для установления качества жизнепригод-ности территории использует следующие критерии livability: безопасность, международные связи, климат/количество солнечных дней, качество архитектуры, общественный транспорт, толерантность общества, решение проблем охраны окружающей среды и доступа к природе, городской дизайн, деловая конъюнктура и условия ведения бизнеса, активная политика и превентивные стратегии, медицинское обслуживание и др.3

Важной проблемой формирования жизнепригод-ной среды сегодня является инвестиционная привлекательность и положительная репутация места, одним из факторов создания которых служит имидж. Под имиджем геопродукта принято подразумевать устойчивый, исторически складывающийся (либо сознательно выстроенный) образ конкретной географиче-

1 Разработка «методологии создания жизнепригодных территорий, обладающих архитектурной и художественной привлекательностью», является одним из приоритетных направлений научных исследований НИ ИрГТУ.

2What is Livability? [Электронный ресурс]. URL: // http://www.livable.org/about-us/what-is-livability

3 World's most livable cities [Электронный ресурс]. URL: //

ской местности/города, складывающийся при упоминании названия этой территории у большинства субъектов, входящих в целевую аудиторию [2]. Имидж как особая, специфическая форма проявления и фиксации содержания концентрирует в себе основные свойства и характеристики любого объекта, в том числе урбанизированных и малонаселенных территорий. Становление имиджа тесно связано со стереотипами восприятия, их зарождением и последующим существованием. Сложившийся образ в сознании потребителей, ассоциации и ощущения, возникающие в процессе реального либо виртуального общения с «продуктом-объектом» определяют сущность имиджа и позволяют идентифицировать его среди множества других объектов. Понятие «имидж» иногда заменяется понятием «репутация». Именно построение конкурентоспособного имиджа становится ведущей темой, объединяющей приоритетные направления деятельности на территории [3], при создании жизнепригодных пространств с высоким качеством жизни. И здесь существенная роль отводится дизайну как форме и способу визуализации имиджей и их продвижения в виде брендов, а также как средству оперирования реалиями материального мира, организации систем жизнедеятельности и качественной среды обитания.

Базовым началом для становления имиджей территории является среда жизнедеятельности, так как формирование представлений и моделей поведения человека в обществе во многом определяется способами его отождествления с окружающим миром. Одним из оснований подобного отождествления является образ среды обитания. Исходной реальностью при этом является «реальность повседневной жизни, организующаяся вокруг "здесь" моего тела и "сейчас" моего настоящего времени, ... та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна ... физической манипуляции» [4]. По А. Габричевскому, «тело» и его движение в пространстве служат ключевым сюжетом формирования пространства, собственно пространство/среда определяется как «смысловое ядро, окруженное массивной оболочкой» [5]. Соответствен-

4

но, качеством среды в значительной степени задается качество жизни сообщества и систем обеспечения жизнепригодности города. Поэтому модель такого города/территории включает разработку качественной и конкурентоспособной среды, формирующей позитивный имидж. В.Л. Глазычев вообще считает, что «архитектура изначально имела объектом своего воздействия именно среду, хотя как непосредственный объект проектного воздействия среда никогда не рассматривалась» [6].

Использование средств дизайна для создания жизнепригодного пространства позволяет повысить качество среды, так как речь идет о структурах, ком-

4 л

См. программные исследования качества жизни, проводимые Всероссийским научно-исследовательским институтом

плексах и объектах, находящихся в пределах ближайшего доступа, которыми непосредственно занимается дизайн. Концепции средового подхода5 и качества жизни становятся одной из базовых методологий при обсследовании и построении систем жизнепригодности города и конкретного «места». Формирование имиджа и художественного образа города при этом рассматривается через призму изучения специфики систем культурной идентификации и проектирования символов и знаков такой идентичности, которые, в то же время определяют индивидуальность среды и ее качество.

Созданию имиджа территории, корпораций и фирм, брендированию территорий в целом отводится все больше места в жизни современного общества и в деятельности профессиональных проектировщиков, способных выполнять в своей художественно-проектной деятельности ключевую миссию визуализации образов, что превращает эту деятельность и её результаты в достаточно эффективное орудие формирования и поддержания имиджа территории, городской среды и культуры. В связи с этим в рамках темы «Пространства культурной идентификации» на кафедре «Дизайн»6 Иркутского государственного технического университета в течение длительного времени ведутся теоретические исследования и художественно-проектные разработки систем, порождающих образы города и обеспечивающих качество среды; изучение и проектирование жизнепригодной и конкурентоспособной среды жизнедеятельности по четырем базовым направлениям: дизайн и образ террито-

5 См. разработки А.А. Высоковского, Г.З. Каганова, М.П. Савченко и др.

6 Кафедра «Дизайн» Иркутского государственного техниче-

ского университета - ведущая школа подготовки специали-

стов в регионе, зав. кафедрой - О.Е. Железняк (канд. искус-

ствоведения, профессор, академик Международной академии наук о природе и обществе, член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации искусствоведов). Кафедра готовит специалистов по дизайну (специализации: «Дизайн среды», «Дизайн графический», «Дизайн костюма») и декоративно-прикладному искусству. За программы обучения дизайнеров кафедра представлена к присвоению «Почетного знака профессионального стандарта» (Высокий дизайн). За многолетнюю научно-педагогическую деятельность, за высокий профессионализм и большой вклад в развитие градостроительства и архитектуры г. Иркутска сотрудникам кафедры вручены Благодарности мэра г. Иркутска, юбилейные медали г. Иркутска, благодарственные письма предприятий и фирм города и области, дипломы и грамоты творческих союзов России. Все эти годы кафедра «Дизайн» достойно представляет Государственный технический университет и город на международных и всероссийских художественно-проектных форумах. В частности, за последние годы сотрудники кафедры стали лауреатами и дипломантами более 90 международных, российских и региональных выставок и конкурсов; свыше 400 студенческих работ отмечены медалями, дипломами и грамотами, среди которых: медаль, дипломы и грамоты Министерства образования РФ; около 100 наград международных конкурсов и выставок; более 200 дипломов, грамот и премий межрегиональных и российских фестивалей и выставок, дипломы и грамоты творческих союзов России.

рии/города; региональный дизайн; корпоративный дизайн; дизайн как вид художественно-проектной деятельности по созданию жизнепригодной среды городов и территорий.

1. Раздел «Дизайн и образ территории/города» включает выявление специфических особенностей образа города/территории как обеспечивающих формирование позитивного имиджа места и поддерживающих продвижение бренда территории, а также сохраняющих культурную устойчивость территории и жизнепригодность среды. Для этого исследуются:

• ресурсы идентификации и традиционная сакральная культура (системы определения культурной идентичности, источник формирования имиджевой специфики территории);

• средовые и предметно-пространственные комплексы (часть образа города/территории, показатель качества среды);

• цвет и световая среда города (часть городской среды и культуры, система культурного отождествления, особая система создания образов);

• городская реклама и рекламные технологии (часть городской реальности, средства создания образов городской среды и городской коммуникации, способ актуального визуального воздействия на целевую аудиторию);

• бренды городов региона (способ повышения привлекательности и создания имиджа урбанизированных и малонаселенных территорий для их позиционирование среди других регионов и на международных рынках).

Идеалом современного развивающегося города, обладающего жизнепригодной средой с высоким качеством жизни, является город, в котором «места» освоены и означены и который представляет собой своеобразный «конгломерат» субкультур, органично сосуществующих в рамках общих правил и норм, сохраняя и культивируя при этом собственный имидж и свою идентичность. Поэтому в разрабатываемых кафедрой проектах предлагается интерпретация города как пространства культурной идентичности.

Так, один из проектов, посвященный созданию имиджевой среды на примере благоустройства территории реконструируемого исторического 130-го квартала г. Иркутска, обращен к проектированию внут-риквартального пространства, объединяющего в себе реминисценции традиционных стереотипов и актуальные идеалы нового города (рис. 1). Многофункциональный комплекс отдыха «ZOO» на изгибе р. Иркут с разработкой концепции развития и дизайн-проекта зоопарка представляет собой имиджевый для города объект, направленный на повышение качества жизни и жизнепригодности городской среды (рис. 2). Проект «Система городских скейт-парков в Иркутске» затрагивает актуальную проблему проектирования современных форм организации экстремальных видов спорта в городе.7

7 Автор проекта Д.С. Гнебедюк, руководители Н.М. Попова,

Рис. 1. Дизайн-проект благоустройства территории реконструируемого исторического 130-го квартала в г. Иркутске (автор Е.Н. Мастабаева, руководители: А.Н. Прокудин, О.Е. Железняк, В.М. Акулов; фрагменты проекта)

Рис. 2. Многофункциональный комплекс отдыха «ZOO» с разработкой концепции развития и дизайн-проекта зоопарка (автор Е.Г. Ивернева, руководители: О.Е. Железняк,

А.Ю. Ладейщиков)

В рамках проводимых исследований и художественно-проектных разработок по цвету на примере Иркутска показаны необходимость и возможность взаимодействия общепринятых норм профессиональной цветовой культуры, индивидуализированных образов потребительской культуры и элементов модных трендов уличного искусства для создания полноценной городской среды.8

Анализ процессов формирования образа «места» как системы идентичности, отражения его (образа) в брендах городов и символах места выполнен в работе «Бренд г. Иркутска как историко-культурного и тури-

9

стического центра» , при создании имиджа города в

10

рекламно-информационной продукции (рис. 3).

Обсуждая Байкал как часть имиджа «места» и территорию, требующую специального внимания, наряду с экологическими проблемами изучается культурная многослойность и субкультурная множественность, которые порождают разные «чувствования» территорий и формы отражения этих «переживаний». Попыткам создать такой имидж посвящен ряд дипломных работ: «Байкал. Графический комплекс идентификации места»,11 «Идентификация места: дизайн-проект благоустройства территории КБЖД и формирования информационно-коммуникативной системы» (рис. 4) и др.

8 См. материалы магистерской диссертации И.В. Дьяченко «Колористика городской среды и цветовая культура: «живописный тренд»». Иркутск. 2012.

9 Автор Ю.А. Демир, руководители Т.Ю. Смертина, А.В. Шолохов

10Проекты: «Образ города в рекламно-информационной продукции» (автор О.В. Киселева, руководитель О.Е. Железняк), «Пакет информационно-сувенирной продукции для города Иркутска».

11 Автор проекта Р.Г. Золотой, руководители О.Е. Железняк, Т.Ю. Смертина.

Рис. 3. Пакет информационно-сувенирной продукции для города Иркутска (автор О.В. Киселева, руководители: О.Е. Железняк, В.В. Дейкун; фрагмент)

Рис. 4. Идентификация места: дизайн-проект благоустройства территории КБЖД и формирования информационно-коммуникативной системы (автор Е.В. Байбородина, руководители: О.Е. Железняк, С.В. Мурашова)

2. Раздел «Региональный дизайн» посвящен исследованию процессов развития художественно-проектной культуры Сибирского региона и отдельных городов, в которых дизайн трактуется как особая форма повышения качества жизни региона и создания имиджей урбанизированных и малонаселенных территорий. Для этого изучаются:

• традиционные культуры региона (пространства культурной идентификации места, раскрывающие особенности традиционных систем жизнеобеспечения);

• провинциальный дизайн (часть художественно-проектной культуры региона, способ создания художественно-привлекательной среды города, систем жизнедеятельности и жизнеобеспечения города, средства повышения качества жизни и системы индивидуализации);

• знаки места (идентификационные системы, способ индивидуализации места и повышения жизне-пригодности среды);

• системы и атрибуты идентификации субъектов среды.

Умение «наделить» среду специфическими чер-

тами, превратив территорию в «место» собирания образов и формирования идентичностей, представляется одной из профессиональных способностей проектировщика. Как часть такого осознания реальности, проявления специфики «места» кафедрой разрабатывается проект «Провинциальный дизайн», в котором объект исследования трактуется в качестве составляющей художественно-проектной культуры региона, способа создания художественно-привлекательной среды города, системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения города, средства повышения качества жизни и особой формы идентификации и индивидуализации. Фрагментом этого исследования является дипломная работа «Провинциальный дизайн: экологический тренд» (рис. 5). Обращение к экологической составляющей провинциального дизайна как форме проявления исключительности «места» предопределено не только актуальностью темы для Сибирского региона, но и современными тенденциями в обществе. Проектная концепция выстроена на интерпретациях базовых мотивов, так или иначе связанных с образами экологии и специфики места, которые сами по себе составляют оригинальные авторские находки.

Рис. 5. Провинциальный дизайн: экологический тренд (автор Ю.А. Корниенко, Руководители: О.Е. Железняк, Т.Ю. Смертина; фрагменты проекта)

Продолжением сюжета и еще одним объектом, существенным для осознания специфики территории, является Байкальский тракт, который служит важным коммуникационным звеном в инфраструктуре региона, обеспечивающим повседневную жизнедеятельность территории и развитие туристического бизнеса [9]. Представление Байкальского тракта в виде цельной информационно-коммуникативной системы интересно само по себе, а также может послужить основой для формулирования концепции при создании рекреационной зоны вдоль тракта (рис. 6-8).

При проектировании имиджевых систем, объектов и знаков места, город рассматривается как специфически организованная образная система. Создаваемые образы, различные формы и типы городских знаковых объектов порождаются «местом» (проекты «Остановки», «Рекреационная зона ИрГТУ», «Фотолюбитель» и др.) либо становятся результатом внед-

рения авторских концепций идентификации среды (проекты «Эм и Жо», «Скамейки-знаки», «Семейные ценности» и др.). Наряду с этим система городских знаков и образов проектируется как особая форма визуальных коммуникаций в городе, создающая средствами дизайна «сообщения» разной степени сложности и назначения. Дизайнер при этом выступает «визуальным интерпретатором», переводчиком информации на язык образов, форм и символов [7]. Формулированию концепции «знаков места» для г. Иркутска и разработке различных образов индивидуализации места-пространства посвящена работа «Киноманы»12 (скульптурная группа, выполненная для площадки перед кинотеатром «Звездный»).

Автор проекта Л.А. Лось, руководители: Т.А. Ерошенко,

РАЗРАБОТАННЫЕ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ. УКАЗАТЕЛИ N АРТОБЪЕКТЫ M * iuutui iuiw ■ мсашш rmaiu ■ ы ■

Рис. 6. Байкальский тракт - Информационно-коммуникативная система (автор В.В. Мезенцев, руководители:

Рис. 7. Байкальский тракт. Формирование рекреационно-информационной зоны (автор ЕЛ. Остапенко, руководители: М.В. Корелина, В.М. Акулов; фрагмент проекта)

Рис. 8. Цикл работ «Знаки места» (авторы - студенты кафедры «Дизайн», руководители:

С.В. Мурашова,

Рис. 9. Концепция фирменного стиля Технопарка ИрГТУ с разработкой системы визуальной навигации (автор А.Ю. Никифорова, руководители: О.Е Железняк, В.В. Дейкун, консультант А.В. Шолохов; фрагменты проекта)

3. В рамках раздела «Корпоративный дизайн»

изучается создание корпоративного имиджа предприятий города, который представляется важным условием формирования имиджа города, его архитектурного и художественного облика. Для этого исследуются и проектируются:

• фирменный стиль (комплексная система визуальной идентификации);

• корпоративный имидж /корпоративная идентификация (форма создания индивидуального имиджа; система идентифицирующих образов среды и корпоративной культуры).

В процессе дипломного и курсового проектирования на кафедре «Дизайн» разрабатываются фирменные стили и бренды для муниципальных предприятий и организаций или коммерческих фирм города и области. В качестве примера можно обратиться к проекту фирменного стиля для рекламно-производственной компании «АверсПринт»1 , предлагающей широкий перечень рекламной и информационной продукции. Формированию имиджа организации, функции которой заключаются в обеспечении безопасности плавания судов на эксплуатируемых путях водного бассейна, посвящен проект фирменного стиля для «Байкало-Ангарского ГБУ».14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще один цикл работ связан с довольно актуальной на сегодня темой - развитием системы Технопарков, повлекшей за собой необходимость создания брендов этих структур, строительство новых зданий и сооружений либо реконструкцию действующих [9]. Речь идет, прежде всего, о Технопарке НИ ИрТУ, для которого созданы основные компоненты корпоративного бренда: концепция фирменного стиля Технопарка ИрГТУ (рис. 9), проекты интерьеров и благоустройства Технопарка № 2 ИрГТУ.15

13Фирменный стиль рекламно-производственной компании «АверсПринт» (автор Е.О. Василевская, руководитель А.А. Дурасов).

1 Разработка фирменного стиля для «Байкало-Ангарского ГБУ» (автор А.Ю. Леонова, руководители: В.В. Дейкун, А.А. Дурасов).

1 «Дизайн-проект интерьеров Технопарка ИрГТУ № 2» (ав-

4. В разделе «Дизайн как вид художественно-проектной деятельности по созданию жизне-пригодной среды городов/территорий» этот вид деятельности трактуется в качестве составляющей проектной идеологии и части профессионального сознания, формы личностного развития и становления общей культуры человека и рассматривается по следующим основным направлениям важным для выделения профессиональной специфики в формировании жизнепригодного города:

• художественно-пластический язык дизайна;

• творческий метод и индивидуальное творческое пространство;

• специфика современной художественно-проектной культуры и профессионального сознания в эпоху информационных технологий.

• методики формирования художественно-проектного сознания и навыков профессионального языка;

• выставочная деятельность как способ создания имиджа и брендирования территории, современная форма культурного и социально-экономического развития города.

Изучение особенностей профессиональной деятельности позволяет описать ресурсы культурной самобытности региона для создания индивидуализированной и качественной среды, выстроить траекторию развития территории и становления позитивного имиджа в современном транснациональном мировом культурном пространстве.

Художественно-проектная культура, будучи обобщающим, рамочным пространством профессиональной деятельности в эпоху новых информационных технологий, представляет собой «толерантный компромисс» между всепоглощающей технологизацией мира и сохранением (и развитием) исконно присущих человеку форм деятельности, например, креативного мышления. По сути это своеобразная форма выбора траектории развития, которая стимулирует исследо-

рашова, В.М. Акулов); «Благоустройство территории Технопарка № 2 ИрГТУ с разработкой оборудования» (автор А.В. Ступина, руководители О.Е. Железняк, В.М. Акулов, М.В. Корелина).

Рис. 10. Фирменный стиль фестиваля «Иркутск - столица российского дизайна 2013» (автор М.А. Шурыгина, руководители: О.Е. Железняк, В.В. Дейкун; фрагменты проекта)

вание особенностей творческого процесса и, в том числе, способности машины, технического устройства или техногенного организма к самостоятельному творчеству, к креативной деятельности.

Проводимые кафедрой «Дизайн» исследования современной художественно-проектной культуры и принципов формирования жизнепригодного города опубликованы в профессиональных журналах и сборниках научных трудов, в каталогах выставок и фестивалей, на специализированных сайтах и пр. Особое внимание уделено имиджевым для территории выставкам и форумам. Пристальный интерес к выставочной деятельности, одной из актуальных форм существования культуры современных городов и внедрения их брендов, не случаен. Сегодня она играет важную роль в процессах формирования позитивного образа территории и продвижения бренда, в связи с чем серьезное значение уделяется разработке имидж-дизайна выставки и сопровождающих её рекламно-информационных документов.

Так, частью объемного цикла исследований и проектов, посвященных формированию имиджей, которыми занимается кафедра, являются работы по графическому сопровождению традиционных национальных фестивалей, обретающих всё большее значение для позиционирования территории в качестве пространства творчества и культуры, например, «Сурхар-бана»16 или по созданию фирменных стилей художественных и проектных фестивалей. В частности, при проектировании стиля/имиджа ежегодного российского фестиваля дизайна «Иркутск - столица российского

Графическое сопровождение праздника «Сурхарбан». Автор Антонова В.Н., руководители Железняк О.Е., Дейкун В.В.

дизайна 2013» главный акцент сделан на создании фирменного сопровождающего персонажа, последней версией которого стала неваляшка-снеговик. Подобный имиджевый образ не случаен, поскольку неваляшка может трактоваться как идеальный дизайн-объект и одновременно традиционная игрушка (рис. 10).

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что дизайн служит одним из ключевых средств создания жизнепригодных урбанизированных территорий, выступая одновременно способом построения позитивного имиджа (в том числе за счет повышения качества среды с помощью дизайна) и формой продвижения этого бренда. Благоприятный имидж, сознательно формируемый специалистами и закрепленный в виде бренда, является неотъемлемым инструментом позиционирования территории и/или корпорации среди других регионов и фирм и повышает инвестиционную привлекательность места. Будучи обязательным атрибутом стратегии развития муниципальных и коммерческих компаний, фирм и учреждений, корпоративная айдентика вольно или невольно превращается в основу формирования позитивного имиджа территории. Важным моментом организации жизнепригодной среды методами дизайн-проектирования становится обращение к реалиям места, попытке проявить своеобразие материального мира региона профессиональными художественно-проектными средствами. Рамочным контекстом для этого выступают системы идентификации в пространстве глобального мира и транснациональных культур. Исследования и разработки, выполняемые на кафедре дизайна НИ ИрГТУ, имеют хороший потенциал для понимания роли дизайна и его возможностей в формировании жизнепригодной среды региона и его позитивного имиджа.

Библиографический список

1. Переводной терминологический словарь «Культурное планирование и развитие территорий и местных сообществ» [Электронный ресурс]. URL: //http://avpopoff.wordpress.com/2011 /12/15

2. Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30) [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25942

3. Железняк О.Е. Байкал как имидж территории. Иконогра-

фия Байкала // Проект Байкал. 2013. № 37-38. С. 98-111.

4. Пирогов С.В. Идентификация со средой обитания как предмет социологической рефлексии [Электронный ресурс]. URL: // http://www.isras.ru/ abstract_bank /1210057003

5. Косенкова К. Габричевский - онтология и эстетика. В кн.: Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / под ред. И.А. Азизян. СПб.: Коло, 2009. С. 377-439

6. Глазычев В.Л. Проблема метода в проектировании среды // Проблемы теории и истории архитектуры. М.:

ЦНИИПГРАД, 1979.

7. Железняк О., Мурашова С., Дейкун В. Идентичность в пространстве современной культуры. Знаки места. Формы городской идентификации // Современная архитектура. 2012. № 3. С. 138-143.

8. Жердева О.В. Роль маркетинга в идентификации терри-

торий [Электронный ресурс]. URL: http://www. mav-riz.ru/articles/ 2006/2/4071 .html

9. Железняк О. Виртуальные симуляции и/или реалии материального мира. Диплом 2012 // Проект Байкал. 2012. № 3334. С. 42-57.

УДК 628.3

К ВОПРОСУ УДАЛЕНИЯ ФОСФАТОВ ИЗ СТОЧНЫХ ВОД

© А.Ф. Колова1, Т.Я. Пазенко2, Е.М. Чудинова3

Сибирский федеральный университет,

Инженерно-строительный институт,

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 82.

Исследована целесообразность применения реагентного метода для удаления фосфатов из городских сточных вод. Проверена эффективность введения разных типов и доз реагентов в различные точки технологической схемы (в осветленную воду, в распределительную чашу вторичных отстойников, в сточную воду после биологической очистки). Установлено влияние добавок реагентов на седиментационные и водоотдающие свойства ила. Наилучшие результаты получены при введении хлорного железа в дозе 12 мг/л на стадии доочистки (эксперимент проводился на натурных стоках канализационных очистных сооружений г. Красноярска). Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: городские сточные воды; эвтрофикация; биогенные элементы; азот; фосфор; дефосфота-ция; коагулянты; биологическая очистка; седиментационные свойства активного ила; водоотдающие свойства ила.

TO THE PROBLEM OF PHOSPHATE REMOVAL FROM SEWAGE A.F. Kolova, T.Ya. Pazenko, EM Chudinova

Siberian Federal University,

Construction Engineering Institute,

82 Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia.

The advisability of using a reagent method in order to remove phosphates from urban sewage is studied. The efficiency of introducing various types and dosage of reagents at different points of the technological scheme (in clarified water, in the distribution basin of the final clarifier, in sewage after biological treatment) is checked. The effect of reagent additives on the sedimentation character and water producing properties of sludge is determined. The best results have been obtained under the introduction of ferric chloride in a dose of 12mg/l at the stage of post-treatment (the experiment was carried out on real sewage of Krasnoyarsk wastewater treatment plants). 3 figures. 2 tables. 5 sources.

Key words: urban sewage; eutrophication; biogenic elements; nitrogen; phosphorus; dephosphatation; coagulants; biological treatment; sedimentation properties of activated sludge; water producing properties of sludge.

В настоящее время одной из основных проблем биологической очистки сточных вод является глубокое удаление азота и фосфора, которые являются биогенными элементами. Попадая в водоёмы, биогенные элементы способствуют развитию условий, угнетающих отдельные виды гидробионтов, а в некоторых случаях вызывают их гибель. Поступление в водоёмы большого количества минеральных форм азота и фосфора является основной причиной эвтрофирова-ния - накопления питательных вещества, происходя-

щего в результате увеличения продуктивности водных сообществ и отставании процессов разложения. При этом наблюдается «цветение» водоёмов, затрудняющее очистку воды (забиваются фильтры). В период цветения в водоёмах повышается рН, снижается содержание растворённого кислорода, что приводит к ухудшению качества питьевой воды, происходит замор рыб. Кроме того, обнаруживаются ядовитые продукты жизнедеятельности цианобактерий, которые выделяют высокомолекулярные вещества - ДВ-

1Колова Алевтина Фаизовна, кандидат химических наук, доцент кафедры инженерных систем, зданий и сооружений, тел.: 89504257337, e-mail: alevtina.kolova@yandex.ru

Kolova Alevtina, Candidate of Chemistry, Associate Professor of the Department of Engineering Systems of Buildings and Structures, tel.: 89504257337, e-mail: alevtina. kolova@yandex.ru

2Пазенко Татьяна Яковлевна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерных систем, зданий и сооружений, тел.: 89069737450, e-mail: pazenkotat@yandex.ru

Pazenko Tatyana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Systems of Buildings and Structures, tel.: 89069737450, e-mail: pazenkotat@yandex.ru

3Чудинова Екатерина Михайловна, магистрант, тел.: 89029169879 e-mail: pazenkotat@yandex.ru Chudinova Ekaterina, Graduate student, tel.: 89029169879, e-mail: pazenkotat@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.