Научная статья на тему 'Восстановление значимых исторических и архитектурных объемов в современном городе на примере Иркутска'

Восстановление значимых исторических и архитектурных объемов в современном городе на примере Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1415
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБЛИК / СИЛУЭТ ГОРОДА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / УГОЛ ОБЗОРА / ARCHITECTURAL AND ARTISTIC IMAGE / CITY SKYLINE / RECONSTRUCTION / ARCHITECTURAL ENSEMBLE / TOWN-PLANNING / VISUAL PERCEPTION / LOOKOUT ANGLE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хрунык Е. В.

Цель. Рассматриваются вопросы гармоничного в архитектурно-художественном отношении развития высотных композиций города. Методы. Применяется метод учета масштаба застройки при построении внешних силуэтов и панорам, учитывается морфотипологическая взаимосвязь строений с исторической средой, концепция реконструкции, вырабатываются критерии оценки визуального восприятия. Результаты. В процессе визуального анализа устанавливается степень сохранности исторической и природной среды, все существенные зрительные и композиционные связи памятников архитектуры. Выводы. Для решения упомянутой проблемы предлагается теоретическая концепция и научно-проектное предложение, требующее на сегодняшний день должного внимания градостроителей сибирских городов, в том числе Иркутска как одного из крупных городов Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF IMPORTANT HISTORICAL AND ARCHITECTURAL CAPACITIES IN A MODERN CITY AT THE EXAMPLE OF IRKUTSK

Purpose. We consider the questions of harmonious (in architectural and artistic respect) development of high compositions of the city. Methods. We use accounting method of development scale while developing outside figures and views, we account morphological connection of buildings with historic area, concept of reconstruction, create criteria of evaluation of visual perception. Results. In the process of visual analyses we set the level of safety of historic and natural area, all the existing visual and compositional connections of architectural monuments. Conclusions. To solve the mentioned problem we offer theoretical concept and scientific and design offer, which demands nowadays the necessary attention of town-planners of Siberian cities, particularly Irkutsk as one of the biggest cities of Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Восстановление значимых исторических и архитектурных объемов в современном городе на примере Иркутска»

Оригинальная статья / Original article УДК 72.03:71 (711.41)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕМОВ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКА

© Е.В. Хрунык

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Резюме. Цель. Рассматриваются вопросы гармоничного в архитектурно-художественном отношении развития высотных композиций города. Методы. Применяется метод учета масштаба застройки при построении внешних силуэтов и панорам, учитывается морфотипологическая взаимосвязь строений с исторической средой, концепция реконструкции, вырабатываются критерии оценки визуального восприятия. Результаты. В процессе визуального анализа устанавливается степень сохранности исторической и природной среды, все существенные зрительные и композиционные связи памятников архитектуры. Выводы. Для решения упомянутой проблемы предлагается теоретическая концепция и научно-проектное предложение, требующее на сегодняшний день должного внимания градостроителей сибирских городов, в том числе Иркутска как одного из крупных городов Восточной Сибири.

Ключевые слова: архитектурно-художественный облик, силуэт города, восстановление, архитектурный ансамбль, градостроительство, визуальное восприятие, угол обзора.

Формат цитирования: Хрунык Е.В. Восстановление значимых исторических и архитектурных объемов в современном городе на примере Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. C. 150-159.

RECONSTRUCTION OF IMPORTANT HISTORICAL AND ARCHITECTURAL CAPACITIES IN A MODERN

CITY AT THE EXAMPLE OF IRKUTSK

© E.V. Khrunyk

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Abstract. Purpose. We consider the questions of harmonious (in architectural and artistic respect) development of high compositions of the city. Methods. We use accounting method of development scale while developing outside figures and views, we account morphological connection of buildings with historic area, concept of reconstruction, create criteria of evaluation of visual perception. Results. In the process of visual analyses we set the level of safety of historic and natural area , all the existing visual and compositional connections of architectural monuments. Conclusions. To solve the mentioned problem we offer theoretical concept and scientific and design offer, which demands nowadays the necessary attention of town-planners of Siberian cities, particularly Irkutsk as one of the biggest cities of Eastern Siberia.

Keywords: architectural and artistic image, city skyline, reconstruction, architectural ensemble, town-planning, visual perception, lookout angle

For citation: Khrunyk E.V. Reconstruction of important historical and architectural capacities in a modern city at the example of Irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 1, pp. 150-159. (In Russian)

Введение

Роль объемно-пространственной композиции бездоминантной массовой жилой застройки в формировании архитектурно-художественного облика города видна на примере многих исторически сложившихся городов. Тем не менее роль силуэта в панораме города представляет особенную, значительную ценность [1]. Иркутск - один из немногочисленных сибирских городов, в котором «прочитывается» основное ядро архитектурной композиции городской панорамы, сложившееся на протяжении столетий. Силуэтную выразительность обусловливают культовые сооружения, которые играют наиболее важную роль при дальнейшем формировании панорамы города, что ставит вопрос о необходимости восстановления утраченных знаковых сооружений. Город интересен архитектурным многообразием исторических памятников архитектуры, в том числе имеющих статус национального значения. К концу XVI в. Иркутский острог был переименован в город. Он состоял из двух частей: Малого города и Большого города. Малый - административный центр, Большой - посад, сосредоточение торгово-экономической жизни. Каждый из периодов истории города оставил свой неизгладимый отпечаток,

сформировав архитектурный облик сегодняшнего Иркутска во всей его неповторимости. Рельеф города по-прежнему богат орографической пластикой. Особенно четко выделяется пойменная территория центрального исторического ядра, что дает возможность формировать общегородские крупномасштабные панорамы. Водное пространство р. Ангары представляет собой природный компонент, существенно влияющий на архитектурно-эстетическое восприятие городского ландшафта. Все это позволяет обеспечить широкие визуальные связи, в полной мере раскрывающие силуэт города, ритмику доминант и средовых объектов [2]. Подробно аспекты восприятия архитектурно-художественного облика города и его средового пространства, общие визуальные характеристики рассматриваются в работе [3]. Цель данного исследования - предложить архитектурно-художественные критерии и дать оценку современного состояния архитектурно-художественного облика города. В последнее время наметились типичные случаи гипертрофии объемов «новодела», аморфности рядовой застройки и безликости композиции силуэта г. Иркутска, отсутствия объемно-пространственных связей между историческими памятниками. В связи с этим представляет интерес проект архитектурной реконструкции центральной площади им. Кирова как одного из главных исторических мест городского ландшафта, суть данного проекта изложена ниже.

Материал и методы исследования

Ключевым моментом архитектурно-градостроительного предложения становится восстановление Кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери вместимостью на 5000 человек на месте Дома правительства Иркутской области («Серый дом»). Собор в русско-византийском стиле вначале возводился в 1875-1894 гг. архитектором А. Кудельским и инженером М.Н. Огонь-Догоновским, а затем существенно переработан по проекту инженера-архитектора Г.В. Розена, окончательный проект храма был принят с учетом замечаний государя-императора Николая II. Собор достигал высотой до 60 метров, являлся одним из крупнейших храмов России (рис. 1) [4]. Для сравнения отметим крупные культовые здания того времени: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге на восемь тысяч человек и храм Христа Спасителя в Москве на восемь тысяч человек, который был выше иркутского собора на 13 метров.

Рис. 1. Площадь им. Кирова в Иркутске (Тихвинская): а - Казанский кафедральный собор с юга (ныне утраченный). Раскрашенное фото 1907 г.; б - фото из альбома «Путешествие по Транссибирской магистрали» художника и фотографа Уильяма Генри Джексона, 1894-1896 гг.; в - разрушение Казанского кафедрального собора в городе Иркутске, 1932 г.; г - здание правительства Иркутской области («Серый дом») на месте собора, архит. К.И. Гурьев,

1938-1959 гг.

Fig. 1. Kirov Square in Irkutsk (Tikhvinskaia): a - The Kazan Cathedral. View from the south. Colorized photo in 1907 (now lost); б - a photo from the album «Journey to the Trans-Siberian railway» artist and photographer William Henry Jackson. 1894-1896; в - the destruction of the Kazan Cathedral in the city of Irkutsk, 1932; г - the government building of the Irkutsk region ("Grey House") on the site of the cathedral

architect. K.I. Guryev, 1938-1959

Для сравнения в качестве примера успешного опыта можно привести восстановление культового сооружения - храма Христа Спасителя в г. Москве - по проекту архитектора К.А. Тона (1829-1837) (рис. 2). В годы перестройки, в 1990-2000 гг., в стране было принято решение восстановить храм на его исконном месте в соответствии с первоначальным планом. Разобранный бассейн «Москва» в начале 1990-х годов освободил площадку для строительства нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного памятника [5].

Данная практика показывает высокий уровень значимости исторических архитектурных памятников духовного содержания, их доминирующую роль в формировании значимого городского пространства [6].

Рис. 2. История возведения и реконструкции храма Христа Спасителя: а - храм до сноса, 1837-1931 гг.; б - снос сооружения в 1931 г.; в - бассейн «Москва» на месте архитектурного памятника, 1968-1994 гг.; г - восстановленный храм, 1997 г.

Fig. 2. History of erection and reconstruction of The Cathedral of Christ the Saviour:

a - 1837-1931; б - the destruction of the temple, 1931; в - "Moscow" swimming pool on the site of the temple 1968-1994; г - restored the temple in 1997

На рис. 3 приведены градостроительные развертки г. Иркутска, из которых видно, насколько мощно и выразительно собор доминировал над окружающей рядовой застройкой, объединял и подчинял многочисленные церкви в целый комплекс городских приходов. Лучше всего доминирующая роль храма просматривается на развертке в.

Кроме того, в настоящее время в общественном мнении иркутян существует представление о соборе как символе, бренде г. Иркутска, подобно Новосибирскому оперному театру с окончательным проектом, возглавляемым академиком архитектуры А.В. Щусевым.

В Иркутске после сноса храма в 1932 году и постройки Дома правительства в 19381959 годы главная площадь многое потеряла в своем архитектурно-художественном решении -уменьшилось чарующее воздействие панорамы города из-за утраты скульптурного объема собора.

В 1990-2000 гг. было создано несколько проектов по восстановлению собора: работы Е.И. Григорьевой, Т. Молоцило и др., но их реализации препятствует ограниченность средств и возможностей при переносе здания правительства. Кроме того, возникает вопрос о новом местоположении Дома правительства (рис. 4).

б

_ft 1 4.5 £_Wvv-—^

\W

в

Рис. 3. Силуэт города Иркутска, сформировавшийся к концу XIX - началу XX вв.: а - вид со

стороны р. Ангары; б - панорама Иркутска с левого берега Ангары. Фото 1894-1895 гг.; в - силуэтный анализ развертки; 1 - церковь Св. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (утрачена); 2 - Московские ворота; 3 - собор Богоявления Господня; 4 - церковь Владимира иконы Божьей Матери; 5 - церковь Спаса Нерукотворного Образа; 6 - Римско-католический костел; 7 - Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери (утрачена); 8 - Благовещенская церковь; 9 - церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (утрачена) Fig. 3. Irkutsk city skyline, formed by the end of XIX - beginning of XX: a - view from the river Angara; б - view of Irkutsk from the left bank of the Angara. Photos of 1894-1895; в - the silhouette sweep analysis; 1 - the church of St. Procopius of Ustyug and John Chudotvortsev (totally lost); 2 - Moskovskie Vorota; 3 - Cathedral of the Epiphany; 4 - The Church of Vladimir Icon of the Mother of God; 5 - Church of the Holy Face; 6 - The Roman Catholic Church; 7 - The Cathedral of the Kazan Icon of the Mother of God (totally lost); 8 - Church of the Annunciation; 9 - The Church of the Tikhvin Icon of

the Mother of God (totally lost)

Результаты исследования и их обсуждение

Из вышеуказанных проектов, которые кроме достоинств имеют недостатки, на наш взгляд, представляет интерес проект по восстановлению Кафедрального собора, анализ которого изложен ниже.

Его особенностью является восстановление собора на месте здания правительства и перенос его административных помещений на новое место строительства. Площадь предполагаемого здания на 15 % больше площади ныне действующего. Проектом предлагается перенести здание правительства на территорию напротив собора, но таким образом, чтобы оно не закрывало фасадом культовое сооружение и заслоняло его в наименьшей степени (рис. 5). В проекте приводится анализ градостроительных факторов, влияющих на создание выразительного городского силуэта, а именно: природных условий, угла обзора, пропорциональной зависимости, расположения высотных доминант на территории исторического центра и их соразмерности с окружающим пространством. Отсутствие градостроительного единства, доминирование серых невыразительных зданий в современной архитектуре «домов-коробок», несмотря на широкое применение стекла и новых строительных материалов, не позволяет реализовать градостроительный потенциал главной площади города без восстановления такого значимого объекта, как собор [6-8].

Рис. 4. Проектные предложения по восстановлению Казанского кафедрального собора на площади им. Кирова в г. Иркутске: а - проект «Восстановление Казанского кафедрального собора» на фестивале «Золотая капитель» в г. Новосибирске; б - проект Д. Медведева.

Реконструкция; в - проект ООО «СТБ Проект», г. Иркутск, архитекторы А.Ю. Янов, Д.В. Скоморохов и др.; г - проект реконструкции пл. им. Кирова, архитектор Т. Молоцило Fig. 4. Design suggestions to reconstruct Kazan Cathedral on Kirov Square in Irkutsk: a - the "Restoration of Kazan Cathedral of the depart - General" at the festival "Golden capital", Novosibirsk; б - photo by Dmitry Medvedev. Reconstruction; в - project Ltd. "STB project" Irkutsk, architect: AY Janov, DV Skomorokhov etc.; г - reconstruction project Sq. them. Kirov, architect. Molotsy T. development schemes

Из анализа разверток видно, что иркутские храмы - собор Богоявления, Спасская церковь, Римско-католический костел - получают мощное и законченное завершение при восстановлении собора иконы Казанской Божьей Матери, утраченного в 1932 г. На рис. 6-9 видна доминирующая высотная композиция, которая придает силуэту города художественное и смысловое единство. Таким образом, мы получаем цельный и законченный, не нарушающий архитектурно-художественных качеств, ансамбль, наполненный чередованием архитектурных объемов и пространств, создающих объемно-пространственные и силуэтные ряды. Все это является бесспорным доказательством высокого исполнения исторической застройки того времени.

в

Рис. 5. Реконструкция площади им. Кирова в г. Иркутске: а - ситуационный план, границы исторического центра; б - снимок, вид с высоты птичьего полета, нынешнее состояние площади; в - генеральный план площади. Вариант № 1: 1 - проектируемый собор иконы Казанской Божьей Матери; 2л - левый блок правительственного здания; 2п - правый блок правительственного здания; 3 - входная группа под стеклянной пирамидой; 4 - здание

управления «ВостСибУголь»;

5 - здание гостиницы «Ангара». Вариант № 2: 6 - правительственное здание;

7 - коллонада правительственного здания; 8 - здание мэрии г. Иркутска. Основной вариант - № 1. Авторы проекта: архитектор Б.А. Хадеев, аспирант Е.В. Хрунык Fig. 5. Reconstruction of Kirov Square in Irkutsk: a - situational plan, the boundaries of the historic center; б - a picture, bird's eye view of the current state of the PLO, to show mercy; в - general square of the plan. Alternate design № 1: 1 - projected the Cathedral of the Kazan Icon of the Mother of God; 2л - left block government building; 2п - right block government building; 3 - entrance under the glass pyramid; 4 - building management "VostSibUgol"; 5 - "Angara" hotel building. Alternate design № 2: 6 - Government Building; 7 - government building colonnade; 8 - Municipality building of Irkutsk. The basic version № 1. Authors of the project: architect Khadeev B.A., postgraduate Khrunyk E.V.

Рис. 6. Графическая схема реконструкции площади им. Кирова. Линейная развертка по 2-2 Fig. 6. Geographic scheme of reconstruction of Kirov Square. Linear scan of 2-2

Рис. 7. Графическая схема реконструкции площади им. Кирова. Линейная развертка по 1-1

с ул. Сухе-Батора

Fig. 7. Geographic scheme of reconstruction of Kirov Square. Linear scan of 1-1 from

Sukhe-Bator Street

Рис. 8. Графическая схема реконструкции площади им. Кирова. Линейная развертка по 4-4 Fig. 8. Geographic scheme of reconstruction of Kirov Square. Linear scan of 4-4

Рис. 9. Графическая схема реконструкции площади им. Кирова. Размещение Дома

правительства по варианту № 2 Fig. 9. Geographic scheme of reconstruction of Kirov Square. Arrangement of Government House

according to variant № 2

Расположение Дома правительства по предлагаемому варианту напротив здания мэрии создает большие удобства для горожан при эксплуатации этих зданий. Форма здания правительства обусловлена требованием минимального закрытия фасадов собора. Закрытие площади фасадов в рассматриваемом варианте составляет 15 % (рис. 10).

Рис. 10. Графическая схема реконструкции площади им. Кирова. Линейная развертка по 3-3 от здания управления «ВостСибУголь» с ортогональной (не перспективной) проекцией здания правительства на собор Fig. 10. Geographic scheme of reconstruction of Kirov Square. Linear scan of 3-3 from administrative building "VostSibUgol" with orthographic (not perspective) projection of

government building onto the Cathedral

Кроме того, для уменьшения эффекта визуальной преграды для обзора храма здание правительства облицовано зеркальным стеклом, отражающим небосвод и маскирующим значительным объем здания. Со стороны реки Ангары здание правительства представляет собой стеклянный квадрат, хорошо контрастирующий с массивной фактурой стен собора (рис. 11).

Вопрос доминат и их отношение к массовой застройке является одним из решающих в создании высотной композиции города [1, 2]. Выразительность городского силуэта может быть достигнута не только с помощью контраста, но и отдельными нюансами или сочетаниями их. Анализ углов восприятия показывает, что здание правительства такой формы практически не закрывает основные видовые точки на собор (рис. 12). Сомасштабная собору высота здания правительства Иркутской области не подавляет архитектуру храма. Расстояние между первым и вторым составляет 187 м, что при высоте храма по шпилю 60 метров соответствует «оптимальным» соотношениям и расстояниям для обзора по законам градостроительной науки, оптимальным считается расстояние, равное трем высотам объекта обзора (1:3).

Рис. 11. Фасад предлагаемого правительственного здания с видом на собор Fig. 11. Facade of the suggested Government building facing the Cathedral

Рассмотрим получившуюся зависимость в виде формулы

h : hi = 18,5 м: 60 м = 1:3,242, где h - полная, вместе с кровлей, высота застройки, окружающей собор; h1 - высота собора (купол).

б

Рис. 12. Схема отдельного архитектурного ансамбля площади им. Кирова в Иркутске, показывающая соотношение высот вертикальных акцентов: а - разрез предполагаемого здания правительства Иркутской области (слева) и Казанский кафедральный собор иконы Божьей Матери, ныне утраченный православный храм (справа); б - увеличенный фрагмент

разреза предполагаемого здания правительства Fig. 12. Scheme of a separate architectural ensemble of Kirov Square in Irkutsk, which shows correlation of heights of vertical points: a - the proposed section of the government building of the Irkutsk region; b - The Kazan Cathedral Icon of the Mother of God - now lost temple Orthodox_

а

В проекте здание правительства имеет типовую ширину, равную 15 м, из них 3 м занимает коридор, по обе стороны которого расположены административные помещения шириной 6,0 м. Высота этажа также имеет типовые размеры для правительственных зданий.

На нижнем этаже вход осуществляется по парадной лестнице под стеклянной пирамидой. Перед входом в блоке расположен широкий стол для контроля охраны (см. рис. 12).

Перекрытие верхнего этажа запроектировано по фермам «Виренделя» пролетом 36,0 м. С верхнего этажа раскрывается великолепный вид на собор и окружающую его центральную площадь.

К сожалению, в последнее время город не может похвастаться крупной градостроительной или архитектурной премьерой. В силу объективных причин центр тяжести строительства перенесен на свободные территории, где ведется застройка «точечного» характера, что разрушает целостность городского «организма». Просматривается невыразительность, скучность, монотонность современных улиц, построек.

Принцип ансамблевости уступил место застройке с пустыми углами в местах будущих не со-масштабных учреждений обслуживания. Кроме того, на этом массиве и в общем в городе наблюдается чрезмерное увлечение строениями, которые возводятся без какой-либо обоснованной системы, чаще всего локально.

Вышеизложенный материал показывает, что вопросы поиска архитектурной композиции города являются на сегодняшний день важным направлением в градостроительстве. Для достижения успеха в данном направлении современное градостроительство должно быть не только делом функциональным, но и художественным в самом полном и широком понимании этого слова [9, 10].

Анализ проекта по восстановлению Кафедрального собора показал эффективность учета сложившегося масштабного строя исторического ядра при планировке и застройке его ближайшего окружения и создании на некотором удалении от него новых современных структур. Последние не изолированы от исторического ядра, а имеют с ним объемно-пространственные связи.

В связи с этим приобретают особый интерес проекты на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию застройки территории, непосредственно примыкающей к главной площади города, созданные на основе открытого всероссийского конкурса «Квартал XXI века» (г. Иркутск, ноябрь 2016 г.).

Среди представленных проектов есть предлагающие решения, агрессивно подавляющие застройку исторической части города, но есть и такие, в которых отражено бережное отношение к культурному и историческому наследию г. Иркутска.

Заключение

Анализ проекта-реконструкции городского ландшафта позволил выявить и четко систематизировать архитектурно-композиционные направления в их динамичном развитии:

• преемственность в развитии силуэта центров реконструируемых городов;

• соблюдение прочных композиционных связей между сложившейся и новой застройкой;

• разработку ритма силуэтов основных городских панорам;

• учет природных условий, определяющих облик центральных площадей;

• регулирование этажности в зоне исторических центров городов.

В настоящее время отдельные предложения по восстановлению доминат исторических центров городов представляют существенный интерес и могут быть использованы при последующей углубленной разработке генерального плана города и его архитектурно-художественного облика.

Ряд выводов из анализа проекта может быть представлен в качестве рекомендаций при разработке схем архитектурной композиции центров городов. Следует также отметить, что необходимо уделять больше внимания реконструкции сложившегося центра города, сочетанию новой и старой застройки, их вертикальных и горизонтальных акцентов, созданию гармоничного ансамбля, восстановлению ценной части застройки, обогащению объемно-пространственной композиции. Необходимо не забывать об уникальности объемов исторической среды, архитектурно-художественного облика города, индивидуального своеобразия как главной отличительной черты, присущей только этому городу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов Н.Н. Силуэт города. М.: Стройиздат, 1980. 184 с.

2. Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие: Эстетический аспект / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. 204 с.

3. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М.: Акад. архитектуры СССР, 1940. 204 с.

4. Калинина И.В., Медведев С.И. Казанский кафедральный собор (Иркутск) [Электронный ресурс] // Архитектурный журнал. Проект Байкал. 2012. URL: http://pribaikal.ru/architecture-item/article/13636.html (21.11.2016).

5. История храма Христа спасителя: Проект Дворца Советов и бассейн «Москва» [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/moskva/hram-hrista-spasitelya (21.11.2016).

6. Historisch contra modern? Erfindung oder Rekonstruktion der historischen Stadt am Beispiel des Dresdner Neumarkts / herausgegeben von der Sächsischen Akademie der Künste und Landeshauptstadt dresden. Michel sandstein, grafischer Betrieb und Verlagsgesellschaft mbH, Dresden unter Verwendung eines Reihentwurfs von Uta Grundmann. Dresden, 2008. 174 p.

7. Ferdous F. Examining the Relationship Between Key Visual Characteristics of Urban Plazas and Aesthetic Response // SAGE Open. 2013. April-June. P. 1-10.

8. Perovic S., Kurtovic N. Visual Perception of Public Open Spaces in Niksic // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 68. P. 921-933.

9. Salesses P., Schechtner K., Hidalgo C.A. The Collaborative Image of The City: Mapping the Inequality of Urban Perception // PLOS ONE. 2013. Vol. 8. Issue 7. P. 12.

10. Badita A., Popescu L. Urban Image Analysis Through Visual Surveys. Craiova City (Romania) as a Case Study Study // Forum geografic. 2012. Vol. XI. Issue 2. P. 223-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Baranov N.N. Siluet goroda [City skyline]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1980. 184 p.

2. Bekker A.Yu., Shchenkov A.S. Sovremennaya gorodskaya sreda i arkhitekturnoe nasledie: Es-teticheskii aspekt [Modern city area and architectural heritage: Esthetic aspect]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1986. 204 p.

3. Bunin A.V., Kruglova M.G. Arkhitekturnaya kompozitsiya gorodov [Architectural composition of cities]. Moscow, Akad. arkhitektury SSSR Publ., 1940. 204 p.

4. Kalinina I.V., Medvedev S.I. Kazan Cathedral (Irkutsk). Arkhitekturnyi zhurnal. Proekt Baikal [Architectural magazine. Baikal project], 2012. (In Russian) Available at: http://pribaikal.ru/ architecture-item/article/13636.html (accessed 21.11.2016).

5. Istoriya khrama Khrista spasitelya: Proekt Dvortsa Sovetov i bassein "Moskva" [History of The Cathedral of Christ the Saviour: Project of Palace of the Soviets and swimming pool "Moscow"]. Available at: https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/moskva/hram-hrista-spasitelya (accessed 21.11.2016).

6. Historisch contra modern? Erfindung oder Rekonstruktion der historischen Stadt am Beispiel des Dresdner Neumarkts. Dresden, 2008. 174 p.

7. Ferdous F. Examining the Relationship Between Key Visual Characteristics of Urban Plazas and Aesthetic Response. SAGE Open. 2013. April-June. P. 1-10.

8. Perovic S., Kurtovic N. Visual Perception of Public Open Spaces in Niksic. Procedia - So-cial and Behavioral Sciences, 2012, vol. 68, pp. 921-933.

9. Salesses P., Schechtner K., Hidalgo C.A. The Collaborative Image of The City: Mapping the Inequality of Urban Perception. PLOS ONE, 2013, vol. 8, issue 7, p. 12.

10. Badita A., Popescu L. Urban Image Analysis Through Visual Surveys. Craiova City (Romania) as a Case Study Study. Forum geografic, 2012, vol. XI, issue 2, pp. 223-228.

Информация об авторе

Хрунык Евгений Викторович, аспирант кафедры архитектурного проектирования, тел.: + 7 (3952) 40-56-72, е-mail: evgeniyzkhrunyk@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Критерии авторства

Хрунык Е.В. полностью подготовил статью и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author

Evgeny V. Khrunyk, postgraduate student of the Department of architectural design, tel. + 7 (3952) 40-56-72, e-mail: evgeniyzkhrunyk@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Contribution

Khrunyk E.V. has prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

Статья поступила 20.11.2016 г.

The article was received 20 November 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.