Оригинальная статья / Original article УДК 72.007
DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-145-155
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ИРКУТСКА
© Г.С. Козлова3, Л.В. Козловаь, В. Фогтс
a b
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. сТехнический университет Штутгарта,
Федеративная Республика Германия, 70174, Штутгарт, Кеплерштрассе, 11.
Резюме. Цель. Представлены материалы исследования общественных пространств в центре Иркутска. Цель работы - выявление особенностей композиционной организации общественных пространств в архитектурно-исторической среде города. К исследованию были привлечены студенты-реставраторы 5 курса в рамках дисциплин «Теоретические основы развития архитектурного ансамбля», «Архитектурный ансамбль», «Основы формирования и развития архитектурной среды исторического города». Методы. В работе использовались методы визуального, историко-градостроительного и композиционного анализов. Иллюстративный ряд представлен графоаналитическими работами авторов статьи и студентов. Результаты. В результате проведенных исследований выявлены следующие композиционные особенности организации объектов исследования: 1) композиционная роль масштабности как средства взаимосвязи объекта с окружающим ландшафтом; 2) пространственная концепция восприятия объекта в структуре города как основа его сценарного моделирования; 3) историческая преемственность как средство композиционного формообразования в культурно-исторической среде; 4) целостность объемно-пространственного решения элементов общественного пространства и его архитектурных границ. Выводы. Обобщение исследований заданных территорий позволило дать общую характеристику композиционного развития общественных пространств в центральной части города.
Ключевые слова: общественные пространства, архитектурный ансамбль, историческая преемственность, композиционный анализ
Формат цитирования: Козлова Г.С., Козлова Л.В., Фогт В. Особенности композиционной организации общественных пространств в историческом центре Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 3. С. 145-155. DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-145155
PECULIARITIES OF COMPOSITIONAL ORGANIZATION OF PUBLIC SPACES IN THE HISTORICAL CENTRE OF IRKUTSK
© G.S. Kozlova, L.V. Kozlova, W. Vogt
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation Technical University Stuttgart, 11 Keplerstrasse, Stuttgart 70174, Germany
Abstract. Purpose. In this article we presented research materials of public spaces in the centre of Irkutsk. Aim of work is to find out peculiarities of compositional organization of public spaces in architectural and historical area of the city. We attracted students- renovators of the 5th year to this research within the discipline «Theoretical basis of development of architectural ensemble», «Architectural ensemble», «Basis of creation and development of architectural area of a historic city». Methods. In this work we used methods of visual, historical and town-planning and compositional analyses. Illustrative row is presented with graphical-analytic works of the authors of the article and students. Results. As a result of investigations we pointed out the following compositional peculi-
3Козлова Галина Серафимовна, преподаватель кафедры истории архитектуры и основ проектирования, e-mail: koza-gala@mail.ru
Galina S. Kozlova, senior lecturer, Department of the history of architecture and bases of design, e-mail: koza-gala@mail.ru
ьКозлова Людмила Валерьевна, аспирант, e-mail: koza-mila@yandex.ru Lyudmila V. Kozlova, Postgraduate, e-mail: koza-mila@yandex.ru сФогт Вальтер, доктор технических наук, профессор, e-mail: WVoffice@t-online.de Walter Vogt, Doctor of technical sciences, Professor, e-mail: WVoffice@t-online.de
arities of organization of objects of research: 1) compositional role of the range as a means of interconnection of the object with the landscape around; 2) space concept of object perception in the structure of the city as the basis of its scene modeling; 3) historical succession as a means of compositional shaping in the cultural and historical area; 4) wholeness of space and town planning of elements of public space and its architecture boarders. Conclusions. Generalization of the investigations of the set territories allowed to give the general characteristic of a compositional development of public spaces in the central part of the city. Keywords: public spaces, architectural ensemble, historical succession, compositional analyses
For citation: Kozlova G.S., Kozlova L.V., Vogt W. Peculiarities of compositional organization of public spaces in the historical centre of Irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 145-155. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-145-155
Введение
Актуальность данной работы обусловлена проблемами современного градостроительства в историческом центре Иркутска. Выбранные объекты вовлечены в различные сценарии развития города (охраны, реновации, ревитализации и др.). Это исторически сложные фрагменты Иркутска, складывавшиеся в течение многих десятилетий, со стилевыми наслоениями различных эпох, формирующие образ города и воспринимаемые как эстетически значимые. Именно поэтому общественное пространство в данных зонах исследуется с точки зрения восприятия архитектурной композиции как объекта художественного познания, а деятельность людей в архитектурно-исторической среде, их пространственное поведение рассматриваются с позиции целесообразности и преемственности исторически сложившихся стереотипов использования пространства. Совершенствование такой среды - цель и задача архитектурно-градостроительного проектирования. Выявление особенностей композиционной организации общественного пространства в культурно-исторической среде - направление представленного исследования. Привлечение студентов к изучению объекта преследует цель их знакомства с современными проблемами развития исторического города и апробации методики исследования. Общественные пространства, являясь общедоступными, наделенными социальной функцией, изучаются, прежде всего, как часть коммуникационной системы города. Именно коммуникационное качество является первостепенным, когда человек планирует совершить прогулку по городу. При этом в качестве маршрута выбираются не только линейные общественные пространства (улицы), но и узловые (площади, скверы, дворы). Качество маршрута в равной мере определяется как функциональными, так и эстетическими составляющими городской среды, способствующими полноценному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.
Материальные условия реализуются в комфортной доступности среды для чело-
века, увеличении количества и качества пешеходных пространств. Восприятие гармоничной историко-архитектурной среды, побуждающей к творческому истолкованию ее художественных образов, удовлетворяет духовные потребности общества. Познавательная потребность предопределяет сценарный подход к формированию общественных пространств. В исторической среде города он приобретает особую актуальность и в то же время имеет специфику организации, требует тщательного обследования объекта и изучения его истории, а также перспектив развития архитектурного или градостроительного ансамбля.
Понятие «ансамбль» в теории градостроительства является эталоном целостности. Главные признаки ансамбля - функциональное и художественное единство трехмерного пространства, в котором объемы зданий и среда неразрывны. Наличие идейно-художественного замысла способствует целостности восприятия его композиции.
Базовым признаком архитектурно-исторического ансамбля является преемственность, состоящая в сохранении и обогащении архитектурного и градостроительного наследия. Далеко не все открытые архитектурные пространства города обладают этими качествами. Стремление к композиционной целостности средовых произведений, исторической преемственности формируемых объектов культурной среды является важной тенденцией и стратегией развития исторического центра.
Материал и методы исследования
Исходными материалами послужили карты исследуемых общественных пространств, архивные документы и литературные источники.
Выбор объектов для исследования осуществлялся в соответствии со схемой размещения общественных пространств в застройке исторического центра (рис. 1). Для анализа были выбраны как официально утвержденные зоны историко-мемориальных комплексов, градостроительных ансамблей и заповедных территорий, так и потенциально ансамблевые территории (историческая тер-
ритория Иркутского острога и храмов, квар- цы). При исследовании объекта применялись
тал Драматического театра и отдельные ули- следующие методы.
Г
ЛНа
я \
ж ^
V
* * V * \ Ш
историко-мемориальиые комплексы градостроительные ансамбли заповедные зоны
рекомендуемые заповедные территории
памятники архитектуры сеть общественных пространств
дополнительные территории, исследуемые в качестве ансамблей
Рис. 1. Сеть общественных пространств исторического центра Иркутска с выделением
архитектурных ансамблей и заповедных территорий. Схема Л.В. Козловой Fig. I.The network of public spaces of the historical center of Irkutsk with the allocation of architectural ensembles and protected areas. The scheme compiled by Kozlova L.V.
1. Визуальный анализ. Создание определенной композиционной системы объемов и пространств ансамбля связано с организацией многообразного визуального материала архитектуры. Визуальный контакт с архитектурной средой позволяет зрительно выделить ряд особенностей объемно-пространственной организации архитектурной среды, выхватить отдельные мизансцены общественного пространства.
Визуальный анализ заключается в оценке эстетических и композиционных характеристик объекта, определении оптимальных точек восприятия ансамбля [1, с. 224].
В процессе обследования объекта отмечаются визуальные границы территории ансамбля и зоны формируемого в нем общественного пространства в виде зон тяготения
ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)
и движения пешеходов. Составляется схема пешеходных маршрутов с фиксацией центров притяжения пешеходных потоков и точек оптимального восприятия перспектив (панорам) и фрагментов исследуемого объекта.
При этом выделяются композиционно значимые элементы ансамбля (доминанты, акценты и узлы), определяются проблемные участки (диссонирующая застройка, глухие ограждения) [2]. Также фиксируются видовые кадры-сцены [3], воспринимаемые в процессе движения, элементы ландшафтного дизайна, разнообразие фактур горизонтальных поверхностей земли. Полученные материалы оформляются в соответствующие схемы и таблицы.
Результатом визуального анализа является выявление композиционной роли элементов архитектурного ансамбля в струк-
туре общественного, а также смысловой ло- стве. Полученный материал служит основой
гики взаимосвязи центров притяжения и дея- сценарного моделирования объекта
тельности людей в общественном простран- (рис. 2, а - в).
первый план застройки третий план застройки
второй план застройки дальний план застройки
Рис. 2. Анализ линейно-узлового общественного пространства Нижней набережной:
а - пешеходная структура; б - визуальные границы территории; в - точки оптимального зрительного восприятия; г - сравнение исторической панорамы (конец XIX- нач. ХХ вв., вид с
северной стороны) с современным видом; 1 - Богоявленский собор; 2 - колокольня Богоявленского собора; 3 - Спасская церковь; 4 - Казанский собор (утрачен); 5 - Католический костел; 6 - Арка цесаревича Николая (утрачена). Автор - студент группы РРАН-09-1
П.А. Ященко
Fig. 2. Analyses of linear-hub public space of Nizhnyaya Naberezhnaya:
a - pedestrian structure; б - visual boundaries of the territory; в - points of optimal visual perception; г - comparison of the historical panorama (late XIX - early XX centuries, view from the northern side) with a modern view; 1 - Epiphany Cathedral; 2 - bell tower of the Epiphany Cathedral; 3 - The Church of the Savior; 4 - Kazan Cathedral (lost); 5 - Catholic church; 6 - Arch of Nicholas the Tsarevich (lost). Author - student of the group RAN-09-1 Yashchenko P.A.
2. Историко-градостроительный анализ является информативной базой исследования и заключается в анализе преемственного развития объекта в структуре исторической застройки. Выполняется посредством изучения его истории по архивным документам и литературным источникам.
В процессе сопоставления современных и исторических фотоматериалов по видовым кадрам (перспективные виды, панорамы, фрагменты ансамбля) выявляются утраченные и новые объекты архитектуры. При сопоставлении разновременных карт определяются этапы планировочной эволюции ансамбля и перспективы дальнейшего развития.
Обращение к истории объекта, изучение культурно-исторических традиций в его эволюционном развитии способствует выявлению преемственности в архитектурно-планировочной организации пространства. Результатом анализа является составление сравнительных панорам различных этапов эволюции объекта и его характерных фрагментов, выявление трансформации архитектурного облика памятников архитектуры с окружающей застройкой и преемственности его развития (рис. 2, г).
3. Композиционный анализ заключается в оценке композиционной целостности ансамбля и его фрагментов, познании закономерностей построения художественных образов. Постижение гармонии архитектурного пространства для каждого человека индивидуально и обусловлено познавательной потребностью. Недостаточная информативность архитектурной среды, отсутствие композиционной организации порождает отрицательные эмоции. Только наличие ясной композиционной структуры, смысловое и визуальное разнообразие ее элементов являются источником положительных многообразных эмоций, гармонии взаимодействия с окружающей средой.
Исследование композиционной структуры объекта состоит в выявлении композиционных доминант, архитектурных акцентов, границ ансамбля, иерархии композиционных осей. Выявляется развитие планировочной структуры в ландшафте города. Исследуется градостроительная роль композиционных элементов (рис. 3, рис. 4, а). Составляются аналитические схемы пешеходных связей, композиционной связи с природным ландшафтом, колористической гаммы застройки. При этом выявляются диссонирующие элементы ансамбля. Выполняется композиционный анализ развертки фасадов исторической застройки, формирующей границы общественного пространства, с выявлением пространственного модуля, масштабности, пропорций, характерных ритмов и стилистических элементов (рис. 3).
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая центр исторического города в его эволюционном развитии, можно представить в границах его исторической застройки формирование системы архитектурных ансамблей. Организация общественных пространств в этой системе вносит смысловую наполненность в исторически сложившуюся архитектурную среду, концепцию ее композиционного развития. Рассмотрим некоторые типы организации общественного пространства (узлового, линейного и линейно-узлового) в границах заповедных, охранных или потенциально ансамблевых территорий исторического центра города.
Линейно-узловой тип общественного пространства имеет территориальный характер, объединяя в единый ансамбль линейные и узловые пространства. Представлен совокупностью пространств улиц и площадей (или дворовых территорий), составляющих самостоятельную планировочную структуру и сценарий развития. Как правило, эти пространства формируются пешеходными и туристическими маршрутами, чередующимися с рекреационными зонами (бульвары, скверы, набережные) и видовыми площадками для оптимального восприятия панорамных видов исторического города и памятников архитектуры. Примеры общественного пространства этого типа в историческом центре Иркутска: территория Нижней набережной Ангары на месте зарождения и развития города с памятниками архитектуры XVIII - начала XX вв.; кварталы деревянной застройки XIX - начала XX вв. в заповедных зонах или рекомендуемых в качестве заповедных; территория городской застройки так называемого «кирпичного стиля» второй половины XIX - начала XX вв.; историко-мемориальных комплекс «Декабристы в Иркутске».
Кварталы исторического центра с деревянной застройкой представляют территориальный исторический ансамбль с региональными особенностями архитектурно-исторической среды и градостроительным замыслом ее развития. В конце 1950-х - начале 1980-х гг. возрос интерес к ансамблевым решениям пространства жилых кварталов как рациональной форме сохранения наследия деревянной архитектуры. При этом в заповедных зонах максимально сохранялась сложившаяся композиционно-планировочная структура, деревянные здания с уникальным декором подвергались консервации и реставрации, а типовые восстанавливались как часть исторической планировки. Вдыхают новую жизнь в ансамбли деревянной архитектуры и способствуют их развитию общественные пространства, организованные на местах сноса ветхой застройки.
пио
^"_23она исторической мелкоячеистой застройки ¡2*.2 Зона плотной каменной застройки
ГгГ И
I—
'TS'-
п mm
\J Г7И
рЧМиШВл
Архитектурная доминанта Акцент
Высотная доминанта
—— Композиционные оси ^ ' Композиционно-планировочный модуль ф Композиционный узел ф Утраченная градостроительная доминанта
Рис. 3. Композиционный анализ линейного общественного пространства ансамбля улицы Карла Либкнехта: фрагмент развертки фасадов с выявлением характерных элементов стиля и пропорций; анализ композиционно-планировочной структуры. Автор - студент
группы РРб-11-1 М.Д. Конщин Fig. 3. Compositional analysis of the linear public space of the Karl Liebknecht street ensemble: a fragment of the unfolding of the facades, revealing the characteristic elements of style and proportions; analysis of compositional-planning structure. Author - student of the
group RRb-11-1 Konshchin M.D.
Общественная инфраструктура пронизывает старые кварталы, как кровеносные сосуды, через нее современная жизнь вплетается в культурно-историческую ткань города.
Пешеходные маршруты и зеленые дворики фиксируют наиболее интересные акценты ансамбля. Индивидуальность каждого такого пространства, разнообразие эмоциональных впечатлений являются основой сценария в организации общественного пространства.
Линейный тип общественного пространства представлен объектами, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, возникающих при движении вдоль единой оси, продиктованной геометрией пространства: улиц, пешеходных трасс, водных артерий [4, с. 27]. Основной
функциональной составляющей такого рода пространств является движение. Пример такого пространства - улицы, на которых лежит отпечаток трехвекового развития архитектуры Иркутска. Их застройка в течение исторического отрезка времени превращается в архитектурный ансамбль. В основе эволюционного формирования - целостность архитектурно-градостроительного замысла. Подобные ансамбли развиваются с организацией пешеходного движения, созданием новых функциональных служб с торговыми и развлекательными учреждениями, с полным или частичным удалением транспорта (в выходные и праздничные дни). Такие мероприятия способствуют целостному восприятию ансамбля и полноценному развитию общественного пространства. Примеры линейного общественного пространства в Иркутске:
улицы Бабушкина, Богдана Хмельницкого, Карла Либкнехта с деревянной исторической застройкой XIX - начала XX вв., а также Карла Маркса, Урицкого с каменной застройкой XIX - начала XX вв.
Узловой тип общественного пространства тяготеет к центричности, формированию единого компактного пятна в плане, пространства «для пребывания», в котором наиболее полно реализуются социальные функции общественного пространства. Таким пространством является площадь перед собором или памятником архитектуры с определенной доминирующей функцией (театральная, музейная, выставочная). Развитие
той или иной функции, ее целесообразность предопределяют общественное пространство. Доминирующий памятник архитектуры с частью исторической застройки города и природным ландшафтом представляет архитектурный ансамбль. Отличительную особенность композиционного решения определяет сценарий преемственного развития и принцип целостности как в восприятии объекта, так и в композиционной взаимосвязи его элементов. Примеры узлового общественного пространства в Иркутске: площади Кресто-воздвиженской церкви, Спасской церкви, собора Богоявления, квартал Драматического театра, сквер Кирова.
Рис. 4. Анализ узлового общественного пространства в ансамбле Крестовоздвиженской церкви: а - композиционная структура; б - выявление знаковых элементов ансамбля; 1 - культурная, историческая градостроительная доминанта; 2 - диссонирующая постройка, не соответствующая масштабности, высотности и периоду застройки ансамбля; 3 -композиционно-планировочные оси; 4 - ось влияния доминанты; 5 - пространственный акцент; 6 - ось восприятия доминаты. Автор - студентка группы РРАН-09-1 Е.А. Матель Fig. 4. Analysis of the nodal public space in the Krestovozdvizhenskaya church ensemble: a - compositional structure; б - the identification of the ensemble elements; 1 - cultural, historical, town-planning dominant; 2 - dissonant building not corresponding to the scale, altitude and period of the
ensemble building; 3 - compositional and planning axes; 4 - the axis of influence of the dominant; 5 - spatial accent; 6 - the axis of perception of the dominates. Author - student of the group RRAN-09-1
Matel E.A.
Последний представляет собой главное общественное пространство города. В конце XIX - начале ХХ вв. оно представляло собой площадь, свободную от каких-либо постоянных средовых элементов (озеленение, фонари, скамейки и др.) и тем не менее насыщенную разнообразными событиями [5]. Здесь проходили ярмарки, парады, шествия, народные гулянья, а в зимнее время устраивался каток. С 1894 по 1932 годы главной доминантой площади являлся Казанский кафедральный собор, который придавал ей монументальный характер. В советское время собор был разрушен, его место заняло административное здание Дома Советов. В 1960-е годы площадь трансформировалась в сквер, что придало ей человеческий масштаб
ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)
и ориентировало пространство вовнутрь [6, 7]. Однако градостроительная ситуация сохранила это пространство как активно используемое. Смена масштабности не повлияла на его роль центральной площади в пространственной структуре города. Исторический опыт и традиции многофункционального использования площади, сезонные и праздничные трансформации стали основой ее современного развития.
Представления о композиционной организации архитектурного пространства слагаются на основе восприятия его качеств -ритмического и пропорционального строя, масштаба, цветосветовых отношений и т.д. Движения в архитектурном пространстве обусловлены свойствами его архитектурного
образа (просторный, тесный), восприятием с различной скоростью движения (пешехода, транспорта). Архитектура и предметная среда общественного пространства представляет программу (сценарий) поведения человека и характер его действий. Ощущение архитектурного пространства выражается в переживании причастности человека к его пространственно-временной организации, смыслах движения в пространстве. Исследование объекта с помощью рассмотренных ранее методов выявило особенности его композиционной организации по следующим позициям: масштабность объекта, соответствующая его градостроительной роли и окружающему ландшафту; пространственная концепция восприятия; историческая преемственность; целостность объемно-пространственного решения.
Масштабность пространства определяется значением в градостроительной ситуации и зависит от его габаритов. Габариты определяют общие пропорции, производящие впечатление простора или замкнутости пространства в целом или его отдельных фрагментов и характер социального взаимодействия в них. Эмоциональному контакту с архитектурной средой способствует материально-пространственная организация процессов жизнедеятельности. Уютные внутренние дворики, пешеходные улицы и галереи соответствуют масштабу человека, в то же время сооружения пешеходных эспланад, мостов и бульваров - масштабу города. Ощущению безопасности, защищенности человека, комфортности среды, способствует сомасштабность среды человеку, гармоничные пропорции объемов и пространств.
Система зеленых насаждений и рельеф являются составной частью пространственной композиции архитектурного ансамбля и его планировочной структуры. Анализ взаимосвязей архитектуры и природы, выявление ландшафтных компонентов раскрывает их композиционные возможности в формировании структуры ансамбля и его масштабности. Например, размещение Кресто-воздвиженского храма на высоких отметках рельефа увеличивает его масштабность и соответствует роли композиционной доминанты в структуре города (рис. 4). Пространственная концепция восприятия тщательно прорабатывается в соответствии с поведением людей в данном типе городского пространства. При этом формируются отдельные мизансцены в системе локальных пространств, связанных сценарием движения и эмоционального переживания. Мизансцены в контексте общего сценария пространства являются ограниченными во времени самостоятельными фрагментами средового процесса, имеющими четкие пространственные рамки и свое предметное наполнение [8].
Действия людей, предполагаемые мизансценой, зависят от ее масштаба (габаритов) и характера границ.
Архитектурные приемы организации пространства основаны на особенностях человеческого восприятия. И.А. Страутманис отмечал особое влияние кинестезических (ощущения, вызванные движением) и тактильных ощущений (ощущения, связанные с непосредственным соприкосновением) на общий характер эмоционально-эстетических переживаний, вызванных конкретной архитектурной средой [9]. Разнообразие фактур горизонтальных поверхностей в планировочной композиции объекта, их ощущение и эмоциональное переживание обогащает восприятие общественного пространства. Материальные элементы пространства являются в то же время знаками, несущими информацию и служащими для выражения его художественного образа. Выразительность архитектурной среды формируют: организованность масс, пластичность архитектурных элементов, фактура и цвет поверхностей. Эти элементы представляют в то же время знаки-указатели, через которые человек получает необходимую информацию о функциональном типе архитектурной формы (например, купол или скульптура, членение фасада или поверхности земли). В понятиях семиотики такой материальный объект, как архитектурно-пространственная композиция (форма), созданный в виде художественного образа, тоже выступает в качестве знака [10, с. 14]. В этом случае выделение знаковых элементов на трассе восприятия ансамбля выявляет пространственную концепцию их взаимосвязи, особенно если эти знаки связаны с образами прошлого (рис. 4, б).
Историческая преемственность. Композиционная организация общественных пространств основывается на преемственности и интерпретации знаков и символов эпохи, художественных канонов стиля. Культурно-исторические ценности и своеобразие каждого фрагмента города наделяют многообразными смыслами архитектурную композицию общественного пространства. Благоустройство рекреационной зоны фрагмента Нижней набережной Ангары является примером использования исторической преемственности как средства современного развития культурно-исторической среды. Новые пластические компоненты пространства представляют своеобразные культурные маяки-знаки освоения и развития города, обогащенные новыми символами современной эпохи. При этом архитектурно-историческая среда остается композиционно-
пространственным каркасом для вариантов его развития и смыслового обогащения. Целостность объемно-пространственного решения. Ансамблевый подход к организа-
ции общественного пространства предполагает тесные композиционные связи пространственного объекта с культурно-историческим окружением и природным ландшафтом. Границы и элементы общественного пространства образуют единую объемно-пространственную композицию, свойствами которой являются целостность и сопод-чиненность окружающей среде. Соподчинен-ность достигается иерархией пространственных объектов, предполагающей их деление на главные (доминанты, акценты) и второстепенные (фоновые объекты). Доминантами в структуре общественного пространства служат объекты реальных границ - это здания, представляющие архитектурно-историческую ценность, высотные здания или постройки, занимающие узловое положение в пространстве. Акцентом может служить любой элемент, выделяющийся формой или цветом, однако в локальном пространст-
ве он может играть роль доминанты. Доминанты и акценты являются ориентирами при восприятии пространственной структуры и в то же время создают образы, связывающие все элементы композиции воедино.
Визуальные связи могут совпадать с осями планировочной композиции, усиливая соподчиненность пространственных элементов, но могут формировать разнообразные эффекты (постепенного приближения или неожиданного раскрытия) в зависимости от концепции восприятия. Композиционные свойства пространственной формы (геометрия очертаний, пропорциональность, ритмический строй, образность) представляют разнообразную палитру средств и приемов объемно-пространственной организации (рис. 5). В ее основе лежит сценарий пространственного развития объекта во взаимосвязи с исторически сложившимся окружением.
Рис. 5. Приемы композиционной выразительности в объемно-пространственной организации общественного пространства. Фото и схемы Л.В. Козловой Fig. 5. Methods of compositional expressiveness in the three-dimensional organization of public space. Photos and schemes compiled by Kozlova L.V.
Композиционный анализ исторических ансамблей подтверждает, что организованность общественных пространств тесно взаимосвязана со смысловыми и визуальными элементами архитектурно-исторической среды, составляющими, как правило, каркас архитектурно-пространственной композиции. Например, вертикальные объемы храмов создают эмоциональные узлы в композиции ансамбля и являются доминирующим элементом в композиционной структуре объекта. При этом композиционные центры и активные оси должны обладать определенной смысловой нагрузкой. Если выделяется формальная ось, не подтвержденная смыслом и значимостью объекта, возникает диссонанс или проблемная ситуация, разрушающая целостность композиции ансамбля.
Выводы
Результаты исследования позволили охарактеризовать композиционную организацию общественного пространства по четырем позициям: масштабность, концептуальность, преемственность, целостность. Главное в этих исследованиях - архитектурно-историческая среда городского центра, ее контекст во всех преобразованиях и композиционных позициях.
Представить и оценить композиционные качества архитектурного пространства (масштабность и соразмерность форм, наполненность идеями и образами, целесообразность функциональной организации и т.д.) может и должен человек. Именно он наполняет смыслом и социальной значимостью
архитектурную среду, воспринимая ее как объект художественного познания, и участвует в дальнейшем совершенствовании.
Исследование типологических характеристик общественного пространства (узлового, линейного, линейно-узлового) в структуре городского центра раскрывает тенденции их композиционного развития с учетом сохранения архитектурно-исторической среды. Информативной базой этих преобразований является изучение культурно-исторического наследия и анализ преемственности. Визуальный анализ градостроительной ситуации формирует сценарий восприятия ее композиционного решения. Композиционный анализ раскрывает контекст исторически сложившегося окружения.
Представленная методика исследований выявляет следующие особенности композиционной организации объекта:
а) масштабность является важным средством взаимосвязи объекта с окружающим ландшафтом;
б) пространственная концепция восприятия объекта в структуре города - основа его сценарного моделирования;
в) историческая преемственность является средством композиционного формообразования в культурно-исторической среде;
г) целостность объемно-пространственного решения элементов общественного пространства и его архитектурных границ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Moughtin C. Urban design: street and square. Third edition. Oxford: Architectural Press, Elsevier, 2003. 300 p.
2. Козлова Л.В. Граница как метод оживления городского пространства // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 6 (89). C. 117-122.
3. Cullen G. The Concise Townscape. London: The Architectural Press, 1961. 199 p.
4. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.
5. Иванова К.Г., Пуляевская Е.В. Градостроительное развитие центральной площади г. Иркутска (сквер им. Кирова) и анализ влияния социальных факторов на планировочную структуру // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 3 (14). С. 131-144.
6. Козлова Л.В. Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска) [Электронный ресурс] // Баландин-ские чтения: сборник статей научных чтений
памяти С.Н. Баландина. Новосибирск: Ново-сиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2016. Т. XI. С. 286-291.
7. Козлова Л.В. Трансформация общественных пространств в структуре города Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 4 (15). С. 202-208.
8. Моргун Н.А., Резницкая Л.М., Ско-пинцев А.В. Архитектурная сценография городской среды - как проектная стратегия реконструкции исторического центра города и фактор укрепления его туристического имиджа [Электронный ресурс] // Межокружное объединение Южное архитектурное общество Союза архитекторов России. URL: http://archrus.ru/Activities/Statqi/Arxitektumaja-scenografija-gorodskoj-sredy (15.06.2017).
9. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.: Стройиздат, 1978. 119 с.
10.Тарасенко О.В., Козлова Г.С. Национальное и интернациональное в архитектурной символике: монография. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. 246 с.
REFERENCES
1. Moughtin C. Urban design: street and square. Third edition. Oxford: Architectural Press, Elsevier, 2003. 300 p.
2. Kozlova L.V. Boundary as revitalizing method of urban space. Vestnik Irkutskogo go-sudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2014, no. 6 (89), pp. 117-122. (In Russian)
3. Cullen G. The Concise Townscape. London: The Architectural Press, 1961. 199 p.
4. Shimko V.T. Arkhitekturno-dizainerskoe proektirovanie gorodskoi sredy [Architectural and design planning of a city area]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2006. 384 p.
5. Ivanova K.G., Puliaevskaia E.V. Town-planning development of the central square of Irkutsk (Kirov square) and analyses of social factors impact on the planning structure. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedviz-himost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2015, no. 3 (14), pp. 131-144. (In Russian)
6. Kozlova L.V. Public spaces as the basis to create historical centre of a large city (at the example of Irkutsk). Balandinskie chteniya: sbornik statei nauchnykh chtenii pamyati S.N. Balandina [Balandina readings: collection of articles of scientific readings in honour of S.N. Balandina]. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t.arkhitektury, dizaina i iskusstv Publ., 2016, vol. XI, pp. 286 - 291. (In Russian)
Критерии авторства
Козлова Г.С., Козлова Л.В., Фогт В. имеют равные авторские права. Козлова Г.С. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 10.07.2017 г.
7. Kozlova L.V. Transformation of public spaces in the structure of Irkutsk city. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhi-most' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2015, no. 4 (15), pp. 202-208. (In Russian)
8. Morgun N.A., Reznitskaya L.M., Skopintsev A.V. Arkhitekturnaya stsenografiya gorodskoi sredy - kak proektnaya strategiya rekonstruktsii istoricheskogo tsentra goroda i faktor ukrepleniya ego turisticheskogo imidzha [Architectural scenography of a city area as a project strategy of reconstruction of a historic centre and factor of consolidation of its touristic image]. Mezhokruzhnoe ob"edinenie Yuzhnoe arkhitek-turnoe obshchestvo Soyuza arkhitektorov Rossii [Intercircuit union of South architectural society of the Union of architects in Russia]. Available at: http://archrus.ru/Activities/ Statqi/Arxitekturnaja-scenografija-gorodskoj-sredy (accessed 15.06.2017)
9. Strautmanis I.A. Informativno-emotsional'nyi potentsial arkhitektury [Informative and emotional potential of architecture]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1978. 119 p.
10.Tarasenko O.V., Kozlova G.S. Natsional'noe i internatsional'noe v arkhitektur-noi simvolike [National and international in architectural symbols]. Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University Publ., 2015. 246 p.
Contribution
Kozlova G.S., Kozlova L.V., Vogt W. have equal author's rights. Kozlova G.S. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 10 July 2017