Градостроительство и архитектура
УДК 72.01 DOI: 10.14529/build170101
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ТЮМЕНЬ, ТОМСК, ОМСК, БАРНАУЛ) (1-Я ПОЛОВИНА XVIII - НАЧАЛО XX В.)
О.А. Манацкова
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Актуальность исследования предопределена современным состоянием храмов и храмовых площадей в исследуемых городах. Большинство из них подверглись разрушительной реконструкции в советский период. Следствием этого явилось искажение не только самих храмовых площадей и их архитектурных доминант, но и трансформация исторического облика и «интерьерного» пространства самих городов (из-за утраты архитектурных доминант). Изменениям подвергся и силуэт города, а также характер их речных панорам в исторической зоне. Выявлены и приведены в систему композиции храмовых площадей четырех исторических сибирских городов - Тюмени, Томска, Омска и Барнаула; представлены особенности размещения храмовых площадей в планировочной структуре Тюмени, Томска, Омска и Барнаула; определены этапы формирования храмовых площадей в Тюмени, Томске, Омске и Барнауле; составлена сопоставительная таблица, позволяющая определять композиционную специфику храмовых площадей каждого исследуемого города по сравнению с тремя другими.
Ключевые слова: православные храмы, архитектурные доминанты, композиции площадей, строительство, сибирские города.
Введение
Города Сибири составляют особую группу городов России, так как возникали и формировались в конкретный исторический период и почти сразу - по принципиальным планам, присылаемым из Петербурга [1]. Это обусловило определенную архитектурно-пространственную общность этих городов, что позволяет объединять их в различные группы, в зависимости от исходных ландшафтных ситуаций. Одну из таких групп образуют Тюмень, Томск, Омск и Барнаул. Именно этой группе городов посвящено настоящее исследование.
Актуальность исследования предопределена современным состоянием храмов и храмовых площадей в исследуемых городах. Большинство из них подверглись разрушительной реконструкции в советский период. Следствием этого явилось искажение не только самих храмовых площадей и их архитектурных доминант, но и трансформация исторического облика и «интерьерного» пространства самих городов (из-за утраты архитектурных доминант). Изменениям подвергся и силуэт города, а также характер их речных панорам в исторической зоне.
Закономерности, особенности и принципы формирования и развития исторических городов Западной Сибири изучали дореволюционные и современные историки, архитекторы, градостроители, географы, краеведы и искусствоведы.
Определение исторических этапов эволюции каменного храмостроительства в городах Западной Сибири
Каменное храмостроительство, исторически начавшееся в Сибири с XVIII в., следует дифференцировать на 4 исторических периода развития: 1-я половина XVIII в., 2-я половина XVIII в., 1-я половина XIX в., 2-я половина XIX - начало XX в., представленные в табл. 1. Эти периоды связаны с историческими социально-экономическими и прочими факторами, повлиявшими на градостроительство Сибири.
1-й период - 1-я половина XVIII в. С XVII в. главной задачей Церкви в Сибири было массовое строительство церквей, в связи с притоком русских из северо-западной России и христианизацией местного населения. Церкви строились из дерева как самого доступного материала. Это позволяло убыстрять строительство и увеличить количество культовых построек, но ненадежность в огнезащитном аспекте деревянных построек приводила к частым пожарам, в связи с чем возникала необходимость нового строительства храмов.
Через катастрофические пожары XVIII - XIX вв. прошли большинство городов Сибири. Среди них Тюмень, Томск и другие [2].
Началом первого этапа каменного строительства храмов стало возведение в конце XVII в. Преображенского собора Тобольского Знаменского
монастыря, т. е. Тобольск был первым городом, где началось возведение храмов из камня.
Затем в Тюмени в Спасо-Преображенском (Троицком) монастыре в 1708-1717 годах была построена первая каменная церковь [3].
Однако в 1714 году вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране в связи со строительством Санкт-Петербурга. Действовал указ до 1741 года. Величайшим повелением императора затем каменное строительство храмов назначалось в трех городах империи - Санкт-Петербурге, Тобольске и Верхотурье.
В своей преобразовательной деятельности Петр I отводил важное место Сибири, которая, по его мысли, должна была стать важным экономическим районом страны. Царь стремился к дальнейшему укреплению ранее заложенной «основы азиатской России», безопасности восточных границ русского государства, развитию торговли со странами Востока, в связи с чем укрепляется ряд городов в Сибири, и в первую очередь Тобольск -главный город Сибири, где поощряется каменное строительство [4, с. 183-184].
Деревянные церкви существовали в основном довольно короткий промежуток времени, около 25 лет, но на их территории затем возводили каменные храмы.
2-й период - 2-я половина XVIII в.
Во 2-й половине XVIII в. власти стали более настойчиво выдвигать требования об ограничениях в сооружении деревянных церквей. Предлагалось перейти на строительство из камня, что реа-лизовывалось в таких городах, как Тюмень, Томск и др.
В наиболее крупных городах Сибири в течение XVIII в. были созданы значительные ансамбли соборов и церквей, которые выделялись своей величиной и высотой, эстетикой архитектуры среди окружающей их деревянной одноэтажной застройки.
70-80-е годы XVIII века характеризуются массовым строительством каменных храмов в структуре городов Западной Сибири, чему способствовало создание «конфирмованных» планов сибирских городов (Тюмень, Томск, Омск и др.).
3-й период - 1-я половина XIX в. - эпоха раннего капитализма. В этот период строятся крупные каменные храмы, в центральной части городов происходит формирование ансамблей соборных площадей.
Главной причиной создания в центрах исторических городов Сибири в 40-90-х гг. XIX века монументальных православных соборов явилась потребность различных слоев населения в формировании национально-культурных символов регионов. Основной повод, повлекший начало масштабного храмостроительства - это несоответствие зданий действующих храмов, возведенных в XVIII - начале XIX в., численности населения, но главное - понимание новых градостроительных
задач, создание ансамблей застройки и доминант, формировавших силуэт и панораму города [5].
4-й период - 2-я половина XIX - начало XX в.
В XIX веке на смену барокко пришел классицизм, коснувшийся градостроительства в целом и роли сакральных сооружений как городских доминант в частности. С 60-70-х годов XIX в. на смену классицизму приходит эклектика и почти полный отказ от штукатурки фасадов - «кирпичный стиль» [6, с. 18].
Очень четко в этот период выделяются площади городов с доминирующими на них новыми храмами.
После революции в 1920-1930-х гг. (в советский период) многие церкви были разрушены, перестроены, перефункционированы.
Выявление особенностей размещения
храмов в планировочной системе
крупных городов Западной Сибири
Храмы возводились в соответствии с планировочной системой и структурой города, генеральными планами, «конфирмованными» в Санкт-Петербурге в 1768 году для городов Сибири (Тюмени, Барнаула, Омска и др.). При линейной системе они размещались вдоль береговой линии, через определенные интервалы, связанные и с особенностями рельефа, и с планировкой города [7].
При размещении храмов градостроители учитывали:
1) размещение согласно регулярным планам, утвержденным Екатериной II, особенностям рельефа и ландшафта;
2) узлы города, где образовывались площади: главные (соборные) и второстепенные;
3) высокохудожественный силуэт в соответствии с превалирующими архитектурными стилями [7].
Зодчие прошлого уделяли особое внимание вертикальным доминантам как элементам, создающим силуэт города.
Храмы, располагаясь с учетом рельефа и подчеркивая планировочно значимые места, являлись выразительными архитектурными доминантами.
Православные храмы, расположенные на визуально выигрышных местах, подчеркивали особенности рельефа, создавали гармоничную вертикальную композицию, отмечая своим местоположением значимые места города, а со стороны водного пространства - образуя доминанты в «речном фасаде» поселений [8].
Православные храмы в архитектурно-пространственной композиции всегда доминировали в пространстве. Это касается таких городов Сибири, как Томск, Омск, Барнаул и др.
Храмы, выделяясь на фоне окружающей, в большинстве случаев малоэтажной, застройки, формируют панораму города и его силуэт на протяжении всего исторического периода с XVIII по XIX в. [9].
При гармоничном использовании элементов ландшафта и застройки города организовывалось размещение доминант в пространстве в заданном природно-ландшафтном ритме и функционально-планировочных особенностях поселений [8].
Например, местоположение соборов Успения Божией Матери в Омске, Пресвятой Троицы в Томске выделяло их в качестве композиционных доминант архитектурно-планировочных ансамблей городских центров [8].
В Тюмени, городе с линейной структурой, такие храмы, как Церковь Петра и Павла, Кресто-воздвиженская церковь, Знаменский собор и др., располагались вдоль речного пространства, формируя силуэт города.
В процессе градоформирования сакральные сооружения играли ведущую роль [5].
Необходимо принять во внимание, что в результате социо-экономического развития городов Сибири, увеличения населения в них, в городских центрах началось строительство крупномасштабных кафедральных храмов (Троицкий кафедральный собор, г. Томск; Успенский кафедральный собор, г. Омск) [10].
Комплексный анализ ансамблей с сакральными сооружениями в структуре городов Западной Сибири в XVIII - XIX вв.
Ансамбли храмов, основанные вместе с городами, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и составляли единое целое с городской застройкой.
Размещение ансамблей в структуре города можно подразделить на несколько типов. Размещение храма:
1) на открытых площадях;
2) на территории полузамкнутых площадей;
3) на замкнутых площадях;
4) на пересечении улиц, на небольших территориях, ограниченных ограждениями среди существующей застройки;
5) в ансамблях монастырей, находящихся в планировочной структуре города.
Типы размещения православных храмов и их площадей в структуре городов Тюмень, Томск, Омск, Барнаул наглядно представлены в табл. 2.
Открытые площади - храм располагался среди рекреационного пространства: партерного озеленения, сквера. Площадь такой территории составляет примерно 3-5 га [11].
Полузамкнутые - на главную магистраль, являющуюся частью каркаса города, нанизываются площади.
Замкнутые - расположение храма среди сложившейся застройки.
На пересечении улиц - в сложившейся структуре улиц.
Поиск наиболее приемлемого варианта размещения сооружения в границах площади обычно приводил к размещению храма в ее геометрическом фокусе [5].
Окружающая застройка и доминанта православного храма были соподчинены. Это отражалось также во взаимосвязях архитектурного стиля храма с архитектурным стилем окружающей застройки.
Выводы
1. Строительство первых храмов Западной Сибири началось с XVII в. В XVIII в. храмострои-тельство приобрело массовый характер. Храмы строились в дереве и очень часто горели. Во многих случаях неоднократно.
Храмы располагались на наиболее значимых местах, выделялись в городской застройке, являясь явными вертикальными доминантами.
В конце первой половины XVIII века стали появляться первые каменные храмы. Строились новые и перестраивались старые.
2. В конце XVIII в. рекомендательный характер требований правительства о переходе на строительство каменных церквей переходит в законодательный.
3. XIX - начало XX в. - это период масштабного монументального строительства. Причиной, повлекшей массовое храмовое строительство, стало несоответствие зданий действующих храмов, возведенных в XVIII - начале XIX в., численности населения.
4. Православные храмы, строившиеся в городах изучаемого региона с момента их образования в XVIII в., возводились по наработанным в русской архитектуре приемам их размещения с учетом ландшафтных особенностей местности. Храмы являлись высотными и силуэтными ориентирами в городе, влияющими на формирование вертикальной композиции и панораму городской застройки при различных точках восприятия.
5. В исторической застройке современных городов храмы размещаются:
1) на открытых площадях;
2) на территории полузамкнутых площадей;
3) на замкнутых площадях;
4) на пересечении улиц, на небольших территориях, ограниченных ограждениями среди существующей застройки;
5) в ансамблях монастырей, находящихся в планировочной структуре города.
6. Исследуемые православные храмы и ансамбли, их стилевые особенности, взаимосвязь с природным ландшафтом и планировкой помогут в проблеме реконструкции исторических городов и современной реставрации сакральных сооружений.
Литература
1. Кабо, Р.М. Города Западной Сибири. Очерки историко-экономической географии XVII - перв. пол. XIXвека/Р.М. Кабо. -М.: Географиздат, 1949.
2. Винокуров, М.А. Сибирь в первой четверти XX века: освоение территории, население, промышленность, торговля, финансы / М.А. Винокуров. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. - 188 с.
3. Жученко, Б.А. Тюмень архитектурная: [400-летию Тюмени посвящается] / Б.А. Жученко, С.П. Заварихин. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 240 с.
4. Баландин, С. Н. Начало русского каменного строительства в Сибири / С.Н. Баландин // Сибирские города XVII - начала XX века / под ред. О.Н. Вилкова. - Новосибирск: Наука, 1981. -С. 174-196.
5. Манацкова, О.А. Взаимосвязь сакральных сооружений Западной Сибири с окружающей застройкой / О. А. Манацкова // Известия вузов. Строительство.- 2014. - № 11 (671) - С. 71-76.
6. Кривоносова, М.А. Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XX вв.): автореф. дис. ...
канд. архитектуры / М.А. Кривоносова. - Новосибирск, 2003. - 25 с.
7. Вольская, Л.Н. Архитектурно-градостроительная культура Сибири /Л.Н. Вольская. - Новосибирск, 2015. - Ч. 1. - 236 с.
8. Манацкова, О.А. Культовые сооружения в планировочной структуре современных крупных городов Западной Сибири / О.А. Манацкова // Известия вузов. Строительство. - 2014. - №12. -С. 61-66.
9. Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город /В.И. Кочедамов. - Омск: Омское кн. изд-во, 1960. - 112 с.
10. Долнаков, А.П. Архитектурно-планировочная организация исторических центров крупнейших городов Западной Сибири (к проблеме реконструкции): дис. ... канд. архитектуры / А.П. Долнаков; Мин-во высшего и среднего специального образования РСФСР, Новосибирский Ордена трудового Красного знамени инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. -СПб., 1983. - 274 с.
11. МДС 31-9.2003. Православные храмы.
Манацкова Ольга Александровна, аспирант, старший преподаватель кафедры городского хозяйства, геодезии, землеустройства и кадастров, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург), [email protected]
Поступила в редакцию 8 декабря 2016 г.
DOI: 10.14529/build170101
ORTHODOX CHURCHES IN THE PLANNING STRUCTURE OF CITIES IN WESTERN SIBERIA (TYUMEN, TOMSK, OMSK, BARNAUL) (1st HALF OF XVIII - BEGINNING OF XX CENTURIES)
O.A. Manatskova, [email protected]
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russian Federation
The investigation's topicality is predetermined by a modern state of churches and church areas in the studied cities. Most of them were ruined in the Soviet period. It led to distortion of church areas and their architectural dominants, and transformation of the original appearance and "interior" space of the cities (because of the loss of architectural dominants). The skylines of towns, as well as a character of their river panoramas in the historical zone were changed. The composition of church areas of four historical Siberian cities, namely Tyumen, Tomsk, Omsk, and Barnaul is specified and reduced to a system. The peculiar features of arranging the church areas in the planning structure of Tyumen, Tomsk, Omsk and Barnaul are presented. The stages of forming church areas are determined. The paper presents the comparison table, which helps to determine compositional special features of church areas of each examined city in comparison with other three towns.
Keywords: Orthodox churches, architectural dominants, compositions of the areas, construction, Siberian cities.
References
1. Kabo R.M. Goroda Zapadnoy Sibiri. Ocherki istoriko-ekonomicheskoy geografii XVII- perv. pol. XIX veka [The City Of West Siberia. Essays Historical and Economic Geography of the XVII - First. Paul. XIX Century]. Moscow, 1949.
2. Vinokurov M. A. Sibir' v pervoy chetverti XX veka: osvoenie territorii, naselenie, promyshlennost', tor-govlya, finansy [Siberia in the First Quarter of the Twentieth Century: the Development of the Territory, Population, Industry, Trade, Finance]. Irkutsk, 1996. 188 p.
3. Zhuchenko B.A., Zavarikhin S.P. Tyumen' arkhitekturnaya: (400-letiyu Tyumeni posvyashchaetsya) [Tyumen Architectural. (the 400th Anniversary of Tyumen Dedicated)]. Sverdlovsk, 1984. 240 p.
4. Balandin S.N. [The Beginning of the Russian Stone Construction in Siberia] Sibirskie goroda XVII - na-chalaXXveka [Siberian City of XVIII - Early XX Century]. Novosibirsk, 1981, pp. 174-196. (in Russ.).
5. Manatskova O.A. [The Relationship of Sacred Buildings in Western Siberia with the Surrounding Buildings]. Izvestiya vuzov stroitel''stvo [Proceedings of the Universities «Construction»]. Novosibirsk, 2014, no. 11, pp. 71-76. (in Russ.).
6. Krivonosova M.A. Arkhitektura monastyrey Zapadnoy Sibiri (XVII-XX vv.) Avtoref. kand. diss. [The Architecture of the Monasteries of Western Siberia (XVII-XX Centuries). Abstract of Cand. Diss.]. Novosibirsk, 2003. 25 p.
7. Vol'skaya L.N. Arkhitekturno-gradostroitel'naya kul'tura Sibiri [Architectural and Town-Planning Culture of Siberia]. Novosibirsk, 2015.
8. Manatskova O.A. [Religious Buildings in Planning the Structure of Today's Large Cities of Western Siberia] Izvestiya vuzov stroitel''stvo [Proceedings of the Universities «Construction»]. Novosibirsk, 2014, no. 12, pp. 61-66. (in Russ.).
9. Kochedamov V.I. Omsk. Kak ros i stroilsya gorod [Omsk. As Grown and Built the City]. Omsk, 1960. 112 p.
10. Dolnakov A.P. Arkhitekturno-planirovochnaya organizatsiya istoricheskikh tsentrov krupneyshikh goro-dov Zapadnoy Sibiri (k probleme rekonstruktsii). Avtoref. kand. diss. [Architectural and Planning Organization of Historical Centers of the Largest Cities of Western Siberia (to the Problem of Reconstruction). Abstract of Cand. Diss.]. Saint Petersburg, 1983. 274 p.
11. MDS 31-9.2003 Pravoslavnye khramy [MDS 31-9.2003 Orthodox Churches]. Moscow, 2003. (in Russ.).
Received 8 December 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Манацкова, О.А. Православные храмы в планировочной структуре городов западной Сибири (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул) (1-я половина XVIII - начало XX в.) / О.А. Манацкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2017. - Т. 17, № 1. - С. 5-13. БОТ: 10.14529/ЪшШ70101
FOR CITATION
Manatskova O.A. Orthodox Churches in the Planning Structure of Cities in Western Siberia (Tyumen, Tomsk, Omsk, Barnaul) (1st Half of XVIII - Beginning of XX Centuries). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. 2017, vol. 17, no. 1, pp. 5-13. (in Russ.). DOI: 10.14529/build170101