REFERENCES
1. Efremov I.S., Kobozev V.M., Yudin V.A. Teoriya gorodskikh passazhirskikh perevozok [Theory of city passengers transportation]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1980. 535 p.
2. Zedgenizov A.V., Zedgenizova A.N., Lagerev R.Yu. Klassifikatsiya ispol'zovaniya tipov gorodskikh territorii na primere g. Irkutska [Classification of the uses of types of city territories at the example of Irkutsk]. Sovershenstvovanie organizatsii dorozhnogo dvizheniya i perevozokpas-sazhirov i gruzov [Improvement of organization of road traffic and transportation of passengers and cargoes]. Minsk, Izd-vo BNTU Publ., 2013, pp. 298-304.
3. Kudryavtsev A.O. Ratsional'noe ispol'zovanie territorii pri planirovke i zastroike gorodov SSSR [Rational use of the territory during planning and development of the cities of USSR]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1971. 184 p.
4. Lobanov E.M. Transportnaya planirovka gorodov [Transport town planning]. Moscow, Transport Publ., 1990. 240 p.
5. SNiP 2.07.01-89*. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroika gorodskikh i sel'skikh pose-lenii [SNiP 2.07.01-89*. Town planning. Planning and development of cities and outskirts]. Moscow, TsNTI Gosstroya SSSR Publ., 1989. 56 p.
6. Kanemoto Y. Second-best cost-benefit analysis in monopolistic competition models of urban agglomeration. Journal of urban economics, 2013, no. 1 (76), pp. 83-92.
7. Kolosov V.A., Nefedova T.G. Cities, rural areas and urbanization: Russia and the world. Regional research of Russia, 2014, no. 2 (4), pp. 68-75.
Информация об авторе
Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, докторант, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Zedgenizov A.V., Candidate of technical sciences, associate Professor of the Department of management and logistics transport, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 711, 712
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-228-243
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАРАДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ВЕНСКОГО РИНГА - ИЗ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОСТЬ
© М. Кламер, Н.М. Глебова
Дается описание одной из самых грандиозных общественных территорий Европы, сформированной многообразием стилей - Венского Ринга в столице Австрии. В 2015 году эта улица, называемая также Рингштрассе, состоящая из целой системы бульваров, парков и площадей, отметила свое 150-летие. Приводится история возникновения, строительства и формирования этого значительного градостроительного комплекса, который явился началом мощного роста города и превращения Вены в метрополию. Исследуется, как бывшие воен-
ные укрепления средневекового города превратились в фешенебельную улицу с парадными площадями и великолепными архитектурными сооружениями. Отмечена роль административной власти в принятии градостроительных решений. Анализируются трансформация и реновация общественных пространств Рингштрассе с течением времени - от историзма к современным тенденциям. Проиллюстрированы конкретные примеры гармоничного внедрения новых современных элементов и технологий в историческую среду Ринга.
Ключевые слова: гласис, общественные пространств, градостроительный конкурс, великолепие бульваров, парадные публичные пространства, метрополия.
PUBLIC PARADES OF A SPACE RING - FROM HISTRORY TO MODERN
© M. Klamer., N.M. Glebova
In this article we give the description of one of the greatest public territories of Europe, created by the variety of styles - Viennese Ring in the capital of Austria. In 2015 this street, also called Ringstrasse, consisting of the whole system of avenues, parks and squares, celebrates its 150 anniversary. We present the history of appearance, development and formation of this significant town planning complex, which occurred as the beginning of the huge growth of the city and turning Vienna into a metropolitan city. It is surveyed how former war fortifications turned into a fashionable street with parade squares and marvelous architecture constructions. We pointed out to the role of administrative power in making town planning decisions. We analysed transformation and renovation of public spaces of Ringstrasse within the time, from historicism to modern tendencies. We illustrated particular examples of harmonious implementation of new modern elements and technologies into the historical space of Ring.
Keywords: glacis, public spaces, town planning competition, greatness of boulevards, parade public spaces, metropolis
Введение
Градостроительная тенденция к созданию парадных публичных пространств возникла еще при реконструкции Рима при Сиксте V в XVI в. В те времена в основе идеологии лежала христианская миссия привлечения большого количества людей в город для паломничества. Позднее эта тенденция стала основой градостроительного принципа для создания культурных общественных центров в виде прогулочных бульваров, набережных, площадей и парков, объединенных между собой и образующих единый архитектурный ансамбль. Такими великолепными публичными пространствами знамениты все величайшие города мира: в Санкт-Петербурге - Невский проспект, в Париже - Булонский лес и центральные парки Монсури и Бют-Шомон, парк Горького и парк Сокольников в Москве, Бродвей в Нью-Йорке... [3]. «...Весь мир уже давно пришел к осознанию того, что комфортное общественное и уличное пространство является своего рода магнитом, притягивающим в город активных людей и, соответственно, инвестиции. Несмотря на то что общественные места и парки - это чаще всего дотационные проекты, благодаря им город повышает свое качество, статус, а вместе с ними стоимость земли и недвижимости. Чем больше общественных пространств, тем более ценным становится город» (Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы) [2].
Очень важные для городской жизни общественные пространства возникают порой стихийно, исторически, из-за востребованности в них горожан. Специфика общественных городских пространств детально исследуется зарубежными и отечественными специалистами - социологами, архитекторами, урбанистами. «Изучая город как социокультурный феномен, они рассматривают общественные пространства города как множество открытых и общедоступных для населения территорий, где осуществляются социальные контакты и проявляется истинный смысл городской жизни. Эта тема красной нитью просматривается в рабо-
тах Л. Лофланд, Р. Сеннета, Д. Джекобс, Ш. Зукин, К. Линча, Я. Гейла, М. Кармоны, Р. Ко-олхаса и др.» [1, 4].
Знаменитая Рингштрассе в Вене, по словам Эдмунда де Вааля, представляет собой самую грандиозную общественную территорию Европы: «...На этой новой улице нет ни одного доминирующего здания; здесь нет крещендо в сторону какого-то дворца или собора, вместо этого - непрерывное триумфальное шествие от одного великого аспекта цивилизации к следующему» [15]. Рингштрассе (Ringsrasse) имеет форму кольца (ring), которое опоясывает старый (внутренний) город Вены, состоит из нескольких бульваров, к которым примыкают парки, скверы и площади (рис. 1). Вдоль всей Рингштрассе проложены трамвайные пути. Ранее на ее месте была оборонительная граница, как и во всех средневековых городах: крепостные стены, ров, гласис. Впоследствии старый город стал историческим и культурным центром, а Ринг - красивейшей улицей, где сконцентрировались самые значительные здания города. Кроме того, территория Рингштрассе стала связующим звеном между знатью, локализовавшейся во «внутреннем городе», и остальными жителями Вены, расселившимися на периферии города.
1. Шотгенринг (Schottenring; см. Шотландский монастырь)
2. Универзитетсринг (Universitätsring; см. Венский университет), до 2012 г. Доктор-Карл-Люгер-Ринг (Dr.-Karl-Lueger-Ring; в честь Карла Люгера)
3. Доктор-Карл-Реннер-Ринг (Dr.-Karl-Renner-Ring; в честь Карла Реннера)
4. Бургринг (Burgring; см. Хельденплац, Хофбург, Бургтеатр)
5. Опернринг (Opernring; см. Венская государственная опера)
6. Кернтнер Ринг (Kärntner Ring; в честь Каринтии)
7. Шубертринг (Schubertring; в честь Франца Шуберта) S. Паркринг (Parkring; см. Венский городской парк)
9. Штубенринг (Stubenring)
10. Набережная Франца-Иосифа (Franz-Josefs-Kai)
Рис. 1. Наименования бульваров в составе Рингштрассе. Схема Н.М. Глебовой. 2015
Первое поселение на месте Вены. Старый город
История Вены как населенного пункта начинается в середине I века нашей эры с началом строительства на территории сегодняшнего Старого города форпоста 15-го римского легиона. Этот форпост получил название кельтского происхождения Виндобона, что значит «угодье Виндоса», где Виндос - кельтское имя (рис. 2). Отсюда и имя города - Вена (нем. Wien fvi:n], бав. Wean, лат. Vindobona).
Рис. 2. Первое поселение на месте Вены. Карта-схема с выставки «150 лет Рингштрассе»: 1 - римские легионы (форпост); 2 - Дворец легатов; 3 - казармы; 4 - главная улица; 5 - главные ворота слева; 6 - главные ворота справа [12]. Информацию предоставил проф. Технического университета Вены, Михаэль Кламер.
Сентябрь, 2015 г.
Экспансия Вены
Население Вены с 288000 человек в 1825 г. к 1850 г. выросло почти в 2 раза. Люди расселялась в пригородах Старого города, который окружали крепостные стены, возведенные в XIII веке и усиленные после турецкой осады 1529 года. После знаменитой Венской битвы с войском Османской империи 1683 года, закончившейся победой христиан, Австрия на десятилетия стала самой мощной державой Центральной Европы. Укрепления потеряли военный смысл уже в конце XVIII века, а революция 1848 года дала толчок к заметным изменениям (рис. 3, 4, 5, 6, 7).
В 1850 году пригороды Вены были официально присоединены к Старому городу и стали его районами со второго по девятый. Но на границе между Старым городом, в котором доминировали императорская резиденция и дома знати, и мелкобуржуазными пригородами
существовал гласис (фр. glacis, лат. Glatia) - гладкая длинная отлогость перед наружным рвом городских крепостных стен. В результате, крепостные стены превратились в активную помеху движению уже внутри города.
В 1857 году император Франц Иосиф I издал знаменитый декрет «Это моя воля» (Es ist Mein Wille), приказав разобрать средневековые укрепления, засыпать ров, проходящий вдоль стен и построить величественный бульвар на их месте (рис. 8). Кроме того, декрет предписывал размер новой Рингштрассе, а также размещение и функцию зданий на ней. Бульвар и здания задумывались как показатель величия Габсбургов и Австрийской империи. С более практической стороны создание Рингштрассе копировало опыт Наполеона III, чье устройство бульваров в Париже показало, что столь широкие улицы не дают революционерам сооружать на них баррикады [7].
J Площадь римского лагеря Vindobona Расширение Вены в средние века Бастионы и форпосты в 1857 году ] Предметья
Рис. 3. Внутренний город и его развитие. Карта-схема с выставки «150 лет Рингштрассе» [12]. Информацию предоставил проф. Технического университета Вены, Михаэль Кламер. Сентябрь, 2015 г.
Рис. 4. Парадная площадь и гласис перед крепостными стенами внутреннего города. 1940. Картина неизвестного художника. Музей Вены. Der Exerzier - und Paradenplatz auf dem Josefstädter Glacis, um 1840, Gouache, 56,7*84,5 cm Wien Museum, Inv. Nr. 31.469 [11]
Рис. 5. Карта Вены. Около 1843. Пригороды уже плотно застроены, широкий пояс гласиса по-прежнему свободен [5, 10]. Информацию предоставил проф. Технического университета Вены, Михаэль Кламер. Сентябрь, 2015 г.
Рис. 6. Эдвард Фишер. Модель центра Вены 1852/54. Стены военных укреплений вокруг города еще не убраны. Музей Вены. Eduard Fisher. Model der Wiener Innenstadt, Wien Museum, Inv. Nr. 94.521. Около 515 * 412 * 40 см [7]
Рис. 7. Казармы императора Франца Йозефа I. Стены военных укреплений вокруг города еще не убраны. 1858 г. Музей Вены. Inv. Nr. 55.498/1. Franz Josephs Kaserne. Wien Museum. В настоящее время на месте этих казарм расположено здание почты банка
архитектора Отто Вагнера [7]
Рис. 8. Вена, 1865 год. Городские стены военных укреплений убраны.
Музей Вены [4, 7]
Архитектурный конкурс
В продолжение своего указа в 1858 году император Франц Иозеф I объявил международный конкурс на лучший проект будущей парадной улицы, в котором участвовали 85 архитектурных бюро (рис. 9), однако ни один из этих проектов не был принят целиком. Вместо этого специальная комиссия составила из лучших проектов «основной план» (рис. 10): улица шириной 57 метров и около пяти километров длиной, наподобие кольцевого бульвара с двумя аллеями и предусмотренными на нем монументальными общественными зданиями, дворцами, казенными домами, площадями и парками. Освободившиеся после сноса защитных сооружений участки земли (в общей сложности 2,4 млн м2, около 300 футбольных полей), на которых первоначально не предполагалось сооружать госучреждения, улицы и парки, были дорого проданы частным лицам. Это помогло в финансировании строительства общественных зданий. В свою очередь, рантье освобождались от уплаты налогов на 30 лет, если они реализовывали свой строительный проект в течение пяти лет [6]. Благодаря таким принятым условиям участками земли заинтересовались многие процветающие европейские девелопе-ры, магнаты и меценаты.
Рис. 9. Проекты расширения города, выставленные на конкурс. Stadterweiterungsprojekt. 1858 г. Wien Museum. Слева направо сверху вниз:
Nr. 55 Friedrich von Stäche; Nr. 59 Ludwig von Förster; Nr. 32 Martin Kink; Nr. 84 Ludwig Zettl
[8, 14].
Рис. 10. Новогодняя открытка с основным планом городского расширения Вены, 1859.
Музей Вены, k. k. Hof - und Staatsdruckerei. Neujahrskarte mit dem Grundplan der Stadterweiterung von 1859. Wien Museum, Inv. Nr. 8476 [14]
Организация строительства бульвара
В качестве строительного проекта с впечатляющим размахом улица Рингштрассе быстро привлекла внимание банкиров, застройщиков и архитекторов со всей Европы. Архитектор Готфрид Семпер (Gottfried Semper), который проектировал Бургтеатр и придворные музеи, был родом из Гамбурга, планировщик Рингштрассе Людвиг фон Фёрстер (Ludwig von Förster) - из Франконии, а Теофил Хансен (Theophil Hansen) - из Дании. Дворцы на Рингштрассе строили, кроме прочих, банкирская династия Эфрусси (Ephrussi) из Украины, семья Эпштайн (Epstein) из зажиточной еврейской буржуазии Праги и семья крупных торговцев Тодеско (Todesco) из Румынии. Владельцами лотов на участки земли Рингштрассе стали представители многих известных еврейских фамилий, таких как Прзибрам (Przibram), Вейнер (Wiener), Конегсвартер (Königswarter), Гутман (Gutmann) (рис. 10). Они внесли значительный вклад в экономический расцвет эпохи грюндерства и выступали в качестве коллекционеров произведений искусства и меценатов. Но именно благодаря задумке императора только в Вене самые важные здания страны расположились вдоль одной улицы: парламент, ратуша, университет, Министерство юстиции, Бургтеатр, Государственная опера, здания-близнецы Художественно-Исторического и Естественно-Исторического музеев и многие другие. Такое разрешение - владеть землей частным лицам и строить на ней дома бок о бок с аристократическим придворным обществом - было дано впервые в истории Вены.
Началась Рингштрассе с постройки двух мест поклонения: Вотивкирхе (нем. Votivkirche - «вотивная церковь», т.е. церковь Обета) (рис. 11) и храма Леопольдштад (нем. Leopoldstadt, букв. «город Леопольда»). Краеугольные камни для них обоих пришли из Иерусалима, были высечены из горы Елеонской еврейским художником Моше Мордехай Шнице-ром и привезены в Вену через Людвига Августа фон Франка, секретаря и архивариуса еврейской общины. Вотивкирхе разработана архитектором Генрихом фон Ферстелем. Непосредственно к церкви примыкает площадь и парк (ныне парк З. Фрейда), необходимые для стечения и локализации большого количества людей. Вместе со строительством парадных зданий на Рингштрассе проводились активные посадки деревьев, разбивались парки и скверы. Общая
длина венской Рингштрассе составляет 5,3 км. Достаточно длинная, чтобы предоставить место многочисленным монументальным зданиям, построенным в стиле эклектизма в период с 1860-х по 1890-е годы. Возведенные на Рингштрассе здания, начиная с Государственной оперы и заканчивая Музеем истории искусств, в настоящее время относятся к важнейшим достопримечательностям Вены. Мегастройка повлияла на стремительный рост населения Вены. С 1857 по 1868 годы оно выросло почти на 30 процентов и уже в 1890 году превысило миллион жителей. Наконец, строительство Рингштрассе ознаменовало трансформацию феодального города-резиденции Дунайской монархии в крупный европейский город.
Архитектура Рингштрассе
1 мая 1865 года император Франц Иосиф торжественно открыл венскую улицу Рингштрассе. Облик этой великолепной улицы был сформирован благодаря сооружениям талантливых зодчих, таких как Теофил фон Хансен, Карл Фрейхерр фон Хазенауэр, Генрих фон Ферстель или Фридрих фон Шмид. Архитектура новых зданий была сформирована многообразием стилей. Историзм Рингштрассе взял за образец идеализированные исторические модели. Например, для здания Парламента такой моделью служил греческий храм. Для кайзеровской Резиденции - античный форум. В стиле неоренессанса были построены Государственная опера (тогда Придворная опера), университет, Биржа, а также Художественно-Исторический и Естественно-Исторический музеи. Для Ратуши была выбрана фламандская готика, для Бургтеатра - необарокко, а для Обетной церкви - неоготика.
Историзм венской Рингштрассе одобряли не все, одним из ее критиков являлся видный архитектор и проектировщик Отто Вагнер (Otto Wagner). Впоследствии некоторые архитекторы также считали Рингштрассе ошибкой планирования. Адольф Лоос (Adolf Loos), отвергавший историзм, усматривал в нем центральную проблему Вены. Вероятно, в связи с этим мнением вслед за архитектурой в стиле Рингштрассе в конце 19 века стал популярным элегантный стиль «венский модерн», отличающийся отказом от выставляемых напоказ роскоши и великолепия.
Рис. 11. Первые здания на улице Рингштрассе, 1858-1865 (отмечены темным цветом). Выставка «Ринг - Еврейская история одного бульвара», Венский еврейский музей Jüdisches Museum Wien, дворец Эскелес, Dorotheergasse 11, 1010 Wien,
март-октябрь 2015 г.
iöKefro.ru
Рис. 12. Вотивкирхе и Вотивпарк, фото 1900 г. (нем. Уо^Ыг^е - «вотивная церковь»; также церковь, исполненная по обету). Архитектор Генрих фон Ферстель. 1879 г. Номер публикации: 62452 (автор публикации - Магаз Анатолий)
Рис. 13. Вотивкирхе и парк Зигмунда Фрейда. Современый вид. 2015 г.
Непрерывное триумфальное шествие публичных пространств
Вдоль Рингштрассе разместились здания общегородского и историко-культурного значения (рис. 14). Перед государственными зданиями образуются площади, а к бульварам Ринга примыкают скверы и парки (рис. 15). Уже в период своего возникновения Рингштрассе зарекомендовала себя в качестве излюбленной прогулочной улицы для буржуазии. Возникновение таких публичных пространств именно в этом месте не случайно: традиция прогулок с целью себя показать и на других посмотреть на новом бульваре стала неким продолжением прежних демонстрационных прогулок у городских стен. Оперный перекресток (Opemkreuzung) уже тогда являлся одним из самых современных и оживленных мест города, наполненным пешеходами, велосипедистами, повозками и трамваями. Когда в последующие годы количество личного транспорта значительно увеличилось, в 1926 году здесь был установлен первый в Вене светофор, а чуть позднее были обозначены и первые пешеходные пе-
реходы. Знаменитые кофейни Рингштрассе также являлись местами встреч коммерсантов, политиков, представителей художественной и литературной сцены, игроков в шахматы и в бильярд. Исторические баталии, торжественные шествия, государственные праздники, митинги и демонстрации, выставки, фестивали - вот неполный список событий, происходящих в прошлом и в настоящие дни на Ринге. В 2001 году венская улица Рингштрассе и Старый город вошли в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Венский Ринг является также важной транспортной артерией города. Кроме того, еще на стадии проектирования бульвар планировался по ландшафтным принципам, благодаря чему его парки становятся оазисом отдыха для горожан. Значительным парадным зданиям сопутствуют парки и скверы, сконцентрированные на едином градостроительном участке вдоль Венского Ринга. Такой масштаб, непрерывность и развитая транспортная сеть публичных пространств удовлетворяют потребность и интересы многих субъектов - экологов, девелоперов, горожан разных социальных слоев, а также позволяют избежать конфликтного взаимодействия разных субъектов и объектов[15].
Рис. 14. Монументальные парадные и значимые городские здания на Рингштрассе, построенные в 19 веке. Схема проф. Технического университета Вены Михаэля
Кламера и Н.М. Глебовой. Январь 2016
Площадь Юлиуса Рааба Julius Raab Platz
Доктор Карл Jlyerep Платц Dr. Karl Lueger Platz
Набережная Франца Иосифа_
Franz Josef Kai
Парк Зигмунда Фрейда Sigmund-Freud-Park - Rooseveltplatz
Ратхаузпарк_
Rathauspark
Volksgarten_
Всенародный парк
Парк Грете-Реор_
Park-Grete - Reor
ПаркВегхубер_
Wsghuberpark
Мария-Терезиен-Плац_
Maria Theresia Platz
Хапьдшпши_
Heldenplatz
Бурггартен_
Burggarten
Парк Шиллер_
Schiller Park
Гартенбау Кино_
Gartenbau Kino
Площадь Шварценберга_
SchwarzenbergPlatz
Городской парк Вены Stadtpark Wien
Рис. 15. Парки и скверы, прилегающие к Рингштрассе, создают непрерывное открытое
общественное пространство. Схема проф. Технического университета Вены Михаэля Кламера и Н.М. Глебовой. Январь 2016
Реновация публичных пространств Рингштрассе
На протяжении всего существования Рингштрассе и по сей день происходят трансформация и реновация отдельных зон публичных пространств, насыщение их новыми функциями, технологиями и элементами. Изменения и усовершенствование транспортной инфраструктуры, внедрение новых технологий в освещение, оформление фасадов и площадей к праздникам и мероприятиям - все это решается комплексно, в соответствии с разработкой экономической программы для прилегающих районов и с соблюдением общей концепцией развития города.
Выводы
Рингштрассе в Вене демонстрирует важнейшие градостроительные и градообразующие процессы. Возникновение и трансформация общественных городских пространств происходит в ходе исторических преобразований. Выбранная для этих целей территория не случайна: гласис, потерявший военное значение, стал излюбленным местом для отдыха и прогулок горожан и впоследствии трансформировался в Рингштрассе.
Роль административной власти в принятии планировочных решений города очевидна: только благодаря усилиям воли императора было принято решение снести крепостные стены города, создать на их месте публичные пространства и обширные ландшафтные парки. А определенная экономическая программа позволила организовать гигантскую стройку в кратчайшие сроки.
На примере Венского Ринга мы видим единый архитектурно-пространственный комплекс - бульвар, здания, прилегающие скверы, транспортные узлы и информационное оборудование определяют масштаб и характер публичного городского пространства, создавая неповторимый городской интерьер, а насыщение разными функциями привлекает представителей разных направлений деятельности и туристов.
На Рингштрассе в течение всего года организуются различные крупные мероприятия, которые проводятся в зданиях вдоль бульвара или на его площадях. Ярчайшими культурными событиями являются знаменитый Новогодний концерт Венского филармонического оркестра в Музыкальном обществе, летний Фестиваль музыкальных фильмов на Ратушной площади и трансляция оперных постановок на большом экране перед Государственной оперой, крупный велосипедный фестиваль Argus Bike Festival. В сентябре на Ратушной площади проходят соревнования по верховой езде Vienna Masters - самая высоко дотируемая в мире турнирная серия Global Champions Tour. Там же с января по март сооружается огромный каток «Венская ледяная мечта».
Новые технологии смело вторгаются в историческую среду Венского Ринга, тем не менее не нарушая ее, а лишь дополняя и обогащая (рис. 16).
Рис. 16. Взаимодействие исторической архитектуры Рингштрассе и элементов современной архитектурной среды в общественных пространствах. Фото Михаэля
Кламера. 2016
Внешняя парадность и презентабельность архитектуры в городских общественных пространствах, историзм стилей создают у людей определенные ассоциации с роскошью и величием, вносят элемент престижности и являются дополнительным притягательным фактором. В данном случае мы видим развитие публичного пространства, продиктованное, в первую очередь, не коммерческой деятельностью и банальной функциональностью, как пространства, имиджевого для города, а также повышающего его историческую и культурную ценность и туристическую привлекательность. Это публичные пространства социокультурных кластеров: парков и скверов, улиц «золотых миль», площадей [9]. Именно это является показателем высокого уровня жизни и инвестиционной привлекательности города, его значительного статуса. Коммерческая и торговая функция таких пространств возможна лишь как косвенный сопутствующий фактор.
Статья поступила 18.03.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гайкова Л.В. Потребительское зонирование при формировании городских общественных пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 4. С. 33-38.
2. Павликова А. Общественные пространства как глобальный тренд. Отчет о круглом столе с участием Сергея Кузнецова, Ольги Захаровой, Надежды Нилиной, Олега Шапиро [Электронный ресурс]. URL: www.archi.ru (26.12.2015).
3. Поповский И.И. Общественные пространства как ресурс для развития современного города // Архитектура и строительство. 2013. № 9 (119). С. 18-22.
4. Фрейдин Е.О. Градостроительная деятельность в конфликтном обществе: трансформация традиционной модели [Электронный ресурс] / Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия. URL: http://archi.ru/ (26.12.2015).
5. Branch M C. An Atlas of Rare City Maps: Comparative Urban Design, 1830-1842. New York: Princeton Architectural Press, 1978. P. 19.
6. Czernin Verlag [Электронный ресурс]. URL: https://www.czernin-verlag.com/ (18.01.2016).
7. Der Ring. Pionierjahre einer Prachtstrasse / hg. A. Nierhaus. Wien: Residenz, 2015. 288 s.
8. Experiment Metropole. 1873: Wien und die Weltausstellung / hg. W. Kos, R. Gleis. Wien: Czernin, 2015. 584 s.
9. Magistrat der Stadt Wien [Электронный ресурс]. URL: https://www.wien.gv.at/ (19.01.2016).
10. Österreichische Nationalbibliothek [Электронный ресурс]. URL: https://www.onb.ac.at/ (18.01.2016).
11. Ringstrasse. Ein jüdischer Bulevard / hg. G. Kohlbauer-Fritz. Wien: Amalthea, 2015.
344 s.
12. Slanar H. Österreichischer Mittelschulatlas (Kozenn-Atlas), 86. Auflage (Hundert-JahrAusgabe). Wien: Verlag Ed. Hölzel, 1961. S. 7.
13. Wien Museum [Электронный ресурс]. URL: https://www.wienmuseum.at/ (19.01.2016).
14. Wien Wird Weltstadt. Die Ringstrasse und ihre Zeit / hg. M. Pfundner. Wien: Metroverlag, 2015. 256 s.
15. WienTourismus [Электронный ресурс]. URL: https://www.vienna.info/ (19.01.2016).
REFERENCES
1. Gaikova L.V. Potrebitel'skoe zonirovanie pri formirovanii gorodskikh obshchestvennykh prostranstv [Consumer zonation during the development of city public spaces]. Akademicheskii
vestnik UralNIIproekt RAASN - Academy vestnik of UralRDEproject of RAACS, 2013, no. 4, pp. 33-38 (in Russian).
2. Pavlikova A. Obshchestvennye prostranstva kak global'nyi trend. Otchet o kruglom stole s uchastiem Sergeya Kuznetsova, Ol'gi Zakharovoi, Nadezhdy Nilinoi, Olega Shapiro [Public spaces as a global trend. Report about the faceplate with participation of Sergei Kuznetsov, Nadezhda Nilina, Oleg Shapiro]. Available at: www.archi.ru (accessed 26.12.2015).
3. Popovskii I.I. Obshchestvennye prostranstva kak resurs dlya razvitiya sovremennogo goroda [Public spaces as resource for the development of a modern city]. Arkhitektura i stroitel'stvo - Architecture and development, 2013, no. 9 (119), pp. 18-22 (in Russian).
4. Freidin E.O. Gradostroitel'naya deyatel'nost' v konfliktnom obshchestve: transformatsiya traditsionnoi modeli [Town planning activity in a conflict society: transformation of a traditional model]. Available at: http://archi.ru/ (accessed 26.12.2015).
5. Branch M.C. An Atlas of Rare City Maps: Comparative Urban Design, 1830-1842. New York, Princeton Architectural Press, 1978. P. 19.
6. Czernin Verlag. Available at: https://www.czernin-verlag.com/ (accessed 18.01.2016).
7. Nierhaus A. Der Ring. Pionierjahre einer Prachtstrasse. Wien, Residenz, 2015. 288 s.
8. Kos W., Gleis R. Experiment Metropole. 1873: Wien und die Weltausstellung. Wien, Czernin, 2015. 584 s.
9.Magistrat der Stadt Wien. Available at: https://www.wien.gv.at/ (accessed 19.01.2016).
10. Österreichische Nationalbibliothek. Available at: https://www.onb.ac.at/ (accessed 18.01.2016).
11. Kohlbauer-Fritz G. Ringstrasse. Ein jüdischer Bulevard. Wien, Amalthea, 2015. 344 s.
12. Slanar H. Österreichischer Mittelschulatlas (Kozenn-Atlas), 86. Auflage (Hundert-JahrAusgabe). Wien, Verlag Ed. Hölzel, 1961. S. 7.
13. Wien Museum. Available at: https://www.wienmuseum.at/ (accessed 19.01.2016).
14. Pfundner M. Wien Wird Weltstadt. Die Ringstrasse und ihre Zeit. Wien, Metroverlag, 2015. 256 s.
15. WienTourismus. Available at: https://www.vienna.info/ (accessed 19.01.2016).
Информация об авторах
Михаэль Кламер, доктор технических наук, профессор, e-mail: [email protected], Институт систем транспортного планирования, Технический университет Вены, Е280/5, 1040, Австрия, г. Вена, площадь Эрцгерцога Йохана, 1.
Глебова Наталья Моисеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, е-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Klamer M., Doctor of technical sciences, Professor, е-mail: [email protected], Institute for Transport System Planning, Technical University of Vienna, E280/5 , Erzherzog Johann Platz 1, 1040, Vienna, Austria.
Glebova N.M., associate professor, Department of Architectural Design, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.