Оригинальная статья/Originalarticle УДК 72
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-1 -208-221
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ БУЛЬВАРОВ НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА
© Нямдорж Нарантуяа3, Е.Е. Смолинь, А.Г. Большаков0
аМонгольский государственный университет науки и технологии, 14191, Монголия, г. Улан-Батор, район Сухэ-Батор, подрайон 8, ул. БагаТойру, 34. ь,сИркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Изучить плановость, структуру и геометрию иркутских бульваров, места привлечения посетителей и туристов и их признаки. Рассмотреть особенности территории, зданий, озеленения, общественного пространства. МЕТОДЫ. Объектом исследования стали 3 популярных бульвара города Иркутска. Проведены: анализ космоснимков и фотофиксации бульваров, архитектурно-пространственный анализ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Пространственное поведение людей на бульваре рассматривается как деятельность, побуждаемая мотивациями, предпочтениями, потребностями, в социально-психологическом аспекте. Проанализирована историческая и планировочная структура бульваров. В результате изучения бульваров г. Иркутска определены пространственные параметры и закономерности их построения, выявлены типы пространственного поведения человека, наиболее привлекательные участки таких улиц. Проанализирована взаимосвязь основных параметров пространства: границ, размеров, парковочных мест, игровых площадок, мест отдыха, насыщенности внутренними элементами, количества входов на исследуемую территорию и выходов с нее - с фактическим использованием отдельных мест в аспекте пространственного поведения, количества остановок общественного транспорта, элементов притяжения, пересекаемых улиц. Установлена степень привлекательности бульваров в соответствии с данными показателями. ВЫВОДЫ. При использовании космических снимков и компьютерных программ (CorelDraw, Strava, GoogleMaps, «2ГИС») выявлены места притяжения людей, закономерности распределения пешеходных потоков, основные маршруты. Были определены основные показатели, представляющие геометрические характеристики бульваров и их составных пространственных элементов. Выявлена зависимость привлекательности бульвара от его планировочных свойств.
Ключевые слова: бульвар, архитектура, структура, планировка, анализ, ландшафт, городская среда, благоустройство, пространство.
Информация о статье. Дата поступления 26 января 2018 г.; дата принятия к печати 14 февраля 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2018 г.
Формат цитирования: Нямдорж Нарантуяа, Смолин Е.Е., Большаков А.Г. Пространственное поведение как основа организации благоустройства территории бульваров на примере г. Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 208-221. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-208-221
аНямдорж Нарантуяа, архитектор, магистр архитектуры, преподаватель-исследователь кафедры архитектуры, e-mail: [email protected]
Narantuya Nyamdorzh, Architect, Master of Architecture, Researcher of the Department of architecture, e-mail: [email protected]
ьСмолин Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]
Evgeny E. Smolin, Postgraduate student, Department of architectural design, e-mail: [email protected] Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]
Andrey G. Bolshakov, Doctor of Architecture, Professor, Department of architectural design, e-mail: [email protected]
SPATIAL BEHAVIOR AS THE BASIS OF THE ORGANIZATION OF THE IMPROVEMENT OF THE TERRITORY OF AVENUES AT THE EXAMPLE OF AVENUES OF THE CITY OF IRKUTSK
Nyamdorzh Narantuya, E.E. Smolin, A.G. Bolshakov
Mongolian University of Science and Technology,
34, Baga toiruu, 8th khoroo, Sukhbaatar district, Ulaanbaatar 14191, Mongolia
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation
ABSTRACT. PURPOSE. To study the planning, structure and geometry of Irkutsk avenues, places of attraction of visitors and tourists and their signs. Consider the peculiarities of the territory, buildings, gardening, public space. METHODS. The object of the study were 3 popular avenues of the city of Irkutsk. We carried out: analysis of space images and fotofixation of avenues, architectural and spatial analysis. RESULTS AND THEIR DISCUSSIONS. Spatial behavior of people on the avenue is considered as activity, generated by motivations, preferences, needs in the social and psychological aspect. We analyzed historical and planning structure of the avenues. As a result of the study of the avenues in Irkutsk, we determined spatial parameters and patterns of their construction, types of human spatial behavior, revealed the most attractive parts of such streets. We analyzed interrelation of the main parameters of space: boundaries, sizes, parking spaces, playgrounds, rest places, saturation with internal elements, the number of entrances to the study area and exits from it, with the real use of individual places in the aspect of spatial behavior, the number of public transport stops, crossed streets. The degree of attractiveness of avenues is determined in accordance with these indicators. CONCLUSIONS. Using space images and computer programs (CorelDraw, Strava, GoogleMaps, "2GIS") we identified the attraction of people, patterns of distribution of pedestrian flows, the main routes. We defined the main indicators that represent the geometric characteristics of avenues and their constituent spatial elements. We found out the dependence of the attractiveness of the avenue on its planning properties
Keywords: avenue, architecture, structure, planning, analysis, landscape, urban environment, improvement, space
Article info. Received January 26, 2018; accepted for publication February 14, 2018; available online March 29, 2018.
For citation: Nyamdorzh Narantuya, Smolin E.E., Bolshakov A.G. Spatial behavior as the basis of the organization of the improvement of the territory of avenues at the example of avenues of the city of irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2018, vol. 8, no. 1, pp. 208-221. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-29172018-1-208-221
Введение
Бульвар - озелененная территория линейной формы, расположенная, как правило, вдоль улиц и рек, предназначенная для транзитного пешеходного движения, прогулок, повседневного отдыха, т.е. являющаяся как коммуникационным, так и дея-тельностным пространством. Бульвары и аллеи - это чаще всего «сложившиеся, имеющие давнюю историю городские участки, привлекательные для прогулок в безопасной озелененной среде»1 [1].
На бульварах в связи с архитектурно-планировочными особенностями территорий можно наблюдать различные типы пространственного поведения людей. Авторами проведен анализ трех бульваров города Иркутска, выявлены остановки отдыха людей, потоки населения, архитектурные побудители движения. Площади изучались по геометрическим показателям: отношениям длины, ширины, количества внутренних объектов благоустройства к размеру площади, конфигурационным свойст-
1Манусевич Ю.П. Особенности художественной организации пешеходной зоны в историческом центре города: дисс. ... канд. архитектуры: 18.00.01. М., 1996. 145 с. / Manusevich Yu.P. Features of artistic organization of the pedestrian zone in the historical center of the city: Diss. ... Cand. Architecture: 18.00.01. M., 1996. 145 p.
вам, по количеству входов с площади в окружающие здания. Бульвары как совокупность геометрических контуров городской среды могут отличаться по виду, площади, благоустройству. Все эти факторы влияют на общую социальную картину поведения людей на бульваре. Взаимосвязь социальных и объемно-пространственных характеристик будет рассмотрена в данной работе.
При изменении пространственных факторов прослеживается изменение поведения людей: типа активности, предпочтений, движения. В связи с этим можно предположить, что отношение к городским бульварам связано с социальными процессами и потребностями населения в городской среде. При длине всего в несколько кварталов бульвар играет важную роль не только в качестве трассы районного масштаба, но и как транзитный путь, принимающий существенную часть транспортного потока, направляющегося в другие части города [2].
Развитие городской среды рекомендуется осуществлять путем улучшения, обновления, трансформации, использования лучших практик и технологий, в том числе посредством развития инфраструктуры, систем управления, технологии, коммуникации между жителями и сообществами.
При этом рекомендуется осуществлять реализацию комплексных проектов по благоустройству, предусматривающих одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории.
Содержание объектов благо-
устройства рекомендуется осуществлять путем поддержания в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии данных объектов, их отдельных элементов в соответствии с эксплуатационными требованиями. При разработке и выборе проектов по благоустройству территорий важным критерием является стоимость их эксплуатации и содержания2.
Удобно расположенные и легкодоступные для большей части жителей территории города Иркутска рекомендуется использовать с максимальной эффективностью на протяжении как можно более длительного времени и в любой сезон. Целесообразно предусматривать взаимосвязь городских пространств, доступность объектов инфраструктуры, в том числе за счет ликвидации необоснованных барьеров и препятствий.
Обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства может достигаться путем реализации следующих принципов:
1. Функционального разнообразия - насыщенность территории микрорайона (квартала, жилого комплекса) разнообразными социальными и коммерческими сервисами [3].
2. Комфортной организации пешеходной среды - создание условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок.
Привлекательность пешеходных прогулок обеспечивается путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах.
3. Комфортной мобильности -
2О внесении изменений в Правила благоустройства территории города Иркутска, утвержденные решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 N 004-20-560950/8: решение Думы города Иркутска от 25 декабря 2014 г. N 006-20-040069/4. / About the introduction of changes into the Rules for the improvement of the territory of the city of Irkutsk, approved by the decision of the Duma of Irkutsk city dated on December 25, 2008 N 004-20-560950 / 8: the decision of the Duma of Irkutsk city dated on December 25, 2014 N 006-20-040069/4.
наличие у жителей сопоставимых по скорости и уровню комфорта возможностей доступа к основным точкам притяжения в городе Иркутске и за его пределами при помощи различных видов транспорта (личный автотранспорт, различные виды общественного транспорта, велосипед) [4].
4. Комфортной среды для общения - гармоничное размещение в городе Иркутске территорий, которое постоянно и без платы за посещение доступны для населения, в том числе площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков и территорий с ограниченным доступом посторонних людей, предназначенных для уединенного общения и проведения времени.
Материал и методы исследования
В данной статье проанализированы популярные бульвары города Иркутска как места взаимодействия социальных мотиваций, аспектов и пространственных структур.
Выдвинута гипотеза о том, что геометрические и планировочные характеристики архитектурного пространства (в нашем случае бульвара) влияют на поведение человека. В этой связи авторами были исследованы три бульвара с разными планировочными конфигурациями, каждый из которых содержит разное количество элементов, объектов притяжения и т.д., по-разному влияющих на поведение человека.
Объектами исследования
стали:
1. Бульвар Гагарина;
2. Бульвар Постышева;
3. Улица Терешковой.
Взаимосвязь геометрии бульваров и пространственного поведения людей анализировалась с использованием космических снимков из программы GoogleMapsи режима просмотра улиц, который позволяет увидеть места притяжения и скоп-
ления людей, а также при помощи программы Strava, предоставляющей информацию о популярных пешеходных маршрутах по бульварам.
В графическом редакторе CorelDrawX5 на космических снимках из программ GoogleMaps и Strava путем наложения и применения опции «прозрачность» удалось определить нижние слои изображения. На основании полученных данных в графических схемах установили компактность темных точек, которые обозначают людей.
Сделавшие остановку люди отмечены круглыми точками, а движущиеся - овальными, вытянутыми фигурами.
В результате были выявлены места и пешеходные маршруты, имеющие наибольшую привлекательность для населения. Данные программы и проведенный анализ позволяют максимально точно определить пространственное направление людей в городской структуре.
Для оценки архитектурных принципов привлекательности
бульваров приняты следующие геометрические показатели и количественные характеристики (сокращения даны в целях их дальнейшего использования в таблицах):
Бпрям/кольц - прямолинейные и кольцевые бульвары.
Бпрог/транз - прогулочные и транзитные бульвары.
Бприбреж - прибрежные бульвары.
Lосu бул - длина оси бульвара.
Кол-вопересек улиц - количество пересекающих улиц.
Кол-воокр.об-тов - количество окружающих бульвар объектов.
Кол-воост.общтр - количество остановок общественного транспорта.
Кол-во Р^ - количество пар-ковочных мест.
Результаты исследования и их обсуждение
Бульвар Гагарина расположен в Правобережном округе, в центре города Иркутска, вдоль берега реки Ангары (рис. 1).
Является как бульваром, так и набережной, а также важной пешеходной и транспортной развязкой. Он начинается от Глазковского моста, который соединяет правый и левый берега реки.
Транспортный и пешеходный потоки берут начало на левом берегу,
а именно на ул. Маяковского, и переходят на правый берег через Ангару, по ул. Чайковского, до сквера им. Кирова. Заканчивается бульвар Гагарина на пересечении ул. Остров Юность и Кожова (спорткомплекс «Весна»).
Данный бульвар имеет пересечение с улицами: Шапошникова, Чкалова, Российской, Свердлова, Горького, Ярослава Гашека, Карла Маркса, Красного Восстания, Кожова и Остров Юность.
Рис.1. Космический снимок бульвара Гагарина Fig. 1. Space image of Gagarin Boulevard
До Октябрьской революции 1917 г. бульвар Гагарина назывался Александровским садом, или Александровским сквером. Затем набережная получила новое название - Вузовская. И, наконец, в апреле 1961 г. бульвар получил современное название в честь первого полета человека в космос.
Значимые места бульвара Гагарина:
1. Бюст Юрию Алексеевичу Гагарину, автор Ю. Кузнецов;
2. Парк, разбитый в том месте, где к бульвару Гагарина выходит улица Карла Маркса (бывшая Большая). В центре парка находится памятник царю Александру III работы российского скульптора Р. Баха [5].
Пьедестал украшают отлитые из бронзы горельефы казачьего атамана Ермака, графа Николая Муравьева-Амурского, Михаила Михайловича Сперанского. На чугунных плитах, украшающих гранит, отлит герб Сибирского царства, а также гербы губерний, входивших в состав Восточной Сибири до революции: Иркутской, Енисейской и Якутской. Памятник восстановлен и открыт 4 октября 2004 г.
Также на бульваре находятся:
1. Резиденция генерал-губернаторов (Белый дом), сейчас библиотека Иркутского государственного университета;
2. Здание музея ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества (сейчас Иркутский областной краеведческий музей);
3. Институт благородных девиц (Институт императора Николая I, сейчас факультет Иркутского государственного университета);
4. Кузнецовская больница;
5. Арбитражный суд Иркутской области;
6. Гостиница «Интурист» (с 2005 г. - «Иркутск»);
7. Памятник «Солдатам правопорядка» [6];
8. Иркутский государственный медицинский университет (приемная ректора, факультеты);
9. Иркутский государственный университет (приемная ректора, Институт математики, экономики и информатики, факультет международного права, исторический факультет).
Основной тип мощения на бульваре Гагарина - это асфальтовое покрытие, в озелененной зоне встречаются песчаные тропинки. Автомобильное движение по бульвару осуществляется в двух направлениях, каждое из которых имеет 2 полосы движения, но есть участок с односторонним движением (от ул. Чкалова до ул. Карла Маркса). Общая длина бульвара Гагарина составляет 1400 м, ширина - 47 м, общая площадь бульвара - 65800 м2. Так как бульвар Гагарина имеет наибольшую, по сравнению с другими, протяженность, мы разделили его на 3 основных участка для более детального и удобного анализа.
Первый участок (выделен красным цветом на рис. 2-4, первый справа) - от ул. Кожова (спорткомплекс «Весна») до пересечения с ул. Карла Макса.
Второй участок (помечен зеленым цветом на рис. 2-4, посередине) -от ул. Карла Макса до ул. Свердлова.
Третий участок (выделен желтым цветом на рис. 2-4, слева) - от ул. Свердлова до ул. Цесовская набережная (бизнес-центр «Троицкий»). Геометрические параметры бульвара Гагарина представлены в табл. 1, пространственное поведение людей - на рис. 2-4.
Бульвар Постышева находится в Правобережном округе, в центре города Иркутска, в спальном районе (ост. Волжская), в 200 м от реки Ангары (рис. 5). В честь 300-летия города в 1961 г. была заложена первая посадка молодых деревьев на бульваре. В 100 метрах от данной улицы находятся автобусная и трамвайная остановки. Бульвар является важной пешеходной и транспортной развязкой.
Таблица 1
Геометрические параметры и количественные характеристики бульвара Гагарина
и его окружения
Table 1
Geometrical parameters and quantitative characteristics of Gagarin Boulevard and _its surroundings_
Основные участки б. Гагарина / The basic stretches b. Gagarin TO <s L- .¡Z W Ù) 0 -2 Œ (Л ю ro s о CL о шт 1 1 с, (Л & го s 3 8 КОЛ-ВОвх/вых / The number of inputs/outputs КОЛ-ВОокр.об-тов / The number of surrounding objects К0Л-В0эл-впритяжения / The number of elements of attraction К0Л-в0пересекулиц / The number of crossing streets КОЛ-вОост.общ.тр / The number of stops of public transport Кол-воР/m / The number of P/m
Первый участок / The first section 5,37 0,79 13 20 8 3 0 4
Второй участок / The second section 3 0,62 7 9 5 5 1 4
Третий участок / The third section 5,1 0,84 15 13 3 5 0 5
Fig. 2. Structure of geometry of Gagarin Boulevard
500M
.....T-
Рис. 3. Основные элементы бульвара Гагарина, его размеры, а также точки доступа на
бульвар
Fig. 3. The main elements of the Gagarin boulevard, its sizes, as well as access points to the
Boulevard
Рис. 4. Распределение основных потоков людей на бульваре: движение, остановки,
группировки
Fig. 4. Distribution of the main streams of people on the boulevard: traffic, stops, groupings
Рис. 5. Космический снимок бульвара Постышева Fig. 5. Space image of Postyshev Boulevard
Местность, занимаемая сейчас Иркутском, начала осваиваться человеком в древнекаменном веке. Здесь с Ангарой сливаются Иркут и когда-то полноводная Ушаковка, а невысокие холмы и широкие долины были местами, очень удобными для рыболовства, охоты и собирательства. Не случайно в этом районе выявлено множество поселений и могильников каменного, бронзового и железного веков, а именно палеолитические поселения возле военного госпиталя и курорта «Ангара», мезолитические
стоянки на Верхоленской горе, в роще «Звездочка» и на бульваре Постышева [7]. На бульваре действует двустороннее автомобильное движение в 2 полосы, пешеходная часть расположена с правой стороны проезжей части и разделена полосой озеленения. Общая длина бульвара -530 м, ширина - 38 м, площадь -20140 м2. Геометрические параметры бульвара Постышева, его основные элементы и пространственное поведение людей представлены в табл. 2 и на рис. 6-8.
Таблица 2
Геометрические параметры и количественные характеристики бульвара Постышева и его окружения
Table2
Geometric parameters and quantitative characteristics of Postyshev Boulevard and
its surroundings
Бпрям/кольц ^сибул,км Кол- Кол- Кол-воэл- Кол- Кол- Кол-
Бпрог/транз / вовх/вых воокроб-тов впритяжения / вопересекулиц воост.общ.тр воР/m /
S-га / Bdi- L Bul axis, / The / The num- / / The num- The
rect/ring km number The num- ber of ele- The num- ber number
Bwalking/transit of ber of ments of ber of of stops of P/m
S-ha Inputs surround- attraction crossing of public
/outputs ing ob- streets transport
jects
2,014 0,53 11 16 2 2 2 2
Рис. 6. Структура геометрии бульвара Постышева Fig. 6. Structure of geometry of Postyshev Boulevard
Рис. 7. Основные элементы и размеры бульвара Постышева, а также точки доступа на
бульвар
Fig. 7. The main elements and sizes of Postyshev Boulevard, as well as access points to the
Boulevard
Рис. 8. Распределение основных потоков людей на бульваре: движение, остановки,
группировки
Fig. 8. Distribution of the main streams of people on the avenue: traffic, stops, groupings
Улица Терешковой расположена в Левобережном округе, в районе ж/д вокзала - Кайской горы (рис. 9). Является в большей степени транзитным бульваром. На улице расположены: кинотеатр «Чайка», Свердловский рынок, торговый центр «Глазково» и школа № 63. Улицу Терешковой пересекают ул. Лермонтова и Гоголя, на пересечении которых находятся: остановка общественного транспорта «Свердловский рынок», трамвайная остановка «Кинотеатр Чайка», расположенная ближе к ж/д вокзалу, и остановка «Чайковского» в
самом конце улицы, ближе к Кайской горе. Движение автомобильного транспорта по улице Терешковой осуществляется в двух направлениях по 4 полосам; разделительной полосой для транспорта является зеленая аллея с пешеходной дорогой; также по обеим сторонам улицы есть тротуары, которые дают пешеходам доступ как к административным зданиям, так и к жилым домам. Геометрические параметры улицы Терешковой, ее основные элементы и пространственное поведение людей представлены в табл. 3 и на рис. 10-12.
Рис. 9. Космический снимок улицы Терешковой Fig. 9. Space image of Tereshkova Street
Таблица 3
Геометрические параметры и количественные характеристики улицы Терешковой
и ее окружения
Table 3
Geometrical parameters and quantitative characteristics of Tereshkova Street and its
surroundings
Бпрог/транз Lосибул, Кол- КоЛ-воокр.об- Кол-воэЛ- Кол- Кол- Кол-
S-га / км / вовх/вых / тов / The впритяжения / вопересекулиц воост.общ.тр 1 воР/m /
Bwalk- Lßul axis, The number of The num- / The num- The num- The
ing/transit km number surrounding ber of ele- ber of ber of stops number
S-ha of in- objects ments of crossing of public of P/m
puts/out attraction streets transport
puts
2,07 0,54 9 11 3 5 3 5
Рис. 10. Структура геометрии улицы Терешковой Fig. 10. Structure of geometry of Tereshkova Street
Рис. 11. Основные элементы и размеры улицы Терешковой, а также точки доступа на нее Fig. 11. The main elements and sizes of Tereshkova Street, as well as access points to it
Рис. 12. Распределение основных потоков людей на улице Терешковой: движение,
остановки, группировки Fig. 12. Distribution of the main streams of people on Tereshkova Street: traffic, stops, groupings
В результате проведенного геометрического анализа бульваров можно сделать вывод, что они различаются по своим интерактивным свойствам (аккумулятивные, транзитные, полутранзитные) и в зависимости от их планировки по геометрическим показателям и количественным характеристикам.
Помимо этого, выявлены закономерности основных пешеходных потоков на бульварах, а также места притяжения людей [8].
Рассмотрим пространственное поведение людей на бульваре в общем как деятельность, побуждаемую мотивациями, предпочтениями, потребностями, в социально-психологическом аспекте.
Архитектурно-социальная привлекательность (успешность) бульвара определяется количественными показателями его геометрии.
Для оценивания нужно учитывать все геометрические параметры, расчет социальной привлекательности бульвара будет представлять собой суммирование следующих показателей (индексов):
1. Lоси бул - длина оси бульвара;
2. SбУл - общая площадь бульвара;
3. Кпересек улиц - количество пересекающих улиц;
4. К окр.об-тов - количество окружающих бульвар объектов;
5. К ост.общтр - количество остановок общественного транспорта;
6. Р/тбул - количество парко-вочных мест.
Отношением общей площади бульвараSбулк длине оси бульвара Lосибул определяется индекс доступа: Sбул/Lоси бул = индекс доступа.
Через отношение количества остановок общественного транспорта, имеющих входы на бульвар,
Кост.общ.тр к длине оси бульвара Lоси бул пространственной ячейки находим индекс остановок: Кост.общ.тр/ Lоси бул = индекс остановок.
Отношение количества элементов притяжения бульвара Кэл. пр. к длине оси бульвара Lоси бул определяет индекс элементов притяжения: Кэл. пр. / Lоси бул = индекс элементов притяжения.
Общее количество парковок бульвара Р/тбул к длине оси бульвара Lоси бул определяет индекс парко-вочных мест:
Р/тбул / Lоси бул = индекс парко-вочных мест.
Через отношение количества пересекаемых улиц Кпересекулиц бульвара к длине оси бульвара LoCU бул находим индекс пересекаемых улиц:
Кпересекулиц / ^си бул = индекс
пересекаемых улиц.
Отношение количества окружающих объектов Кокр. об-тов к длине оси бульвара L0cU бул определяет индекс окружающих объектов:
Кокр. об-тов / ^си бул = индекс
окружающих объектов.
Таким образом, социальная привлекательность бульвара №привл.) = индекс доступа + индекс остановок + индекс элементов притяжения + индекс парковоч-ных мест + индекс пересекаемых улиц + индекс окружающих объектов [9].
По данной формуле были выявлены индексы привлекательности изучаемых бульваров (значения приведены в табл. 4): увеличение индекса привлекательности свидетельствует об относительном росте количества людей, делающих остановку на бульваре, при этом доля пешеходов, транзитом пересекающих бульвар, уменьшается.
Таблица 4
Геометрические и планировочные характеристики бульваров, индекс социальной привлекательности
Table 4
Geometric and planning characteristics of boulevard, index of social attractiveness
Названиебульвара / The name of the Boulevard S-га / S-ha 1 1 Ê « Ю fö S 13 о m JM КОЛ-вОвх/вых / The number of inputs/outputs КОЛ-вОокр.об-тов / The number of surrounding objects Кол-воэл-впритяжения / The number of elements of attraction Кол-вопересекулиц / The number of crossing streets Кол-во0ст.общ.тр / The number of stops of nnhlin trancnnrt Кол-воР/m / The number of P/m Индекс привлекательности/ The attractiveness index
Бульвар Гагарина / Gagarin Boulevard Первый участок / The first section 5,37 0,79 13 20 8 3 0 5 68,8
Второй участок / The second section 3 0,62 7 9 5 5 1 5 61,76
Третий участок / The third section 5,1 0,84 15 13 3 5 0 6 56,12
Бульвар Постышева/ Boulevard Postysheva 2,014 0,53 7 12 2 0 1 2 48,94
Ул. Терешковой / St. Tereshkova 2,071 0,54 7 8 3 3 3 4 48
Вывод
На основе сопоставления космических снимков бульваров города Иркутска выявлены места притяжения людей, а также закономерности распределения пешеходных потоков по ним. В результате анализа были определены основные показатели, представляющие геометрические характеристики бульваров и их составных пространственных элементов. По сумме геометрических показателей
рассчитан индекс социальной привлекательности каждого бульвара, тем самым выявлена зависимость привлекательности бульвара от его планировочных свойств. Предложенная формула расчета индекса привлекательности бульвара позволит формировать социальную успешность бульвара при проектировании новых бульваров, системы бульваров или реконструкции старых [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гейл Я. Жизнь среди зданий: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 28с.
2. NACTO. Руководство по проектированию городских улиц: пер. с англ. М.: Экспертный центр Proboc.net, 2012. 11 с.
3. Manual for Streets. Heron Quay, London: Thomas Telford Publishing, 2007, 144 p.
4. Adopted by City Council. Street development standards roadway standards and master thoroughfare plan. March 10, 2009.
5. Кулаков А.И., Шишканов В.С., Шиш-канова М.А. Инвентаризация объектов исторической среды города Иркутска для организации туризма // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 4 (19). С. 168-176.
6. Бульвар Гагарина в Иркутске [Электронный ресурс]. URL: http://irkipedia.ru/node/2985/talk (14.11.2017).
7. Археологические памятники Иркутска [Электронный ресурс]. URL:
http://irkipedia.ru/content/arheologicheskie_pam yatnikijrkutska (14.11.2017).
8. Джейкобе Д. Смерть и жизнь больших американских городов: пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 353 с. (Библиотека свободы).
9. Большаков А.Г., Ануфриев А.А. Пространственное поведение как основа организации структуры архитектурного про-
странства на примере городских площадей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 7 (102). С. 127-147.
10. Кламер М., Глебова Н.М. Общественные парадные пространства венского Ринга - из истории в современность // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 228-243.
REFERENCES
1. Geil Ya. Zhizn' sredi zdanii [Life among buildings]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 28 p. (In Russian).
2. NACTO. Rukovodstvo po proektiro-vaniyu gorodskikh ulits [NACTO. Guide to the design of city streets:]. Moscow, Ekspertnyi tsentr Proboc.net Publ., 2012. 11 p. (In Russian).
3. Manual for Streets. Heron Quay, London: Thomas Telford Publishing, 2007. 144 p.
4. Adopted by City Council. Street development standards roadway standards and master thoroughfare plan. March 10, 2009.
5. Kulakov A.I., Shishkanov V.S., Shish-kanova M.A. Inventarizacija obtektov is-toricheskoj sredy goroda Irkutska dlja organizacii turizma [Stock control of the objects of Irkutsk historical environment for tourist organization]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedviz-himost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate]. 2016, no. 4 (19), pp. 168-176. (In Russian) DOI: 10.21285/22272917-2016-4-168-176
6. Bul'var Gagarina v Irkutske [Gagarin Boulevard in Irkutsk]. Available at: http://irkipedia.ru/node/2985/talk (accessed on 14.11.2017).
7. Arkheologicheskie pamyatniki Irkutska [Archaeological monuments of Irkutsk]. Available at:
http://irkipedia.ru/content/arheologicheskie_pam yatniki_irkutska (accessed on 14.11.2017).
8. Dzheikobs D. Smert' I zhizn' bol'shikh amerikanskikh gorodov [Death and life of large American cities]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2011, 353 p.
9. Bol'shakov A.G., Anufriev A.A. Pros-transtvennoe povedenie kak osnova organizacii struktury arhitekturnogo prostranstva na primere gorodskih ploshhadej [Spatial behavior as a basis of architectural space structure organization for the case of urban squares]. Vestnik Irkut-skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2015, no. 7 (102), pp. 127-147 (In Russian).
10. Klamer M., Glebova N.M. Obshhest-vennye paradnye prostranstva venskogo Ringa - iz istorii v sovremennost' [Public parades of a Space Ring - from histrory to modern]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate]. 2016, no. 2 (17), pp. 228-243. (In Russian). DOI: 10.21285/22272917-2016-2-228-243
Критерии авторства
Нямдорж Нарантуяа, Смолин Е.Е., Большаков А.Г. имеют равные авторские права. Большаков А.Г. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Narantuya N., Smolin E.E., Bolshakov A.G. have equal author's rights. Bolshakov A.G. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.