Список использованных источников
1. Бузоверов М., Павлов Д. Шушенский бор // Красноярский рабочий. — 1969. — №302. — С. 3.
2. Встает многоэтажная Шушь // Красноярский рабочий. — 1968. — №94. — С. 4.
3. Груш Д. В Юдинской библиотеке // Красноярский рабочий. — 1969. — №69. — С. 4.
4. Дубровин Н. Молодость старинного города // Красноярский рабочий. — 1969. — №300. — С. 4.
5. Здесь Ленин жил, работал и мечтал // Красноярский рабочий. — 1970. — №86. — С. 3.
6. Иванов В. Шушенское: пора новоселий // Красноярский рабочий. — 1968. — №189. — С. 1.
7. Иванов М., Миронов М. Ленинским маршрутом по Енисею // Красноярский рабочий. — 1967. — №141. — С. 2.
8. Лисовский К. Город строится — утренний, новый // Красноярский рабочий. — 1968. — №264. — С. 2.
9. Новая старина // Красноярский рабочий. — 1969. — №151. — С. 2.
10. Панченко А. В.И. Ленин в Минусинске // Красноярский рабочий. — 1960. — №88. — С. 2.
11. Шадрин А. Шушенское: воссоздается история // Красноярский рабочий. — 1969. — №130. — С. 2.
12. Шадрин А. Здесь будет музей // Красноярский рабочий. — 1969. — №302. — С. 4.
13. Шадрин А. Знакомство с музеем-заповедником // Красноярский рабочий. — 1970. — №3. — С. 4.
14. Шадрин А. Дом Ванеевых реставрирован // Красноярский рабочий. — 1970. — №63. — С. 4.
15. Шадрин А. Памятник Ванееву в Ермаковском // Красноярский рабочий. — 1970. — №225. — С. 4.
УДК 72.007
ББК 85.113
Л.В. Козлова, г. Иркутск Научный руководитель: В.В. Козлов
Историческое развитие общественных пространств в структуре крупного города Сибири (на примере г. Иркутска)
Аннотация
Эволюция городов Сибири свидетельствует о том, что общественным пространством прежде всего считается место в городе, улица или площадь, где сосредоточена общественная жизнь его населения. Несмотря на то что характер использования таких мест часто менялся с течением истории, общественное пространство всегда являлось местом встреч, торговли и движения. Ревалоризация общественных пространств сегодня необходима для устойчивого и здорового развития сибирских городов.
Ключевые слова: общественное пространство, история Иркутска, этапы развития города.
Характер использования общественных пространств в городах Сибири меняется с течением истории, но неизменными функциями таких пространств всегда оставались торговля, общение и движение. В прошлом, когда люди в основном передвигались пешком, соблюдался хороший баланс между этими тремя основными функциями. У пешеходов была возможность дойти, куда им нужно, встречаться, торговать, общаться и наблюдать достопримечательности, и все это за одно путешествие по городу [1]. Концентрация общественной жизни в определенных местах города способствовала развитию связей между ними. Сеть общественных пространств складывалась в линейно-узловую структуру, определяющую идентичность города.
В эволюции общественных пространств сибирского города Иркутска можно выделить 4 основных этапа (рис. 1):
1) середина XVII — первая четверть XVIII в., компактное развитие общественных пространств и зарождение планировочных особенностей города;
2) первая четверть XVIII в. — 1870-е гг., рассредоточенное развитие структуры общественных пространств, превращение города в ведущий центр транзитной торговли в Сибири. В городе формируются множество торговых рынков, рядов, лавок;
3) 1870-е гг. — первая четверть ХХ в., кристаллизация общественных пространств по основным осям, влияние строительства железной дороги на процессы градообразования, расцвет ремесленных предместий;
4) первая четверть ХХ — начало XXI в., децентрализация общественных центров, рост мобильности в городе.
Рассмотрим выделенные этапы подробнее.
Первый этап (XVII — первая четверть XVIII в.) характеризуется компактностью плана города. На протяжении столетия с момента основания и до первой четверти XVIII в. город Иркутск представлял собой крепость с посадом. На этапе освоения территории и создания границ о городском пространстве как таковом не задумывались, оно складывалось стихийно, основываясь на природных особенностях ландшафта и функциональной необходимости. Ранний Иркутск застраивался только из соображений целесообразности, определяемой домовладельцами. Дворы располагались на удобных участках, улиц первоначально не было вовсе, постройки подходили к проездам случайными поворотами и лишь при последующих переделках разворачивались лицевыми фасадами.
Сеть улиц исторического центра является памятником градостроительного искусства. Ячейки-кварталы, из которых складывается планировка центра, отличаются большим разнообразием. Разные как по размеру, так и по своим неправильным формам, они складываются в идентичную упорядоченную сеть. Сочетание разнообразия и порядка и есть признак качества данной градостроительной композиции.
Пространство наивысшей общественной активности было сосредоточено на берегу реки Ангары неподалеку от крепости, где располагались торг, гражданская площадь и пристань. Первая площадь города — место встреч и торговли — не имела четких границ и формировалась определенным набором общественных построек: собор, гостиный двор, торговые ряды. Примечательно, что в последующие исторические периоды активные торговые пространства смещались внутрь городской застройки без выхода к реке.
Второй этап (вторая четверть XVIII — конец XIX в.) характерен рассредоточением общественных пространств в городе и связан с формированием различных торговых мест. Иркутск в это время развивался как ведущий купеческий центр Сибири, 80% населения которого относится к купеческому сословию [3]. Развитие торговли в Иркутске поддерживало значение рыночных площадей. Пожар 1775 г., уничтоживший центральную часть города, повлек за собой необходимость перепланировки этой территории. В результате центр города занял место между Спасской и Тихвинской церквями. Так началось развитие ансамбля главной площади города. Композиционной основой нового общественно-торгового центра стало здание гостиного двора, построенное с некоторыми изменениями по проекту Джакомо Кваренги. Монументальный объем гостиного двора, занявшего господствующее место на площади, привлекал население и формировал общественно-торговый центр. Периметр площади постепенно застраивался общественными и казенными постройками, лавками и биржевыми корпусами.
Наряду с этим в XIX в. в кварталах посадской застройки образовывались разнообразные локальные торговые пространства: хлебные, рыбные, мясные, мелочные торговые ряды и др. Между центральным гостиным двором и группой локальных площадей складывается сеть пешеходных путей. В особо многолюдные базарные дни, когда площадь не вмещала всех прибывших, прочие крестьянские ряды и импровизированные прилавки протягивались вдоль улиц, которые служили продолжением мелочного рынка. Город был образцом взаимосвязанных коротких путей.
Силуэт и положение городского центра определяли церкви, которые занимали несколько обособленные в плане, но ключевые в пространственном отношении участки. Город воплощал православное царствование, где светская жизнь была неотделима от церковной.
Третийэтап(1870-е гг. — первая четверть ХХ в.) отличается концентрацией усилий по развитию
и благоустройству определенных общественных пространств. Площади, являвшиеся ранее средоточием основных административных, общественных и торговых зданий и потому всей торгово-де-ловой активности, утрачивают такой универсальный характер и приобретают более узкое функциональное значение (соборные, вокзальные, театральные и др.). В конце XIX в. создаются публичные сады и парки на набережных (Александровский сквер, «Сукачевский» сквер, Интендантский сад).
Очередной крупный пожар, случившийся в 1879 г., уничтожил главный гостиный двор, поэтому центр городской торговли переместился на Арсенальную площадь (единственную уцелевшую торговую площадь). Там образовался специальный торговый квартал, а центральная площадь была очищена от рядов, палаток и лавок и превратилась в «парадный сквер» города, где проводились торжественные церемонии, шествия, военные парады, народные гулянья в дни праздников. Специализация рынков и выделение особой площади для народных собраний является характерной особенностью развития крупных торговых городов этого периода.
В 1894 г. завершилось строительство кафедрального Казанского собора, ставшего доминантой в ансамбле главной городской площади. Усилилась значимость этого культового центра Иркутска в границах исторического ядра города. Гигантский массив кафедрального собора, раскрываясь к свободным пространствам реки и площади, в полной мере проявлял свое художественное значение.
С конца XIX в. деловая, коммерческая и общественная жизнь концентрируется также на центральной Большой улице, которая относительно быстро застраивается магазинами, деловыми учреждениями, общественными зданиями, доходными домами и другими крупными объектами. Центральные улицы города получают наибольшую плотность застройки, как главные планировочные оси. На них строятся первые здания, совмещающие разные функции, крупные здания банков, торговых контор, гостиниц, доходных домов, магазинов, пассажей, кинотеатров, а также особняки владельцев фирм и золотопромышленников. Следует отметить кристаллизацию пешеходной сети города с преимуществом благоустройства центральных улиц.
Четвертый этап (первая четверть ХХ — начало XXI в.) характерен территориальным ростом города, рассредоточением его планировочной структуры и невосполнимыми потерями культурного наследия. С приходом советской власти исторически-сложившийся культовый силуэт города уничтожается. На месте снесенных святынь в быт улиц врастали символы новой власти. Главной потерей стало уничтожение в 1932 г. Казанского собора. В 1938 г. на территории бывшего собора началось строительство Дома Советов, в тяжеловесном сером здании которого воплотилась вся угрюмость сталинских времен.
Массовое по своим масштабам «десантирование» промышленности в крупные города Сибири, а затем стремление с их помощью осваивать новые ресурсы и территории осложнило существование и развитие общественных пространств. Так, с размещением промышленности вдоль береговой полосы рек Ангары и Ушаковки в Иркутске, были уничтожены возникшие в XIX в. зеленые сады, а центр города в значительной части был отрезан от Ангары на протяжении большей части Нижней набережной (ТЭЦ, чаеразвесочная фабрика, завод им. Куйбышева).
В 1960-е гг. Иркутск принимает решение о создании центральной зоны отдыха — набережная Ангары, бульвар им. Ю. Гагарина, парк на острове Юность. На месте заболоченных островов, отделенных от городской набережной широкой протокой, прежде пасли домашний скот и лошадей. Летом 1964 г. начинаются работы по строительству набережной Ангары и пешеходного моста для связи острова с бульваром. В благоустройстве и озеленении парка принимают участие горожане и коллективы предприятий, что является примером активного вовлечения населения в создание общественных пространств.
Примером развития новых зон активности вне исторического центра или на его периферии в 1960-1970-х гг. являлся проект общественно-культурного центра города на Иерусалимской горе. Архитектором В. Воронежским была предпринята попытка создать градостроительный ансамбль, сформировав комплекс важнейших общественных зданий (музыкальный театр, библиотеку, дворец гражданских обрядов, центр научно-технической информации) вокруг открытой площади, присоединив к ней действующую парковую зону и тактично подойдя к памятнику архитектуры XVIII в. — Кресто-воздвиженской церкви. Проект также предполагал развитие ансамбля в сторону реки с организованным ландшафтом и озеленением. К сожалению, планам не суждено было до конца осуществиться.
Продолжением идеи Воронежского стала современная прогулочная зона в соседнем 130-м квартале, первоначальная идея которой состояла в воссоздании среды исторического города. Реализация проекта была приурочена к 350-летию города и осуществлялась за счет привлечения инвестиционных ресурсов при опоре на господдержку в расселении ветхого и аварийного жилья. В ходе реализации проекта произошла коммерческая переориентация главного узла квартала (проектом предполагалось создание открытого амфитеатра, но его заменил торговый центр), что повлекло за собой доминирование торгово-развлекательных функций и придало первоначальной идее проекта китчевый характер. Но отрицательные моменты проекта компенсировались уютной пешеходной зоной, которая пользуется большой популярностью у горожан. Этот квартал является примером государственно-частного партнерства, которое может послужить отличным подспорьем в развитии городских общественных пространств.
Три основные функциональные составляющие общественного пространства — торговля, общение и движение — претерпевают значительные изменения в конце ХХ — начале XXI в. Современное развитие автомобильного транспорта, захватывающего огромные площади городского пространства, существенно сказывается на качестве общественных пространств города. Интенсивное автомобильное движение не может мирно сосуществовать с общественным пространством для торговли и общения. Основные виды использования общественного пространства, находящиеся в течение столетий в балансе, сегодня в открытом конфликте.
Город как пространство торговли также претерпел значительные изменения в ХХ — начале XXI в. Торговля из открытых палаток постепенно перемещается в маленькие магазины вдоль улиц и площадей, затем в супермаркеты и, наконец, в гигантские торговые центры в отдалении от центра города. В течение этого процесса место торговли и сопутствующая ему «общественная жизнь» стали строго контролируемы; торговля из общественной области переместилась в частную сферу.
ХХ и особенно начало XXI в. также решительно изменили условия использования города в качестве места встреч и обмена информацией. Стремительное и интенсивное развитие печатных и электронных СМИ сделало возможным обеспечивать людей непрерывным потоком информации как о местном сообществе, так и о мире в целом. Возникает бесконечный на вид поток возможностей для опосредованного общения: сначала телеграф, затем стационарный телефон, следом мобильный телефон, интернет и электронная почта. Однако при этом жизнеспособность общественных пространств остается ценной составляющей во множестве интересов и потребностей современного общества и зависит от возможности интеграции трех основных функций общественных пространств.
В истории развития общественных пространств Иркутска осуществлялись подходы, отвечающие и современным мировым тенденциям: сотрудничество государства, общества и инвесторов; создание ансамбля в масштабе площади и улицы; планирование непрерывной связанной сети городских пространств; многофункциональность и полицентричность. Применение этих не чуждых городу подходов сегодня поможет значительно гармонизировать городское пространство и может стать инструментарием стратегии развития общественных пространств города.
На основании выявленных этапов развития можно увидеть пульсирующий характер городского развития Иркутска (рис. 2). Изначально компактный город постепенно рассредоточивается, осваивая свои владения, затем складывается в упорядоченную структуру с узлами и связями и вновь пытается освоить новые границы. Исходя из этого, следующим этапом в развитии Иркутска должно стать укрепление структуры и коммуникационной сети, которая обеспечит успешное развитие общественных пространств как в историческом центре, так и за его пределами. Исторический анализ позволил определить наиболее устойчивые фрагменты городской активности, привлекательные места города, на основе которых формируется культурно-историческая идентичность города в эволюции общественных пространств.
Рис. 1. Схема развития планировочной структуры города Иркутска с выделением активных
общественных центров
Рис. 2. Характер эволюции общественных пространств
Список использованных источников
1. Gehl Jan, Gemz0e Lars. New city spaces — Copengagen: Danish Architectural Press, 2006. — 263 p.
2. Иркутск: события, люди, памятники: сб. статей по материалам журнала «Земля Иркутская» / сост. А.Н. Гаращенко. — Иркутск: Оттиск, 2006. — 528 с.
3. Шахеров В.П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах. — Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. — 176 с.
4. Ашихмин А.В. Культурный центр Иркутска: реалистичная утопия // Проект Байкал. — 2005. — №5. — С. 4-6.
УДК 721.011.12 ББК 85.113
Г.П. Лашук, г. Красноярск
О потере архитектурных свидетельств в преобразовании
сибирского города
Аннотация
В статье рассмотрены составляющие исторического наследия города Красноярска, связанные с появлением современного типа общества и господствующим распространением новых приоритетов и ценностей в градостроительстве и архитектуре. Раскрываются особенности памятников истории и культуры города и изменение исторического облика Красноярска за последнее десятилетия. Актуализация новых подходов в сохранении градостроительного наследия 1950-1960-х гг.