УДК 711, 712
МУЗЕЙНЫЙ КВАРТАЛ В ВЕНЕ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И НОВАЯ
АРХИТЕКТУРА
© А.А. Ляпин, Н.М. Глебова
Дается описание одного из крупнейших музейных проектов в мире - создания Музейного квартала в Вене. Приводится история возникновения, строительства и формирования исторического комплекса королевских конюшен - градостроительной основы для создания нового музейного комплекса мирового значения. Определяются принципы организации Музейного квартала. Выявлены особенности, роль и стилистика новых зданий в системе комплекса. Выдвинуты предположения по поводу перспективы развития тенденции к укрупнению музейных комплексов в центральной части города Иркутска.
Ключевые слова: градостроительная реконструкция кварталов; музеефикация исторических комплексов; архитектура музейных зданий; экспозиционные площади; музейные зоны в городах.
MUSEUM SQUARE IN VIENNA: PRINCIPLES OF ORGANIATION AND NEW
ARCHITECTURE
© A.A. Liapin, N.M. Glebova
In this article we give the definition of one of the largest museum projects in the world -design of "Museum square" in Vienna. We present the story of appearance, building and creation of a historic complex of queen stables - which present the town-planning basis to create a new museum complex of universal importance. We define the principles of organization of "Museum square". We found out the peculiarities, the role and style of new buildings in the system of a complex. We have put forward the suggestions connected with the perspectives of a tendency development to enlarge museum complexes in the central part of Irkutsk city.
Key words: town planning reconstruction of squares; museumification of historic complexes; architecture of museum buildings; expositional squares; museum areas in the cities.
Градостроительная тенденция к созданию специальных музейных зон в городах, сложившаяся в Германии (Музейный остров в Берлине, Музейная набережная во Франк-фурте-на-Майне, Площадь двух музеев в Бонне) в первый год XXI века, была продолжена в австрийской столице.
В 2001 году для публики в центре Вены был открыт Музейный квартал - один из крупнейших культурных проектов Европы последних нескольких лет.
Созданный в соответствии с новейшими принципами и требованиями к организации музейного пространства, Музейный квартал объединил 6 крупных музеев и более 40 других культурных учреждений (рис. 1, 2), стал местом концентрации постоянных экспозиций, выставок, фестивалей, перфомансов, инсталляций и других составляющих современных понятий «музей» и «выставочное пространство» [7].
Рис. 1. Книжный магазин в Музейном квартале. Вена 2015 г., ноябрь.
Фото Михаэля Кламера
Рис. 2. Кафе в Музейном квартале. Вена 2015 г., ноябрь. Фото Михаэля Кламера
Существует несколько особенностей, выделяющих эту музейную инициативу в австрийской столице среди других музейных проектов Европы:
1. Крупный масштаб. Новый комплекс музеев создан на основе реконструкции огромного исторического архитектурного комплекса королевских конюшен XVIII века [1].
2. Гибкость решений. Взаимосвязанность архитектурного и организационного аспектов - реконструкция исторических помещений и строительство новых музейных зданий проводились на основе реорганизации самих музеев и формирования новых культурных институтов.
3. Комплексность. Объединение задач культурного и экономического развития всего района, прилегающего к музейному кварталу в центре Вены. Была проведена не только градостроительная реконструкция комплекса королевских конюшен, но также всех улиц, прилегающих к музейному кварталу. С целью создания большой управляемости всего прилегающего района была создана специальная управляющая компания и внесены изменения в транспортную схему прилегающего района, а остановка метро названа в честь Музейного квартала (MQ) (рис. 3) [4].
4. Устремленность в будущее. Формирование культурно-созидающей, продуктивной творческой деятельности в прилегающем к Музейному кварталу районе, за счет льготного налогообложения и низкой арендной платы для творческих объединений, мастерских и художников, с целью создания нового центра культурно-экономической, постиндустриальной и информационной деятельности европейского уровня (рис. 1).
Рис. 3. Станция метро, названная в честь Музейного квартала. Вена. Музейный квартал. 2015 г., ноябрь. Фото Михаэля Кламера
История возникновения квартала
Начало строительства архитектурного комплекса королевских конюшен относится к 1713 году, когда Карл VI поручил первому зодчему государства Иоганну Бернхарду
Фишеру фон Эрлаху спроектировать конюшни для императорских лошадей. Здесь должно было разместиться 600 лошадей и 200 карет (рис. 4) [5] (информацию предоставил профессор Технического университета Вены Михаэль Кламер), [6, 7]. Десять лет своей жизни архитектор посвятил строительству этих конюшен, но ему так и не суждено было увидеть свое детище законченным.
Рис. 4. Первоначальный генеральный план императорских конюшен (Ыеа1р1ап). Около 1720 г., Вена. Автор - Стич фон Корвина нах Саломон Клейнер
В 1723 году Иоганн Бернхард скончался, главный же фасад здания через два года завершил его сын - Иоганн Эммануил. В полном же объеме грандиозный архитектурный проект не был реализован [2]. Конюшни представляли собой комплекс зданий, расположенных в плане по периметру вытянутой пятиугольной фигуры площадью 90000 м2, и включали в себя помещения: стойла для лошадей, комнаты и залы для обслуживающего персонала, пространства для карет. Кроме этого, здесь были предусмотрены купальня для лошадей и амфитеатр с каруселью. В середине квартала была площадь, предназначенная для выступления и тренировки императорской армии. Летописи тех лет гласят, что это были самые великолепные конюшни Европы [5]. Во время наполеоновских войн произошли значительные разрушения: атакующие французы имели в придворных конюшнях командный пункт, который не раз был обстрелян из города. В результате в 1829 году сформировался план обновления и дальнейшего расширения придворных конюшен. Но во время революции 1848 года снова произошли разрушения и последующие перестройки всего комплекса, а с 1850 года здесь же началось строительство большого Зимнего манежа в стиле барокко, который впоследствии превратился в Музей искусств Вены.
Алексей Валентинович Лебедев, доктор искусствоведения, заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Министерства культуры РФ в своей статье о венском Музейном квартале пишет: «Следующую страничку истории квартала открывает 1918 год: Австро-венгерская монархия пала, и большинство зданий знаменитых императорских конюшен распродали с аукциона. Что в них только не размещалось! Правда, недолго - с 1921 года комплекс приспособили для проведения торговых выставок, салонов и ярмарок. Квартал стали называть Messepalast - что-то вроде отечественного ВВЦ или «Экспо» на Красной Пресне. Естественно, лошадиные стойла пришлось основательно перестроить, превратив в павильоны» [1].
Следует упомянуть, что в 1857 году, в связи со знаменитым декретом императора Франца Иосифа I «Это моя воля», средневековая крепостная стена вокруг города была
разрушена и пригороды Вены были присоединены к старому городу, а на месте этой границы (разрушенной стены и рва) был создан бульвар Рингштрассе (нем. Ringstraße - букв. «Кольцевая улица») [6]. Эта граница в градостроительстве называется гласис (незастраи-ваемое пространство перед крепостью города в средние века). В процессе развития города из крепости гласис превращается обычно в сады и площади. Бульвар Рингштрассе и здания вдоль него задумывались как показатель величия Габсбургов и Австрийской империи. Все они очень величественны и богато декорированы. Одними из таких зданий, как раз напротив императорских конюшен, были Музей естествознания и Музей искусств (воздвигнуты и открыты в 1880-х годах). Вполне возможно, что музейно-выставочная атмосфера распространилась и на ближайшую территорию, в результате чего с 1921 года комплекс зданий конюшен, расположенных в непосредственной близости от музеев, стали приспосабливать для проведения выставок и ярмарок. Реконструкция и достройка комплекса велась вплоть до 1960-х гг.: лошадиные стойла переделывались в торгово-выставочные павильоны и сдавались в аренду [5].
Формирование культурно-выставочного пространства
Начальный этап разработки проекта. Именно как культурно-выставочное пространство бывшие императорские конюшни впервые были использованы только в 1985 г. Здесь прошел Венский фестиваль. Произошло это не случайно. Этому предшествовали многолетние обсуждения общественности и выбор места для организации Музейного квартала. Близость величайших музеев Вены, огромные выставочные площади, сконцентрированные вокруг открытого пространства, способствовали реализации идеи преобразования бывших королевских конюшен в Квартал музеев. Тем не менее, споры продолжались десятилетие, т.к. в качестве альтернативы этот комплекс предлагалось приспособить под гостиницы или торговый центр.
Архитектурный конкурс. Искусствовед Алексей Лебедев в своей статье говорит: «...в споре между культурой и бизнесом культура одержала верх». Был объявлен тендер архитектурных проектов, который проходил в два этапа при участии 88 фирм. Наконец, в 1990-м году назвали победителя. Им стала венская фирма «Ортнер и Ортнер» (Лауридс и Манфреда Ортнеров) [8].
Однако, несмотря на то, что итоги конкурса были подведены, жаркие споры в архитектурных и общественных кругах возобновились. Дело в том, что в проекте Ортнеров фигурировала 70-метровая Башня чтения, которую компания «Ортнер и Ортнер» планировала возвести в центре квартала. Фирма исходила из идеи, что создает абсолютно новую культурную среду, у которой должен быть свой архитектурный символ, и не какой-нибудь, а самый современный. Общественность была против нарушения этажности застройки и облика исторического центра города. Консерваторы победили - башня не была построена. В 1993 г. в акции протеста против проекта участвовало более 140 известных историков искусства и архитекторов со всего мира, в том числе и автор пирамиды Лувра Бэй Юймин и сэр Эрнст Гомбрих. В октябре 1994 года бургомистр Вены Гельмут Цильк своим решением отказался от строительства Башни-читальни. Уже «похороненный» проект был пересмотрен в сторону уменьшения размеров новых музейных зданий. Предусматривавшиеся стеклянные фасады были заменены на натуральный камень. Строительство началось в апреле 1998 г. и завершилось в 2001 г. (рис. 5). Впрочем, как считает искусствовед Лебедев, компания «Ортнер и Ортнер» осталась при своем мнении. В фирме продолжают надеяться, что небоскреб (кстати, очень красивый и динамичный) еще будет возведен. Его макет воспроизведен в архитектурном каталоге MQ, подготовленном компанией, а вместо конкретного срока сдачи стоит «200?».
Кроме этого, на сайте фирмы «Ортнер и Ортнер» говорится о строительстве стеклянных павильонов на кубе Музея Леопольда. Этакий новый знак Музейного квартала на крыше предлагает для посетителей несравненный вид на Императорский форум и Внутренний город.
Мучсй современного искусства Mliток
площадь комплекса
Бывшие императорские конюшни по периметру квартала
Рис. 5. Музейный квартал в Вене. Общий вид сверху. Современная ситуация, 2015 г.
Начать строительство планируется в 2015 г., завершить - осенью 2016 года (рис. 6).
Рис. 6. Проект «Ортнер и Ортнер» стеклянного павильона на кубе Музея Леопольда. 2015 г. [8]
Принципы организации
Определяющим мотивом музейного квартала стал принцип «снаружи, как и внутри». Так заявлено администраторами и идейными вдохновителями этого комплекса [7]. Посетители же могут наблюдать протяженные фасады исторических зданий XVIII и XIX веков в стиле барокко длиной в 400 метров в сочетании с минимализмом современных музеев, которые образуют уникальный архитектурный ансамбль. Внимательно осмотрев детали комплекса и ощутив пространство внутри его, можно выделить несколько принципов пространственно-средовой организации Музейного квартала:
1. Контраст нового и старого: историческая и современная архитектура разных стилей находятся в непосредственной близости друг от друга в одном архитектурном ансамбле.
2. Контраст форм сооружений: простые кубические формы новых зданий с хаотичным расположением оконных проемов соседствуют со зданиями упорядоченной ордерной системы в стиле барокко.
3. Контраст поверхностей и плоскостей: гладкие плоскости фасадов с минимумом деталей контрастируют с богатым декором старых фасадов зданий в стиле барокко. Вертикальные поверхности современных зданий перекликаются с горизонтальными поверхностями наземных покрытий, а используемые материалы - обработанный серый камень вулканического происхождения и серая же тротуарная бетонная плитка - обобщают и гармонизируют архитектурную среду всего комплекса.
4. Современные технологии в исторических интерьерах.
5. Единство функционального использования большого количества зданий в одном квартале.
6. Организующая роль свободного центрального общественного пространства, окруженного со всех сторон музейными зданиями, и создание, таким образом, неповторимого уличного интерьера.
7. Выставочное пространство здесь рассматривается не как статичное, но как динамичное, т.е. не только для неподвижной экспозиции, но и для экспозиции некоего действа.
Новые объекты в Музейном квартале
Принципиально новых объектов в Музейном квартале три: Музей Леопольда (рис. 7, 8, 9); новый павильон Музея искусств Вены (рис. 10), пристроенный к старому зданию Манежа, и Музей современного искусства фонда Людвига (рис. 11). Все три новых музейных здания спроектированы архитектурной фирмой «Ортнер и Ортнер». Постройки получили очень хорошие отзывы в архитектурной прессе, как и их проекты, которые были опубликованы ведущими архитектурными издательствами [2, 3, 4].
Рис. 7. Музейный квартал в Вене. Вид на внутреннюю площадь, слева направо: белый куб Музея Леопольда, бывший Манеж, Музей современного искусства Фонда Людвига (в центре) и выставочные галереи в бывших королевских конюшнях ХУШ в. 2015 г., ноябрь. Фото Михаэля Кламера
Новые постройки имеют единый принцип формообразования - крупные современные лаконичные объемы кубических и призматических пропорций, различающиеся по фактуре и материалу стен. Кубическая форма является широко распространенной в со-
временном музейном строительстве. Крупный куб как символ статичности позволяет достигнуть необходимого ощущения монументальности, связанной с неизменными эстетическими ценностями искусства, и достаточно нейтрально взаимодействует с пространственным окружением, оставаясь вполне самостоятельным элементом архитектурной композиции. Размещая новые объекты на главной площади внутри квартала, современные архитекторы поддержали первоначальную композицию исторического комплекса, принятую Иоганном Буркхардом Фишером фон Эрлахом - два новых музея заняли фланги площади, а новый павильон Музея искусств Вены поставлен позади Манежа и почти не участвует в экстерьере главной внутренней площади. Новые музеи имеют несколько этажей и превышают двухэтажные корпуса конюшен, что позволяет организовать на верхних этажах Музея современного искусства великолепную смотровую площадку с захватывающим видом на площадь Марии Терезии и центр Вены. Однако снаружи превышение смотрится очень тактично и не вступает в противоречие с архитектурным ансамблем конюшен. В целом кубические и призматические формы новых зданий оказались очень удачными для Музейного квартала. Благодаря лаконичности форм и современной гладкой отделке стен, они создают контраст с богато декорированными фасадами королевских конюшен XVIII века, а их крупный размер и семантика кубических объемов, нацеленных на свое внутреннее содержание, вносит новый смысл и современное значение в архитектурную композицию всего комплекса.
Белый куб Музея Леопольда
Экспозиция получила свое имя в честь основателя - профессора Рудольфа Леопольда (рис. 8, 9). Здесь разместилась коллекция современного австрийского изобразительного искусства, представлено около 5000 полотен живописи таких мастеров, как Эгон Шиле, Густав Климт, Оскар Кокошка, Фердинанд Вальдмюллер, Фридрих Гауэрман. Коллекция была собрана в течение нескольких десятилетий венским профессором Рудольфом Леопольдом, в честь которого и назван музей. Белый известняк мощения двора создает единое целое с фасадом музея Леопольда. Каменный серый блок как будто вырастает из такой же серой площади и достигает 24 метров над землей, оставляя 13 метров здания еще и под землей. На верхнем этаже очень светлое выставочное пространство благодаря атриуму и световому фонарю почти во всю площадь перекрытия.
Рис. 8. Белый куб музея Леопольда и Музей современного искусства Фонда Людвига на площади Музейного квартала в Вене. 2015 г., ноябрь. Фото Михаэля Кламера
Рис. 9. Белый куб Музея Леопольда и фрагмент здания бывшего манежа королевских конюшен в музейном квартале Вены. 2015 г., ноябрь.
Фото Михаэля Кламера
Новый павильон Музея искусств Вены (KunsthalleWien)
На рис. 10 изображено бывшее барочное здание Манежа, к которому пристроен современный павильон. В экспозиционных залах Кунстхалле проводятся тематические выставки, а в киноконцертных - музыкальные и кинофестивали, оперные концерты. Выставочный зал «Кунстхалле Вена» стоит посетить не только из-за проводимых здесь выставок с множеством впечатляющих произведений искусства. Бывшее здание зимнего крытого манежа, построенного в стиле барокко, дополнено функциональным новым сооружением по проекту архитекторского бюро ОГпег + ОНпег, сочетающим историческую конструкцию с современной архитектурой из красного кирпича, который якобы ассоциируется с цехами для временных выставок современного искусства. Благодаря этому выставочный зал «Кунстхалле Вена» Музейного квартала становится местом, где объединяются искусство и архитектура. Новый «Кунстхалле Вена» имеет только световые прорези на торцах, куда попадает дневной свет: искусственный свет считается более правильным для восприятия искусства.
Музей современного искусства Фонда Людвига (Миток)
Музей, изображенный на рис. 11, представляет собой одну из самых больших галерей современного искусства в центральной Европе: от американского поп-арта и кубизма до экспрессионизма и венского акционизма (радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х).
Рис. 10. Новый павильон музея искусств Вены (слева), пристроенный к старому зданию Манежа, и здания королевских конюшен (справа), Музейный квартал. Вена, 2015 г., ноябрь. Фото Михаэля Кламера
В разительном контрасте с совершенной кубической формой музея Леопольда Миток, облицованный гладким базальтом цвета антрацита, представляет собой каменное тело, еще только начинающее формироваться, с его сферической изогнутой крышей и с закругленными углами стен.
Рис. 11. Музей современного искусства Фонда Людвига (Mumok), Музейный квартал. Вена, 2015 г., июль. Фото Натальи Глебовой
Выводы
Музейный квартал в Вене выражает важнейшую современную градостроительную тенденцию - объединение и концентрацию музейно-выставочной деятельности в отдельной специализированной городской зоне.
Качественное развитие музейной деятельности происходит длительное время - в течение десятилетий. Музейный квартал в Вене является примером того, что с каждым десятилетием музейная функция исторического архитектурного комплекса королевских конюшен становится все более подходящей и востребованной для развития всего города.
Принятые принципы реконструкции комплекса королевских конюшен позволяют сохранить и передать исторический облик архитектурного памятника, при этом здания новых музеев на территории музейного квартала имеют самостоятельную стилистику и ярко выраженный собственный архитектурный образ.
В случае с реновацией Музейного квартала реорганизация и реконструкция музейных и культурных учреждений происходит одновременно с разработкой экономической программы для всего прилегающего района, подготовкой бизнес-планов для частных художественных галерей, учебных центров, театров, танцевальных студий, кафе, ресторанов, книжных магазинов.
Существует перспектива развития данной тенденции и в центральной части города Иркутска - объединение исторических зданий одного квартала (улицы) и приспособление их под музейную функцию. Этот процесс реновации получил новый термин - музеефика-ция архитектурных памятников, сущность которого состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры, а также природных объектов музейного показа.
Статья поступила 15.01.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лебедев А. Киберпространство вместо конюшен // Вокруг света. 2003. № 1. С. 64-73.
2. The Phaidon Atlas of contemporary world architecture. London : Publishing House "Phaidon", 2003. P. 548.
3. Antonello Marotta. Contemporary museums. Milano : Publishing House "Skira", 2010.
P. 56.
4. Chris van Uffelen. Contemporary museums. Architecture, History, Collections. Koln : Publishing House "Braun", 2011. P. 162-163.
5. Городское развитие. Развитие транспортного и городского строительства. Планирование и проекты. Генеральный план Гласиса. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wien.gv.at/ (19.11.2015).
6. Буклет-программа с выставки Wien. Die Perle des Reiches. Архитектурный центр Музейного квартала. Вена: Archiv Künstlerhaus, 2015.
7. Museums Quartier Wien [Электронный ресурс]. URL: http://www.mqw.at/ (10.12.2015).
8. Сайт компании Ortner & Ortner. URL: http://www.ortner-ortner.de/ (10.12.2015).
REFERENCES
1. Lebedev A. Kiberprostranstvo vmesto koniushen [Cyberspace instead of stables]. Vok-rug sveta - Around the world, 2003, no. 1, pp. 64-73.
2. The Phaidon Atlas of contemporary world architecture. London, Publishing House "Phaidon", 2003. P. 548.
3. Antonello Marotta. Contemporary museums. Milano, Publishing House "Skira", 2010.
P. 56.
4. Chris van Uffelen. Contemporary museums. Architecture, History, Collections. Koln, Publishing House "Braun", 2011, pp. 162-163.
5. Gorodskoe razvitie. Razvitie transportnogo i gorodskogo stroitel'stva. Planirovanie i proekty. General'nyi plan Glasisa. 2015 g. [Town development. Development of transport and city construction. Planning and projects. Master plan of Glasias. 2015]. Available at: https://www.wien.gv.at/ (accessed 19 November 2015).
6. Buklet-programma s vystavki Wien. Die Perle des Reiches. Arkhitekturnyi tsentr Mu-zeinogo kvartala [Program brochure from exhibition Wien. Die Perle des Reiches. Architecture centre of Museum Quarter]. Vena, Archiv Künstlerhaus, 2015.
7. Museums Quartier Wien. Available at: http://www.mqw.at/ (accessed 10 December
2015).
8. Sait kompanii Ortner & Ortner [Company site Ortner & Ortner]. Available at: http://www.ortner-ortner.de/ (accessed 10 December 2015).
Информация об авторах
Ляпин Андрей Александрович, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Глебова Наталья Моисеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, е-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Liapin A.A., associate professor, Department of Architectural Design, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Glebova N.M., associate professor, Department of Architectural Design, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 061.48 (93)
КАМПУС ВЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПОСТВЫСТАВОЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ 1873 ГОДА, АВСТРИЯ
© С.А. Макотина
Статья посвящена современному развитию и эксплуатации поствыставочных территорий Всемирной универсальной выставки, прошедшей в 1873 году в городе Вене, Австрия. На примере университетского кампуса рассматривается метод формирования внут-риквартального пешеходного пространства с определением ключевых характеристик зданий, составляющих университетский городок. Акцентируется внимание на интересных объектах без барьерной городской среды. Излагаются принципы и опыт формирования гуманного общественного пространства с сохранением и реновацией исторических ланд-шафтно-рекреационных территорий центра Вены.