Научная статья на тему 'Повышение безопасности эксплуатации Кругобайкальской железной дороги с учетом геоэкологических особенностей региона'

Повышение безопасности эксплуатации Кругобайкальской железной дороги с учетом геоэкологических особенностей региона Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ЗОНА / ЮЖНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ / КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREA / SOUTHERN BAIKAL / CIRCUM-BAIKAL RAILWAY / GEOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Захаров Сергей Викторович, Голодкова Александра Валерьевна, Трошина Алена Олеговна, Тарасенко Василий Анатольевич

Цель. Проанализировать результаты исследований, проведенных в целях поиска решения проблемы безопасной эксплуатации Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Методы. С помощью логических методов оценены резервы повышения безопасности эксплуатации КБЖД с учетом геоэкологических особенностей региона. Выводы. Повышение безопасности эксплуатации КБЖД будет способствовать развитию туризма в Байкальском регионе и социально-экономическому развитию Южного Прибайкалья в целом. Заключение. Предложен практический инструментарий, позволяющий уменьшить количество чрезвычайных ситуаций и их негативное воздействие в процессе эксплуатации КБЖД. В то же время проблемы эффективного управления природно-техническими системами, какой является КБЖД c прилегающей к ней территорией, требуют дальнейшего изучения и принятия новых организационно-методических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Захаров Сергей Викторович, Голодкова Александра Валерьевна, Трошина Алена Олеговна, Тарасенко Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENHANCED SAFETY OF CIRCUM-USEFUL ROADS TAKING INTO ACCOUNT THE GEO-ECOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE REGION

The purpose to analyze the results of the study conducted to solve the problems of safe operation of Circum-Baikal railroad. Methods. Using logical methods safety enhancement potential of Circum-Baikal railroad operation is estimated taking into account the region’s geo-ecological characteristics. Results. Safety improvement of Circum-Baikal railroad operation will promote the development of tourism in Baikal area and socio-economic growth of the southern Baikal Lakeside. Conclusion. The authors have suggested the practical instruments that help to decrease the number of emergencies and their negative impact during Circum-Baikal railroad operation. They underline that the problems of efficient management of natural-technical systems such as the Circum-Baikal railroad and near-by territory require further study and adoption of new organizational-methodic solutions.

Текст научной работы на тему «Повышение безопасности эксплуатации Кругобайкальской железной дороги с учетом геоэкологических особенностей региона»

Транспорт

Transport

Оригинальная статья / Original article УДК: 504.55 (476)

DOI: 10.21285/1814-3520-2016-194-198

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С УЧЕТОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА

© С.В. Захаров1, А.В. Голодкова2, А.О. Трошина3, В.А. Тарасенко4

1,2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

4Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Резюме. Цель. Проанализировать результаты исследований, проведенных в целях поиска решения проблемы безопасной эксплуатации Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Методы. С помощью логических методов оценены резервы повышения безопасности эксплуатации КБЖД с учетом геоэкологических особенностей региона. Выводы. Повышение безопасности эксплуатации КБЖД будет способствовать развитию туризма в Байкальском регионе и социально-экономическому развитию Южного Прибайкалья в целом. Заключение. Предложен практический инструментарий, позволяющий уменьшить количество чрезвычайных ситуаций и их негативное воздействие в процессе эксплуатации КБЖД. В то же время проблемы эффективного управления природно-техническими системами, какой является КБЖД c прилегающей к ней территорией, требуют дальнейшего изучения и принятия новых организационно-методических решений.

Ключевые слова: особо охраняемая природная зона, Южное Прибайкалье, Кругобайкальская железная дорога, геоэкологические особенности.

Формат цитирования: Захаров С.В., Голодкова А.В., Трошина А.О., Тарасенко В.А. Повышение безопасности эксплуатации Кругобайкальской железной дороги с учетом геоэкологических особенностей региона // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. № 7. С. 194-198. DOI: 10.21285/1814-3520-2016194-198

THE ENHANCED SAFETY OF CIRCUM-USEFUL ROADS TAKING INTO ACCOUNT THE GEO-ECOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE REGION

S.V. Zakharov, A.V. Golodkova, A.O. Troshina, V.A. Tarasenko

Irkutsk national research technical university,

664074, Irkutsk, Lermontov St., 83, Russia.

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

110 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Abstract. The purpose to analyze the results of the study conducted to solve the problems of safe operation of Circum-Baikal railroad. Methods. Using logical methods safety enhancement potential of Circum-Baikal railroad operation is estimated taking into account the region's geo-ecological characteristics. Results. Safety improvement of Circum-Baikal railroad operation will promote the development of tourism in Baikal area and socio-economic growth of the southern Baikal Lakeside. Conclusion. The authors have suggested the practical instruments that help to decrease the number of emergencies and their negative impact during Circum-Baikal railroad operation. They underline that the problems of effi-

1Захаров Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, e-mail: ynd@istu.edu

Zakharov Sergey, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of General Education Department, e-mail: ynd@istu.edu

2Голодкова Александра Валерьевна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, e-mail: zvf4@istu.edu

Golodkova Alexandra, Senior Lecturer of General Education Department, e-mail: zvf4@istu.edu

3Трошина Алена Олеговна, техник управления научной деятельностью, e-mail: ynd2@istu.edu Troshina Alena, technician of scientific activities management, e-mail: ynd2@istu.edu

4Тарасенко Василий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры профессиональной подготовки, e-mail: pantsuit@mail.ru

Tarasenko Vasiliy, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of General Education Department, e-mail: pantsuit@mail.ru

For citation: Zakharov S.V., Golodkova A.V., Troshina A.O., Tarasenko V.A. The enhanced safety of circum-useful roads taking into account the geo-ecological characteristics of the region. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2016, no. 7, pp. 194-198 (in Russian). DOI: 10.21285/1814-3520-2016-194-198

Il L1J1 II Транспорт

LlÉÉÉdJ Transport

cient management of natural-technical systems such as the Circum-Baikal railroad and near-by territory require further study and adoption of new organizational-methodic solutions.

Keywords: a specially protected natural area, Southern Baikal, the Circum-Baikal railway, geological features

Введение

Железная дорога остается одной из главных инфраструктур экономики. Принципиальная задача железнодорожной инфраструктуры5 - осуществить перевозки грузов и пассажиров в установленные сроки с обеспечением безопасности.

Строительство железных дорог сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. Разработка и проведение мероприятий по эффективному управлению чрезвычайными ситуациями в природно-технической системе, коей является железная дорога с прилегающей к ней территорией, - одна из ключевых проблем безопасности, актуальность которой очевидна.

В Российской Федерации железнодорожные линии зачастую проходят через особо охраняемые природные зоны, одной из которых является территория, прилежащая к озеру Байкал. Изменения ландшафта, произошедшие в результате строительства Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), не могли не сказаться на возникновении природно-техногенных опасностей в районе байкальского шельфа. На сегодняшний день оценка влияния этого грандиозного инженерного сооружения на прилегающую территорию по-прежнему остается важным аспектом при принятии решений в чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе эксплуатации КБЖД (отметим, что за последние десятилетия она используется исключительно в туристических целях). Поскольку Южное Прибайкалье является особой экономической туристско-рекреационной зоной, от интенсивности и

■Железнодорожная инфраструктура - совокупность постоянных сооружений, зданий, систем, земельных участков, включая железнодорожную полосу отчуждения, необходимых для функционирования железной дороги._

условий функционирования КВЖД зависит социально-экономическое развитие всего региона.

Краткий анализ ранее проведенных исследований

Оценкой влияния строительства и эксплуатации КБЖД на возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций на территории байкальского шельфа занимались многие авторы. Среди работ, посвященных вопросам строительства КБЖД, в том числе проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях, можно отметить труды таких ученых, как А.И. Штукенберг, И.В. Мушкетов, Ф.К. Дриженко, Ю.М. Шокальский, Л.Г. Колотило, В.Г. Андриенко, А.В. Хобт, А.К. Чертилов, А.В. Евсеев, Т.М. Красов-ская, Н.С. Мироненко, В.С. Тикунов, Н.В. Шабалин, М.М. Амирханов, Н.С. Лука-шина, А.П. Трунев, В.С. Тикунов, Т.М. Кра-совская, Р.Р. Сатаев и др.

Для решения задач эффективного управления в чрезвычайных ситуациях природно-техническими системами, на территории которых расположены железные дороги, как правило, проводится оценка, классификация и картирование фактов производственной (технической) деятельности человека, влияющих на естественное развитие геоморфологических процессов (иначе, анализ техногенеза). На основе оценки антропогенных факторов предлагается практический инструментарий, позволяющий уменьшить количество и негативное воздействие чрезвычайных ситуаций.

В ходе рассмотрения ранее проведенных исследований в данной предметной области авторами настоящей статьи был сделан анализ исторических фактов инженерно-геологического вмешательства в ландшафт территории, прилегающей к Байкалу, в частности, при строительстве КБЖД, повлекших техногенную трансфор-

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

мацию территории и явившихся причиной резкого увеличения количества чрезвычайных ситуаций, который выявил недостаточное число готовых и апробированных решений.

Результаты исследования

Цель данной публикации - обзорно представить результаты исследований, проведенных авторами ранее. Объектом исследования являлись закономерности возникновения, проявления и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории КБЖД, а предметом исследования - процесс формирования подходов к управлению чрезвычайными ситуациями природно-техногенного характера на территории КБЖД. В задачи также входило определение интегральных синтетических характеристик, оценивающих перспективность Южного Прибайкалья для целей развития туризма с учетом безопасности и возможных природных и техногенных катастроф и проведение на этой основе ранжирования туристических маршрутов по степени опасности. Кроме того, необходимо было провести анализ существующих технических устройств, использующихся для быстрого поиска людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В работе были использованы следующие методы: историко-статистические, инструментальные измерения факторов геоэкологической среды, экспертные оценки, методы математического моделирования, прикладное программирование, картографическое моделирование, рекогносцировочное обследование рекреационных территорий, рекреационное районирование.

Для решения поставленных задач:

- проведен анализ хронологических фактов, которые повлекли техногенную трансформацию байкальского ландшафта при строительстве КБЖД и форсировали развитие чрезвычайных природно-техногенных ситуаций на этой территории [1];

- проведена оценка, классификация и картирование фактов техногенеза, произ-

веденных на территории байкальского шельфа и явившихся причиной резкого увеличения количества чрезвычайных ситуаций;

- разработана методика рекреационного районирования территории КБЖД [2].

В ходе исследований было установлено, что инженерно-геологическое вмешательство в ландшафт Байкальского региона привело к возникновению чрезвычайных ситуаций с конкретной структурой и параметрами, значительно влияющими на эко-и геосистему. Чрезвычайные ситуации представляют реальную угрозу как для многочисленных туристических групп, так и для качества природного и геологического ландшафта и требуют проведения оценки, позволяющей разработать мероприятия по эффективному управлению чрезвычайными ситуациями в природно-технической системе КБЖД.

Также показано, что для уменьшения последствий природных и техногенных катастроф для туристов в качестве практического инструментария целесообразно использовать логистический подход [3], поскольку логистические схемы использования маршрутов и транспортных сообщений составлены с учетом критериев безопасности и минимальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, определенных на основе методики рекреационного районирования территории КБЖД.

Авторами разработано новое техническое устройство для проведения быстрого поиска туристов, попавших в чрезвычайные природно-техногенные ситуации, имеющее лучшие технико-экономические характеристики, чем аналоги - эргономичный дизайн, противоударную конструкцию корпуса, удобную компоновку сборочных эле-ментов6.

6 Пат. на полезную модель № 113017, RUS. Устройство для спутникового мониторинга местоположения групп и отдельных людей / С.В. Захаров, У.С. Захарова. Опубл. 22.08.2011 / Zakharov S.V., Zakharova E.S. Ustroistvo dlya sputnikovogo monitoringa mes-topolozheniya grupp i otdel'nykh lyudei [A Device for Satellite Monitoring of Groups and Individuals' Location]. Patent for Utility Model RUS, no. 113017, 2011.

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

Научная новизна исследований состоит в следующем:

- впервые проведена оценка перспективности использования районов Южного Прибайкалья с учетом возможных природных и техногенных катастроф: определены интегральные синтетические характеристики, оценивающие перспективность района для целей развития туризма и на их основе проведено ранжирование туристических маршрутов по степени опасности;

- для сокращения количества чрезвычайных ситуаций, происходящих с туристическими группами на территории Южного Прибайкалья, впервые использован логистический подход: предложена логистическая схема маршрутов (как альтернатива беспорядочным перемещениям туристов по местности), составленная с учетом безопасности и минимальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

- рассмотрена система обеспечения безопасности для туристов на территории Южного Прибайкалья, а также показана специфика данной области и существующие в ней проблемы.

Авторами была предпринята попытка показать важность разработки методических подходов, отражающих различные аспекты эксплуатации природно-технических систем в районах железных дорог. Были выделены основные направления дальнейшей работы по формированию методических подходов к обеспечению безопасности туристов и туристических групп на территории КБЖД в чрезвычайных ситуациях. Авторами был проведен анализ особенностей КБЖД как природно-технической системы, рассмотрены основные источники чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера на территории Южного Прибайкалья, проведен анализ состояния инженерно-технических систем железной дороги, рассмотрены причины возникновения природно-техногенных опасностей, проведен анализ туристических маршрутов и антропогенной нагрузки на рассматриваемой территории.

Результаты исследований позволи-

ли заключить, что для уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера на железнодорожном транспорте необходимо разрабатывать конкретные мероприятия, основывающиеся на объективной оценке различных факторов, систематическом анализе основных причин нарушения отдыхающими правил пребывания на территории туристско-рекреационной зоны, а также отраслевом подходе к оценке функционирования КБЖД. Был сделан вывод, что основное направление в улучшении безопасности на территории природно-технических систем - снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф.

Выводы

Практическая значимость проделанной работы для целей развития экотуризма состоит в возможности использования предложений авторов для повышения безопасности в чрезвычайных ситуациях, возникающих на территории Южного Прибайкалья как одной из основных туристических зон Байкальского региона. Сформированная тематическая база данных, содержащая оценку перспективности и безопасности использования того или иного района, и интегральная оценка рекреационного потенциала территории могут использоваться как туристическими компаниями, так и многочисленными туристами в индивидуальном порядке. Результаты хронологического анализа природных и техногенных чрезвычайных ситуаций были использованы для разработки и обоснования плана мероприятий по предупреждению дальнейшего возникновения последних. Полученные результаты могут использоваться как при решении конкретных задач, так и для решения общих задач безопасности в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Также заложен базис для дальнейшей практической проработки оценки корректности и эффективности методов управления безопасностью туристко-рекреационных зон. Предлженное техническое устройство, функционирующее в режиме вРБ-датчика, предполагается реали-

Транспорт

Transport

зовывать через развивающиеся в Прибайкалье торговые сети.

Отметим, что научно-практические мероприятия по улучшению управления природно-техническими системами в районах эксплуатации железных дорог, предлагаемые разными авторами, требуют обоснования: необходимо проводить детальную оценку рекреационного потенциала

территории с учетом особенностей регионов и с использованием ГИС-технологий, проводить оценку перспективности использования особо охраняемых природных зон с учетом возможных природных и техногенных катастроф. Это позволит повысить значимость экотуризма, что положительно скажется на развитии региона в целом.

Библиографический список

1. Захарова Е.С., Захаров С.В., Верхотуров В.В. Хронология геоэкологических процессов и явлений в районе эксплуатации Кругобайкальской железной дороги // Вестник ИрГТУ. 2010. № 6 (46). С. 61-66.

2. Захарова Е.С., Верхотуров В.В., Захаров С.В. Оценка рекреационного потенциала территорий

Кругобайкальской железной дороги // Экологические системы и приборы. 2010. № 5. С. 46-50. 3. Захаров С.В. Использование логистических моделей для улучшения системы охраны труда Восточно-Сибирской железной дороги // Транспорт: наука, техника, управление. 2006. № 8. С. 26-28.

References

1. Zakharova E.S., Zakharov S.V., Verkhoturov V.V. Khronologiya geoekologicheskikh protsessov i yavlenii v raione ekspluatatsii Krugobaikal'skoi zheleznoi dorogi [Chronology of Geo-Ecological Processes and Phenomenal the Operation Area of the Circum-Baikal Railway]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2010, no. 6 (46), pp. 61-66 (in Russian).

2. Zakharova E.S., Verkhoturov V.V., Zakharov S.V. Otsenka rekreatsionnogo potentsiala territorii Kru-gobaikal'skoi zheleznoi dorogi [Estimation of Recrea-

tional Potential of the Circum-Baikal Railway Territory]. Ekologicheskie sistemy i pribory [Ecological Systems and Devices]. 2010, no. 5, pp. 46-50 (in Russian). 3. Zakharov S.V. Ispol'zovanie logisticheskikh modelei dlya uluchsheniya sistemy okhrany truda Vostochno-Sibirskoi zheleznoi dorogi [Using Logistic Models to Improve Labour Protection Systems of East-Siberian Railway]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie [Transport: science, technology, management]. 2006, no. 8, pp. 26-28 (in Russian).

Критерии авторства

Захаров С.В., Голодкова А.В., Трошина А.О., Тарасенко В.А. имеют равные авторские права. Захаров С.В. несет ответственность за плагиат.

Authorship criteria

Zakharov S.V., Golodkova A.V., Troshina A.O. and Tarasenko V.A. have equal copyrights. Zakharov S.V. bear liability for plagiary.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов.

Conflict of interests

конфликта The authors declare that there is no conflict of interests

regarding the publication of this article.

Статья поступила 11.04.2016 г.

The article was received on 11 April 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.