Научная статья на тему 'Экономико-технологические комплексы фирм и рынки'

Экономико-технологические комплексы фирм и рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов И.В.

Совокупность всех фирм страны, находящихся в границах общей технологической среды и единой экономической системы, образует экономико-технологический комплекс. Компании, обладающие сходными параметрами по объему продаж, производительности работника и типу структуры относятся к одному уровню развития. На примере данных бизнес-сектора США проведена соответствующая группировка фирм. Для каждого из уровней указаны количественные показатели и качественные характеристики. Показано, что фирмам разных уровней соответствуют различные типы рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-технологические комплексы фирм и рынки»

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ФИРМ И РЫНКИ

И.В. ДЕНИСОВ,

кандидат экономических наук, доцент Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

По мере эволюции человеческой цивилизации роль фирм в экономике возрастает — все больший объем продукции производится частными компаниями и, очевидно, со все большей эффективностью. Человечество прошло путь от натурального хозяйства, в котором 100 % потребляемой продукции производилось домашними хозяйствами, до сегодняшнего положения, при котором почти вся продукция создается институциональными организациями — фирмами.

Однако произвести продукцию — это только часть задачи. Люди создают продукцию, работая в фирмах, но получают ее, приобретая на рынках. Поэтому вопросы реализации продукции занимают компании ничуть не меньше, чем вопросы ее создания. Особое внимание этому вопросу уделяется в настоящее время, когда в большинстве случаев технически произвести какой-либо продукт не составляет проблемы, намного сложнее заинтересовать покупателя. Поэтому в статье сосредоточимся на выявлении соответствия этапов развития фирм и типов рынков, на которых они представлены.

Современная экономическая наука, опирающаяся на неоклассические представления, подразделяет все рынки на следующие категории: конкурентные, олигополистические и монополистические. Иногда, чтобы учесть подходы видных ученых Э. Чемберлина и Дж. Робинсон, выстраивают расширенную цепочку, согласно которой существуют рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистические и монополистические. Соответственно на совершенных рынках количество продавцов бесконечно, на монополистическом — один, на олигополистическом — ограниченное количество, на рынке монополистической конкуренции — множество продавцов, являющихся локальными монополистами.

Приведенные типы рынков относятся преимущественно к теоретическим построениям, а для характеристики реальных рынков используются различные коэффициенты, соотносящие

число продавцов с соответствующими долями рынков. Наиболее широко используются индексы концентрации (Concentration Ratio — CR), характеризующие долю продаж определенного числа крупнейших компаний в общей доле рынка данной отрасли. Вторым по популярности является индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index), представляющий собой сумму квадратов долей рынка всех фирм. Помимо названных также вычисляются дисперсия рыночных долей и индекс Джини. В последние годы расчеты стали проводить на основе добавленной стоимости, которую создают фирмы.

Для того чтобы определить, какие фирмы доминируют на тех или иных рынках, разделим все фирмы по экономическим классам в соответствии со следующими классификационным признаками:

• суммарный объем продаж, приходящийся на одну фирму;

• структура фирмы, образованная производственными процессами;

• производительность одного работающего. Суммарный объем продаж характеризует, с одной

стороны, объем выпуска продукции, а с другой — ее реализацию, что в общем случае позволяет оценить как производственные характеристики фирмы, так и ее рыночную долю. Структура фирмы указывает перспективы и возможные направления ее развития. Производительность объективно является критической характеристикой состояния фирмы.

Экономический класс может рассматриваться как подмножество фирм одного уровня развития, результаты деятельности и поведение которых в среднем схожи. С точки зрения экономико-технологической теории компании в процессе эволюции проходят несколько этапов развития, достигая при этом определенных уровней. Так, фирма первого уровня развития представляет собой одного работника (он же владелец), самостоятельно реализующего процесс создания добавленной стоимости, который заключается в приобретении исходной

продукции, процессе трансформации продукции (простейший последовательный технологический процесс) и реализации конечной продукции. Схематично подобная фирма представлена на рис. 1. Ее характеризует последовательная структура реализации процесса создания добавленной стоимости.

Рис. 1. Структура фирмы первого уровня развития (последовательная система)

Дальнейший рост компании связан с появлением новых работников и дублированием выполняемых действий. Таким образом, фирма второго уровня развития характеризуется совокупностью работников одной профессии, параллельно выполняющих сходные работы (рис. 2).

Рис. 2. Структура фирмы второго уровня развития (параллельная система)

Фирма третьего уровня развития является результатом качественного изменения организации производственного процесса и вновь становится последовательной системой, построенной на разделении труда, в которой работники разных специальностей по очереди, но все вместе реализуют более сложные технологические процессы (рис. 3).

Рис. 3. Структура фирмы третьего уровня развития (последовательная система)

Переход на каждый следующий уровень развития фирмы характеризуется сменой последовательных и параллельных систем производственных процессов с соответствующим изменением структуры компании; увеличением объемов производства фирмы и ростом производительности каждого работника. В рамках данной концепции предполагается теоретическая возможность сущес-

твования фирм до девятого уровня включительно, представляющих собой межотраслевые объединения, в состав которых входит значительная часть сегментов экономики.

В экономике одновременно функционирует множество компаний, которые создаются для того, чтобы приносить прибыль их владельцам. В то же время сотрудничество и конкуренция компаний в границах одного государства характеризуются сходными аспектами: регулирующими нормами; обычаями делового оборота; традициями найма и мотивации персонала; доминирующими формами организации управления; распределения прибыли и т. п. То есть все фирмы одной страны имеют общие характеристики, которые отличают их от иностранных. Это формирует предпосылки для того, чтобы совокупность всех компаний конкретной страны рассматривать как комплекс фирм, имеющих общие признаки. Как было показано автором в работе «Основы теории экономико-технологических комплексов (тезисы)»1, в основе эволюции фирмы лежат принципы экономико-технологического развития, поэтому такой комплекс логично будет называть экономико-технологическим комплексом фирм (ЭТКФ). В нашем понимании экономико-технологический комплекс представляет собой генеральное множество фирм, осуществляющих свою деятельность на территории конкретной страны.

Отношения разных классов ЭТКФ можно охарактеризовать следующим образом:

• фирмы более высокого уровня в среднем производят и продают продукции на порядок (в десять раз) больше, чем предыдущие. Это отражает качественные изменения при переходе фирмы с одного уровня развития на другой. Учитывая цены и показатели деятельности компаний США в 2002 г.2, первый уровень будет характеризоваться фирмами, объем продаж которых не превышает 100 тыс. долл.3;

• структура фирм нечетных уровней должна быть преимущественно линейной, основанной на последовательной системе производственных процессов; четные уровни характеризуются сетевой

1 Дворцин М. Д., Юсим В. Н., Денисов И. В., Белявский В. А. Основы теории экономико-технологических комплексов (тезисы), 2005.

2 Для группировки фирм использовались данные промышленной переписи 2002 г., которые проводятся один раз в пять лет. В настоящее время — это последние из официально доступных данных. 2002 Economic Census. U. S. Census Bureau. http://www.census.gov.

3 В статье, если не сказано иное, используются доллары в ценах 2002 г.

структурой, в которой процессы трансформации продукции образуют параллельную систему; • производительность труда (в данном случае измеряемая как отношение всего объема продаж к количеству наемного персонала) должна возрастать при переходе к более высокому уровню. Каждый класс ЭТКФ характеризует определенную группу фирм, объединенных по этим трем параметрам. Продемонстрируем качественные и количественные характеристики формирования экономико-технологического комплекса современной экономики США на основе перечисленных параметров (табл. 1.).

Первый класс ЭТКФ — самый массовый — в основном образуют фирмы без наемного персонала, фактически представляющие собой самозанятость населения (см. рис. 1.). Согласно данным указанной переписи подобные фирмы, не имеющие оплачиваемых сотрудников, составляли 17,6 млн из 23,3 млн общего числа компаний. В этом случае среднее число работников, приходящихся на фирму, для упрощения исследования примем равным одному (в реальности в подобных фирмах могут работать несколько членов одной семьи или, напротив, для конкретного человека работа в такой фирме может представлять неполную занятость). К этой же группе логично отнести 1,3 млн фирм, в которых среднее число оплачиваемых работников составляет немногим больше одного человека и объем продаж которых также не более 100 тыс. долл.

Структура фирмы будет линейной, поскольку один человек одномоментно может реализовать

Классы экономико-технолог

только один процесс создания добавленной стоимости. Фирмы этого класса характеризуются общим объемом продаж, не превышающим 100 тыс. долл. в год. Средний объем продаж на одну фирму составляет 44 тыс. долл. /год. Производительность труда — 43 тыс. долл. /чел. год.

Наибольшее число фирм первого уровня отмечено в строительстве (2,0 млн), розничной торговле (1,8 млн), продаже недвижимости (1,8 млн), научных разработках и технической поддержке (2,5 млн), уборке мусора (1,2 млн), оказании медицинских услуг (1,4 млн), сфере культуры (0,8 млн), перевозке и складировании (0,8 млн). По общему объему продаж лидируют фирмы в строительстве (15,0 %), продаже недвижимости (21,0 %), розничной торговле (10,1 %), научных разработках и технической поддержке (12,5 %).

Ко второму классу ЭТКФ будут отнесены фирмы с продажами от 100 тыс. до 1 млн долл. в год, в которых работают в среднем по 4 — 8 оплачиваемых работников (см. рис. 2.), с объемом продаж 68 — 84тыс. долл. на одного занятого в год. Статистические данные подтверждают, что наем работников приводит к повышению производительности сетевой фирмы за счет снижения удельных затрат обеспечивающего процесса. Подобные фирмы могут иметь только сетевую структуру, поскольку у линейной фирмы с аналогичным числом работников производительность каждого сотрудника должна быть выше, и они объективно относятся к следующему уровню развития.

Третий класс ЭТКФ образуют фирмы с объемом продаж от 1 до 10 млн долл. в год, имеющие

Таблица 1

некого комплекса фирм США

Класс Группировка фирм по объему продаж Число фирм Число пред-приятий4 Объем продаж на одну фирму, тыс. долл. Число работников на одну фирму Объем продаж на одного работника, тыс. долл. Общий объем продаж фирм одного уровня, тыс. долл. Тш фирмы

1 До 100 тыс. долл. 18 937 614 18 938 535 44 1,03 43 834 072 500 Линейный

2 100 - 499тыс. долл. 2 387 780 2 396 006 250 3,65 68 596 925 336 Сетевой

500 - 999тыс. долл. 819 513 835 546 703 8,38 84 576 474 893

3 1 — 4,9 млн долл. 906 936 1 038 624 2 091 19 109 1 896 143 798 Линейный

5 — 9,9 млн долл. 138 195 225 217 6 931 51 136 957 896 121

4 10 — 49,9 млн долл. 122 785 350 320 20 395 118 173 2 504 242 359 Сетевой

50 — 99,9 млн долл. 15 895 104 599 68 942 342 202 1 095 837 221

5 100 — 249,9 млн долл. 8 732 123 220 152 325 761 200 1 330 102 972 Линейный

250 — 499,9 млн долл. 2 880 93 491 349 613 1 806 194 1 006 886 217

500 — 999,9 млн долл. 1 544 107 929 698 821 3 484 201 1 078 980 045

6,7,8 1 — 2,499 млрд долл. 1 056 174 666 1 555 273 6 755 230 1 642 368 662 Сетевой, линейный, сетевой

Свыше 2,5 млрд долл. 891 458 679 10 451 886 29 312 357 9 312 630 400

Всего... 23 343 821 24 846 832 22 832 560 524

4 Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий.

в среднем от 20 до 50 наемных работников и от 109 до 139 тыс. долл. продаж на одного занятого (см. рис. 3). В данном случае определяющим фактором повышения эффективности станет разделение труда в результате специализации работников. Специализация деятельности позволяет повысить их эффективность почти в два раза по сравнению с фирмами второго уровня и примерно в три раза по сравнению с фирмами первого уровня.

Четвертый класс образуют фирмы с объемами годовых продаж от 10 до 100 млн долл., имеющие в среднем от 100 до 300 работников на фирму, с реализацией в год от 170 до 200тыс. долл. на одного занятого.

Здесь можно говорить о сетевых фирмах, образованных предприятиями5 сходных по размерам с фирмами предыдущего уровня. Несмотря на то, что существующая сегодня система статистики не фиксирует структуру фирмы в том виде, в котором она рассматривается в данной статье, переход от третьего уровня к четвертому может быть четко

зафиксирован. На предыдущих (первом, втором и третьем) уровнях число фирм совпадало с числом образующих их предприятий. На четвертом уровне количество предприятий начинает превышать число фирм (рис. 4). В среднем на одну фирму приходится от трех до семи предприятий. Правильность предлагаемого подхода подтверждается тем, что среднегодовой объем продаж фирм третьего уровня (6,9 млн долл.) близок к нижнему уровню объема продаж (7,1 млн долл.) предприятий, образующих фирму четвертого уровня. Эти данные могут выступать косвенным свидетельством того, что возможности оптимизации последовательной технологической системы были исчерпаны, и возникла необходимость создания сетевой фирмы четвертого уровня.

Рассуждения, аналогичные приведенным выше, позволяют описывать фирмы пятого класса ЭТКФ как последовательные системы (рис. 5), имеющие еще большую эффективность. Объем продаж в год от 100 млн до 1 млрд долл., число занятых составляет от 760 до 3,5 тыс. чел. на фирму, на одного занятого приходится в среднем около 200 тыс. долл. продаж в год.

Число предприятий, образующих фирму на этом уровне, также возрастает и составляет от 30

Рис. 4. Структура сетевой фирмы четвертого уровня развития (параллельная система)

Предприятие 1.1

Предприятие 1.2

Предприятие 1.3

Предприятие 2.1

Предприятие 2.2

Предприятие 2.3

Рис. 5. Структура линейной фирмы пятого уровня развития (последовательная система)

до 70 на одну фирму. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае этот показатель характеризует возрастающую сложность системы. У фирмы, например, могут появиться самостоятельные сбытовые структуры, расположенные на разных территориях, или элементы процесса создания добавленной стоимости могут быть локализованы в разных местах. Из этих общих суждений вытекает, что данный класс образуют фирмы, являющиеся преимущественно сетевыми. Это могут быть комбинации различных систем предприятий третьего и четвертого уровней или крупные предприятия (заводы), построенные на иных, чем на предыдущих уровнях технологиях.

Пятый класс ЭТКФ характеризуется возрастанием отраслевых особенностей территориальной организации. Например, в сфере образовательных услуг 332 фирмы и 2,5 тыс. предприятий (0,01 % фирм и 0,03 % предприятий) обеспечивают 43 % продаж. В то же время в такой высокомонополизирован-ной отрасли, как коммунальные услуги6, 306 фирм и свыше 10,0 тыс. предприятий (4 % фирм, 54,4 % предприятий) обеспечивает 93 % процента продаж.

5 Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий.

6 Необходимо отметить, что американское толкование этого сектора отличается от отечественного. Например, в него входят помимо доставки и распределения также и генерация электроэнергии.

Это объясняется тем, что, с одной стороны, и образование, и коммунальные услуги имеют очевидную территориальную локализацию, но, с другой стороны, часть системы образования может быть сконцентрирована в крупных учебных центрах, в то время как коммунальные услуги должны быть распределены пропорционально численности жителей.

Отметим также, что, начиная с пятого уровня (точнее, с верхней границы четвертого), средний объем годовых продаж, приходящихся на одно предприятие, стабилизируется и сохраняется на уровне 10 млн долл. То же самое можно сказать о числе нанятых работников, численность которых на одно предприятие также стабилизируется на уровне около 50 человек. По всей видимости, это некий предел оперативной управляемости, или причины ограничения связаны с особенностями налогообложения.

Заложенные в данную классификацию параметры четко указывают на то, что шестой класс ЭТКФ образуют фирмы с объемами среднегодовых продаж от одного до десяти миллиардов долларов. К сожалению, группировка предприятий, приведенная в официальных данных, не предусматривает такого шага измерений и не позволяет проводить дальнейшие количественные оценки аналогично сделанным на предыдущих уровнях, поскольку приводятся только суммарные данные.

Общее число компаний верхних (6-, 7- и 8-го) классов не превышает 2 тыс. (1 056 с объемом продаж до 2,5 млрд долл. в год и 891 компания с объемом продаж, превышающим названный уровень). По объему реализации они достигают 47,98 % продаж всех фирм, при этом число работников немного превышает четверть всех занятых в частном секторе. Преимущественно параллельная система предприятий, образующих шестой класс, должна смениться фирмами седьмого уровня развития с преимущественно последовательной организацией процессов трансформации продукции. Это крупнейшие вертикально-интегрированные компании с объемом продаж от 10 до 100 млрд долл.

Согласно данным Forbes. com LLC7, в 2006 г. в США насчитывалась 401 публичная (акционерная) компания, которые можно отнести к шестому классу, 223 — к седьмому (объем продаж от 10 до 100 млрд долл.) и лишь 10 — к восьмому (продажи свыше 100 млрд долл.).

Проведем анализ полученных результатов. Динамика численности фирм свидетельствует о

7 http://www.forbes.com.

сокращении числа фирм на каждом более высоком уровне развития примерно на порядок. При этом объем продаж (доля рынка) каждого следующего уровня увеличивается. Фирмы разных уровней развития производят дифференцированную продукцию, которая представлена на различных рынках. Каждая компания, максимизируя прибыль, стремится к монопольному положению на рынке с тем, чтобы иметь возможность произвольно устанавливать цены. В зависимости от размеров фирмы обладают неравнозначным потенциалом по реализации подобных устремлений.

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о разном положении на рынке фирм различных уровней. Это позволяет объединить все фирмы в три группы.

Таблица 2

Группировка фирм по уровням экономико-технологического

комплекса фирм США и доля их рынков

Группа фирм Класс ЭТКФ Доля работников, занятых в фирмах одного уровня,% Доля фирм одного уровня в общем объеме продаж (доля рынка), %

III 1 15,07 3,65

2 11,99 5,14

3 18,83 12,50

II 4 15,30 15,77

5 13,25 14,96

I 6, 7, 8 25,57 47,98

I — самые крупные и наиболее эффективные фирмы 6-го, 7-го (и начинающего формироваться 8-го) уровней ЭТКФ, обеспечивают почти 50 % продаж;

II — фирмы 3-, 4-, 5-го уровней — сравнительно эффективные — контролируют около 40 % рынка;

III — фирмы 1-го, 2-го уровней — низкоэффективные — менее 10 % рынка.

Судить об эффективности фирм можно, опираясь на данные о средней производительности работников на каждом уровне. На одном полюсе (базовом) находятся 27,06 % работников, производящих менее 10 % продукции, на другом (высшем) — сравнимое по количеству — 25,57 %, но с объемами продаж, достигающими почти половины всех рыночных объемов страны.

Рассмотрим подробнее рыночные характеристики приведенных групп фирм.

Iгруппа. Фирмы верхних уровней (6-го и 7-го) как наиболее эффективные разрабатывают новые виды инновационной продукции либо обеспечивают массовый выпуск традиционных товаров. Это позволяет им формировать монополистические рынки и назначать произвольную цену, получая максимум прибыли. Подобные способы максимизации

прибыли могут позволить себе преимущественно крупнейшие корпорации, поскольку работа над проектами по созданию товаров с высокой добавленной стоимостью требует значительных затрат, которые не под силу средним компаниям.

Так, в 2004 — 2005 гг. все относящиеся к обрабатывающей промышленности компании потратили на Research & Development (R&D, НИОКР) более 200 млрд долл., или в среднем 3,7 % от общего объема продаж8. Несмотря на то, что исследовательскую деятельность ведут все фирмы, большая часть расходов приходится на компании 6-го и 7-го уровней развития — корпорации с персоналом, превышающим 5 000 человек. В 2005 г. они израсходовали 120 млрд долл., или 59 % общих затрат промышленных компаний, на R&D. Конечно, инновационная продукция и новые технологии могут разрабатываться и в сравнительно небольших компаниях, но все же основные научные ресурсы задействованы в крупных компаниях — в них работают 587 тыс. ученых и инженеров, или 53,5 % от общего числа ученых, занятых в промышленности.

Продукция в идеальном случае проходит путь от инновационной до традиционной. Поэтому корпорации высших уровней, выпустившие инновационную продукцию, со временем так или иначе получат новых участников рынка, что сделает его олигополистическим. Поэтому рынки, на которых оперируют подобные корпорации, будем считать преимущественно монополистическими или моно-полистическо-олигополистическими.

II группа. Фирмы средних (3-, 4-, 5-го) уровней характеризуются производством продукции по уже существующим технологиям — в общем случае их ресурсов недостаточно для разработки и внедрения революционных технических решений. Эти компании используют сравнительно передовые и новые, но в большинстве случаев разработанные не ими технологии производства продукции. Большинство рынков, на которых оперируют подобные фирмы, соответствуют олигополистическим критериям и характеризуются согласованием цен либо по территориальному, либо по продуктовому признаку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по концентрации в обрабатывающей промышленности США (табл. 3) свидетельствуют о том, что 200 крупнейших по величине добавленной стоимости компаний занимают 43,2 % рынка и формируют 42,4 % добавленной стоимости отрасли. На рынках подотраслей концентрация еще

8 В этом абзаце используются данные Division of Science Resources Statistics. Expenditures for U. S. Industrial R&D Continue to Increase in 2005.

Таблица 3

Доли, занимаемые промышленными компаниями США,

в создании добавленной стоимости и продажах, %

Фирмы, ранжированные по величине добавленной стоимости Оплачиваемые работники Заработная плата Добавленная стоимость Объем продаж

50 крупнейших компаний 12,1 16,9 25,3 24,5

51-100 крупнейших компаний 5,3 6,1 8,4 8,8

101-150 крупнейших компаний 3,9 4,1 5,0 5,1

151-200 крупнейших компаний 3,1 3,6 3,7 4,8

Все компании за исключением 200 крупнейших 75,5 69,3 57,5 56,9

выше. Например, в пищевой промышленности 50 крупнейших из 23,3 тыс. компаний занимают 53,1 % рынка; в химической — 50 самых больших фирм из 9,6 тыс. контролируют 54,3 % отраслевого рынка. В целом по промышленности 4,5 тыс. компаний с объемом продаж свыше 100 млн долл. (5-й уровень и выше) занимают 77 % рынка.

Компании второй группы в меньшей степени, чем крупные, способны генерировать новейшие продукты, поскольку их ресурсов недостаточно для создания полноценных исследовательских центров R&D в рамках корпоративных структур, хотя, конечно, определенные работы по совершенствованию технологий производства в них тоже ведутся. Усилия таких фирм скорее всего направлены на оптимизацию процессов создания добавленной стоимости, т. е. текущее совершенствование технологических процессов. Однако полностью такой возможности исключать нельзя, и по этой причине будем полагать, что компании среднего уровня ЭТКФ действуют на преимущественно олигополистических или олигополистически-монополистических рынках.

III группа — это фирмы первого и второго уровней развития. Они характеризуются сравнительно низкой производительностью труда и малым объемом продаж, приходящимся на одну фирму. Чаще всего деятельность подобных фирм локализована на небольшой территории или ограничена каким-то одним видом деятельности, что позволяет предположить, что они оперируют в основном на олигополистических рынках.

Фирмы двух базовых уровней составляют численное большинство от общего количества фирм — почти 95 %. Этот показатель позволяет в ряде случаев говорить о том, что фирмы первого и вто-

0%

5%

10%

Q Количество фирм соответствующих уровней развития

0%% 5% 10% 15%%

□ Распределение работников

0% 10% 20%

Щ Преимущественно монополистические рынки Ш Преимущественно олигополистические рынки ■ Олигополистические рынки

В

Рис. 6. Уровни экономико-технологических комплексов фирм: А — доли числа фирм от общего количества занятых на каждом уровне;

Б — распределение работников по уровням; В — распределение объемов продаж по типам рынков

рого уровней в настоящее время имеют в большей степени социальную значимость и в меньшей — коммерческую. В США на их долю приходится менее 10 % продаж, но они абсорбируют около 30 % трудовых ресурсов. В Евросоюзе фирмы с числом работников от 1 до 9 создают около 20 % добавленной стоимости и дают работу также примерно 30 % населения. Тем не менее, основания для существования совсем небольших фирм как одной из самостоятельных групп ЭТКФ являются объективными. В противном случае они действительно без сожаления были бы вытеснены с рынка.

Графическая модель соответствия уровней экономико-технологического комплекса и различных типов рынков представлена на рис. 6.

В целом, рассмотрев три группы фирм экономико-технологического комплекса, представленных существующими в настоящее время уровнями, можно сделать следующие выводы.

Фирмы шестого, седьмого и возникающего восьмого уровней развития ориентированы на создание новых технологий для разработки инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью и низкозатратного выпуска массовой

продукции, что позволяет компаниям верхних уровней ЭТКФ формировать монополистические рынки и получать максимальную прибыль. Помимо этого в процессе эволюции продукции компании этой группы могут присутствовать на олигополисти-ческих рынках.

Фирмы третьего, четвертого и пятого уровней контролируют в основном олигополистические рынки. В этом случае можно считать, что они однозначно соответствуют друг другу — средние по всем меркам компании и рынки с небольшим количеством продавцов. Но теоретически нельзя исключать их способность генерировать инновационную продукцию. Однако необходимо отметить, что эта деятельность не является институционально присущей подобным компаниям.

Фирмы первого и второго уровней также находятся в среде, наиболее близкой к олигополисти-ческой, поскольку их деятельность ограничена небольшой территорией или определенным видом экономической деятельности. В обоих случаях предполагается небольшое число участников и, как следствие — возможность неявного согласования цен.

Список литературы

1. Дворцин М. Д., Юсим В. Н., Денисов И. В., Белявский В. А. Основы теории экономико-технологических комплексов (тезисы), 2005.

2. http://www.census.gov/ Economic Census. U. S. Census Bureau.

3. http://www.forbes.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.