Научная статья на тему 'Принцип разработки корпоративной стратегии путем построения вектора экономико-технологического развития фирмы'

Принцип разработки корпоративной стратегии путем построения вектора экономико-технологического развития фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / CORPORATE STRATEGY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМ / THEORY OF ECONOMICAL AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобков Александр Леонидович

В статье формулируется новый подход к разработке корпоративной стратегии, базирующийся на экономико-технологических закономерностях развития фирм. Использование предлагаемого подхода позволит не только четко определять, каким количественным набором показателей должна обладать фирма в будущем, но и понимать, как будет трансформироваться ее структура в процессе достижения поставленной стратегической цели.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article new approach to development of the corporate strategy, based on economical and technological regularities of development of firms is formulated. Use of offered approach will allow not only to define accurately, what quantitative set of indicators the firm future has to possess, but also understand how its structure in the course of achievement of the set strategic objective will be transformed.

Текст научной работы на тему «Принцип разработки корпоративной стратегии путем построения вектора экономико-технологического развития фирмы»

ПРИНЦИП РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ ВЕКТОРА ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ

Бобков Александр Леонидович

кандидат технических наук, доцент

кафедры экономики и организации

производства

РЭУ им. Г. В. Плеханова,

e-mail: kafedraepp@mail.ru

В статье формулируется новый подход к разработке корпоративной стратегии, базирующийся на экономико-технологических закономерностях развития фирм. Использование предлагаемого подхода позволит не только четко определять, каким количественным набором показателей должна обладать фирма в будущем, но и понимать, как будет трансформироваться ее структура в процессе достижения поставленной стратегической цели.

Ключевые слова: корпоративная стратегия, стратегическое планирование, стратегическое управление, теория экономико-технологического развития фирм.

THE PRINCIPLE OF DEVELOPMENT OF CORPORATE STRATEGY BY CREATION OF THE VECTOR OF ECONOMICAL AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF FIRM

Bobkov, Alexander L.

PhD, Assistant Professor of the Department for Economy and Production Organization of the Plekhanov Russian University of Economics,

e-mail: kafedraepp@mail.ru

In article new approach to development of the corporate strategy, based on economical and technological regularities of development of firms is formulated. Use of offered approach will allow not only to define accurately, what quantitative set of indicators the firm future has to possess, but also understand how its structure in the course of achievement of the set strategic objective will be transformed.

Keywords: corporate strategy, strategic planning, strategic management, theory of economical and technological development of firms.

С 60-х гг. прошлого столетия стратегическое планирование, а затем и стратегическое управление прочно вошли в практику ведения бизнеса. К настоящему времени разработаны и постоянно внедряются новые подходы и инструменты, позволяющие компаниям использовать их в процессе реализации своей стратегии. Однако само разнообразие признанных в мире направлений стратегического планирования, представленных школами таких известных экономистов, как И. Ансофф, Г. Минцберг, П. Друкер, М. Портер, Дж. Коллинз, Г. Б. Клейнер и др., говорит об отсутствии в этой сфере экономических

знаний единого теоретического подхода. С этой позиции очень показательным является мнение японских ученых И. Дзюндзо, О. Акихиро, К. Тадао и Н. Икудзиро. Они указывают, что «... концепции стратегического планирования менялись наряду с изменениями в теоретических подходах к стратегическому планированию»1. Такая ситуация делает фактически вкусовым выбор той или иной концепции стратегического планирования для решения практических задач, стоящих перед компанией.

Более того, несмотря на то, что практическое использование различных концепций стратегического планирования в ряде случаев демонстрирует их эффективность, на сегодняшний день невозможно рекомендовать никакую из них с уверенностью в успехе, точно так же, как успешные промышленные политики развития одних стран нельзя рекомендовать другим, поскольку практика демонстрирует, что их почти никогда не удавалось повторить с тем же результатом.

В качестве альтернативы существующим методологическим подходам предлагается новый подход к разработке корпоративной стратегии на основе вектора экономико-технологического развития. Его принципиальное отличие от существующих подходов заключается в формировании вектора стратегического развития на основе ограниченных количественных параметров, описывающих как текущее состояние А, так и будущее желаемое состояние В с учетом закономерностей развития фирм. В рамках теории экономико-технологического развития фирм было выявлено, что развитие фирм осуществляется ступенчато путем перехода на последующие уровни экономико-технологического развития (рис. 1).

Выручка

Х *1 000 000 Х *100 000 Х *10 000 Х *1 000 Х *100 Х *10 Х

„Фирмы 7-го уровня (линейные)

„Фирмы 6-го уровня (сетевые)

„Фирмы 5-го уровня (линейные)

„Фирмы 4-го уровня (сетевые)

„Фирмы 3-го уровня (линейные)

Фирмы 2-го уровня (сетевые)

Фирмы 1-го уровня (линейные)

Количество фирм

Рис. 1. Уровни экономико-технологического комплекса фирмы

1 Дзюндзо И., Акихиро О., Тадао К., Икудзиро Н. Теория стратегического управления. -М. : Миракл, 2010. - (Серия «Бизнес по-японски»). - С. 20.

Выделение уровней развития фирм осуществляется на основе методических подходов, изложенных в работе И. В. Денисова1. Результаты представлены в табл. 1 и 2.

Т а б л и ц а 1

Теоретическая модель распределения фирм по уровням развития

Уровень развития фирмы Структура Объем продукции фирмы, ед. Количество фирм Доля наемных работников от трудоспособного населения*, % Отношение фирмы к отрасли

1 Последовательная 1 100 000 000 10 Один вид деятельности

2 Параллельная 10 10 000 000 10 Объединение сходных видов деятельности

3 Последовательная 100 1 000 000 10 Подотраслевая фирма

4 Параллельная 1 000 100 000 10 Объединение под-отраслевых фирм

5 Последовательная 10 000 10 000 10 Отраслевая фирма

6 Параллельная 100 000 1 000 10 Отраслевая корпорация

7 Последовательная 1 000 000 100 10 Межотраслевая корпорация

8 Параллельная 10 000 000 10 10 Объединение межотраслевых корпораций

9 Последовательная 100 000 000 1 10 Все (большинство) отрасли современной экономики

* Наемный персонал в сумме составляет 90% от трудоспособного населения. Оставшиеся 10% могут быть распределены следующим образом: 5% - предприниматели и 5% - безработные.

Каждый уровень экономико-технологического комплекса характеризуется с точки зрения следующих составляющих:

- типа структуры фирмы, который определяется способом организации производственных процессов (или, на более высоких уровнях, переделов) - линейная или сетевая (мультилинейная);

- типа рынка, в котором осуществляет свою деятельность фирма - монополистической конкуренции, олигополистического или монополистического.

Эти составляющие описываются набором экономико-технологических показателей, основными из которых являются выручка, среднесписочная численность персонала и производительность труда. До-

1 См.: Денисов И. В. Теория экономико-технологического развития фирм. - М. : Гриф и К, 2008.

полнительными показателями, используемыми для оценки уровня экономико-технологического развития, являются экономический уровень технологии и количество предприятий (establishment, т. е. количество обособленных подразделений фирм).

Т а б л и ц а 2

Показатели уровней развития фирм США*

Уровень развития фирмы Объем продаж, долл. в год Количество фирм Количество предприятий (establishment) Среднее количество предприятий, приходящихся на одну фирму (establishment) Количество работников, занятых в фирмах одного уровня развития Среднее количество работников фирмы Среднее количество работников предприятия (establishment)

1 Менее 100 тыс. 18 937 614 18 938 535 1,0 19 591 990 1,0 1,0

2 гоо- 999 тыс. 3 207 293 3 231 552 1,0 15 594 009 4,9 4,8

3 19,9 млн 1 045 131 1 263 841 1,2 24 485 047 23,4 19,4

4 го- 99,9 млн 138 680 454 919 3,3 19 895 921 143,5 43,7

5 гоо- 999,9 млн 13 156 324 640 24,7 17 229 805 1 309,7 53,1

6 19,9 млрд 1 947 633 345 165,4 33 249 944 17 077,5 52,5

7 го- 99,9 млрд 168 Н. д. Н. д. Н. д. Н. д. Н. д.

8 гоо- 999,9 млрд 7 Н. д. Н. д. Н. д. Н. д. Н. д.

9 Более 1 трлн - - - - - -

* Расчет проведен на основе данных экономической переписи 2007 г. В настоящее время структура представляемых статистических данных изменилась, что не позволяет их использовать для выделения экономико-технологического комплекса фирм.

В сумме эти элементы представляют собой не что иное, как набор показателей, используемых для описания начальной точки вектора экономико-технологического развития А{ЕЯБо, Ро, ЬРо} и конечной точки вектора экономико-технологического развития Б{ЕКБь Рг, ЬРг}, где ЕЯБо, Ро и ЬРо - соответственно выручка от реализации продукции (в год), среднесписочная численность персонала и выработка на одного работника (в год) в момент времени ¿о; а ЕЯБг, Рг и ЬРг - соответственно выручка от реализации продукции (в год), среднесписочная числен-

ность персонала и выработка на одного работника (в год) в момент времени ti1.

При этом тип структуры фирмы позволяет не только четко определить, какая она будет в будущем желаемом состоянии В, но и понять, как будет трансформироваться структура в процессе достижения этого состояния. Это особенно важно для фирм, находящихся на самых верхних уровнях экономико-технологического развития. Если фирмы, находящиеся на более низких уровнях, при разработке стратегии своего развития могут ориентироваться на фирмы-лидеры и использовать их опыт, то фирмам, занимающим лидирующие позиции, приходится нащупывать направления своего развития методом проб и ошибок.

Знание типа рынка на каждом из уровней экономико-технологического развития позволяет фирме определять, какие маркетинговые инструменты необходимо использовать на каждом из этапов ее дальнейшего развития.

С учетом указанных показателей на основе вектора экономико-технологического развития предлагается методология разработки корпоративной стратегии, которая включает выполнение следующих этапов:

1) рассчитываются средние и максимальные значения показателей для каждого уровня;

2) определяется, на каком уровне развития в настоящее время находится фирма, т. е. определяется A{ERSo, Po, LPo} (рис. 2);

3) производится оценка вариантов дальнейшего развития фирмы путем анализа нескольких альтернативных возможностей дальнейшего развития фирмы (состояния В и В' на рис. 2). При этом для каждого варианта развития фирмы можно точно определить, каким количественным набором показателей будет характеризоваться ее деятельность в каждом из этих состояний:

LLL < ERSx < ULL;

< LLL < р < ULL;

LLL < Lp < ULL,

где LLL - нижняя граница соответствующего уровня экономико-технологического комплекса фирм;

1 См.: Бобков А. Л. Методология и инструменты разработки корпоративной стратегии: экономико-технологический подход / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 1 (1). - С. 16-28; Бобков А. Л. Методология разработки корпоративной стратегии на основе вектора экономико-технологического развития / / Современные направления развития гуманитарных, юридических и экономических наук : сборник трудов Международной научно-практической конференции. Канкун, Мексика. 4-12 мая 2013 г. - М. : НПО «Типография Москва», 2013.

ЦЬЬ - нижняя граница соответствующего уровня экономико-технологического комплекса фирм;

4) производится оценка необходимых ресурсов и выбор варианта дальнейшего развития фирмы.

Рис. 2. Разработка корпоративной стратегии путем построения вектора экономико-технологического развития фирмы

Построенный вектор экономико-технологического развития фирмы предлагает владельцам и руководству компании три стратегические альтернативы:

1) развитие на уровне присутствия в рамках данной отрасли;

2) переход на более высокий уровень развития;

3) переход в другую отрасль.

Рассмотрим более подробно эти стратегические альтернативы.

Первая из них предполагает развитие на уровне присутствия в рамках данной отрасли. Графически этот вариант представлен на рис. 3.

Такая стратегия представляет собой эволюционное развитие фирмы, позволяющее существенно увеличить основные показатели деятельности путем наращивания объемов производства. Затраты по переводу фирмы из состояния А в состояние В в текущих ценах могут быть рассчитаны как разность между рыночной стоимостью фирмы-конкурента, имеющей экономические показатели, соответствующие состоянию В, и текущей рыночной стоимостью фирмы, скорректированной на величину положительной деловой репутации (goodwill).

Вторая из стратегических альтернатив предполагает переход на более высокий уровень развития. Для этого фирме потребуется карди-

нально (т. е. на порядок) увеличить объемы реализации, что уже невозможно осуществить путем эволюционного развития.

Уровни ^ фирм

Фирмы 7-го уровня (линейные

Фирмы 6-го уровня (сетевые Фирмы 5-го уровня (линей; Фирмы 4-го уровня (сетевые) Фирмы 3-го уррвЧя (линейные)

и

•1 Время

Рис. 3. Развитие фирмы на уровне присутствия в соответствии с принятой корпоративной стратегией

В этом случае развитие фирмы можно представить в виде двух-этапной модели (рис. 4): на первом этапе планируется развитие фирмы до границы уровня присутствия по аналогии с предшествующим вариантом; на втором этапе осуществляется структурная перестройка организации, соответствующая следующему уровню развития (переход к линейной или сетевой структуре организации производства) с последующим наращиванием объемов производства.

Уровни Д фирм

Фирмы 7-го уровня (линейные Фирмы 6-го уровня (сетевые Фирмы 5-го уровня (линейн Фирмы 4-го уровня (се Фирмы 3-го уровня (линейные)

•о ч Время

Рис. 4. Переход на более высокий уровень развития в соответствии с принятой корпоративной стратегией

Затраты по переводу фирмы из состояния А в состояние В в текущих ценах будут складываться из затрат по развитию фирмы до границы уровня присутствия (по аналогии с предыдущим вариантом) и затрат на приобретение дополнительных структурных подразделений, обеспечивающих формирование фирмы следующего уровня развития. Эти затраты также могут быть оценены по рыночной стоимости аналогичных подразделений, скорректированных на величину положительной деловой репутации (goodwill).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, третья из возможных стратегических альтернатив предполагает переход в другую отрасль. Эта альтернатива базируется на модели перетока капитала между отраслями с разными нормами прибыли (за исключением финансовых рынков, для которых характерен механизм формирования цен на активы). Например, предприятие, функционирующее в отрасли 1, выходит на соответствующий рынок с производимой продукцией. Норма прибыли при этом составляет pi. В другой отрасли (назовем ее отрасль 2) действующая норма прибыли составляет p2 (pi < Р2). При переходе предприятия из отрасли 1 в отрасль 2 количество производителей, а следовательно, и совокупное предложение увеличатся. Но несмотря на это уменьшившаяся до величины p'2 норма прибыли в отрасли 2 все равно будет выше, чем в отрасли 1 (pi < p'2). Таким образом, переход в другую отрасль может обеспечить владельцам предприятия более высокую норму прибыли. Однако при выборе такого варианта необходимо учитывать, насколько велики барьеры, препятствующие входу в отрасль 2.

К достоинствам предлагаемой методологии разработки корпоративной стратегии на основе вектора экономико-технологического развития относятся, во-первых, ее универсальность, поскольку учитываются основные факторы развития компании, а также изменение факторов внешней среды; во-вторых, объективность, поскольку каждый уровень экономико-технологического комплекса фирм характеризуется набором количественных показателей. Кроме того, предложенная методология может быть применена в разрабатываемых информационных системах управления фирмой класса CPM/BI1.

Список литературы

1. Бобков А. Л. Методология и инструменты разработки корпоративной стратегии: экономико-технологический подход // Вестник Рос-

1 См.: Бобков А. Л., Савчина Ок. В. Разработка корпоративной стратегии с использованием системы СРМ/В1: возможности и направления дальнейшего развития / / 2-я Международная научно-практическая конференция имени А. И. Китова «Современные информационные технологии в экономике и научно-техническом прогрессе» : материалы заседаний. - Т. 164. - М., 2011. - (Труды Вольного экономического общества).

сийского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 1 (1). - С. 16-28.

2. Бобков А. Л. Методология разработки корпоративной стратегии на основе вектора экономико-технологического развития / / Современные направления развития гуманитарных, юридических и экономических наук : сборник трудов Международной научно-практической конференции. Канкун, Мексика. 4-12 мая 2013 г. - М. : НПО «Типография Москва», 2013.

3. Дворцин М. Д., Юсим В. Н. Технодинамика. Основы теории формирования и развития технологических систем : монография. -М. : Дикси, 1993.

4. Денисов И. В., Колоколов В. А., Гарнов А. П. Инновационное развитие экономики : монография. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.

5. Денисов И. В. Теория экономико-технологического развития фирм. - М. : Гриф и К, 2008.

6. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. - 12-е изд. : пер. с англ.

- М. : Вильямс, 2007.

References

1. Bobkov A. L. Metodologiya i instrumenty razrabotki korporativnoj strategii: ekonomiko-tehnologicheskij podhod / / Vestnik Rossijskogo eko-nomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. Vstuplenie. Put' v nau-ku. - 2012. - N 1 (1). - S. 16-28.

2. Bobkov A. L. Metodologiya razrabotki korporativnoy strategii na osnove vektora ekonomiko-tehnologicheskogo razvitiya // Sovremennye napravleniya razvitiya gumanitarnyh, yuridicheskih i ekonomicheskih nauk : sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kankun, Meksika. 4-12 maya 2013 g. - M. : NPO «Tipografiya Moskva», 2013.

3. Dvorcin M. D., Yusim V. N. Tehnodinamika. Osnovy teorii formi-rovaniya i razvitiya tehnologicheskih sistem : monografiya. - M. : Diksi, 1993.

4. Denisov I. V., Kolokolov V. A., Garnov A. P. Innovacionnoe razvitie ekonomiki : monografiya. - M. : FGBOU VPO «REU im. G. V. Plehanova», 2012.

5. Denisov I. V. Teoriya ekonomiko-tehnologicheskogo razvitiya firm.

- M. : Grif i K, 2008.

6. Tompson-ml. A. A., Striklend III A. Dzh. Strategicheskij me-nedzhment. Koncepcii i situacii dlya analiza. - 12-e izd. : per. s angl. -M. : Vil'yams, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.