Научная статья на тему 'Развитие крупнейших корпораций как основа ускорения экономического роста'

Развитие крупнейших корпораций как основа ускорения экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов И. В.

Последние несколько лет экономика России демонстрирует достаточно высокие темпы роста на уровне 6-8% в год. По официальным данным Росстата ВВП России по паритету покупательной способности (ППС) достиг 1,69 трлн. долл. Соответственно ВВП на душу населения составил 11,8 тыс. долл. Это достаточно высокий уровень, который превосходит по абсолютным значениям индикаторы стран Азии, Африки и Латинской Америки. В США соответствующие показатели в 2007 г. равнялись 13,8 трлн. долл. ВВП и превысили 45,6 тыс. долл. (в текущих ценах) на душу населения. Сегодня США являются страной экономическим лидером, поэтому их количественные показатели вполне могут служить ориентиром для оценки дальнейших перспектив развития России. В настоящее время Россия по численности населения (142,8 млн. в 2006 г.) сравнима с США в 1943 г., где в это время проживало 136,7 млн. чел. при этом на каждого человека приходилось по 12,2 тыс. долл. ВВП в год. В России в предыдущие четыре года (2004-2007 гг.) показатели роста реального ВВП достигали соответственно 7,2%; 6,4%; 7,4%; 8,1%; в США в сравниваемые четыре года (1940-1943 гг.) темпы роста также были самыми высокими в XX веке 8,7%;17,1%;18,5% и 16,4% соответственно. Это, на первый взгляд, формальное сравнение достаточно красноречиво демонстрирует, какой трудный и, возможно, долгий путь предстоит пройти нашей стране, чтобы достичь сегодняшнего уровня США. Самим американцам для этого понадобилось более шестидесяти лет упорного труда…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие крупнейших корпораций как основа ускорения экономического роста»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

9 (30) - 2008

развитие крупнейших

корпораций как основа ускорения экономического роста

и. в. денисов,

кандидат экономических наук, доцент Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова

Последние несколько лет экономика России демонстрирует достаточно высокие темпы роста — на уровне 6-8 % в год. По официальным данным Росстата, ВВП России по паритету покупательной способности (ППС) достиг 1,69 трлн долл.1 Соответственно ВВП на душу населения составил 11,8 тыс. долл. Это достаточно высокий уровень, который превосходит по абсолютным значениям индикаторы стран Азии, Африки и Латинской Америки. В США соответствующие показатели в 2007 г. равнялись 13,8 трлн долл. ВВП и превысили 45,6 тыс. долл. (в текущих ценах) на душу населения. Сегодня США являются страной — экономическим лидером, поэтому их количественные показатели вполне могут служить ориентиром для оценки дальнейших перспектив развития России.

В настоящее время Россия по численности населения (142,8 млн в 2006 г.) сравнима с США в 1943 г., где в то время проживали 136,7 млн чел., при этом на каждого человека приходилось по 12,2 тыс. долл.2 ВВП в год. В России в предыдущие четыре года (2004-2007 гг.) показатели роста реального ВВП достигали соответственно 7,2 %; 6,4 %; 7,4 %; 8,1 %; в США в сравниваемые четыре года (1940-1943 гг.) темпы роста также были самыми высокими в XX веке — 8,7 %;17,1 %;18,5 % и 16,4 % соответственно. Это, на первый взгляд, формальное сравнение достаточно красноречиво демонстрирует, какой трудный и, возможно, долгий путь предстоит пройти нашей стране, чтобы достичь сегодняшнего уровня США. Самим американцам для этого понадобилось более шестидесяти лет упорного труда (рис. 1).

1 Федеральная служба государственной статистики. Росстат. О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП. Данные за 2005 г. http://www. gks. ru/.

2 Данные для США приведены в долларах 2000 г., поэтому сравнение по приведенным абсолютным значениям допустимо. U. S. Bureau of Economic Analysis (http://www. bea. gov/national/index. htm#gdp).

2 -

Современную экономику на самом высоком уровне абстракции обычно представляют как взаимодействие домохозяйств (жителей страны) и бизнеса (фирм). Их сотрудничество реализуется путем рыночного обмена. Фирмы приобретают ресурсы, перерабатывают их и затем реализуют готовую продукцию. Рассматривая фирмы как основную часть производящей системы экономики, можно провести следующую декомпозицию. Представим ВВП страны в виде произведения множества фирм и созданной ими добавленной стоимости:

ВВП = N * X, где N — количество фирм в стране;

Х — средняя величина добавленной стоимости.

В этом уравнении присутствует два компонента: фирмы и создаваемая ими добавленная стоимость. Следовательно, рост ВВП может быть обеспечен как за счет увеличения количества фирм, так и путем наращивания величины вновь создаваемой продукции.

Сравнение современных экономик США и России с точки зрения количества фирм и их производительности демонстрирует большую эффективность американских компаний. Это дает основание воспользоваться имеющимися данными в качестве реального ориентира.

Согласно данным статистики в 2005 г. в США оперировало 5,88 млн фирм3, в работе которых принимали участие более 130 млн оплачиваемых работников (общее количество компаний, включающее фирмы без наемного персонала, превышало 23 млн, но в силу того, что производство фирм, состоящих из одного человека, немного превышает три процента, они будут рассматри-

3 Number of Firms, Number of Establishments, Employment, and Annual Payroll by Employment Size of the Enterprise for the United States, All Industries. www2.census. gov/csd/susb/2004/usalli04.xls.

40 000 35 000 30 000 25 000 + 20 000 15 000 10 000 5 000 0

^ ^ ^ ^ ^ / чЧ<? ^ / ^ ^ ^ / ^ ч#"> ^ / ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

□ ВВП США в долл. 2000 г. (1937-2007 гг.)

□ ВВП России на душу населения по ППС (1999-2005 гг.)

Рис. 1. Сравнительные данные по ВВП на душу населения в США и России

ваться лишь в некоторых случаях). В среднем на одну фирму приходилось по 1,8 млн долл. добавленной стоимости в год (в расчетах использовалась часть ВВП, формируемая в частном секторе экономики). Поскольку долгосрочной целью исследования является выработка рекомендаций по экономическому развитию страны, одновременно приведем сравнительные данные по США и России (табл. 1).

В России общее количество хозяйствующих субъектов равно 4,76 млн7, из них частные компании составляют 3,83 млн, включая малые предприятия. Выделить их вклад, а также определить долю частных компаний в ВВП на основе официальной информации не удалось по причине отсутствия таких данных. Поэтому для оценки величины добавленной стоимости, приходящейся на одну фирму в России, исполь-

Таблица 1

Распределение фирм в США и России по отраслям, доля ВВП, приходящаяся на одну фирму (2005 г.) 4

Россия5 США6

Отрасли Число ВВП, на одну Число ВВП, на одну

фирм, тыс. фирму, тыс. долл. фирм, тыс. фирму, тыс. долл.

Всего, в среднем 4 767,3 186,6 5 885,8 1 850,6

Добыча полезных ископаемых 14,6 6 328,0 18,6 12 539,6

Обрабатывающие производства 478,4 352,3 293,5 5 154,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 18,6 1 578,6 6,7 37 042,6

Строительство 371,7 138,6 751,1 813,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт 1 831,4 93,2 1 807,5 866,8

Транспорт и связь 184,5 464,9 164,8 2 091,0

Финансовая деятельность, недвижимость, аренда 792,3 172,1 534,7 4 742,8

Образование, здравоохранение 247,7 472,8 659,4 1 479,0

Прочие услуги 346,6 50,4 712,5 396,9

4 Для расчетов использовались данные Росстата, U. S. Census Bureau, U. S. Bureau of Economic Analysis и Economic Report of the President.

5 Для расчетов использовались данные Росстата: Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. — M., 2006.

6 Для расчетов использовались данные Economic Report of the President. TABLE B-1. — Gross domestic product, 1959—2006.

7 В этом разделе используются данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), полученные на основе сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц. — http://www. gks. ги.

Таблица 2

Группировка фирм стран ЕС по численности наемного персонала

Страны Доля добавленной стоимости Всего

1-9 работников 10-49 работников 50-249 работников свыше 250 работников

ЕС, 25 стран 20,5 % 19,1 % 17,6 % 42,7 % 100 %

Германия 15,6 % 18,3 % 18,6 % 47,6 % 100 %

Франция 19,6 % 18,2 % 16,0 % 46,2 % 100 %

Великобритания 17,9 % 16,1 % 16,5 % 49,4 % 100 %

Доля наемного персонала Всего

ЕС, 25 стран 29,9 % 20,8 % 16,5 % 32,8 % 100 %

Германия 19,6 % 21,9 % 18,7 % 39,8 % 100 %

Франция 23,3 % 20,7 % 16,9 % 39,2 % 100 %

Великобритания 21,1 % 17,9 % 14,8 % 46,2 % 100 %

зовались данные об общем количестве хозяйственных организаций.

ВВП России в конце первого десятилетия XXI в. примерно на порядок, то есть почти в десять раз, меньше ВВП США (по официальному обменному курсу). В среднем на один российский хозяйствующий субъект приходится пропорционально меньшая величина создаваемой добавленной стоимости — 186,6 тыс. долл. в год против 1 850,6 тыс. долл. среднеамериканского значения.

Сравнительный анализ показывает, что при примерно одинаковом количестве фирм в той или иной отрасли сопоставимыми по абсолютной эффективности являются только компании сектора добычи полезных ископаемых (табл. 1). По всей видимости, в силу того, что российским компаниям этой отрасли приходится конкурировать на мировых рынках и повышение эффективности является условием их выживания.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблема стимулирования повышения эффективности российских компаний может стать одной из основных задач государственной экономической политики на долгосрочную перспективу.

В настоящее время уже практически никем не оспаривается тот факт, что локомотивами экономического роста являются крупнейшие корпорации. Например, в США в 2002 г. примерно две тысячи корпораций с объемом продаж свыше 1 млрд долл. обеспечивали производство почти половины продукции (47,9 %); в Евросоюзе подобные компании, представляющие лишь 0,2 % от 18 млн общего числа фирм, создавали 42,7 % добавленной стоимости. Помимо того, что крупнейшими корпорациями формируются наибольшие объемы продукции, приходящиеся на одну производственную единицу, в этих компаниях также самая высокая производительность труда.

Производство больших объемов с максимальной эффективностью — это основа основ фирм

4 -

высших уровней развития. Например, в странах ЕС в настоящее время крупные фирмы нефинансового сектора с численностью работающих свыше 250 чел. производят 42,7 % добавленной стоимости8 (табл. 29).

Чтобы продемонстрировать значимость для страны крупных компаний, сравним два показателя — величину ВВП и число компаний, вошедших в рейтинг Forbes10, оценившего 2000 крупнейших корпораций мира. Так, ВВП США в 2006 г. был равен 13,2 трлн долл. — это 27,36 % мирового ВВП. В том же году США заняли первое место в рейтинге Forbes — 693 корпорации были американскими — это 34,65 % от их общего количества. Второе место в обоих рейтингах занимает Япония — 4,3 трлн долл. ВВП и 320 корпораций. Третье и пятое места — Германия и Великобритания с 2,9 и 2,3 трлн долл. ВВП — 58 и 130 компаний соответственно. Между ними на четвертом месте по ВВП находится быстрорастущая экономика Китая — 2,6 трлн долл.; в этой стране находится 28 компаний из вошедших в список Forbes. Доля России в мировом ВВП составляет 2,05 %, что позволяет нашей стране занимать 11-е место с объемом ВВП, равным 986,9 млрд долл. по официальному курсу Банка России. В рейтинг крупнейших корпораций соответственно вошли 14 российских компаний (0,7 % от 2 тыс. крупнейших компаний), в том числе ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сбербанк», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», ОАО «Северсталь» и др.

Крупнейшие корпорации, как было показано автором в работе «Теория экономико-технологического развития фирм» 11, играют определяющую роль в развитии экономики любой страны.

8 European business — Facts and figures, Data 1995-2005. 2006 edition.

9 European business — Facts and figures, Data 1995-2005. 2006 edition.

10 http://www. forbes. com.

11 Денисов И. В. Теория экономико-технологического развития фирм. — М.: «Гриф и К», 2008.

Таблица 3

Эффективность фирм обрабатывающей промышленности США12

Группировка предприятий Добавленная Доля добавленной Доля заработной Заработная плата

по количеству наемного стоимость, стоимости в общем платы в общем одного работника,

персонала млн долл. объеме продаж объеме продаж долл. в год

Всего / в среднем 1 887 792 48,2 % 14,7 % 39 197

1-4 работника 21 653 53,9 % 22,3 % 32 078

5-9 работников 28 388 53,5 % 21,3 % 33 824

10-19 работников 58 005 53,9 % 21,9 % 33 563

20-49 работников 142 877 51,4 % 20,1 % 34 624

50-99 работников 181 782 49,5 % 17,7 % 35 714

100-249 работников 357 448 48,2 % 15,5 % 36 641

250-499 работников 297 002 47,1 % 14,0 % 37 403

500-999 работников 286 181 47,8 % 12,4 % 40 293

1000-2499 работников 262 005 47,3 % 12,2 % 45 048

более 2500 работников 252 446 46,3 % 12,3 % 59 464

Таблица 4

Эффективность фирм обрабатывающей промышленности США13

Группировка предприятий по количеству наемного персонала Доля созданной добавленной стоимости Добавленная стоимость (тыс. долл.), приходящаяся на...

одно предприятие одного работника один час рабочего времени

Всего / в среднем 100 % 5,4 128,4 92,3

1-4 работника 2,7 % 0,2 77,5 58,5

5-9 работников 0,6 84,9 62,7

10-19 работников 20,3 % 1,1 82,6 62,4

20-49 работников 2,8 88,4 63,8

50-99 работников 7,0 100,2 70,3

100-249 работников 34,7 % 17,6 114,1 79,3

250-499 работников 43,3 126,0 86,4

500-999 работников 42,4 % 105,2 155,9 110,6

1000-2499 работников 255,6 175,3 125,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более 2500 работников 1 047,5 223,2 202,6

Совершенствуясь, компании вытесняют устаревшие формы и тем самым обеспечивают прогресс как в технологическом, так и, что «является решающим», в экономическом плане. Каждый раз переход фирмы на новый уровень развития приводит к тому, что «отставшие» компании покидают рынок. В этом заключается подлинная конкурентная борьба, которая в итоге обеспечивает рост экономики страны. Отличительными особенностями крупнейших компаний является способность производить большое количество дешевой продукции, являющейся традиционной, а также разрабатывать и выпускать на рынок принципиально новые виды продукции.

В первом случае цель максимизации прибыли достигается путем наращивания массы недорогих товаров и услуг. Этим же способом решается задача формирования добавленной стоимости. В каждой единице продукции ее величина невелика, но за

12 Для расчетов использовались данные U. S. Census Bureau.

13 Там же.

счет большого количества формируется необходимая масса — в итоге общество получает значительное количество продукции по доступным ценам. Высокая эффективность деятельности проявляется в меньших затратах труда и соответственно в меньшей доле заработной платы в цене реализации. При этом сама величина заработной платы одного работника в крупных корпорациях значительно выше (табл. 3).

Крупнейшие корпорации обладают наивысшим потенциалом технологического лидерства. Они производят наибольшие объемы продукции, приходящиеся на одну производственную единицу. В этих компаниях самая высокая производительность труда (табл. 4). Такое положение характеризует крупнейшие для своего времени фирмы в любой исторический период — как на заре формирования экономических отношений, так и в настоящее время.

Рассмотрим подробнее деятельность корпораций по производству традиционной продукции. В

- 5

условиях сформировавшегося насыщенного рынка повышение производительности труда при выпуске подобной продукции приводит к сокращению числа работников. В замкнутой экономике подобные процессы во всех отраслях повлекут за собой адекватное сокращение спроса вследствие пропорционального сокращения доходов, недополученных уволенными работниками. В долгосрочной перспективе продолжение соответствующей тенденции приведет к сжатию экономики подобно тому, как это произошло в годы Великой депрессии в США. Масса людей могут оказаться без работы, а компании — без рынков сбыта.

Ситуация радикально изменится, если экономика станет открытой. В этом случае расширение сбыта путем экспансии на зарубежные рынки позволит наращивать выпуск продукции, реализуя ее на внешних рынках, не проводя сокращений наемного персонала. Максимальная производительность при производстве традиционной продукции достигается в крупнейших в каждый период фирмах. Поэтому именно они в первую очередь заинтересованы в выходе на международную арену.

Для сравнительно крупных стран, в экономике которых представлено несколько отраслей, это означает, что фирма развивается в рамках национальных границ до определенного уровня — до размеров отраслевой корпорации, включающей в себя несколько сходных предприятий. Очевидно, что необходимость выхода такой фирмы за пределы страны происхождения может быть обусловлена конкурентным давлением со стороны национальных фирм сравнимой величины и важностью поиска новых рынков за границей. Более того, сформированная сетевая структура подобной фирмы упрощает дублирование предприятий за границей государства. Корпорации, начиная с этого и более высоких уровней развития, практически институционально вынуждены формировать межстрано-вые объединения.

В общем случае возможность экспорта означает рост ВВП за счет использования ресурсов других стран и предотвращение масштабных кризисов. Теоретически расширение рынков сбыта, пропорциональное росту производительности при производстве традиционной продукции, может обеспечить стабильный рост экономики страны даже без появления инновационной продукции. Поэтому правительства большинства государств поддерживают деятельность своих корпораций на зарубежных рынках. Исторически торговая экспансия корпораций всегда шла при военной, а позднее дипломатической или иной поддержке государства.

Обычно деятельность транснациональных корпораций (ТНК) начинают описывать с XVI в. И как пример приводят British East India Trading Company. К этому же времени относятся колониальные войны и формирование Британской империи, необходимость создания которой диктовалась потребностью в расширении как рынков сбыта, так и используемого сырья. Однако ТНК в современном понимании (и с этим согласно большинство историков и экономистов) стали формироваться в XIX в., что соответствует периоду начала появления компаний, объединяющих несколько предприятий одной отрасли.

Поскольку в первой половине XX в. США перехватили экономическое лидерство у Великобритании, то и дальнейшее увеличение количества ТНК происходило преимущественно за счет активности компаний этой страны. Лишь спустя два десятилетия после Второй мировой войны на международные рынки стали выходить европейские и японские корпорации. Процесс экспансии на международных рынках нарастал на протяжении всего столетия по мере формирования в разных странах ТНК. В настоящее время аналогичные процессы начинаются в России — увеличение сетевых компаний способствует осуществлению ими прямых иностранных инвестиций и росту экспорта.

Роль государства в этой ситуации, как никогда, высока. Дипломатическая, консалтинговая и финансовая поддержка приходит на смену военным экспедициям, хотя и не исключает их полностью. Например, в США, начиная с 1971 г., официально действует правительственное агентство по поддержке частных зарубежных инвестиций — OPIC (Overseas Private Investment Corporation). Деятельность этой «корпорации» распространяется на 150 стран по всему миру14.

OPIC предоставляет средне- и долгосрочные кредиты; участвует в проектном финансировании на условиях 25-75 % доли в проекте (иногда с правом вето) и оказывает содействие в разработке проектов. Агентство предоставляет кредиты или гарантии на суммы от 100 тыс. долл. до 250 млн долл. и до 400 млн долл. в газовой и нефтяной отраслях. Помимо этого OPIC страхует политические риски на сходные суммы, такие как: риск невозможности по разным причинам вывезти полученную прибыль из другой страны; риск экспроприации; потери активов или бизнеса вследствие войн, революций и т. п. OPIC также оказывает поддержку фирмам США в их инвестиционной деятельности на раз-

14 В этом и следующих абзацах использованы данные www.opic.gov.

вивающихся рынках. При содействии агентства в 1991-2006 гг. 35 частных инвестиционных фондов осуществили инвестиции в объеме около 3 трлн долл. в 53 развивающихся странах. Для малого бизнеса (компаний с объемами продаж менее 250 млн долл.) ОР1С также предлагает аналогичные проекты. ОР1С сотрудничает с фирмами США, в которых как минимум 50 % принадлежит гражданам страны, и с другими зарубежными компаниями, 95 % акций которых принадлежит американским компаниям. Таким образом, речь идет о всесторонней поддержке национальных фирм в осуществлении разнообразных коммерческих проектов за рубежом. Четкая и прозрачная схема предоставления государственных услуг позволяет получать помощь практически всем заинтересованным корпорациям.

Помимо деятельности агентства ОР1С правительство США предоставляет различные налоговые льготы компаниям, оперирующим за рубежом. Например, налоги, уплаченные дочерними компаниями за границей, уменьшают налогооблагаемую базу фирм США; для облегчения деятельности национальных компаний на государственном уровне заключаются договора об избежании двойного налогообложения. Существует еще ряд мер практически прямой поддержки американских фирм: фактическая деятельность международных организаций, направленная на лоббирование интересов ТНК; содействие в развитии инфраструктурных проектов в иностранных государствах, облегчающее проникновение частного бизнеса; всяческая поддержка экспортеров и т. д.

Подобная деятельность правительства дает ощутимый результат. Так, например, в экономике США величина добавленной стоимости, создаваемая дочерними компаниями за пределами страны, с 1984 г. возросла с 796 млрд долл. до 2 216 млрд долл. в 2004 г., соответственно доля в суммарной добавленной стоимости увеличилась с 22 % до 27 %.

Отметим, что это еще не самый худший вариант экспансии транснациональных корпораций, поскольку в этом случае дочерние компании создают за границей рабочие места и вносят свой вклад в формирование ВВП других стран. Но даже в этом случае создается технологическая зависимость страны, на территории которой действуют ТНК, поскольку все процессы разработки инновационной продукции, технологий для ее производства, а также технологий для производства массовой продукции происходят в стране с более развитой экономикой.

Таким образом, деятельность правительства по поддержке корпораций высших уровней развития за рубежом способствует тому, что значительная

часть ВВП формируется за счет продаж традиционной продукции жителям других стран.

В то же время рост корпораций исключительно внутри страны может привести к формированию монополистических отраслей, а это уже не является благом для населения. При производстве традиционной продукции это означает завышение цен на любую продукцию, ограничение выпуска и т. д. В этом случае стремление частной фирмы к максимизации прибыли входит в противоречие с интересами общества. Высокая добавленная стоимость достигается не за счет роста количества дешевой продукции, а напротив, путем увеличения цены небольшого количества необходимых людям товаров и услуг.

При этом для того чтобы избежать негативных последствий роста эффективности при производстве традиционной продукции и соответствующего «схло-пывания» экономики, фирма вообще может остановить дальнейшее совершенствование. То есть корпорация, монополизировавшая всю отрасль в стране, может стать противником технического прогресса, поскольку у нее для его развития не будет никаких экономических стимулов. Монополистическая деятельность внутри страны наносит однозначный вред экономике и должна встречать решительное противодействие со стороны власти и общества.

Практика, как всегда это бывает в отсутствие теоретического обоснования, идет впереди экономической науки. Так, в США для противодействия монополистической деятельности с 1890 г. действует закон Шермана (The Sherman Antitrust Act of 1890). Столкнувшись на рубеже столетий с ростом монополизации целых отраслей экономики, американский законодатель принял закон, на основании которого стало возможным проводить принудительное разделение компаний. По антитрестовским законам в разные годы по суду были разукрупнены компании: Northern Securities Company (1904 г.), American Tobacco Company (1911 г.), Standard Oil (1911 г.) и др.

В нашей стране ст. 34 п. 2 Конституции Российской Федерации прямо запрещает монополистическую деятельность: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» 15.

Таким образом, на территории страны деятельность властей должна быть направлена на

15 Конституция Российской Федерации. Официальное издание. 2005 год, 64 с. ISBN 5-7260-1051-5. Издательство «Юридическая литература». Администрация Президента Российской Федерации, 2005. http://www. president. kremlin. ru/articles/ConstChapter2. shtml.

всемерное противодействие корпорациям высшего уровня развития в монополизации рынков традиционной продукции.

Совершенно другая роль у корпораций высших уровней развития, создающих инновационную продукцию. В этом случае новые направления деятельности абсорбируют работников, высвобождающихся при росте производительности труда вследствие технического прогресса в традиционных отраслях, и создают условия для развития рынков всех типов продукции. Помимо этого инновационная продукция позволяет легко захватывать зарубежные рынки.

Можно утверждать, что в настоящее время на систематической основе создавать инновационную продукцию могут только фирмы, образующие «вершину» производящей части экономики, поскольку лишь они обладают резервами, которые позволяют регулярно проводить прикладные исследования. Все остальные случаи носят спонтанный характер гениальных озарений. Подобного развития событий, конечно, нельзя исключать полностью — движение по пути прогресса очень часто определялось случайными открытиями, но в настоящее время можно согласиться с мыслью Й. Шумпетера о том, что по мере усложнения техники талантливые одиночки уступают место командам профессионалов.

Отметим принципиальные различия между инновационной продукцией корпораций, имеющих отраслевой характер, и более крупных, межотраслевых. Каждая отраслевая корпорация включает в себя несколько предприятий одной отрасли, поэтому разрабатываемая ими инновационная продукция относится к тому же самому сектору экономики. Ресурсы фирмы и отраслевая специфика деятельности задают определенные рамки НИОКР, поэтому результатом исследовательской деятельности (R&D) является монопрофильная отраслевая продукция. Так, например, крупная молочная компания может создать новый вид йогурта или продукт на основе смешения соков и молока, но не может выйти за рамки своей отрасли.

Существующие в настоящее время компании—гиганты, имеющие более длинный процесс создания добавленной стоимости, приобретают ярко выраженный межотраслевой характер. Согласно промышленной переписи 2002 г. 16 в США насчитывалось 913 фирм с количеством работников, превышающим 10 тыс. чел. (крупнейшие корпорации). При суммировании всех фирм по от-

16 Использование данных 2002 г. объясняется тем, что это последняя из проводимых один раз в пять лет экономических переписей

американской экономики.

дельным отраслям итоговая величина превышает общее число фирм в 5,4 раза. Это свидетельствует о том, что фирмы высших уровней уверенно оперируют в четырех-пяти отраслях. Поэтому продукция этих компаний интегрирует в себе результаты разработок множества видов деятельности.

Наиболее показательным примером могут служить автомобильные компании, такие как General Motors, Toyota Motor, DaimlerChrysler, которые могут обеспечить разработку и массовый выпуск автомобилей самого высокого качества. Фирмы этого же уровня, например Boeing и Lockheed Martin, обеспечивают создание новейших самолетов 5-го поколения. Подобная продукция позволяет легко осваивать новые рынки в других странах, поскольку в силу своей уникальности не встречает конкуренции. И поскольку речь идет о монополистических рынках, фирмы получают максимальную прибыль. Кроме того, развитие компании идет за счет сбережений наиболее состоятельных слоев населения другой страны. В качестве наиболее показательного примера можно привести высокую лояльность богатых людей во всех, даже сравнительно бедных, странах к автомобилям Мерседес и БМВ.

В современных условиях продажа высокотехнологичного товара в большинстве случаев влечет за собой развитие инфраструктуры его последующего обслуживания, ремонта, замены составляющих и т. п. Это также уводит финансовые ресурсы в страны с более развитой экономикой. Фактически граждане, располагающие доходами выше средних, способствуют развитию экономики другого государства. Таким образом, разрабатывая новые виды продукции, фирмы высших уровней вносят наибольший вклад в ускорение темпов экономического роста своей страны, поскольку предельно эффективно генерируют максимальный объем продукции с высокой добавленной стоимостью и привлекают ресурсы других стран.

Приведенный анализ свидетельствует, что усилия государства должны быть направлены на создание условий и поддержку корпораций, генерирующих инновационную продукцию. Однако на этом направлении необходим учет закономерностей их развития, поскольку в противном случае результат будет нулевой или отрицательный.

Формирование крупнейших отраслевых и межотраслевых корпораций происходит совместно с развитием фирм меньших размеров. Примером этого служит самая эффективная в настоящее время экономика США. На ее «вершине» находится несколько сотен крупнейших корпораций. Их прибыль, активы и объем продаж сравнимы с ВВП и

бюджетами отдельных стран. Вместе с тем в основе комплекса находится около 18 млн фирм, в которых занято по одному или в среднем менее, чем одному работнику, и примерно 4,5 млн компаний промежуточных уровней. Поскольку часть фирм меньших уровней является поставщиками входной продукции для крупнейших корпораций, то технологическая связанность всех компаний страны обуславливает необходимость равномерной эволюции фирм всех уровней. По этой причине рост высших уровней невозможен без одновременного развития фирм предыдущих уровней. Например, при наличии в стране достаточного количества межотраслевых ТНК возможно формирование компаний меньших размеров, но если комплекс сам по себе образован преимущественно фирмами, не выходящими за рамки отрасли и ведущими деятельность внутри страны, то перейти сразу же к созданию межотраслевых корпораций не получится.

Искусственное формирование подобной корпорации не позволит ей существовать в среде менее технологически развитых контрагентов. В этом случае вновь созданная корпорация вынуждена будет закупать недостающее оборудование в других странах и тем самым способствовать росту экономики более развитых стран. Можно также предположить, что эти страны вряд ли согласятся поставлять самое современное оборудование. Скорее всего, это будет несколько устаревшие техника и технологии17. То есть, на первый взгляд, перспективное начинание, призванное обеспечить прорыв в экономике, приведет к тому, что будет создан дополнительный рынок для иностранных корпораций высшего уровня и, следовательно, обеспечен вклад в рост ВВП иностранного государства.

В том случае, если искусственно созданная корпорация не будет осуществлять закупки необходимого оборудования за границей, то создастся ситуация, аналогичная многократно складывавшейся в СССР. Руководство страны неоднократно предпринимало попытки обеспечить прорыв на тех или иных направлениях развития, но они чаще всего заканчивались ничем. Значительные средства, направленные на развитие автоматизации, механизации, кибернетизации, информатизации, мелиорации и т. п., не давали ожидаемого эффекта. Сами по себе разумные решения были обречены в силу того, что подобная деятельность

возможна только при наличии «поддерживающей» базы. Поэтому либо неподготовленная технологическая среда отторгала новое оборудование, либо ресурсов, направленных на одно направление, не хватало для развития смежных отраслей.

Ускоренное развитие всего комплекса фирм страны может быть обеспечено за счет роста компаний — технологических лидеров. В этой связи необходимо отметить, что достигнуть высших уровней развития компании могут, только развиваясь с меньших уровней. При этом сама по себе скорость роста может быть достаточно высокой и фирма может пройти путь от первого до высшего уровня за несколько лет. Именно такие компании, используя наиболее эффективные способы производства, могут максимизировать свою прибыль таким образом, чтобы производить необходимое количество дешевой продукции внутри страны и ограниченное количество дорогой уникальной продукции, реализуемой за рубежом. В этом случае в стране формируется максимальный объем ВВП, оптимальным образом соответствующий потребностям населения.

В случае создания инновационной продукции усилия государства могут быть сосредоточены на поддержке компаний — технологических лидеров. Эта ситуация имеет принципиальное отличие от искусственного формирования корпораций высших уровней развития, поскольку предусматривает поддержку тех, кто уже развивается. Компании каждого следующего уровня формируются естественным образом из фирм предыдущего, достигших границ своего развития.

Добиться быстрого роста инновационных корпораций можно путем сосредоточения интеллектуальных и финансовых ресурсов в местах роста потенциальных технологических лидеров. Для этого необходима целенаправленная концентрация всех видов ресурсов в нескольких отраслевых центрах развития. Только в этом случае решаются задачи системной поддержки развития и обеспечения сверхкритического уровня концентрации ресурсов, необходимого как для создания дорогостоящих новых технологий, так и для формирования рынков инновационной продукции18.

Данные по территориальному распределению экономики США свидетельствуют, что американское общество уже давно встало на путь подобно-

17 Например, в отношении СССР и стран социалистического лагеря со стороны Запада действовали официальные запреты международной организации — Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom) на поставку высокотехнологичного оборудования.

18 Основные положения этого тезиса изложены в статье «Экономико-технологическое развитие: концепция, модели, решения», авторами которой являются И. В. Денисов, В. Н. Юсим, В. А. Колоколов. Двадцатые Международные Плехановские чтения (июнь 2007 г.): Доклады профессорско-преподавательского состава. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007. С. 121-131.

Стихийная концентрация

Направленная концентрация

а) б)

Рис. 2. Направленная концентрация ресурсов для формирования высших уровней ЭТКФ

го обеспечения развития своей экономики. Из 10 штатов с наибольшей концентрацией крупнейших фирм четыре расположены на значительном расстоянии от исторического центра страны — это Калифорния (Юго-Запад), Техас (Юг), Флорида и Джорджия (Юго-Восток). Таким образом, средством, стимулирующим создание высших уровней ЭТКФ, может стать концентрация ресурсов в нескольких, но ограниченных по количеству региональных центрах (рис. 2б). Причем необходимо формировать множество таких центров, и они должны специализироваться на различных отраслевых направлениях. В этом случае значительно изменятся условия жизни населения, увеличится по абсолютному значению зона полупериферии, которая будет расти вокруг новых центров. Как следствие, зона сравнительно бедной периферии будет уменьшаться.

В этом отношении также показателен пример США. Лидером по ВВП, числу крупнейших корпораций и ряду других показателей является Калифорния. Этот штат находится на противоположном конце страны от экономической столицы — Нью-Йорка. В экономике штата 1-е место по доле производимой продукции занимает сельское хозяйство, но в Калифорнии также находится знаменитый центр компьютерной индустрии — Силиконовая долина. Сверхкритическая концентрация интеллектуальных ресурсов на базе двух универ-

10 -

ситетов — Стэнфордского и Калифорнийского в Беркли создала условия для роста high-tech компаний. Нобелевский лауреат по экономике Гэри С. Бэкер в статье «Вырастить свою Силиконовую Долину» отмечает: «Нововведения и другие новые разработки очень быстро распространяются в Силиконовой Долине, частично за счет работников, которые меняют рабочие места» 19. Как указывает профессор, лучшие умы не боятся ехать в Силиконовую долину, поскольку уверены, что при любых обстоятельствах смогут найти работу в одной из многочисленных компаний. Он также отмечает, что «гдерасполагаются промышленные группы — это, конечно, вопрос удачи и случая. Но история Силиконовой Долины показывает, что сильные университеты, гибкий трудовой и финансовый рынок и ограниченное количество препятствий на пути у предпринимательства являются ключевыми в привлечении компаний высоких технологий» 20.

Ситуация с Силиконовой долиной прекрасно иллюстрирует тезис о том, что необходимо поддерживать уже растущие компании. Эти компании обладают значительным потенциалом развития, поэтому их поддержка намного перспективнее создания крупных компаний с государственным

19 «Вырастить свою Силиконовую Долину» by Gary S. Becker. Copyright Project Syndicate 2008. — http://www. project-syndicate. org/commentary/bec7/Russian.

20 Там же.

участием путем объединения разрозненных активов одной отрасли.

Вопросам концентрации производства посвящено множество исследований, но сама по себе концентрация капитала мало что решает. Необходимо создавать условия для концентрации ресурсов, направленных на создание корпораций высших уровней в конкретных региональных центрах и только на основе уже растущих компаний. То есть таких компаний, которые в будущем могут обеспечить технологическое лидерство на международной арене. Центров концентрации также должно быть несколько, так, чтобы они все вместе включали в себя большинство типов товаров и услуг, производимых в стране.

Таким образом, можно выделить следующие ключевые положения.

Первое. Необходимо создание условий для сверхконцентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов с целью поддержки роста компаний — технологических лидеров. Подобная поддержка должна производиться на основе нескольких, но ограниченных по количеству региональных центров. Следствием этого станет появление нескольких отраслевых центров, способных генерировать инновационную продукцию. Рост корпораций высших уровней развития повлечет за собой сопутствующий рост фирм меньших уровней и таким образом обеспечит развитие территории, на которых они расположены, путем увеличения зоны

полупериферии и уменьшения зоны периферии.

Второе. Всесторонняя поддержка прямыми действиями правительства коммерческой деятельности крупнейших национальных корпораций на международных рынках. В этом случае будет обеспечено сохранение рабочих мест при росте производительности труда в традиционных отраслях путем использования зарубежных рынков. С точки зрения ВВП рост будет осуществлен за счет дополнительных ресурсов, получаемых от граждан и фирм иностранных государств. Причем поддерживать необходимо все отечественные корпорации, выходящие на международный рынок. Поэтому методы такой поддержки должны быть институционализированы и осуществляться в качестве оказания государственных услуг на основе действия соответствующих законов. Основные усилия необходимо сосредоточить на создании условий для деятельности корпораций высших уровней в иностранных государствах, а также на их защите.

Третье — на экономической территории внутри страны необходимо осуществлять жесткое антимонопольное регулирование по отношению к корпорациям, монополизирующим производство традиционной продукции. В этом случае необходимо либо производить разукрупнение, либо способствовать выводу корпораций на зарубежные рынки. То есть внутри страны необходимо создавать условия для формирования максимально конкурентной среды.

интернет-журнал «третий возраст»

ОБЕЩАЕТ БЫтЬ ИНтЕРЕСНЫМ...

В Рунете появился сайт для людей старшего поколения — Интернет-издание www.3vozrast.ru. Главные темы издания — геронтология, отношения в семье и на работе, общественная жизнь, пенсионные проблемы. Люди пожилого возраста найдут на сайте ответы на вопросы о физическом и душевном здоровье, сохранении привлекательной внешности, узнают о профилактике возрастных заболеваний. Новый интернет-журнал также будет регулярно информировать о социальных законодательных инициативах. Для владеющих иностранным языком пенсионеров в одном из разделов сайта «Третий возраст» сконцентрированы версии зарубежных журналов из серии «Пятьдесят плюс».

Мосинформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.