Научная статья на тему 'Закономерности корпоративного развития: этапы эволюции от предпринимателя до транснациональных корпораций'

Закономерности корпоративного развития: этапы эволюции от предпринимателя до транснациональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / СТРУКТУРА ФИРМЫ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов И.В.

В статье исследуется динамика изменения структуры фирмы и роста объемов выпуска продукции. Развитие фирмы рассматривается как процесс эволюции от минимальной фирмы индивидуального предпринимателя, воплощающего несложный технологический процесс, до современных транснациональных корпораций, включающих в себя многочисленные структурные подразделения, нацеленные на создание и продажу сложнейшей продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности корпоративного развития: этапы эволюции от предпринимателя до транснациональных корпораций»

47 (350) - 2013

Теория экономического анализа Theory of the economic anutysis

УДК 334.01

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ: ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ДО ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

PRINCIPLES OF CORPORATE DEVELOPMENT: THE STAGES OF EVOLUTION OF ENTREPRENEUR TO TRANSNATIONAL CORPORATIONS

Игорь Владимирович ДЕНИСОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова E-mail: idennis@rambler.ru

В статье исследуется динамика изменения структуры фирмы и роста объемов выпуска продукции. Развитие фирмы рассматривается как процесс эволюции от минимальной фирмы - индивидуального предпринимателя, воплощающего несложный технологический процесс, до современных транснациональных корпораций, включающих в себя многочисленные структурные подразделения, нацеленные на создание и продажу сложнейшей продукции.

Ключевые слова: фирма, структура фирмы, уровень развития фирмы, производительность, объем продаж.

Теоретическая база развития фирмы

Теоретические воззрения на определение размеров и структуры фирмы важны для практики бизнеса. Менеджеры, стокхолдеры или любые иные лица, определяющие стратегию развития компании, должны иметь возможность строить свои организации аналогично тому, как инженеры возводят слож-

Igor V. DENISOV,

Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Business Administration, Plekhanov Russian University of Economics E-mail: idennis@rambler.ru

In the article, the dynamics of a company structural and technological alteration and production output volume growth are researched. Development of firm as evolution process from the minimum firm - the individual entrepreneur embodying simple technological process, to the modern multinational corporations including numerous structural divisions, aimed at creation and sale of the most difficult production is considered. It is shown that the companies of one level of development possess similar structure, size and productivity.

Keywords: developmental level, successive structure, parallel structure, evolution law.

нейшие конструкции или формируют тончайшие наноструктуры, опираясь на законы физики.

До недавнего времени экономическая наука рассуждала о границах фирмы, преимущественно трактуя представления неоклассиков [14, 21, 22, 30] и их последователей [7, 10, 12, 26]. Однако практическая неприменимость и невозможность расчета предельных издержек, построения кривых спроса

и предложения, абсолютная абстрактность смены технологий и т. п. оставили им лишь почетное место в университетских учебниках [2, 4, 13, 16, 27].

Тенденции современности постепенно смещают интересы ученых в пользу неоинституционального направления [3, 5, 16, 31]. Но и в этом случае ориентация на важное, но не определяющее условие существования фирмы - трансакционные издержки [6] - делает путь определения размеров компании еще более извилистым, поскольку в данном случае объектом исследования являются не сами фирмы, а среда, в которой они оперируют, условия их существования и т. п. [1, 8, 20].

При этом проблемы развития внутренней структуры фирмы были изначально вынесены за рамки этих противоборствующих научных направлений. Поэтому изучение столь важной темы нашло отражение в области исследований, непосредственно связанных с проектированием производства или построением систем менеджмента [9, 11, 18, 28].

Теория управления, не имея возможности опереться на экономическую теорию, сосредоточилась преимущественно на эмпирическом поиске наиболее эффективных методов тактического [24, 25] и стратегического менеджмента [17, 23]. В качестве патерналистских моделей для детерминации структуры здесь используются успешные случаи из практики конкретных компаний. Однако представляется, что формирование удачных кейсов - это полезное, но все же вспомогательное занятие.

Природа социальных исследований в целом и экономики как отрасли знания в частности, безусловно, иная, чем в естественных науках, но и здесь можно предположить наличие законов, определяющих развитие социально-экономических систем. Наличие или их отсутствие является отчасти мировоззренческим вопросом, однако признание возможности существования законов расширяет инструментарий исследователя и формирует потенциал их практического применения.

Первый уровень развития: предприниматель

При демонстрации закономерностей эволюции фирмы будем исходить из определения внутренних

Обеспечивающий Процесс трансформации Обеспечивающий

процесс(вход) —► исходной продукции в конечную —► процесс(выход)

продукцию

Рис. 1. Экономико-технологическая структура фирмы первого уровня развития

движущих сил развития и выявления способов их реализации. Основной целью и, следовательно, базовым движущим мотивом развития фирмы будем полагать стремление к получению прибыли. Этот тезис начал подвергаться в предыдущие несколько лет критике, однако можно предположить, что кризис конца предыдущего - начала нынешнего десятилетия поможет вернуть в научную среду его подлинную ценность, наглядно показав, что без корпоративных прибылей нет экономического развития.

Исходя из этого деятельность любой коммерческой организации (в дальнейшем для удобства будем называть их фирмами) можно представить как процесс, состоящий из приобретения исходной продукции, ее трансформации (преобразования) и последующей реализации для получения прибыли. Такой процесс в простейшей его реализации воплощается одним человеком. Представление о фирме как системе, состоящей из одного человека, отличается от распространенных теоретический воззрений [23-25], но в экономиках разных стран в большом количестве присутствуют индивидуальные предприниматели, поэтому именно такую фирму будем рассматривать как первый уровень ее развития. Например, в США из 27,75 млн общего количества фирм по экономической переписи 2007 г. (2007 Economic Census)1 насчитывается 21,7 млн фирм без оплачиваемых работников и 1,3 млн фирм с одним работником.

Структура фирмы первого уровня в общем виде может быть изображена в виде последовательной системы, состоящей из обеспечивающего процесса (для наглядности разделенного на две составляющие - «вход» и «выход») и основного или производственного процесса - процесса трансформации продукции (рис. 1). Последовательной системой в целях исследования будем называть систему, в которой исключение хотя бы одного из элементов приведет к остановке деятельности всей системы.

1 Данные 2007 Economic Census являются последними по времени из официально опубликованных, содержащих необходимую для анализа информацию.

Можно предположить, что, начиная свой бизнес, владелец фирмы выберет или самостоятельно придумает наиболее эффективные из доступных ему современных методов производства. Организация производства будет сведена к наиболее точному и эффективному воплощению существующих технологий производства товаров или оказания услуг.

При формировании структурной модели эволюции фирмы будем полагать, что исходную продукцию можно приобрести в необходимом количестве по соответствующей рыночной цене. Аналогично предположим, что на весь объем выпускаемой фирмой продукции существует устойчивый спрос и вся произведенная продукция поглощается рынком. То есть фирма реализует востребованную бизнес-идею.

Фирма первого уровня развития в силу ограниченных возможностей одного человека довольно узко специализирована на одном из возможных видов экономической деятельности. Поэтому на ее выходе -ограниченный выпуск небольшого ассортимента однородных товаров (услуг), производство которых, например, описывается шестью разрядами статистического кода NAICS2. Это могут быть единичные предприниматели, такие как уличный торговец (street vendor, продавец газет - 451212 News Dealers and Newsstands US, флорист - 453110 Florists CAN), фермер (фермер, выращивающий пшеницу - farmer, 111140 Wheat Farming), торговец автомобилями (441310 Automotive Parts and Accessories Stores CAN) или мебелью (442110 Furniture Stores CAN) и др.

Возможно, создание фирмы первого уровня развития начнется с частичной занятости, но в случае успеха со временем перейдет к полной или даже превышающей нормы трудового законодательства. Поскольку в данном случае работник и работодатель совмещены в одном лице, то объективным ограничением по времени являются лишь физические возможности человека. Производительность труда постепенно вырастет за счет оптимизации использования и частичного усовершенствования имеющихся технологий. После этого развитие по такому пути остановится.

Согласно расчетам, сделанным по данным экономической переписи 2007 г. (2007 Economic Census), средняя производительность в фирмах

2 The North American Industry Classification System (NAICS) is the standard used by Federal statistical agencies in classifying business establishments for the purpose of collecting, analyzing, and publishing statistical data related to the U. S. business economy.

без оплачиваемых работников составляет около 44,78 тыс. долл. в год [29], а максимальные возможности производства подобной фирмы ограничиваются примерно 100 тыс. долл. продаж в год [29].

Фирма первого уровня развития, таким образом, будет описываться следующими характеристиками: последовательная экономико-технологическая структура (только ее физически может воплотить один человек, последовательно во времени выполняющий все необходимые действия); объем в год в диапазоне примерно от 10тыс. до 100 тыс. долл. (в зависимости от времени занятости), средняя эффективность работника (владельца) фирмы менее 50 тыс. долл. в год.

Рост фирмы до второго уровня развития: кооперация (фирма Р. Коуза)

Какими реальными способами располагают фирмы для увеличения объемов прибыли? Будем считать, что цена реализации на конкурентном рынке формируется извне (определяется спросом), поэтому у фирмы при производстве неизменной продукции существуют всего два взаимосвязанных и взаимообусловленных пути повышения прибыли. Это снижение затрат на единицу продукции и увеличение объемов ее производства (рис. 2). То есть минимизация затрат в общем случае определяется реализуемой технологией и тем, каким образом организовано производство.

Конечно, при неэластичном спросе (в предельном случае - вертикальная кривая спроса) никакого повышения объемов производства не произойдет. Однако будем полагать, что рынки в большинстве своем характеризуются падающей кривой спроса, свидетельствующей о росте потребления по мере снижения цен.

Достигнув пределов текущего технологического совершенствования, владелец фирмы первого уровня развития, скорее всего, перейдет к воспроизводству того, что у него получается лучше всего и приносит основную прибыль, - дублированию процессов трансформации продукции. Особенно в случае успеха на рынке. Увеличить объемы выпуска на имеющихся технологиях и снизить затраты на производство единицы продукции можно путем найма дополнительных работников. В этом случае можно будет говорить о формировании фирмы второго уровня развития. Ее структура приобретет черты параллельной во времени системы (рис. 3).

Параллельной системой в целях исследования будем называть систему, в которой исключение хотя бы одного из элементов в отличие от последовательной не приведет к остановке деятельности всей системы.

Производственные возможности фирмы, состоящей уже как минимум из двух человек, возрастут в два раза, поскольку рассматриваемая модель предполагает дублирование лучшего из достигнутых процессов трансформации продукции. Второго работника не обязательно нанимать. Два специалиста и более могут образовать партнерство на паритетных началах, например, в юридической или консалтинговой фирме. Производительность труда с точки зрения производственной деятельности не изменится, поскольку реализуются те же самые технологии. Однако эффективность одного работника (отношение объемов произведенной продукции к величине всех затрат фирмы) увеличится за счет того, что затраты на приобретение и реализацию продукции увеличатся в меньшей степени, чем вырастет объем произведенной продукции. Кроме того, владелец фирмы получит возможность закупать больший объем исходной продукции по меньшей цене и тем самым также снизить затраты.

Такой путь развития, связанный с наращиванием мощности параллельной системы на имеющихся технологиях, будет продолжаться до некоторой границы. По достижении определенной величины прирост от добавления еще одного процесса трансформации продукции сравняется с возросшими затратами на обеспечивающие процессы. Экономический смысл дальнейшего роста по этому пути будет утрачен.

а

б

Рис. 2. Увеличение объемов прибыли: а - при росте объемов производства; б - при снижении затрат в единице продукции

Ограничения по количественному росту процессов трансформации, основанных на имеющихся методах производства - технологиях, обусловлены, например, нормой управляемости. Известно, что ее величина во многом определяется нестабильностью внешней среды и в зависимости от изменчивости меняется в диапазоне от 2 чел. до да [19]. Современные исследователи близки к эмпирической оценке, когда пределом нормы управляемости в условиях бизнес-среды можно считать величину около 10 работников [15]. Следовательно, максимальный объем производства продукции фирмы второго уровня развития вырастет примерно в десять раз по сравнению с фирмой первого уровня развития.

Расчеты на основе источника [29] свидетельствуют, что в США в 2007 г. фирме, в которой появляются оплачиваемые работники (отнесенной ко второму уровню развития), помимо параллельной структуры, соответствуют следующие количественные параметры: объем продаж (receipt) возрастает до 1 млн. долл.; средняя производительность труда (эффективность) одного работника возрастает в 1,9 раза (почти удваивается на имеющихся технологиях) и достигает 84 тыс. долл.; количество оплачиваемых работников - в диапазоне 3,4-7,4, или в среднем 4,5 чел. на одну фирму.

Приведенные данные демонстрируют, что фирма второго уровня развития характеризуется наличием оплачиваемых работников в количестве до 10 чел., объемом продаж от 100тыс. до 1 млн долл. и параллельной экономико-технологической структурой.

Деятельность фирм второго уровня развития (как и первого) находится внутри одной отрасли. В экономике США расчеты на основе данных источника [29] свидетельствуют, что суммарное количество фирм второго уровня развития в разных отраслях почти не превышает их общего количества (3,3 млн). Однако однородность технологических процессов, лежащих в основе процессов трансформации продукции, тем не менее допускает некоторой вариативности их воплощения. Это может привести к тому, что ассортимент выпускаемой фирмой продукции несколько расширится по сравнению с аналогичной фирмой первого уровня развития, что позволит расширить рынок сбыта.

По виду деятельности фирма второго уровня будет представлять собой, например, небольшую сеть уличных торговцев газетами, газетных киосков и т. п. Если деятельность фирмы связана с реализа-

цией продукции конечному потребителю, то может произойти некоторое расширение территории, на которой происходит распределенная торговля -газеты будут распространяться в более отдаленных районах. Если речь идет преимущественно о производственной деятельности, например, о мастерской по изготовлению однотипной декоративной керамической посуды, то следствием ее расширения станет укрупнение.

Достижение границы развития фирмой второго уровня означает исчерпание возможностей совершенствования технологий и использования резервов структуры. Это означает необходимость качественного изменения как структуры производственной деятельности фирмы, так и лежащих в ее основе технологий.

Попытки отодвинуть границу фирмы второго уровня развития за счет формирования многоуровневой системы управления для воплощения имеющихся технологических процессов возможны, но не снимают общей проблемы совершенствования технологий и необходимости перехода на более высокий уровень.

Параллельная структура фирмы второго уровня восприимчива к нововведениям и различным рационализаторским предложениям. Если один из работников фирмы усовершенствует технологию процесса трансформации продукции, то его опыт может быть быстро распространен среди всех сотрудников, поскольку они выполняют практически ту же самую работу. Таким образом, в рамках системы с параллельной структурой происходит накопление навыков и знаний, подготавливающих возможность качественных изменений в производстве товаров или оказании услуг.

Третий уровень развития: разделение труда и специализация (фирма А. Смита)

Фирма третьего уровня развития возникнет только при возможности дальнейшего расширения рынка и при условии, что накопится опыт для взрывного или по крайней мере существенного изменения технологий. Создание фирмы третьего уровня развития должно и будет означать качественное изменение используемых технологий производства.

Деятельность новой компании в общем случае будет основана на использовании преимуществ разделения труда и специализации работников. Все эти

Обеспечивающий процесс(вход)

преимущества описал еще А. Смит3. Структура такой фирмы вновь станет последовательной (рис. 4).

На примере розничной торговли это будет означать переход от сети небольших торговых точек к магазину самообслуживания. Технология торговли через прилавок, при которой все операции выполняет один продавец, будет заменена на иную, где отдельные операции будут выполнять специалисты по фасовке продукции, расположению товаров в зале, кассиры, охранники и т. д. Производительность труда в супермаркетах по сравнению с традиционными формами торговли, по данным МсЮшеу, выше в три раза [15].

Очевидно также, что ассортимент продукции, производимой фирмой третьего уровня, вновь несколько расширится и станет разнообразнее. Необходимое условие здесь - увеличение емкости рынка. Без выполнения этого условия переход от фирмы второго уровня развития к третьему не произойдет. Например, супермаркет может появиться только в крупном поселении. Качественные отличия в технологии и организации производства фирмы третьего уровня должны привести к увеличению объемов продаж на порядок, т. е. примерно в десять раз.

В США фирмы с объемом продаж до 10 млн характеризуются эффективностью одного работника в 135,2 тыс. долл. продаж в год, а численность таких работников возрастает до 13-52 чел. и составляет в среднем - 21.

Очевидные преимущества фирм второго и третьего уровней развития по сравнению с производственной и коммерческой деятельностью одного человека во многом позволили сформироваться в экономической теории представлениям о фирме как об объединении двух и более лиц. Однако предлагаемый автором подход к изучению фирмы позволяет по-новому взглянуть на ее природу и отношение к количественному составу фирмы.

Можно предположить, что первоначально в своем стремлении оптимизировать внутреннюю

Establishment

Процесс трансформации в конечную продукцию

Обеспечивающий процесс(выход)

3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. / предисл. В. С. Афанасьева. М.: Эксмо, 2007. С. 72-73.

Рис. 4. Структура фирмы третьего уровня развития

деятельность фирмы технология производственной деятельности будет доведена до возможного совершенства. И тогда в супермаркете появляются разделочные и фасовочные машины, находящиеся за пределами торгового зала, на кассах - электронные считывающие устройства и т. д., что значительно увеличивает производительность.

Четвертый уровень развития: диалектика повторения лучшего (появление сетевых компаний)

Достигнув минимума затрат на единицу продукции и максимума производительности труда на имеющихся технологиях третьего уровня, фирма вновь перейдет к воспроизводству процессов трансформации продукции. Однако в данном случае это будет уже не просто наем дополнительного персонала, а полное дублирование предприятий (establishments) фирмы. События будут развиваться таким образом, поскольку именно establishment в данном случае будет реализовывать процесс трансформации продукции, и поэтому именно с его повторения начнется рост фирмы.

В результате возникает фирма четвертого уровня развития, состоящая из нескольких предприятий (establishments), совпадающих по организации производственной деятельности и технологиям с фирмой предыдущего третьего уровня (рис. 5).

Этот факт также находит подтверждение в статистике Census Bureau. Так, если до третьего уровня количество фирм и establishment примерно совпадает, то для фирм с объемом продаж от 10 млн до 100 млн долл. численность establishment начинает увеличиваться, переходя двукратный рубеж и достигая 7,26 ед. на одну фирму. Таким образом, можно однозначно отделить фирмы четвертого уровня от фирм третьего уровня. Количество работников

Рис. 5. Структура фирмы четвертого уровня развития

переписи 2007 г. свидетельствуют, что компании подобного размера присутствуют в среднем в 1,41 отрасли. То есть для них характерно начало движения вглубь по цепочке создания добавленной стоимости. Например, сети супермаркетов начинают выпуск продукции под собственным брендом.

фирмы возрастает до 360 чел. (125 в среднем), при этом среднее количество для одного establishment составляет 42 сотрудника.

Такой путь развития подтверждается, например, формированием сетей магазинов (супремаркетов), получающих дополнительные преимущества от использования единого бренда, унифицированных систем учета, снабжения и т. п. Условием развития сетей станет расширение рынка, которое в данном случае будет связано с территориальной экспансией, например, в границах крупного города.

Однако, как и у фирм второго уровня, подобное развитие конечно в силу нарастания общей энтропии системы и постепенного падения эффекта от прироста объемов производства за счет добавления новых establishment по сравнению с ростом затрат на функционирование всей системы.

Расчетная эффективность одного работника фирмы четвертого уровня развития составит 209,6 тыс. долл. продаж в год, вновь повысившись по сравнению с фирмой предыдущего уровня.

В этом случае произойдет не только расширение ассортимента продукции фирмы четвертого уровня развития, но и начнется небольшое движение в смежные отрасли. Так, расчеты по данным экономической

Пятый уровень развития: удлинение цепочки создания добавленной стоимости (появление крупных предприятий)

Логика развития предполагает переход от параллельной фирмы четвертого уровня развития к последовательной - пятого уровня. Здесь теоретически возможно формирование компаний двух типов. Первый - это продолжение фирмы четвертого уровня по цепочке добавленной стоимости в направлении к ресурсам или, напротив, к конечному потребителю (рис. 6). Например, это может быть фирма, объединяющая сеть супермаркетов, производителей основных (наиболее массовых) продуктов для них, транспортное подразделение. В этом случае можно говорить об отраслевом горизонтально интегрированном холдинге.

Второй вариант фирмы пятого уровня развития -это создание довольно крупного предприятия, например, гипермаркета, расположенного территориально в одном месте (рис. 7), не входящего в холдинг и обслуживающего потребности одного города и его пригородов.

Обеспечивающий процесс(вход)

0—0

0

Обеспечивающий процесс (выход)

Рис. 6. Структура фирмы пятого уровня развития, образованная последовательностью фирм четвертого уровня

Обеспечивающий процесс (вход)

Процесс трансформации продукции

Обеспечивающий процесс(выход)

Рис. 7. Последовательная структура фирмы пятого уровня развития

Можно предположить, что переход к фирме пятого уровня развития также будет означать десятикратное увеличение объемов производства. Однако подтвердить это объективными данными статистики не так просто. В предыдущих случаях внутренняя логика развития была подтверждена данными экономической переписи, в которой группировка фирм по объему продаж с шагом, увеличивающимся в десять раз, являлась доказательством выявленной закономерности.

Так, теоретически обоснованное появление оплачиваемых работников на втором уровне совпало с десятикратным увеличением продаж по сравнению с объемами производства фирмы первого уровня. Качественное изменение технологий фирм третьего уровня, предполагающее рост производства на порядок, также укладывается в анализ имеющихся данных. Следующий десятикратный рост совпадал с превышением количества establishment над численностью фирм и позволил однозначно определить фирмы четвертого уровня развития. Таким образом, четыре уровня развития фирмы обосновываются логически и подтверждаются интерпретацией статистических данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае с фирмами пятого уровня простое следование шагу группировки, предполагающее десятикратный рост, выглядело бы натяжкой или подгонкой под результат, поскольку никаких дополнительных признаков, позволяющих судить о структуре, больше не появляется. Поэтому выберем следующую систему доказательства. Продолжим анализ, как если бы десятикратный рост объемов производства

на каждом уровне был доказан, а затем проведем анализ фирм, находящихся на вершине экономики США. В случае если их характеристики будут близки к средним для предполагаемого соответствующего уровня развития, то будем считать логику доказательства корректной.

Фирмы, попадающие по объему продаж в диапазон свыше 100 млн долл., характеризуются ростом численности работников до 2,7 тыс. При этом количество сотрудников одного предприятия (establishment) стабилизируется на уровне 50 сотрудников. Эффективность одного работника достигает 362,2 тыс. долл. /чел. в год.

Шестой уровень развития: формирование межрегиональных компаний (горизонтальная интеграция)

Переход к фирме шестого уровня предполагает формирование параллельной структуры, состоящей из нескольких однородных дивизионов, образующих фирму пятого уровня развития (рис. 8). Согласно изложенной логике это будет расширение корпорации внутри отрасли.

В этом случае возможна территориальная экспансия в другой регион. Если страна географически достаточно большая, как, например, США или Россия, то рост будет происходить сначала

Рис. 8. Параллельная структура фирмы шестого уровня развития

Рис. 9. Последовательная структура фирмы седьмого уровня развития

на национальной территории, а затем произойдет выход за границу. Если же страна небольшая, то экспансия сразу же будет иметь характер формирования транснациональной корпорации.

Также можно предположить, что создание фирм шестого уровня развития будет происходить на основе слияний и поглощений сходных отраслевых, но необязательно одинаковых компаний. Кроме того, по мере нарастания сложности системы различия между отдельными подразделениями в конкретных деталях производственной деятельности могут стать довольно существенными. Однако результат слияния во многом будет зависеть от того, насколько удастся технологически унифицировать деятельность объединяемых производственных подразделений, чтобы получить максимальный эффект.

Предполагая десятикратное увеличение объемов продаж за счет воспроизводства региональных подразделений, фирма шестого уровня по этому показателю должна находиться в диапазоне от 1 млрд до 10 млрд долл.

Качественным отличием такого горизонтально интегрированного холдинга будет наличие в нем самостоятельных исследовательских подразделений (research and development - R&D). Так, в 2008 г. 2 370 крупнейших компаний потратили на R&D 74 % от 232,5 млрд долл. 4

На корпоративных сайтах многих компаний высших уровней развития в последние годы появились разделы, указывающие на проведение исследований на уровне нанотехнологий. Очевидно, что подобные прикладные работы не могут позволить себе отдельные, пусть даже гениальные, ученые,

4 Данные Businesses Concentrate Their R&D in a Small Number of Geographic Areas in the United States. URL: http://www. nsf. gov/statistics/infbrief/nsf12326/.

поскольку для их проведения необходимо наличие специфического и, следовательно, дорогостоящего оборудования.

Таким образом, корпорации шестого уровня развития получают дополнительные конкурентные преимущества не только оттого, что ассортимент их продукции охватывает практически всю продукцию отрасли, но и оттого, что они, опираясь на свои исследовательские подразделения, получают возможность разрабатывать новую продукцию, формируя отраслевые монополистические рынки.

Седьмой уровень развития: транснациональные корпорации (вертикальная интеграция)

Корпорации седьмого уровня развития представляют собой последовательное объединение нескольких фирм шестого уровня, образуя межотраслевое объединение (рис. 9).

Необходимость расширения рынков сырья и сбыта делает их по-настоящему транснациональными корпорациями, выходящими за границы даже самых больших национальных территорий. Исследовательские подразделения таких корпораций ориентированы на создание абсолютно новой продукции, основанной на межотраслевом производстве. Именно в силу своих институциональных особенностей компании седьмого уровня, представляющие в настоящее время крупнейшую из корпоративных форм, являются локомотивами мировой экономики.

Согласно рейтингу Financial Times 500 в США в 2007 г. насчитывалось 166 компаний с объемом продаж от 10 млрд до 100 млрд долл., которые по формальным критериям можно отнести к фирмам седьмого уровня развития.

Десятикратное увеличение объемов производства при переходе к более высокому уровню развития для конкретной корпорации является, конечно же, условной границей. Отдельные компании путем концентрации усилий менеджеров и благодаря благоприятной конъюнктуре могут сохранить структуру предыдущего уровня и достичь при этом показателей, более высоких, чем средние. Или, наоборот, показатели могут быть хуже и не соответствовать структуре своего уровня. То есть каждая конкретная компания может отличаться от средней, но все вместе фирмы одного уровня развития в большинстве своем должны укладываться в приведенные количественные характеристики.

Структура производственной деятельности неохотно раскрывается частными (пусть даже публичными) компаниями, поскольку это может помочь сделать выводы об их затратах, что обычно является коммерческой тайной. Однако даже экспресс-анализ свидетельствует о преимущественно последовательном межотраслевом характере производства фирм из списка известного журнала.

Восьмой и девятый уровни развития: прогноз

Можно предположить, что корпоративное будущее сформируется объединением гигантских корпораций седьмого уровня в еще большие - восьмого. Список Financial Times 500 в США в 2007 г. насчитывал девять корпораций с оборотом свыше 100 млрд долл., которые можно отнести к корпорациям восьмого уровня развития.

Одним из лидеров списка крупнейших по объему продаж на протяжении многих лет является компания Wal-Mart с объемом продаж 374,5 млрд долл., владеющая 8 159 магазинами с более чем 176 млн покупателей в год.

Как было показано ранее, переход к параллельной структуре во многом является вынужденным этапом, необходимым для подготовки технологических скачков на качественно более высокий уровень производства товаров и услуг.

Одним из важнейших прогнозов, которые позволяет сформулировать представленная логика развития фирм, - это формирование последовательных корпораций девятого уровня развития. Их ассортимент будет охватывать большинство товаров и услуг, которые выпускаются в экономике, объем продаж будет сравним по объему с ВВП крупней-

ших мировых экономик современности, таких как США или ЕС, поскольку укладывается в диапазон от 1 трлн до 10 трлн долл.

Обобщения

Автором предлагается подход, представляющий эволюцию фирмы как последовательность переходов между ограниченным числом детерминированных состояний - от первого до девятого уровней развития. Это делает необходимым сформулировать и ввести понятие «уровень развития фирмы». Его можно охарактеризовать следующими параметрами:

- структура фирмы: последовательная или параллельная;

- объем продаж фирмы;

- эффективность одного работника фирмы.

Уровень развития описывает статическое состояние фирмы. Динамическая эволюция представляет собой переход от достигнутого уровня к более высокому. Плавность переходов обеспечивается возможностью внутреннего развития в границах уровня. Рост в границах одного уровня может находиться в условном диапазоне от 1 до 10.

Минимальный объем выпуска реализуемой продукции фирмы первого уровня развития в каждый конкретный период времени (например, в определенный год) определяется физическими возможностями одного человека, использующего современные технологии. Переход от частичной занятости к полной и выход на оптимальные возможности максимального использования имеющегося оборудования определяет выход на границы фирмы первого уровня развития.

Переход на каждый следующий уровень развития характеризуется изменением всех трех параметров одновременно.

При этом, во-первых, структура меняется с последовательной на параллельную (или, наоборот, при дальнейшем росте). Последовательная структура воплощает в себе достижение определенного технологического уровня и последующее его доведение до оптимального состояния. Параллельная структура возникает по исчерпании возможностей технологического совершенствования и предполагает компенсирующее использование структуры, обеспечивающее дальнейшее развитие и накопление знаний для нового качественного рывка.

Во-вторых, на каждом уровне развития фирмы происходит рост объемов производства примерно в десять раз. Либо за счет физического увеличения ко-

личества производственных процессов, либо за счет качественного изменения используемых технологий.

В-третьих, растет эффективность одного работника фирмы, происходящая либо путем использования преимуществ технологий, либо возможностей структурного развития.

Закономерности эволюции фирмы основываются на двух составляющих. Прорыв в экономике обеспечивает появление фирм последовательных уровней. Их отсутствие или временная задержка компенсируется созданием фирм параллельных уровней. Чередование последовательных и параллельных структур с ростом уровней развития фирмы может быть представлено на условной модели и проиллюстрировано статистическими данными экономики США (табл. 1, 2).

Уровни развития фирм

Представленная модель эволюции фирмы позволяет использовать ее в качестве универсального инструментария как для оценки отдельных фирм, так и для определения состояния и оценки перспектив развития отдельных экономик.

Одновременно в экономике такой развитой страны, как США, присутствуют фирмы всех уровней развития - от минимального первого до максимально достигнутого в текущий период времени. В наши дни это сформировавшийся седьмой и обозначившийся восьмой. Их одновременное сосуществование определяется тем, что фирмы разных размеров не конкурируют между собой.

Крупнейшие корпорации создают инновационную продукцию, формируя монополистические рынки преимущественно на основе достаточно

Таблица 1

(теоретическая модель)

Уровень развития фирмы Структура Объем продукции фирмы, ед. Количество фирм Доля наемных работников от трудоспособного населения, %* Отношение фирмы к отрасли

1-й Последовательная 1 100 000 000 10 Один вид деятельности

2-й Параллельная 10 10 000 000 10 Объединение сходных видов деятельности

3-й Последовательная 100 1 000 000 10 Подотраслевая фирма

4-й Параллельная 1 000 100 000 10 Объединение подотраслевых фирм

5-й Последовательная 10 000 10 000 10 Отраслевая фирма

6-й Параллельная 100 000 1 000 10 Отраслевая корпорация

7-й Последовательная 1 000 000 100 10 Межотраслевая корпорация

8-й Параллельная 10 000 000 10 10 Объединение межотраслевых корпораций

9-й Последовательная 100 000 000 1 10 Все (большинство) отрасли современной национальной экономики

* Наемный персонал в сумме составляет 90 % от трудоспособного населения. Оставшиеся 10 % могут быть распределены следующим образом: 5 %о - предприниматели и 5 %о - безработные.

Таблица 2

Показатели уровней развития фирм по статистике США за 2007 г.

Уровень развития фирмы Объем продаж, долл. /г Количество фирм Количество предприятий (establishment) Среднее количество предприятий, приходящихся на одну фирму (establishment) Количество работников, занятых в фирмах одного уровня развития Среднее количество работников фирмы Среднее количество работников предприятия (establishment)

1-й Менее 100 тыс. 18 937 614 18 938 535 1,0 19 591 990 1,0 1,0

2-й 100-999 тыс. 3 207 293 3 231 552 1,0 15 594 009 4,9 4,8

3-й 1-9,9 млн 1 045 131 1 263 841 1,2 24 485 047 23,4 19,4

4-й 10-99,9 млн 138 680 454 919 3,3 19 895 921 143,5 43,7

5-й 100-999,9 млн 13 156 324 640 24,7 17 229 805 1 309,7 53,1

6-й 1-9,9 млрд 1 947 633 345 165,4 33 249 944 17 077,5 52,5

7-й 10-99,9 млрд 168 - - - - -

8-й 100-999,9 млрд 7 - - - - -

9-й Более 1 трлн - - - - - -

затратного «технического» развития технологий. Наиболее актуальный пример - нанотехнологии, разработка и коммерческое внедрение которых требуют огромных затрат. Поэтому фирмы высших уровней развития становятся обладателями уникальных производств двух видов товаров, формирующих монополистические рынки. Это инновационные товары, обладающие высокой ценой, и дешевые товары массового спроса.

В то же время фирмы первых двух уровней развития возникают постоянно, поскольку на их основе периодически воплощаются сервисные технологии, использующие новейшие технические достижения. Например, услуги мгновенной цифровой фотографии и т. п. Кроме того, фирмы первого и второго уровней, относящиеся к традиционным отраслям, довольствуются меньшей нормой прибыли на единицу продукции.

Фирмы промежуточных - третьего, четвертого и пятого уровней - представляют собой уже несколько выросшие инновационные компании, формирующие свои ниши либо в новом спектре определенных отраслевых товаров и услуг, либо осваивающих географически новые рынки или совмещающие в себе и то, и другое одновременно.

Эволюция корпоративного сектора страны в целом представляет собой динамический процесс равномерного роста фирм всех уровней развития как в количественном, так и в качественном отношениях. Страна, корпорации которой первой достигают максимально возможного в текущий период уровня развития и удерживают его, занимает доминирующее положение в мировой экономике. Так, четверть мирового ВВП, производимого в США, во многом определяется тем, что из 2 000 крупнейших мировых компаний 551 являются американскими5. Однако для комплексного роста экономики необходимы развитие и рост фирм всех меньших уровней.

Представленная в статье модель эволюции фирм является универсальной, поскольку подходы, лежащие в ее основе, позволяют использовать ее с определенными уточнениями для фирм любых стран с рыночной экономикой в различные исторические периоды для объективного определения текущего состояния, оценки перспектив и разработки методов и стратегий ускоренного развития как отдельных фирм, так и национальной экономики в целом.

5 The Global 2000. Forbes. com LLC™. URL: http://www. forbes. com/lists/2009/18/global-09_The-Global-2000_Sales. html Forbes. com LLC™.

Список литературы!List of references

1. Alchian A. The Collected Works Of Armen A. Alchian 2 VOL. CL SET, Liberty Fund Inc.; New edition, 2006.

2. Baumol W., Blinder A. Microeconomics: Principles and Policy, South-Western College Pub., 2008.

3. Becker G. Economic Theory, Transaction Publishers, 2007.

4. Begg D., Fischer S., Dornbusch R., Ward D. Economics, McGraw Hill Higher Education, 2005.

5. Buchanan J. Politics as Public Choice, Collected Works of James M Buchanan. Liberty Fund Inc., 2000.

6. Coase R. The Firm, the Market, and the Law, University Of Chicago Press, 1990.

7. Debreu G. General Equilibrium Theory, International Library of Critical Writings in Economics. Edward Elgar Publishing, 1996.

8. Demsetz H. From Economic Man to Economic System: Essays on Human Behavior and the Institutions of Capitalism, Cambridge University Press, 2008.

9. Drucker P. Management Challenges for the 21st Century, Harper Paperbacks, 2001.

10. Friedman M. Capitalism and Freedom (Fortieth Anniversary Edition, University of Chicago Press, 2002.

11. Hart O. Firms, Contracts, and Financial Structure: Clarendon Lectures in Economics, Oxford University Press, 1995.

12. Hicks J. R. Money, Interest and Wages, Collected Essays on Economic Theory, Volume 2. Harvard Univ. Pr., 1982

13. Mankiw G.(2008) Principles ofMicroeconomics. (South-Western College Pub).

14. Marshall A. Principles of Economics: Abridged Edition, Cosimo Classics; Abridged edition, 2006.

15. McKinsey Global Institute. Lean Russia: Sustaining economic growth through improved productivity, 2009.

16. MillerR., BenjaminD., NorthD. The Economics of Public Issues, Addison Wesley, 2009.

17. Mintzberg H. Strategy Safari: A Guided Tour Through The Wilds of Strategic Management, Free Press, 2005.

18. Mintzberg H. Structure in Fives: Designing Effective Organizations, Prentice Hall, 1992.

19. Mintzberg H. The Structuring of Organizations, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1979.

20. Olson M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagflation, and Social Rigidities, Yale University Press, 1984.

21. Pareto V. The Rise and Fall of Elites: An Application of Theoretical Sociology, Transaction Publishers, 1991.

22. Pigou A. C. Principles & methods of industrial peace, Cornell University Library, 2009.

23. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors, Free Press, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Rice-Johnston W. Tactical Management: A Management Model for Challenging Times, Intl Thomson Business Pr., 1999.

25. Rowbotham, F., Azhashemi M., Galloway L. Operations Management in Context, ButterworthHeinemann, 2007.

26. Solow R. M. Growth Theory: An Exposition, Oxford University Press, 2000.

27. Stiglitz J., Walsh C. Principles of Microeconomics, W. W. Norton, 2005.

28. Tirole J. The Theory of Industrial Organization, The MIT Press, 1988.

29. U. S. Census Bureau. Statistics about Business Size including Small Business from the U. S. Census Bureau, Available at: http://www. census. gov/epcd/ www/smallbus. html.

30. WalrasL. Elements of Pure Economics: Or, the Theory of Social Wealth, Routledge. Reprint edition, 2003.

31. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism, Free Press, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.