Эффективные микроорганизмы повышают усвояемость питательных веществ корма, а значит, снижают затраты кормов на единицу продукции.
По результатам наших исследований, затраты кормов на производство 1 кг молока наименьшими были во 2-й группе — 1,07 ЭКЕ, а наибольшими — в контрольной группе — 1,37 ЭКЕ. Меньшей в опытных группах была себестоимость 1 кг молока, так, в 1-й группе она составила 7,2 руб., а во 2-й — 6,5 руб., что меньше, чем в контроле, на 0,8 и 1,5 руб. соответственно. Следовательно, выше в опытных группах была прибыль от реализации продукции в сравнении с контролем. Так, в 1-й группе прибыль составила 3546,0 руб., что больше, чем в контроле, на 1844,2 руб., 2-й группе — 5323,3 руб., разница с контролем составила 3621,5 руб.
Уровень рентабельности также выше был в опытных группах и составил в 1-й группе 25,0 %, во 2-й — 38,5 % против 12,5 % в контроле.
В целом за 305 дней лактации продуктивность коров составила: 1-й группы — 5012,7 кг, 2-й — 5245,4 кг, 3-й — 4826,4 кг. В переводе на базисную жирность больше всего молока было получено от коров 2-й группы — 6042,7 кг, а меньше всего — 3-й группы — 5455,3 кг, разница составила 9,7 %.
выводы.
Использование в кормлении коров продуктов ЭМ-технологии позволяет повысить удои коров, улучшить физико-химические показатели молока, снизить затраты кормов и повысить рентабельность производства, причем более эффективно применять микробиологический препарат «ЭМ-Курунга» в дозе 500 мл на голову в сутки.
литература
1. Блинов В. А. Биотехнология (некоторые проблемы сельскохозяйственной биотехнологии). Саратов, 2003. 196 с.
2. Микробиологические препараты «Байкал ЭМ1», «Тамир», «ЭМ-Курунга». Практическая биотехнология в сельском хозяйстве, экологии, здравоохранении : сборник трудов. М. : Агрорус, 2006. 312 с.
экономико-правовые проблемы стратегического развития пищевой и перерабатывающей промышленности в свердловской области
б. а. Воронин,
доктор юридических наук, профессор, н. А. ПОТЕХин,
доктор юридических наук, профессор,
А. А. САрАБСкий,
доктор экономических наук, профессор, кафедра управления и права Уральской государственной сельскохозяйственной академии
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором (Уральская государственная юридическая академия).
Ключевые слова: стратегия; пищевая и перерабатывающая промышленность; продовольственная безопасность, экономико-правовой механизм.
Keywords: strategy, food and processing industry, food security, economic and legal framework.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики Свердловской области, формирующей агропродовольственный рынок и обеспечивающей продовольственную безопасность.
За время перехода к рыночной модели экономики в Свердловской области сформировался большой круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и активно привлекающих капитал для своего развития.
После 1990 г. в производстве продуктов питания определились два периода: 1991-1998 гг. — в этот период произошло значительное падение производства всех основных видов продуктов питания; период с 1999 г., когда в отдельных отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности наметились определенные положительные тенденции к стабилизации и росту производства продукции (колбасные и кондитерские изделия, цельномолочная и макаронная продукция; сыры жирные).
Пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя 9 отраслей, объединяющих более 500 действующих предприятий Свердловской области, где занято около 39 тысяч человек.
В структуре оборота розничной торговли за 2010 г удельный вес продовольственных товаров составил 48,9 %.
В целом предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2010 г было отгружено продукции (работ, услуг) на 51,9 млрд руб. в действующих ценах, что на 8 % больше, чем в 2009 г
Всего инвестиции в основной капитал за счет разных источников финансирования с 2007 по 2010 гг составили 12,2 млрд руб. В том числе в 2010 г — 2,4 млрд руб.
Стратегическая цель, стоящая перед пищевой и перерабатывающей промышленностью, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием на уровне продовольственной безопасности.
Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.
Мясная промышленность, как ведущая отрасль АПК, должна удовлетворять потребности населения в мясе и мясных продуктах — основном источнике полноценного животного белка, жиров, микроэлементов и других необходимых пищевых компонентов в рационе питания человека. В составе агропромышленного комплекса Свердловской области находится более 20 крупных, средних и малых перерабатывающих предприятий мясной промышленности. Все предприятия имеют частную форму собственности. Первичную переработку скота осуществляют 67 аттестованных боенских пунктов (переработка мяса КРС, свиней).
Предприятия мясной отрасли имеют разную степень загрузки производственных мощностей. Коэффициент использования производственных мощностей в целом по виду деятельности составляет 69,6 %. По производству мяса загрузка мощностей составляет от 10 до 80 %, в среднем 38,2 %, по колбасным изделиям — от 15 до 100 %, в среднем 70,6 %, по производству полуфабрикатов — от 11 до 100 %, в среднем 64,9 %.
Предприятия мясной отрасли выпускают ассортиментный перечень мясной продукции, удовлетворяющий потребности всех слоев населения Свердловской области. Это более 300 видов колбасных изделий, в том числе в сервировочной нарезке и порционные, в вакуумной упаковке, в газовой среде; более 180 видов мясных полуфабрикатов: котлеты, фарши, пельмени; натуральные, бескостные, мясокостные, более 80 видов копченостей. Освоен выпуск сыровяленых и сырокопченых изделий, маринадных полуфабрикатов, внедряются новые виды колбасных оболочек, позволяющих увеличить срок годности колбасных изделий.
В Свердловской области переработку молока осуществляют 53 организации различных форм собственности, в их числе 31 молочный завод и 22 цеха по переработке молока.
Обеспечение сырьевыми ресурсами осуществляется за счет поставок молока сельхозтоваропроизводителями Свердловской области. Основным направлением деятельности молочных заводов является производство цельномолочной продукции, для чего используется 86,8 % молочного сырья, производимого в области.
В 2010 г. объем переработанного молока-сырья молочными заводами в зачетном весе составил 382,5 тыс. т (рост на 102,7 % к 2009 г.).
Производственные мощности предприятий молочной промышленности по основным видам продукции имеют различную степень загрузки: по цельномолочной продукции — 78 %, по маслу животному — 27 %, по сырам — 59 %, по мороженому — 80 %. Имеющиеся производственные мощности позволяют увеличить объемы производства молочной продукции.
В целях удовлетворения спроса на молочную продукцию всех слоев населения Свердловской области предприятия молочной отрасли ведут постоянную работу по расширению ассортимента выпускаемой продукции. Предприятиями молочной промышленности области выпускаются практически все виды молочных продуктов: молоко и кисломолочная продукция, обогащенная йодказеином, витаминами и бифидобактериями, фруктовыми добавками, молочные продукты для детского питания, сокосодержащие напитки на основе сыворотки, сыры, мороженое, десерты, молоко сгущенное, молоко сухое и многое другое. Для их расфасовки используется упаковка современного дизайна.
Годовая потребность в зерне для нужд хлебопечения Свердловской области составляет 260 тыс. т продовольственного зерна в год, или 200 тыс. т муки.
Переработка продовольственной пшеницы и ржи осуществляется на пяти мукомольных предприятиях: ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод», ООО «Мелькомбинат «Баженовский», ООО «Нижнетагильский мельзавод», ООО «Зернотрейд», обособленное подразделение «Первомайский мукомольный завод» ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия».
Свердловская область обеспечивает себя продовольственным зерном в объеме 20 тыс. т и напрямую зависит от ценовой политики поставщиков из других регионов России. В область завозится зерно из Омской, Курганской, Тюменской областей и других регионов.
Производственные мощности мукомольных предприятий позволяют перерабатывать 333 тыс. т зерна в год, элеваторные мощности для хранения зерна составляют 279,5 тыс. т.
Особенность мукомольно-крупяной промышленности — концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях.
Основную долю продукции составляет мука пшеничная (в среднем 83-85 %). Предложение муки на рынке формируется главным образом за счет отечественной продукции. Мука как продукт питания и как важнейшее сырье в производстве хлеба и хлебобулочных изделий входит в минимальный набор продуктов питания для всех социально-экономических групп населения Российской Федерации. Потребителями муки являются хлебозаводы, хлебопекарни, кондитерские, макаронные фабрики, организации общественного питания, а также население. В конечном счете продукция ориентирована на население, потребность в ней и спрос на нее имеют равномерный характер в течение года. Именно поэтому мукомольная промышленность — одна из отраслей наиболее привлекательных для инвестиций.
В 2010 г. предприятиями мукомольной отрасли Свердловской области произведено и отгружено товаров собственного производства на 955,6 млн руб., что составило 123,9 % по отношению к аналогичному показателю 2009 г.; произведено 107,7 тыс. т муки (132,1 % к показателю 2009 г.) и 8,2 тыс. т крупы (108,4 % к уровню 2009 г.).
Производство хлеба в Свердловской области ведут 35 крупных и средних хлебопекарных предприятий, 26 предприятий Облпотребсоюза, около 200 мини-пекарен, а также мини-производства в крупных торговых сетях, на предприятиях общепита, в системе ФСИН.
В общем объеме выпускаемого в области хлеба (475 т в сутки) продукция хлебозаводов и хлебокомбинатов составляет около 80 %, доля мини-пекарен — 20 %.
На хлебном рынке представлен ряд крупнейших производителей, в совокупности выпускающих более 50 % всего объема хлеба и хлебобулочных изделий в Свердловской области. Это ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат», производящий продукцию на двух производственных площадках (хлебозавод № 1, хлебозавод № 2); корпорация «Уральский хлеб», в которую входят семь хлебопекарных предприятий (ООО «ТД Асбестовского хлебокомбиата», ОАО «Березовский хлебокомбинат», ОАО Каменск-Уральский хлебокомбинат», ОАО «Первоуральский хлебокомбинат», ОАО «Сухоложский хлебокомбинат», ООО «Новолялинский хлебокомбинат», ООО «Сысертский хлебокомбинат»), ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат», входящий в состав агропромышленной холдинговой компании «Тагилхлеб», ОАО «СМАК», ОАО «Режевской хлебокомбинат», ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия», созданное с целью формирования единой государственной политики в области
производства муки, хлеба и хлебобулочных изделий. В состав агентства входят три филиала: Нижнетуринский и Карпинский хлебокомбинаты и Качканарский хлебозавод.
Предприятиями хлебопекарной отрасли, по данным статистики за 2010 г, произведено 173 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, или 96,7 % к уровню 2009 г
Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения объемов производства хлеба обусловлена рядом факторов. С одной стороны, имеет место изменение потребительских предпочтений, с другой — часть хлебного рынка области в настоящее время занята производителями из соседних областей (около 13 % его общего объема).
Масложировая промышленность в Свердловской области удовлетворяет потребности населения области в майонезе и маргарине. На ее долю в 2010 г. приходилось 9,1 % общего объема продукции, реализуемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Удельный вес отрасли в общем объеме пищевой промышленности в России составляет около 10-12 %. Если учесть социальную значимость производимых ею продовольственных товаров, в основном самых доступных для широких слоев населения, эта отрасль относится к числу базовых.
С 1995 г. потребление растительного масла в расчете на одного, человека стало возрастать после довольно значительного снижения. В 2009 г. для жителей Свердловской области этот показатель увеличился до 14,5 кг в год. Рост потребления населением растительных масел произошел под влиянием ряда причин, одной из которых является переориентация потребительского спроса на них с животного масла и маргарина.
Выпуск масложировой продукции стабильно из года в год увеличивается как за счет внедрения программ технического перевооружения предприятий, так и за счет их активной маркетинговой политики, улучшения системы дистрибуции, снижения затрат на 1 руб. товарной продукции, за счет повышения производительности труда.
Анализ развития плодоовощного комплекса Свердловской области за последние годы показал значительное снижение площадей, занятых овощами открытого грунта, в хозяйствах всех категорий. Так, в 1998 г. по области овощи открытого грунта выращивались на площади 14,8 тыс. га, в 2010 г. — на 6,3 тыс. га. При этом средняя урожайность увеличилась с 145 ц/га в 1998 г. до 243 ц/га в 2010 г. за счет специализации хозяйств, соблюдения технологии возделывания, использования новых высокоурожайных сортов и гибридов. Основная доля производства овощей открытого грунта (более 70 %) приходится на население области.
За последние 20 лет площадь защищенного грунта в хозяйствах Свердловской области сократилась на 90 %, выведено из оборота более 180 га теплиц. Износ сооружений тепличных комплексов, построенных в основном в 70-80 гг., в настоящее время превысил 70-80 %, а стоимость тепла и энергоносителей в структуре затрат на производство овощей превысила 50 %. В результате рентабельность тепличного производства не превышает 3-4 %.
Основными причинами спада производства овощей в защищенном грунте стало удорожание энергоносителей (газ, электричество и др.) и демпинговые цены на овощи, поступающие в Россию из-за рубежа. В области продолжают функционировать в основном крупные тепличные комбинаты и предприятия, использующие для производства овощей в утепленном грунте труд граждан Китайской Народной Республики.
В 2010 г. площадь защищенного грунта во всех категориях хозяйств области составила 88 га, в том числе в сельскохозяйственных организациях — 58 га, или 66 %.
шшш.т-ауи. пагоб. ги
Собрано 9,2 тыс. т овощной продукции, в том числе в сель-хозорганизациях — 6,8 тыс. т.
В области, включая личные подсобные хозяйства, плодовые и ягодные насаждения занимают 8,8 тыс. га, в том числе в плодопитомниках 0,28 тыс. га, или 3,2 %. Ежегодно производится до 60 тыс. т плодов и ягод, в том числе плодопитомническими хозяйствами — 0,05 тыс. т, или 0,08 %.
В Свердловской области производством картофеля и овощей занимается более 330 хозяйств.
Во всех категориях хозяйств области в 2010 г. площадь под картофелем составила 46,4 тыс. га при валовом сборе 513,9 тыс. т, под овощами открытого грунта — 6,3 тыс. га, при валовом сборе 147,7 тыс. т.
Производство картофеля в значительной степени концентрируется в личных подсобных хозяйствах населения, которые стали основными производителями этой продукции.
В настоящее время первичной переработкой и подготовкой к реализации картофеля и овощей занимаются 5 организаций Свердловской области: ЗАО АПК «Белореченский», ООО «Картофель» Сысертского района, СПК «Битимский», КФХ Айметов, ООО АФ «Светлое».
Глубокую переработку картофеля и овощей, плодов и ягод осуществляют 3 организации: ООО «Красноуфимский завод диетпродуктов», ПО Пищекомбинат (г. Богданович), КФХ «Предгорье».
С целью модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в настоящее время разработана Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области до 2020 г
Стратегия призвана не только создать необходимые условия для формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Свердловской области до 2020 г
Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, определяющим спросом на отдельные виды продовольствия различных социальных групп и ростом доходов населения, с другой — вхождением России в мировое экономическое пространство и повышением вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности в условиях ВТО.
Необходимо вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.
Стратегия предусматривает системное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Выделяются следующие приоритеты:
в сфере производства:
— развитие сырьевой базы растениеводческой продукции и продукции животноводства. Особо важная цель
— увеличение производства молока-сырья. На новом уровне должна решаться задача повышения качества сырья, поставляемого на предприятия промышленности по его переработке, для увеличения выработки высококачественной готовой продукции;
— проведение технологического перевооружения предприятий с внедрением современных достижений научно-технического прогресса для снижения энергопотребления, уменьшения вредных выбросов в окружающую среду и повышения доходности и конкурентоспособности вырабатываемой продукции;
67
в социальной сфере — повышение оплаты труда производственно-технического персонала предприятий для их мотивации к высокопроизводительному труду и сохранение трудовых ресурсов;
в экономической сфере — рост прибыльности предприятий как основное условие перехода к инновационной модели развития;
в институциональной сфере — развитие кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов;
научное и кадровое обеспечение в качестве важнейшего условия инновационного развития и модернизации отрасли.
Реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности может препятствовать ряд существенных факторов, которые сегодня необходимо предвидеть, чтобы максимально снизить их возможное негативное влияние. Эти факторы можно объединить в следующие основные группы риска:
— агроэкологические риски;
— макроэкономические риски на уровне страны (политические, социальные, внешнеторговые, конъюнктурные);
— микрориски на уровне отдельных предприятий.
Агроэкологические риски оказывают влияние на отрасли
переработки через сокращение объемов и снижение качества сельскохозяйственного сырья из-за неблагоприятно складывающихся погодно-климатических условий, возникновения чрезвычайных природных и техногенных ситуаций. К этой же группе следует отнести риски в животноводстве (птичий и свиной грипп, африканская чума свиней, коровье бешенство, ящур и др.) и связанный с этим забой большого числа поголовья скота и птицы с последующей утилизацией туш.
Эти риски влекут за собой снижение объемов выпуска пищевых продуктов и сокращение использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий, создают дефицит продовольствия на внутреннем рынке, приводят к сокращению или запрету экспорта, нарушению обязательств по экспортным контрактам, увеличению импорта сырья и продовольствия.
Снижение этих рисков требует повышения интенсивности ведения отраслей растениеводства и животноводства, поскольку этот показатель прямо коррелирует с устойчивостью сельскохозяйственного производства, а также создания и поддержания необходимого объема переходящих запасов сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия (зерно, крупа, сухое молоко, животное масло, сыры, консервы и др.), что, в свою очередь, требует обеспечения достаточным количеством емкостей для их хранения.
Риски макроуровня связаны с темпами роста национальной экономики и доходов населения, с тарифнотаможенной, курсовой и внешнеторговой политикой, ужесточением конкуренции на мировом рынке и др. Эти риски можно разделить на внешние и внутренние.
К основным внешним рискам следует отнести торгово-экономические, обусловленные либерализацией внешнеэкономической деятельности, усилением в ряде стран протекционизма, возможностью ограничивать меры аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин. Эти риски возрастут при вступлении России в ВТО, когда искусственные конкурентные ценовые преимущества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки
производства, могут стать причиной вытеснения с рынка более дорогой отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что может повлечь за собой сужение и даже спад производства внутри страны.
Среди внутренних макроэкономических рисков наиболее серьезными являются социальный, технологический и институциональный риски.
Социальный риск связан с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения, со снижением покупательной способности граждан, с сохранением большого разрыва между различными социальными группами населения по экономической доступности им продуктов питания.
Снижение этого риска должно заключаться в оказании помощи отечественным товаропроизводителям по увеличению производства сельскохозяйственной продукции и обеспечению его устойчивости, в формировании сетей продвижения продукции «от поля до прилавка», в регулирование торговой деятельности. Эти меры будут способствовать снижению стоимости сельскохозяйственного сырья, издержек товародвижения и цен на продукты питания.
К риску технологического характера следует отнести высокую зависимость модернизации перерабатывающих предприятий от поставок импортного оборудования. Практически во всех отраслях обновление технологической базы производства опирается преимущественно на импортные технологии, а не на российские разработки. Сохранение такого положения может стать существенным фактором сдерживания технического развития, что особенно опасно в ситуации, когда переход на инновационный тип развития стал объективной необходимостью.
Снижение технологического риска и внедрение инноваций в производство может сдерживаться слабым научно-методическим и опытно-конструкторским обеспечением разработок по созданию инновационных технологий и оборудования, новых продуктов питания и др., что требует повышения уровня финансирования научно-исследовательской, опытно-конструкторской и внедренческой деятельности в сфере агропромышленного производства.
Институциональный риск выражается в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию агропродовольственного рынка и взаимоотношений между его хозяйствующими субъектами.
Наконец, микрориски на уровне отдельных предприятий обусловлены невозможностью проведения ими обновления своей материально-технической базы для модернизации производства из-за отсутствия собственных финансовых средств. Это не позволяет им внедрять ресурсоэнергосберегающие технологии, достигать необходимой глубины переработки сырья, решать экологические проблемы, связанные с защитой окружающей среды, выходить с конкурентоспособной продукцией на внешний рынок.
Анализируя содержание Стратегии, необходимо отметить, что ее существенным недостатком является односторонний подход к развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Основные мероприятия Стратегии направлены на технологическое перевооружение предприятий с точки зрения их производительности и конкурентоспособности, тогда как механизмы решения проблемы качества производимых продуктов питания не названы.
Между тем именно последнее важно, потому что сельскохозяйственное сырье, производимое на территории Свердловской области, не всегда отвечает экологическим требованиям, поскольку многие сельскохозяйственные территории являются техногенно загрязненными.
Сохраняется также проблема фальсификации пищевой продукции, а в отдельных случаях и откровенного несоблюдения требований технических регламентов на самих предприятиях перерабатывающего сектора.
Таким образом, для населения более важно качество, биологическая полноценность и экологическая безопасность продовольственных товаров нежели, технологическое оборудование, на котором они произведены.
Кроме того, по отельным видам продовольственных товаров в производстве более чем на 50 % используется импортное сырье, т. е. мясо глубокой заморозки, а порошковое молоко и т. д.
Поэтому важно создать на предприятиях перерабатывающей промышленности систему прослеживаемости в пищевой цепи. Требования прослеживаемости во всем мире неизменно включаются в отраслевые стандарты и другие нормативные документы.
Цели прослеживаемости:
— поддерживать пищевую безопасность и качество;
— знать историю и происхождение продукта;
— идентифицировать ответственные организации в пищевой и торговой цепочке;
— облегчить верификацию (проверку) определенной информации о продукте;
— улучшать эффективность, производительность и доходность организации на основе качества и безопасности продукции.
Прослеживаемость является одним из ключевых элементов системы менеджмента безопасности пищевых продуктов.
В Стратегии следовало бы более четко обозначить направления и механизмы развития и функционирования областных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях ВТО.
Проблема конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях ВТО будет одной из ключевых. Надо уже сегодня определить направления по которым российская пищевая продукция может быть конкурентоспособной.
Конкурентоспособность — это соперничество в области качества продукта, улучшения и обновления товарного ассортимента, совершенствования системы сбыта товаров.
На наш взгляд, Стратегия должна быть комплексным нормативным правовым актом, обеспечивающим решение проблемы продовольственной безопасности и развития агропродовольственного рынка на основе модернизации и технологического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области.
Стратегия — концептуальный документ, и в нем нет жестких юридических норм, присущих закону или постановлению правительства. Тем не менее цели и задачи, определяемые Стратегией, предполагают наличие конкретного экономико-правового механизма ее реализации. В противном случае Стратегия не будет правовым актом прямого действия, а останется лишь набором определенных пожеланий и общих рассуждений о проблемах развития отрасли.
литература
1. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области до 2020 года.
2. Информационные материалы Террстата Свердловской области за 2010-2011 годы.
трансформация региональной Политики поддержки апк омской области в условиях присоединения к вто
о. п. зайцева,
старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет
e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена А. Е. Миллером, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономики, налогов и налогообложения Омского государственного университета.
Ключевые слова: региональная политика, бюджетная поддержка, АПК, ВТО. Keywords: the regional policy, budgetary support, agrarian and industrial complex, the WTO.
Адаптация сельскохозяйственного производства к функционированию в условиях участия России в ВТО зависит от скоординированной эффективной деятельности субъектов всех уровней хозяйствования, а также органов федерального, регионального и муниципального управления. Эффективность деятельности всех уровней управления можно оценить через результаты функционирования хозяйствующих субъектов. По своей сути все они должны содействовать формированию сбалансированной системы эффективной деятельности в сельском хозяйстве.
В условиях вступления в ВТО делается упор на использование собственно рыночных механизмов, не оказывающих искажающего влияния на конкуренцию в отрасли. По классификации, принятой в ВТО, их относят к «зеленой корзине». Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в бюджете Омской области находится на уровне 3 %. Основная часть этих средств направляется на поддержку товаропроизводителей — 82,5 %. В соответствии с классификацией ВТО используемые в Омской области меры господдержки большей частью относятся к мерам «желтой корзины»