Научная статья на тему 'Экономико-правовая оценка экономического интервенционизма цен и тарифов'

Экономико-правовая оценка экономического интервенционизма цен и тарифов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Санкционная политика / экономический интервенционизм / цена / тариф / субсидия / государственное предприятие / Sanctions policy / economic interventionism / price / tariff / subsidy / state enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибагатуллина Р.М., Гизатуллина В.Г., Салов И.В., Абрамов И.Р.

Экономический интервенционизм в современной экономической действительности, это не выбор государства, а скорее необходимость ответных действий на санкционную политику западных стран, поэтому теоретический анализ экономических и правовых предпосылок интервенционизма, как никогда актуален. Объект исследования – международная торговля. Предмет исследования – интервенционизм, как состояние национальной экономики. Целью данной статьи является исследование развития правил международной торговли, регулирующих государственный интервенционизм в свете глобализации мировой экономики и современных изменений в глобальной геополитике. В статье аргументируется, что ошибочно полагать то, что забота власти о человеке ограничивается только вопросами обороны, здравоохранения или запретом на опасные вещества, прежде всего забота власти, это равное обеспечение благополучия всех слоёв населения в условиях роста санкционного давления на национальную экономику. Если принят принцип, согласно которому потребительская свобода индивида должна быть контролируема и ограничена правительством, то масштаб контроля зависит от правительственной политики и общественного мнения, стоящего за этой политикой. Это может привести к постепенному утрате индивидуальной свободы, когда даже выбор потребления человека подвергается контролю государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and legal assessment of economic interventionism of prices and tariffs

Economic interventionism in modern economic reality is not a choice of the state, but rather a need to respond to the sanctions policies of Western countries, therefore, a theoretical analysis of the economic and legal prerequisites of interventionism is more relevant than ever. The object of study is international trade. The subject of the study is interventionism as a state of the national economy. The purpose of this article is to examine the development of international trade rules governing state interventionism in the light of the globalization of the world economy and contemporary changes in global geopolitics. The article argues that it is a mistake to believe that the government’s concern for people will be limited only to health issues or a ban on hazardous substances; first of all, the government’s concern is equal provision of the well-being of all segments of the population in the context of growing sanctions pressure on the national economy. If the principle is accepted that the consumer freedom of the individual should be controlled and limited by the government, then the extent of control depends on government policies and the public opinion behind those policies. This can lead to a gradual loss of individual freedom, with even a person’s consumption choices subject to state control.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовая оценка экономического интервенционизма цен и тарифов»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-139-144

Экономико-правовая оценка экономического интервенционизма цен и тарифов

Сибагатуллина Р.М., Гизатуллина В.Г., Салов И.В., Абрамов И.Р.

Экономический интервенционизм в современной экономической действительности, это не выбор государства, а скорее необходимость ответных действий на санк-ционную политику западных стран, поэтому теоретический анализ экономических и правовых предпосылок интервенционизма, как никогда актуален. Объект исследования - международная торговля. Предмет исследования - интервенционизм, как состояние национальной экономики. Целью данной статьи является исследование развития правил международной торговли, регулирующих государственный интервенционизм в свете глобализации мировой экономики и современных изменений в глобальной геополитике. В статье аргументируется, что ошибочно полагать то, что забота власти о человеке ограничивается только вопросами обороны, здравоохранения или запретом на опасные вещества, прежде всего забота власти, это равное обеспечение благополучия всех слоёв населения в условиях роста санкцион-ного давления на национальную экономику. Если принят принцип, согласно которому потребительская свобода индивида должна быть контролируема и ограничена правительством, то масштаб контроля зависит от правительственной политики и общественного мнения, стоящего за этой политикой. Это может привести к постепенному утрате индивидуальной свободы, когда даже выбор потребления человека подвергается контролю государства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Сибагатуллина Р.М., Гизатуллина В.Г., Салов И.В., Абрамов И.Р. Экономико-правовая оценка экономического интервенционизма цен и тарифов // Дискуссия. - 2024. - Вып. 125. - С. 139-144.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Санкционная политика, экономический интервенционизм, цена, тариф, субсидия, государственное предприятие.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-139-144

Economic and legal assessment of economic interventionism

of prices and tariffs

Sibagatullina R.M., Gizatullina V.G., Salov I.V., Abramov I.R.

Economic interventionism in modern economic reality is not a choice of the state, but rather a need to respond to the sanctions policies of Western countries, therefore, a theoretical analysis of the economic and legal prerequisites of interventionism is more relevant than ever. The object of study is international trade. The subject of the study is interventionism as a state of the national economy. The purpose of this article is to examine the development of international trade rules governing state interventionism in the light of the globalization of the world economy and contemporary changes in global geopolitics. The article argues that it is a mistake to believe that the government's concern for people will be limited only to health issues or a ban on hazardous substances; first of all, the government's concern is equal provision of the well-being of all segments of the population in the context of growing sanctions pressure on the national economy. If the principle is accepted that the consumer freedom of the individual should be controlled and limited by the government, then the extent of control depends on government policies and the public opinion behind those policies. This can lead to a gradual loss of individual freedom, with even a person's consumption choices subject to state control.

FOR CITATION APA

Sibagatullina R.M., Gizatullina V.G, Salov I.V., Abramov I.R. Economic and legal assessment of economic interventionism of prices and tariffs. Diskussiya [Discussion], 125, 139-144.

KEYWORDS

Sanctions policy, economic interventionism, price, tariff, subsidy, state enterprise.

ВВЕДЕНИЕ

Экономический интервенционизм, выражающийся через регулирование цен и тарифов, субсидирование деятельности государственных предприятий (ГП), в настоящее время является дискуссионным вопросом о сущности государственного вмешательства в экономику. Параллельно с внедрением торговых ограничений и регуляторного законодательства, направленного на управление трансграничными инвестициями, слияниями и поглощениями, применение субсидий и компен-

сационных мер со стороны правительств, а также масштабирования присутствия государственных предприятий, воздействующих на факторы международной торговли, в последнее время вызвали острые дискуссионные противоречия как внутри, так и за пределами Всемирной торговой организации (ВТО) между её участниками. Следует ожидать, что напряженность дискуссий будет возрастать, как по мере нарастания, так и по мере масштабирования государственного вмешательства: «Интервенционизм представлен как частич-

ный порядок, расположенный на континууме между капитализмом невмешательства и социализмом... пределы интервенционизма можно понимать как прямое следствие его функционирования под эгидой фиатной собственности. Поскольку государство может в одностороннем порядке решать, в какой степени индивид имеет право на свою частную собственность (принудительное совместное владение), интервенционизм заменяет рациональный предпринимательский порядок свободного рынка, который ограничен ценовой структурой и управляется экономическим расчетом, произвольными ценностными суждениями одного субъекта» [1, с. 29].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рост глобализации может быть объяснен как экономической либерализацией, так и инновационной промышленной международной стратегией развития стран. Подобная стратегия развития в условиях геополитической напряжённости включает в себя широкое использование государственных субсидий через сложные административные структуры государственных органов, государственных предприятий, неформальных связей между ними, а также между государством и частным сектором. Подобные практики взаимодействия часто реплицируются на субнациональном уровне, что обусловлено необходимостью государственного вмешательства в развивающиеся высокотехнологичные отрасли, такие как возобновляемые источники энергии, робототехника, искусственный интеллект, квантовая вычислительная техника, компьютеры и полупроводники с целью достижения конкурентных преимуществ каждой из стран. Примером может служить доминирование Китая в добыче редкоземельных металлов, как ответ на ограничения импорта в Китай вызванного политикой правительства США.

Использование экономического государственного регулирования как инструмента стратегической конкуренции между странами не ограничивается только тремя крупнейшими мировыми экономиками. Глобальная пандемия СОУГО-19 и ее последствия подчеркивают ключевую роль государства в управлении экономическими и социальными кризисами, а также важность контроля политического пространства для использования субсидий, цен и тарифов как инструмента для коррекции рыночных сбоев и достижения основных социальных целей развития общества. В то же время, острые дискуссии о реформировании Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и системы ВТО в отношении субсидий

не привели к разработке единообразных и строго регламентированных правил, применимых к субсидиям. Вместо этого члены ВТО разработали правила, которые определяют допустимые и недопустимые формы субсидирования и регулируют самопомощь в отношении таких субсидий, которые могут быть или являются недопустимыми в каждом конкретном случае. Но прежде всего акцизы должны использоваться в борьбе с отрицательными побочными эффектами на торговлю от государственного вмешательства в деятельность государственных предприятий: «Одной из главных причин необходимости налоговой гармонизации называют налоговую конкуренцию. Налоговую конкуренцию можно определить, как несогласованное с другими странами установление налогов независимыми правительствами, в результате которого выбор налоговой политики каждого правительства оказывает влияние на размещение мобильного капитала внутри региона» [2, с. 2939].

Изменение законов регулирующих цены, тарифы и субсидии в отношении государственных предприятий остается актуальным в большинстве предложений по реформированию Всемирной торговой организации (ВТО), хотя возникают различные и иногда противоречивые подходы, особенно в контексте правил, касающихся государственных предприятий, расширения запрещенных видов субсидий для обеспечения перехода к экономике с низким уровнем выбросов углерода, а также внедрения новых институциональных механизмов для обеспечения соблюдения правил по субсидиям в рамках санкционной политики ГАТТ и ВТО: «Использование исключительных мер, даже предписанных нормами законодательства ВТО, в качестве санкций в одностороннем порядке должно быть признано недопустимым как противоречащее основному принципу сотрудничества, поскольку: во-первых, нарушение прав граждан третьих стран должно быть доказано; во-вторых, отсутствует прямая причинно-следственная связь между таким нарушением (если оно вообще имеет место) и исполнением обязанностей по торговым соглашениям, стороной которых эта третья страна не является...» [3, с. 449].

Санкционная политика, проводимая западными странами, формирует основания, связанные с будущим дизайном субсидий и регулированием государственных предприятий в контексте существующих системных проблем в многосторонней торговой системе и растущей политизации торговых отношений. Возникает вопрос, каким образом международные компании должны рассматривать

конфликт интересов государств с учетом современных геополитических изменений, динамики мировой экономики и проблем параллельного импорта. Возникает очевидная дискуссии по вопросу того, какие торговые правила могут быть необходимы для противодействия искажениям торговли, вызванные санкционной политикой и ответным государственным вмешательством в экономику через субсидии государственными предприятиями и общественному сектору, рассмотрение использования и регулирования государственного вмешательства. Тарифы представляют собой налоги или пошлины, устанавливаемые национальным правительством на импортируемые товары и обычно взимаются в процентах от заявленной стоимости товара, аналогично налогу на продажу и в отличие от налога на продажу, тарифы обычно различаются для каждого товара и не распространяются на отечественные товары. Экономическое влияние тарифов заключается в том, что за редкими исключениями, они имеют достаточно неопределённый эффект для страны, которая их устанавливает, поскольку их издержки могут превышать совокупные выгоды. Тарифы могут быть выгодны для отечественных производителей, уменьшая конкуренцию на внутреннем рынке и способствуя увеличению цен, но повышение цен может сократить доходы потребителей, заставляя их либо покупать меньше, либо отказываться от других товаров, что в свою очередь может привести к сокращению продаж у отечественных производителей в других сферах, что может отразиться на экономике в целом: «В условиях нестабильности мирового экономического развития в вопросах защиты национальных интересов и повышения конкурентоспособности путем проведения ценовой политики страны мира все активнее защищают свои интересы, все больше полагаясь на свои сильные стороны и возможности. В связи с этим разработка эффективной государственной ценовой политики является частью более общей и амбициозной стратегической задачи» [4, с. 506]. Хотя тарифы могут принести пользу в виде увеличения внутреннего производства и увеличения государственных доходов, подобные выгоды обычно не компенсируют потери, связанные с ростом цен для потребителей и расходами на введение и сбор тарифов, также помимо данного аспекта, существует возможность введения тарифов другими странами на товары данной страны, что может привести к дополнительным экономическим издержкам и даже без такого ответного шага, установка та-

рифов все равно несет значительные расходы для экономики.

В рамках рыночной экономики государство заботится о защите жизни, здоровья и частной собственности граждан от насилия или мошенничества, обеспечивая нормальное функционирование экономики через применение своей принудительной силы. Однако государство воздерживается от вмешательства в свободное функционирование рынка для тех, кто занимается производством и распределением, за исключением случаев применения силы или мошенничества в отношении других лиц, подобные принципы характеризуют рыночную или капиталистическую экономику. Либералы, в частности классические либералы, противостоят государственному вмешательству в экономику, так как считают, что рыночная экономика представляет собой единственную эффективную и действенную систему социального взаимодействия, утверждая, что иных систем не существует, которые могли бы приносить людям столь значительное благосостояние и счастье. Исходя из убеждений английских, французских либералов защита частной собственности призвана не для продвижения эгоистических интересов отдельного класса, а для оберегания интересов всего народа, ввиду благосостояния и благополучия общества [5]. Следовательно, утверждения о том, что сторонники частной собственности являются противниками государственного вмешательства из-за желания ограничить сферу деятельности правительства, являются правдоподобными, но не полными, также, они выступают против социализации экономики и интервенционизма, так как верят в превосходство рыночной экономики, выступая за сильное и эффективное государство только в рамках обеспечения защиты рыночной экономики. Программа сторонников рыночной экономики является негативной в том смысле, что она исключает другие государственные программы или теоретические и практические механизмы регулирования, кроме рыночных.

Но под социализацией экономики понимаются все экономические аспекты жизни общества, которые относятся к компетенции государства. Правительство организует производственный процесс полностью, управляя общественным сектором (в частности образование, здравоохранение), где нет места частной инициативе; всем руководит правительство. Сущность системы государственного вмешательства в условиях рыночной экономики или интервенционизма, заключается в том, что правительство, как и пред-

приниматели, функционируют как отдельные агенты в экономической сфере одновременно с этим находясь в социальной сфере, и в отличие от «чистой рыночной экономики», где власть ограничивается предотвращением нарушений рынка, в экономике социальной правительство активно вмешивается в экономическую деятельность через механизмы регулирования цен и тарифов. Вмешательство представляет собой отдельную волю власти, которая обязывает предпринимателя и обладателя средств производства использовать свои ресурсы иначе, чем они сделали бы в условиях свободного рынка, реализация политической воли может быть в запретительной или директивной форме. Не обязательно, чтобы команды и запреты происходили напрямую от правительства они также могут быть инициированы другими экономически органами, которые в свою очередь используют аппарат власти для их осуществления, так если правительство поддерживает или даже усиливает такие действия, то это сопоставимо с прямым вмешательством, а в случае, когда правительство стремится противодействовать таким действиям силовыми методами, но безрезультатно, это свидетельствует о том, что другой источник власти смог укрепиться и оспорить доминирующее положение правительства.

Хотя правительство имеет полное право выдавать указания и запреты, а также обеспечивать их исполнение через полицию, вызывает интерес: насколько эффективны эти меры для достижения целей, преследуемых правительством? Вмешательства могут привести к результатам, которые даже менее желательны, чем условия в свободной рыночной экономике, поэтому важно учитывать, что даже если исполнительные органы состоят из компетентных исполнителей, результаты могут быть достигнуты только через правильный выбор методов регулирования цен и тарифов.

Правовой аспект экономического интервенционизма заключается в анализе свободы выбора

у индивида в вопросах потребления, что в конечном итоге может вести к ущемлению всех других аспектов свободы. Когда экономическая наука анализирует меры интервенции, она уделяет внимание средствам, которые влияют на процесс, а не на конечные цели этих действий, поэтому важно чтобы эти меры способствовали достижению намеченных целей правительства. Необходимо понимать, что возможность власти контролировать потребление и воздействовать на рыночные данные вызывает широкий спектр вопросов, которые выходят за рамки экономического анализа и переходит в правовую плоскость. Исходя из вышеизложенного, необходимо направить внимание на действия власти, которые направлены на собственников средств производства и предпринимателей, а не только на потребителей, изучать эти вмешательства, их обоснованность и их соответствие целям правительства и желаниям общества. Главный вопрос здесь заключается в том, насколько эффективны эти меры в достижении поставленных целей в условиях неопределённости и роста геополитической напряжённости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обсуждение политического и экономического вмешательства в экономическую систему представляет собой дискуссионный вопрос, определяемый политическими и социальными аспектами, а не только экономическими факторами. Убеждение в том, что власть должна действовать как всеобщий механизм регулирования и контроля индивида, или что ее миссия заключается в защите общественных интересов против эгоистических стремлений отдельных лиц, может быть обоснованным. Если власть преследует конечные социальные цели, а не экономический интерес и в состоянии лучше понимать, что способствует благополучия человека в современных условиях экономического противостояния и санкционной политики, или если она готова пожертвовать благополучием отдельных лиц ради общего блага, то она должна иметь четко сформулированные цели.

Список литературы

1. Сентищева В. Р. Экономические концепции - настоящее и долгосрочные издержки интервенционизма / В. Р. Сентищева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых, Курск, 21-22 мая 2019 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 29-31. - ЕйМ Е^БЬА.

2. Цемержинская А. В. Особенности таможенного контроля подакцизных товаров, проблемы и пути их решения /

А. В. Цемержинская, К. В. Акимова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. - С. 2937-2941. - ЕйМ

3. Мамедов Р. А. Правовые основания одностороннего введения международного эмбарго в условиях действия законодательства ВТО / Р. А. Мамедов, Э. В. Голоманчук // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Волгоград, 01-31 октября 2016 года / Под

редакцией А. А. Ващенко. - Волгоград: Индивидуальный предприниматель Ващенко Александр Николаевич, 2016. -С. 446-452. - EDN XWACNJ.

4. Лев М. Ю. Ценовые факторы в системе экономической и социальной безопасности России / М. Ю. Лев, И. А. Колпакова // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10, № 2. - С. 497-

References

1. Sentishcheva V. R. Economic concepts - present and long-term costs of interventionism / V. R. Sentishcheva // Youth and systemic modernization of the country: a collection of scientific articles of the 4th International Scientific Conference of Students and Young Scientists, Kursk, May 21-22 2019. Volume 2. - Kursk: Southwestern State University, 2019. -Pp. 29-31. - EDN ENFSLA.

2. TsemerzhinskayaA. V. Features of customs control of excisable goods, problems and ways to solve them / A. V. Tsemerzhinskaya, K. V. Akimova // Innovations. The science. Education. - 2021. -No. 34. - Рр. 2937-2941. - EDN DHWGFZ.

3. MamedovR. A. Legal grounds for the unilateral introduction of an international embargo in the context of the WTO legislation / R. A. Mamedov, E. V. Golomanchuk // Economics. Education. Right. Scientific research into the state and devel-

Информация об авторах

Сибагатуллина Р.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Гизатуллина В.Г., старший преподаватель кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Салов И.В., старший преподаватель кафедры управления информационной безопасностью Института информатики, математики и робототехники Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Абрамов И.Р., студент Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

© Сибагатуллина Р.М., Гизатуллина В.Г., Салов И.В., Абрамов И.Р., 2024.

510. - DOI 10.18334/eo.10.2.110263. - EDN MHYCFR. 5. Greif A. Contracting, enforcement, and efficiency: economics beyond the law // Annual World Bank Conference on Development Economics 1996. - Washington, DC, The World Bank, 1997. -C. 239-265.

opment of modern society: Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference, Volgograd, October 01-31, 2016 / Edited by A.A. Vashchenko. - Volgograd: Individual entrepreneur Vashchenko Alexander Nikolaevich, 2016. - Pp. 446-452. -EDN XWACNJ.

4. LevM. Yu. Price factors in the system of economic and social security of Russia / M. Yu. Lev, I. A. Kolpakova // Economic relations. - 2020. -Vol. 10, No. 2. - Pp. 497-510. - DOI 10.18334/ eo.10.2.110263. - EDN MHYCFR.

5. Greif A. Contracting, enforcement, and efficiency: economics beyond the law // Annual World Bank Conference on Development Economics 1996. - Washington, DC, The World Bank, 1997. -Pp. 239-265.

Information about the authors

Sibagatullina R.M., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Gizatullina V.G., Senior Lecturer at the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Salov I.V., Senior Lecturer at the Department of Information Security Management, Institute of Informatics, Mathematics and Robotics, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Abramov I.R., student of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

© Sibagatullina R.M., Gizatullina V.G., Salov I.V., Abramov I.R., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.