Научная статья на тему 'ДВУЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КАК КОМПЕНСАЦИЯ РОСТА ВНЕШНИХ УГРОЗ'

ДВУЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КАК КОМПЕНСАЦИЯ РОСТА ВНЕШНИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гильмутдинова Р. А., Ханова И. М., Сибагатуллина Р. М., Абрамова С. Р.

В данном исследовании рассматривается социальная и экономическая безопасность, как составные элементы национальной безопасности, которые обеспечивают социальную стабильность и экономическое благополучие общества. Актуальность исследования заключается в росте внешних угроз, вызванных политической, финансовой, социальной нестабильностью во всём мире, использования санкций западными странами в качестве рычага давления на Россию. Объект исследования - национальная экономика в рамках существующей общественной формации. Предмет исследования - состояние социально-экономической системы, характеризующейся устойчивостью, стабильностью внутренних социальных и экономических процессов, включая все аспекты хозяйственной и индивидуальной жизни граждан. Цель исследования - рассмотреть содержание социальной и экономической безопасности в рамках единства категорий экономического знания. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические исследования отечественных и зарубежных учёных исследуемой проблематики; 2. Использовать результаты теоретического анализа различных источников для аргументации единства социального и экономического в рамках экономической категории безопасности; 3. Представить экономически, научно-обоснованные результаты и выводы исследования. Методология исследования - экономический подход к исследованию экономических явлений, обусловленные общепринятыми методами научного познания. Результаты исследования - 1. Представлено содержание социальной безопасности; 2. Представлено содержание экономической безопасности; 3. Аргументировано единство социальной и экономической безопасности в рамках категорий социальной и экономической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUALITY OF SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY AS COMPENSATION FOR THE GROWTH OF EXTERNAL THREATS

This study examines social and economic security as components of national security that ensure social stability and economic well-being of society. The relevance of the study lies in the growth of external threats caused by political, financial, social instability around the world, the use of sanctions by Western countries as a lever of pressure on Russia. The object of the study is the national economy within the framework of the existing social formation. The subject of the study is the state of the socio-economic system characterized by stability, stability of internal social and economic processes, including all aspects of economic and individual life of citizens. The purpose of the study is to consider the content of social and economic security within the framework of the unity of categories of economic knowledge. Research objectives: 1. To study the theoretical studies of domestic and foreign scientists of the studied problems; 2. To use the results of the theoretical analysis of various sources to argue the unity of social and economic within the economic category of security; 3. To present economically, scientifically sound results and conclusions of the study. The research methodology is an economic approach to the study of economic phenomena caused by generally accepted methods of scientific cognition. The results of the study - 1. The content of social security is presented; 2. The content of economic security is presented; 3. The unity of social and economic security within the categories of social and economic life is argued.

Текст научной работы на тему «ДВУЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КАК КОМПЕНСАЦИЯ РОСТА ВНЕШНИХ УГРОЗ»

DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-71-78

Двуединство социальной и экономической безопасности, как компенсация роста внешних угроз

Гильмутдинова P.A., Ханова И.М., Сибагатуллина P.M., Абрамова С.Р.

В данном исследовании рассматривается социальная и экономическая безопасность, как составные элементы национальной безопасности, которые обеспечивают социальную стабильность и экономическое благополучие общества. Актуальность исследования заключается в росте внешних угроз, вызванных политической, финансовой, социальной нестабильностью во всём мире, использования санкций западными странами в качестве рычага давления на Россию. Объект исследования - национальная экономика в рамках существующей общественной формации. Предмет исследования - состояние социально-экономической системы, характеризующейся устойчивостью, стабильностью внутренних социальных и экономических процессов, включая все аспекты хозяйственной и индивидуальной жизни граждан. Цель исследования - рассмотреть содержание социальной и экономической безопасности в рамках единства категорий экономического знания. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические исследования отечественных и зарубежных учёных исследуемой проблематики; 2. Использовать результаты теоретического анализа различных источников для аргументации единства социального и экономического в рамках экономической категории безопасности; 3. Представить экономически, научно-обоснованные результаты и выводы исследования. Методология исследования - экономический подход к исследованию экономических явлений, обусловленные общепринятыми методами научного познания. Результаты исследования - 1. Представлено содержание социальной безопасности; 2. Представлено содержание экономической безопасности; 3. Аргументировано единство социальной и экономической безопасности в рамках категорий социальной и экономической жизни.

для цитирования гост 7.1-2003

Гильмутдинова Р.А., Ханова И.М., Сибагатуллина Р.М., Абрамова С.Р. Двуединство социальной и экономической безопасности, как компенсация роста внешних угроз // Дискуссия. - 2022. -Вып. 114. - С. 71-78.

ключевые слова

Национальная безопасность, геополитика, геоэкономика, санкции, социальное обеспечение, экономическая система, социальная система.

JEL: F520, H550, H560

DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-71-78

The duality of social and economic security as compensation for the growth of external threats

Gilmutdinova R.A., Khanova I.M., Sibagatullina R.M., Abramova S.R.

This study examines social and economic security as components of national security that ensure social stability and economic well-being of society. The relevance of the study lies in the growth of external threats caused by political, financial, social instability around the world, the use of sanctions by Western countries as a lever of pressure on Russia. The object of the study is the national economy within the framework of the existing social formation. The subject of the study is the state of the socio-economic system characterized by stability, stability of internal social and economic processes, including all aspects of economic and individual life of citizens. The purpose of the study is to consider the content of social and economic security within the framework of the unity of categories of economic knowledge. Research objectives: 1. To study the theoretical studies of domestic and foreign scientists of the studied problems; 2. To use the results of the theoretical analysis of various sources to argue the unity of social and economic within the economic category of security; 3. To present economically, scientifically sound results and conclusions of the study. The research methodology is an economic approach to the study of economic phenomena caused by generally accepted methods of scientific cognition. The results of the study - 1. The content of social security is presented; 2. The content of economic security is presented; 3. The unity of social and economic security within the categories of social and economic life is argued.

for citation apa

Gilmutdinova R.A., Khanova I.M., Sibagatullina R.M., Abramova S.R. The duality of social and economic security as compensation for the growth of external threats. Diskussiya [Discussion], 114, 71-78.

keywords

National security, geopolitics, geo-economics, sanctions, social security, economic system, social system.

JEL: F520, H550, H560

Введение

В данной статье рассматривается основные положения экономической и социальной безопасности в рамках политэкономических моделей экономического и социального обеспечения. Системы социального обеспечения и их превращение в наиболее распространенный инструмент социального страхования является важнейшим элементом социальной политики государства. Общая задача исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать содержание социальной и эко-

номической безопасности, и теоретически аргументировать единство данных категорий экономического знания.

Многие из старых моделей политической экономии используют теоретические одномерные модели оценки социально-экономической безопасности и, таким образом, учитывают максимум одну функцию социального или экономического обеспечения [1]. При этом экономическая безопасность в западной практике трансформируется в модели конфронтации, использование которых

аргументируется защитой национальных интересов и выражается в наращивании санкционных мер в отношении России.

Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в необходимости противодействия агрессивной политике западных стран в отношении России и разработке принципиального нового экономического виденья и подхода к вопросам национальной безопасности и её элементов: социальной и экономической безопасности

Материалы и методы Социальная безопасность Социальную безопасность различные исследователи трактуют проявлениями различных аспектов общественной жизни общества. Так исследователи М. Фельдштейн, Дж. Б. Либман социальную безопасность рассматривают через социальное обеспечение в виде пенсий, которые покрывают затраты на потребления: «...оптимальный уровень пособий, а также влияние пенсионных систем на предложение труда и сбережения» [2, с. 2245]. Один из авторитетных западных исследователей по вопросам национальной безопасности Питер Даймонд [3], рассматривает социальную безопасность через финансирование социального обеспечения: «Увеличение финансирования может снизить частоту необходимых корректировок социального обеспечения и может увеличить национальные сбережения» [4]. Исследователи В. Галассо, П. Профета отмечают, что социальная безопасность, реализуемая через социальное обеспечение различных слоёв населения тесно связана с такими категориями, как: «экономическое и политическое взаи-модействие...политическая устойчивость» [5, с. 1]. Исследователи Дж. Коннинг, М. Кевейн связывают социальное обеспечение с «социальным капиталом» [6, с. 375 ] рост которого обеспечивает максимизацию социального обеспечения. Отечественные исследователи О.И. Кашник, А.А. Брызгалина рассматривают категории безопасности и социальной безопасности, как сложное многогранное явление: «Таким образом, безопасность - характеристика состояния стабильности и устойчивости социальной системы, находящейся в границах установившихся социальных норм» [7, с. 101]. Другие отечественные исследователи М.А. Никулина, М.Ю. Колодиев вполне справедливо отмечают в своей работе, что социальная безопасность неотъемлема от образования и здравоохранения: «Только та концепция социальной безопасности, в основе которой будут находиться образование, здравоохранение, способна обеспечить защиту и раз-

витие жизненных сил социального субъекта, а также способна к обеспечению такого качества социальных отношений, при котором всеми членами общества ощущается отсутствие угроз своей жизнедеятельности» [8, с. 156].

Социальная безопасность в России определена содержанием Указа Президента РФ от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации»1:

1) адресная поддержка всех категорий граждан России в случае трудной жизненной ситуации, также предусматривает единовременные денежные выплаты, устанавливает порядок и условия реализации выплат;

2) сохранность доступных социальных услуг для граждан Российской Федерации;

3) реализация бесперебойности функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической, социальной инфраструктуры, объектов образования,здравоохранения, социального обслуживания, энергетики, промышленности и связи;

4) осуществление оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли;

5) реализация дополнительного набора мер, направленных на устранение повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг;

6) осуществление всех видов оперативного мониторинга состояния рынка труда и реализация мер проактивной поддержки занятости населения (включая организацию переобучения и повышения квалификации);

7) поддержка организаций, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, в том числе адресной, в виде направления денежных средств, другого имущества, иных льгот и преференций, включая определение особенностей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц, в том числе для реализации проектов развития;

8) дополнительные меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан Российской Федерации, оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, деятельность в сфере патриотиче-

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/ doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-16032022-n-121-o-merakh/

ского воспитания граждан Российской Федерации, содействия развитию внутренней трудовой миграции;

9) принятие различных других мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации, в том числе предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Экономическая безопасность

Под экономической безопасностью в общем виде можно понимать способность государства реализовывать свою самостоятельную экономическую политику, придерживаясь целей развития национальной экономики. В Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» представлено следующее определение: «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации», данное определение согласуется с определением экономической безопасности представленным академиком РАН Л.И. Абалкиным [9]. Таким образом, в отличие от социальной безопасности, экономическая безопасность, как категория экономического знания имеет вполне чёткую дефиницию, при этом остаётся открытым вопрос: каким образом достигается экономическая безопасность страны - конфронтацией или сотрудничеством? Учитывая международную практику санкционной политики западных стран в отношении России, то подход, акцентирующий на конфронтационных усилия, является превалирующим в зарубежной практике. При этом, например Винсент Кейбл аргументировал ещё в 1995 году несостоятельность конфронтационной модели экономической безопасности: «Автор спорит со сторонниками идеи «геоэкономики» — концепции, основанной на конфронтационной модели международной экономической деятельности, получившей некоторое распространение в США, Японии и Европе» [10, с. 305]. Майлз Калер в 2006 году также указывает на то, что глобализация подорвала доверие к традиционной модели экономической безопасности, основанной на экономической уязвимости по отношению

к другим государствам: «В то же время глобализация привела к переосмыслению экономической безопасности в свете рисков, создаваемых трансграничными сетями негосударственных субъектов, и экономической изменчивостью новой глобальной среды» [11, с. 485]. При этом тесноту связи между экономической глобализацией и отрицательными экономическими и политическими результатами необходимо объективно устанавливать и проводить количественную оценку.

Джейкоб С. Хакер с коллегами представил в 2013 году: «Индекс экономической безопасности (ESI)» [12, с. 5] - показатель, характеризующий экономическую незащищенность. Индекс экономической безопасности оценивает на индивидуальном уровне возникновение существенного годового сокращения доступных домашних ресурсов, учитывая колебания не только в получаемых доходах, но и в личных медицинских расходах. Он также характеризует, имеют ли те, у кого расходная часть превышает доходную достаточно ликвидных финансовых средств, чтобы противостоять негативным изменениям. Необходимо отметить, что показателей (критериев) экономической безопасности существует достаточно много: «В мировой практике существует около 20 пороговых показателей, которые позволяют придать измеримый смысл, казалось бы, абстрактным экономическим представлениям» [13, с. 17].

Отечественный исследователь Д.В. Валько в своей работе разделяет подходы к экономической безопасности на два общих случая: «стационарный подход...деятельностный подход» [14, с. 11]. Стационарность, очевидно, определяется через некое регистрируемое состояние экономической систем и путём сравнения можно делать выводы о изменении экономической безопасности системы. Деятельностный подход предполагает учёт изменений состояния экономической системы, то есть динамики роста/снижения или развития, для этого формируется некое базовое отчётное значение показателя экономической безопасности.

Результаты

Социальная безопасность выступает категорией, ответственной за защиту социальной жизни от внешних и внутренних угроз. При этом важнейшим элементом социальной безопасности выступает информационная защита, которая формирует информационное пространство, тем самым определяя содержание социального пространства. Элементы социальной безопасности представлены на рисунке 1.

Источник: составлено автором

Рисунок 1. Содержание социальной безопасности

Суждения и выводы об экономической безопасности должны учитывать последствия повышенной нестабильности, вызванной глобализацией, с преимуществами улучшения экономических показателей в долгосрочной перспективе. Государство может компенсировать экономическую незащищенность граждан за счет предоставления государственного страхования, укрепления доверия к социальной политике и разработкой механизма адаптации к новым условиям. Национальные институты являются центральными элементами в обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации и изменения межхозяйственных связей. Национальные и глобальные институты (сопричастные с национальной экономикой) могут дополнять друг друга для смягчения новых экономических вызовов. Элементы экономической безопасности представлены на рисунке 2.

Социальная и экономическая безопасность, являясь элементами национальной безопасности, отражают аспекты социальной и экономической жизни - рисунок 3.

Единство социальной и экономической жизни проявляется отсутствии возможности разграничения социальных и экономических процессов в обществе. Социальная жизнь вне хозяйственного коллектива (работы) в современных условиях практически нереализуема без экономических категорий: потребление, коммунальные расходы, пенсионное обеспечение, заработная плата и т.д. Поэтому в Указе Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» - социально-экономическая стабильность и защита рассматриваются как конъюнкция. Отсюда следует, что рассматривать социальную безопасность в отрыве от экономической безопасности будет ошибочно, так в таком случае истинность результатов оценки состояния и мер противодействия внешним и внутренним угрозам будет ложной.

Обсуждение

Основополагающие модели экономической безопасности определяются содержанием геополитики и «геоэкономики» [15, с. 17] в западной

Экономическая Безопасность

Общественная Личная

Темпы роста ввп

Уровень и качество жизни населения Темпы инфляции Уровень безработицы Структура экономики Имущественное расслоение

общества Состояние технической базы хозяйства Расходы на НИ ОКР Конкурентоспособность Импортная зависимость Открытости экономики Внутренний и внешний долг государства и др

Гарантия оплаты труда Стабильность экономической активности (потребление, расходы)

«•Экономичвоомваанионость! -состояние защищенности национальной зк гному км от внешних и внутренних угроз, пр*1 которое обеспвчийэются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для р&ализэини отрдтегичЕ^ки* национальных привригйтОв Российской Федерации»

(Указ преэике "1 а ГФ ОТ ШК.МИ № 20В Ю С1 рВТЯьМ ЭкйЮмичМкйй вчккпОочсти Российский (Ьцличкщии на пормод до 20И пора"]

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Содержание экономической безопасности

Источник: составлено автором

Рисунок 3. Двуединство экономической и социальной жизни

практике которых превалирует безусловное принятие национального интереса в ущерб интересам других стран. В подобной ситуации единство социального и экономического также обусловлена необходимость ресурсного и социального обеспечения мер противодействия внешним угрозам. При этом западные исследователи и учёные, например [ 16, 17 ], не стремятся к пересмотру конфронтационных моделей в рамках политики навязывания своих интересов, оправдывая наращивание конфронтации и экономического давления на несогласных с ними. В подобных условиях необходимо формировать собственную экономическую и социальную политику основанную исключительно на национальных интересах России.

Заключение

Единство социального и экономического становится эффективным в условиях превалирования общественного интереса над частным интересом. В момент, когда наша страна подвергается исключительно агрессивному давлению международных экономических и политических сообществ коллективная сплочённость поможет эффективно использовать внутренние экономические ресурсы для стабилизации социального пространства. Поэтому двуединство социальной и экономической безопасности, это действительная необходимость в условиях непрекращающейся внешней агрессии и роста внешних угроз.

литературы

1. Galasso V, Profeta P. The political economy of social security: a survey // European Journal of Political Economy. 2002. Т. 18. № 1. С. 1-29.

2. Feldstein M., Liebman J.B. Social security // Handbook of public economics. 2002. Т. 4. С. 2245-2324. DOI: 10.1016/ S1573-4420(02)80011-8.

3. Diamond P. Social security // American Economic Review. 2004. Т. 94. № 1. С. 1-24. DOI: 10.1257/000282804322970670.

4. Diamond, Peter A, The Economics of Social Security Reform. September 1998. NBER Working Paper № w6719. [Electronic resource]. Access mode: https://ssrn.com/abstract=160495.

5. Galasso V, Profeta P. The political economy of social security: a survey // European Journal of Political Economy. 2002. Т. 18. № 1. С. 1-29. DOI: 10.1016/S0176-2680(01)00066-0.

6. Conning J., Kevane M. Community-based targeting mechanisms for social safety nets: A critical review // World development. 2002. Т. 30. № 3. С. 375-394. DOI: 10.1016/ S0305-750X(01)00119-X.

7. Кашник О.И. Социальная безопасность: теоретические аспекты / О.И. Кашник, А.А. Брызгалина // Образование и наука. 2013. № 3 (102). С. 98-110. EDN PWXHVL.

8. Никулина М.А. Социальная безопасность в Российской Федерации: критерии, угрозы, направления обеспечения / М.А. Никулина, М.Ю. Колодиев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78). С. 153-157. EDN YKKNLL.

9. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16. EDN SJOVDJ.

10. Cable V. What is international economic security? // International Affairs. 1995. Т. 71. №. 2. С. 305-324.- DOI: 10.2307/ 2623436.

11. Kahler M. Economic security in an era of globalization: definition and provision // The Pacific Review. 2004. Т. 17. № 4. С. 485-502. DOI: 10.1080/0951274042000326032.

12. HackerJ.S. et al. The economic security index: A new measure for research and policy analysis // Review of Income and Wealth. 2014. Т. 60. С. 5-32. DOI: 10.1111/roiw.12053.

13. Дворядкина Е.Б. Экономическая безопасность / Е.Б. Дворядкина, Н.В. Новикова; Уральский государственный экономический университет; Центр дистанционного образования. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2010. 177 с. EDN VMXYAJ.

14. Валько Д. В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Д.В. Валько. - 1-е изд. Москва: Издательство Юрайт,

2019. 150 с (Университеты России). ISBN 978-5-534-106275. EDN AVEJXO.

15. LuttwakE.N. From geopolitics to geo-economics: Logic of conflict, grammar of commerce // The national interest. 1990. № 20. С. 17-23.

16. Helwig N., Jokela J., Porlela C. Sharpening EU sanctions policy for a geopolitical era. 2020. ISBN PDF: 978-952-287-935-6.

17. Szep V. New intergovernmentalism meets EU sanctions policy: The European Council orchestrates the restrictive measures imposed against Russia // Journal of European Integration.

2020. Т. 42. № 6. С. 855-871. DOI: 10.1080/07036337.2019. 1688316.

References

1. Galasso V., Profeta P. The political economy of social security: a survey // European Journal of Political Economy. 2002. T. 18. № 1. C. 1-29.

2. Feldstein M., Liebman J. B. Social security // Handbook of public economics. 2002. T. 4. C. 2245-2324. DOI: 10.1016/ S1573-4420(02)80011-8.

3. Diamond P. Social security // American Economic Review. 2004. T. 94. № 1. C. 1-24. DOI: 10.1257/000282804322970670.

4. Diamond, Peter A., The Economics of Social Security Reform. September 1998. NBER Working Paper № w6719. [Electronic resource]. Access mode: https://ssrn.com/abstract=160495.

5. Galasso V., Profeta P. The political economy of social security: a survey // European Journal of Political Economy. 2002. Vol. 18. № 1. P. 1-29. DOI: 10.1016/S0176-2680(01)00066-0.

6. Conning J., Kevane M. Community-based targeting mechanisms for social safety nets: A critical review // World devel-

opment. 2002. Vol. 30. № 3. P. 375-394.- DOI: 10.1016/ S0305-750X(01)00119-X.

7. Kashnik O.I. Social security: theoretical aspects / O.I. Kashnik, A.A. Bryzgalina // Education and science. 2013. № 3(102). P. 98-110. EDN PWXHVL.

8. Nikulina M.A. Social security in the Russian Federation: criteria, threats, directions of provision / M.A. Nikulina, M.Y. Kolodiev // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2017. № 4 (78). P. 153-157. EDN YKKNLL.

9. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection / L.I. Abalkin // Questions of Economics. 1994. № 12. P. 4-16. EDN SJOVDJ.

10. Cable V. What is international economic security? // International Affairs. 1995. Vol. 71. № 2. P. 305-324. DOI: 10.2307/ 2623436.

11. Kahler M. Economic security in an era of globalization: definition and provision // The Pacific Review. - 2004. Vol. 17. № 4. P. 485-502. DOI: 10.1080/0951274042000326032.

12. Hacker J.S. et al. The economic security index: A new measure for research and policy analysis // Review of Income and Wealth. 2014. Vol. 60. P. 5-32. DOI: 10.1111/roiw.12053.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Dvoryadkina E.B. Economic Security / E.B. Dvoryadkina, N.V. Novikova; Ural State University of Economics; Distance Education Center. Yekaterinburg: Ural State University of Economics, 2010. 177 p. EDN VMXYAJ.

14. Valko D.V. Economic security: A textbook / D.V. Valko. - 1st ed. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 150 p. (Universities of Russia). ISBN 978-5-534-10627-5. EDN AVEJXO.

15. Lyuttvak E.N. From geopolitics to geo-economics: logic of conflict, grammar of commerce // National Interest. 1990. № 20. P. 17-23.

16. Helvig N., Jokela J., Popala S. Improving the EU security policy in the geopolitical era. 2020. ISBN PDF: 978-952-287-935-6.

17. Sep V. The new intergovernmental approach corresponds to the EU sanctions policy: The European Council organizes restrictive measures imposed against Russia // Journal of European Integration. 2020. Vol. 42. № 6. P. 855-871. DOI: 10.1080/070 36337.2019.1688316.

Информация об авторах

Гильмутдинова Р.А., кандидат технических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Ханова И.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Сибагатуллина Р.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Абрамова С.Р., кандидат исторических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Information about the authors

Gilmutdinova R.A., PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Khanova I.M., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Sibagatullina R.M., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Abramova S.R., PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

Информация о статье

Дата получения статьи: 15.09.2022

Дата принятия к публикации: 22.10.2022

© Гильмутдинова Р.А., Ханова И.М., Сибагатуллина Р.М., Абрамова С.Р., 2022.

Article Info

Received for publication: 15.09.2022 Accepted for publication: 22.10.2022

© Gilmutdinova R.A., Khanova I.M., Sibagatullina R.M., Abramova S.R., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.