Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ'

СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучумов А. В., Печерица Е. В., Тестина Я. С.

В статье рассмотрены теоретические аспекты понятия социальная безопасность, а также выделены группы угроз социальной безопасности, их виды и характеристика, индикаторы оценки и их пороговые значения. В статье были применены следующие методы исследования: анализ современной научной литературы российских и зарубежных авторов, сосредоточенный на сущностных аспектах социальной безопасности. Целью данного исследования является изучение сущностных аспектов управления социальной безопасностью. Проанализировано 17 научных статей в области управления социальной безопасностью. В рамках исследования выделены факторы социальной безопасности государства: эффективный механизм регулирования социальных институтов; экономическая независимость государства; постоянный рост экономики страны и стабильность повышения качества жизни населения; развитие человеческого потенциала; удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счёт роста его доходов. Составлена группировка угроз социальной безопасности, среди которых: неверные решения политических лидеров и властных институтов; нестабильность жизни общества и государства из-за национальных противоречий; действия политических движений и партий, провоцирующих нарушения прав и свобод человека; угрозы, возникшие из-за нарушений положений Конституции; усиление криминальной обстановки в государстве; угрозы здоровью населения страны; угрозы экономического характера. Представлены индикаторы оценки угроз социальной безопасности и сделан вывод о том, что чем большее количество индикаторов для измерения социальной безопасности будет представлено и чем более точно будет указана весомость каждого показателя, тем точнее можно рассчитать уровень социальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL ASPECTS OF SOCIAL SECURITY MANAGEMENT

The article considered the theoretical aspects of the concept of social security, also identified groups of threats to social security, their types and characteristics, assessment indicators and their threshold values. The following research methods were used in the article: analysis of modern scientific literature by Russian and foreign authors, focused on the essential aspects of social security. The purpose of this study is to study the essential aspects of social security management. 17 scientific articles in the field of social security management were analyzed. The study highlights the factors of social security of the state: an effective mechanism for regulating social institutions; economic independence of the state; the constant growth of the country's economy and the stability of improving the quality of life of the population; human development; meeting the material, social and spiritual needs of citizens, reducing the level of social and property inequality of the population, primarily due to the growth of its income. A grouping of threats to social security has been compiled, including: incorrect decisions of political leaders and government institutions; instability of the life of society and the state due to national contradictions; actions of political movements and parties that provoke violations of human rights and freedoms; threats arising from violations of the provisions of the Constitution; strengthening of the criminal situation in the state; threats to the health of the population of the country; economic threats. The indicators for assessing threats to social security are presented and it is concluded that the more indicators for measuring social security are presented and the more accurately the weight of each indicator is indicated, the more accurately the level of social security can be calculated.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ»

I. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И

РЕШЕНИЯ

УДК 314.174

A.V. Kuchumov, E.V. Pecheritsa, Ya.S. Testina

ESSENTIAL ASPECTS OF SOCIAL SECURITY MANAGEMENT

The article considered the theoretical aspects of the concept of social security, also identified groups of threats to social security, their types and characteristics, assessment indicators and their threshold values. The following research methods were used in the article: analysis of modern scientific literature by Russian and foreign authors, focused on the essential aspects of social security. The purpose of this study is to study the essential aspects of social security management.

17 scientific articles in the field of social security management were analyzed. The study highlights the factors of social security of the state: an effective mechanism for regulating social institutions; economic independence of the state; the constant growth of the country's economy and the stability of improving the quality of life of the population; human development; meeting the material, social and spiritual needs of citizens, reducing the level of social and property inequality of the population, primarily due to the growth of its income. A grouping of threats to social security has been compiled, including: incorrect decisions of political leaders and government institutions; instability of the life of society and the state due to national contradictions; actions of political movements and parties that provoke violations of human rights and freedoms; threats arising from violations of the

А.В. Кучумов1, Е.В.Печерица2, Я.С.Тестина3

СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В статье рассмотрены теоретические аспекты понятия социальная безопасность, а также выделены группы угроз социальной безопасности, их виды и характеристика, индикаторы оценки и их пороговые значения. В статье были применены следующие методы исследования: анализ современной научной литературы российских и зарубежных авторов, сосредоточенный на сущностных аспектах социальной безопасности.

Целью данного исследования является изучение сущностных аспектов управления социальной безопасностью. Проанализировано 17 научных статей в области управления социальной безопасностью.

В рамках исследования выделены факторы социальной безопасности государства: эффективный механизм регулирования социальных институтов; экономическая независимость государства; постоянный рост экономики страны и стабильность повышения качества жизни населения; развитие человеческого потенциала; удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счёт роста его доходов.

Составлена группировка угроз социальной безопасности, среди которых: неверные решения политических лидеров и властных

1 Кучумов А.В., доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, кандидат экономических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет", г. Санкт-Петербург

Kuchumov A.V., Associate Professor of the Department of Economics and Management in the Service Sector, PhD in Economics, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State University of Economics", Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

2 Печерица Е.В., доцент кафедры экономической безопасности, кандидат социологических наук, доцент; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет", г. Санкт-Петербург

Pecheritsa E.V., Associate Professor of the Department of Economic Security, PhD in Sociology, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State University of Economics", Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

3 Тестина Я.С., доцент кафедры страноведения и международного туризма, кандидат экономических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Testina Ya.S., Associate Professor of Department of Country Studies and International Tourism, PhD in Economics, Associate Professor; Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

provisions of the Constitution; strengthening of the criminal situation in the state; threats to the health of the population of the country; economic threats.

The indicators for assessing threats to social security are presented and it is concluded that the more indicators for measuring social security are presented and the more accurately the weight of each indicator is indicated, the more accurately the level of social security can be calculated.

Keywords: social security, quality of life, social institutions, human potential, property inequality.

институтов; нестабильность жизни общества и государства из-за национальных противоречий; действия политических движений и партий, провоцирующих нарушения прав и свобод человека; угрозы, возникшие из-за нарушений положений Конституции; усиление криминальной обстановки в государстве; угрозы здоровью населения страны; угрозы экономического характера.

Представлены индикаторы оценки угроз социальной безопасности и сделан вывод о том, что чем большее количество индикаторов для измерения социальной безопасности будет представлено и чем более точно будет указана весомость каждого показателя, тем точнее можно рассчитать уровень социальной безопасности.

Ключевые слова: социальная безопасность, качество жизни, социальные институты, человеческий потенциал, имущественное неравенство.

DOI: 10.36807/2411 -7269-2022-4-31-5-10

Введение

В последние десятилетия во всём мире увеличивается количество массовых инцидентов, связанных с социальной стабильностью. Для поддержания социальной стабильности правительства многих стран пытаются проводить политику поддержания социальной безопасности, реализация которой помогает успешно справляться с социальными волнениями и предотвращает их перерастание в организованные протесты между классами и регионами, а также людьми разных национальностей и конфессий. Однако, чтобы справиться с нарастающими социальными противоречиями и конфликтами, правительства вынуждены выделять огромные средства, тратить огромные человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Признавая положительную роль системы поддержания социальной безопасности, следует обращать внимание на возникающие угрозы социальной безопасности, чтобы уменьшить их негативное влияние и достичь цели дальнейшего повышения эффективности государственного управления.

С точки зрения диалектики, под безопасностью понимаются "...условия жизнедеятельности социума и тенденции его развития, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определённости, оптимальное соотношение свободы и необходимости." [1].

Если рассматривать термин "безопасность" с точки зрения психологии, то под безопасностью следует понимать такое защищённое состояние личности, общества и государства, которое воспринимается через переживания, восприятия и ощущения [2].

Политологи воспринимают безопасность как способность государственных органов обеспечить деятельность государственной системы так, чтобы личность, общество и государство находились в защищённом и стабильном состоянии [3].

Безопасность имеет множество видов, которые в своей совокупности составляют национальную безопасность государства: экономическую, социальную, экологическую и т.д.

Каждая из видов безопасности имеет весомое значение в обеспечении существования государства и поддержания всех его систем в устойчивом состоянии.

Основная часть

Социальная безопасность, в свою очередь, складывается из качества жизни населения, решения демографических проблем, культурных ценностей, занятости населения и его доходов и т.д.

Термин "социальная безопасность" в исследованиях российских и зарубежных учёных имеет разные толкования. Например, А. Сааринен под социальной безопасностью понимает "защищённость социально-экономических интересов от внутренних и внешних угроз, предусматривающую возможность обеспечивать необходимое количество общественных благ" [4].

Д. Бисанко и С. Малик имеют другой взгляд на термин и раскрывают его как такое состояние социальной системы государства, которое может обеспечивать население страны всеми необходимыми благами, постоянно увеличивать уровень и качество жизни населения [5].

Некоторые учёные связывают социальную и экономическую безопасность, объединяя эти два вида безопасности в единый термин "социально-экономическая безопасность", однако данная связь не является слиянием двух видов безопасностей. Основной целью рассмотрения социально-экономической безопасности является комплексный подход к изучению двух данных видов безопасностей для выработки более эффективных подходов к решению социально-экономических проблем [6]-[8].

Уровень социальной безопасности государства зависит от множества факторов, среди которых можно выделить:

1) эффективный механизм регулирования социальных институтов;

2) удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан;

3) экономическую независимость государства;

4) развитие человеческого потенциала;

5) постоянный рост экономики страны и стабильность повышения качества жизни населения;

6) снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счёт роста его доходов и т.д.

Таким образом, под социальной безопасностью следует понимать такую системообразующую составляющую национальной безопасности, которая могла бы обеспечить защиту социальных институтов, личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, а также повышать качество и уровень жизни населения.

Социальная безопасность должна осуществляться в рамках поставленных целей и направлений общества и государства, а также должна обеспечивать население всеми необходимыми ресурсами для его развития, удовлетворять потребности личностей и защищать интересы общества.

Субъектом социальной безопасности государства выступает население страны, в том числе в лице различных общественных организаций и движений, партий, органов местного самоуправления и т.д.

Объектом социальной безопасности является общество и государство, система их институтов, социальная политика.

Факторы и угрозы, влияющие на социальную безопасность, могут отрицательно сказываться на резких изменениях в жизни населения, последствия от которых будут тяжёлыми для личности, общества и государства.

Угрозы социальной безопасности государства - это такие процессы и явления, которые способны нанести непоправимый ущерб обществу, государству и личности. Данные угрозы характеризуются количественными и качественными потерями, в первом случае потери можно рассматривать в количественной форме как ущерб, а во втором случае рассматривать с точки зрения снижения качества жизни.

Угрозы возникают по множеству причин и могут влиять как косвенно, так и напрямую на социальные отношения между субъектом и объектом социальной безопасности государства. На уровень социальной безопасности угрозы могут оказывать влияние с разной продолжительностью, поэтому для руководства страны важно уметь выявить эти угрозы как можно скорее и разработать мероприятия по их нейтрализации. Только так можно обеспечить стабильное функционирование государственного механизма по обеспечению социальной безопасности.

Все угрозы социальной безопасности государства можно поделить на несколько групп (Табл. 1).

Таблица 1 - Группировка угроз социальной безопасности

Группа угроз Виды и характеристика угроз

1. Неверные решения политических лидеров и властных институтов Данные угрозы в большей части возникают в тех случаях, когда действия политических лидеров противоречат нормативным актам, законам и Конституции РФ. Так, могут возникнуть следующие угрозы: - конфликты населения; - протесты социальных групп; - массовые протесты. Недовольство населения обычно вызывается ущемлением их прав и свобод.

2. Нестабильность жизни общества и государства из-за национальных противоречий Данная угроза может привести к следующим отклонениям: - разногласия и конфликты, возникающие между регионами государства и их центром; - межэтнические конфликты; - истребление, геноцид некоренных национальностей; - межконфессиональные конфликты.

3. Действия политических движений и партий, провоцирующие нарушения прав и свобод человека Этот тип угроз провоцирует следующие угрозы: - общество и государство становится нестабильно; - политический экстремизм и терроризм; - государственные перевороты, массовые беспорядки, травля, подстрекательство и т.д.

4. Угрозы, возникшие из-за нарушений положений Конституции - право на жизнь; - право на труд; - право на образование; - свобода слова и совести и т.д.

5. Усиление криминальной обстановки в государстве - увеличение уровня преступности в каждом регионе или в стране в целом; - нарушение законодательства в любых сферах государственными органами; - коррупция; - рост теневой экономики; - деятельность международных террористических организаций.

6. Угрозы здоровью населения страны - слаборазвитая система здравоохранения; - низкое или неэффективное финансирование медицины; - массовые хронические и инфекционные заболевания и т.д.

7. Угрозы экономического характера - снижение доходов населения; - расслоение общества; - безработица; - бедность населения; - снижение качества жизни и т.д.

Источник: составлено самостоятельно на базе [9]-[12].

Комплексный анализ видов угроз социальной безопасности позволяет сформировать противодействия конкретным угрозам.

Приведённая классификация угроз необходима для выявления факторов их возникновения для последующей нейтрализации, при этом мероприятия по борьбе с причинами возникновения должны разрабатываться в комплексе, так как только так можно достичь максимального эффекта.

Социальная безопасность государства имеет множество показателей, характеризующих уровень социальной безопасности. Мониторинг данных показателей и анализ их динамики необходим для комплексной оценки состояние социальной безопасности государства и социальных институтов.

Существует множество методов и методик для оценки уровня социальной безопасности государства, однако одним из самых эффективных принято считать индикативный.

Основная суть индикативного метода в том, чтобы сравнить ключевые показатели с их пороговыми значениями или произвести анализ динамики их изменения.

Под пороговым значением следует понимать такое значение показателя, значение выше или ниже которого (в зависимости от его позитивного или негативного влияния)

будет свидетельствовать о том, что анализируемая область находится в критическом положении.

Рассмотрим для каждой группы из Табл. 1 социальные индикаторы в Табл. 2.

Таблица 2 - Индикаторы оценки угроз социальной безопасности

Номер группы угроз Индикаторы Характеристика Пороговые значения

1 Численность населения Оптимальное значение отсутствует, следует изучать в динамике. Рост показателя свидетельствует о положительной тенденции демографии страны На 1 июля 2022 г. насчитывало 145,1 млн чел.

2 Трудоспособное население Не менее 60%

3 Продолжительность жизни населения Более 75 лет

4 Рождаемость Не менее 10 чел. на 1000 чел. населения

5 Смертность Не более 10 чел. на1000 чел. населения

6 Младенческая смертность Не более 5 на 1000 родившихся

7 Численность рабочей силы Не менее 85% от трудоспособного населения

8 Безработица Не более 4%

9 Средняя заработная плата Показатель сравнивается по регионам и по стране в целом На 1 августа 2022 г. 62200 руб.

10 МРОТ Устанавливается государством На 1 июля 2022 г. 15279 руб.

11 Уровень преступности Не более 2500 случаев на 100 тыс. чел. населения

12 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума Не более 7% (в общей численности населения)

13 Количество психических расстройств, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ Не более 500 чел./100000 чел.

Источник: составлено самостоятельно на базе [13]-[17].

В Табл. 2 приведены некоторые индикаторы социальной безопасности для её оценки на макроуровне. Естественно, что представленные индикаторы следует рассматривать исключительно в комплексе. Часть исследователей склонны группировать индикаторы для удобства их использования и проведения расчётов, в том числе для расчёта уровня социальной безопасности, рассчитываемого с помощью метода интегрального показателя. Более того, в рамках проводимого исследования было выявлено, что разные авторы применяют разные системы пороговых значений индикаторов, т.е. пороговые значения в исследованиях разных авторов могут отличаться.

Выводы

В настоящее время система социальной безопасности каждый день подвергается множеству внешних и внутренних угроз, которые можно ранжировать по видам, критериям и группам. Благодаря использованию классификации можно систематизировать угрозы, изучить причины их возникновения и в некоторых случаях рассчитать потенциальный или фактический ущерб.

Для измерения уровня социальной безопасности существуют специальные индикаторы, с помощью которых можно оценить состояние социальной безопасности государства, в том числе её уровень. Чем большее количество индикаторов для измерения соци-

альной безопасности будет представлено и чем более точно будет указана весомость каждого показателя, тем точнее можно рассчитать уровень социальной безопасности.

Список использованных источников

1. Huang, L. and Tan, R. (2018), "The impact of social security policies on farmland reallocation in rural China", China Agricultural Economic Review, Vol. 10 No. 4, pp. 626-646. https://doi.org/10.1108/CAER-12-2016-0199.

2. Koster F. and Fleischmann M. (2017). "Under pressure: an international comparison of job security, social security, and extra effort", International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 37 No. 13/14, pp. 823-839. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2016-0031.

3. Носков В. К вопросу формирования общей теории социально-экономической безопасности / В. Носков, В. Чекмарев, В.В. Чекмарев // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2021. - № 61-1. - С. 40-44. - DOI 10.24412/3453-9875-202161-40-44.

4. Saarinen A. (2009). "The opinions of Finnish physicians on social security system", International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 29 No. 7/8, pp. 426-440. https://doi.org/10.1108/01443330910975722.

5. Besanko D. and Malik S. (2017). "Reforming Social Security Around the World", Kellogg School of Management Cases. https://doi.org/10.1108/case.kellogg.2016.000282.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Караваева И. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности / И. Караваева // Федерализм. - 2020. - № 2. - С. 146-161.

7. Костюченко Н.И. Социальное явление "безопасность" как элемент, общая функция социальных систем и подсистемы национальной безопасности государства / Н.И. Костюченко // Общество и право. - 2017. - № 3(61). - С. 206-210. - EDN ZGUSHX. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30014015 (дата обращения: 02.02.2022).

8. Пушина А.С. Социальные аспекты и оценка угроз экономической безопасности предприятия. В сборнике: Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Стрябкова, 2018. - С. 237-240.

9. Brzeska J., Das M. and Fan S. (2015). "Social protection for poor, vulnerable and disadvantaged groups", China Agricultural Economic Review, Vol. 7 No. 4, pp. 668-687. https://doi.org/10.1108/CAER-09-2015-0123.

10.Tallman M.A. (2019). "Crime 3.0: Understanding The Post-Industrial Challenge to Security, Policing, and Social Control", Rabe-Hemp, C.E. and Lind, N.S. (Ed.) Political Authority, Social Control and Public Policy (Public Policy and Governance, Vol. 31), Emerald Publishing Limited, Bingley, pp. 187-207. https://doi.org/10.1108/S2053-769720190000031013.

11.Yuda T.K. and Munir M. (2022). "Social insecurity and varieties of family resilience strategies during the COVID-19 pandemic", International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSSP-08-2022-0201.

12. Garlati-Bertoldi P.A. (2020). "Payroll Taxes, Social Security, and Informality: The 2012 Tax Reform in Colombia", Polachek, S.W. and Tatsiramos, K. (Ed.) Change at Home, in the Labor Market, and On the Job (Research in Labor Economics, Vol. 48), Emerald Publishing Limited, Bingley, pp. 153-193. https://doi.org/10.1108/S0147-912120200000048005.

13.Alam Choudhury M. (2014). "Is global financial and social stability possible?", International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, Vol. 7 No. 4, pp. 370394. https://doi.org/10.1108/IMEFM-03-2014-0028.

14. Young D.R. and Kim C. (2015). "Can social enterprises remain sustainable and mission-focused? Applying resiliency theory", Social Enterprise Journal, Vol. 11 No. 3, pp. 233-259. https://doi.org/10.1108/SEJ-02-2015-0005.

15. Krishtaleva T.I., Gureeva E.A., Kripakova L.A., Rykova I.N. and Krupnov Y.A. (2021). "Risk-oriented approach to managing the social market economy", International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 41 No. 1/2, pp. 92-102. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0084.

16. Serikbayeva B. and Abdulla K. (2022). "Good governance matters for well-being: the case of Kazakhstan", Transforming Government: People, Process and Policy, Vol. 16 No. 1, pp. 140-164. https://doi.org/10.1108/TG-02-2021-0030.

17. Криворотов В.В., Калина А.В., Белик И.С. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2019. - Т. 18. - № 6. - С. 892-910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.