Экономическая безопасность в контексте снижения темпов экономического роста в России
Economic Security in the Context of a Slowdown in the Economic Growth of Russia
Биглова Гузель Фатиховна
заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, главный научный сотрудник, доктор экономических наук, доцент 450054, г. Уфа, пр. Октября, д. 71
Guzel' F. Biglova
Institute of social and Economic Researches of the Ufa scientific center of RAs
Oktyabrya Ave 71, Ufa, russian Federation, 450054
Смешко Олег Григорьевич
ректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и
экономики, доктор экономических наук, доцент
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Oleg G. Smeshko
saint-Petersburg University of Management Technologies and economics Lermontovskiy Ave 44/А, st. Petersburg, russian Federation, 190103
I
Ш
*
Ч
Ш I Ш
УДК 330.357 CK S I ш с; m с 0.
с
>
с
с 0. с
о; s 0. О ш
В современных экономических условиях в России, характеризующихся замедлением темпов экономического роста и нестабильностью внешних условий, обусловленных политическим фактором, особую актуальность приобретает понятие экономической безопасности государства и условий ее достижения. Проблематика разработки пороговых значений для ключевых макроэкономических параметров - тема отдельных исследований, число которых значительно увеличивается в последние годы.
Цель. Сфокусировать исследование на качественной связи между экономическим ростом и экономической безопасностью. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания, результатов исследований зарубежных ученых и на базе оценочных данных Росстата. Результаты. Проведено исследование теоретических и методических аспектов разработки системы индикаторов экономической безопасности. Установлена связь между динамикой экономического роста и экономической безопасностью по критерию качества жизни. В частности, выявлена эластичность реакции населения на ухудшающиеся макроэкономические параметры. Предложен перечень индикаторов для оценки экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, индикаторы уровня экономической безопасности, пороговые значения, динамика экономического роста, угрозы экономической
безопасности, качественный экономический рост, качество жизни
Under the current economic conditions in Russia, characterized by a slowdown in economic growth and an unstable external environment due to political factors, the concept of economic security and the conditions for its achievement become particularly important. The problem of developing threshold values for the key macro-economic parameters is a subject for study on its own, and the number of such studies has been growing significantly over the past few years. Aim. This study aims to focus on the qualitative correlation between economic growth and economic security.
Methods. This study uses general methods of scientific cognition, results of foreign studies, and evaluation data provided by the Russian Federal State Statistics Service. Results. A theoretical and methodological examination is conducted of the aspects of development of a system of economic security indicators. A correlation between dynamic economic growth and economic security is determined in terms of the quality of life. In particular, the elasticity of the population's reaction to the deteriorating macroeconomic parameters is identified. A list of indicators is proposed for the assessment of economic security. Keywords: economic security, indicators of economic security level, threshold values, economic growth dynamics, economic security threats, quality economic growth, quality of life
Объем и динамика валового внутреннего продукта РФ
ВВП Год
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млн руб. 7 305 646 21 609 766 46 308 541 55 967 227 62 176 495 66 190 120 71 406 399
Валовой внутренний продукт (в постоянных ценах), % к предыдущему году 110,0 106,4 104,5 104,3 103,4 101,3 100,6
Валовой внутренний продукт на душу населения, руб. 49 835 150 571 324 177 391 486 434 188 461 233 488 782
> <
Источник: Российский статистический ежегодник, 2015.
В современных экономических условиях в России, характеризующихся замедлением темпов экономического роста и нестабильностью внешних условий, обусловленных политическим фактором, особую актуальность приобретает понятие экономической безопасности страны и условий ее достижения. Проблематика разработки пороговых значений для ключевых макроэкономических параметров — тема отдельных исследований, число которых значительно увеличивается в последние годы. В данной статье внимание исследователей сфокусировано на качественной связи между экономическим ростом и экономической безопасностью.
Вообще термин «экономическая безопасность» нашел широкое применение в период великой депрессии в США. «В тот период указом президента США Ф. Д. Рузвельта в 1934 г. был создан Федеральный комитет по экономической безопасности. Основными функциями его было решение задачи по обеспечению экономической безопасностью конкретных лиц. Это касалось в первую очередь тех, кто остался без работы в связи с кризисом. Понятие economic security в англоязычных странах до сих пор используется преимущественно в первоначальном смысле как защищенность частных лиц и домохо-зяйств от резкого ухудшения финансового положения» [1]. Эти аспекты в равной степени подходят и для России, хотя оценочные инструменты не всегда включают в себя данные компоненты.
В современной России также актуализировался данный термин. Формат новой Стратегии национальной безопасности России [2] подразумевает достижение показателей устойчивого экономического роста как основной предпосылки формирования экономической безопасности. Хотя и существуют различные подходы к трактовке термина «экономическая безопасность», но большинство ученых в своих мнениях сходятся на том, что это понятие тесно связано с такой категорией, как национальная безопасность. Данные понятия соот-
носятся между собой как целое и частное, т. е. экономическая безопасность — часть системы национальной безопасности государства. Обе категории непосредственно влияют друг на друга [3].
Поскольку экономический рост составляет основу формирования экономической безопасности, рассмотрим его динамику на основе одного из наиболее часто применяемых показателей — объема и динамики ВВП России (табл. 1).
Как видно из данных, темпы прироста объема ВВП в процентах к предыдущему году снижались с 2000 г. Очевидно, что и показатели экономической безопасности в этот период имели тенденцию к ухудшению.
Ожидания населения России также являются индикаторами наличия напряжения в обществе, которое не может возникнуть в состоянии стабильности экономики. Так, результаты опроса, проведенного Левада-центром, свидетельствуют о высоких социально-экономических рисках (табл. 2).
Как видно из данных, подавляющее большинство населения на протяжении почти 10 лет считает нерешенной проблему обнищания широких слоев населения. Этот индикатор непосредственно касается качества жизни. Если сопоставить его с падающей динамикой экономического роста, то такое положение, на наш взгляд, является закономерным следствием. Учитывая, что качество жизни в рамках Стратегии национальной безопасности России является одним из ее целевых ориентиров, то по данному показателю ситуация в стране крайне отдалена от желаемых параметров. Причем даже в таких относительно благополучных субъектах Федерации, как Москва, жители отмечают негативную динамику в последние годы (табл. 3).
Исходя из приведенных данных, по мнению авторов, следует учитывать скорость реакции населения на негативную динамику макроэкономических показателей, поскольку последующая поведенческая рефлексия неотвратимо проявляется в модели поведения определенно-
Мониторинг восприятия экономической ситуации в стране: декабрь 2015 г. — январь 2016 г.1
Вопрос: Что, по вашему мнению, сейчас более всего угрожает России? (несколько вариантов ответа)
Вариант ответа Фев. 2008 Янв. 2009 Янв. 2010 Янв. 2011 Янв. 2012 Март 2013 Янв. 2014 Янв. 2016
Рост цен, обнищание широких слоев населения 51 55 47 62 58 55 49 53
Экономический кризис 22 59 39 30 38 26 29 49
Рост безработицы 30 56 43 42 40 30 31 35
Втягивание России в военные конфликты за пределами страны 14 8 7 6 9 6 12 27
Нарастание неопределенности будущего - 22 14 17 20 22 12 16
Рост напряженности в отношениях со странами Запада 12 5 3 3 5 4 7 15
Слабость, некомпетентность руководства страны 14 7 15 14 20 16 13 14
Рост преступности 32 23 29 29 26 27 21 13
Нарастание зависимости от Запада, превращение России в третьеразрядную державу 15 7 11 12 16 15 11 10
Конфликты с сопредельными странами /странами СНГ 8 13 5 6 6 4 9 10
Распад России на отдельные регионы 18 5 9 10 10 14 12 10
Таблица 3
Удовлетворенность качеством жизни в Москве
Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены качеством своей жизни в целом? Закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных в Москве [4]
2015 г. 2016 г.
Полностью удовлетворен 16 18
Скорее удовлетворен 56 47
Скорее не удовлетворен 22 25
Совершенно не удовлетворен 5 8
Затрудняюсь ответить 1 2
го типа, которую можно охарактеризовать как превентивный: повышенный спрос на активы, подвергающиеся меньшему «обесцениванию», вывод средств из системы организованных сбережений, перевод сбережений в валюту других стран, повышенный спрос на товары длительного потребления и др. Все это, безусловно, требует регулирования со стороны государства во избежание дополнительных «перекосов» в структуре экономики.
1 Опрос проведен 18-21 декабря 2015 г. / 22-25 января 2016 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%
Здесь имеет смысл акцентировать внимание на понятии «экономическая безопасность региона». Публикации на данную тематику не слишком многочисленны, и одним из наиболее часто употребляемых определений является трактовка академика А. И. Татаркина. По его мнению, под экономической безопасностью региона понимается «совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономике федерации, как относительно самостоятельной структуры» [5].
В нашем представлении концептуальной основой, обеспечивающей экономическую безопасность, является триединство экономики, финансов и государственного управления, ко-
^ торое будет обладать свойством стремитель-ш ности в движении, направленном на рост мах кроэкономических параметров, максимально ш высоких в сравнении с минимальным поро-^ гом значения экономической безопасности при х имеющихся внешних условиях хозяйствова-
сх
х ния.
ш Однако в данной трактовке важно также це-
™ леполагание органов государственного управ-
^ ления, результатом деятельности которых в
>
конечном счете являются макроэкономические ^ параметры. В этом ключе западная и восточ-< ная системы ценностей как целевые ориенти-1= ры при разработке государственной политики, ^ в том числе и по обеспечению экономической ^ безопасности, серьезно различаются. Так, 2 А. А. Тихомиров отмечает их основные различия: «Для западного государства изначальна функция обеспечения доступа к внешним основным производственным ресурсам. Для государств восточной цивилизации экономическая безопасность основана на ресурсах, средства достижения которых не противоречат ценностной мотивации деятельности. Основная задача государства — экономическое обеспечение этнической жизнедеятельности народа. Для России понятие экономической безопасности практически отсутствует. Экономический потенциал необходим только для материального обеспечения духовного отношения к внешнему миру. Модернизация общества возможна только при угрозе физического уничтожения» [6]. В восприятии населения подобная угроза интерпретируется как результат обнищания, и напряжение в обществе по этому поводу, как указывалось, велико. В этой связи предпосылки для модернизации общества можно считать сложившимися.
Таким образом, для обеспечения национальной безопасности на основе блока экономических ориентиров, обусловливающих реализуемость и достижимость социальных приоритетов, имеется выход на положительную динамику экономического роста в реальном выражении. В теории такой тип экономического роста приобретает название качественного экономического роста, он способен создать возможности достижения параметров национальной безопасности.
Покажем, как классифицирует разработки исследователей данных категорий в исторической ретроспективе И. М. Теняков: «По трактовке соотношения между экономическим ростом и экономическим развитием в многообразии концепций и школ экономической мысли можно выделить два подхода, которые можно с некоторыми оговорками охарактеризовать как количественный (линейно-непрерывный) и качественный (циклически-дискретный)» [7]. В рамках первого рост и развитие слабо
различаются и характеризуются преимущественно количественными показателями (рост доходов, уровня и продолжительности жизни, грамотности населения, снижение смертности и т. п.).
Развитие здесь характеризуется определенными показателями, хотя и значительным их числом. В свою очередь, экономический рост сводится в основном к росту дохода (в том числе на душу населения) в длительной перспективе. Акцентируется внимание на непрерывности процесса экономического развития и, как следствие, на возможности количественно измерить и сопоставить параметры экономического развития на протяжении длительного исторического периода. Для данного подхода типично стремление к получению статистического описания процесса экономического развития и роста начиная с промышленной революции или даже раньше [8]. Для этих целей часто используется показатель реального ВВП на душу населения, предполагающий соизмеримость данных как по одной стране на протяжении 100 и более лет, так и между разными странами мира. Качественные параметры развития отходят на второй план [7].
Проблематика качественного экономического роста занимает одно из ведущих мест в настоящее время. «С введением понятия "качественный экономический рост" снято противоречие между экономическим ростом (количество) и экономическим развитием (качество). Национально-цивилизационные параметры развития также могут быть отражены в показателях качественного экономического роста» [Там же]. Мы согласны с такой постановкой вопроса, когда под экономическим ростом могут подразумеваться неравнозначные параметры: высокие значения одних при низких значениях других. Более широкое применение понятия «качественный экономический рост» позволило бы преодолеть данные противоречивые аспекты, поскольку его отражение обозначится во всех параметрах качества роста. При этом станет возможным использовать показатели качественного экономического роста как приращение потенциала экономической безопасности.
С этих теоретических позиций в наших исследованиях мы, придерживаясь концепции непрерывного развития и качественного экономического роста, выделили ряд индикаторов экономической безопасности, являющихся базовыми в структуре современных экономических отношений. В качестве критериев экономической безопасности с целью формирования методики оценки рисков и пороговых значений целесообразна группировка данных, согласно табл. 4.
Таблица 4 <
Система индикаторов для оценки уровня экономической безопасности региона ш
Критерии качественного экономического роста Предельные состояния индикаторов Индикаторы безопасности
1. Устойчивость экономической системы 1.1. Рост инфляции Уровень инфляции (ИПЦ), %
1.2. Рост дефицита бюджета Профицит (дефицит) консолидированного бюджета на душу населения, руб.
1.3. Рост задолженности по налогам и сборам Задолженность по налогам и сборам на душу населения, руб.
1.4. Рост уровня бедности населения Уровень бедности, %
1.5. Рост уровня безработицы Уровень безработицы, %
1.6. Ухудшение экологической ситуации Образование отходов производства и потребления на душу населения, т
1.7. Снижение производительности труда Индекс производительности труда, %
2. Стабильность экономической системы 2.1. Рост степени зависимости от внешнего финансирования (проблема государственного долга) Доля безвозмездных поступлений в общей величине источников бюджета, %
2.2. Высокая зависимость ВВП от внешних рынков Удельный вес в ВВП результатов деятельности сфер экономики, ориентированных на внешние рынки, %
2.3.Усиление демографической нагрузки Коэффициент демографической нагрузки
2.4. Сокращение трудового потенциала Удельный вес рабочей силы в общей численности населения, %
2.5. Сокращение среднедущевых доходов населения Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума
2.6. Рост задолженности населения по кредитам Задолженность населения по кредитам на душу населения, руб.
Составлено по: [9-12]
Однако разработка и внедрение оценочных показателей экономической безопасности — не достаточные действия для ее достижения. Особую роль здесь приобретает качество государственного управления и администрирования. Роль стратегического управления в России, с учетом разноплановых и разнонаправленных векторов различных социально-экономических институтов, в течение последних двух десятилетий является ключевой. Однако проблема качества менеджмента, несмотря на длительный период его становления и развития в России, не теряет своей актуальности и сегодня. Цели и задачи разрабатываемых стратегий по этой причине остаются труднодостижимыми, а порой и вовсе нереализуемыми.
В настоящее время система стратегического планирования в России, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, начинает формироваться на новой основе. С принятием в 2014 г. федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [13] были установлены правовые основы стратегического планирования и формирования системы документов стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях, а также
полномочия соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Однако практика показывает, что органы государственной и особенно органы местного самоуправления не имеют как опыта качественного стратегического планирования, так и технологий его осуществления с использованием научного инструментария. Таким образом, в рамках проведенных исследований в систему стратегического управления необходимо также встроить систему оценки по параметрам экономической безопасности и обеспечить систематический мониторинг, предусмотрев это в функциях регулирующих органов государственной и муниципальной власти.
Литература
1. Фомин А. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. Т. 8, № 3 (24): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mter-trends.ru/twenty-four/012.htm.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html.
3. Климонова А. Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая
> <с
безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9, № 8. С. 54-60.
4. Качество жизни россиян: в кризисном зеркале. Пресс-выпуск № 3218 // Всерос. центр изучения общественного мнения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115905.
5. Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 78-89.
6. Тихомиров А. А. Аксиоматические детерминанты особенностей управления экономической безопасностью социально-экономических систем // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 4 (36). С. 219-228.
7. Теняков И. М. Национальное развитие и экономический рост: теория и российская специфика: Учеб. пособие. М.: Макс Пресс, 2016. 184 с.
8. Maddison A. Monitoring the World Economy: 1820-1992. Washington, DC: OECD, 1995. 255 р.
9. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Приоритеты налогового стимулирования инновационной деятельности и поддержки инвестиций // Экономика и управление. 2013. № 5 (91). С. 12-16.
10. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Результаты налогового стимулирования инновационной деятельности и поддержки инвестиций // Экономика и управление. 2013. № 6 (92). С. 6-12.
11. Биглова Г. Ф. Парадокс бедности в богатой России: попытка институциональных обобщений // Экономика и управление. 2016. № 2 (124). С. 16-21.
12. Биглова Г. Ф. Динамика и воспроизводство отношений собственности в современных условиях. Уфа. БашГУ, 2012. 190 с.
13. О стратегическом планировании в Российской Федерации): Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: (с изм. и доп.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/.
References
1. Fomin A. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva [Economic security of the state]. Mezhdunarodnye protsessy, 2010, vol. 8, no. 3 (24). Available at: http://www.mter-trends.ru/twenty-four/012.htm.
2. Presidential Decree of May 12, 2009 № 537 "On the national security strategy of the Russian Federation up to 2020". Available at: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html. (in Russ.).
3. Klimonova A. N. Osnovnye podkhody k issledovaniyu pony-atiy «ekonomicheskaya bezopasnost'» i «ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva» [Main approaches to the study of the concepts of "economic security" and "economic security of the state"]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2014, vol. 9, no. 8, pp. 54-60.
4. The quality of life of the Russians: The crisis in the mirror. Russian Public Opinion Research Center, Press Release, October 11, 2016, no. 3218. Available at: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115905. (in Russ.).
5. Tatarkin A., Romanova O., Kuklin A., Yakovlev V. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak ob"ekt regional'nogo issle-dovaniya [Economic security as the object of regional research]. Voprosy ekonomiki, 1996, no. 6, pp. 78-89.
6. Tikhomirov A. A. Aksiomaticheskie determinanty oso-bennostey upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Axiomatic determinants of features of economic security management of socio-economic systems]. Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Technical University], 2008, no. 4 (36), pp. 219-228.
7. Tenyakov I. M. Natsional'noe razvitie i ekonomicheskiy rost: teoriya i rossiyskaya spetsifika [National development and economic growth: Theory and Russian peculiarities]. Moscow, Maks Press Publ., 2016. 184 p.
8. Maddison A. Monitoring the World Economy: 1820-1992. Washington, DC, OECD Development Centre, 1995. 255 p.
9. Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ "On the strategic planning in the Russian Federation" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/70684666/. (in Russ.).
10. Anosova L. A., Kabir L. S. Prioritety nalogovogo stimu-lirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti i podderzhki in-vestitsiy [Russian Federation's tax priorities: Innovation and investment support]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 5 (91), pp. 12-16.
11. Anosova L. A., Kabir L. S. Rezul'taty nalogovogo stimu-lirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti i podderzhki in-vestitsiy [The results of tax incentives for innovation and investment support]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 6 (92), pp. 6-12.
12. Biglova G. F. Paradoks bednosti v bogatoy Rossii: popytka institutsional'nykh obobshcheniy [Paradox of poverty in wealthy Russia: Institutional synthesis attempts]. Eko-nomika i upravlenie, 2016, no. 2 (124), pp. 16-21.
13. Biglova G. F. Biglova G.F. Dinamika i vosproizvodstvo otnosheniy sobstvennosti v sovremennykh usloviyakh [The dynamics and reproduction of property relations in modern conditions]. Ufa, BashSU Publ., 2012. 190 p.