Научная статья на тему 'Система индикаторов оценки экономической безопасности страны'

Система индикаторов оценки экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39574
6425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ / INDICATORS / ОЦЕНКА / EVALUATION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Д. А., Руденко М. Н.

Предмет/тема. Анализ системы индикаторов оценки экономической безопасности показывает, что на сегодняшний день отсутствуют единая модель и метод оценки экономической безопасности страны. Таким образом, при определении степени экономической безопасности страны возникает дилемма: ее трудно однозначно оценить как на основании одного универсального показателя (темпы экономического роста, размер ВВП на душу населения), так и на основании очень широкого круга показателей. Система показателей экономической безопасности и их предельные значения должны обосновываться исходя из текущего состояния конкретной экономической системы с учетом основных тенденций и возможностей ее развития. Цели/задачи. Всесторонний анализ методов и критериев оценки экономической безопасности страны для выявления общепринятых индикаторов оценки. Методология. В настоящей работе рассмотрены основные методы определения количественных и качественных характеристик, отражающих текущее состояние экономической безопасности. Также в работе рассмотрены основные критерии (индикаторы) экономической безопасности и варианты их определения. На основе анализа литературных источников выявлены этапы конструирования интегральной оценки экономической безопасности, а также рассмотрены оптимальные значения отдельных индикаторов. Результаты. Сегодня система индикаторов оценки экономический безопасности государства нуждается в комплексной системной концепции для выполнения необходимого и достаточного анализа уровня экономической безопасности страны. Данная концепция должна состоять из постоянных показателей (индикаторов) экономической безопасности страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Эта система индикаторов должна предоставлять возможность оценки количественных параметров и тенденций экономической безопасности. Выводы/значимость. Необходимость разработки комплексной системной концепции по оценке экономической безопасности страны и разработка системы индикаторов оценки экономической безопасности сегодня не вызывает сомнений. Именно оценка экономической безопасности страны, сопоставление фактического и прогнозируемого уровней индикаторов экономической безопасности показывают вектор развития экономики страны, состояние ее основных систем жизнеобеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Д. А., Руденко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of indicators for evaluating the national economic security

Importance Analyzing the system of indicators for evaluating the national economic security shows that today there is no single model and method for assessing the economic security of the country. Thus, in determining the degree of economic security, there is a dilemma, i.e. it is difficult to evaluate the economic security with the single versatile indicator (economic growth, GDP per capita), and likewise, it is also very complicated to do so with a very wide range of indicators. The system of economic security indicators and their limits should be substantiated on the basis of the current state of the specific economic system, considering the main trends and opportunities of its development. Objectives The research presents a comprehensive analysis of the methods and criteria for evaluating the economic security in order to identify common evaluation indicators. Methods The article reviews the basic methods for determining the quantitative and qualitative characteristics that reflects the current state of economic security. Furthermore, we examine the basic criteria (indicators) for evaluating the economic security and options for determining them. According to the literature reviewed, we identify the stages of making an integrated assessment of economic security and consider optimal values of specific indicators. Results Currently, the system of indicators for evaluating the national economic security lacks an integrated systems concept to properly analyze the level of the national economic security. This concept should consist of permanent economic security indicators that would describe phenomena and trends in the economic sphere. This system of indicators should provide for an assessment of quantitative parameters and trends in economic security. Conclusions and Relevance There is an evident need to develop an integrated system-based concept for evaluating the economic security, and to devise indicators for assessing the current national economic security. The economic security evaluation and the comparison of the actual and projected economic security indicators reflect the course of the national economy development and the state of its fundamental life sustaining systems.

Текст научной работы на тему «Система индикаторов оценки экономической безопасности страны»

Угрозы и безопасность УДК 338.1

СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Дмитрий Александрович Кузнецов,

аспирант кафедры

предпринимательства и экономической безопасности, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация dim. [email protected]

Марина Николаевна Руденко,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой

предпринимательства и экономической безопасности, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация [email protected]

Предмет/тема. Анализ системы индикаторов оценки экономической безопасности показывает, что на сегодняшний день отсутствуют единая модель и метод оценки экономической безопасности страны. Таким образом, при определении степени экономической безопасности страны возникает дилемма: ее трудно однозначно оценить как на основании одного универсального показателя (темпы экономического роста, размер ВВП на душу населения), так и на основании очень широкого круга показателей. Система показателей экономической безопасности и их предельные значения должны обосновываться исходя из текущего состояния конкретной экономической системы с учетом основных тенденций и возможностей ее развития.

Цели/задачи. Всесторонний анализ методов и критериев оценки экономической безопасности страны для выявления общепринятых индикаторов оценки.

Методология. В настоящей работе рассмотрены основные методы определения количественных и качественных характеристик, отражающих текущее состояние экономической безопасности. Также в работе рассмотрены основные критерии (индикаторы) экономической безопасности и варианты их определения. На основе анализа литературных источников выявлены этапы конструирования

интегральной оценки экономической безопасности, а также рассмотрены оптимальные значения отдельных индикаторов.

Результаты. Сегодня система индикаторов оценки экономический безопасности государства нуждается в комплексной системной концепции для выполнения необходимого и достаточного анализа уровня экономической безопасности страны. Данная концепция должна состоять из постоянных показателей (индикаторов) экономической безопасности страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Эта система индикаторов должна предоставлять возможность оценки количественных параметров и тенденций экономической безопасности.

Выводы/значимость. Необходимость разработки комплексной системной концепции по оценке экономической безопасности страны и разработка системы индикаторов оценки экономической безопасности сегодня не вызывает сомнений. Именно оценка экономической безопасности страны, сопоставление фактического и прогнозируемого уровней индикаторов экономической безопасности показывают вектор развития экономики страны, состояние ее основных систем жизнеобеспечения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, система индикаторов, оценка

Неотъемлемой составляющей национальной безопасности страны является экономическая безопасность государства. Она играет решающую роль в достижении экономического суверенитета государства, обеспечении экономического развития, реализации эффективной социальной политики, ограждении общества от экологических стихий, росте национальной конкурентоспособности в условиях международной экономической взаимозависимости. Создание эффективной системы экономической безопасности государства дает возможность своевременно выявлять угрозы национальным экономическим интересам и предотвращать причинение убытков социально-экономической системе в целом.

Экономическая безопасность государства означает защищенность всех уровней экономики страны от опасных действий, которые могут быть как следствием сознательного воздействия любого фактора, так и стихийным наплывом рыночных сил. Опасными могут считаться такие действия, которые приводят к ухудшению экономического положения страны до критического уровня. Это может быть, например, такое ухудшение условий жизни, с которыми население не готово мириться и которое вследствие этого может превратиться в социальный конфликт, даже начать угрожать существованию экономической и политической систем [18].

Экономическую безопасность надо рассматривать как важнейшую качественную характеристику экономической системы, которая определяет способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйственных субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.

Экономическая безопасность государства имеет внутреннюю материально-вещественную основу -достаточно высокий уровень развития производительных сил, который может обеспечить существенно важную часть натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства ВНП; внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия по долгосрочным национальным целям, которые дают возможность разработать и принять государственную стратегию социального и экономического развития [6].

Проблема экономической безопасности в условиях дальнейшей глобализации приобретает статус наивысшего приоритета в государственной политике. Исключительное значение она имеет при аргументации принятия политических решений. Научно-концептуальные положения об экономи-

-23 (308)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ческой безопасности обеспечивают формирование соответствующей политики на уровне государства или субъектов низших организационных уровней. Система обеспечения экономической безопасности предусматривает осуществление постоянного мониторинга социально-экономических процессов с точки зрения их влияния на состояние экономической безопасности, оценку с этих позиций стратегических программ, нормативно-правовых актов, а также анализ эффективности текущих решений в области экономической политики [13].

Для целей анализа экономической безопасности используется несколько методов, основанных на определении количественных и качественных характеристик, отражающих текущее состояние экономической безопасности и возможные направления ее обеспечения в связи с имеющимися угрозами.

Экономическая безопасность государства может быть оценена с помощью различных методов, которые можно представить в виде нескольких групп:

1) наблюдение основных макроэкономических показателей и их сравнение с пороговыми значениями;

2) метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз;

3) оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения;

4) использование экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение убытков;

5) методы прикладной математики, в частности многомерного статистического анализа;

6) смешанные методы оценки [1].

Согласно Указу Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»1, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

1 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608.

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

Угрозы и безопасность Threats and Security -61-

Критерии экономической безопасности - это реальные статистические показатели, по которым осуществляется оценка состояния экономики страны с точки зрения обеспечения ее устойчивого развития. Индикаторы экономической безопасности -это реальные статистические показатели развития экономики страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Индикаторы выполняют важную информационную функцию, раскрывая уровень экономической безопасности страны. При проведении анализа экономической безопасности целесообразна дифференциация индикаторов на блоки, каждый из которых характеризуется отдельным набором показателей. Эта система индикаторов должна предоставлять возможность оценки количественных параметров и тенденций экономической безопасности. От состояния безопасности каждого из блоков зависит соблюдение экономической безопасности в целом [15].

Все коэффициенты экономической безопасности являются результатом взаимовлияния показателей-стимуляторов и показателей-дестимуляторов.

Показатели-стимуляторы осуществляют стимулирующее (положительное) влияние на коэффициент экономической безопасности (например, инвестиции в основной капитал, финансирование инновационной деятельности, количество занятого населения и т.д.).

Показатели-дестимуляторы способствуют снижению уровня экономической безопасности (например, дебиторская и кредиторская задолженность, износ основных средств, задолженность по заработной плате и т.д.).

Для оценки состояния экономической безопасности в зарубежной и отечественной практике используются интегральные коэффициенты экономической безопасности, а также индикаторы величины пороговых значений отдельных показателей. Для оценки экономической безопасности государства и общества важны пороговые значения количественных и качественных показателей развития страны, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономики. Следует сделать акцент на том, что высокая степень экономической безопасности достигается при условии, когда весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений.

По мнению В.К. Сенчагова, необходимо создание индикативной системы анализа и прогнозирования экономической безопасности, ключевым

звеном которой служат предельные значения 19 индикаторов экономической безопасности (всего в работе используется около 150 индикаторов, характеризующих различные сферы экономической безопасности государства) [19]. Сопоставление фактического и прогнозируемого уровней индикаторов экономической безопасности показывает вектор развития экономики страны, состояние ее основных систем жизнеобеспечения.

В качестве базовой основы определения уровней пороговых значений индикаторов (особенно объема ВВП) рекомендуется использовать группу социальных индикаторов. Данная методология используется в оценке кратко- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и проектов государственного бюджета.

Определяя экономическую безопасность государства, В.К. Сенчагов обращает особое внимание на структуру экспорта, отмечая необходимость увеличения в нем готовых товаров и снижения минерально-сырьевого экспорта. Особое внимание в экономической безопасности государства отводится показателям, характеризующим платежный баланс и состояние страны, 4 из которых входят в состав ключевых индикаторов: внешний долг; доля расходов на обслуживание государственного долга; объем золотовалютных резервов и отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта.

Достаточно широко в экономической науке используются методы экспертной оценки. На их основе производится оценка интегрального показателя надежности страны. Такая оценка регулярно (один раз в полгода) проводится английским журналом «Еиготопеу» [20]. В нем публикуются результаты расчетов в виде ранжированного перечня 169 стран, построенного по принципу убывания величины интегрального показателя надежности (ИПН). Он является суммой экспертных и расчетно-аналитических оценок, отражающих различные политические или экономические аспекты функционирования страны, причем может принимать значения от 0 до 100.

В процессе определения рейтинга стран сначала избираются страны с максимальным и минимальным значением отдельного показателя, затем определяются значения этого показателя для других стран, и они пропорционально распределяются в определенном интервале. В процессе оценки интегрального показателя надежности вычисляются оценки, имеющие определенный удельный вес:

• оценка политического риска - 25%;

• показатель задолженности - 10%;

-23 (308) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

• показатель эффективности экономики - 25%;

• показатели неуплаченного и реструктурированного долга - 10%;

• кредитный рейтинг страны - 10%;

• уровень доступности банковского кредита -5%;

• возможность привлечения краткосрочного финансирования - 5%;

• возможность привлечения капитала на рынке капиталов - 5%;

• процент за форфейтинг - 5%.

Каждый показатель также оценивается по определенной шкале в баллах.

Особый интерес представляют работы, посвященные изучению враждебности окружающей среды к развитию бизнеса [3]. В этих работах изложен общий комплексный подход к проблеме взаимоотношений предпринимательской деятельности с внешней и внутренней средой. Авторами предлагается оценивать отношение любой экономической и предпринимательской среды с помощью коэффициента враждебности, который имеет значение от 0 до 1 в зависимости от степени противодействия рынка при внедрении на него товара. Зона вокруг 0 является зоной минимальной враждебности. Зона вблизи 1 является зоной максимальной враждебности (эта зона наименее благоприятная для развития бизнеса). Необходимо определить коэффициент враждебности как величину, включающую в себя показатели возможной реакции тех или иных рыночных факторов на появление товара на данном рынке. При прогнозировании объемов внешней торговли авторы работ рекомендуют учитывать несколько категорий враждебности сегментов мирового рынка по развитию торговой активности:

1) естественная враждебность;

2) ответная враждебность, т.е. проявление ответной реакции на торговую активность и на немедленные и долгосрочные ее результаты и последствия;

3) организованная враждебность (в случае, когда враждебность рынка по развитию активности нового участника торгового бизнеса инициируется, развивается и регулируется как опосредованная враждебность, связанная с конкурентной борьбой).

Такой метод определения комплексного коэффициента враждебности позволяет изучать мировые рынки с точки зрения системного анализа.

Таким образом, с помощью экспертных методов оценки различных уровней и составляющих экономи-

ческой безопасности существует возможность учета как количественных, так и качественных характеристик данной сферы. Однако экспертные методы также имеют и свои недостатки: необходимость тщательности отбора экспертов данной сферы; сложность процедуры получения достоверной информации; отсутствие гарантий достоверности полученных результатов в связи с возможной скрытой заинтересованностью экспертов в результатах оценки.

К методике оценки темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения можно отнести методику, предложенную А. Илларионовым [10]. По мнению ученого, важнейшим фактором, который в значительной степени определяет многие экономические и социальные характеристики страны, является уровень ее экономического развития, обусловленный величиной валового внутреннего продукта на душу населения. Поэтому различные критерии экономической безопасности могут быть сведены к факторам, обеспечивающие темпы экономического роста на душу населения. Определяющим фактором в этой концепции является государственная экономическая политика и ее направления. Количественные характеристики государственной деятельности (масштабы государственного предпринимательства, величина государственных расходов, бюджетный дефицит, государственный долг, среднегодовые темпы прироста денежной массы, уровень инфляции, динамика валютного курса, налоги на внешнюю торговлю и др.), по мнению А. Илларионова, и являются показателями экономической безопасности государства.

Таким образом, начальным этапом оценки экономической безопасности государства является предварительный анализ совокупности макроэкономических показателей оценки экономической безопасности государства и предварительный анализ индикаторов экономической безопасности.

Система индикаторов экономической безопасности может состоять из таких важных показателей, которые выявляются с помощью 6 критериев экономической безопасности:

1) индикатор инвестиционной безопасности. Согласно мировому опыту, для стабильного экономического роста страны годовые инвестиции за данный период времени должны быть на уровне 19-25% к ВВП [17];

2) объемы внутренних и внешних долгов государства - это объемы не погашенных на конкретную дату займов, осуществленных государством,

соответственно, на внутренних и внешних рынках займов [7]:

Ldis (Ldfs ) _

D (D f) ' f -100%

(1)

-^dis У dfs) GDP где L - уровень долговой безопасности государства,

причем Ldjs - показатель для внутреннего долга,

Lf - показатель для внешнего долга;

GDP - уровень годового ВВП;

3) дефицит государственного бюджета, который возникает в результате превышения объемов расходов бюджета над его доходами [16]. Уровень дефицита бюджета на каждый конкретный год определяется как соотношение объема дефицита к объему годового ВВП:

Lh, =-BD- -100% , (2)

bds GDP где BD - объем дефицита бюджета;

GDP - уровень годового ВВП;

4) уровень монетизации экономики в конкретном году рассчитывают как отношение объема денежной массы агрегатом M3 (MS M3) к годовому объему ВВП [4]:

L. = MSM3 -100% ; (3)

™ GDP У '

5) стоимость банковских кредитов определяется годовыми процентами, которые платит заемщик коммерческому банку за пользование его кредитом;

6) международные резервы Банка России. От уровня международных резервов Банка России в значительной степени зависит внешняя стабильность национальной валюты, которая определяется стабильностью его валютного курса относительно других валют [5].

Согласно проведенному анализу, можно определить основные классы угроз экономической безопасности страны с указанием перечня показателей, характеризующих каждую из угроз. Угроза экономической безопасности - это совокупность условий и факторов, действие которых осуществляет дестабилизирующее влияние на функционирование и развитие экономической системы [11]. Внешние угрозы трактуются как совокупность условий и факторов, источником возникновения которых является экономическая система, которая рассматривается; внутренние угрозы - как совокупность условий и факторов, сложившихся в экономических системах более высокого уровня иерархии по отношению к системе, которая рассматривается.

Анализ литературных источников [2, 12, 14] позволил выделить угрозы экономической безопасности:

• ухудшение демографической ситуации;

• изменение уровня экономической активности населения;

• уменьшение производства;

• снижение уровня обновления основных фондов;

• изменение уровня инвестиционной активности;

• рост внешнего долга;

• зависимость от импорта стратегических ресурсов.

Формирование и принятие решения по управлению экономической безопасностью включает следующие шаги: формирование критериев выбора решений, определение множества эффективных решений, выбор единого оптимального решения.

Таким образом, этапами конструирования интегральной оценки экономической безопасности являются [9]:

1) формирование множества индикаторов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) определение характеристических (оптимальных, пороговых и предельных) значений индикаторов;

3) нормализация индикаторов;

4) определение весовых коэффициентов;

5) расчет интегрального индекса. Оптимальные значения индикаторов - это интервалы величин, в пределах которых создаются наиболее благоприятные условия для воспроизводимых процессов в экономике. Пороговые значения индикаторов - это количественные величины, нарушение которых вызывает неблагоприятные тенденции в экономике. Предельные значения индикаторов - это количественные величины, нарушение которых вызывает угрожающие процессы в экономике.

Необходимо отметить, что на уровне страны такие значения (индикаторы) были предложены С.Ю. Глазьевым (табл. 1) [8].

Таблица 1

Показатели индикаторов экономической безопасности

Индикатор Пороговые значения

Объем ВВП на душу населения, % 50

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % 70

Доля в промышленном производстве 20

машиностроения, %

Инвестиции, % от ВВП 25

Расходы НИОКР, % от ВВП 2

Доля новых видов продукции 6

в машиностроении, %

Окончание табл. 1

Индикатор Пороговые значения

Доля людей с доходами ниже прожиточного 7

минимума, %

Продолжительность жизни, количество лет 70

Дифференциация доходов, во сколько раз 8

Уровень преступности (количество 5 000

преступлений на 100 тыс. чел. населения)

Уровень безработицы, % 7

Уровень инфляции, % 20

Объем внутреннего долга, % от ВВП 30

Текущая потребность в обслуживании 25

внутреннего долга, % от доходов бюджета

Объем внешнего долга, % от ВВП 25

Рассмотрим отдельные показатели экономической безопасности России на основе данных Росстата об экономических и социальных показателях (табл. 2).

Таким образом, с помощью методов наблюдения основных макроэкономических показателей и сравнения их с пороговыми значениями состояния экономической безопасности можно сказать, что

Таблица 2

Анализ экономической безопасности России

2014

Индикатор 2013 г. 2014 г. к 2013 г., %

Объем ВВП, млрд руб. 66 193,7 70 975,8 107

Объем ВВП на душу насе- 461,3 485,8 105

ления

Доля в промышленном производстве обрабатывающей 15,1 15,6 103

промышленности, %

Инвестиции в основной 13 450,2 13 527,7 97

капитал, млрд руб.

Инвестиции, % от ВВП 20,3 19,1 94

Расходы НИОКР, % от ВВП 1 1 -

Доля людей с доходами 12 13 108

ниже прожиточного мини-

мума, %

Продолжительность жизни, 70,8 71 100,3

количество лет

Дифференциация доходов 30,2 30,8 103

(по индексу Родин Гуда), %

Число зарегистрированных 2 206,2 2 166,4 98

преступлений, тыс. ед.

Уровень преступности (ко- 15 400 14 600 94,8

личество преступлений на

100 тыс. чел. населения)

Уровень безработицы, % 5,6 5,2 92,9

Уровень инфляции, % 6,45 11,36 176,1

Объем внутреннего долга, 4 432,4 4 427,1 99,9

млрд руб.

Объем внутреннего долга, 6,7 6,2 4,2

% ВВП

состояние экономической безопасности России на данном этапе можно считать удовлетворительным. Однако в целях улучшения ситуации Правительству РФ следует обратить внимание на такие показатели, как уровень преступности, дифференциацию доходов граждан. Также необходимо отметить, что за 2014 г. уровень инфляции увеличился почти в 2 раза. И хотя данное значение некритично, в дальнейшем оно может сказаться на общем уровне экономической безопасности страны.

В системе экономической безопасности России важную роль играет ее финансовая составляющая, от уровня которой зависит реализация национальных интересов и стабильное экономическое развитие.

Обеспечение финансовой безопасности приобретает особую актуальность в период сегодняшнего финансово-экономического кризиса, поскольку разлад финансов государства приводит к потере внутренней и внешней платежеспособности, нестабильности национальной денежной единицы, снижению доходов населения и активов субъектов хозяйствования.

Эти и другие негативные последствия кризисных явлений в экономике имеют место на современном этапе развития России. Соответственно и масштабы этих последствий могут быть глобальными: потеря финансовой самостоятельности в решении социально-экономических вопросов и собственной финансовой инфраструктуры, ограничение доступа государства к зарубежным рынкам.

Актуальность повышения уровня финансовой безопасности обусловлено также значительным уменьшением прибыли предприятий, доходов государственного и местных бюджетов, поступлений в целевые фонды.

Отметим, что финансовая безопасность - это такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной системы и финансовых рынков, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным угрозам, способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и стабильный экономический рост. Финансовая безопасность включает следующие составляющие: бюджетная, валютная, денежно-кредитная, долговая, банковская, безопасность страхового и фондового рынков.

Методы и индикаторы оценки экономической безопасности базируются на применении методов прикладной математики, статистики и экономики,

что позволяет строить модели и проводить системный анализ исследуемых экономических систем, делать прогнозы развития систем.

Следует иметь в виду, что комплексные системные анализы экономических процессов описываются большим количеством показателей, поэтому данные методы некорректно применять без уменьшения или агрегации количества исследуемых показателей, что в значительной мере сужает границы анализа и прогнозирования.

Итак, проведенный анализ методов, показателей и подходов к оценке сферы экономической безопасности страны как составляющей более общей национальной сферы безопасности показал, что на данный момент налицо широкий спектр их использования, однако не существует общепризнанных методов. Причем различные методы и показатели, используемые при оценке экономической безопасности, имеют как свои преимущества, так и недостатки, что делает невозможным отдать предпочтение какому-то одному из них. Поэтому для оценки, диагностики и прогнозирования данного явления необходимо выработать методический подход, который основывался бы на применении многомерного подхода. Это позволит исследовать различные аспекты данной проблемы, вести постоянный ее мониторинг, принимать эффективные, научно обоснованные меры на всех уровнях для предотвращения потенциальных и снижения существующих угроз экономической безопасности.

Индикаторы экономической безопасности рассчитываются в основном на основе ретроспективного подхода. Для внедрения стратегического управления экономической безопасностью целесообразно осуществлять его прогнозирование.

Необходимо отметить, что в начале 2015 г. розничная торговля в России снизилась на рекордные 8%. А реальные зарплаты в стране упали на 10%, что можно сравнить только с последствиями дефолта 1998 г. Сегодня основными угрозами экономической безопасности России являются угрозы внутреннего характера, которые выражаются в отсутствии глубокой научной проработки и обоснованности мер, принимаемых в сфере денежно-кредитной политики в условиях санкций со стороны западных стран.

Однако кроме внутренних угроз существуют еще и внешние. Как уже отмечалось, это введение экономических санкций в 2014 г., в том числе в финансовой сфере, которые резко ограничили доступ российских экономических агентов на мировые

рынки капитала. К очевидным последствиям экономических санкций и, вследствие этого, ухудшения экономической ситуации в стране можно отнести текущее падение спроса, выраженное в сокращении торговли, а также падение заработных плат. При этом ощутимо выросли запасы предприятий розничной торговли, на конец февраля они достигли уровня 50% от оборота2.

Сегодня многие российские аналитики опасаются, что произойдет падение ВВП в 2015 г. на уровне 2,5%. В то же время иностранные аналитики ожидают по итогам года совершенно иных показателей в российской экономике. Так, аналитики Raiffeisen Bank International (RBI) объявили, что ожидают падение российского ВВП на 4%.

Рост российской экономики может начаться в 2016 г. Но если власти не запустят реформы и не начнут работать над диверсификацией экономики, то темпы роста ВВП не превысят 2% в год. Все дальнейшее развитие экономики России будет зависеть от реализации стратегии экономической безопасности России, которая должна содержать:

1) основополагающие положения формирования и поддержания функционирования системы гарантирования экономической безопасности;

2) характеристику внутренних и внешних угроз экономической безопасности и мониторинг факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы и государства;

3) критерии и индикаторы экономической безопасности;

4) характеристику национальных экономических интересов;

5) меры и механизмы государственной политики по обеспечению экономической безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Целью оценки экономической безопасности страны является не только анализ и оценка текущего состояния экономики страны, но и проведение ретроспективного анализа показателей ее экономической безопасности для определения возможного состояния экономики в будущем, что будет способствовать формированию эффективных механизмов обеспечения экономической безопасности страны.

2 Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы и Академии внешней торговли «Оперативный мониторинг экономической ситуации в Ро ссии». URL: http://ranepa.ru.

Таким образом, формирование механизма обеспечения экономической безопасности страны невозможно без комплексной оценки экономической безопасности по ряду критериев. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности с учетом всех содержательных определяющих характеристик экономической безопасности страны будет способствовать определению целевых ориентиров по достижению безопасного развития государства и приведет к следующему, качественно новому этапу развития, где безопасность можно будет определить как определенное состояние экономического развития страны, которое характеризуется наиболее полным и рациональным использованием его экономического потенциала через призму общегосударственных интересов.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38-39.

3. Барабин В.В. Экономическая безопасность государства. М.: ЭКОПРЕСС, 2001. 311 с.

4. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2008. № 5. С. 54-55.

5. Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России // ЭКО. 2008. № 9. С. 141-149.

6. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Питер, 2007. 384 с.

7. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. 2009. № 3. С. 21-23.

8. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997. № 1. С. 5-6.

9. Дюженкова Н.В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности // Информационный бизнес в России: сб. науч. трудов по мат-лам науч.-практ. семинара. Тамбов: ТГТУ, 2001. С. 42.

10. Илларионов А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С.35-57.

11. Карачаровский В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. 2008. № 9. С. 81-99.

12. Логинов Е.Л., Лукин В.К., Чечулина Ю.С. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000. 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учеб.-практ. пособие / Видяпин В., Дуженков В., Ефимов Г. и др., под ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез»,1997. 278 с.

14. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: справочник. М.: Экзамен, 2005.575 с.

15. Пономаренко В.С, Клебанова Т.С., Чернова Н.Л. Экономическая безопасность региона: анализ, оценка, прогнозирование: монография. Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2004. 144 с.

16. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 28-37.

17. Филатова А.С. Инвестиционная безопасность Российской Федерации в современных условиях // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 304-307.

18. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 768 с.

19. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

20. Euromoney country risk. URL: www. euromoneycountryrisk.com.

Угрозы и безопасность Threats and Security - 67 -

National Interests: Priorities and Security Threats and Security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE SYSTEM OF INDICATORS FOR EVALUATING THE NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Dmitrii A. KUZNETSOV, Marina N. RUDENKO

Abstract

Importance Analyzing the system of indicators for evaluating the national economic security shows that today there is no single model and method for assessing the economic security of the country. Thus, in determining the degree of economic security, there is a dilemma, i.e. it is difficult to evaluate the economic security with the single versatile indicator (economic growth, GDP per capita), and likewise, it is also very complicated to do so with a very wide range of indicators. The system of economic security indicators and their limits should be substantiated on the basis of the current state of the specific economic system, considering the main trends and opportunities of its development. Objectives The research presents a comprehensive analysis of the methods and criteria for evaluating the economic security in order to identify common evaluation indicators.

Methods The article reviews the basic methods for determining the quantitative and qualitative characteristics that reflects the current state of economic security. Furthermore, we examine the basic criteria (indicators) for evaluating the economic security and options for determining them. According to the literature reviewed, we identify the stages of making an integrated assessment of economic security and consider optimal values of specific indicators.

Results Currently, the system of indicators for evaluating the national economic security lacks an integrated systems concept to properly analyze the level of the national economic security. This concept should consist of permanent economic security indicators that would describe phenomena and trends in the economic sphere. This system of indicators should provide for an assessment of quantitative parameters and trends in economic security.

Conclusions and Relevance There is an evident need to develop an integrated system-based concept for evaluating the economic security, and to devise indicators for assessing the current national economic security. The economic security evaluation and the comparison of the

actual and projected economic security indicators reflect the course of the national economy development and the state of its fundamental life sustaining systems.

Keywords: economic security, system, indicators, evaluation

References

1. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Economic security of Russia: threats and their implications]. Voprosy Economiki, 1994, no. 12, pp. 4-13.

2. Arkhipov A., Gorodetskii A., Mikhailov B. Ekonomicheskaya bezopasnost': otsenki, problemy, sposoby obespecheniya [Economic security: evaluation, challenges, methods for ensuring it]. Voprosy Economiki, 1994, no. 12, pp. 38-39.

3. Barabin V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva [Economic security of the State]. Moscow, EKOPRESS Publ., 2001, 311 p.

4. Burtsev V.V. Problemy gosudarstvennoi eko-nomicheskoi bezopasnosti [Problems of the State economic security]. Finansy = Finance, 2008, no. 5, pp.54-55.

5. Bauer V.P. Ekonomicheskaya bezopasnost' i mezhdunarodnye rezervy Banka Rossii [Economic security and international reserves of the Bank of Russia]. EKO = ECO, 2008, no. 9, pp. 141-149.

6. Vechkanov G.S. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic security]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 384 p.

7. Vasilenko A.I. Voprosy ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Issues of economic security of the Russian Federation]. Vmire nauki = In the World of Science, 2009, no. 3, pp. 21-23.

8. Glaz'ev S.Yu. Osnova obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti strany: al'ternativnyi refor-matsionnyi kurs [The basis of ensuring the national economic security: an alternative course of reforms]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, pp. 5-6.

9. Dyuzhenkova N.V. [The system of criteria and indicators to assess the state of economic security]. Informatsionnyi biznes v Rossii: materialy nauchno-prakticheskogo seminara [Proc. Sci. Conf. IT Business in Russia]. Tambov, TSTU Publ., 2001, p. 42.

10. Illarionov A.N. Kriterii ekonomicheskoi bezopasnosti [Economic security criteria]. Voprosy Economiki, 1998, no. 10, pp. 35-57.

11. Karacharovskii V. Organizatsionno-uprav-lencheskie aspekty ekonomicheskoi bezopasnosti [Organizational and administrative aspects of economic security]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2008, no. 9, pp. 81-99.

12. Loginov E.L., Lukin V.K., Chechulina Yu.S. Aktual 'nye problemy ekonomiko-pravovogo obespecheni-ya ekonomicheskoi bezopasnosti [Actual issues of the economic and legal framework of economic security]. Krasnodar, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2007, 128 p.

13. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti (gos-udarstvo, region, predpriyatie, lichnost') [Fundamentals of economic security (State, region, firm, identity)]. Moscow, Business School Intel-sintez Publ., 1997, 278 p.

14. Odintsov A.A. Ekonomicheskaya i informat-sionnaya bezopasnost' [Economic and information security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2005, 575 p.

15. Ponomarenko V.S., Klebanova T.S., Cher-nova N.L. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: analiz, otsenka, prognozirovanie: monografiya [The re-

gion's economic security: analysis, evaluation, forecast: a monograph]. Kharkiv, Kharkiv National University of Economics Publ., 2004, 144 p.

16. Plisetskii D. Ekonomicheskaya bezopasnost': valyutno-finansovye aspekty [Economic security: currency and financial dimensions].Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2002, no. 5, pp. 28-37.

17. Filatova A.S. Investitsionnaya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh [Investment security of the Russian Federation in modern conditions]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 1, pp. 304-307.

18. Ekonomicheskaya i natsional 'naya bezopasnost' [Economic and national security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 768 p.

19. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ob-shchii kurs [Economic security of Russia: the general course]. Moscow, Delo Publ., 2005, 896 p.

20. Euromoney Country Risk. Available at: www. euromoneycountryrisk.com.

Dmitrii A. KUZNETSOV

Perm State University, Perm, Russian Federation [email protected]

Marina N. RUDENKO

Perm State University, Perm, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.