Б01 10.46320/2077-7639-2023-4-119-87-106
Экономические санкции в отношении России: контрсанкции, последствия и перспективы
Ковров В.Ф., Абрарова З.Ф., Маяцкая О.Б.
Современная экономика характеризуется таким состоянием, когда участники всеобщего рынка выстраивают свои отношения не на компромиссах и договорных отношениях, обусловленных принципами честной конкуренции, а на санкционной политике, которая основана на различных способах давления на оппонента, что неизбежно приводит к обострению конфликтных ситуаций. Актуальность исследования определяется том, что понимание различных типов и последствий экономических санкций имеет решающее значение для политиков, аналитиков и заинтересованных сторон, участвующих в оценке их потенциального воздействия и эффективности поставленных целей. Объект исследования - национальная экономика, предмет исследования - состояние мировой экономики, которое определяется политикой экономического противостояния. Цель данного исследования - предложить объективный и всесторонний анализ сложной динамики, связанной с экономическими санкциями, и их влияния на российскую экономику и формируемые глобальные отношения между участниками. Задачи данного исследования следующие: во-первых, представить научный анализ экономических санкций, введенных в отношении России; во-вторых, оценить эффективность ответных контрсанкций России в отношении оппонентов; и в-третьих, изучить последствия санкционной политики для России и западных стран. Для улучшения подачи и понимания информации использованы наглядные графические материалы, такие как диаграммы, графики, таблицы. В статье сделан обоснованный вывод о том, что экономические санкции являясь сложным геополитическим и экономическим инструментом, используемым в международных отношениях для достижения конкретных целей приводят к обратному эффекту в смысле результативности, из-за возникновения эмерджентно-сти, как системного свойства, которое приводит к тому, что страны, объявляющие санкции экономически страдают больше чем страна объект санкций.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Ковров В.Ф., Абрарова З.Ф., Маяцкая О.Б. Экономические санкции в отношении России: контрсанкции, последствия и перспективы // Дискуссия. - 2023. - Вып. 119. - С. 87-106.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Финансовые санкции, инвестиционные санкции, геополитика, внутренний валовой продукт, санкционная политика.
JEL: 0240, 0250, 0500
DOI 10.46320/2077-7639-2023-4-119-87-106
Economic sanctions against Russia: counter-sanctions, consequences and prospects
Kovrov V.F., Abrarova Z.F., Mayatskaya O.B.
The modern economy is characterized by a state where participants in the global market build their relations not on compromises and contractual relations conditioned by the principles of fair competition, but on a sanctions policy that is based on various methods of pressure on the opponent, which inevitably leads to an aggravation of conflict situations. The relevance of the study is determined by the fact that understanding the various types and consequences of economic sanctions is crucial for politicians, analysts and stakeholders involved in assessing their potential impact and the effectiveness of the goals set. The object of research is the national economy, the subject of research is the state of the world economy, which is determined by the policy of economic confrontation. The purpose of this study is to offer an objective and comprehensive analysis of the complex dynamics associated with economic sanctions and their impact on the Russian economy and the emerging global relations between the participants. The objectives of this study are as follows: firstly, to present a scientific analysis of the economic sanctions imposed on Russia; secondly, to assess the effectiveness of Russia's counter-sanctions against opponents; and thirdly, to study the consequences of sanctions policy for Russia and Western countries. Visual graphic materials such as diagrams, graphs, tables are used to improve the presentation and understanding of information. The article makes a reasonable conclusion that economic sanctions, being a complex geopolitical and economic instrument used in international relations to achieve specific goals, give the opposite effect in terms of effectiveness. This is due to the formation of emergence as a systemic property, which leads to the fact that countries declaring sanctions suffer economically more than the country targeted by sanctions.
FOR CITATION APA
Kovrov V.F., Abrarova Z.F., Mayatskaya O.B. Economic sanctions against Russia: counter-sanctions, consequences and prospects. Diskussiya [Discussion], 119, 87-106.
KEYWORDS
Financial sanctions, investment sanctions, geopolitics, gross domestic product, sanctions policy.
JEL: 0240, 0250, 0500
ВВЕДЕНИЕ
Экономические санкции против России стали важнейшим аспектом трансформации международных отношений с момента добровольного присоединения Крыма в 2014 году: «Первое, что бросается в глаза при сопоставлении событий 1783 и 2014 годов, это неожиданность происшедшего. Выступая в апреле 2014-го на встрече с членами Общероссийского народного фронта, в которой участвовал и я, президент Путин, объясняя мотивы своих недавних решений по Крыму, сказал: «Мы ведь не планировали это заранее...»» [1, с. зз]. В ответ на абсолютно законные действия России -Украина, несколько стран и различных международных организаций ввели экономические санкции для оказания дипломатического и экономического давления на Российскую Федерацию. Исторический контекст санкций восходит к вмешательству в суверенные дела России западных стран, приведшему к введению санкционных мер в качестве ответа на свободное волеизъявление народа: «Присоединение Крыма к России представляет собой добровольное вхождение» [2, с. 49]. Сочетая научно обоснованный подход с научным стилем изложения, это исследование направлено на то, чтобы дать всестороннее представление об экономических санкциях против России, их содержание и необходимость контрмер, объективность которых определяется ответом на недружественные действия западных стран. Используя научный стиль изложения, данное исследование призвано предложить объективный и всесторонний анализ сложной динамики, связанной с экономическими санкциями, и их влияние на российскую экономику и глобальные отношения. В статье подразумевается, что присоединение Крыма к России, это исторически обусловленное и предопределённое событие, которое вызвано объективными факторами эволюционного развития общественных и экономических отношений: «Потёмкин с облегчением, смешанным с опаской, констатировал: «Границы теперешние обещают покой России, зависть Европы и страх Порте Оттоманской». На что Екатерина II уверенно отвечала: «На зависть Европы я весьма спокойно смотрю, пусть балагурят, а мы дело делаем» [з, с. 46].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методология исследования включает сбор данных из надежных источников, сравнительный анализ тематических исследований, что позволяет пролить свет на содержание и экономическую природу санкций, их последствия для различных секторов национальной экономики и потенциаль-
ные будущие изменения в системе национальной экономики.
Экономические санкции, введенные в отношении России, были разработаны и приняты несколькими странами и международными организациями в ответ на свободное волеизъявление народа Крыма в 2014 году. Данные санкции направлены на оказание дипломатического давления, содействие изменению поведения и предотвращение расширению политического и экономического влияния России. Для того чтобы эффективно реализовать цели исследования необходимо рассмотреть природу экономических санкций, как экономического инструмента, представим далее определение и типологию экономических санкций на основе теоретического анализа достоверных источников.
Экономические санкции представляют собой форму принудительных экономических мер, вводимых одной страной или группой стран в отношении другой страны или юридического лица с целью достижения конкретных политических, экономических или социальных целей, являются нерыночным инструментом оказания давления и воздействия на страну или юридическое лицо, являющееся объектом санкций, путем ограничения или запрета на ведение определенной экономической деятельности [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10].
Существует несколько типов и уровней экономических санкций, каждый из которых имеет свои специфические характеристики и последствия, представим, на основе типологии им классификации санкций различными исследователями несколько распространенных видов экономических санкций [11, [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21]:
1. Торговые санкции, которые включают ограничения на импорт или экспорт товаров и услуг между страной или группой стран, вводящих санкции, и страной или субъектом, против которых они направлены. Ограничения могут принимать форму запретов на импорт или экспорт, квот, тарифов или эмбарго. Торговые санкции направлены на ограничение доступа страны-объект к определенным товарам или рынкам, тем самым влияя на ее национальную экономику, снижая конкурентную и потребительскую способность.
2. Финансовые санкции нацелены на финансовый сектор страны или организации, против которых они направлены, включая замораживание активов, блокирование финансовых транзакций или ограничение доступа к международным банковским системам. Финансовые санкции
направлены на то, чтобы лишить страну-объект санкций способности проводить финансовые операции и получать доступ к международным рынкам, тем самым влияя на ее экономическую стабильность.
3. Инвестиционные санкции предполагают ограничения на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в целевую страну или юридическое лицо, предполагая запреты или ограничения на инвестиции в конкретные секторы или отрасли промышленности или полный запрет на инвестиции. Инвестиционные санкции направлены на то, чтобы удержать иностранных инвесторов от участия в экономике страны-мишени, тем самым влияя на ее экономическое развитие и рост.
4. Технологические санкции предполагают ограничения на передачу определенных технологий или доступ к ним, особенно тех, которые имеют потенциальное военное или стратегическое применение. Эти санкции могут включать экспортный контроль, лицензионные требования или технологическое эмбарго и направлены на ограничение способности страны-объекта санкций приобретать передовые технологии, тем самым влияя на ее научно-техническое развитие различных секторов промышленности и экономики.
5. Ограничения на поездки и выдачу визу направлены против лиц, связанных с целевой подсанкционной страной или организацией, таких как правительственные чиновники, лидеры бизнес сообщества или конкретные лица, вовлеченные в деятельность, которая считается нежелательной странами, вводящими санкции. Данные ограничения предполагают отказы в выдаче виз, запреты на поездки или замораживание активов, ограничения на поездки и визы направлены на изоляцию и ограничение мобильности лиц, связанных с целевой страной, тем самым влияя на ее дипломатические и экономические отношения.
6. Энергетические санкции нацелены на энергетический сектор страны или субъекта, против которых они направлены и могут включать ограничения на импорт или экспорт энергетических ресурсов, таких как нефть, газ или уголь. Энергетические санкции направлены на ограничение доступа страны-объекта к жизненно важным энергетическим ресурсам, тем самым влияя на ее энергетическую безопасность и экономическую стабильность.
7. Эмбарго на поставки оружия предполагает ограничения на импорт или экспорт оружия, военной техники или связанных с ними технологий
в страну или организацию, являющуюся объектом санкций, направлены на то, чтобы помешать стране-объекту приобрести или усилить свой военный потенциал, тем самым влияя на ее военное положение и региональную стабильность.
8. Секторальные санкции направлены на конкретные секторы или отрасли национальной экономики страны, на которую они направлены. Данный тип санкций может быть введен для решения конкретных задач, обычно представлены под видом нарушения прав человека, коррупция или экологические проблемы. Секторальные санкции направлены на то, чтобы точечно разрушить ритмичность и эффективность работы конкретных секторов или отраслей промышленности и изолировать их, тем самым оказывая давление на страну-объект для решения выявленных проблем.
Последствия экономических санкций для экономики страны могут варьироваться в зависимости от нескольких факторов, включая экономическую и финансовую устойчивость хозяйственного комплекса страны, на который направлены санкции, уровень международной поддержки санкций и продолжительность действия санкций. В некоторых случаях экономические санкции могут привести к экономическому спаду, сокращению торговли, сокращению иностранных инвестиций и финансовой нестабильности в стране, на которую они направлены, также могут нарушить цепочки поставок, увеличить инфляцию и привести к безработице и социальным беспорядкам. Важно отметить, что экономические санкции могут иметь непреднамеренные последствия, могут создать стимулы для страны развивать альтернативные экономические отношения, такие как поиск новых торговых партнеров или установление торговых маршрутов за пределами влияния навязывающих стран, кроме того, экономические санкции могут иметь гуманитарные последствия, особенно затрагивая уязвимые социальные группы населения, которые могут пострадать от ограничения доступа к товарам первой необходимости и услугам.
Хронологический отчет санкций в отношении России
2014: После присоединения Крыма к России Соединенные Штаты Америки и Европейский союз (ЕС) ввели индивидуальные санкции и санкции против юридических лиц в отношении российских должностных лиц, за которыми последовали секторальные санкции, нацеленные на энергетический, финансовый и оборонный секторы России.
2014-2015 годы: Страны, включая Канаду, Австралию и Японию, ввели санкции, аналогичные санкциям Соединенных Штатов Америки и ЕС.
2016 год: ЕС продлил свои санкции, и отдельные страны-члены ввели санкции в отношении конкретных стран, еще больше расширив ограничительные меры.
2017-2019 годы: Соединенные Штаты Америки расширили свои секторальные санкции, сосредоточив внимание на конкретных проектах, связанных с энергетическим сектором России, таких как разведка нефти и строительство трубопроводов.
2020-2022 годы: Санкционный ландшафт мировой экономики продолжает развиваться, с периодическими корректировками, продлени-
ями и новыми мерами, вводимыми различными странами и международными организациями.
2022 - по настоящее время: Резкий рост санк-ционного давления, беспрецедентные объёмы санкций, политического и экономического давления на Россию.
В целом, хронологию экономических санкций в отношении России можно разделит на два периода, это 2014-2022 год и 2022-по настоящее время, в феврале 2022 года фактически была пройдена точка бифуркации, которая кардинально изменила существующий политический и экономический ландшафт в мире - рисунок 1.
Рассмотрим в таблице 1 виды санкций по государственному долгу и инвестиционной политике в отношении России.
Источник: составлено авторами по данным https://tass.ru/infographics/9891
Рисунок 1. Всего санкций в мировой экономике на начало 2022 года
Почти 70% санкций длится не больше шести лет Не все санкции достигают цели
У одной санкции может быть несколько целей с разными результатами
220 санкций длилось меньше года Цель полностью достигнута
4a 200 W me всего санкции ится год / Цель не достигнута
> Цель частично достигнута 317
100 Средний срок действия Урегулирование переговорами 131 В процессе
1 11 II II.......... 72 года рекордная санкция наложена Лигой арабских государств на Израиль .а. | . . . . '
__— — - — — — — J— - — — — - — — -_ш_■ ■ ■ - |--■ - ■_т_а_г_ш_|_!_
Лет О 10 15 20 25 30 40 50 55 GO 65 70
Источник: составлено авторами по данным https://tass.ru/infographics/9891
Рисунок 2. Эффективность санкций в мировой экономике на начало 2022 года
Таблица 1
Виды санкций по государственному долгу и инвестиционной политике
№ Государство или международная организация/компания Краткое описание
1 Новый банк развития (НБР) Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС в 2014 году, не реализует новые проекты в России, так как вынужден действовать в соответствии с международными ограничениями.
2 Эстония 28 июня 2023 г. Эстония разрабатывает законопроект о возможности использования замороженных активов российских граждан и предприятий для компенсации ущерба, причиненного Украине в ходе специальной военной операции.
3 Евросоюз 23 июня 2023 г. Принят одиннадцатый санкционный пакет Евросоюза против России. Добавлена оговорка, разрешающая продажу прав собственности в российском совместном предприятии, находящемся в совместном владении с включенным в санкционный перечень лицом.
4 Биржи Nasdaq, NYSE 15 марта 2023 г. американская биржа Nasdaq сообщила о решении провести делистинг ценных бумаг российских компаний, включая Яндекс , Ozon, Qiwi и HeadHunter. Бумаги исключаются из листинга с 24 марта 2023 г., если компании не обжалуют решение. 15 марта 2023 г. нью-йоркская фондовая биржа (NYSE) сообщила о намерении провести делистинг депозитарных расписок Cian PLc (ЦИАН).
5 США 25 января 2023 г. Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) выпустила предупреждение для финансовых учреждений о потенциальных инвестициях в сектор коммерческой недвижимости США со стороны находящихся под санкциями российских элит, олигархов, членов их семей и организаций, через которые они действуют.
6 Евросоюз 9 ноября 2022 г. Акции квалифицируются как «фонды» и, следовательно, должны быть заморожены, если они принадлежат или контролируются внесенным в санкционный список лицом. Такому лицу запрещается осуществлять любые права голоса, которые могут привести к каким-либо изменениям в отношении этих акций. Право голоса как таковое может считаться нематериальным экономическим ресурсом, и необходимо предотвратить его использование в целях любого получения средств, товаров или услуг. Поэтому ни при каких обстоятельствах и ни для какой цели такие акционеры не могут осуществлять свое право голоса в компании или фонде.
7 Украина Указом Президента Украины от 19 октября 2022 г. N 726/2022 сроком на 10 лет введены персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) против Российского фонда прямых инвестиций.
8 Евросоюз 6 октября 2022 г. Выпущена рекомендация относительно активов российских инвесторов: компетентные органы государств-членов могут принимать решение о выведении определенных активов или экономических ресурсов из-под блокировки, которые принадлежат подсанкционному лицу 101 (Национальный расчетный депозитарий) на тех основаниях, которые данный орган посчитает необходимыми, а также убедившись, что данные средства необходимы для прекращения к 7 января 2023 г. операционной деятельности, контрактов и других соглашений, заключенных до 3 июня 2022 г. (дата включения НРД в санкционный список) и как-либо связанных с данным лицом. 16 декабря 2022 г. Минфин Люксембурга разрешил разблокировку активов, ценных бумаг и купонного дохода, принадлежащих Национальному расчетному депозитарию (НРД) до 3 июня 2022 г. Разрешение действует до 7 января 2023 г. включительно. 22 декабря 2022 г. Минфин Бельгии выдал разрешение Национальному расчетному депозитарию (НРД) на разблокировку активов (денег или ценных бумаг), необходимых для прекращения не позднее 7 января 2023 г. операций, контрактов или других соглашений, заключенных с НРД до 3 июня 2022 г. и при условии, что не задействовано никакое другое лицо, находящееся под санкциями ЕС.
9 Евросоюз С 21 июля 2022 г. компетентные органы государства-члена ЕС могут разрешать на таких условиях, которые они сочтут подходящими, высвобождение определенных замороженных экономических ресурсов, при этом высвобождение таких ресурсов необходимо для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и существенное влияние на здоровье и безопасность человека или окружающую среду. Доходы, полученные в результате высвобождения таких экономических ресурсов, замораживаются. С 3 августа 2022 г. Швейцария присоединилась к расширению пакета санкций Евросоюза против России. 26 августа 2022 г. Норвегия присоединилась к расширению пакета санкций Евросоюза против России.
Продолжение табл. 1
№ Государство или международная организация/компания Краткое описание
10 Великобритания 18 июля 2022 г. Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) обновило Руководство по финансовым и инвестиционным ограничениям для России в связи со вступлением в силу Поправок 12 к Правилам 2022 года о России (санкциях). Указанные Поправки 12 вводят ограничения приобретения прав собственности на землю в России; запрет на создание коммерческих структур; запрет на инвестиционные услуги, непосредственно связанные с этой деятельностью. OFSI также выдало Генеральную лицензию, предусматривающую 7-дневный период прекращения действия запрета на внешние инвестиции. Разрешается при соблюдении ряда условий приобретать права собственности на землю, расположенную в России; создавать любое совместное предприятие с лицом, связанным с Россией; открывать представительство или создавать филиал или дочернюю компанию, расположенную в России, предоставлять инвестиционные услуги, непосредственно связанные с такой деятельностью. Лицензия вступает в силу с 19 июля 2022 г. и истекает 26 июля 2022 г. Также с 18 июля 2022 г. вступили в силу Поправки 13 в Закон о России (Санкции) 2019 г. Изменены критерии видов деятельности, при осуществлении которых лицо может стать «специально обозначенным», расширен круг лиц, получающих выгоду или поддержку Правительства России, и расширено определение определения «связанного с» путем включения определенных членов семьи. Также установлено исключение из торговых санкций для поддержки гуманитарных проектов по оказанию помощи в неподконтрольных правительству Украины районах Донецка и Луганска. Расширено определение собственности в отношении морских и воздушных судов
11 Норвегия Постановлением от 24 марта 2022 г. Введен запрет на новые инвестиции в российскую энергетику. Запрещены любые сделки с юридическими лицами, в которых российскому государству принадлежит более 50% и где Россия, Правительство России или Центральный банк России имеют право на получение дивидендов. Запрет не распространяется на исполнение договоров, заключенных до 25 марта 2022 г., в том числе на получение платежей в соответствии с договорами, заключенными до 24 мая 2022 г. Постановлением от 29 апреля 2022 г. Запрещено оказывать поддержку российским государственным или контролируемым организациям. Также введен запрет на заключение или продолжение исполнения госконтрактов с лицами и органами, учрежденным в России.
12 Канада Верхняя палата парламента Канады одобрила законопроект, который позволяет конфисковывать активы подсанкционных лиц.
13 Польша 29 марта 2022 г. Совет Министров отозвал Согласие на Соглашение между Правительство Республики Польша и Правительство Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций. Соглашение было подписано 2 октября 1992 г., но не вступило в силу
14 США 6 июня 2022 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) опубликовало новые часто задаваемые вопросы (о новых инвестиционных запретах) и внесло поправки в часто задаваемые вопросы (корректировка термина «происхождение из Российской Федерации» и разъяснение возможности торговли суверенными долговыми обязательствами России на вторичных рынках) 9 июня 2022 г. OFAC Определения от 8 мая 2022 г. «Запреты, связанные с определенными бухгалтерскими услугами, созданием трастов и корпораций, а также консультационными услугами по вопросам управления»
15 Канада 31 мая 2022 г. Введены ограничения в отношении управляющих компаний Российского фонда прямых инвестиций и Российской венчурной компании
16 Монако 12 марта 2022 г. приняты и внедрены процедуры замораживания средств и экономических санкций, идентичные тем, которые приняты в большинстве европейских государств
17 Новая Зеландия С 19 апреля 2022 г. в санкционный список включены Фонд национального благосостояния и Российский фонд прямых инвестиций
18 Япония С 12 мая 2022 г. Введены меры по запрету новых инвестиций в Россию, их можно осуществлять только по особым разрешениям Японским физическим и юридическим лицам запрещено делать новые инвестиции в России, которые дадут им долю в 10 и более процентов. Запрету также подлежат кредиты со сроком погашения более одного года
19 Евросоюз После 16 апреля 2022 г. Запрещено участие российских компаний в госзакупках в государствах-членах ЕС. Исключена любая финансовая поддержка российских государственных органов.
Продолжение табл. 1
№ Государство или международная организация/компания Краткое описание
16 мая 2022 г. частично признанная республика Косово присоединилась к расширению санкций Европейского союза и США. 29 апреля 2022 г. Норвегия присоединилась к пятому пакету санкций Евросоюза.
20 Великобритания 6 апреля 2022 г. Анонсирован полный запрет на все новые внешние инвестиции в Россию (в 2020 году инвестиции Великобритании в Россию составили более 11 миллиардов фунтов стерлингов)
21 США Минфин США запретил осуществлять долларовые платежи по задолженности со счетов российского правительства в финансовых институтах США.
22 Великобритания С 1 апреля по 30 июня 2022 г. Действует генеральная лицензия, позволяющая предоставлять финансовые услуги с целью получения и дальнейшего перечисления нерублевых платежей по процентам или купонам, или платежей по векселю или по выплате основного долга от Центрального банка, Национального фонда благосостояния и Министерства финансов Российской Федерации. Разрешение касается российских долговых обязательств, выпущенных до 1 марта 2022 г.
23 Объединенные Арабские Эмираты Самый крупный ближневосточный фонд по объему инвестиций в РФ эмиратский MubadaLa приостанавливает новые вложения в стране
24 Япония С 23 февраля 2022 г. Введен запрет на размещение и операции с новым суверенным долгом российского правительства.
25 Канада С 22 февраля 2022 г. запрещены любые прямые и косвенные операции с суверенным долгом России. С 28 февраля 2022 г. всем канадским финансовым учреждениям запрещено проводить какие-либо операции с Центральным банком России. Кроме того, Канада ввела замораживание активов и запрет на операции с российскими суверенными фондами
26 Норвегия 25 февраля 2022 г. Норвегия присоединилась к санкциям Евросоюза 28 февраля 2022 г. Центральный банк Норвегии предписал государственному пенсионному фонду Норвегии (он же Нефтяной фонд) незамедлительно заморозить все новые инвестиции в РФ и приступить к продаже уже имеющихся активов. С 18 марта 2022 г.: - запрещено предоставление государственного финансирования для торговли или инвестиций в России - введен запрет на инвестирование, участие или иное участие в проектах, софинансируе-мых Российским фондом прямых инвестиций - запрещена торговля некоторыми переводными ценными бумагами, инструментами денежного рынка и т. д., выданными Россией.
27 Австралия С 18 марта 2022 г. в санкционный лист включены российские государственные структуры, ответственные за выпуск и управление суверенным долгом России: Российский фонд национального благосостояния и Министерство финансов России
28 Евросоюз В рамках четвертого пакета ограничительных мер запрещаются новые инвестиции в сфере энергетики. Исключения сделаны для мирного атома и транспортировки энергии. Запрет распространяется на все инвестиции, передачу технологий и финансовые услуги, связанные с разведкой и добычей энергоресурсов. 18 марта 2022 г. Швейцария полностью присоединилась к четвёртому пакету санкций ЕС. Меры вступили в силу 25 марта 2022 г.
29 США С 11 марта 2022 г. запрещаются новые инвестиции в любой сектор экономики Российской Федерации
30 Евросоюз С 1 марта 2022 г. запрещается инвестировать, участвовать или иным образом содействовать проектам, софинансируемым Российским фондом прямых инвестиций. Лихтенштейн присоединился ко всем санкциям Европейского Союза против России, введенным до 2 марта 2022 г. 16 мая 2022 г. частично признанная республика Косово присоединилась к расширению санкций Европейского союза и США
31 Южная Корея С 8 марта 2022 г. южнокорейские транзакции с Российским фондом прямых инвестиций должны быть прекращены.
32 Австралия С 3 марта 2022 г. австралийским пенсионным фондам надлежит пересмотреть свои инвестиционные портфели и избавиться от любых вложений в российские активы
33 Германия, США Германия прекратила сертификацию «Северного потока - 2». США с 23 февраля 2022 г. ввели санкции против оператора газопровода «Северный по-ток-2» Nord Stream 2 AG и должностных лиц этой компании
Продолжение табл. 1
№ Государство или международная организация/компания Краткое описание
34 Украина Верховная Рада приняла закон о принудительном изъятии российской собственности в стране. 10 марта 2022 г. закон подписан Президентом. Решение о национализации принимает Совет национальной безопасности и обороны по просьбе Правительства, которое формирует список объектов, подлежащих принудительному изъятию 12 мая 2022 г. Верховная рада законом N 2249-1Х утвердила указ президента Украины о принудительном изъятии российского имущества на территории Украины. Указ утверждает принятое 11 мая 2022 г. решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о национализации дочерних структур российских банков на территории Украины - 99,77% акций Акционерного коммерческого промышленно-инвестиционного банка, который принадлежит российской корпорации развития ВЭБ.РФ, а также 100% акций Международного резервного банка, принадлежащего Сбербанку России. Национализации также подлежат активы этих двух дочерних структур. 25 февраля 2022 г. решениями Национального банка Украины N 90-рш/БТ и N 91-рш/БТ у указанных банков были отозваны лицензии. Кроме того, национализации подлежат кредиты, выданные этими структурами украинским государственным компаниям, имеющим стратегическое значение. Постановлением Правительства Украины от 10 мая 2022 г. N 552 внесены дополнения в постановление Правительства Украины от 31 марта 2021 г. N 295 "Об образовании государственного предприятия "Национальный фонд инвестиций Украины" согласно которым государственному предприятию передаются на праве хозяйственного ведения принудительно изъятые в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов" объекты права собственности Российской Федерации и ее резидентов 23 мая 2022 г. Президент Украины подписал Закон от 12 мая 2022 г. N 2257-1Х "О внесении изменений в некоторые законы Украины о повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц". Закон устанавливает новый вид санкций в виде взыскания в доход государства активов, которые принадлежат физическому или юридическому лицу, а также активов, которыми оно может прямо или опосредствовано распоряжаться. Конфискация носит исключительный характер и может быть применена только в период военного положения, при условии, что на имущество физического или юридического лица уже наложен арест. В перечень действий, которые дают основания для применения этого закона, входят, в частности, нанесение ущерба национальной безопасности Украины и ее суверенитету, финансирование этих действий, в том числе инвестирование в ценные бумаги "страны-агрессора", отождествление украинского патриотизма с "нацизмом", разжигание ненависти к украинскому народу, его культуре и языку. Закон вступил в силу 24 мая 2022 г.
35 США, Великобритания Введены санкции против Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Фонд и его глава включены в санкционные списки
36 Великобритания Запрещено россиянам держать вклады в британских банках на сумму, превышающую 50 тыс. фунтов стерлингов
37 Евросоюз Европейским банкам запрещено принимать депозиты от любых российских граждан (резидентов) или российских юридических лиц величиной свыше 100 тыс. евро на одну кредитную организацию. Запрещены продажа и покупка в интересах российских клиентов (как физических, так и юридических лиц) финансовых инструментов, номинированных в евро. Одновременно европейским депозитариям запрещено оказывать любые услуги российским гражданам и организациям по продаже ценных бумаг, которые будут выпущены после 12 апреля 2022 года. Запрещен листинг акций любых российских государственных компаний (в которых государству принадлежит более 50%) на европейских биржах. Датская автономная провинция Гренландия присоединилась к санкциям Евросоюза. 24 февраля 2022 г. Северная Македония присоединилась к санкциям Евросоюза. 25 февраля 2022 г. частично признанная республика Косово присоединилась к санкциям Евросоюза. 1 марта 2022 г. Черногория присоединилась к санкциям Евросоюза.
38 США С 22 февраля 2022 г. американским финансовым институтам запрещены любые сделки (на первичном и вторичном рынках) с российскими рублевыми облигациями федерального займа (ОФЗ) или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года.
Окончание табл. 1
№ Государство или международная организация/компания Краткое описание
Для ВЭБ.РФ как для агента Правительства России по управлению государственным внешним долгом России выпущена лицензия, позволяющая банку продолжить обслуживание внешних долговых обязательств Минфина, выпущенных до 1 марта 2022 года, вплоть до погашения последних таких обязательств. 6 апреля 2022 г. Объявлен полный запрет новых инвестиции в экономику России (в том числе покупка акций и облигаций на вторичном рынке). Американским гражданам и компаниям запрещено инвестировать в российские активы, даже если эта инвестиция будет сделана не с территории США. 6 июня 2022 г. Минфин США опубликовал разъяснение, согласно которому американским инвесторам запрещено покупать российские долговые обязательства или акции на вторичных рынках в дополнение к действующему запрету на покупку новых выпусков. Запрет распространяется на весь российский долг, им затронуты акции всех российских компаний, а не только те, которые конкретно указаны в санкциях.
Источник: составлено авторами по данным https://base.garant.ru/57750632/
Большинство санкций в отношении России имеют целевое адресное значение и значительный охват и масштаб санкций объясняется их адресным характером.
В ответ на введение санкций против России, правительство Российской Федерации приняло решение о мерах противодействия в виде контрсанкций. Контрсанкции - представляют превентивные, ограничительные или ответные меры ответного характера, которые предполагают компенсацию, минимизацию и нейтрализацию в ответ на внешнее негативное воздействие сторонних стран [22], [23], [24], [25], [26]. Контрсанкции могут включать запрет на импорт продуктов
питания, сельскохозяйственной продукции, медицинских препаратов, технологий и оборудования из недружественных стран. Также могут быть введены ограничения на сотрудничество в сфере финансов, энергетики, туризма и других отраслях. Целью контрсанкций является защита национальных интересов и суверенитета России, а также снижение зависимости от импорта из стран-санкционеров. Окончательные меры и содержание контрсанкций и их длительность определяются российским правительством в соответствии с обстановкой и целями, которые они ставят перед собой. Фактически контрсанкции представляют собой форму от-
Источник: Artemis Dread
Рисунок 3. Графическое представление стран-участниц санкционной политики в отношении России на карте мира
ветных мер, осуществляемые правительствами ции, введенные иностранными организациями -в ответ на экономические и политические санк- таблица 2.
Таблица 2
Список основных контрсанкций России
Виды контр- санкционных мер Контрсанкционные меры Лица, обязанные соблюдать контрсанкционные ограничения Источник
Ограничения, касающиеся наличной валюты С 02.03.2022 запрет на вывоз из РФ наличной иностранной валюты в сумме, превышающей 10 000 USD по официальному курсу Банка России, установленному на дату вывоза. Все физические и юридические лица, пересекающие государственную границу РФ. Указ Президента РФ от 01.03.2022 №81.
1 Использование валютных средств для граждан РФ на период с 09.03.2022 до 09.09.2022 Граждане РФ. Информация Банка России от 09.03.2022 с учётом Информации Банка России от 08.04.2022.
2 Лимит на снятие наличной валюты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -резидентов РФ с 10.03.2022 по 10.09.2022: можно получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро в пределах 5 000 USD и только для оплаты расходов по зарубежным командировкам. Сумма выше 5 000 USD может быть получена в особых случаях по запросу банка к регулятору. Для иных валют ограничений нет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели -резиденты РФ. Информация Банка России от 10.03.2022.
3 С 10.03.2022 по 10.09.2022 запрет на снятие юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - нерезидентам РФ наличных долларов США, японских иен, фунтов стерлингов и евро. Остальные валюты со своих счетов - без ограничений по рыночному курсу на день выдачи. Юридические лица и индивидуальные предприниматели -нерезиденты РФ. Информация Банка России от 10.03.2022.
Иные валютные ограничения Обязанность продавать по рыночному курсу 50% иностранной валюты от экспорта, независимо от постановки контракта на учет в банке в течение 60 рабочих дней. Резиденты РФ - участники ВЭД: юридические лица (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации развития ВЭБ.РФ), физические лица - индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой. Указ Президента РФ от 23.05.2022 №303. 8.02.03.2022 Указ Президента РФ от 28.02.2022 №79. Информация Банка России от 21.04.2022. Письмо Банка России №ИН-019-12/18 от 28.02.2022.
1 Ограничение на зачисление любой иностранной валюты на свои иностранные банковские счета. Зачисление может быть совершено, если получено разрешение подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Ограничение не распространяется на следующие операции: • перевод иностранной валюты на свои иностранные счета для финансирования текущей операционной деятельности филиалов и представительств в объеме, не превышающем объем финансирования за предыдущий год Резиденты РФ. Указа Президента РФ от 28.02.2022 Указ Президента РФ от 01.03.2022
Продолжение табл. 2
Виды контрсанкци-онных мер Контрсанкционные меры Лица, обязанные соблюдать контрсанкционные ограничения Источник
• для резидентов - физических лиц: зачисление на иностранные счета валюты, полученной от нерезидентов в виде заработной платы, арендной платы, купонов и дивидендов, иных процентных платежей • для резидентов - физических лиц: перевод иностранной валюты со своих зарубежных счетов, открытых до 01.03.2022, на свои другие зарубежные счета, информация о которых раскрыта российским налоговым органам • С 01.04.2022 ограничение не распространяется на зачисление иностранной валюты, переводимой со своего российского счёта на иностранный счёт, если сумма такого перевода не превышает 10 000USD или эквивалент в другой валюте в месяц.
Ограничения на переводы Введение лимита на следующие переводы (суммы актуальны с 01.07.2022) : • перевод со своего счета в российском банке на свой счет или другому физическому лицу за рубежом не более 1 000 000 USD или в эквиваленте в другой валюте в течение календарного месяца • через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, - не более 5 000 USD в течение календарного месяца. Физические лица - резиденты РФ, нерезиденты из стран, не являющихся Недружественными государствами, нерезиденты Недружественных государств, работающие в России по трудовым или гражданско-правовым договорам. Информация Банка России от 30.06.2022.
1 Временный запрет (до 01.09.2022) на перевод средств со своих российских счетов на зарубежные счета, на трансграничные денежные переводы, осуществляемые без открытия банковского счета, а также на перевод средств со счетов российских брокеров. Нерезиденты из Недружественных государств (кроме работающих в России по трудовым или гражданско-правовым договорам). Предписание Банка России №ИН-019-12/21ДСП от 01.03.2022, Информация Банка России.
Иные финансовые ограничения Депозитариям и реестродержателям-профессио-нальным участникам рынка ценных бумаг запрещено списание ценных бумаг российских эмитентов со счетов, открытых иностранными лицами. Это означает, что сделку по продаже российских ценных бумаг через депозитарий или реестродержатель невозможно осуществить. Депозитарии и реестродер-жатели-профессиональные участники рынка ценных бумаг и их клиенты - иностранные юридические и физические лица. Предписание Банка России от 28.02.2022 №018-34-3/1202. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 №295.
1 Запрещена передача выплат по ценным бумагам российских эмитентов любым иностранным юридическим и физическим лицам (дивиденды, купонный доход и иные выплаты по облигациям). Российские эмитенты и иностранные юридические лица и граждане. Предписание Банка России от 28.02.2022 №018-34-3/1202.
2 Ограничение на предварительную оплату или авансовый платеж резидентам РФ в пользу нерезидентов РФ. Данные платежи могут осуществляться в пределах 30% от суммы обязательств, предусмотренных по контракту. Резиденты РФ и их контрагенты-нерезиденты РФ. Решение Совета директоров Банка России об установлении размера суммы отдельных операций резидентов РФ и нерезидентов РФ.
3 Решением Совета директоров Банка России установлен режим счета типа "С", который применяется к следующим счетам: • банковским счетам • счетам депо • брокерским счетам • клиринговым банковским счетам. Решение Совета директоров Банка России от 08.03.2022.
Продолжение табл. 2
Виды контрсанкци-онных мер Контрсанкционные меры Лица, обязанные соблюдать контрсанкционные ограничения Источник
Ограничение на совершение сделок Запрет резидентам РФ предоставлять займы нерезидентам РФ (в любые страны) в любой иностранной валюте. Резиденты РФ. Указ Президента РФ от 28.02.2022 Указ Президента РФ от 21.03.2022 №81.
1 Ограничение на заключение сделок: •недвижимым имуществом • ценными бумагами. Если контрагентом резидента РФ в такой сделке является: • лицо Недружественного государства • или иностранное лицо, которое приобрело предмет сделки у лица Резиденты РФ. Информация Минфина РФ от 22.03.2022 "Граждане России смогут совершать сделки купли-продажи недвижимого имущества с нерезидентами РФ".
2 Ограничение на оплату доли в имуществе/уставном капитале юрлица-нерезидента РФ. Резиденты РФ. Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 №126.
3 Введение ограничения на выкуп акций российских публичных компаний. Российские публичные компании. Указ Президента РФ от 28.02.2022 №79.
Ограничение товарооборота Запрет на вывоз до 31.12.2022: • технологического, телекоммуникационного, медицинского оборудования, транспортных средств, сельхозтехники, электрической аппаратуры • некоторых видов лесоматериалов в Недружественные государства • пшеницы и маслины, ржи, ячменя и кукурузы в страны ЕАЭС • белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны • семян подсолнечника и рапса. Все лица, находящиеся на территории РФ. Указ Президента РФ от 08.03.2022 №100. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №311. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №313. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 №362. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 №361. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 №529.
1 До 31.12.2022 запрет на вывоз за пределы РФ медицинских изделий, произведенных на территории Недружественных государств. Все лица, находящиеся на территории РФ. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 №302.
Ограничения в сфере 1Р Разрешение российским пользователям не выплачивать компенсации владельцам патентов из Недружественных государств в случае его использования без их согласия. В отношении владельцев патентов из недружественных государств (определяемые не только по месту регистрации, а также по месту их деятельности или месту преимущественного извлечения прибыли) Владельцы патентов из Недружественных государств. Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 №299.
Окончание табл. 2
Виды контрсанкци-онных мер Контрсанкционные меры Лица, обязанные соблюдать контр- санкционные ограничения Источник
размер выплаты составляет 0% фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, если использованы для этого соответствующие изобретения, полезная модель или промышленный образец.
1 Легализация «параллельного импорта». Разрешение ввоза в РФ востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Перечень оригинальных товаров будет формировать Минпромторг на основании предложений федеральных ведомств. В отношении ввозимых товаров будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Кроме того, продукция будет подлежать гарантийному обслуживанию. Иностранные правообладатели. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 №506.
Источник: https://sanctions.nspLaw.com/kontrsanctions-measures
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первый пакет санкций
Введены в 2014 Европейским союзом (ЕС) и Соединенными Штатами Америки (США) и включали следующие меры:
1. Запрет на поставку оружия, включая запрет на экспорт оружия и военной техники из ЕС и США в Россию вместе с ограничениями на поставку вооружений, боеприпасов и военной техники, которые могли быть использованы в конфликте на востоке Украины.
2. Были введены ограничения в финансовом секторе, включая запрет на предоставление кредитов и финансирование российским компаниям и банкам. Это ограничение затронуло доступ России к международным финансовым рынкам и усложнило ее возможности получения финансирования.
3. Был введен запрет на экспорт некоторых товаров и технологий, которые могут иметь двойное назначение - гражданское и военное, включая товары и технологии, которые могли быть использованы в военных целях или для разработки военной техники.
4. Был введен запрет на инвестиции в Крым, который был присоединён к России по результатам народного референдума в 2014 году, что привело к ограничениям на инвестиции в различные секторы экономики Крыма, включая энергетику, туризм, недвижимость и сельское хозяйство.
Второй пакет санкций
Второй пакет санкций против России включает следующие меры:
1. Был расширен список лиц и организаций, которые подлежат санкциям, включая российских политических и военных деятелей, которые были связаны с проведением специальной военной операции на Украине, предусматривает замораживание активов и запрет на въезд в страны, применяющие санкции в отношении России.
2. Были введены дополнительные ограничения в финансовом секторе, включая запрет на предоставление кредитов и финансирование российским компаниям и банкам. Данное ограничение затронуло доступ России к международным финансовым рынкам и усложнило ее возможности получения финансирования.
3. Были введены ограничения в секторе энергетики, включая запрет на экспорт некоторых технологий и оборудования, которые могут быть использованы в разработке и эксплуатации российских нефтегазовых месторождений. Это ограничение оказало влияние на развитие нефтегазовой инфраструктуры России и ее возможности привлечения иностранных инвестиций в этот сектор.
4. Был введен запрет на экспорт вооружений и военной техники в Россию, включая ограничения на поставку вооружений, боеприпасов и военной техники.
5. Были введены ограничения в секторе технологий, включая запрет на экспорт некоторых товаров и технологий, которые могут иметь двойное назначение - гражданское и военное, товары и технологии, которые могли быть использованы в военных целях или для разработки военной техники.
Третий пакет санкций (февраль 2022 года)
Резко усиливает экономическое давление на Россию:
1. Заморозка золотовалютных резервов Центрального Банка России.
2. Отключение большинства российских банков от международной системы передачи информации и платежей (SWIFT).
3. Лишение членства России в Организации экономического сотрудничества и развития1.
4. Группа Всемирного банка прекращает реализацию всех своих программ в России и Белоруссии.
5. Отказ от российских энергоресурсов в экспортно-импортных торговых операциях.
6. Запреты на возможность реализации российским авиакомпаниям комплектующих и самолетов европейского производства.
7. Запрет на поставку в Россию полупроводников, микроэлектроники, сенсоров, лазеров, оборудования для производства микросхем и других товаров, которые могут применяться в оборонной промышленности.
Четвёртый пакет санкций
1. Запрет импорта российской сталелитейной продукции.
2. Запрет любых сделок с государственными предприятиями оборонного сектора.
3. Запрет на новые инвестиции в российский энергетический сектор.
4. Запрет экспорта предметов роскоши из ЕС в Россию.
5. Запрет проведения финансовой оценки России и российских компаний европейскими рейтинговыми агентствами.
6. Введены различные санкции в отношении различных физических и юридических лиц - граждан России.
7. Фактически блокировано членство России в ВТО.
8. Был значительно расширен список лиц и организаций, которые подлежат санкциям, включая российских политических и военных деятелей, которые были связаны с проведением специальной военной операции на Украине, предусматривает замораживание активов и запрет на въезд в страны, применяющие санкции в отношении России
Пятый пакет санкций
1. Запрещён импорт российского угля.
2. Запрещены транзакции с крупнейшими банками России с государственным участием.
1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/
3. Принят запрет для российских судов и морских операторов на стоянку и заход в порты стран, поддерживающих санкционную политику в отношении России (за исключением агропродукции, пищевых товаров, гуманитарных и энергетических грузов.
4. Запрет на работу российских и белорусских дорожных операторов.
5. Запрет экспорта в Россию квантовых технологий, высокотехнологичных полупроводников, транспортных составляющих и т. д.
6. Запрет экспортных товаров из России: древесина, семена, морепродукты и алкоголь.
7. Запрет для российских компаний любых форм участия в европейских публичных закупках.
Шестой пакет санкций
1. Запрет на импорт из России нефти и нефтепродуктов.
2. Отключение Сбербанка, Россельхозбанка, Московского кредитного банка, Белорусского банка развития от международной системы передачи информации и платежей (SWIFT).
3. Расширен список товаров двойного назначения на запрет поставок в Россию.
4. Запрет на использование консалтинговых услуг от международных компаний, запрет на использование облачными сервисами.
5. Запрет вещания российских государственных каналов на территории стран, поддерживающих санкционную политику.
Седьмой пакет санкций
Седьмой пакет санкций фактически является расширением шестого пакета санкций.
1. Запрет на сделки по купле-продаже российского золота.
2. Запрет на открытие депозитов российскими гражданами в европейских и американских банках.
3. Обязательное требование раскрытия появления и источников появления активов российских граждан за рубежом.
4. Был значительно расширен список лиц и организаций, которые подлежат санкциям, включая российских политических и военных деятелей, которые были связаны с проведением специальной военной операции на Украине, предусматривает замораживание активов и запрет на въезд в страны, применяющие санкции в отношении России
Восьмой пакет санкций
1. Практически полный запрет на проведение операций с криптовалютой гражданам России.
2. Запрет на консультации по установке компьютерного оборудования, включая запрет
Источник: «Коммерсантъ»
Рисунок 4. Количество санкций по странам мира в 2022 году, единиц
на услуги по оказанию помощи клиентам в установке компьютерного оборудования и компьютерных сетей, запрет на консультации по разработке и внедрению программного обеспечения.
3. Запрет на оказание юридических услуг гражданам России, включает также запрет на юридическое сопровождение сделок.
4. Запрет гражданам Евросоюза занимать должности в руководящих органах российских госкомпаний.
5. Введение потолка цен на российскую нефть.
Девятый пакет санкций
1. Полный запрет на любое взаимодействие с лицами (компаниями) связанными с российскими вооруженными силами.
2. Расширение запрета на экспорт товаров в России из области электроники, коммуникаций, цифровых технологий.
3. Запрет на осуществление инвестиций в энергетический и горнодобывающий сектора экономики России.
4. Запрет на предоставление маркетинговых услуг российским компаниям, зарегистрированным за рубежом.
5. Санкции в отношении Роскомнадзора.
Десятый пакет санкций (25.02.2023)
1. Запрет на экспорт в Россию деталей машин, транспортных средств, двигателей, строительных материалов.
2. Запрет на экспорт из России битума и синтетического каучука.
3. Ограничение экспорта российских драгоценных металлов.
4. Введение нового потолка цен на нефтепродукты.
5. Введение ограничений на реализацию проектов Росатома за рубежом.
Контрсанкции
Принципы по которым строится политика ответных мер России в ответ на санкционное давление:
1. Взаимность - предполагает, что контрсанкции, как правило, применяются в натуральной форме, нацеливаясь на конкретные секторы или отрасли промышленности, на которые были наложены изначальные санкции.
2. Соответствие интенсивности и масштабу предполагает, что интенсивность и масштаб контрсанкций сопоставим с первоначальными санкциями.
3. Стратегическая направленность, которая предполагает экономическое и политическое давление на недружественные страны при минимизации сопутствующего ущерба национальной экономике и союзным странам.
Последствия
Контрсанкции, применяемые Россией необходимы для сохранения стабильности национальной экономики и в большей степени санкции, которые имеют обоюдный характер воздействия негативно отражаются на эффективности функционирования экономики западных стран, что наглядно отражено в таблице 3.
Таблица 3
Объём внутреннего валового продукта (ВВП) Еврозоны, млрд. евро
ВВП Год Дата оценки
16641 2022 30.06.2023
17177 2021 06.07.2022
15276 2020 02.07.2021
15593 2019 06.03.2020
18749 2018 02.07.2019
17278 2017 05.07.2018
16397 2016 19.06.2018
5366 1987 31.12.1987
Источник: составлено авторами по данным https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home
Если построить инфографику изменения ВВП, то прослеживается тенденция последовательная тенденция снижения ВВП Еврозоны - рисунок 5
Если рассматривать ВВП России за аналогичный период в сопоставимых показателях то видим следующую тенденцию - таблица 4.
За счёт санкционного давления западных стран которое оказало значительное за счёт эмер-джентности следствий и результатов ВВП России в 2022 году показал значительный рост - рисунок 6.
ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность экономических санкций в достижении намеченных целей является предметом
2018
Источник: составлено авторами
Рисунок 5. Инфографика изменения ВВП Еврозоны
Таблица 4
Объём внутреннего валового продукта (ВВП) России, млрд. долл.
ВВП Год Дата оценки
2240 2022 05.07.2023
1776 2021 06.07.2022
1484 2020 02.07.2021
1700 2019 06.03.2020
1658 2018 02.07.2019
1578 2017 07.07.2018
1283 2016 19.06.2018
1366 2015 31.12.2015
Источник: составлено авторами по данным https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home
2022
2018
Источник: составлено авторами
Рисунок 6. Инфографика изменения ВВП России
дискуссий, хотя санкции могут оказывать экономическое давление и влияние, их успех в достижении желаемых политических, экономических или социальных результатов зависит от различных факторов, включая устойчивость страны, на которую они направлены, наличие альтернативных экономических отношений и готовность стран, вводящих санкции, сохранять и обеспечивать их соблюдение. Эффективность и противодействие экономических контрсанкций могут варьироваться в зависимости от различных факторов, включая уровень международной поддержки, экономическую устойчивость страны-объекта санкций и характер преследуемых целей санк-ционного давления. На примере России и западных стран эмпирически становится понятно, что политика санкционного давления и экономического принуждения является неэффективной и провальной с точки зрения результативности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Санкции и контрсанкции представляют собой сложный экономический и политический
инструмент, который может иметь значительные последствия как для стран-инициаторов, так и для стран, вводящих санкции и как ответную меру - контрсанкции. При том что данные механизмы служат экономическим инструментом для защиты собственных внутренних интересов, их эффективность и долгосрочное воздействие эмпирически демонстрирует слабую эффективность (в случае с Россией достигнут обратный эффект), что несомненно требуют тщательного рассмотрения и оценки. Понимание основополагающих принципов и потенциальных последствий санкций и контрсанкций имеет решающее значение для принятия обоснованных политических решений и эффективного ориентирования в текущем международном геополитическом ландшафте. Кроме того, следует учитывать этические последствия экономических санкций в виде непреднамеренных последствий, таких как гуманитарные последствия или появление черных рынков, то есть развитие неформальной экономики.
Список литературы
1. Мальгин А. «Приобретение сие важно...» Присоединение Крыма в 1783 и 2014 годах: исторические параллели / А. Мальгин // Свободная мысль. 2014. № 3 (1645). С. 33-40. EDNTNENRN.
2. Киселева А.В. Изменило ли присоединение Крыма конституционную природу федерации в России (теоретикопра-вовой анализ) / А.В. Киселева // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2014. № 2 (2). С. 49-56. EDN THLDWR.
3. Шляпникова Е.А. «Границы теперешние обещают покой России...». Присоединение Крыма к России в 1783 году / Е.А. Шляпникова // Военно-исторический журнал. 2015. № 3. С. 43-46. EDN TNBFBF.
4. Мешкова А.П. Международные экономические санкции: вопросы эффективности / А.П. Мешкова, Е.О. Вострикова, О.А. Верховец // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 2 (58). С. 54-62. ЕйМ 7СР11ХЕ.
5. Круглова И.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений / И.А. Круглова // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11-2. С. 152-156. ЕйМ ТУ1}Бйй.
6. Кнобель А.Ю. Международные экономические санкции: теория и практика их применения / А.Ю. Кнобель, К.А. Прока, К.М. Багдасарян // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 3 (43). С. 152-162. йО! 10.31737/2221-22642019-43-3-7. ЕйМ ООРБЕЕ.
7. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве. Монография. Издательство « Проспект», 2015.
8. Виноградова Е.В. Международные экономические санкции. Правовой анализ / Е.В. Виноградова // Право и управление. 2022 № 10. - С. 16-20. DOI 10.24412/2224-9125-202210-16-20. EDN UTIJKF.
9. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The theory of international economic sanctions: A public choice approach // The American Economic Review. 1988. Т. 78. № 4. С. 786-793.
10. Baldwin D.A., Pape R.A. Evaluating economic sanctions // International Security. 1998. Т. 23. № 2. С. 189-198.
11. Куксевич В.С. Экономические санкции и специфика их позиционирования в современных международных отношениях / В.С. Куксевич // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 283-287. DOI 10.22394/2079-1690-2022-1-1-283-287. EDN YOMIER.
12. Кешнер М.В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления / М.В. Кешнер // Международное право и международные организации. 2015. № 2. С. 139-146. DOI 10.7256/2226-6305.2015.2.14611. EDN TUEAHT.
13. Годованник Е.Д. Экономические санкции: исторический аспект / Е.Д. Годованник // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 232-235. EDN UWMUOL.
14. Ткаченко Е.Д. Понятие, цели, принципы применения экономических санкций в международной торговой практике / Е.Д. Ткаченко // Молодая наука Сибири. 2020. № 2 (8). С. 339-347. EDN LODMWL.
15. Бахин С.В. Односторонние экономические «санкции» и меж-дународноеправо / С.В. Бахин, И.Ю. Еременко // Закон. 2017. № 11. С. 162-175. EDN ZVRJVB.
16. Семенов А.В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях / А.В. Семенов // Власть. 2015. № 7. С. 67-72. EDN UDRSAV.
17. Elliott K.A. Trends in economic sanctions policy: challenges to
conventional wisdom // International Sanctions. Routledge, 2005. С. 3-14.
18. Hufbauer G.C., Jung E. What's new in economic sanctions? // European economic review. 2020. Т. 130. С. 103572.
19. Hufbauer G.C., Jung E. Economic sanctions in the twenty-first century // Research Handbook on Economic Sanctions. 2021. С. 26-43.
20. Cilizoglu M, Early B.R. Researching modern economic sanctions // Oxford Research Encyclopedia of International Studies. 2021.
21. Allen S.H., Lektzian D.J. Economic sanctions: A blunt instrument? // Journal of Peace Research. 2013. Т. 50. № 1. С. 121-135.
22. Кошелев В.М. Санкции и контрсанкции: некоторые результаты для стран Запада и России / В.М. Кошелев, В.В. Приемко // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 12. С. 17-22. EDN VECLPV.
23. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импорто-замещения / С.Д. Качан // Успехи современной науки. 2017. Т. 5, № 3. С. 179-180. EDN YNFOCL.
24. АмироваЭ.Ф. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контр-санкции, политика импор-тозамещения / Э.Ф. Амирова // Проблемы аграрной экономики в условиях импортозамещения : Материалы международной научно-практической конференции, Казань, 16-17 мая 2017 года. Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2017. С. 228-233. EDN ZSRMUR.
25. Кузнецов А.В. Результативность экономических «контрсанкций» России против ЕС / А.В. Кузнецов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 3 (9). С. 136-153. EDN XDRXHV.
26. Лякин А.Н. Санкции и контрсанкции: использование политических инструментов для реализации экономических целей / А.Н. Лякин, М.И. Рогов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 8 (353). С. 1396-1414. DOI 10.24891/ni.13.8.1396. EDN ZDLZEV.
References
1. Malgin A. "This acquisition is important ..." Annexation of Crimea in 1783 and 2014: historical parallels / A. Malgin // Free Thought. 2014. № 3 (1645). P. 33-40. EDN TNENRN.
2. Kiseleva A.V. Has the annexation of Crimea changed the constitutional nature of the federation in Russia (theoretical and legal analysis) / A.V. Kiseleva // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2014. № 2 (2). P. 49-56. EDN THLDWR.
3. Shlyapnikova E.A. "The present borders promise peace to Russia ...". The annexation of Crimea to Russia in 1783 / E.A. Shlyapnikova // Military Historical Journal. 2015. № 3. P. 43-46. EDN TNBFBF.
4. Meshkova A.P. International economic sanctions: questions of effectiveness / A.P. Meshkova, E.O. Vostrikova, O.A. Verkhovets // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2017. № 2 (58). P. 54-62. EDN ZGPUXF.
5. Kruglova I.A. Economic sanctions as a tool for regulating international economic relations / I.A. Kruglova // Scientific notes of the International Banking Institute. 2015. № 11-2. P. 152156. EDN TYRSDD.
6. Knobel A.Yu. International economic sanctions: theory and practice of their application / A.Yu. Knobel, K.A. Proka, K.M. Bagdasaryan // Journal of the New Economic Association. 2019. № 3 (43). P. 152162. DOI 10.31737/2221-2264-2019-43-3-7. EDN OQPSFE.
7. Keshner M.V. Economic sanctions in modern international law. Monograph. Prospect Publishing House, 2015.
8. Vinogradova E.V. International economic sanctions. Legal analysis / E.V. Vinogradova // Law and management. 2022. № 10. P. 16-20. DOI 10.24412/2224-9125-2022-10-16-20. EDN UTIJKF.
9. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The theory of international economic sanctions: A public choice approach // The American Economic Review. 1988. T. 78. № 4. C. 786-793.
10. Baldwin D.A., Pape R.A. Evaluating economic sanctions // International Security. 1998. T. 23. № 2. C. 189-198.
11. Kuksevich V.S. Economic sanctions and the specifics of their positioning in modern international relations / V.S. Kuksevich // State and Municipal Administration. Scientific notes. 2022. № 1. P. 283-287. DOI 10.22394/2079-1690-2022-1-1-283-287. EDN YOMIER.
12. Keshner M.V. UN economic sanctions: trends in the development of forms of implementation / M.V. Keshner // International law and international organizations. 2015. № 2. P. 139-146. DOI 10.7256/2226-6305.2015.2.14611. EDN TUEAHT.
13. Godovannik E.D. Economic sanctions: a historical aspect / E.D. Godovannik // Young scientist. 2015. № 20 (100). P. 232235. EDN UWMUOL.
14. Tkachenko E.D. The concept, goals, principles of the application of economic sanctions in international trade practice / E.D. Tkachenko // Young Science of Siberia. 2020. № 2 (8). P. 339-347. EDN LODMWL.
15. Bakhin S.V. Unilateral economic «sanctions» and international law / S.V. Bakhin, I.Y. Eremenko // Law. 2017. № 11. P. 162-175. EDN ZVRJVB.
16. SemenovA.V. Political and economic sanctions in modern international relations / A.V. Semenov // Power. 2015. № 7. P. 67-72. EDN UDRSAV.
17. Elliott K.A. Trends in economic sanctions policy: challenges to
conventional wisdom // International Sanctions. Routledge, 2005. C. 3-14.
18. Hufbauer G.C., Jung E. What's new in economic sanctions? // European economic review. 2020. T. 130. C. 103572.
19. Hufbauer G.C., Jung E. Economic sanctions in the twenty-first century // Research Handbook on Economic Sanctions. 2021. C. 26-43.
20. Cilizoglu M., Early B.R. Researching modern economic sanctions // Oxford Research Encyclopedia of International Studies. 2021.
21. Allen S.H., Lektzian D.J. Economic sanctions: A blunt instrument? // Journal of Peace Research. 2013. T. 50. № 1. C. 121-135.
22. KoshelevV.M. Sanctions and counter-sanctions: some results for Western countries and Russia / V.M. Koshelev, V.V. Priemko // The economics of agriculture in Russia. 2015. № 12. P. 17-22. EDN VECLPV.
23. Kachan S.D. The impact of economic sanctions on the economy of the Russian Federation, counter-sanctions, import substitu-
tion policy / S.D. Kachan // Successes of modern science. 2017. Vol. 5. № 3. P. 179-180. EDN YNFOCL.
24. Amirova E.F. The impact of economic sanctions on the economy of the Russian Federation, counter-sanctions, import substitution policy / E.F. Amirova // Problems of agrarian economy in the context of import substitution: Materials of the international scientific and practical conference, Kazan, May 16-17, 2017. Kazan: Kazan State Agrarian University, 2017. P. 228-233. EDN ZSRMUR.
25. KuznetsovA.V. The effectiveness of Russia's economic «coun-ter-sanctions» against the EU / A.V. Kuznetsov // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world. 2016. № 3 (9). P. 136-153. EDN XDRXHV.
26. Lyakin A.N. Sanctions and counter-sanctions: the use of political instruments for the realization of economic goals / A.N. Lyakin, M.I. Rogov // National interests: priorities and security. 2017. VOL. 13. № 8 (353). P. 1396-1414. DOI 10.24891/ ni.13.8.1396. EDN ZDLZEV.
Информация об авторах
Ковров В.Ф., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Абрарова З.Ф., кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация)
Маяцкая О.Б., кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и связей с общественностью Уфимского университета науки и технологий (г.Уфа, Российская Федерация)
Information about the authors
Kovrov V.F., Ph.D in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Work with Youth of Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Abrarova Z.F., Ph.D in Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work of Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation)
Mayatskaya O.B., Ph.D in Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Public Relations of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation)
Информация о статье
Дата получения статьи: 13.07.2023
Дата принятия к публикации: 21.08.2023
© Ковров В.Ф., Абрарова З.Ф., Маяцкая О.Б., 2023.
Article Info
Received for publication: 13.07.2023 Accepted for publication: 21.08.2023
© Kovrov V.F., Abrarova Z.F., Mayatskaya O.B., 2023.