Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3045
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические санкции / внешнеэкономическая деятельность / кризис / бюджетная система / доходы бюджета / дефицит бюджета / процессы глобализации / economic sanctions / foreign economic activity / international relations / crisis / budget system / budget deficit / globalization processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перцева Светлана Юрьевна, Аминджонова Фарзона Абдурасуловна, Бакиева Сабина Султановна

Статья посвящена анализу экономических антироссийских санкций со стороны недружественных стран, а также характеристике их влияния на создание противовесов в мировой экономике. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы оценить последствия ограничений в международном масштабе как в отношении России, так и других стран мировой экономики. Авторы обосновывают актуальность глубокого анализа последствий санкционной политики и перспектив развития национальной и мировой экономики в условиях новой реальности. Приводится ретроспективный анализ санкций, которые вводились в отношении различных стран за последнее столетие. Особое внимание в статье уделено сравнительному анализу пакетов антироссийских санкций, вводимых в период с 2014 по 2022 год. Проанализированы основные макроэкономические показатели, которые имеют существенное воздействие на формирование бюджета и экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF WESTERN SANCTIONS ON THE FORMATION OF THE RUSSIA'S BUDGET IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION PROCESSES

The article is devoted to the analysis of economic sanctions by unfriendly countries, as well as the assessment of their impact on the creation of counterbalances in the global economy. The purpose of this study is to assess the consequences of sanctions on the world stage both in relation to Russia and other countries of the world economy. The relevance of this study is in the scientific novelty of the research topic. The authors provide a retrospective analysis of the sanctions imposed by other countries over the past century. The article presents a comparative analysis of the package of sanctions from 2014 to 2022, respectively. The main macroeconomic indicators that have a significant impact on budget formation and economic growth have been analyzed and appropriate conclusions have been drawn. The main research methods are comparative analysis, study and analysis of documentation and static data. On the example of the oil and gas industry, the impact of sanctions on macroeconomic indicators and budget formation was assessed. In the course of the study, an econometric model was built that determines the correlation between the volume of a country's GDP and the volume of imports and exports. As a result, it was revealed that the dependence of the volume of GDP on the volume of imports and exports is observed to a lesser extent. This suggests that there are other economic indicators that directly affect the formation of the country's GDP. Also, the authors identified the main trading partners of the Russian Federation and analyzed the dynamics of their changes. Based on the data obtained, the hypothesis was proved that sanctions have both positive and negative effects.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

ЭКОНОМИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК: 336.1, 338.1, 339.1 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-1-27-55

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ ЗАПАДА НА ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Статья посвящена анализу экономических антироссийских санкций со стороны недружественных стран, а также характеристике их влияния на создание противовесов в мировой экономике. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы оценить последствия ограничений в международном масштабе как в отношении России, так и других стран мировой экономики. Авторы обосновывают актуальность глубокого анализа последствий санкционной политики и перспектив развития национальной и мировой экономики в условиях новой реальности. Приводится ретроспективный анализ санкций, которые вводились в отношении различных стран за последнее столетие. Особое внимание в статье уделено сравнительному анализу пакетов антироссийских санкций, вводимых в период с 2014 по 2022 год. Проанализированы основные макроэкономические показатели, которые имеют существенное воздействие на формирование бюджета и экономический рост.

Ключевые слова: экономические санкции, внешнеэкономическая деятельность, кризис, бюджетная система, доходы бюджета, дефицит бюджета, процессы глобализации.

Введение

Экономические санкции сегодня выступают одним из наиболее распространенных инструментов внешней политики и занимают прочное место во внешнеполитическом инструментарии как альтернатива или дополнение к применению силы, а также для подкрепления переговорных позиций. Они активно используются в качестве средства принуждения отдельных государств к выполнению политических требований стран - инициаторов санкций. Растет число случаев использования санкций Советом безопасности ООН [13].

В прошлом веке санкции применялись часто:

С.Ю. Перцева

Ф.А. Аминджонова

С.С.Бакиева

в 1950-х годах — 15 случаев введения санкций, в 1960-х годах — 20, в 1970-х годах — 37, в 1980-х годах — 23 и более 50 случаев в 1990-х годах. Период с 1970 по 1998 год сопровождался введением санкции более 117 раз в мире. Большинство санкций устанавливались США в одностороннем порядке, но в последние годы в санкциях стали принимать активное участие и страны Европы [4].

В отношении России экономические и финансовые ограничительные меры со стороны Запада начали применяться с 1917 года. После окончания второй мировой войны США активно использовали механизм экономических санкций против СССР. В 1939 году после начала военных действий СССР против Финляндии Советский Союз был исключен из Лиги Наций, были введены «моральное эмбарго» на торговлю со стороны США, запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. После окончания второй мировой войны США активно использовали механизм экономических санкций против СССР. В 1980 году реакцией США на «ввод ограниченного контингента советских войск» в Афганистан явился запрет на продажу СССР высокотехнологичной продукции, а также «зерновое эмбарго». Бойкоту подверглась московская Олимпиада [3].

В начале XXI века США продолжили применять санкции против России. К примеру, против деятельности ряда отечественных предприятий, осуществляющих строительство атомной электростанции в Иране, против «Омского моторостроительного объединения им. П. И. Баранова», федерального научно-производственного центра «Алтай» в Бийске [1].

Сегодня вопросам эффективности санкций посвящено значительное количество научных работ. Так, эксперты Института международной экономики Петерсона полагают, что санкционные меры экономического воздействия носят краткосрочный характер (не более двух лет) [19]. Далее экономика страны начинает восстанавливаться благодаря внутренним механизмам (государственным программам поддержки национальных отраслей, реализации инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных, введению политики импортозамещения).

По мнению ученых, на успешность введенных санкций оказывают воздействие различные факторы. Среди них можно выделить степень развития и диверсификации хозяйственной системы государства; уровень международной изоляции; географическое положение (транспортная удаленность); затраты на введение санкций и согласованность между

странами-инициаторами. Следует подчеркнуть, что в современных условиях глобализации (отсутствие барьеров для движения международных финансов и международного бизнеса) успешность санкционных действий становится маловероятной.

В научных исследованиях описывается «парадокс санкций» [17], который состоит в том, что эффективность ограничительных мер определяется степенью воздействия на страны-союзники, а не на страны-противники, экономические связи с которыми остаются слабыми.

Изучая эффективность санкционной политики в современном мире ученые сходятся во мнении, что комплексный подход, включающий в себя сочетание финансовых и торговых ограничительных мер, является наиболее действенным.

Анализ последствий санкций стран Запада в 2014 году

В 2014 году после обострения геополитической ситуации на Украине, под санкции США попало более 400 российских банков и компаний реального сектора. Санкционные ограничения составили 54% активов банковского сектора, 95% доходов нефтегазовых компаний, существенно отразились на доходах российских компаний от операций с ценными бумагами (была запрещена покупка ценных бумаг российских банков с долей участия государства более 50%, а также их дочерних и аффилированных компаний, зарегистрированных за границами ЕС) [8]. Помимо США и стран ЕС в 2014 году санкции были введены со стороны Канады и Австралии. Таким образом, санкции затронули основные секторы экономики России, в том числе и ведущие отрасли, к которым относится нефтегазовый сектор.

Введение санкций в отношении России не могло не вызвать ответных действий российского правительства. Под действие эмбарго попали США, страны Европы, Австралия, Норвегия, Канада. Однако коснулось оно в основном европейских стран. На этом фоне необходимо рассмотреть последствия экономических санкций не только для России, но и Западных стран. В условиях ограничения доступа на западные рынки потери России в 2015 году оценивались специалистами в 25 млн евро, или 1,5% ВВП, в 2014 году и 75 млрд евро, или 4,5% ВВП, в 2015 году. Для стран ЕС последствия оцениваются в 40 млн евро, или 0,3% ВВП, в 2014 году и 50 млрд евро, или 0,4% ВВП, в 2015 году [4].

Однако, учитывая аспекты глобализационных процессов, введение

ответных санкций способствовало стимулированию экономической активности собственных производителей. Кроме того, введение экономических санкций и эмбарго в отношении Российской Федерации оказало негативное влияние и на Западные страны. Перечислим последствия геополитических санкций 2014 году в таблице 1.

Таблица 1

Последствия введенных санкций в 2014 году для России и стран Запада

№ Санкции Последствия для РФ Последствия для Западных стран

1 Ограниченный доступ к международным финансовым институтам Кризис банковской системы, снижение инвестиционных возможностей экономики Расширение зоны расчетов в рублях

2 Запрет на продажу нефти и газодобывающего оборудования Снижение объемов добычи нефти и газа Повышение цен на топливо, поступающего из России

3 Запрет на экспорт и импорт технологий Развитие собственного производства. Расширение географии экспорта в дружественные страны Риск экономических потерь за счет сокращения рынка сбыта

4 Запрет на ввоз продовольствия (мясо, рыба, молочная продукция, овощи и фрукты) Развитие собственного продовольственного сектора. Сокращение зависимости от иностранных поставщиков. Увеличение поставок плодоовощной продукции из стран СНГ и Южной Америки Сокращение доходов до 70% от общего объема экспорта. Сокращение рабочих мест, рост социальной напряженности

Источник: составлено авторами на основе аналитических данных.

Таким образом, из таблицы 1 видно, что последствия экономических санкций в условиях глобализации создают противовесы, когда санкции могут негативно сказаться на рынках недружественных стран. Как показали действия Правительства России, в 2015-2020 годах были решены такие вопросы, как реализация политики импортозамещения на основе развития отечественного сельского хозяйства, создания и расширения

собственной сети логистики, формирования инфраструктуры для построения национальной платежной системы и, в целом, сокращения зависимости от других государств.

Санкции 2022: вызовы, угрозы и возможности

Очередной пакет санкций со стороны Запада и недружественных стран был принят после начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года. Так, в отношении Российской Федерации были введены беспрецедентные пакеты ограничений со стороны США, Канады, Швейцарии, Великобритании, Германии и других стран Евросоюза. Основанием такого действия послужила геополитическая обстановка на территории Украины. В результате политических разногласий между Россией и Украиной количество экономических санкций достигло рекордных значений, и Россия в итоге стала первой страной в мире по количеству введенных против нее санкций (комментарий 1). Главная цель санкционных мер со стороны Западных стран заключается в том, чтобы подорвать экономику страны и ввести ее в состояние кризиса и дефолта, препятствовать независимому развитию России.

Масштабный пакет экономических санкций в отношении Российской Федерации затронул значительную часть субъектов экономики, включая бизнес, крупные организации, предприятия среднего и малого бизнеса, банки, авиационную промышленность, судостроение и другие ключевые отрасли, повлек серьезные финансово-экономические последствия.

Согласно данным от 8 марта 2022 года США ввели запрет на экспорт российской нефтегазовой продукции. Начиная с данного периода приостанавливается поставка нефти и газа со стороны России, доля которой составляла 8% от общего импорта нефтегазовых продуктов в США. В результате цена галлона бензина повысилась с 2 долларов до 5 долларов США. Также были введены санкции против экспорта всех товаров производства Соединенных Штатов, в связи с чем на территории Российской Федерации перестали функционировать некоторые зарубежные бренды. В конце февраля 2022 года Япония, Чехия, Швейцария, Латвия, Литва и другие приостановили выдачу виз гражданам России. Ограничения также коснулись авиационной отрасли: Великобритания, США, Молдавия, Канада, Норвегия, Исландия и ряд других стран ЕС закрыли воздушное пространство для авиасообщений с Российской Федерацией (комментарий 2).

Негативное влияние от введенных ограничений со стороны Западных стран также ощущается в банковском секторе — отключение от системы SWIFT, замораживание активов, на территории России перестали работать международные платежные системы VISA/MasterCard.

В результате отказа от российских нефтепродуктов наблюдается снижение поступлений денежных средств в бюджет страны. Так как отечественная экономика существенно зависит от доходов нефтегазового сектора, такого рода санкции могут негативно сказаться на формировании государственных доходов. Для более детального анализа ситуации в таблице 2 приведены основные показатели внешней торговли Российской Федерации за 2014-2022 годы.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, было выявлено, что объем внешнеторгового оборота в 2014 году составил 784503 млн долларов После введения санкций со стороны Западных стран в отношении России данный показатель резко снизился до 526261 млн долларов в 2015 году—на 33%. Объемы экспорта и импорта в этот период также сократились по сравнению с предыдущим годом и составили 343542 млн долларов и 182719 млн долларов соответственно, что в процентном соотношении равно 31% и 36%. В результате сальдо внешней торговли снизилось на 24% и достигло 160823 млн долларов США.

Таким образом, финансовые санкции и введенные ограничения в 2014 году в отношении Российской Федерации негативно повлияли на внешнюю торговлю и повлекли за собой серьезные экономические последствия. Особое влияние ощутила бюджетная политика страны, которая занимает центральное звено в управлении бюджетной системой. Объем государственных доходов в 2015 году по отношению к 2014 году сократился на 6% (13659,2 млрд рублей), а госрасходы выросли на 5% (15620,3 млрд рублей). В результате сальдо бюджета стало отрицательным, что обусловило возникновение дефицита бюджета в размере 1961,1 млрд рублей. Главными факторами возникновения бюджетного дефицита стали экономические санкции.

Основным поводом ограничений со стороны США и стран ЕС в 2014 году явилось присоединении Крыма к России. Таким образом Западные страны хотели добиться краха российской экономики и помешать экономическому росту и развитию хозяйствующих субъектов, учитывая тот факт, что энергетическая отрасль занимает большую долю доходов экономики страны.

Таблица 2

Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

за 2014-2022 годы

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 20211 01.2021 01.2022

Внешнеторговый оборот, млн долларов2 784503 526261 468119 585319 688111 668816 568773 789400 47213 43816

Экспорт, млн долларов 497834 343542 285772 346826 449617 424468 337105 493300 31099 27001

Импорт, млн долларов 286669 182719 182347 238493 227503 244348 231668 296100 16114 16815

Сальдо внешней торговли, млн долларов 211165 160823 103425 108333 222114 180120 105437 197200 14985 10186

Доходы, млрд руб. 14496,9 13659,2 13460 15088,9 19454,4 20188,8 18719,1 25286,5 1504 2089,2

Расходы, млрд руб. 14831,6 15620,3 16416,4 16420 16713 18214,5 22821,6 24771,8 1560 1964,2

Сальдо бюджета, млрд руб. -334,7 -1961,1 -2956,4 -1331,4 2741,4 1974,3 -4102,5 514,7 -56 125

Источник: рассчитано авторами на основе статистических данных Федеральной службы

государственной статистики.

1 О внешней торговле в 2021 году. URL: https://rosstat.gov.ra/storage/mediabaiik/26_23-02-2022.html (дата обращения: 10 марта 2023 года).

2 Внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики). URL: https://fedstat.ru/indicator/37150 (дата обращения: 10

марта 2023 года). ЕМИСС государственная статистика. URL: https://rosstat.gov.ra/storage/mediabaiik/26_23-02-2022.html (дата обращения: 10 марта 2023 года).

Влияние экономических санкций имело более долгосрочный характер. В 2016 году объем внешнеторгового оборота снизился еще на 11% и составил 468119 млн долларов в стоимостном выражении. Объем экспорта также сократился (285772 млн долларов), а импорта остался почти на том же уровне. В результате сальдо внешнеторгового оборота снизилось на 36% по сравнению с 2015 годом и составило 103425 млн долларов. Последствия ограничений на внешнеэкономическую деятельность страны отразились на динамике государственных доходов и расходов, в результате чего объем дефицита бюджета увеличился на 51% и составил 2956,4 млрд рублей. Проблемы бюджетного дефицита требовали их решения и принятия необходимых мер по его финансированию. Начиная с 2017 года ситуация стала меняться, наблюдалась тенденция к экономическому росту, значительно увеличился объем внешнеторгового оборота, объем дефицита бюджета также сократился до 1331,4 млрд рублей. Такие условия обусловили нехватку денежных средств в бюджете, в связи с чем возросла необходимость поиска новых путей решения проблем.

Внешняя торговля активно развивалась, увеличились объемы экспорта и импорта, усилился приток денежных средств и объем государственных доходов соответственно. Вследствие этого в бюджете страны наблюдался профицит в размере 2741,4 млрд рублей в 2018 году. Исходя из данных таблицы 2 можно выявить, что российская экономика в период с 2018 года до пандемии стабилизировалась, наблюдалась тенденция к росту внешней торговли, улучшались международные экономические отношения.

Под воздействием пандемии СОУГО-19 пострадали все экономики мира, и Россия не исключение. В результате объем экспорта в 2020 году снизился до 337105 млн долларов, а объем импорта — до 231668 млн долларов. Сальдо внешней торговли сократилось на 41% и достигло 105437 млн долларов. Тем не менее значение внешнеторгового сальдо осталось положительным, что говорит об активности торгового баланса. Последствия пандемии также коснулись бюджетной системы государства, к санкционным мерам добавились проблемы, связанные с противодействием коронавирусу. В итоге объем государственных расходов был увеличен (22821,6 млрд рублей) за счет непредвиденных затрат по социально-экономическому финансированию населения. Снижение доходной части бюджета и увеличение расходной привели к дефициту в размере 3,8% от ВВП (4102,5 млрд рублей).

Тем не менее 2021 год завершился положительными результатами: объем внешнеторгового оборота увеличился на 38%, объем экспорта на 46%, объем импорта на 28%, внешнеторговое сальдо на 87%. Государственные доходы также увеличились и достигли 25286,5 млрд рублей. В итоге сальдо бюджета составило 514,7 млрд рублей, то есть наблюдался профицит бюджета. Экономическая сфера страны только начала процесс восстановления после пандемии, активно развивалась. Новые санкции Запада в начале текущего года повлекли для российской экономики серьезные негативные последствия. Анализ ситуации приведен на рисунке 1.

Внешнеторговый Экспорт Импорт Сальдо

оборот внеш.оборота

Рисунок 1. Динамика изменений основных показателей внешней торговли

за январь 2021 и 2022 годов Источник: Составлено авторами на основе статистических данных ФСГС.

По причине введенного эмбарго на экспорт энергоресурсов из России объем экспорта и импорта снизился. Объем внешнеторгового оборота сократился до 43816 млн долларов. Объем экспорта составил 27001 млн долларов в январе 2022 года, а импорта — 9695 млн долларов. При этом сальдо внешней торговли как главный показатель развития внешнеторговой деятельности государства достиг положительного значения (10186 млн долларов).

Таким образом, экономическая политика страны находится в неблагоприятных условиях под давлением санкций. Многие организации и компании, которые попали под санкции, приостановили свою деятель-

ность. Наиболее пострадавшей отраслью стала энергетика.

Необходимо отметить, что в формировании доходной части бюджета влиятельную роль играют другие экономические показатели. Для более подробного анализа рассмотрим динамику изменения основных показателей экономики (таблица 3).

Таблица 3

Динамика изменения основных показателей экономики Российской Федерации за 2014-2020 годы

Показатели Годы

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Объем ВВП, млрд рублей 79030 83087 85616 91843 103861 109241 106967

Темп роста ВВП,% - 0,05 0,03 0,07 0,13 0,05 -0,02

Уровень инфляции^ 11,4 12,9 5,4 2,5 4,3 3 4,9

Уровень безработица^ 5,2 5,6 5,5 5,2 4,8 4,6 5,8

Процентная (ключевая) 17 11 10 7,75 7,5 6,50 4,25

ставка,%

Источник: составлено авторами на основе данных ФСГС и Центрального банка России.

К основным показателям экономики, которые способствуют оценке внутреннего экономического состояния, относятся объем и темп роста ВВП, уровень инфляции, безработицы, ключевая ставка. Анализ данных показателей помогает выявить перспективы развития экономической политики с учетом современных вызовов.

Результаты анализа данных таблицы 3 показывают, что в период с 2014 года по 2019 год объем ВВП имел тенденцию к росту. Темп роста ВВП за текущий период увеличивается, что говорит о благоприятном состоянии экономической политики страны. Но в 2020 году объем ВВП снижается, о чем свидетельствует отрицательный темп роста (-0,02%). Главная причина сокращения данного показателя заключается в распространении нового вируса, ужесточившего условия для развития экономики. В результате наблюдалось снижение деловой активности

всех отраслей, многие компании вынуждены были ликвидироваться, рецессия шла большими темпами.

Экономические изменения также способствовали росту цен на товары и услуги. В период ужесточения санкционных мер со стороны Запада уровень инфляции был достаточно высоким. В 2014-2015 годах индекс потребительских цен составлял 111,4% и 112,9% соответственно. При этом процентная ставка, установленная Центральным банком, составляла в 2014 году 17%. К основным факторам, которые усилили инфляционные процессы, можно отнести динамику изменения цены на нефть, волатильность валютного курса, проведение денежно-кредитной политики и другие. Несмотря на ухудшение основных экономических индикаторов, положительной тенденцией является уровень безработицы, который составил 5,2% в 2014 году. Это свидетельствует о том, что спрос на рынке труда был стабильным.

Как показывают данные таблицы 3, начиная с 2016 года в условиях благоприятной конъюнктуры и взвешенной финансовой политики российских властей экономические показатели стабилизировались, и экономика России вышла на траекторию роста. Темп роста ВВП имел тенденцию к развитию, инфляция снизилась, безработица оставалась на естественном уровне, ключевая ставка также снизилась. Данные результаты говорят о том, что, находясь под санкционным давлением на протяжении несколько лет, российская экономика переориентировалась на преимущественное использование внутреннего потенциала и ресурсов. Необходимо отметить, что положительной перспективой является стремительный переход к импортозамещающим технологиям.

Отечественная экономика адаптировалась к условиям антироссийских ограничений и смогла добиться поставленных целей до 2020 года. Под влиянием пандемии экономическая ситуация в стране ухудшилась. Уровень инфляции составил 4,9%, что является умеренным показателем по сравнению с другими странами за этот же период. Со стороны Банка России в 2017 году был установлен таргет по инфляции в размере 4%. В анализируемый период инфляция колебалась около данного значения, особых отклонений не было. Это говорит об эффективном управлении процессом таргетирования со стороны мегарегулятора. Ключевая ставка также была снижена до минимальных значений в 2020 году — 4,25%. Снижение данного показателя было обусловлено стремлением создавать благоприятные и льготные условия для кредитных и ипотечных займов

путем стимулирования субъектов рынка. Значительные положительные изменения произошли в национальной кредитно-финансовой системе, этого удалось достичь посредством активной работы по выстраиванию высокотехнологичной и не зависимой от иностранных финансовых ресурсов отечественной банковской системы. В результате Центральным банком разработана национальная платежная система, которая на сегодняшний день успешно функционирует.

Под воздействием пандемии СОУГО-19 и санкций Западных стран значительные изменения претерпели уровень инфляции и процентная ставка. Изменения такого рода остро ощущает слой общества, который ежедневно покупает товары и услуги, а потому сталкивается с изменениями цен. Если до 2021 года данные индикаторы находились на умеренном уровне, то на сегодняшний день наблюдаются существенные колебания. Для более детального анализа на рисунке 2 приведена взаимосвязь этих экономических показателей, которая позволит оценить состояние финансово-кредитной политики страны.

Представленные выше данные показывают динамику изменения ключевой ставки Банка России и уровня инфляции под воздействием современных вызовов экономики. Увеличение спроса на продовольственные товары (товары первой необходимости, товары импорта) и сокращение спроса сферы услуг обусловили рост уровня инфляции, который составил 8,39% в декабре 2021 года. Также значительную роль сыграла выпущенная в оборот денежная масса, которая была выделена со стороны Правительства Российской Федерации для финансовой поддержки населения и отраслей экономики. Данный показатель является достаточно далеким от поставленной цели по инфляции Банком России (4%).

Исходя из рисунка 2, можно определить, что с декабря 2021 года по май 2022 года наблюдалось усиление инфляционных процессов до рекордного значения — 17,1%. В феврале 2022 года уровень инфляции составлял 9,15%, в марте — 16,69%, в апреле — 17,83%. Таким образом, был достигнут ее пик, который обусловлен текущими санкционными условиями Запада.

В настоящий момент в экономике наблюдается галопирующий вид инфляции, так как ее значение превышает 10%. Если в стране будет стабильный рост цен на товары и услуги, то это может привести к негативным экономическим последствиям. В случае увеличения инфля-

ции также должны быть повышены уровни заработной платы, пенсии и других социальных выплат. В противном случае отечественная экономика может столкнуться с серьезным финансовым кризисом, так как обесценивание денег и инфляционные процессы напрямую связаны с уровнем жизни населения.

дек.21 янв.22 фев.22 мар.22 апр.22 май.22

Рисунок 2. Динамика изменения процентной ставки и уровня инфляции

в России

Источник: составлено авторами на основе статистических данных Центрального банка России.

Процентная ставка выступает в качестве эффективного инструмента денежно-кредитной политики, который позволяет Центробанку управлять и регулировать уровень инфляции и динамику изменения валютного курса в стране. Под воздействием ограничительных мер в отношении России на сегодняшний день наблюдаются значительные изменения в динамике ключевой ставки. В январе 2022 года Центральный банк установил процентную ставку в размере 8,5%. На рисунке 2 показано, что в марте-апреле 2022 года данный показатель достиг высокого значения — 20%. Такое решение со стороны Банка России было обусловлено тем, чтобы регулировать уровень инфляции в стране и стимулировать граждан к использованию своих средств в качестве сбережений. В ре-

зультате люди будут меньше тратить и больше копить, что способствует сокращению инфляционных процессов.

Однако в апреле 2022 года, согласно решению регулятора, ключевая ставка была снижена до 17%, а в мае до 11%. Эта ситуация говорит о стабилизации основных экономических показателей и укреплении валютного курса рубля. Положительной тенденцией снижения ключевой ставки стало то, что это позволит сделать доступными кредитные ресурсы и предотвратить еще больший спад деловой активности, в результате появляется возможность увеличения притока денежных средств в банковский сектор. Следует отметить, что 10 июня 2022 года, согласно решению заседания Совета директоров Центрального банка, ключевая ставка была снижена до 9,5% годовых, что стало важным фактором экономического развития. Уровень инфляции пока держится на высоком уровне, но мегарегулятор прогнозирует сокращение его значения. Таким образом, Банк России смягчает условия денежно-кредитной политики с целью стимуляции хозяйствующих субъектов и создания благоприятных условий для экономического роста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе макроэкономических показателей экономики Российской Федерации построим математическую модель зависимости случайной величины Y (в нашем случае — объем ВВП Российской Федерации) от случайных величин Х1 и Х2 (объемы импорта и экспорта). В ходе построения эконометрической модели были определены следующие задачи:

— построена корреляционная матрица для случайных величин;

— оценены параметры регрессионной модели по методу наименьших квадратов;

— с использованием критерия Стьюдента была проверена статистическая значимость параметров модели;

— с применением статистики Дарбина-Уотсона и критерия Бреуша-Годфри выявлено отсутствие автокорреляции случайных отклонений модели.

В таблице 4 приведены ежегодные данные о ВВП России, экспорте и импорте товаров и услуг на период с 2014 по 2021 год.

Исследуем степень корреляционной зависимости между переменными. Для этого построим корреляционную матрицу, используя возможности «Анализа данных» из программы Excel. Корреляционная матрица приведена в таблице 5.

Из корреляционной модели следует, что на объем ВВП влияют оба

Таблица 4

Ежегодные данные о ВВП, экспорте, импорте товаров и услуг в Российской Федерации

на период с 2014 по 2021 год

Годы Объем ВВП РФ, млрд руб. Импорт, млн долларов (Х1) Экспорт, млн долларов(Х2) Х1л2 Х2Л2 Х1 *Х2 ЕГ2

2014 79030 286669 497834 82179115561 2,47839Е+11 1.42714Е+11 818212233,1

2015 83087 182719 343542 33386232961 1,18021Е+11 62771650698 15935936,28

2016 85616 182347 285772 33250428409 81665635984 52109666884 1539932,546

2017 91843 238493 346826 56878911049 1.20288Е+11 82715573218 36706816,29

2018 103861 227503 449617 51757615009 2,02155Е+11 1,02289Е+11 61207237,02

2019 109241 244348 4242468 59705945104 1.79985Е+13 1.03664Е+12 8978,796843

2020 106967 231668 337105 53670062224 1,1364Е+11 78096441140 108449760,5

2021 131015 296100 493300 87675210000 2,43345Е+11 1.46066Е+11 464995967,9

Источник: построено авторами

Таблица 5

Корреляционная матрица

Корреляционная матрица

У Х1 Х2

У 1

Х1 0,79091546 1

Х2 0,86367343 0,92779264 1

Источник: составлено авторами

регрессанта, то есть импорт и экспорт услуг имеют корреляционную связь с ВВП. Построим многофакторную регрессионную модель, в которой зависимая переменная У — ВВП Российской Федерации.

Результаты множественной регрессии в количественном виде представлены в таблице 6.

Таблица 6

Регрессионная статистика

Регрессионная статистика

Множественный Я 0,53107854

Я-квадрат 0,28204442

Нормированный Я-квадрат -0,0051378

Стандартная ошибка 17361,2031

Наблюдения 8

Источник: составлено авторами

После проведения дисперсионного анализа данных внесем результаты в таблицу 7.

Дисперсионный анализ

Таблица 7

Дисперсионный анализ

ББ МБ Р Значимость Р

Регрессия 2 592037977,6 296018988,8 0,982109555 0,436761093

Остаток 5 1507056862 301411372,5

Итого 7 2099094840

Коэффициенты Стандартная ошибка ^статистика Р-Значение

У-пересечение 50759,7994 37846,1386 1,341214751 0,237547928

Переменная X 1 0,19389158 0,159375688 1,216569355 0,278058011

Переменная X 2 0,00259505 0,004853692 0,534655304 0,615798815

Источник: составлено авторами

Исходя из полученных данных, методом наименьших квадратов получим следующую многофакторную модель.

Y =50759+0,19X1+0,002X2 (1)

Приведенное уравнение выражает слабую зависимость ВВП от экспорта и импорта товаров и услуг. Критерий Фишера F=0,98, согласно которому можно сделать вывод, что данная модель адекватна, так как уровень значимости модели меньше 0,00001. Проверим остатки на наличие автокорреляции, воспользовавшись значением Дарбина-Уотсона (таблица 8).

Критерий Дарбина-Уотсона (DW) представляет собой статистический критерий, используемый для тестирования автокорреляции первого порядка элементов исследуемой последовательности. Так как показатель DW < dL (1,1576<1,28), то нулевую гипотезу об отсутствии автокорреляции мы не можем принять. Следовательно, в модели присутствует автокорреляция остатков случайных отклонений.

Таким образом, построенная математическая модель демонстрирует слабую зависимость показателей, имеет высокий коэффициент детерминации и значимую Б-статистику. Учитывая, что модель показала наличие автокорреляции остатков случайных отклонений и мультколинеарности, она не может быть использована на практике.

Нефтегазовая отрасль в условиях экономических санкций

По мере роста ограничений со стороны стран Запада негативное влияние ощутила внешнеэкономическая деятельность государства, что способствовало уменьшению объемов экспорта нефтегазовых продуктов. Эмбарго российских энергоресурсов приостановило сотрудничество России со многими странами. Так как большой удельный вес от общего объема экспорта приходится на экспорт нефти, значительная часть государственных доходов аккумулируется за счет эффективного функционирования внешней торговли нефтегазового сектора. Таким образом, удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе 2022 года составил 22,1%, в экспорте топливно-энергетических товаров — 34,7% (в январе 2021 года соответственно 23,2% и 40,5%) (комментарий 3). Для более детального анализа влияния доходов нефтегазового сектора на формирование государственного бюджета

Таблица 8

Статистика Дарбина-Уотсона

Наблюдение Предсказанное У Остатки е2 (е1-е2)2 Е1 е1— 1

1 107634,409 -28604,40933 818212233,1 - -3991,984003 -28604,40933

2 87078,984 -3991,984003 15935936,28 605771480,4 -1240,940186 -3991,984003

3 86856,9402 -1240,940186 1539932,546 7568242,08 -6058,615048 -1240,940186

4 97901,615 -6058,615048 36706816,29 23209991,07 7823,505417 -6058,615048

5 96037,4946 7823,505417 61207237,02 192713268,6 94,75651346 7823,505417

6 109146,243 94,75651346 8978,796843 59733559,62 10413,92147 94,75651346

7 96553,0785 10413,92147 108449760,5 106485165,5 21563,76516 10413,92147

8 109451,235 21563,76516 464995967,9 124319014,2 21563,76516 21563,76516

Сумма 688844629,3 1119800722

0\Л/= 1,625621619

Источник: построено авторами

рассмотрим динамику изменения объемов общих государственных и нефтегазовых доходов под воздействием санкций за 2014-2021 годы.

Рисунок 3. Динамика изменения объема государственных доходов в зависимости от нефтегазовых доходов за 2014-2021 годы Источник: Составлено авторами на основе статистических данных Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно статистическим данным Министерства финансов Российской Федерации, можно сделать вывод, что нефтегазовая отрасль является ключевой сферой в развитии внешнеторговых отношений, а также важнейшим звеном в формировании доходной части бюджетной системы страны. Кривая нефтегазовых доходов на рисунке 3 показывает зависимость государственных доходов от энергетической отрасли, так как большая доля доходов аккумулируется за счет нефтегазовых доходов. Именно поэтому важна роль дальнейшего функционирования и экономического роста нефтегазовой структуры под воздействием санкций.

Россия как одна из основных нефтедобывающих стран обеспечивает нефтегазовой продукцией 60% от общего объема экспорта Европы и 8% от объема экспорта США. Из-за отмены поставок нефти в Америку цена за галлон газа повысилась с 2 до 5 долларов. По причине того, что поставка товаров в эти страны осуществляется с помощью транспортных перевозок (горючие смазочные материалы — нефтепродукты), цены на другие продукты народного потребления также в среднем повысились на 30-40%.

Таким образом, от введенных ограничений страдает не только Россия, но и инициаторы данных санкций. Для поддержания экономики Российской Федерации было принято решение об осуществлении продаж энергоресурсов в рублях. Оно обусловлено тем, что все активы российских банков в иностранной валюте были заморожены, тем самым ограничивали страну в возможности осуществлять международные расчеты.

Таким образом, Правительство Российской Федерации ввело контрсанкции путем отказа от поставки природного газа за иностранную валюту, предлагая ввести расчеты в национальной валюте. Данное решение направлено на то, чтобы повысить спрос на российский рубль на внутренней бирже, укрепить национальную валюту и избежать дальнейшего замораживания доходов России в иностранных валютах. В результате принятых мер курсы иностранных валют вернулись к показателям 2021 года. Данное предложение было узаконено 31 марта 2022 года, подписан Указ Президента Российской Федерации «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». Данный указ обязывает страны Европы иметь свой счет в российском банке и производить оплату за поставку газа рублями начиная с 1 апреля 2022 года [ 14]. Необходимо отметить, что начиная с 4 мая 2022 года были внесены изменения в принятый указ, в связи с чем поменялся порядок расчетов за газ.

Санкции как возможность локализации производства и сокращения зависимости от внешних поставщиков

Экономические санкции со стороны Западных стран создали неблагоприятные условия для экономического роста и развития в стране. Вследствие очередного пакета санкций возможны следующие негативные последствия.

1. Снижение уровня инвестиционной привлекательности страны, в частности отдельных отраслей и бизнес-субъектов.

2. Высокие темпы роста инфляции.

3. Ужесточение контроля над валютным курсом российского рубля.

4. Невозможность проведения расчетов и платежей в основных резервных валютах (долларах и евро), что сокращает импорт и усложняет проведение экспортных операций.

5. Отсутствие доступа к передовым технологиям.

6. Нарушение внешнеэкономических связей.

7. Снижение покупательской способности и уровня жизни населения страны.

8. Сокращение объема государственных доходов.

Однако следует учитывать, что существует ряд возможных негативных последствий и для системы глобального экономического управления, которые уже отрицательно сказываются на мировой экономике.

Во-первых, санкционное противостояние влечет за собой нарушение главных принципов ВТО, согласно которым государства не имеют права принимать дополнительные ограничения и устанавливать барьеры, которые будут препятствовать свободной торговле на международных рынках.

Во-вторых, экономическая война, развязанная Западом, нарушает торговые связи между странами, которые не принимают активного участия в санкциях. Это связано с тем, что Россия плотно интегрирована в международную торговлю, и нарушение цепочек поставок ресурсов, обеспечивающих функционирование многих отраслей в мировой экономике, может привести к дестабилизации текущих глобализационных процессов.

В-третьих, текущая ситуация на мировом рынке ведет к образованию очередного мирового финансового экономического кризиса, который затронет абсолютно все страны мира. Конъюнктура на мировом рынке сырьевых товаров уже демонстрирует рекордные цены на золото, продукцию агропромышленного комплекса и нефть. На фондовом рынке США и стран Европы наблюдается формирование нисходящей тенденции, которая в итоге может привести к обвалу рыночной капитализации крупнейших транснациональных корпораций мировой экономики. Нестабильность наблюдается и на валютном рынке Богех. Валюты многих стран резко меняются в стоимости, что усложняет процессы финансового планирования и бюджетирования в рамках внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности [7].

В текущей ситуации наложение санкций меняет приоритеты государства, а также ограничивает круг некоторых возможностей, но способствует налаживанию связей с новыми партнерами и ведет к переформатированию структуры экономики. Рассмотрим динамику торговли с основными торговыми партнерами Российской Федерации за 2014-2020 годы.

Оценка влияния санкций Запада на формирование бюджета России... I

Таблица 9

Основные торговые партнеры Российской Федерации за 2014-2020 годы, млрд долларов

Страны-парт неры Годы Темпы роста 2018/ 2019,% Темпы роста 2019/ 2020,%

2014 2016 2018 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай 88.3 63.7 108.3 111.5 103.9 102.9 93.1

Германия 70.1 40.2 59.7 53.2 41.9 89.1 78.7

Нидерланды 73.3 32.1 47.2 48.8 28.6 103.3 58.6

Беларусь 32.7 23.8 34.3 33.9 30.1 98.8 88.7

Италия 48 19.6 27 25.2 20.2 93.3 80.1

Турция 31.6 15.5 25.6 26.1 20.8 101.9 79.6

Республика Корея 27.3 15 24.8 24.4 19.6 98.3 80.3

Польша 23 13 21.7 17.8 14.3 82 80.3

Япония 30.8 15.8 21.3 20.3 16.2 95.3 79.8

США 29.1 19.6 25 26.2 23.9 104.8 91.1

Общий торговый оборот 784.4 460.5 688.2 668.8 567.8 97.2 84.8

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе данных [15].

Из данных таблицы 9 можно выявить, что основными торговыми партнерами Российской Федерации являются Китай, Германия и Нидерланды. Кроме того, после введения санкций в 2014 году товарооборот между странами ЕС и Российской Федерации значительно сократился.

Последствием санкций является начало комплексной работы по импортозамещению. Так, с 2015 года было реализовано рекордное количество проектов по импортозамещению в таких сферах, как сельское хозяйство, военная промышленность, машиностроение, ИТ-сектор, текстильная промышленность. Таким образом, за последние 7 лет объем импорта санкционной продукции сократился в стоимостном выражении на 41% [6; 12].

Помимо этого, со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития были предприняты первоочередные меры для дальнейшего повышения эффективности всех хозяйствующих субъектов экономики. Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 года был принят и подписан «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях

внешнего санкционного давления». Меры направлены на финансовую поддержку социально-экономического развития. К первоочередным мерам поддержки относится запуск программ льготного кредитования предприятий, которые оказались в сложной ситуации под влиянием экономических санкций. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации для исполнения данного мероприятия из федерального бюджета выделяются 66 млрд рублей для пополнения оборотных средств организаций в сфере промышленности, торговли и агропромышленного комплекса. Решением Совета Евразийской экономической комиссии определено увеличение лимита беспошлинного ввоза товаров для физических лиц до 1000 евро на период до 1 октября 2022 года, «обнуление» на 6 месяцев ввозных таможенных пошлин на товары критического российского импорта (по отдельному списку).

Среди стабилизационных мер можно выделить освобождение от уплаты НДФЛ с доходов по вкладам банков, полученных в 2021 и 2022 годах, а также материальной выгоды, полученной в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование кредитными средствами. В качестве стимулирующей меры было принято решение об упрощении налогового контроля и введении моратория на налоговые санкции (штрафы, пени, блокировки счетов) за отдельные правонарушения, а также о продлении сроков предоставления налоговой отчетности. На финансовую поддержку субъектов МСП из федерального бюджета было выделено 9 млрд рублей. Также приняты меры по расширению доступа к льготному кредитованию в рамках программ стимулирования МСП для осуществления эффективного функционирования в условиях санкционных давлений. В целях расширения программ финансирования импортозамещающих организаций выделено 20 млрд рублей на докапитализацию Фонда развития промышленности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации предложено стимулировать привлечение инвестиций в пострадавшие отрасли экономики. Таким образом, можно сделать вывод, что российское правительство оперативно отреагировало на введенные санкции со стороны Западных стран и приняло необходимые меры поддержки во избежание финансового кризиса [11].

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что невозможно игнорировать негативные последствия от введенных международных санкций, однако, с другой стороны, они (санкции) не являются высоко-эффектиными в отношении России, поскольку Правительство принимает необходимые меры для уменьшения их отрицательного влияния. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что санкции — это дополнительный стимул для формирования экономики, сконцентрированной на собственном производстве. Для этого необходимо достичь лидирующих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров путем инвестирования в НИОКР, образование и наукоемкие секторы экономики. Помимо этого, имеет смысл переориентировать значительную часть международных торговых потоков на страны, которые заинтересованы в увеличении товарооборота с российскими компаниями.

Как показывает ретроспективный анализ, санкции, введенные для дестабилизации отечественной экономики, вызвали к действию про-тивосанкционные механизмы, которые способствовали поиску новых точек роста и развития России. В то же время следует подчеркнуть, что потенциальной угрозой от реализации санкций являются повышение неопределенности и технологические риски. Следовательно, от реализации этой политики страдают как инициаторы санкционных действий, так и их адресаты. Не вызывает сомнений тот факт, что в современном мире санкции достаточно легко вводить, но весьма сложно прекращать их реализацию.

Комментарии

1. Bloomberg назвал Россию мировым лидером по количеству санкций — РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/03/2022/622 6867a9a7947db2e9e223b (дата обращения: 18 марта 2022 года). С 22 февраля под ограничения попали 2778 российских объектов, их число выросло до 5530. Страной, которая с тех пор ввела больше всего санкций против России, стала Швейцария (568), она обошла Евросоюз (518), Канаду (454), Австралию (413) и США (243).

2. Санкции против России. URL: https://emigrating.ru/14-03-2022-sanktsii-protiv-rossii/ (дата обращения: 18 марта 2022 года).

3. О рынке нефти в январе 2022 года. URL: https://rosstat.gov.ru/

storage/mediabank/47_23-03-2022.html (дата обращения: 18 марта 2022 года).

Литература

1. Алихани С. Меры по нейтрализации последствий санкций против России на федеральном и региональном уровнях. Федерализм. 2022. № 27(1). С. 150-161. DOI: 10.21686/2073-1051-2022-1-150-161.

2. Аналитический обзор Национального Рейтингового Агентства по импортозамещению. URL: https://www.ra-national.ru/ sites/ default/files/Review_Import%20substitution_NRA_Dec.%20 2020_0.pdf (дата обращения: 20 января 2023 года).

3. Виноградова Е. В. Экономические санкции как инструмент международной политики // ЭСПР. 2016. № 2. C. 9-23.

4. Газизов И. Ф., Галиев Р. М. Анализ влияния санкций на экономику России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 6 (50). C. 46-54.

5. Горбунова О. А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа // Вестник Евразийской науки, 2018. № 2 (Т. 10). С. 1-7

6. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Проблемы импортозамеще-ния в стратегиях развития российских регионов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 4. С. 24-41.

7. Кононенко Д. С. Внешняя торговля России под влиянием санкций: проблемы и перспективы / Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. С. 65-71.

8. Логинова И. В., Титаренко Б. А., Саяпин С. Н. Экономические санкции против России // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47. С. 38-44.

9. Морозенкова О. В. Экономические последствия западных санкций и контрсанкций Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 6. С. 58-74.

10. План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления // Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2022 года. URL: https://www.tks.ru/files/other/plan_

pervoocherednych_deistvi_snkzii.pdf (дата обращения: 20 января 2023 года).

11. Пупкова М. А., Ткаченко Р. О. Развитие системы глобального экономического управления в условиях санкционного противостояния // Финансовые рынки и банки. 2022. № 3. С. 29-32.

12. Соколов Н. А., Ларин С. Н. Перспективы развития нефтегазового сектора российской экономики в условиях реализации программ импортозамещения // Бюллетень науки и практики. Электронный журнал. 2018. Т. 4. № 1. С. 191-206. URL: http://www.bulletennauki.com/sokolov-na (дата обращения: 20 января 2023 года).

13. Тимофеев И. Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2. Том 59. С. 26-42.

14. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://rg.ru/2022/03/31/prezident-ukaz172-site-dok.html (дата обращения: 20 января 2023 года).

15. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р. М. Нуреева. Москва: КНОРУС, 2017. 194 с.

16. AzhekbarovK. A., Abduvaitov E. Ch. European Economic sanctions against Russia and effects // Путеводитель предпринимателя. 2013. Т. 13. № 1. С. 23-31 DOI 10.24182/2073-9885-2020-13-1-23-31.

17. Drezner D. The sanctions paradox. Cambridge university press. 1999

18. Mairesse J., Mohnen P. Using innovation surveys for econometric analysis // In Handbook of the Economics of Innovation. 2010. Vol.2. P. 1129-1155. North-Holland, Vancouver

19. Smeets M. Can economic sanctions be effective? // WTO working paper ERSD. 2018. 15 March.

20. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 20 января 2023 года).

21. URL: www.gks.ru (дата обращения: 20 января 2023 года).

22. URL: www.minfin.ru (дата обращения: 20 января 2023 года).

23. Wooldridge, Jeffrey M. Econometric analysis of cross section and panel data // MIT press. 2010.

References

1. Alikhani S. Measures to neutralize the consequences of sanctions against Russia at the federal and regional levels. Federalizm [Federalism], 2022, no. 27(1), pp. 150-161 (in Russian). DOI: 10.21686/2073-1051-2022-1-150-161.

2. Analytical review of the National Rating Agency for Import Substitution. Available at: https://www.ra-national.ru / sites/default/ files/0verview_import%20substitution_NRA_Dec.%202020_0.pdf (accessed: 20 January, 2023) (in Russian).

3. Vinogradova E. V. Economic sanctions as an instrument of international policy. ESPR, 2016, no. 2, pp. 9-23 (in Russian).

4. Gazizov I. F., Galiev R. M. Analysis of the impact of sanctions on the Russian economy. Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika [Economics and Modern Management: theory and practice], 2015, no. 6 (50), pp. 46-54 (in Russian).

5. Gorbunova O. A. The impact of sanctions on the functioning of Russian oil and gas companies in the global oil and gas market. Vestnik Evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2018, no.2 (vol. 10), pp. 1-7 (in Russian).

6. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Problems of import substitution in development strategies of Russian regions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 4, pp. 24-41 (in Russian).

7. Kononenko D. S. Vneshnyaya torgovlya Rossii pod vliyaniem sankciy: problemy i perspektivy [Russia's foreign trade under the influence of sanctions: problems and prospects], in the collection of articles of the II International Research Competition, pp. 65-71 (in Russian).

8. Loginova I. V., Titarenko B. A., Sayapin S. N. Economic sanctions against Russia. Aktualnye voprosy ekonomicheskih nauk [Actual issues of economic sciences], 2015, no. 47, pp. 38-44 (in Russian).

9. Morozenkova O. V. Economic consequences of Western sanctions and counter-sanctions of the Russian Federation. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], 2017, no. 6, pp.58-74 (in Russian).

10. The plan of priority actions to ensure the development of the Russian economy in the conditions of external sanctions pressure.

Resolution of the Government of the Russian Federation of 15 March, 2022. Available at: https://www.tks.ru/files/other/plan_per-voocherednych_deistvi_snkzii.pdf (accessed: 20 January, 2023) (in Russian).

11. Pupkova M. A., Tkachenko R. O. Development of the global economic management system in the conditions of sanctions confrontation. Finansovye rynki i banki [Financial markets and banks], 2022, no. 3, pp. 29-32 (in Russian).

12. Sokolov N. A., Larin S. N. Prospects for the development of the oil and gas sector of the Russian economy in the context of the implementation of import substitution programs. Byulleten' nauki i praktiki. Elektronnyy zhurnal [Bulletin of Science and Practice. Electronic magazine], 2018, vol. 4, no. 1, pp. 191-206. Available at: http://www.bulletennauki.com/sokolov-na (accessed: 20 January, 2023) (in Russian).

13. Timofeev I. N. Economic sanctions as a political concept. Vestnik MGIMO-Universiteta [Bulletin of MGIMO University], 2018, no. 2, vol. 59, pp. 26-42 (in Russian).

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 172 dated 31 March, 2022 "On a special procedure for the Fulfillment by foreign Buyers of obligations to Russian Natural Gas suppliers". Available at: https://rg.ru/2022/03/31/prezident-ukaz172-site-dok.html(accessed: 20 January, 2023) (in Russian).

15. Ekonomicheskie sankcii protiv Rossii: ozhidaniya i real'nost': monografiya [Economic sanctions against Russia: expectations and reality: monograph], collective of authors; edited by R. M. Nureyev. Moscow: KNORUS, 2017, 194 p. (in Russian).

16. Azhekbarov K. A., Abduvaitov E. Ch. European Economic sanctions against Russia and effects. Putevoditel' predprinimatelya [Entrepreneur's Guide], 2013, vol. 13, no. 1, pp. 23-31. DOI 10.24182/2073-9885-2020-13-1-23-31.

17. Drezner D. The sanctions paradox. Cambridge university press, 1999

18. Mairesse J., Mohnen P. Using innovation surveys for econometric analysis. In Handbook of the Economics of Innovation. 2010, vol.2, pp. 1129-1155. North-Holland, Vancouver

19. Smeets M. Can economic sanctions be effective? WTO working pa-

per ERSD, 2018, 15 March.

20. URL: www.cbr.ru (accessed: 20 January, 2023)

21. URL: www.gks.ru (accessed: 20 January, 2023)

22. URL: www.minfin.ru (accessed: 20 January, 2023)

23. Wooldridge, Jeffrey M. Econometric analysis of cross section and panel data. MIT press. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.