Импортозамещение в экономической политике России
со см о см
со
Зеленцова Лидия Сергеевна
доктор экономических наук, профессор, кафедра управления промышленными организациями, Институт отраслевого менеджмента, Государственный университет управления, [email protected]
Солодовник Елена Викторовна
к.ф.-м.н, доцент, доцент каф. ПГС, Тихоокеанский государственный университет, [email protected];
Романишина Татьяна Сергеевна
доктор экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Исламутдинова Дина Файзрахмановна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, библиотекарь II категории, научная библиотека, Югорский государственный университет, [email protected]
Борисова Анжелика Юрьевна
к.т.н., доцент, кафедра инженерной графики и компьютерного моделирования, Московский государственный строительный университет, [email protected]
Импортозамещение представляет собой способ достижения экономического суверенитета страны, который, в свою очередь, выражается в ее способности проводить свою собственную экономическую политику. Импортозамещение, как многосоставной элемент экономической политики, преследует стратегическую цель достижения экономического суверенитета, который необходим государству для его долгосрочного экономического благополучия.
Объект исследования - национальная экономика, как система хозяйствования. Предмет исследования - импортозамещение, как многосоставной элемент экономической политики достижения экономического суверенитета.
Цель исследования - рассмотреть как импортозамещение способствует эффективности национальной экономики. В исследовании рассмотрены показатели эффективности национальной экономики России, характеризующие её состояние. Выделены три крупных составных элемента импортозамещения, как многосотовного элемента экономической политики России: денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная политика и торговая политика. Представлены необходимые области приложения экономической политики им-портозамещения для достижения экономического суверенитета страны.
Ключевые слова: торговля, промышленное производство, композитный индекс, экономические институты, экономические интересы, национальная экономика.
Основная часть
Импортозамещение является важнейшим аспектом экономического развития, и его часто считают ключевым показателем экономической независимости страны. «В настоящее время именно экономические отношения между государствами формируют общий характер взаимодействия между ними и определяют их экономическую безопасность» [1, с. 667].
Кроме того, экономический суверенитет тесно связан с национальной безопасностью. Любая страна, которая считается экономически независимой, способна защитить свои собственные экономические интересы и обеспечить свою собственную безопасность. Это особенно важно во времена геополитической неопределенности, когда страны могут столкнуться с экономическими санкциями или другими формами экономического давления.
На национальном уровне экономический суверенитет достигается тогда, когда страна имеет возможность принимать свои собственные экономические решения, такие как определение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, регулирование торговли и инвестиций, развитие отечественной промышленности.
Обеспечение экономического суверенитета через экономическую политику импортозамещения является важным по целому ряду причин:
1. способствует самодостаточности и снижает зависимость от внешней помощи, которая может быть ненадежной и зависеть от политических и экономических условий;
2. способствует экономическому росту, создавая возможности для развития отечественной промышленности и формируя такие условия хозяйствования, чтобы страна могла использовать свои собственные ресурсы на развитие собственной промышленной базы и обеспечения рабочими местами собственных граждан.
Также, это способствует экономической и социальной стабильности и безопасности за счет снижения риска экономических потрясений и кризисов, вызванных спадом мировой экономики: «Решение этих задач требует технологической модернизации базовых отраслей промышленности, а также встраивания отечественных предприятий в новые кооперационные цепочки как внутри страны, так и за рубежом» [2, с. 50].
Достижение экономического суверенитета требует сочетания экономической политики и мер государственного регулирования, способствующих экономическому росту и развитию, а также защищающих экономические интересы страны.
О ш т х
<
т о х
X
Рисунок 1 Индекс промышленного производства России, проценты Источник: составлено авторами по данным https://ru.tradingeconomics.com/russia/industrial-prcduction
Индекс промышленного производства (англ. IPI) - это показатель объема производства в промышленных секторах экономики, который используется для отслеживания изменений уровня промышленного производства с течением времени и считается ключевым показателем состояния промышленного сектора. Проведение собственной экономической политики в области импортозамещения позволило России практически безболезненно пережить рост санкционного давления западных стран. (см. рис. 2)
61 61 61 61 1М|||
Рисунок 2 Использование производственных мощностей, проценты Источник: составлено авторами по данным https://ru.tradingeconomics.com/russia/capacity-utilization
Индекс использования производственных мощностей (англ. - показатель того, в какой степени промышленный потенциал страны используется для производства товаров и услуг. Он рассчитывается путем деления фактического уровня промышленного производства на максимальный уровень производства, который мог бы быть достигнут при существующих промышленных мощностях.
Как видно на рисунке 2 степень использования промышленного потенциала России в 2022 году практически не изменилась. Это было достигнуто за счёт более эффективного использования производственных мощностей, которые были загружены для производства недостающих объёмов импортной продукции.
Отечественный исследователь В. В. Черных отмечает: «Именно через подъем национальной экономики можно достичь экономического суверенитета. Для этого необходимо предпринимать усилия по увеличению производственных мощностей, повышению качества производимой продукции, внедрять современные технологии, развивать наукоемкие отрасли, расширять потребительский рынок» [3, с. 14].
Рисунок 3 Композитный индекс деловой активности России, % Источник: составлено авторами по данным https://ru.tradingeconomics.com/russia/composite-pmi
Сводный индекс деловой активности обычно выражается одним числом, которое представляет собой средневзвешен-
ное значение индексов деловой активности в производственном секторе и секторе услуг. Значение выше 50 (см. рис. 3) указывает на то, что экономика расширяется. Значение ниже 50 указывает на то, что экономика сокращается.
По данным Рис. 3, импортозамещение в России способствует росту деловой активности, что стимулирует развитие национальной экономики.
Основные элементы импортозамещения в экономической политике России можно разделить на три крупных составных элемента: денежно-кредитную, налогово-бюджетную и торговую политику.
Денежно-кредитная политика относится к области экономической активности, в которой действия, предпринимаемые Центральным Банком страны и представляют собой управление денежной массой и процентными ставками по кредитам. В рамках импортозамещения экономический суверенитет достигается путём реализации возможности устанавливать свою собственную денежно-кредитную политику. Это позволяет экономической системе страны реагировать на экономические потрясения и колебания таким образом, чтобы это соответствовало ее собственным экономическим потребностям [4].
Налогово-бюджетная политика относится к области экономической активности, в которой правительство управляет своими национальными финансами, включая налогообложение, расходы и заимствования. Государство, обладающее высокой степенью экономического суверенитета, имеет возможность устанавливать свою собственную налогово-бюджетную политику, включая возможность повышать или снижать налоги, распределять государственные расходы и управлять собственным национальным долгом (облигации федерального займа). Это позволяет стране реагировать на экономическое давление и изменение макроэкономической обстановки таким образом, чтобы они соответствовали ее собственным экономическим потребностям и соответствовало интересам большинства ее граждан.
Торговая политика в большей мере относится к внешнеэкономической деятельности страны, которая предполагает управление своими собственными торговыми отношениями с другими странами. В настоящее время Россия, как страна, обладающая значительным экономическим суверенитетом, имеет возможность заключать свои собственные торговые соглашения, устанавливать свои собственные тарифы и квоты, а также управлять своим собственным импортом и экспортом. Это позволяет России защищать свою национальную промышленность и продвигать свои собственные экономические интересы.
Таким образом, основные элементы экономической политики импортозамещения включают способность управлять денежно-кредитной, налогово-бюджетной и торговой политикой таким образом, чтобы это соответствовало собственным экономическим потребностям страны. Это позволяет России оперативно реагировать на рост санкционного давления таким образом, который наилучшим образом соответствует ее собственным национальным интересам.
Необходимые области приложения экономической политики импортозамещения для достижения экономического суверенитета страны, которые могут способствовать экономической независимости и автономии страны можно выделить следующие:
1. Управление ресурсами управлять своими собственными природными ресурсами. Это дает возможность извлекать основную выгоду из своих собственных ресурсов и использовать их для собственного экономического развития социально-экономических систем.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
Сл>
2. Национальная промышленная политика, включая способность поддерживать и продвигать свои собственные отрасли хозяйствования, обеспечивая рабочие места, включая такие меры, как субсидии, налоговые льготы и инвестиции в исследования и разработки.
3. Национальная политика в сфере занятости, включая возможность регулировать заработную плату, условия труда и трудовые стандарты.
4. Управление интеллектуальной собственностью, включая патенты, товарные знаки и авторские права (способствует продвижению инноваций и научным исследованиям внутри страны и защищает ее собственные отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции) [5].
В целом, импортозамещение в рамках экономической политики достижения экономического суверенитета является ключевым фактором, определяющим способность противостоять экономическому давлению недружественных стран и способствует собственному экономическому развитию согласно национальным интересам. Контролируя денежно-кредитную, налогово-бюджетную и торговую политику, а также другие факторы страна может гарантировать защиту своих экономических интересов и поддерживать необходимый уровень благополучия своих граждан.
Заключение
Импортозамещение является важнейшим аспектом экономического развития и необходим странам для достижения долгосрочного экономического благополучия и политической независимости в рамках экономической политики национального суверенитета. Достижение экономического суверенитета требует наличия государственной воли и построения государственной политики, которая защищает экономические интересы страны, способствует экономическому росту и развитию национальной экономики. Сосредоточившись на этих факторах, Россия заложила прочную основу для достижения экономического успеха, стабильности и независимости.
Import Substitution in Russia's Economic Policy
Zelentsova L.S., Solodovnik E.V., Romanishina T.S., Faizrakhmanovna I.D., Borisova A.Yu.
State University of Management, Pacific State University, Financial University under the Government of the Russian Federation, Yugra state university, Moscow State University of Civil Engineering JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Import substitution is a way to achieve the economic sovereignty of a country, which,
in turn, is expressed in its ability to pursue its own economic policy. Import substitution, as a multi-component element of economic policy, pursues the strategic goal of achieving economic sovereignty, which is necessary for the state for its long-term economic well-being. The object of research is the national economy as a management system. The subject of the study is import substitution as a multi-component element of the economic policy of achieving economic sovereignty. The purpose of the study is to consider how import substitution contributes to the
efficiency of the national economy. The study examines the performance indicators of the national economy of Russia, characterizing its state. Three major components of import substitution as a multi-item element of Russia's economic policy are identified: monetary policy, fiscal policy and trade policy. The necessary areas of application of the economic policy of import substitution to achieve the economic sovereignty of the country are presented.
Keywords: trade, industrial production, composite index, economic institutions,
economic interests, national economy. References
1. Leshchenko, Yu. G. Economic security of Russia in the global dynamics of
integration / Yu. G. Leshchenko // Economic security. - 2021. - Vol. 4, No. 3. -pp. 657-670. - DOI 10.18334/ecsec.4.3.112994. - EDN LICPBA.
2. Prodchenko, I. A. Import substitution in the context of ensuring the economic
sovereignty of the Russian Federation / I. A. Prodchenko // Problems of the market economy. - 2021. - No. 3. - PP. 47-61. - DOI 10.33051/2500-2325-20213-47-61. - EDN KNNUXW.
3. Chernykh, V. V. State sovereignty in the history of Russia: purpose and significance
/ V. V. Chernykh // Izvestiya Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. - 2023. - Vol. 43. - pp. 7-18. - DOI 10.26516/20733380.2023.43.7. - EDN LTRGGR.
4. Kudryavtseva, L. V. Sanctions in international law / L. V. Kudryavtseva, E. M.
Balashov // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 1(164). - Pp. 31-33. - EDN MPXNSV.
5. Gilmutdinova, R. A., Khanova, I. M., Sibagatullina, R. M., Abramova, S. R. The
duality of social and economic security as compensation for the growth of external threats // Discussion. - 2022. - № 5(114). - Pp. 71-78. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-71-78. - EDN HUHVMU.
CO CS
о
CS cd
О Ш
m
X
Литература
1. Лещенко, Ю. Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции / Ю. Г. Лещенко // Экономическая безопасность. - 2021. - Т. 4, № 3. - С. 657-670. - DOI 10.18334^ес.4.3.112994. - EDN ЫСРВА.
2. Продченко, И. А. Импортозамещение в контексте обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации / И. А. Продченко // Проблемы рыночной экономики. - 2021. -№ 3. - С. 47-61. - DOI 10.33051/2500-2325-2021-3-47-61. - EDN KNNUXW.
3. Черных, В. В. Государственный суверенитет в истории России: цель и значение / В. В. Черных // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2023. - Т. 43. - С. 7-18. - DOI 10.26516/20733380.2023.43.7. - EDN LTRGGR.
4. Кудрявцева, Л. В. Санкции в международном праве / Л. В. Кудрявцева, Е. М. Балашов // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 1(164). - С. 31 -33. - EDN MPXNSV.
5. Гильмутдинова, Р. А., Ханова, И. М., Сибагатуллина, Р. М., Абрамова, С. Р. Двуединство социальной и экономической безопасности, как компенсация роста внешних угроз // Дискуссия. - 2022. - № 5(114). - С. 71-78. - DOI 10.46320/2077-76392022-5-114-71-78. - EDN HUHVMU.
<
m о х
X