Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Оксана Николаевна, Ализаде Фардан Фазиль Оглы

Статья посвящена обоснованию роли системы управления предприятием как важнейшего фактора реализации стратегии импортозамещения. В настоящее время вектор государственной политики направлен на обеспечение безопасности и независимости нашей страны от иностранных поставщиков, особенно в структурообразующих отраслях народного хозяйства. Тем не менее, достигнутые результаты осуществления проектов импортозамещения свидетельствуют о сохранении все еще высокой доли импорта, в том числе из недружественных стран. Соответственно, в настоящее время необходимым является поиск тех факторов, стимуляция которых будет способствовать более быстрому достижению суверенитета. Как показал проведенный анализ, в основном, идентификация таких факторов осуществляется во внешней, по отношению к хозяйствующим субъектам, среде. Так, например, выделяют инновации, инвестиции, законодательство, инфраструктуру и другие факторы. По мнению авторов, следует обратиться к внутренней среде и выделить в качестве такого фактора систему управления, от уровня развития которой зависит не только эффективность деятельности предприятия в целом, но и возможность достижения поставленных стратегических целей в контексте импортозамещения. Таким образом, обеспечение соответствия действующих систем управления существующим требованиям, несомненно, позволит «улучшить» достигнутые результаты в области импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева Оксана Николаевна, Ализаде Фардан Фазиль Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR IN THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY

The article is devoted to the substantiation of the role of the enterprise management system as the most important factor in the implementation of the import substitution strategy. Currently, the vector of state policy is aimed at ensuring the security and independence of our country from foreign suppliers, especially in the structural sectors of the national economy. Nevertheless, the achieved results of the implementation of import substitution projects indicate that the share of imports, including from unfriendly countries, is still high. Accordingly, at present it is necessary to search for those factors, the stimulation of which will contribute to a faster achievement of sovereignty. As the analysis has shown, basically, the identification of such factors is carried out in an external environment, in relation to economic entities. For example, innovations, investments, legislation, infrastructure and other factors are highlighted. According to the authors, it is necessary to turn to the internal environment and identify as such a factor a management system, on the level of development of which depends on not only the efficiency of the enterprise as a whole, but also the possibility of achieving the set strategic goals in the context of import substitution. Thus, ensuring compliance of existing management systems with existing requirements will undoubtedly allow to "improve" the results achieved in the field of import substitution.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

Научная статья УДК 338.2.

ВАК: 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика doi: 10.51608/23058641_2023_2_100

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

© Авторы 2023 КИСЕЛЕВА Оксана Николаевна

SPIN: 1108-6739 доктор экономических наук, доцент, профессор

AuthorID: 666325 кафедры «Отраслевое управление и экономическая

безопасность»

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

(Россия, Саратов, e-mail: oksana@briik.ru)

АЛИЗАДЕ Фардан Фазиль оглы

студент

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

(Россия, Саратов, e-mail: fardanaliea3@gmail.com)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию роли системы управления предприятием как важнейшего фактора реализации стратегии импортозамещения. В настоящее время вектор государственной политики направлен на обеспечение безопасности и независимости нашей страны от иностранных поставщиков, особенно в структурообразующих отраслях народного хозяйства. Тем не менее, достигнутые результаты осуществления проектов импортозамещения свидетельствуют о сохранении все еще высокой доли импорта, в том числе из недружественных стран. Соответственно, в настоящее время необходимым является поиск тех факторов, стимуляция которых будет способствовать более быстрому достижению суверенитета. Как показал проведенный анализ, в основном, идентификация таких факторов осуществляется во внешней, по отношению к хозяйствующим субъектам, среде. Так, например, выделяют инновации, инвестиции, законодательство, инфраструктуру и другие факторы. По мнению авторов, следует обратиться к внутренней среде и выделить в качестве такого фактора систему управления, от уровня развития которой зависит не только эффективность деятельности предприятия в целом, но и возможность достижения поставленных стратегических целей в контексте импортозамещения. Таким образом, обеспечение соответствия действующих систем управления существующим требованиям, несомненно, позволит «улучшить» достигнутые результаты в области импортозамещения.

Ключевые слова: суверенитет; импортозамещение; государство; система управления; промышленные предприятия; экономическая безопасность

Для цитирования: Киселева О.Н., Ализаде Ф.Ф. О драйверах достижения технологического суверенитета России в современных условиях // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 100-104. doi: 10.51608/23058641 2023 2 100.

ф

Основы экономики, управления и права 2023

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

Original article

ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR IN THE IMPLEMENTATION

OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY

© The Author(s) 2023 KISELEVA Oksana Nikolaevna

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor

of the Department of Industry Management and Economic Security

Gagarin State Technical University (Russia, Saratov, e-mail: oksana@briik.ru)

ALIZADE Fardan Fazil ogly

Student

Gagarin State Technical University

(Russia, Saratov, e-mail: fardanaliea3@gmail.com)

Annotation. The article is devoted to the substantiation of the role of the enterprise management system as the most important factor in the implementation of the import substitution strategy. Currently, the vector of state policy is aimed at ensuring the security and independence of our country from foreign suppliers, especially in the structural sectors of the national economy. Nevertheless, the achieved results of the implementation of import substitution projects indicate that the share of imports, including from unfriendly countries, is still high. Accordingly, at present it is necessary to search for those factors, the stimulation of which will contribute to a faster achievement of sovereignty. As the analysis has shown, basically, the identification of such factors is carried out in an external environment, in relation to economic entities. For example, innovations, investments, legislation, infrastructure and other factors are highlighted. According to the authors, it is necessary to turn to the internal environment and identify as such a factor a management system, on the level of development of which depends on not only the efficiency of the enterprise as a whole, but also the possibility of achieving the set strategic goals in the context of import substitution. Thus, ensuring compliance of existing management systems with existing requirements will undoubtedly allow to "improve" the results achieved in the field of import substitution.

Keywords: sovereignty, import substitution, state, management system, industrial enterprises, economy security

For citation: Kiseleva O.N., Alizade F.F. Enterprise management system as a factor in the implementation of import substitution policy // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Рр. 100-104. (In Russ.). doi:10.51608/23058641 2023 2 100.

Введение

События, произошедшие на геополитической арене в 2014 году, придали новый импульс реализации стратегии импортозамеще-ния в отечественной экономике. Введение многочисленных санкций со стороны недружественных стран, направленное на фактическую изоляцию России от мирового рынка и ее уничтожение как независимого государства, напротив, спровоцировало интенсификацию процессов разработки и реализации отечественных решений, призванных заменить импортную составляющую, прежде всего, в ведущих секторах экономики нашего государства. Непосредственное активное участие и поддержка со стороны государства, реализуемые в ряде программ (например, [1]), обеспечивает достижение высоких результатов в данном направлении, о чем, в частности, свидетельствуют аналитические данные [2].

Однако, несмотря на благоприятные тенденции, в настоящее время существует необходимость трансформации формата программы импортозамещения от «догоняющей» на «опережающую», инициированной президентом Путиным В.В. на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году [3].

Очевидно, что такой вариант реализации политики импортозамещения требует не только использования более действенных, более «быстрых» механизмов и инструментов при разработке и практического воплощения инновационно-технологических проектов на траектории создания собственной технико-технологической базы, но и создания соответствующей благоприятной внешней и внутренней среды, способствующей достижению поставленных целей. При этом, если в отношении внешней среды явным положительным влиянием обладает существующая государственная под-

держка, то со стороны внутренней среды таким влиянием, безусловно, должна обладать действующая система управления, целью которой является «обеспечение достижения поставленных целей и результатов функционирования»

[4].

Таким образом, целью данной статьи является обоснование значимости системы управления предприятиями, принимающими участие в реализации политики импортозаме-щения, как одного из важнейших факторов, способствующих достижению независимости отечественной экономики от импортной составляющей.

Методология исследования основана на анализе теоретических работ, освещающих вопросы импортозамещения в России, а также информационных отчетов, характеризующих аспекты реализации политики замещения импорта в отечественной экономике. На основе полученных результатов анализа представилось возможным обосновать значимость системы управления предприятием как фактора реализации политики импортозамещения в нашей стране.

Результаты

Импортозамещение не является абсолютно новой для нашего государства стратегией: как указывается экспертами, «Россия проводит политику импортозамещения уже около 15 лет и смогла существенно сократить долю импорта по многим позициям» [5]. Так, согласно аналитическим данным Национального Рейтингового Агентства, «за семь лет объем импорта санкционной продукции сократился в стоимостном выражении на 41%, до 13,4 млрд долл. и на четверть в объемном - до 10,1 млн тонн» [6].

При этом, как указывают исследователи, «экспорт в Россию наиболее крупных стран-партнеров в марте-апреле 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. сократился на 20%. Наиболее значительное снижение наблюдается поставок товаров из Германии (65%)»

[7].

Тем не менее, при указанных положительных тенденциях реализации политики им-портозамещения, прежде всего, в сельском хозяйстве, все еще высокими являются показатели зависимости от импорта (более 50%) таких ключевых отраслей, как машиностроение, электронная и текстильная промышленность, фармацевтика и медицина [8].

Очевидно, что сохранение высокой доли импорта в важнейших, структурообразующих отраслях отечественной экономики нивелирует усилия по обеспечению суверенитета нашей страны и ставит по угрозу ее национальную безопасность, что привлекает особое внимание к вопросу идентификации тех факторов, стимулирование которых обеспечит рост результативности деятельности, направленной на снижение зависимости от импортной составляющей.

Так, в исследовании Атарова Н.З. в качестве таких факторов указываются инвестиционная и инновационная деятельность [9]. В работе [10] сделан акцент на создании необходимой инфраструктуры, обеспечении финансирования, развития цифровых технологий. Тебе-кин А.В. отмечает необходимость формирования «более радикальных национальных стратегических программ» [11], а Макарычевой И.В. обращается внимание на необходимость государственной поддержки IT-компаний и обеспечение «цифрового равенства» [12]. Также, называется совершенство законодательства и кредитно-денежной политики [13].

Как видно, зачастую исследователи обращают внимание, в основном, на факторы внешней среды, тогда как среди внутренних рассматривают лишь имущественный аспект, отраженный в обеспеченности необходимыми производственными активами и степени их износа.

Тем не менее, как указывается, одной из проблем, присущих хозяйствующим субъектам, функционирующим в ключевых высокотехнологичных отраслях, являются «узкие места» действующих систем управления, что выражается, прежде всего, в недостаточной квалификации менеджеров, низком уровне цифро-визации процессов, отсутствии необходимого управленческого опыта [14].Очевидно, неэффективность систем управления оказывает негативное влияние, как на текущую деятельность хозяйствующего субъекта, так и на результаты осуществляемых проектов, в том числе в контексте импортозамещения.

Важнейшая роль системы управления в успешном функционировании любого предприятия обосновывалась неоднократно во многих научных и практических работах отечественных и зарубежных авторов (например, [15-16]) и сомнению не подлежит. Учитывая непосредственную связь и влияние текущей деятельности хозяйствующих субъектов с их ин-

ф

Основы экономики, управления и права

2023

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

новационной и проектной деятельностью, можно утверждать, что уровень развития действующей системы управления и ее эффективность оказывают прямое влияние и на результаты проектов импортозамещения.

Обсуждение

В настоящее время значительное число предприятий включает импортозамещение в свою стратегию развития, что определяет необходимость определения целого ряда аспектов, таких как: рынок, конкуренция, ресурсная обеспеченность для реализации проектов, а также ожидаемая эффективность инициируемых изменений.

Очевидно, что основная роль в определении указанных вопросов принадлежит управленческой системе, как центральному звену функционирования хозяйствующего субъекта. Именно от системы управления зависит «правильность» выбранного курса развития, адекватность оценки рыночного потенциала, своевременность принятия решений в области обеспечения необходимыми ресурсами, обоснованность принятых к реализации инновационно-технологических проектов.

Важнейшую роль системы управления в реализации проектов импортозамещения отмечают как зарубежные, так и отечественные исследователи, например, указывается, что «успешные проекты импортозамещения на предприятиях в большей степени зависят от действий менеджмента, а не от внешних факторов» [17].

При этом, значимость системы управления определяется не только обеспечением объективного обоснования необходимости и возможности на «входе» процессов разработки и реализации проектов импортозамещения, но и на протяжении всего их жизненного цикла, что выражается в соответствующей поддержке (прежде всего, ресурсной) и своевременном реагировании на отклонения и принятии эффективных управленческих решений по нивелированию негативных ситуаций.

Таким образом, обоснованность важнейшей роли системы управления в процессах им-портозамещения на предприятии основывается на утверждении о том, что именно от действующей системы управления непосредственно зависит уровень эффективности текущей деятельности предприятия, на базе которой осуществляется его развитие. Именно менеджментом предприятия определяются ключевые стра-

тегические направления развития, а также от его политики и принимаемых решений зависит производственный, инновационный, кадровый потенциал, что лежит в основе принципиальной возможности осуществления проектов развития. Именно от «прозрачности» и объективности управленческой информации, оперативности ее формирования и поступления лицам, принимающим решения, зависит своевременность и действенность реагирования на возникающие вызовы со стороны внешней и внутренней среды функционирования, оказывающие влияние на процессы реализации стратегии импортозамещения.

Соответственно, для того, чтобы действующая система управления предприятием была способна эффективно решать перечисленные задачи, она должна удовлетворять сложившимся требованиям, быть гибкой, использовать современный инструментарий и технологии, сама находится в непрерывном развитии, применяя передовой опыт для достижения лучших результатов. В этом случае, реализация проектов, направленных на замещение импорта, будет характеризоваться достижением поставленных целей.

Выводы

Таким образом, система управления предприятием выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего достижение поставленных целей стратегии импортозамещения, поэтому особенно важно сегодня обратить внимание на вопросы ее развития и соответствия существующим требованиям. Только при условии обеспечения способности действующих на отечественных предприятиях систем управления инициировать и поддержать необходимым образом процессы, связанные с разработкой и реализацией идей по импортозамещению, можно будет ожидать достижения необходимых результатов, прежде всего, в наиболее важных отраслях народного хозяйства нашей страны.

Библиографический список

1. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности: государственная программа утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 №328 (ред. от 06.10.2022). URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 16217 6/8d648bec4eab78b541d473f109d614c798e 52283/ (Дата обращения:08.05.2023).

2. Импортозамещение в России: вчера и завтра. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/ 814560067.pdf (Дата обращения: 08.05.2023).

3. Путин: импортозамещение не является панацеей, надо не копировать, а быть на шаг впереди. URL: https://tass.ru/ekonomika/14954319 (Дата обращения: 29.04.2023).

4. Киселева О.Н. Анализ подходов к определению и содержанию понятия «эффективная система управления» в отечественной науке // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2016 / Под ред. А. Фурсова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. С. 329-335.

5. Эксперты ВШЭ оценили результаты им-портозамещения в России. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/814559899.html (Дата обращения: 11.05.2023).

6. Аналитический обзор «Импортозамещение или перемещение?» URL: https://www.rana-tional.ru/sites/default/files/Review_Import%20substi-tution_NRA_Dec.%202020_0.pdf (Дата обращения 11.05.2023).

7. Оруч, Т. А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России / Т. А. Оруч // Инновации и инвестиции. -2023. - № 1. - С. 289-293. - EDN TBIVIM.

8. Импортозамещение: приоритеты развития отечественных отраслей экономики. URL: https://alt.ranepa.ru/pressroom/news/importozameshch enie _prioriteti_razvitiya_otechestvennih_7054.html (Дата обращения: 10.05.2023)

9. Атаров, Н. З. Стратегии и факторы им-портозамещения на рынке продукции фондообразующего машиностроения России / Н. З. Атаров // Экономическая наука современной России. - 2017. - № 3(78). - С. 129-136. - EDN ZQQPKH.

10. Выжитович, А. М. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты / А. М. Вы-житович, П. А. Ершов // Национальные интересы:

приоритеты и безопасность. - 2015. - Т. 11, № 38(323). - С. 52-64. - EDN UMRLXL.

11. Тебекин, А. В. Анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности / А. В. Тебекин // Транспортное дело России. - 2022. - № 2. - С. 159-165. - DOI 10.52375/20728689_2022_2_159. - EDN LYAGYB.

12. Макарычева, И. В. Проблемы импортоза-мещения в России / И. В. Макарычева // Экономические отношения. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 389-406. -DOI 10.18334/eo.12.3.114889. - EDN STYGQW.

13. Адушев М. Н., Лагутенко С. Н. Проблемы импортозамещения товаров в России и пути их решения // Молодой ученый. 2016. № 9.4 (113.4). С. 14. URL: https://moluch.ru/archive/113/29361/ (Дата обращения: 12.05.2023).

14. Абдикеев, Н. М. Импортозамещение в высокотехнологичных отраслях промышленности в условиях внешних санкций / Н. М. Абдикеев // Управленческие науки. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 5369. - DOI 10.26794/2304-022X-2022-12-3-53-69. -EDN WUOKSJ.

15. Бурыкин, А. Д. Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии / А. Д. Бурыкин, А. В. Юрченко // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. - 2016. - № 1. - С. 88-98. - EDN WAWLKJ.

16. Денисов Д.В. Эволюция подходов к определению организации и ее системы управления // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 122-126.

17. Денисов В. Т., Перегородиева Л.Н. Понятие управления импортом в рамках предприятия и в масштабах страны: монография. Саратов: ИЦ Наука, 2012.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 16.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The authors declare no conflicts of interests. The authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 16.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.