Актуальные вопросы проведения политики импортозамещения в России в современных экономических условиях
Посаднева Елена Михайловна,
канд. экон. наук, доцент, базовая кафедра финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Багратуни Каринэ Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Программа импортозамещения выступает стратегическим инструментом, обеспечивающим национальный суверенитет и независимость цепочек поставок. Программа импортозаме-щения выступает эффективным инструментом в современной экономической реальности, когда у страны возникают проблемы с внешней торговлей и платежным балансом. В таких условиях программа импортозамещения может помочь укрепить внутреннюю экономику и снизить зависимость от импорта, что определяет актуальность данного исследования. Объект исследования - национальная экономика. Предмет исследования - элементы программы импортозамещения, обеспечивающие эффективность её реализации. Цель исследования - рассмотреть содержание и реализацию программы импортозамещения в России. В исследовании рассмотрены товарная структура импорта, объём импортируемого топлива и горюче-смазочных материалов по странам мира, отрасли хозяйствования, в которых уровень импортозамещения крайне низкий и требует срочных мер государственного вмешательства.
Ключевые слова: экспорт, импорт, хозяйственная деятельность, экономическая политика, экономическая стратегия.
а. в
см
1Л
Основная часть
Импортозамещение представляет собой экономическую политику, направленную на снижение объемов импорта товаров и услуг и увеличение производства внутри страны, политика может быть реализована путем введения таможенных пошлин на импортируемые товары, субсидирования отечественных производителей, ограничения импорта и т.д. В России, учитывая геополитическую обстановку и экономические ограничения западных стран в отношении национальной экономики России вопросы импортозамещения являются важнейшими для обеспечения стратегической безопасности, устойчивости национальной экономики и благополучия граждан: «Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, олто на фоне экономических санкций со стороны западных стран в отношении России вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными» [1, с. 58]. Импортозамещение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики страны, с одной стороны, это может привести к увеличению внутреннего производства внутри страны, созданию новых рабочих мест и снижению зависимости от импорта, с другой стороны, это может привести к увеличению цен на товары и услуги, снижению качества продукции и ограничению выбора потребителей. Импортозамещение в нашей стране имеет исторические корни: «Наиболее наглядным примером импортозамещения в истории нашей страны является сталинская индустриализация 1930-х годов, когда в СССР была практически с нуля выстроена передовая по меркам тех времен промышленность и создана необходимая ресурсная база для ее эффективного функционирования» [2, с. 101]. То есть существует исторический опыт, который способствует реализации механизма импортозамещения в современной экономической реальности. Рассмотри товарную структуру импорта по видам экономической деятельности (табл. 1).
Необходимо понимать, что полного импортозамещения в национальной экономике всех без исключения товаров добиться невозможно, так как в этом случае национальная система хозяйствования сталкивается с падением качества продукции и падением эффективности промышленных секторов экономики: «Полностью замкнутые в пределах одной страны производственные цепочки (которые сейчас выстраиваются в нашей стране - по крайней мере, подобные попытки предпринимаются) будут неэффективны по сравнению с глобальными производствами» [3, с. 10].
Таблица 1. Товарная структура импорта, в процентах
Код Наименование 2021 год 2021 год
январь удельный вес,% декабрь удельный вес,%
Импорт - всего 16768 100 29428 100
в том числе:
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) для их производства 2182 13,0 3350 11,4
25-27 Минеральные продукты 337 2,0 466 1,6
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 3157 18,8 5469 18,6
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 73,9 0,4 128 0,4
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 234 1,4 418 1,4
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 1052 6,3 1515 5,1
71-83 Металлы, драгоценные камни и изделия из них 1165 6,9 2183 7,4
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 7933 47,3 14251 48,4
68-70, 91-97 Прочие товары 635 3,8 1649 5,6
Источник: составлено автором по данным https://rosstat.gov.ru/folder/11188 Таблица 2 Объём импортируемого топлива и ГСМ по странам мира
За период с начала года За отчетный месяц (декабрь 2022)
Кол-во Стоимость Кол-во Стоимость
Количество импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (тыс.тонн) Стоимость импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (млн.долларов) Стоимость импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (млн.рублей) Количество импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (тыс.тонн) Стоимость импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (млн.долларов) Стоимость импортируемого бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов (млн.рублей)
Всего по странам мира 1420,2 981,6 72172,9 150,8 124,9 9252,5
Страны вне СНГ 1340,6 909,6 66885,0 140,1 113,4 8398,6
Страны Европы 630,2 422,9 31111,6 58,8 46,7 3457,3
Страны ЕС 483,0 313,1 23034,7 46,4 36,4 2701,1
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 186,3 115,6 8528,7 13,4 10,6 794,4
Другие страны Европы 147,2 109,8 8076,9 12,4 10,3 756,2
Страны Азии 544,1 358,7 26407,6 54,6 42,7 3167,9
Страны Африки 36,3 29,7 2173,2 8,9 7,5 556,6
Страны Америки 128,6 97,4 7125,9 17,5 16,2 1200,2
Австралия и Океания 1,4 0,9 66,7 0,2 0,2 16,6
Государства-участники СНГ 79,6 72,0 5287,9 10,7 11,5 853,9
АЗЕРБАЙДЖАН 2,8 2,4 176,3 0,5 0,4 31,7
АРМЕНИЯ 7,2 6,8 497,2 1,4 1,4 106,1
БЕЛАРУСЬ 2,6 2,5 194,2 0,2 0,2 17,8
КАЗАХСТАН 7,3 5,4 396,3 0,8 0,8 57,9
КИРГИЗИЯ 21,8 18,9 1387,2 1,8 2,0 150,9
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА 1,6 1,3 98,1 0,3 0,3 21,1
ТАДЖИКИСТАН 10,6 14,1 1032,5 2,2 3,0 222,6
ТУРКМЕНИСТАН 1,3 0,7 49,2 0,1 0,0 2,5
УКРАИНА 0,5 0,5 38,4 0,1 0,1 6,1
УЗБЕКИСТАН 23,7 19,4 1418,5 3,4 3,2 237,1
Источник: составлено автором по данным https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya
Основными отраслями, которые практически полностью выстроили цепочки поставок и производства из отечественных производств являются следующие (рис. 1).
Ое
Рис. 1. Отрасли хозяйствования с максимальным уровнем импортозамещения Источник: составлено автором
Основным источником воспроизводства ресурсов является топливо, потребление которого создаёт условия воспроизводства продукции (табл. 2).
Обращает на себя внимание, что значительный объём (порядка 40 процентов) импорта топлива и ГСМ приходится на Великобританию и страны Европы притом что данные страны являются основными источниками санкционного давления на Россию. Импортозамещение выступает важнейшим инструментом экономической политики, направленной на поддержание экономической стабильности и развития внутреннего производства в условиях экономического давления и ограничений экспортно/импортных операций, отсюда ограничение импорта энергетических ресурсов в недружественные страны выглядит логичным. Однако, эффективность этой политики зависит от многих факторов, таких как уровень технологического развития, конкурентоспособность отечественных производителей, доступность капитала и т.д. Важно отметить, что импортозамещение может быть эффективным инструментом в периоды экономического кризиса, когда у страны возникают проблемы с внешней торговлей и платежным балансом. В таких условиях импортозамещение укрепляет внутреннюю экономику и снижает зависимость от импорта, при этом ряд отраслей в России имеют крайне высокие показатели доли импорта (рис. 2).
Отечественные исследователи справедливо отмечают, что: «Импортозамещение признается результативным при условии соответствия значений и динамики показателей, характеризующих тенденции развития структурных составляющих модели, установленным целевым индикаторам» [4, с. 71], таким образом, отрасли хозяйствования на рисунке 2 можно считать не результативными с позиции достижения целевых показателей.
Основными проблемными отраслями хозяйствования с позиции импортозамещения выступают:
- реализация и производство средств программного обеспечения (94,2%)
- производство лекарственных средств (70,2%)
- текстильная промышленность (51,5%).
Рис. 2. Наиболее импортозависимые отрасли хозяйствования в России
Источник: составлено автором по данным https://www.business. ru/article/4087-importozameshchenie-2022
Для того чтобы программа импортозамещения была эффективной, необходимо учитывать ряд факторов, которые обеспечивают производственную активность и эффективную реализацию программы: уровень технологического развития, конкурентоспособность отечественных производителей, доступность капитала для малого и среднего бизнеса. Важно учитывать международные договоренности и соглашения, так как введение таможенных пошлин и ограничений на импорт может привести к нарушению международных торговых соглашений. Программа импортозамещения может привести к ограничению конкуренции и инноваций, что может негативно сказаться на экономическом развитии страны в долгосрочной перспективе для этого необходимо стимулировать внутренний спрос и развитие внутренней конкуренции. Поэтому, необходимо сбалансировать программу импортозамещения с другими экономическими инструментами, которые нацелены на компенсацию внешних угроз в виде санкций [6], [7], в частности стимулирование экспорта, поддержка внутренних инноваций и развитие международной торговли с дружественными странами: «Несомненно, выбор импортозамещающей политики, вне зависимости от того к какому из двух типов она принадлежит, во многом должен опираться на отраслевые/региональные особенности и имеющиеся конкурентные преимущества. В этой связи крайне важно исследовать структуру внешнеторгового оборота как в секто-
ральном, так и в региональном разрезах, а также выявить степень уязвимости отдельных отраслей к локализации импортных поставок» [5].
Стимулирование экспорта с дружественными странами (страны БРИКС) может помочь компенсировать снижение объемов импорта и увеличить экспортные доходы страны, которые снижаются на фоне экспортных ограничений западными странами. Поддержка инноваций может помочь отечественным производителям улучшить качество продукции и повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Развитие международной торговли может помочь увеличить объемы экспорта и импорта, что может привести к улучшению торгового баланса страны.
Заключение
В долгосрочной перспективе импортозамеще-ние помимо очевидных плюсов, таких как: экономическая безопасность, национальный суверенитет, социальная устойчивость, может иметь ряд негативных последствий, прежде всего таких как ограничение конкуренции и развитие инноваций, что может негативно сказаться на экономическом развитии страны. Поэтому, важно реализовывать политику импортозамещения с другими мерами государственного регулирования, такими как стимулирование экспорта, поддержка инноваций и развитие международной торговли. Программа импортозамещения может привести к увеличению государственных расходов на поддержку отечественных производителей, поэтому, при реализации программы импортозамещения необходимо учитывать финансовые возможности и бюджетное обеспечение отраслей, а также обеспечить эффективное использование бюджетных средств при реализации целевых программ импортозамещения. Важно отметить, что программа импортозамещения может быть эффективной только при условии наличия достаточных ресурсов и квалифицированной рабочей силы внутри страны, то есть при реализации программы импортозамещения необходимо учитывать потенциал отечественных производителей и обеспечивать условия для их развития.
Литература
1. Пронина Н.Н., Оганезова Д.И., Усенко-ва О.В. Реальность импортозамещения в России // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № . 3 (11). - С. 58-62.
2. Наружный В.Е., Титов В.А., Оболенская Ю.А. Импортозамещение в России: исторический опыт и текущие перспективы // Управленческое консультирование. - 2019. - № . 11 (131). - С. 101-112.
3. Рукинов М.В. Проблемы импортозамещения в России и их влияние на обеспечение национальной экономической безопасности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2019. - № . 2 (40). -С. 9-12.
4. Литвинова А. В., Талалаева Н.С., Парфенова М.В. Развитие методических подходов к оценке результативности импортозамещения в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. -Т. 12. - № . 4. - С. 67-85.
5. Ельшин Л.А., Гафаров М.Р., Савуш-кин М.В. Стратегические ориентиры импортозамещения в России в условиях системных преобразований // Теоретическая и прикладная экономика. - 2022. - № . 3. - С. 60-71.
6. Джавадова С.А. Глобальные перспективы экономического противостояния России и Запада // Дискуссия. - 2022. - № 6 (115). - С. 29-38.
7. Чернов Ю.И., Елисеенко С.А., Малов Г.В. Санк-ционный режим в отношении «Северный по-ток-2» как вектор международно-правового нигилизма // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 25-26.
CURRENT ISSUES OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
Posadneva E.M., Bagratuni K.Yu.
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov; Financial University under the Government of the Russian Federation
The import substitution program is a strategic tool that ensures national sovereignty and independence of supply chains. The import substitution program is an effective tool in the modern economic reality when a country has problems with foreign trade and the balance of payments. In such circumstances, the import substitution program can help strengthen the domestic economy and reduce dependence on imports, which determines the relevance of this study. The object of research is the national economy. The subject of the study is the elements of the import substitution program that ensure the effectiveness of its implementation. The purpose of the study is to consider the content and implementation of the import substitution program in Russia. The study examines the commodity structure of imports, the volume of imported fuel and lubricants in the countries of the world, economic sectors in which the level of import substitution is extremely low and requires urgent measures of state intervention.
Keywords: export, import, economic activity, economic policy, economic strategy.
References
1. Pronina N. N., Oganezova D.I., Usenkova O.V. The reality of import substitution in Russia //Bulletin of the Penza State University. - 2015. - № . 3 (11). - Pp. 58-62.
2. External V. E., Titov V.A., Obolenskaya Yu.A. Import substitution in Russia: historical experience and current prospects // Management consulting. - 2019. - № . 11 (131). - Pp. 101-112.
3. Rukinov M.V. Problems of import substitution in Russia and their impact on ensuring national economic security //Theory and practice of the service: economy, social sphere, technology. - 2019. - № . 2 (40). - Pp. 9-12.
4. Litvinova A.V., Talalaeva N.S., Parfenova M.V. Development of methodological approaches to assessing the effectiveness of import substitution in Russia //Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2019. - Vol. 12. - No. 4. - pp. 67-85.
5. Yelshin L. A., Gafarov M.R., Savushkin M.V. Strategic guidelines for import substitution in Russia in the context of systemic transformations //Theoretical and applied economics. - 2022. -No. 3. - pp. 60-71.
6. Javadova S.A. Global prospects of economic confrontation between Russia and the West // Discussion. - 2022. - № 6 (115). -Pp. 29-38.
7. Chernov Yu.I., Eliseenko S.A., Malov G.V. The sanctions regime against Nord Stream-2 as a vector of international legal nihilism // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 3 (166). - Pp. 2526.
C3
о
CO £
m Р СГ
CT1 А
IE