Научная статья на тему 'Экономико-географическое положение Акмолинской области для развития туризма'

Экономико-географическое положение Акмолинской области для развития туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1058
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RECREATION / ECONOMY / RESOURCES / INVESTMENTS / РЕКРЕАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атикеева С., Муканова Б., Сальменова С., Бакербекова А.

В статье представлена краткая экономико-географическая характеристика Акмолинской области, которая располагает значительным экономическим потенциалом, природными ресурсами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атикеева С., Муканова Б., Сальменова С., Бакербекова А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL POSITION OF AKMOLIN REGION FOR TOURISM DEVELOPMENT

The article presents a brief economic and geographical description of the Akmola region, which has significant economic potential, natural resources

Текст научной работы на тему «Экономико-географическое положение Акмолинской области для развития туризма»

УДК 338.48

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL POSITION OF AKMOLIN REGION FOR TOURISM

DEVELOPMENT

Atikeeva S.

Candidate of Biology, Associate Professor "Turan-Astana" University

Mukanova B.

Master of management, Senior Lecturer, "Turan-Astana" University,

Salmenova S.

Master of geography, Senior Lecturer, "Turan-Astana" University,

Bakerbekova А. Master of tourism, Senior Lecturer, Sarsen Amanzholov East Kazakhstan state university, Ust - Kamenogorsk

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Атикеева С.Н.

К.б.н., доцент, Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Муканова Б.Ш.

Магистр менеджмента, старший преподаватель, Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Сальменова С.К. Магистр географии, старший преподаватель, Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Бакербекова А.Т. Магистр туризма, старший преподаватель, Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова,

г. Усть - Каменогорск

Abstract

The article presents a brief economic and geographical description of the Akmola region, which has significant economic potential, natural resources

АннотацияВ статье представлена краткая экономико-географическая характеристика Акмолинской области, которая располагает значительным экономическим потенциалом, природными ресурсами

Keywords: recreation, economy, resources, investments Ключевые слова: рекреация, экономика, ресурсы, инвестиции

Акмолинская область имеет весьма благоприятное географическое положение. Она расположена на севере центральной части Республики Казахстан и относится к Северному экономическому району. Область занимает территорию площадью 146,219 тыс. км 2, что составляет 5,4 % территории республики. На юге граничит с Карагандинской об-

ластью, на севере с Северо-Казахстанской, на западе с Костанайской и с Павлодарской на востоке (рис.1) [1].

Акмолинская область расположена в степной природной зоне. Область имеет три части: северная, средняя и южная. Северная часть изрезана горами. Средняя часть представлена равнинным рельефом, а южная это пустынная степь.

Рисунок 1. Географическое положение Акмолинской области

Акмолинская область образована в 1939 году. На территории области находится новая столица Казахстана (с 2019 г.) - город Нур-Султан, который занимает значительную площадь области и оказывает большое социально-экономическое влияние на окружающую территорию. Административным

центром области, является г. Кокшетау, основанный еще в 19 веке, а именно в 1824 году. В область входят 17 административных районов (рис.2), 2 города областного значения (Степногорск, Кокше-тау), 8 городов районного подчинения, а также 5 поселков и 253 сельских округа[2,3].

Рисунок 2. Общегеографическая карта Акмолинской области

На момент 2019 года в области проживает 738587 тысяч человек (11 место в Казахстане), плотность населения составляет 5 чел./км2 (9 место по Казахстану).

Около 45% населения проживает в сельской местности. Преобладающая часть населения области - казахи (51 %). Около 32 % составляют русские, 4,5 % украинцы, 3,5 % -немцы (рис.3) [3].

Рисунок 3. Национальный состав населения Акмолинской области, %

Высокую плотность можно наблюдать только в тех районах, где расположены крупные города: Целиноградский и Зерендинский районы. В первом районе, это обуславливается расположением столицей Республики- Нур-Султан, а во втором районе, это расположение административного города области - Кокшетау, а также крупные рекреационные центры.

Одним из важнейших отраслей для вложения инвестиций является развитие транспортной инфраструктуры, состояние которой во многом определяет конкурентоспособность региона.

Развитая транспортная инфраструктура области дает возможность динамичного развития ту-ристско-рекреационной деятельности. Главную роль транспортных связей с другими регионами играют железные дороги. Акмолинская область имеет самую большую длину железнодорожных путей в Республике, общая протяжённость дорог более 1600 км. Автодороги также имеют ключевое значение, их общая протяженность составляет около 7900 км, из них 5620 км местного значения (табл.1).

Таблица 1

Протяженность сети автомобильных дорог на территории Акмолинской области

Республиканского значения 2287 км

Местного значения 5620 км

Областного значения 2657 км

Районного значения 2965 км

Всего: 7909 км

Большое внимание уделяется автодорогам республиканского значения. На территории области осуществляется строительство первого в Казахстане шестиполосного 205-тикилометрового авто-бана Астана-Щучинск, ежегодно увеличивается финансирование улучшения состояния местных автомобильных дорог [4,5].

С целью развития транспортной инфраструктуры рассматривается вопрос реконструкции аэропорта в г. Кокшетау до параметров, отвечающих современным требованиям оказания данного вида услуг.

Для систематизации межрегиональных транспортных потоков и стимулирования роста экономической активности области, учитывая ее выгодное географическое расположение, перспективным является создание транспортно-логистических узлов, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в крупные транспортно-логистические центры.

Эти направления являются перспективными для вложения инвестиций.

На территории области действует 65 межрайонных маршрутов и 14 пригородных маршрутов перевозок пассажиров. На маршрутах, каждый день производится около 150 оборотных рейсов. На территории области действуют 3 автовокзала и 7 автостанций. Также на территории области действует одно авиационное предприятие - Кокшетау, но большую роль играет аэропорт города Нур-Султан, так как сюда посетители приезжают с деловыми и профессиональными целями, а уже с Нур-Султана выезжают по курортным зонам.

Таким образом, Акмолинская область располагает значительным экономическим потенциалом, природными ресурсами.

Область занимает территорию чрезвычайно благоприятную для развития туристского бизнеса.

Зоны отдыха имеют удобное географическое положение, связанное с близостью индустриальных густонаселенных регионов.

Имея уникальные природно-климатические условия - красоту ландшафта с великолепным сочетанием скалистых гор, хвойных лесов, озер с удобными пляжами, рекреационными зонами озер курортного района «Бурабай», озер Жокей, Катар-коль, Майбалык, Большое и Малое Чебачье можно соперничать с известными курортами государств СНГ.

Возможности для развития туризма имеются в Зерендинском, Сандыктауском, Аккольском, Ерей-ментауском, Коргалжынском районах, где размещена сеть домов отдыха, санаториев, туристических баз, профилакториев, пансионатов [3,5].

Отечественные и зарубежные инвесторы должны быть абсолютно уверены в том, что все их

проекты будут претворяться в жизнь в исключительно благоприятной и стабильной экономико-правовой среде.

В целом, область обладает огромным потенциалом для привлечения инвестиций в развитие экономики региона, в т.ч. международного туристского бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальный Атлас Республики Казахстан. Социально-экономическое развитие. — Ал-маты, 2010. — Т. 2. — 163 с.

2. Казахстан: в цифрах и фактах. — Алматы: Статистика, 1998

3. VisitKazakhstan.kz

4. www.mcds.ru — «Межрегиональный центр делового сотрудничества

5. kazakh.ru — «Международный казахский сервер»

УДК 353.2

INSTITUTIONAL CAPACITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REGION

Bezena I.

Ph.D., Head of the

Department of Social and Humanitarian Education of the Dnipro Academy of Continuing Education, Dnipropetrovsk Regional Council,

Ukraine, Dnipro

ШСТИТУЦЮНАЛЬНА СПРОМОЖШСТЬ М1СЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ В РЕГ1ОН1

Безена I.

к.фшос.н., 3aeidyea4 кафедри сoцiальнo-гуманiтаpнoi освти КЗВО «Днтровська академiя nenepepenoi освти» Днiпропетровськоi обласно'1'ради»,

Украта, м.Днтро

Abstract

The article deals with the institutional capacity of local self-government in the region, which is a promising factor in the democratization of regional power. The imperfection of the institutional capacity of the local self-government body constitutes one of the important factors that impedes the sustainable territory development and, accordingly impedes the improvement of the well-being of residents. The process of initiated democratization in the society and the government envisages the creation of vital public institutions that provide constructive interaction of the powerful bodies of state and local government with the developed civil society. Representative authorities are empowered for a clearly defined term in accordance with the current legislation of Ukraine. It is entrusted with the powers of normative and executive power, empowered to represent the interests of its constituents, and its characteristic features are election and collegiality.

Анотащя

Стаття присвячена дослвдженню шституцюнально! спроможносп мюцевого самоврядування в реп-ош, яка е перспективним фактором демократизаци регионально! влади. Саме недосконалють шституцюнально! спроможносп органу мюцевого самоврядування постае одним iз вагомих факторiв, який гальмуе сталий розвиток територи та ввдповщно, стримуе пвдвищення добробуту жителiв. Процес розпочато! демократизаци в суспiльствi та влад^ передбачае створення життево^яльшсних публiчних шститупв, яш забезпечують конструктивну взаемодш спроможних оргашв державно! i мюцево! влади з розвиненим гро-мадянським суспiльством. Представницькi органи влади надшеш повноваженнями на чiтко визначений термш, вiдповiдно до чинного законодавства Укра!ни. На не! покладено повноваження, як нормотворчi та розпорядч^ надiленi правом представляти штереси сво!х виборцiв, характерними ознаками е виборнiсть i колепальшсть.

Keywords: local community; powers of representative bodies; organizational capacity.

Ключовi слова. Територiальна громада; повноваження представницьких органiв; органiзацiйна спро-можнiсть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.